ОТКРЫТЫЙ УРОК. 7 класс.
Тема:
«СООБЩЕСТВА. ФОРМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ОРГАНИЗМОВ»
Задачи:
1. Дать понятие
«сообщество»
2. Ознакомить
учащихся с формами взаимоотношений организмов, роли взаимоотношений организмов
в природе.
3. Показать влияние
деятельности человека на условия существования живых организмов.
4. Расширить
представления учащихся о приспособлениях к условиям существования организмов.
Планируемые
результаты:
1. Учащиеся должны
знать о сложных взаимоотношениях организмов в природе, сложившихся
исторически.
2. Уметь различать
формы взаимоотношений в природе.
3. Приводить примеры
взаимоотношений организмов.
4. Знать о влиянии
деятельности человека на сообщества.
5. Сделать вывод о
необходимости охраны природы.
Основные понятия:
симбиоз, мутуализм, конкуренция , комменсализм, квартиранство,
нахлебничество,
паразитизм, хищничество.
Ресурсы: телевизор,
ноутбук, флэш-носитель.
ХОД
УРОКА.
I.Актуализация опорных знаний.
1. Сколько Царств
организмов существует на Земле.
2 Назовите эти
Царства.
3. Какие места
обитания живых организмов Вам известны?
4. Без чего
невозможна жизнь организмов в какой-либо среде?
II. Изучение новой темы.
Ни один организм не
существует сам по себе. Рядом с ним существуют другие организмы, причём это
существование складывается длительный период.
Совокупность
организмов, приспособленных к совместному существованию на одной
территории называется
природным сообществом. А само совместное существование
называется симбиозом.
Сим- вместе, БИОС- живой. В природном сообществе организмы разных видов
вступают в самые различные взаимоотношения друг с.другом.
Благодаря этим
взаимоотношения естественные сообщества длительно и устойчиво существуют.
Каждому человеку необходимо знать об этих взаимоотношениях , чтобы не разрушать
природу.
Виды
симбиоза.
Паразитизм
хищничество мутуализм коммнесализм конкуренция
Рассмотрим каждый из
них.
МУТУАЛИЗМ.
Форма взаимовыгодного
сожительства, когда присутствие партнёра становится обязательным условием
существования каждого из них. Примером является симбиоз
рыб-клоунов и
актиний( Тип Кишечнополостные). Вначале рыба слегка касается актинии, позволяя
ей слегка ужалить себя, чтобы выяснить состав слизи. Которым покрыта актиния (
эта слизь нужна актинии затем, чтобы она себя не жалила). Затем рыба-клоун
воспроизводит этот состав и после этого может прятаться от врагов среди
щупалец актинии. Рыба
–клоун в свою очередь заботится об актинии- вентилирует воду и уносит
непереваренные остатки пищи.
Конкуренция- рыбы никогда далеко не удаляются от «своей»
актинии. Самцы прогоняют от неё самцов, а самки- самок. Территориальное
поведение стало причиной
контрастной окраски.
Мутуализм жвачных
(корова) и человека с бактериями, живущими у коровы в рубце-
специальный отдел
желудка, а у человека в кишечнике . Бактерии разрушают целлюлозу, способствуя
перевариванию растительной пищи.
КОММЕНСАЛИЗМ
НАХЛЕБНИЧЕСТВО
КВАРТИРАНСТВО
ПАРАЗИТИЗМ
самка комара на теле
человека повилика
ХИЩНИЧЕСТВО
1 РОСЯНКА 2
САРАЦЕНИЯ
КОНКУРЕНЦИЯ
III Подведение итогов Примеры каких взаимоотношений Вы
видите на картинках?
1
2 3 4
5
Домашнее задание. Приготовить сообщения по
симбиозу.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.