Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Тема урока «Русская культура в конце XV – XVI веке»
История России 6 класс
Учитель истории и обществознания: Олейник Анна Александровна
2 слайд
План урока:
Письменность и книжность
Литература
Живопись и Архитектура
Наука и техника
3 слайд
Письменность и книжность
К XVI веку в русской письменности господствовала скоропись. Некоторые писцы стали зарабатывать на жизнь своим умением составлять желающим необходимые документы, потому что основная масса населения была неграмотной.
Изобрели книгопечатание. Одни из первых книг на старославянском напечатали в начале XVI века ученый Франциск Скорина. Работал в Праге. Затем в Вильне.
1553 г. – книгопечатание началось в России.
4 слайд
Первая книга «Апостол». Она увидела свет 1 марта 1564 г.
Книгу напечатал Иван Федоров – дьякон московской церкви.
«Апостол» отличался высоким качеством, создан на Никольской улице, недалеко от Кремля.
Здесь работал Иван Федоров, его помощник Петр Мстиславец и другие мастера. Затем Федоров уезжает в Литовское княжество, где выпускает первый печатный русский букварь.
ВЫВОД: начало книгопечатания в России стало крупнейшим событием русской культуры.
5 слайд
Литература
В общерусское явление превратилось летописание. Московские летописцы составили грандиозный «Лицевой летописный свод» - рассказ о русской истории со времен первых князей и до царствования Ивана Грозного. Назывался лицевым из-за 16 тыс. иллюстраций.
Большой популярностью в народе пользовались в народе повести и сказания («Повесть о взятии Казани»), песни (о землепроходце Ермаке Тимофеевиче)
Появились произведения, в которых авторы писали на злобу дня, спорили о путях развития страны. Также появились различного рода переписки (Переписка Ивана Грозного с князем Курбским).
Составление Великих Четьих-Миней. Четьими на Руси называли книги, а минеями – сборники, где произведения расположены по дням, когда их рекомендуется писать.
Будничной жизни посвятили «Домострой» - значит домоводство
В конце XV в. создано еще одно произведение «Хождение за три моря». Создатель тверской купец Афанасий Никитин. Описал свое путешествие в Индию.
6 слайд
Тверской купец Афанасий Никитин
7 слайд
Живопись и Архитектура
Иконописец – Дионисий. Его иконы и фрески наполнены необыкновенной внутренней одухотворенностью, отмечены чертами праздничности и нарядности. Фигуры созданные им, легки. Нежны и воздушны.
В начале XVII в. появились первые светские портреты – парсуны. В них сильны традиции иконописания. Но изображения правдивы и реалистичны (портреты Ивана Грозного и его сына – царя Федора Иоанновича).
8 слайд
Работы иконописца Дионисия
9 слайд
10 слайд
Центром русского зодчества в конце XV века стала Москва. Здесь возник ансамбль Московского Кремля. Строил итальянский зодчий Аристотель Фиораванти, который создал новый Успенский собор, стоящий в Кремле и по сей день. В нем проходили все венчание на царствование до Николая II.
1485 г. – возведение кремлевских стен из красного кирпича (зодчие – Антон и Марк Фрязины, Аливез Миланец).
Грановитая палата – для иностранных послов, заседали Земские соборы (Марк Фрязин, Пьетро Антонио Солари).
Архангельский собор – усыпальница московских князей и царей (Алевиз Новый).
11 слайд
Успенский собор в Москве
12 слайд
Грановитая палата
Грановитая палата
13 слайд
14 слайд
Архангельский собор в Москве
15 слайд
Благовещенский собор и церковь Ризоположения создали псковские мастера.
Соборную площадь украсила огромная колокольня Ивана Великого, возведенная в 1505-1508 гг, а в 1600 г. надстроенная до современной высоты 81 метр.
Развивалось строительство крепостей
В храмовой архитектуре получил распространение шатровый стиль. Вместо купольного барабана церковь увенчивала высокая башня в виде шатра, а на самом верху делали небольшой купол. (церковь Вознесения в Коломне).
Подлинным чудом является Покровский собор на Красной площади в Москве (архитекторы Барма и Постник Яковлев). Возвели в честь взятия Казани. Еще одно название – храм Василия Блаженного.
16 слайд
17 слайд
Храм Василия Блаженного
Колокольня Ивана Великого
18 слайд
Наука и техника
XV в. – в Москве образован Пушечный двор. Где отливали орудия и колокола. (школа Андрея Чохова)
Самым прославленным его произведением стала отлитая в 1586 г. – Царь-пушка. Выливали ее 1 год. Длина ее – 5 метров, вес- 40 тонн, а диаметр ствола – 890 миллиметров
В памяти народа остался боярский холоп Никита, который смастерил большие деревянные крылья.
Башенные часы были установлены на башне московского кремля монахом Лазарем в XV в.
Развивалась медицина. Лекарей приглашали из-за границы. Открылась первая аптека на Руси
19 слайд
Царь - пушка
20 слайд
Домашнее задание:
Параграф 33, внимательно прочитать
Рабочая тетрадь, параграф 33 (все задания)
Спасибо за внимание!!!
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Презентация по истории России для 6 класса "Русская культура в конце XV - XVI вв"
На рубеже 15-16 вв. завершился процесс образования единого русского государства, страна окончательно освободилась от монголо-татарского ига. Это оказало существенное влияние на формирование культурных процессов. Общерусская культура этого периода была поностью подчинена служению "государеву делу". Заботами о Российском государстве проникнуты литература и общественная жизнь, зодчество и даже живопись.
После долгих лет упадка начался подъем материальной культуры русского народа. Высокого развития достигло ремесленное производство. Выделялись отливка пушек (Слайд 19) и колоколов, ткачество и др. В 16 веке мастера стали бурить скважины свыше 100м, использовать силу воды в механике, попытались наладить производство бумаги.
Выдающимся событием русской культуры 16 века является книгопечатание, начало которому было положено в 1553 году. Спустя 10 лет в Москве была открыта типография, возглавили которую Иван Федоров (1510-1583) и Петр Мстиславец. В 1564 г. была напечатана первая книга"Апостол". (слайд 3,4)
Архитектура конца XV-XVI вв. отразила возрастание международной роли русского государства. Наступает новый этап как в храмовом, так и в гражданском зодчестве. В строительстве наряду с русскими мастерами участвуют мастера из Италии.
Создание русского централизованного государства со столицей в Москве было ознаменовано строительством на месте старого нового Кремля, ансамбль которого окончательно сложился в конце XV - начале XVI в. В это время в строительстве стали использовать кирпич и терракоту.
По образцу Успенского собора во Владимире итальянским зодчим Аристотелем Фиораванти был сооружен новый Успенский собор. Храм поражает красотой пропорций, лаконизмом художественных средств. Русские летописи писали об Успенском соборе, что он "чуден величеством и высотою, и светлостию, и звонностию, и пространством". Успенский собор стал классическим образцом монументального храмового зодчества XVI в.(Слайд 14)
Итальянским архитектором Алевизом Новым в 1505-1508 гг. был возведен Архангельский собор. В его внешнем виде уже ярко выразился светский стиль архитектуры. Основная конструкция - традиционная: крестово-купольный пятиглавный храм с шестью столбами, поддерживающими своды. Однако в наружном оформлении архитектор отошел от древнерусской традиции и использовал богатые архитектурные украшения (декор) итальянского Ренессанса. (Слайд 10)
В Московском Кремле возводились также и светские постройки, в том числе и Княжеский дворец, состоящий из отдельных построек, связанных между собой переходами, крыльцами, сенями. От этого дворца сохранилась Грановитая палата, построенная итальянскими архитекторами Антонио Солари и Марко Руффо в 1487-1491 гг. Грановитая палата (названная так потому, что снаружи выложена большими гранеными камнями) предназначалась для торжественных дворцовых церемоний и приемов иноземных послов, служила в качестве тронного зала. Это просторное квадратное помещение с мощным столбом посредине, на который опираются четыре крестовых свода. (Слайд 12)
Архитектурным центром Московского Кремля стал "Иван Великий" - столпообразная церковь-колокольня. (Слайд 15, 16)
Живопись конца XV-XVI вв. представлена произведениями талантливого русского мастера Дионисия. Он обладал огромной силой художника и неистощимой творческой фантазией. В 70-е гг. XV в. Дионисий создал росписи и иконы в соборе Пафнутьево-Боровского монастыря под Москвой. Совместно с группой мастеров он расписывал Успенский собор в Московском Кремле (росписи сохранились фрагментарно). Их сюжеты - образы мучеников, погибших за веру, отражают идею защиты Отечества. (Слайд 7,8,9)
Культура Московской Руси XIV-XVI вв. переживала подъем, связанный с разгромом Золотой Орды и созданием единого Русского государства с центром в Москве. Это нашло свое отражение в развитии всех направлений культуры - в литературе, зодчестве, живописи, декоративно-прикладном искусстве, а также в росте грамотности и просвещении, чему способствовало появление книгопечатания.
6 656 262 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Олейник Анна Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Мини-курс
7 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.