Главная / История / презентация по истории России на тему "Политический сыск и теория официальной народности" (8 класс)

презентация по истории России на тему "Политический сыск и теория официальной народности" (8 класс)

1 из 20

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2
Описание слайда:

№ слайда 3
Описание слайда:

№ слайда 4
Описание слайда:

№ слайда 5
Описание слайда:

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7
Описание слайда:

№ слайда 8
Описание слайда:

№ слайда 9
Описание слайда:

№ слайда 10
Описание слайда:

№ слайда 11
Описание слайда:

№ слайда 12
Описание слайда:

№ слайда 13
Описание слайда:

№ слайда 14
Описание слайда:

№ слайда 15
Описание слайда:

№ слайда 16
Описание слайда:

№ слайда 17
Описание слайда:

№ слайда 18
Описание слайда:

№ слайда 19
Описание слайда:

№ слайда 20
Описание слайда:

презентация по истории России на тему "Политический сыск и теория официальной народности" (8 класс)
  • История
Описание:

§ 12. Политический сыск и теория официальной народности

Возникновение Третьего отделения. Создание системы политического сыска Российской империи связано с именем Александра Христофоровича Бенкендорфа (1783—1844). Он происходил из семьи прибалтийских немцев-дворян, перешедших на службу к русскому царю при Петре I. Бенкендорф участвовал в войне с Наполеоном, в 1819 году стал начальником штаба Гвардейского корпуса.

Стремительный взлет карьеры Бенкендорфа начался при Николае I, которому он деятельно помогал в подавлении мятежа 14 декабря 1825 года.


А. X. Бенкендорф. 
Художник Ф. Крюгер

Еще Александру I молодой генерал рекомендовал запретить все нелегальные политические собрания и создать тайную полицию, которая вовремя пресекала бы антиправительственные заговоры. В тот период Россия была единственной страной в Европе, где не было системы тайного сыска. Но эти предложения не нашли поддержки у Александра I.

Николай I заинтересовался проектами А. X. Бенкендорфа. Собственная его императорского величества канцелярия, ведавшая личной перепиской императора, теперь была разделена на несколько отделений, и корреспонденцией монарха занималось отныне лишь Первое отделение. Во Втором сосредоточились дела законодательные. В ведении Четвертого отделения были благотворительные учреждения — школы, приюты и больницы.


Обер-офицер лейб-гвардии жандармского эскадрона

Наиболее значительная роль отводилась Третьему отделению, основной функцией которого стала борьба с антиправительственным движением. Третье отделение осуществляло высший полицейский надзор, цензуру, следствие по политическим и уголовным делам. Оно просуществовало более полувека и было ликвидировано в 1880 году.

Деятельность Третьего отделения и дело петрашевцев. А. X. Бенкендорф был назначен на должность Главного начальника Третьего отделения и произведен в шефа жандармерии, т.е. военизированных полицейских подразделений.


Приемная графа А. X. Бенкендорфа

Третьему отделению надлежало держать под наблюдением политические настроения различных групп населения. Оно прибегло к практике, широко распространенной во Франции, Великобритании, Пруссии и Австрии. Началась вербовка тайных сотрудников-осведомителей, внедрение доверенных лиц в те организации и кружки, в которых власти видели потенциальную опасность.

Деятельность Третьего отделения не ограничивалась слежкой, сыском и дознанием. Для императора готовились обширные материалы с анализом положения в стране и рекомендациями мер общегосударственного характера. Таковы были предложения по сооружению железной дороги между Петербургом и Москвой (1838), организации государственной службы здравоохранения (1841), таможенной политики (1842) и др.


М. В. Петрашевский

Деятельность ведомства А. X. Бенкендорфа с самого начала вызывала недовольство различных кругов общества, особенно высшего чиновничества. Тем не менее безопасность государства надежно охранялась, и за 30 лет правления Николая I возникло лишь одно тайное общество, быстро раскрытое властями. Это была деятельность общества разночинной молодежи в Петербурге (конец 1844 — начало 1849), названного «петрашевским» по имени его организатора — Михаила Васильевича Петрашевского (1821—1866). Участники нелегальных собраний вынашивали план подготовки крестьянского восстания с целью свержения монархии и установления республики.

Члены тайного общества были арестованы в апреле 1849 года. По делу петрашевцев к следствию привлекли 123 человека, 21 из которых был приговорен к расстрелу. Николай I отменил смертный приговор, участников сослали на каторгу в Сибирь.


Обряд казни петрашевцев на Семеновском плацу

С. С. Уваров и теория официальной народности. Граф Сергей Семенович Уваров (1786—1855) был одним из образованнейших людей своего времени. Он владел несколькими иностранными языками, изучал археологию, философию, историю. Из-под его пера вышло немало научных работ. В 1811—1822 годах С. С. Уваров был попечителем Петербургского учебного округа, в 1818 году стал президентом Российской Академии наук и на этой должности оставался до конца жизни. Более 15 лет, с 1833 по 1849 год, он являлся министром просвещения.


С. С. Уваров

С. С. Уваров придавал большое значение делу просвещения и образования в стране и старался содействовать, с одной стороны, развитию массового начального образования, а с другой — превращению высших учебных заведений в подлинно научные и просветительские центры страны.


Фамильный герб С. С. Уварова

Деятельность С. С. Уварова в памяти потомков осталась прежде всего потому, что он сформулировал так называемую теорию официальной народности. Между тем никакой особой теории не существовало. В циркуляре попечителям учебных округов, подписанном министром С. С. Уваровым в 1834 году, выражалось пожелание так строить учебный процесс, чтобы подрастающее поколение обучалось в духе православия, самодержавия и народности.

«Православие» в уваровской формуле олицетворяло понятие религиозного православного мировоззрения, «самодержавие» отражало форму государственного устройства России, понятием «народность» подчеркивалось, что православие и самодержавие отвечают духу русского народа, его представлениям о том, каким должно быть устройство страны. Соединение этих трех элементов, считал Уваров, и создает историческое своеобразие России. Уваровская формула на долгие годы стала основой идеологии России, освящая существующие в ней порядки.

Вопросы и задания

  1. Объясните, с какой целью было создано Третье отделение. Каковы были его функции?
  2. Многие историки называли время Николая I апогеем самодержавия. На чем основано такое суждение? Определите и обоснуйте свое отношение к нему.
  3. О чем свидетельствовало существование тайного общества М. В. Петрашевского?
  4. Какие идеи принес с собой министр просвещения С. С. Уваров? Отвечали ли они убеждениям императора Николая I?
  5. Как вы понимаете формулу «православие, самодержавие, народность»?

Документ

Из сочинений графа С. С. Уварова:

Россия сохранила теплую веру в спасительные начала, без коих она не может благоденствовать, усиливаться, жить. Искренно и глубоко привязанный к церкви отцов своих, русский народ искони взирал на нее как на залог счастия общественного и семейственного. Без любви к вере предков народ, как и частный человек, погибнет <...>

Самодержавие составляет главное условие политического существования России. Русский колосс упирается на нем, как на краеугольном камне своего величия. Эту истину чувствует неисчислимое большинство подданных Вашего Величества <...>

Спасительное убеждение, что Россия живет и охраняется духом самодержавия, сильного, человеколюбивого, просвещенного, должно проникать народное воспитание и с ним развиваться. Наряду с сими двумя национальными началами находится третье, не менее важное, не менее сильное — народность <...>

Вот те главные начала, которые надлежало включить в систему общественного образования, чтобы она соединила выгоды нашего времени с преданиями прошедшего и с надеждами будущего, чтобы народное воспитание соответствовало нашему порядку вещей и было не чуждо европейскому духу.


Жалованная грамота Николая I С. С. Уварову на графский титул

  1. Какие национальные начала составляют, по мнению автора, основу самобытности России? В чем он видит их суть?
  2. Подумайте, почему именно с помощью системы воспитания и образования граф С. С. Уваров надеялся реализовать провозглашенные им идеи.
  3. Определите ваше отношение к идеям графа С. С. Уварова. Обоснуйте свое мнение.
Автор Загуляева Мария Олеговна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 3458
Номер материала 22854
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓