Главная / Информатика / Презентация по информатике на тему "Кодирование числовой информации"(8 класс)

Презентация по информатике на тему "Кодирование числовой информации"(8 класс)

Название документа открытый урок по информатике.docx

Кодирование числовой информации, 8 класс

Цели:

  • познакомить с кодированием чисел в компьютере;

  • формировать навыки работы на ПК;

  • формировать общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить материал по теме “Системы счисления”;

  • познакомить с системами счисления, используемыми в ПК для кодирования чисел;

  • изучить правила перевода из десятичной системы счисления в 2-ю, 8-ю, 16-ю системы счисления и наоборот;

  • показать возможность использования стандартной программы Калькулятор для работы с разными системами счисления.

Развивающие:

  • Развивать мышление, логику; внимательность;

  • Развивать навыки самостоятельной работы на ПК.

Воспитательные:

  • Воспитывать: интерес к предмету через интересные факты, сообщения; бережное отношение к технике.

  • Формировать информационную культуру.


Ход урока

  1. Организационный момент: объявление темы, целей урока (3 мин.)

  2. Фронтальный опрос, бесед (13 мин.)

  3. Объяснение нового материала (10 мин.)

  4. Первичное закрепление (10 мин.)

  5. Проверка усвоения: тестирование (5 мин.)

  6. Постановка д/з (2 мин.)

  7. Подведение итогов урока, выставление оценок (2 мин.)

Урок начинается с демонстрации слайдов презентации Приложение № 1.

Звучит стихотворение А. Старикова “Необыкновенная девочка” (слад 1).

Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила – 
Всё это правда, а не бред.
Когда, пыля десятком ног, 
она шагала по дороге, 
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.

Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И десять тёмно-синих глаз
Рассматривали мир привычно…
Но станет всё совсем обычным,
Когда поймёте мой рассказ.

А. Стариков “Необыкновенная девочка”.

Организационный момент (объявление темы, целей урока).


Вопрос учащимся:

Как вы думаете, может ли быть такое на самом деле?

Оказывается, может!


Только необходимо выяснить, о какой системе счисления идёт речь в стихотворении.


Тема нашего сегодняшнего урока “Кодирование числовой информации” (слад 2).


Мы рассмотрим системы счисления, которые используются для кодирования информации в компьютере, как они связаны с нашей, десятичной системой счисления. И тогда мы узнаем, сколько девочке лет, сколько ног у неё и у щенка, и в какой класс она ходила.

Начнём с повторения.


Фронтальный опрос:

Беседа с классом. Давайте обобщим некоторые моменты:

  1. Какая система счисления используется повсеместно в наше время? (десятичная)

  2. Сколько цифр в 10-й системе? (десять)

  3. Значит, основание равно ….? (N=10)

  4. Алфавит 10-й системы? (цифры 0-9)

  5. Как вы думаете, почему люди используют именно десятичную систему счисления, а не семеричную или пятнадцатеричную? (десять пальцев на руках)

  6. Но не всегда люди считали десятками. Послушайте сообщения о том, как люди считали раньше (выступают ученики). 

Объяснение нового материала, первичное закрепление.

Таким образом, в нашей жизни есть место и 60-й системе (1час = 60 мин., 1мин. = 60 сек., деление угла — на 360 градусов.) и 12-й (12 месяцев, 24 часа в сутках, по 12 предметов в сервизах и т. д.), и 7-й (7 дней в неделе, много пословиц): семь раз отмерь – один отрежь, семеро одного не ждут

А вот компьютер понимает другие системы счисления. Какие?

(2-ю, 8-ю, 16-ю системы счисления).

Двоичная система счисления очень удобна для кодирования любой информации (легко закодировать два состояния: да-нет; жарко – холодно, есть ток — нет тока; намагничен — не намагничен; представление информации посредством только двух состояний надежно и помехоустойчиво и т. д.). Операции над двоичными кодами легче, чем над десятичными. Но недостаток двоичного кодирования – слишком длинные коды. Поэтому широко используются 8-е и 16-е коды (легко переводить из одной в другую).

А как узнать, в какой системе счисления записано число, как его обозначают?

Ответ:

10-е число: 4510 или 45 D 
2-е число: 101
2 или 101 B
8-е число: 67
8 или 67 O
16-е число: 5А9
16 или 5А9 Н

Задание: определить, правильно ли записано число (слайд 7).

Существует две формы записи числа:

Свёрнутая форма записи числа используется в повседневной жизни (слайд 24).
Развёрнутая форма записи числа используется для того, чтобы показать какую позицию (место) занимает каждая цифра (слайд ).

102310= 1*1000+0*100+2*10+3*1=1*103+0*102+2*101+3*100, где 10 – основание системы, 3,2,1,0 – показатель степени; показывает позицию цифры в записи числа – её “ВЕС”. Тогда “Вес” числа складывается как сумма цифр, умноженных на основание системы в определённой степени. Такой порядок подсчёта “ веса” числа используется в других позиционных системах счисления:

320245=3*54+2*53+0*52+2*51+4*50
1101
2=1*23+1*22+0*21+1*20=…….

Чтобы узнать, как это число выглядит в 10-й системе счисления, надо посчитать “вес” исходного числа.

………8+4+0=1=1310

Правило № 1 (записывается в тетрадь) (слайд 8).

При переводе числа из любой системы счисления в 10-ю систему, исходное число надо записать в развёрнутой форме и посчитать “вес” числа.

Давайте теперь посчитаем: сколько лет было девочке, в какой класс она ходила, и сколько книг было в её портфеле? (слайд 10)

11002=1*23+1*22+0*21+0*20=8+4+0+0=1210 (лет)
101
2=1*22+0*21+1*20=4+0+1=510 (класс)
100
2=1*22+0*21+0*20=4+0+0=410 (книг), (ног у щенка)
10
2=1*21+0*20=2+0=210 (количество глаз, ног, ушей, рук)

Правило № 2 (записывается в тетрадь) (слайды 12).

При переводе числа из 10-й системы счисления в любую другую, надо исходное число разделить на основание новой системы.

Задача (слайд 31). В классе с девочкой учится 28 человек. Посчитать количество учеников в разных системах счисления.

Практическая работа на ПК (работа с программой Калькулятор)

На ПК есть программа, которая поможет проверить наши вычисления:
открываем: Пуск – программы – стандартные – Калькулятор – режим “инженерный” (видеофрагмент).

1 задание: ученикам раздаются карточки с примерами. Приложение № 5. 

Проверить, все ли они правильно решены (слайд 17). Ученики указывают на неправильные примеры.

2510=110012
101101
2=4310
А12
16=257810
С1
16= 30110
271
8=18510

2 задание: в классе 100002 девочек и 178 мальчиков. Сколько учеников в классе? Один ученик решает у дочки, остальные в тетради (слайд 18).

Проверка усвоения темы: тестирование

Постановка д/з (слайды 19-21).

  1. Выучить правила перевода (в тетради).

  2. Посчитать, сколько вам лет в 2-й, 8-й, 16-й системах счисления.

  3. Определить, сколько лет родителям и брату девочки, если их возраст записан в разных системах счисления:

Папа: 478
Мама: 100011
2
Брат: 12
16

Подведение итогов урока по форме и содержанию, выставление оценок

Название документа открытый урок.pptx

? Кодирование числовой информации
Найди ошибки 2510 1002 372 258 А57 2789 1011 15С16 24916 1120012 А0910
Формы записи чисел свёрнутая развёрнутая
Свёрнутая форма записи числа 2510 10012 768 91F16
Развёрнутая форма записи числа 102310= 1*1000 +0*100 +2*10 + 3*1= =1*103 + 0*...
Правило 1 При переводе числа из любой системы счисления в 10-ю систему, исход...
Из стихотворения 1100 лет 101 класс 100 книг, ног у щенка 10 ног (глаз, ушей,...
Правило 2 При переводе числа из 10-й системы счисления в любую другую, надо и...
1110=Х2 5 10 1 2 1 0 1110=10112 11 2 4 1 2 2 0 2 0 1
2810 Х8 Х2 Х16
2810
Практическая работа
Найди ошибку: 2510=110012 1011012=4310 А1216=257810 С116=30110 2718=18510
ЛЕЙБНИЦ
Го́тфрид Ви́льгельм Ле́йбниц - (1646 -1716 г.)
Домашнее задание Правила (в тетради) задачи
Задачи (домашнее задание) Посчитать, сколько вам лет в 2-й, 8-й, 16-й система...
Дополнительно: В саду 42х деревьев. Из них 17х яблонь и 23х груш. В какой сис...
1 из 23

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2 ? Кодирование числовой информации
Описание слайда:

? Кодирование числовой информации

№ слайда 3
Описание слайда:

№ слайда 4 Найди ошибки 2510 1002 372 258 А57 2789 1011 15С16 24916 1120012 А0910
Описание слайда:

Найди ошибки 2510 1002 372 258 А57 2789 1011 15С16 24916 1120012 А0910

№ слайда 5 Формы записи чисел свёрнутая развёрнутая
Описание слайда:

Формы записи чисел свёрнутая развёрнутая

№ слайда 6 Свёрнутая форма записи числа 2510 10012 768 91F16
Описание слайда:

Свёрнутая форма записи числа 2510 10012 768 91F16

№ слайда 7 Развёрнутая форма записи числа 102310= 1*1000 +0*100 +2*10 + 3*1= =1*103 + 0*102
Описание слайда:

Развёрнутая форма записи числа 102310= 1*1000 +0*100 +2*10 + 3*1= =1*103 + 0*102 +2*101 +3*100 11012= 1*23+ 1*22+ 0*21 +1*20= = 8 + 4 + 0 +1 = 1310

№ слайда 8 Правило 1 При переводе числа из любой системы счисления в 10-ю систему, исходное
Описание слайда:

Правило 1 При переводе числа из любой системы счисления в 10-ю систему, исходное число надо записать в развёрнутой форме 120210=1*103+2*102+0*101+2*100

№ слайда 9
Описание слайда:

№ слайда 10 Из стихотворения 1100 лет 101 класс 100 книг, ног у щенка 10 ног (глаз, ушей, ру
Описание слайда:

Из стихотворения 1100 лет 101 класс 100 книг, ног у щенка 10 ног (глаз, ушей, рук)

№ слайда 11
Описание слайда:

№ слайда 12 Правило 2 При переводе числа из 10-й системы счисления в любую другую, надо исхо
Описание слайда:

Правило 2 При переводе числа из 10-й системы счисления в любую другую, надо исходное число разделить на основание новой системы

№ слайда 13 1110=Х2 5 10 1 2 1 0 1110=10112 11 2 4 1 2 2 0 2 0 1
Описание слайда:

1110=Х2 5 10 1 2 1 0 1110=10112 11 2 4 1 2 2 0 2 0 1

№ слайда 14 2810 Х8 Х2 Х16
Описание слайда:

2810 Х8 Х2 Х16

№ слайда 15 2810
Описание слайда:

2810

№ слайда 16 Практическая работа
Описание слайда:

Практическая работа

№ слайда 17 Найди ошибку: 2510=110012 1011012=4310 А1216=257810 С116=30110 2718=18510
Описание слайда:

Найди ошибку: 2510=110012 1011012=4310 А1216=257810 С116=30110 2718=18510

№ слайда 18 ЛЕЙБНИЦ
Описание слайда:

ЛЕЙБНИЦ

№ слайда 19 Го́тфрид Ви́льгельм Ле́йбниц - (1646 -1716 г.)
Описание слайда:

Го́тфрид Ви́льгельм Ле́йбниц - (1646 -1716 г.)

№ слайда 20 Домашнее задание Правила (в тетради) задачи
Описание слайда:

Домашнее задание Правила (в тетради) задачи

№ слайда 21 Задачи (домашнее задание) Посчитать, сколько вам лет в 2-й, 8-й, 16-й системах с
Описание слайда:

Задачи (домашнее задание) Посчитать, сколько вам лет в 2-й, 8-й, 16-й системах счисления. Определить, сколько лет родителям и брату девочки, если их возраст записан в разных системах счисления: Папа: 478 Мама: 1000112 Брат: 1216

№ слайда 22 Дополнительно: В саду 42х деревьев. Из них 17х яблонь и 23х груш. В какой систем
Описание слайда:

Дополнительно: В саду 42х деревьев. Из них 17х яблонь и 23х груш. В какой системе счисления посчитали деревья?

№ слайда 23
Описание слайда:

Презентация по информатике на тему "Кодирование числовой информации"(8 класс)
  • Информатика
Описание:

Конспект урока и презентация на тему:"Кодирование числовой информации" 8 класс учебник Угринович Н.Д.

Кодирование числовой информации, 8 класс

Цели:

  • познакомить с кодированием чисел в компьютере;

  • формировать навыки работы на ПК;

  • формировать общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить материал по теме “Системы счисления”;

  • познакомить с системами счисления, используемыми в ПК для кодирования чисел;

  • изучить правила перевода из десятичной системы счисления в 2-ю, 8-ю, 16-ю системы счисления и наоборот;

  • показать возможность использования стандартной программы Калькулятор для работы с разными системами счисления.

Развивающие:

  • Развивать мышление, логику; внимательность;

  • Развивать навыки самостоятельной работы на ПК.

Воспитательные:

  • Воспитывать: интерес к предмету через интересные факты, сообщения; бережное отношение к технике.

  • Формировать информационную культуру.

 

Ход урока

1.      Организационный момент: объявление темы, целей урока (3 мин.)

2.      Фронтальный опрос, бесед (13 мин.)

3.      Объяснение нового материала (10 мин.)

4.      Первичное закрепление (10 мин.)

5.      Проверка усвоения: тестирование (5 мин.)

6.      Постановка д/з (2 мин.)

7.      Подведение итогов урока, выставление оценок (2 мин.)

Автор Цупикова Ирина Ивановна
Дата добавления 20.11.2014
Раздел Информатика
Подраздел Другое
Просмотров 3276
Номер материала 3891
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓