Главная / Начальные классы / Презентация по курсу "Севастополеведение" в начальной школе

Презентация по курсу "Севастополеведение" в начальной школе

Обычаи и традиции Народов, проживающих в Крыму, 	 		 Севастополе
1 из 11

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Обычаи и традиции Народов, проживающих в Крыму, 	 		 Севастополе
Описание слайда:

Обычаи и традиции Народов, проживающих в Крыму, Севастополе

№ слайда 2
Описание слайда:

№ слайда 3
Описание слайда:

№ слайда 4
Описание слайда:

№ слайда 5
Описание слайда:

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7
Описание слайда:

№ слайда 8
Описание слайда:

№ слайда 9
Описание слайда:

№ слайда 10
Описание слайда:

№ слайда 11
Описание слайда:

Презентация по курсу "Севастополеведение" в начальной школе
  • Начальные классы
Описание:

                          СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ  ГОРОДСКОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

                                          ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

                    ТЕМА:  Ознакомление детей младшего    

               школьного  возраста с особенностями

                быта и традициями народов, 

               проживающих в Севастополе, Крыму

                                        

 

        

 

 

 

                                                                                        Выполнила:

                                                                                        Евсеева Е.М.

                                                                                                    учитель начальных

классов гимназии №5

                                                                                       Проверила:

                                                                                            Алтабаева  Е.А.

  

  г. Севастополь

                                                                                      2014

 

       Актуальность проблемы гражданского воспитания личности в современном

 обществе в большой степени предопределяется потребностью государственных образовательных учреждений в подготовке граждан осознанной законопослушности, патриотической преданности к своему государству, свободной и честной приверженности к общепринятым нормам, к нравственно-культурным

ценностям при выполнении разнообразных функций в сферах семейно-бытовых,

межнациональных и межличностных отношений.

Изменения социальной ситуации в Крыму на современном этапе затрагивают

вопросы современной поликультурной адаптации педагога и ученика в другие

«неродные» социумы и культуры посредством преодоления языкового и культурного барьеров, а так же самовоспитания определенной совокупности нравственных качеств и воспитания взаимного культурного понимания и толерантности в поликультурном обществе. Совершенствуя гражданское общество, государство должно проводить политику в двух измерениях –общечеловеческом и национальном. Поэтому ставится задача не только оберегать и развивать культурную самобытность народа, этнонациональный тип мышления, но и проводить постоянное и планомерное сотрудничество государства и общественных структур, с целью приобщения граждан, независимо от этнических, религиозных особенностей в национально-культурную  общность.

Основы гражданской культуры младших школьников предполагают наличие способности переживать, ведь любой ребенок начинает осваивать Родину с окружающего его мира: со двора, улицы, внешкольных учреждений. Этот путь рано

или поздно приводит его к осознанию себя частью некой целостности, не только

социальной, но и географической: семьи, класса, улицы, города, страны. Это чувство

помогает ребенку в самоидентификации. Патриотическое чувство в большей степени произрастает из чувства любви к малой родине, уважительного отношения к национальным традициям и культуре, чувства гордости за свой народ. Патриотизм,был и остается нравственным и политическим принципом, социальным чувством, содержание которого выражается в любви к своему Отечеству, преданности ему, в гордости за его прошлое и настоящее, стремлении и готовности его защищать. Следовательно, патриотизм имеет в своей основе духовную и биосоциальную природу. Патриотизм –это высшее гражданское чувство

Цель ознакомления детей младшего школьного возраста с особенностями языка, быта, и традиций народов, проживающих в Крыму, Севастополе: формировать социальные навыки толерантного поведения, развивать осознанное отношение к себе, как самостоятельной личности, равной с другими людьми,  интерес к окружающим людям и их культурным традициям,  готовность воспринимать позитивный социальный опыт, формировать позитивные этнические стереотипы, желание познать людей и делать добрые дела.

Формирование целостной картины мира младших школьников лучше начинать с особенностей своего региона, показав при этом обусловленность жизни и хозяйственной деятельности человека.

Знакомить детей с «языком соседа» необходимо, исходя из национального состава конкретной группы школьников, при этом педагог должен поощрять детей, использующих формулы речевого этикета на родном языке. Для решения задач расширения общения детей на родном языке и языках соседей необходимо выполнять следующие условия:

1. Педагогический процесс в  должен быть направлен на максимальное развитие ребенка на родном языке и обеспечение его психологического благополучия.

2. В процессе изучения «языка соседа» опора делается на родной язык и  используется тот же тематический принцип, следовательно, необходимо расширять разговорную практику на родном языке.

3. В условиях близкородственного двуязычия действует основной принцип организации работы с детьми – сопоставительное изучение двух языков.

4. В условиях неблизкородственной языковой среды необходимо учитывать возрастные, психические особенности детей младшего школьного возраста, а также наличие цепкой языковой памяти и его коммуникативную предрасположенность.

5. В процессе общения детей на «языке соседа» необходимо уделить особое внимание формированию умения действовать в речевом и неречевом планах.

6. Изучение «языка соседа» не должно быть оторвано от изучения основ культуры  его носителей.

7. Особое внимание рекомендуется уделить работе с семьей, так как влияние семьи – решающий фактор в становлении речи на «языке соседа».

Традиционную и современную культура людей, живущих в Крыму необходимо подавать детям так, чтобы раскрыть разнообразие культур людей, проживающих в Крыму.

Работа по ознакомлению детей с народными промыслами и декоративно-прикладным искусством может быть организована как кружковая работа, которая обогатит представления детей о разнообразии промыслов в Крыму, позволит привить детям некоторые навыки и умения. Детей можно познакомиться с такими видами работ, как вышивка, мозаика, плетение, художественная чеканка (на фольге), изготовление изделий из бисера, объемное конструирование, флоромозаика, флоропластика, вытынанки и др. Работы, выполненные детьми, можно использовать для украшения класса,  как подарки или атрибуты для игр.

С характерными особенностями традиций и обычаев людей, проживающих в Крыму, знакомить детей целесообразно на праздничных утренниках и развлечениях. Детям необходимо дать общие понятия о праздниках, например, как и когда к людям пришли праздники, с чем они были связаны, праздники бывают разные.  Рекомендуется проводить праздничные утренники по сезонам года: осенний, зимний, весенний и летний. В содержание сценариев можно вводить фольклорный материал на родном языке и «языке соседа».Вечера развлечений для детей могут быть посвящены национальным праздникам, проведенным в доступной для детей форме. Детей  рекомендуется знакомить с наиболее известными и значимыми праздниками людей, проживающих в Крыму.

На уроках Севастополеведения можно дать обзорный экскурс о населении Крыма, Севастополя с помощью использования ИКТ (презентации), проектной деятельности, ролевых игр «Гостеприимство народов Крыма, Севастополя». Для ознакомления детей предлагается использовать материал журнала «Крымуша», в котором ярко описаны особенности языка, быта и традиций народов Крыма. (презентация прилагается), составление книги пословиц и поговорок народов Крыма, КТД(карта путешествий )

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Численность населения Крыма, включая Севастополь, составляет около 2 миллионов 400 тысяч человек, это довольно много. Сейчас в населении основную часть составляют русские (более половины), затем украинцы, крымские татары (их число и доля в населении быстро растет), значительна доля белорусов, евреев, армян, греков, немцев, болгар, цыган, поляков, чехов, итальянцев. Малочисленны, но по-прежнему заметны в культуре малые народы Крыма - караимы и крымчаки. Компактно проживают лишь крымские татары в специально отстроенных деревнях в пригородах у Симферополя и других городов. В городах и селах обычно все нации живут без особых границ.

Издревле Крым был полиэтнической территорией.                                                                          С кон­ца XVIII — начала XIX века в силу ряда исторических со­бытий на полуостров стали прибывать представители раз­личных народов Северного Причерноморья. Они внесли свой вклад в развитие экономической, социально-политической и культурной жизни. Крымский полуостров во все времена не терял своеобра­зия, какие бы общественные катаклизмы не случались на его земле и в мире. Загадочный магнетизм, заложенный са­мой природой, способствовал формированию полиэтничес­кого сообщества людей. В разные исторические эпохи рож­дались новые этнические общности, видоизменялись суще­ствующие, но ни одна этническая группа не находилась в обособленном положении. Каждый этнос, оседло обосновав­шийся на полуострове, вносил присущее ему своеобразие в общую жизнь Крыма. Едва ли найдется уголок земли, на котором как в Крыму было бы представлено столь удивительное разнообразие эт­нических общностей, на протяжении многих веков состав­лявших население полуострова.Тем не менее каждой из национальных групп присущи свои самобытные черты.                     

Своеобразие национального состава населения Крыма состояло в том, что полиэтничность сочеталась с близостью народов по языку межнационального общения: практически все этнические образования Крыма знали русский язык, со­храняя, безусловно, языки своих предков. В крымском полиэтничном сообществе трудно было обойтись без понятно­го и приемлемого для всех средства общения, каким, — есте­ственно, и стал русский язык. Сама история определила, что объективный процесс общения развивается на основе языка самой крупной по численности этнической общности.                                                                         

История Крыма свидетельствует, что для многонационального населения Крыма характерно наличие дружественных этнических общностей разных национальностей, единство экономических, социальных и культурных интересов, совме­стное участие в хозяйственной деятельности.                                                               

Культура народов — уникальное, неповторимое, многогранное явление. Постулаты этнологов гласят: «Кто знает один народ — не знает ни одного». И действительно, знание «иностранцев», особенно родственных генетически или территориально, дает возможность определить и уяснить роль и место каждого народа в кругу других народов. Известно, что «чистых» народов или рас вообще не быва­ет. История человечества доказала, что сложные процессы формирования, развития и исчезновения одних этнических сообществ заканчивались заменой их другими. Историческое развитие народностей происходило не изолированно. Это находило свое отражение позже в особен­ностях культуры, языка, топонимики.                                              

Человек любой национальности гордится своим этничес­ким происхождением. Язык, верования, одежда, праздники, песни, кухня помогают ему поддерживать особую связь с прошлым своего народа.                                                                                                         

Обычаи народов — одна из важнейших и наиболее постоянных тем этнографической науки.

Обычаем называется всякий установленный, традицион­ный и более или менее общепринятый порядок совершения каких-либо общественных действий, традиционные прави­ла поведения. Термин обычай близок к понятию обряд (ри­туал), и во многих случаях эти два понятия даже равно­значны. Но понятие обряд уже, чем понятие обычай. Всякий обряд есть обычай, но не всякий обычай есть обряд. Напри­мер, свадебные или похоронные, святочные или масленич­ные обычаи представляют собой установленные обряды. Но есть много обычаев, в которых нет ничего обрядового: обы­чай отращивать бороду определенной формы, мыть руки перед едой, обычай соседской взаимопомощи и т.д.     Народные обычаи чрезвычайно разнообразны, и уложить их в какую-то систему классификации трудно. И все же сре­ди них можно выделить преобладающие типы. Такими, например, считаются семейные и календарные обычаи. Первые бывают приурочены к определенным важ­ным событиям в семейной жизни. Это свадебные, родиль­ные, погребальные обычаи. Второй тип охватывает обычаи, приуроченные к определенным моментам годовой смены се­зонов.        

Календарные обычаи и обряды, издавна сложившиеся, сопровождают важные и заметные отрезки в постоянной чере­де сезонов. Существуют обряды зимние, весенние, летние, осенние. 

Многие обычаи и обряды календарного цикла вошли в традиции народов, стали элементами их образа жизни.

Обряды и праздники в большинстве своем носят народный характер. Церковный элемент в них был внесен значительно позднее и зачастую не изменил сущности обрядов. 

Что же такое праздники и обряды? Вот как определяет понятие «праздник» В. Даль: «Праздник или праздничный день — день, посвященный отдыху, не деловой, не работный, противоположный — будень; день, празднуемый по уставу цер­кви или по местному обычаю, по случаю, относящемуся до местности, до лица.  

Праздничать, праздновать — гулять, отдыхать и ничего не делать; гулять, пировать, бражничать».

Обряд — это ритуал, церемония, церемониал, совокуп­ность условных, традиционных действий, лишенных непо­средственной практической целесообразности, но служащий символом определенных социальных отношений, формой их наглядного выражения и закрепления. А как отмечали многочисленные старые праздники наши предки, какими обрядами их сопровождали? В прошлом каждый день календаря был «расписан», по­священ какому-то празднику.Наши предки знали, чем один праздник отличается от дру­гого, знали, как их отмечать, чем украшать и сопровождать. Большое место в проведении праздника занимало посеще­ние культовых учреждений, где по каждому случаю своя служба. Вне религии тоже существовали многочисленные обряды, отличающие один праздник от другого.В жизни сельского жителя большое значение имела по­года. Поэтому со временами года связаны и обряды. Они были приурочены к весеннему севу, выгону скота, рыбной ловле, охоте, строительству новых жилищ, рытью колодцев. Были семейные обряды, связанные с рождением, свадьбой и смер­тью. В связи с годичной повторяемостью хозяйственной дея­тельности и ее календарной приуроченностью обряды пер­вой группы, в отличие от семейных, принято называть календарными.Со временем происходили значительные изменения в обрядовых традициях, праздники проводились соответствен­но развитию общества. В течение столетий велись многочисленные наблюдения, сопоставления, на основе которых можно было делать краткосрочные и долгосрочные прогнозы. Вся эта народная мудрость нашла свое выражение в пословицах, поговорках, приметах. 

Люди всегда были и будут тесно связаны со своим про­шлым. Культура и прогресс развиваются далее только по­тому, что основаны на фундаменте знаний и опыте ушед­ших веков. Их мудрый голос, доносящийся из таинственной глубины времен, постоянно учит и наставляет последующие поколения. 

Человек, не интересующийся историей своего народа, ни­когда не поймет и не проникнется уважением к истории дру­гого народа. 

В настоящее время в  Республике Крым дей­ствует более 27 национально-культурных объединений, 25 из них официально зарегистрированы. Национальная палит­ра представлена более чем ста этносами и этническими груп­пами, многие из которых сохранили свою традиционно-бы­товую культуру и активно популяризируют свое историко-культурное наследие.

 

 Из книги:Крым. Соцветие национальных культур. Традиции, обычаи, праздники, обряды. / Сост. Н.В. Малышева, Н.Н. Волощук. — Симферополь: Бизнес-Информ. 2003.

Автор Евсеева Елена Михайловна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1004
Номер материала 38610
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓