Главная / История / Презентация по истории России "Занятия восточных славян"

Презентация по истории России "Занятия восточных славян"

Автор: Борщова Н.В. учитель истории и обществознания МАОУ СОШ №9 г. Тобольска...
Цель: На основе личностно ориентированного подхода создать условия для усвоен...
Тема урока : ? индоевропейцы балтославяне балты славяне западные южные восточ...
Тема урока : «Занятия восточных славян» индоевропейцы балтославяне балты сла...
Цель: -познакомиться с занятиями с основными занятиями восточных славян в VI...
Вопросы: 1. Как характеризуют, как оценивают древние авторы восточных славян,...
Заполните таблицу: Знаю	Узнал	Хочу узнать
Прочитайте отрывок из древнерусской «Повести о Петре и Февронии Муромских». «...
Археологические данные Что могут рассказать о занятиях восточных славян резул...
Занятия восточных славян основные подсобные
Занятия восточных славян основные подсобные охота рыболовство бортничество ре...
Вставьте нужные по смыслу слова в следующий текст: Наши предки, восточные сла...
Вопросы: 1. Как характеризуют, как оценивают древние авторы восточных славян?...
тест 1. Информация о занятиях восточных славян дошла до нас в трудах: А) греч...
Ключ к тесту 1	Б 2	В 3	Б 4	А 5	А
Заполните таблицу: Знаю	Узнал	Хочу узнать
1 из 19

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Автор: Борщова Н.В. учитель истории и обществознания МАОУ СОШ №9 г. Тобольска. Т
Описание слайда:

Автор: Борщова Н.В. учитель истории и обществознания МАОУ СОШ №9 г. Тобольска. Тема урока: «Занятия восточных славян»

№ слайда 2 Цель: На основе личностно ориентированного подхода создать условия для усвоения
Описание слайда:

Цель: На основе личностно ориентированного подхода создать условия для усвоения обучающихся фактических знаний о занятиях восточных славян, влиянии природно – климатических условий на их образ жизни, усвоение и развитие универсальных учебных действий. Задачи: 1. усвоение навыков классификации занятий восточных славян на основные и вспомогательные, на основе работы с историческими источниками, выявление причинно – следственных связей, отработка умения переводить информацию из текста в схему. 2. освоение, отработка универсальных учебных действий: постановка учебных задач (целеполагание), осознание цели учебной деятельности (чему я научился на уроке, каких целей добился, чему я хочу научиться еще?), анализа (вычленение информации о занятиях восточных славян из исторического текста). 3. воспитание уважения к своим далеким предкам, их нелегкой жизни.

№ слайда 3 Тема урока : ? индоевропейцы балтославяне балты славяне западные южные восточные
Описание слайда:

Тема урока : ? индоевропейцы балтославяне балты славяне западные южные восточные

№ слайда 4 Тема урока : «Занятия восточных славян» индоевропейцы балтославяне балты славян
Описание слайда:

Тема урока : «Занятия восточных славян» индоевропейцы балтославяне балты славяне западные южные восточные

№ слайда 5
Описание слайда:

№ слайда 6 Цель: -познакомиться с занятиями с основными занятиями восточных славян в VI- X
Описание слайда:

Цель: -познакомиться с занятиями с основными занятиями восточных славян в VI- X вв.; -поработать с письменными источниками той поры, с данными археологических раскопок

№ слайда 7 Вопросы: 1. Как характеризуют, как оценивают древние авторы восточных славян, их
Описание слайда:

Вопросы: 1. Как характеризуют, как оценивают древние авторы восточных славян, их занятия? 2. Повлияли ли на занятия восточных славян природные условия?

№ слайда 8 Заполните таблицу: Знаю	Узнал	Хочу узнать
Описание слайда:

Заполните таблицу: Знаю Узнал Хочу узнать

№ слайда 9 Прочитайте отрывок из древнерусской «Повести о Петре и Февронии Муромских». «Бра
Описание слайда:

Прочитайте отрывок из древнерусской «Повести о Петре и Февронии Муромских». «Брат же мой ныне пошел на свое дело, полез высоко на дерево и через ноги смотрит на землю, как бы не сорваться с высоты и не разбиться насмерть. Поэтому я и сказала, что он через ноги на смерть глядит». Вопросы и задания 1) О каком древнейшем занятии наших предков идет речь? Чем занимается брат Февронии? Вы поняли, для чего он забирается на деревья? 2) Как вам кажется, это занятие у восточных славян было основным или вспомогательным?

№ слайда 10 Археологические данные Что могут рассказать о занятиях восточных славян результа
Описание слайда:

Археологические данные Что могут рассказать о занятиях восточных славян результаты археологических раскопок?

№ слайда 11 Занятия восточных славян основные подсобные
Описание слайда:

Занятия восточных славян основные подсобные

№ слайда 12 Занятия восточных славян основные подсобные охота рыболовство бортничество ремес
Описание слайда:

Занятия восточных славян основные подсобные охота рыболовство бортничество ремесло торговля земледелие скотоводство

№ слайда 13 Вставьте нужные по смыслу слова в следующий текст: Наши предки, восточные славян
Описание слайда:

Вставьте нужные по смыслу слова в следующий текст: Наши предки, восточные славяне, не кочевали, а жили______________. Они расчищали участки земли от леса и сеяли следующие культуры: ___________,________,________. _____________было главным, основным занятием славян, но при этом существовали и подсобные занятия, не основные, но важные для выживания:_________,__________,___________. Охота приносила________, а бортничество —____. А еще славяне занимались торговлей

№ слайда 14
Описание слайда:

№ слайда 15 Вопросы: 1. Как характеризуют, как оценивают древние авторы восточных славян? 2.
Описание слайда:

Вопросы: 1. Как характеризуют, как оценивают древние авторы восточных славян? 2. Повлияли ли на занятия восточных славян природные условия?

№ слайда 16 тест 1. Информация о занятиях восточных славян дошла до нас в трудах: А) греческ
Описание слайда:

тест 1. Информация о занятиях восточных славян дошла до нас в трудах: А) греческих авторов Б) византийских и арабских авторов В) римских авторов 2. Одним из основных занятий у восточных славян было А) рыболовство Б) торговля В) земледелие 3. Восточные славяне торговали: А) ювелирными изделиями Б) зерном, хлебом В) оружием 4. Бортничество – это: А) сбор меда диких пчел Б) сбор винограда В) разведение овец 5. К вспомогательным занятиям восточных славян не относится: А) земледелие Б) охота В) ремесло г) торговля

№ слайда 17 Ключ к тесту 1	Б 2	В 3	Б 4	А 5	А
Описание слайда:

Ключ к тесту 1 Б 2 В 3 Б 4 А 5 А

№ слайда 18 Заполните таблицу: Знаю	Узнал	Хочу узнать
Описание слайда:

Заполните таблицу: Знаю Узнал Хочу узнать

№ слайда 19
Описание слайда:

Презентация по истории России "Занятия восточных славян"
  • История
Описание:

 

 

 

 

 

 

 

                                                           

 

 

Методическая разработка урока  по истории России.

Тема урока: «Занятия восточных славян»

Автор:  Борщова Н.В.. учитель истории и обществознания МАОУ СОШ №9 г. Тобольска.

 

Цель: На основе личностно ориентированного подхода создать условия для  усвоения  обучающихся  фактических знаний о  занятиях восточных славян, влиянии природно – климатических условий на их образ жизни, усвоение и развитие универсальных учебных действий.

Задачи:

1.     усвоение навыков классификации занятий восточныхславян на основные и вспомогательные, на основе работы с историческими источниками, выявление причинно – следственных связей, отработка умения переводить информацию из текста в схему.

2.     освоение, отработка универсальных учебных действий: постановка учебных задач (целеполагание), осознание цели учебной деятельности (чему я научился на уроке, каких целей добился, чему я хочу научиться еще?), анализа (вычленение информации о занятиях восточных славян из исторического текста).

3.     воспитание уважения к своим далеким предкам, их нелегкой жизни.

 

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок – исследование

Оборудование: 1 электронная презентация (приложение 1)

                       2. памятка для  анализа исторических источников (приложение 2)     

                       3. рабочие листы (приложение 3)

                       4. тексты исторических источников (приложение 4)

                       5. конверты с вариантами ответов на вопросы теста

 

 

 

 

 

 

Этап урока

 

 

1. Орг. момент

 

 

2. Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Изучение нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Закрепление изученного материала

 

 

 

 

5.Рефлексия  

 

 

6. Домашнее задание

  

Деятельность учителя

 

 

Создание положительной психологической обстановки на уроке. Настрой на работу.

 

 

 

«Ребята у нас с вами сегодня необычный урок , а урок – исследование, мы побудем в роли ученых исследователей.

А что должен знать и уметь ученый историк?

(актуализация знаний о видах исторических источников, напоминается о необходимости критически относиться к источнику, искать подтверждения информации в нескольких источниках)

Я не буду говорить вам тему сегодняшнего урока, вы попытаетесь назвать её сами, а также сами определите наши задачи на урок. Вам предлагается слайд на котором зашифрована тема урока, состоящая из двух слов. Определите тему!»

(слайд 1)

 

Итак, тема нашего урока «Занятия восточных славян»

,при этом мы оговорим временные рамки VI - X вв. Давайте определим цели. Обучающиеся формулируют цели. Учитель , в случае необходимости корректирует их.

Ребята, а что мы знаем о восточных славянах,  из курса истории средних веков? (работа с картой «Расселение восточных славян» слайд 2)

 

Сегодня нам с вами предстоит ответить на проблемный вопрос: Что повлияло на развитие

данных занятий у славян? (слайд 3)

 

Теперь возьмем рабочие листы, подпишем их и заполним  1 и 3 колонки таблицы.»Знаю, узнал, хочу узнать». (1-2 ученика говорят, что у них получилось) (слайд 4)

 

 

 

 

1.»А теперь возьмем листы с отрывками исторических источников, поработаем по рядам . Ваша задача, найти, подчеркнуть занятия восточных славян. Но сначала просмотри памятки для работы с историческими источниками, вспомните, на что нужно обратить внимание На это вам дается 4 минуты».

Во время обсуждения результатов работ ы учитель записывает на доске занятия восточных славян, названные обучающимися.

2.Затем учитель напоминает, что историки не доверяют одному источнику информации и предлагает ребятам познакомиться с археологическими данными. Какой можно сделать вывод? (слайд 5) Обучающиеся приходят к выводу о том, что данные вещественных источников подтверждают данные письменных источников.

 3. Выполняют познавательное задание, подробнее останавливаются на понятии бортничество, переходят к классификации занятий на основные и вспомогательные (слайд 6)

4. выполнение заданий №3, 4 в рабочих листах по выбору обучающихся, обсуждение итогов.

 

 

1. Обсуждение проблемного вопроса, в ходе которого обучающиеся приходят к выводу о том, что на занятия восточных славян повлияли суровые природно – климатические условия.

 

2. Выполнение теста (задание №5 в рабочем листе) (3 минуты), затем учитель предлагает взять конверты в которых лежат 3 разноцветные карточки и просит поднять, ту карточку ответы на которой совпали с ответами обучающихся, если таковая имеется. (ребята должны поднять карточку розового цвета)

 

Возвращаемся к таблице «Знаю, узнал, хочу узнать», обучающиеся заполняют колонку «узнал», и если возникло желание еще что то узнать 3 колонку «хочу узнать», несколько учащихся по желанию озвучивают получившееся у них.

 

 

Написать параграф в учебник  по истории о занятиях восточных славян или статью в научный журнал, или сделать подборку познавательных заданий, или сделать иллюстрации в учебник по этой теме.

 

 

 

 

 

                                                                                                          Приложение 1.

 

                                                                   

 

 

                                                                       Приложение 2     

Памятка для анализа документов

исторического характера

 (хроники, анналы, летописи,

исторические сочинения)

 

1. Какие исторические факты излагаются в документе?

2. Определите время, в которое происходили описываемые события, если оно не указано в документе или дано в иной (нехристианской) системе исчисления.

3. Как автор объясняет причины, излагает ход и определяет значение исторических событий?

4. По документу определите отношение автора к излагаемым фактам. Как позиция автора связана с характером данного документа, обстоятельствами его создания?

5. В чем позиция автора совпадает (не совпадает) с современной точкой зрения на происходившее? Чем это совпадение (не совпадение) можно объяснить?

                    

 

                                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                          Приложение 3.

Ф.И._____________________________________________

 

Рабочий лист к уроку : «Занятия восточных славян»

 

Знаю

Узнал

Хочу узнать

 

 

 

Задание №1. Изучи тексты источников и выпиши  занятия восточных славян.

 

 

Задание №2.

Прочитайте отрывок из древнерусской «Повести о Петре и Февронии Муромских».

  «Брат же мой ныне пошел на свое дело, полез высоко на дерево и через ноги смотрит на землю, как бы не сорваться с высоты и не разбиться насмерть. Поэтому я и сказала, что он через ноги на смерть глядит».

Вопросы и задания

1) О каком древнейшем занятии наших предков идет речь? Чем занимается брат Февронии? Вы поняли, для чего он забирается на деревья?

2) Как вам кажется, это занятие у восточных славян было основным или вспомогательным?

 

Задание № 3.Заполни схему.

 

 

Задание 4. Вставьте нужные по смыслу слова в следующий текст:

 Наши предки, восточные славяне,  не    кочевали, а вели оседлый образ жизни. Они расчищали участки земли от леса и сеяли следующие культуры: ___________,________,________.    _____________было главным, основным занятием славян, но при этом существовали и подсобные занятия, не основные, но важные для выживания:_________,__________,___________.   Охота приносила________,

а бортничество —____. А еще славяне занимались торговлей .

 

Задание №5 Выполни тест

1. Информация о занятиях восточных славян дошла до нас в трудах:

А) греческих авторов

Б) византийских и арабских авторов

В) римских авторов

 

2. Одним из основных занятий у восточных славян было

А) рыболовство   Б) торговля  В) земледелие

 

3. Восточные славяне торговали:

А)  шедеврами ювелирного искусства

Б) зерном, хлебом

В) пряностями

 

4. Бортничество – это:

А) сбор меда диких пчел  Б) сбор винограда  В) разведение овец

 

5. К вспомогательным занятиям восточных славян не относится:

А) земледелие    Б) охота    В) ремесло   г) торговля

 

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                          Приложение 4.

ЗАНЯТИЯ,  ОБЫЧАИ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН В ИСТОЧНИКАХ  VI - X вв

а) «Стратегикон».

Византийский трактат «Стратегикон» написан на рубеже VI—VII вв. и посвящен военному искусству и военным обычаям различных стран и народов.

         «Племена славян многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, охраняют их.

   У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы.  Они ловко ловят рыбу при  помощи гарпуна.

 

б) Ибн-Фадлан. «О русах на Волге»

       Ахмед Ибн-Фадлан — арабский путешественник и писатель. В 921—922гг. в качестве посла багдадского халифа совершил поездку в Волжскую Болгарию.

         «Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились у реки Атыл (название реки Волги, распространенное среди тюркских народов и в мусульманском мире . Примечание авторов-составителей)

      И как только их корабли прибывают, выходит каждый из них (неся) с собою хлеб, мясо, лук, молоко, чтобы подойти к длинному, воткнутому (в землю) бревну, у которого (имеется) лицо, похожее на лицо человека, а вокруг него маленькие изображения. Итак, он подходит к большому изображению и покланяется ему, потом говорит ему: «О, мой господь, я приехал из отдаленной страны, и со мной девушек столько-то, и столько-то голов и соболей, и шкур»,— пока не назовет всего, что прибыло с ним из его товаров. Потом оставляет то, что имел с собой, перед бревном. «Итак, я желаю, чтобы ты пожаловал мне купца, чтобы он покупал у меня и не прекословил бы мне».

 

в) Арабский писатель ибн-Руста (нач. X в.). «Книги драгоценных сокровищ»

 

..Страна славян — страна ровная и лесистая; в лесах они и живут. Они не имеют ни виноградников, ни пашен. Из дерева выделывают они род кувшинов, в которых находятся у них и ульи для пчел, и мед пчелиный сберегается... Они пасут свиней наподобие овец... Все они идолопо­клонники. Более всего сеют они просо...

Есть у них разного рода лютни, гусли и свирели. Их свирели длиною в два локтя, лютня же их восьмиструнная...

Холод в их стране бывает так силен, что каждый из них выкапывает себе в земле род погреба, к которому приделывает деревянную остроконеч­ную крышу, наподобие [крыши] христианской церкви, и на крышу накла­дывает земли. В такие погреба переселяются со всем семейством и, взяв несколько дров и камней, зажигают огонь и раскаляют камни на ог­не докрасна...

 

г) ВИЗАНТИЙСКИЙ ПИСАТЕЛЬ ПРОКОПИЙ КЕСАРИЙСКИЙ О ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯНАХ

    Эти племена... не управляются одним чело­веком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и не­счастье в жизни считается делом общим... Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков... они почитают ре­ки, и нимф, и всякие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания.

    Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места житель­ства. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в ру­ках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни пла­щей, а одни только штаны, подтянутые ши­роким поясом на бедрах, и в таком виде идут на сражение с врагами…

Автор Борщова Наталья Владимировна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 630
Номер материала 25159
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓