Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Тема:
Индивидуальное развитие организмов
Цель урока: Расширить знания учащихся о процессе
оплодотворения, закономерностях и этапах
зародышевого развития, способах послезародышевого
развития.
2 слайд
индивидуальное развитие
организмов
3 слайд
Проникновение
сперматозоида
в яйцеклетку
Слияние ядер
гамет и образо-
вание зиготы
Начало деления
зиготы
1
2
3
этапы оплодотворения
4 слайд
эмбриональное
развитие
Развитие организма с момента оплодотворения
до рождения или выхода из зародышевых
оболочек.
Этапы:
Дробление зиготы.
2.Образование бластулы.
3.Гаструляция.
4.Нейрула.
5 слайд
Первый этап эмбрионального развития называется
дроблением. В результате деления из зиготы образуются
вначале 2 клетки, затем 4, 8, 16 и т.д. Клетки, возникающие
при дроблении, называются бластомерами.
В процессе дробления количество клеток
быстро растет, они становятся мельче и
мельче и образуют сферу, внутри
которой возникает полость – бластоцель.
С этого момента зародыш называется
бластулой.
Каким способом делятся бластомеры и какой набор хромосом
содержится в их ядрах?
6 слайд
Когда число клеток бластулы достигает нескольких сотен
или тысяч, начинается следующий этап эмбриогенеза –
гаструляция. Один из участков стенки бластулы впячива-
ется внутрь и зародыш становится двухслойным. Наружный
зародышевый листок называется эктодермой, внутренний –
энтодермой.
эктодерма
энтодерма
первичный рот
вторичная полость
тела
У каких животных на этом этапе заканчивается эмбриональное развитие?
7 слайд
У большинства животных в конце гаструлы возникает
третий зародышевый листок – мезодерма (5), которая
располагается между экто – и энтодермой.
Затем начинается следующая стадия развития зародыша,
называемая – нейрулой. Она начинается с образования
комплекса осевых органов: нервная трубка (6), хорда (7),
кишечная трубка (4). Процесс
развития тканей зародыша
называется – гистогенез.
Процесс развития органов –
органогенез. Из каждого
зародышевого листка форми-
руются определенные ткани
и органы.
Что изображено под цифрами 2 и 3 ?
8 слайд
эктодерма
Нервная система и
органы чувств
Эмаль зубов
Эпидермис кожи
Кожные
железы
Роговые выросты
9 слайд
энтодерма
Эпителий органов
дыхания
Эпителий органов
пищеварения
печень
поджелудочная
железа
10 слайд
мезодерма
мускулатура
кровеносная система
скелет
выделительная система
половая система
11 слайд
постэмбриональное
развитие
Развитие организма с момента рождения или
выхода из зародышевых оболочек до смерти.
может быть
прямое
непрямое
12 слайд
Прямое постэмбриональное развитие:
Из яйцевых оболочек или из тела матери выходит организм
небольших размеров, но с уже заложенными всеми основными
органами, свойственными взрослому животному:
млекопитающие
рептилии
птицы
Назовите примеры животных с прямым постэмбриональным развитием.
13 слайд
Непрямое постэмбриональное развитие:
Из яйца выходит личинка, обычно устроенная проще взрослого
животного, со специальными личиночными органами, во
взрослом состоянии отсутствующими. Со временем органы
личинки заменяются органами, свойственными взрослым особям,
личинка превращается во взрослое животное.
Как называется развитие с превращением?
Для каких животных оно характерно?
амфибии
рыбы
насекомые
ракообразные
моллюски
черви
14 слайд
Наиболее ярко развитие с метаморфозом
представлено у насекомых.
Развитие с полным превращением:
яйцо
личинка
куколка
имаго
Для каких насекомых характерен такой тип развития?
Назовите
какие стадии
в своем
развитии
проходит
бабочка?
15 слайд
Развитие с неполным превращением:
Глядя на рисунок определите, какие стадии развития проходят
насекомые с неполным превращением? Какая стадия отсутствует?
яйцо
личинка
имаго
Для каких насекомых характерно развитие с неполным превращением?
16 слайд
Карл Бэр
Все многоклеточные организмы развиваются из
оплодотворенной яйцеклетки. Развитие зародышей у
животных, относящихся к одному типу, во многом
сходно. Эти факты подтверждают справедливость
сформулированного К.Бэром закона зародышевого
сходства: «Эмбрионы обнаруживают, уже начиная с
самых ранних стадий, известное общее сходство в
пределах типа».
17 слайд
Фриц Мюллер
Эрнст Геккель
Между индивидуальным развитием организмов и их
историческим развитием существует глубокая связь,
которая нашла свое отражение в биогенетическом
законе, сформулированном двумя немецкими
учеными Ф.Мюллером и Э.Геккелем в XIX веке:
онтогенез (индивидуальное развитие) каждой особи
есть краткое и быстрое повторение филогенеза
(исторического развития) вида, к которому эта
особь относится.
18 слайд
Вопросы к теме:
Чем дробление отличается от митотического деления клеток
взрослых животных?
2. Приведите примеры постэмбрионального развития с
превращением.
3. Каково биологическое значение метаморфоза?
5. Какие факторы среды могут оказывать влияние на
продолжительность постэмбрионального периода развития?
Приведите примеры различия среды обитания и объектов
питания у взрослых особей и их личинок.
6. Дайте объяснение возникновению у эмбрионов современных
животных черт строения, свойственных их далеким предкам.
Деятельность каких систем организма обеспечивает
постоянство его внутренней среды?
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Задачи:1.Познакомиться с краткой историей учения об онтогенезе.
2.Сформировать знания о закономерностях эмбрионального (зародышевого)развития организмов, его цитологических основах.
3.Изучить стадии дробления и гаструляции.
4.Сформировать знания о закономерностях постэмбрионального развития животных.
5.Охарактеризовать два типа постэмбрионального развития, раскрыв их значение для сохранения видов.
6.Познакомить учащихся с сущностью и проявлением биогенетического закона,историей открытия этого закона; значением закона для выяснения родственных связей между организмами.
6 626 713 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Онда Елена Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.