Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Использование приемов технологии
развития критического мышления
при обучении химии
Морева Ирина Михайловна
учитель химии
МКОУ «Тальменская СОШ №2»
2 слайд
Актуальность и перспективность
Актуальностью данной технологии является то, что:
она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме,
у детей повышается уровень работоспособности,
усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.
Предметный потенциал метода критического мышления ещё до конца не раскрыт. Этот метод современен, актуален и перспективен.
3 слайд
развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
Цель данной технологии
4 слайд
Задачи:
- сформировать у учащихся умения и навыки, как необходимые компоненты подготовки школьников к жизни в современном информационном пространстве;
- формировать критический стиль мышления в процессе обучения химии;
- развивать навыки самостоятельной работы с учебным материалом и информацией;
- формировать умения ориентироваться в источниках информации, отделять главное от несущественного в тексте или речи.
5 слайд
Ведущей педагогической идеей
является обеспечение повышения самостоятельной активности учащихся на уроках химии через применение технологии развития критического мышления.
Технология развития критического мышления – один из путей выхода современного образования на новую ступень развития, т.к. учитывает все изменения, происходящие в обществе.
6 слайд
Новизна опыта
Новизна опыта заключается в усовершенствовании способов сочетания приёмов и стратегий технологии критического мышления как средства формирования учебно-организационных компетенций на уроках химии.
ТРКМ на уроках химии представляет собой порождение новых форм реальной деятельности, которые задействуют мышление, обеспечат становление собственных средств деятельности, освоение информационного окружения, использование потенциала самой личности.
7 слайд
Результативность
парная и групповая работа позволяет расширить словарный запас учащихся;
совместная работа способствует лучшему пониманию трудного текста;
есть возможность повторения, усвоения материала;
ученики учатся слушать друг друга;
исчезает страх перед белым листом и перед аудиторией;
учащемуся предоставляется случай повысить самооценку.
8 слайд
Формы и средства развития критического мышления:
Сбор данных;
Анализ текстов;
Сопоставление альтернативных точек зрения;
Коллективное обсуждение;
Разные виды групповой и парной работы;
Дебаты;
Дискуссии;
Публикации письменных работ учащихся.
9 слайд
Основа технологии развития критического мышления –
трехфазная структура урока:
Технология критического мышления – одна из новых образовательных технологий. Она была предложена в середине 90-х годов XX века американскими психологами Д.Стилом, К. Мередитом и Ч. Темплом.
вызов
осмысление
рефлексия
10 слайд
Методические приемы критического мышления на стадии вызов
Парная мозговая атака
Групповая мозговая атака
Прием “Инструкции”
Перевёрнутые логические цепи
Прием “Покопаемся в памяти”
Прием “Ассоциация”
Механизм ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал).
11 слайд
Таблица Донны Огл
«Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ)
12 слайд
Перепутанные логические цепочки
Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные.
Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки.
Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют.
13 слайд
Методические приемы критического мышления на стадии осмысления
Маркировочная таблица
Взаимоопрос и взаимообучение (например, задать друг другу вопросы)
Двойной дневник (страница делиться на две части: слева - что понравилось, запомнилось, справа - почему, какие ассоциации)
Прием “Таблица аргументов”
Прием “Пометки на полях”
14 слайд
Прием “Таблица аргументов”
Составляется следующим образом: учитель дает аргументы, а учащиеся должны их опровергнуть или подтвердить фактами из лекции учителя или при работе с учебником.
АРГУМЕНТ / Почему “ДА” / Почему “НЕТ”
15 слайд
Прием “Пометки на полях”
Учащиеся получают текст и делают в нем соответствующие пометки:
“+” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому что вы знаете;
“-” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому что вы знали или думали что это знаете;
“V” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является новым;
“?” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является непонятным или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
16 слайд
Методические приемы критического мышления на стадии рефлексии
Прием “Кластер”
Прием “Синквэйн”
Прием “Эссе”
Прием “Самоанализ”
Приём “Ключевые слова”
Приём “Ромашка Блума”
Прием “Шесть шляп критического мышления”
17 слайд
Ромашка Блума
Простой
вопрос
Уточняющий
вопрос
Оценочный
вопрос
Творческий
вопрос
Вопрос
интерпретация
Практический
вопрос
?
18 слайд
Ромашка Блума
Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала, ориентированы на работу памяти
Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…»
Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?)
Оценочные вопросы (сравнение) - требуют от учащихся умения оценивать, сопоставлять (Например: Каково Ваше отношение к данной теме)
Творческие вопросы (прогноз) –Требуют от учащихся показа предпосылок, составления прогноза (Например: Что бы Вы сделали, если бы ситуация сложилась таким образом)
Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?» «Как то, что мы узнали связано с жизнью …)
19 слайд
Кластеры (гроздья)
20 слайд
Прием «ФИШБОУН»
Проблема
Причина
Причина
Факты
Факты
Вывод
21 слайд
«Бортовые журналы»
22 слайд
СИНКВЕЙН
Мышление
Критическое, необходимое
Побуждает, совершенствует, вдохновляет
Полет мысли в космосе
Поиск
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным)
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами
Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
23 слайд
Игра 6 шляп мышления
Метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» легко может быть использован на уроке любой предметной области, при обсуждении любой темы.
Использование данного метода развивает у людей способность структурировать информацию.
В «Шести шляпах мышления» автор представляет простой, но эффективный метод, позволяющий стать лучшим мыслителем. Он разделяет мышление на шесть отличных друг от друга режимов, обозначенных шляпами разного цвета. «Надевание» шляпы фокусирует мышление, «смена» шляпы изменяет его направление.
24 слайд
Поисковые системы Рунета
На примере Google
25 слайд
Заключение
Использование приёмов развития технологии критического мышления на уроках химии в процессе изучения различных тем курса показало её эффективность, повышая у школьников мотивацию учения и интереса к предмету, способствуя более эффективному овладению ими приёмов мыслительной деятельности в сфере химических понятий.
Технология развития критического мышления - инновационная технология, так как она соответствует основным параметрам инновационного обучения
26 слайд
Результаты работы
На практике эффективность использования технологии развития критического мышления доказывается следующими показателями. В процессе своей педагогической деятельности я сумела добиться у учащихся сочетания интереса к предмету с прочными знаниями. Результаты работы по химии стабильны:
2010-2011 учебный год – 49% качества знаний; 2011-2012 учебный год – 47% качества знаний, 2012-2013 учебный год – 52% качества знания при 100% успеваемости.
27 слайд
Список литературы
1. Заир Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2004
2. Загашев И.О., Заир Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. Издание 2-е. – СПб: «Альянс «Дельта» совм. С издательством «Речь», 2003.
3. Селевко Г.Г. Современные образовательные технологии
Москва, Народное образование, 1998 г
4.Хуторской А.В. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64.
5. Эльконин Д.Б. Учебная деятельность: её структура и формирование. //Введение в теорию и практику деятельностного типа обучения. Часть 1. Барнаул, 1996
6.Сайты ИНТЕРНЕТ
28 слайд
29 слайд
30 слайд
Спасибо за внимание!
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Актуальностью данной технологии являетсято, что:
üона позволяет проводить уроки в оптимальном режиме,
ü
üу детей повышается уровень работоспособности,
ü
üусвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.
Предметныйпотенциалметодакритическогомышленияещёдоконцанераскрыт. Этотметодсовременен, актуалениперспективен.
навыков учащихсТехнология развития критического мышления - инновационная технология, так как она соответствует основным параметрам инновационного обучения
я, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни
6 624 810 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Морева Ирина Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300 ч. — 1200 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.