Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
«Пальчиковая гимнастика и речь»
«Ум ребёнка
находится на кончиках его пальцев».
В.А.Сухомлинский
«Движения руки всегда тесно связаны с речью
и способствуют её развитию»
В.М.Бехтерев
ГБОУ Гимназия №1538
Воспитатель физкультуры
Курмашева С.А.
2 слайд
Цель работы
Развитие и совершенствование тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей дошкольного возраста в период подготовки к школьному обучению.
3 слайд
Задачи
Формирование и коррекция всей речевой системы.
Развитие высших психических функций в комплексе, в том числе слухового внимания и зрительной памяти.
Развитие кинестетических ощущений, подражательных способностей.
4 слайд
Наша речь имеет неврологические основы.
Головной мозг - это высший отдел нервной системы. Он управляет деятельностью всех структур нервной системы, в том числе и речью.
5 слайд
М.М.Кольцова в работе «Ребёнок учится говорить» указывает на то, что речевые области формируются под влиянием кинестетических импульсов от пальцев рук.
6 слайд
Эти области называются зоной Брока
(речевая моторная зона) и Вернике (понимание речи).
7 слайд
Речевая моторная зона Брока находится в непосредственной близости от двигательной зоны коры головного мозга.
Поэтому наша речь и моторика ( движение ) тесно взаимосвязаны и развиваются параллельно.
8 слайд
Учёными была выявлена закономерность:
если развитие движений
пальцев соответствует возрасту,
то и речевое развитие находится в пределах
нормы и наоборот.
9 слайд
О связи движений пальцев рук и речи
Пенфилд Д. – канадский нейрохирург вёл большую работу по составлению «карты» речевых зон мозга.
10 слайд
Изучая взгляды Эльконина на развитие личности, мы узнаём, что основное понятие у него это ведущая деятельность, т.е. та деятельность, в которой происходят основные новообразования данного возраста. Ведущие деятельности последовательно сменяют друг друга.
11 слайд
Эмоциональное
общение
младенца со
взрослыми ( 0-1г.)
Виды деятельности детей дошкольного возраста:
Предметно-
монипулятивная
деятельность
детей раннего
возраста ( 1-3 л. )
Ролевая игра ( 3-7 л. )
12 слайд
Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6 – 7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.
Уже с десятимесячного возраста проводятся активные упражнения, вовлекая больше пальчиков с достаточной амплитудой.
Упражнения подбираются с учётом возрастных особенностей.
Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры – потешки, комплексы упражнений с одновременным проговариванием текста, четверостиший.
13 слайд
«Ладушки», «Сорока», «Этот пальчик» - первые игры, с которыми знакомится ребёнок. Они передаются из поколение в поколение не случайно – в них заложена вековая мудрость народа. Именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком, развивать понимание обращённой речи, активизировать работу пальцев рук, что в свою очередь имеет важное значение для развития внимания, памяти, аналитического мышления , зрительного и слухового восприятия, зрительно – моторной интеграции. В том числе и РЕЧИ, а в дальнейшем формированию письма.
14 слайд
Пальчиковая гимнастика включает в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность.
По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. В восточной медицине существует убеждение, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.
15 слайд
Учитывая тот факт, что активные
движения тонких
дифференцированных движений пальцев и кистей рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и
использовать их в работе с дошкольниками.
Работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект.
16 слайд
Пальчиковая гимнастика
Включает в себя ряд блоков упражнений, целью которых является развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук.
17 слайд
18 слайд
Сжимание – разжимание кулачков
Две весёлые лягушки
Ни минуты не сидят.
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.
Наши пальчики сплетём
И соединим ладошки.
А потом как только можем
Крепко – накрепко сожмём.
Напряжение – расслабление пальцев
19 слайд
Потягивание
Мы наши пальчики сплели
И вытянули ручки.
Ну, а теперь мы от Земли
Отталкиваем тучки.
Мы рисуем бегемота.
Кто желает поработать?
Каждый палец рвётся в бой
И кивает головой.
Сгибание – разгибание всех пальцев вместе и по очереди
20 слайд
Упражнение для кончиков пальцев
Пальцы в гости приходили,
Тук, тук, тук – стучались в дверь.
Только дверь им не открыли:
Думали, там страшный зверь.
Палец указательный
Умный и внимательный.
Занят делом постоянно.
Он – помощник капитана.
Вращение пальцами
21 слайд
Покачивание пальцами
Посмотрите, что за пальчик!
Ловко прыгает, как зайчик.
На бревно и на пенёк
Скок да прыг и прыг да скок!
Репа здесь у нас растёт.
Открывай пошире рот.
Нужно рот сильней открыть,
Чтобы репу проглотить.
Выгибание прямых пальцев
22 слайд
Разные движения пальцами.
Пара ножниц есть у нас,
Пригодятся нам не раз.
Кто из нас такой отважный,
Что разрежет лист бумажный.
Тренируются весь день
И бороться им не лень.
Вот какие молодцы,
Настоящие борцы!
Растягивание.
23 слайд
Вращение пальцев с упором
Если пальчик пожалеть,
Пальчик может ослабеть.
Мы болезней ждать не будем,
Безымянным пальцем крутим.
Мы ладони сложим вместе,
Словно их слепили тестом.
Начинаем опускать.
Только, чур, не разжимать!
Упражнения для запястья
24 слайд
Касание подушечками пальцев соответствующей ладони
Средний палец – старший брат,
Он помочь братишкам рад.
Засучивши рукава,
Начал он колоть дрова.
Долго – долго суп варился,
Котелок наш закоптился.
Будем мы его тереть,
Чтобы начал он блестеть.
Массаж пальцев
25 слайд
Упражнение для ладоней
Руки вытянем вперёд,
А потом свои ладошки
Развернём наоборот
И похлопаем немножко.
Самый маленький из пальцев
Хочет вырасти чуть – чуть.
Надо, братцы, постараться
И мизинчик потянуть.
Потягивание пальцев одной руки другой рукой
26 слайд
Вращение пальцев одной руки с помощью другой руки
За столом сидит Антошка
И в стакане крутит ложкой.
А зачем же, отвечай?
Просто он мешает чай.
Пальцы в парту упираем,
Потихоньку нажимаем.
Если же сильней нажмём,
Дырку в парте мы проткнём.
Упражнение для подушечек пальцев
27 слайд
Растягивание пальцев
Средний палец - самый длинный
Разогнул свою он спину,
В полный вытянулся рост –
Будет через речку мост.
Мы на парту пальчик ставим.
Снизу – четверо друзей.
А теперь сильнее давим –
Будут пальчики сильней.
Сжимание края парты пальцами
28 слайд
Составление из пальцев различных фигур
Дом стоит с трубой и крышей
На балкон гулять я вышел.
Мы ручку правильно берём,
Кладём на средний палец,
Теперь большим его прижмём,
А указательным ведём,
Чтобы она качалась.
Гимнастика с учебными предметами
29 слайд
Пальчиковое чтение
Метод «пальчикового» чтения помогает активизировать детей, вызывать у них интерес к чтению, поскольку предлагается в игровой, занимательной форме.
Обучение на основе усвоения детьми позиционного принципа чтения слогов типа согласный – гласный, доведенное до автоматизма «пальчиковым» чтением, позволяет быстро и без проблем считывать слоги.
30 слайд
Пальчиковое чтение
31 слайд
Пальчиковая азбука
Указательные пальцы,
Словно столбики, застыли.
Средний левой чуть нагнулся,
Пальца правой дотянулся.
(буква И)
Указательные пальцы
Вверх прямо поднимаются.
Средние перекладиной
Их соединить стараются.
Буква (Н)
32 слайд
Пальчиковая азбука
Оптическая дисграфия
(специфическое нарушение письма)
Дислексия
(специфическое нарушение чтения)
33 слайд
Литература
Анищенко Е.С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» М. – 2006 г.
Узорова О.В., Нефёдова Е.А. «Пальчиковая гимнастика» М. – 2004г.
Поваляева М.А. «Справочник логопеда» Р.на Д. – 2003 г.
Цвынтарный В. «Играем пальчиками и развиваем речь» С.-П. – 1996г.
Петербургский научно – практический журнал «Дошкольная педагогика» № 7 – 2008 г., № 3 – 2005 г.
34 слайд
Благодарю за внимание!
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
"Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев." В.А.Сухомлинский "Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию" В.М.Бехтерев Учёными была выявлена закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы и наоборот. Цель6 развитие и совершенствование тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей в период подготовки к школе. В работе приведены примеры упражнений комплекса пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста, а также рекомендации по применению данного вида деятельности. Рассказано как связано движение пальцев с речевым развитием ребёнка.
6 665 159 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Вылегжанина Анна Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.