Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Представление о чести и бесчестии
2 слайд
Честь - общеславянское. Образовано от чьти, чьту - "почитать, читать, считать".
Честь требовала от дворянина службы царю и Отечеству или, по крайней мере, отвлеченной возвышенной идее, верности присяге, защиты чести женщины, вежливого и этикетного поведения.
3 слайд
Честь воспринималась как принадлежность именно дворянина.
Холопы недаром назывались «подлыми людьми», но так же называли и дворянина, нарушившего неписаные правила дворянской чести.
Защитить честь, смыть позор можно было только одним способом - кровью.
Для этого существовала дуэль.
4 слайд
Слово «подлец» было обычным оскорблением, но с «подлым» нельзя драться. Оскорбление - это знак, но не обесчещивание. Оскорбленный нуждался в свидетелях оскорбительного слова или жеста. Часто при вызове писали еще и письмо, чтобы объяснить свой поступок и оставить памятник своего чувства.
«Дуэль не должна ни в коем случае, никогда и ни при каких обстоятельствах служить средством удовлетворения материальных интересов одного человека или какой-нибудь группы людей, оставаясь всегда исключительно орудием удовлетворения интересов чести».
5 слайд
Только в сфере чести, в личных отношениях идеальная дуэль должна была служить регулятором и выходом из крайних положений.
На практике же в реальных российских условиях - дуэль служила для разрубания узлов в самых различных сферах жизни.
Дуэли применялись и в политике, политической борьбе. Первая из известных нам дуэлей такого рода была, собственно, политическим убийством.
Право на поединок, которое, несмотря на жестокое давление власти, отстаивало послепетровское дворянство, становилось сильным знаком независимости от деспотического государства.
6 слайд
Право на поединок стало для русского дворянина свидетельством его человеческого раскрепощения.
Право на поединок стало правом самому решать - пускай ценой жизни - свою судьбу.
Право на поединок стало мерилом не биологической, но общественной ценности личности.
Оказалось, что для нового типа дворянина самоуважение важнее жизни.
7 слайд
Особенно сильно было влияние офицерских союзов в гвардии при Александре 1, где интелектуальный и моральный уровень офицерства был достаточно высок.
Выступление декабристов в современном политическом сознании рассматривается "под углом чести" с двух позиций.
Первая - наиболее распространенная - интерпретирует поведение декабристов как образец поведения чести.
8 слайд
Писатель Юлиан Семенов в ответе на вопрос интервью сказал: «Потомки петровских орлов превратили день 14 декабря 1825 года в день чести нации"
Вторая позиция интерпретирует выступление на Сенатской • площади как нарушение требований дворянской чести. ". Достаточно оговорить, что неписаный кодекс дворянской чести предполагал высокую нравственную щепетильность в поступках, затрагивающих представителей "своего" крута - дворян, и, безусловно, монарха.
9 слайд
Для Николая понятие чести дворянина было чем-то глубоко второстепенным по отношению к его верноподданическим и чисто служебным обязанностям.
«Что вы мне со своим мерзким честным словом!» - крикнул он декабристу, пытавшемуся объяснить ему, что предательство против чести. Представления офицерских сообществ о чести - даже деморализованных расправой с авангардом - существенно не совпадали с новой моралью.
10 слайд
Николай, в котором, по словам Пушкина, было куда больше «от прапорщика, чем от Петра Великого», радевший об укреплении власти в узком и вульгарном смысле, не понимал , да и не мог понять , какой удар наносит он нравственным устоям офицерства и всего дворянства.
11 слайд
То, что мы и сегодня называем честью - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть .
Сегодня слово ЧЕСТЬ воспринимается многими иначе .
Почти забыто понятие девичьей чести .
В век , когда всё покупается и продаётся , человек согласен на бесчестье , но за хорошую цену …
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Таким образом, процесс развития социально ценных патриотических качеств личности школьников при изучении курсов истории будет осуществляться более эффективно, если в учебно-познавательной деятельности будет активизирован воспитательный потенциал содержащихся в них знаний с помощью педагогически - организованного деятельностного процесса.
Отсюда ясно, что подлинный процесс формирования патриотических качеств личности школьников завершается лишь тогда, когда знания ученика превращаются в факт его мировоззрения, т. е. изменяют взгляды ученика на окружающую действительность и отношение к ней.
Формирование гражданско-патриотических качеств личности – это целенаправленный, специально организуемый процесс. Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности усвоения исторической информации и эмоционального воздействия на учеников для формирования патриотических качеств личности. Разнообразные виды ИКТ позволяют индивидуализировать процесс воспитания учащихся, а деятельностный подход является условием активизации воспитательного процесса.
6 626 567 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Грязнова Валентина Андреевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.