Сущностные черты нетрадиционного урока:
●
Перестановка, сокращение или совмещение структурных компонентов
основной дидактической структуры урока(оргмомент, опрос, изложение, объяснение,
задание на дом);
●
Отступление от традиционного организационного построения урока в
аспектах группировки обучаемых, их взаимодействия друг с другом (учебного
сотрудничества);
●
Отступление от традиционного взаимодействия учителя с учащимися
(учебного руководства);
●
Интеграция учебного материала;
●
Придание учебно-познавательной деятельности досуговых,
общественно-полезных, художественно-творческих, профессиональных и других
социально-значимых видов деятельности.
Собственно урок
1. Является предпосылкой
формирования развития мотивационной сферы учащихся: ставятся проблемы,
выясняется степень готовности к их решению к нахождению путей достижения целей
урока. Намечаются ситуации, участие в которых позволит решать познавательные, развивающие
и познавательные задачи.
Основные приёмы, используемые на уроках на
уроках:
●
“Географическая эстафета”
(учитель задаёт вопрос ученику, ученик отвечает и передаёт
указку следующему, при этом задаёт вопрос. Если участник эстафеты отвечает на
вопрос неправильно, тот лишается права задать вопрос) ● “ Четвёртый лишний”
(на игровом поле
помещено 4 понятия: Джомолунгма, Монблан, Байкал, Эльбрус – учащиеся определяют
лишний географический объект и показывают его на карте или определяют его на
контурной карте)
●
“Ещё быстрей”
(на настенной карте в
разброс прикрепляю цифры от 1-15. Каждой цифре соответствует определённый
географический объект. Секундомером засекаю время и ученик должен показать и
назвать по порядку все 15 объектов. Спросив нескольких учащихся
положение цифр можно поменять)
●
“Географический бой”
(учитель задаёт вопрос
любому ученику и если ученик правильно ответил, то задаёт вопрос любому другому
ученику класса. Если ответил не правильно или вообще не ответил на вопрос, то
он “убит”, выбывает из игры)
●
“Паутина”
(игра наглядно отражает взаимосвязь между компонентами природы.
Учитель задаёт вопрос и передаёт отвечающему клубочек. Ответивший правильно на
вопрос ученик передаёт клубочек следующему ученпику и задаёт ему вопрос. В
конце игры получается паутина, которая и показывает тесное взаимодействие между
компонентами природы)
●
“Собери карту”
(Ученикам даются конверты
с разрезанной картой. Задача учеников заключается в том, чтобы собрать карту)
●
“Географические силуэты”
(рисунки с силуэтами
географических объектов демонстрируются учащимися по мере накопления
номенклатуры.
Первоначальная задача – определить по очертанию географические
объекты. Потом можно не только узнать озеро (море, материк, остров), но и
показать на карте, отметить на контурной карте или дать краткую характеристику:
где находится?, в чём особенности?, чем известен?)
●
“Знаешь ли ты страну?”
(называется страна, а
ученики письменно отвечают на вопросы: географическое положение, столица,
рельеф, население и т.д)
●
“Что-то новенькое”
(Удобно проводить в качестве закрепления. Каждый ряд получает
листок, на котором в конце игры должны появится изученные на уроке термины и
понятия, географические названия, имена путешественников. Листок получают
учащиеся, сидящие на последних партах. Ученик пишет термин или понятие и
передаёт листок впереди сидящему. Игра идёт 1-2 минуты, если кто-то не
справляется – ряд получает штраф)
●
“Заморочки из бочки”
(Зачитываются стихи или
описания каких-то объектов, заслушав, их ученик должен ответить на вопрос.
Например: Поэт Богданов пишет: “ ни разу не был я на океане, Мне даже не
представить никогда, Что, на каком-то там меридиане, От полюса до полюса вода.
(Существуют ли такие
меридианы?)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.