Главная / Биология / Презентация по биологии на тему "Генетика человека" (10 класс)

Презентация по биологии на тему "Генетика человека" (10 класс)

Генетика человека Урок биологии в 10 классе Профильное обучение Учитель биоло...
Цель урока: Обеспечить усвоение учащимися особенностей и методов генетики чел...
Тип урока: урок изучения нового материала Вид урока: урок – беседа Методы и п...
Невозможность направленного скрещивания Позднее половое созревание Малочисле...
В 1956 г. было точно установлено, что диплоидное число хромосом в клетках чел...
Аутосомы: 22 пары Кариотип человека Половые хромосомы: XY у мужчин XX у женщин
1 — хроматида; 2 — центромера; 3 — короткое плечо; 4 — длинное плечо. Строен...
1 — Палочковидная (акроцентрическая) 2 — Неравноплечая (субметацентрическая)...
Методы генетики человека Генеалогический Близнецовый Цитогенетический Популяц...
Заключается в анализе родословных Позволяет определить тип наследования: доми...
Мужчина Женщина Пол не выяснен Носитель изучаемого признака Рано умер Обознач...
Аутосомно- доминантное А ( реализуется в гомозиготном АА и гетерозиготном Аа ...
Брахидактилия (короткопалость) Этот признак редкий и встречается, как правил...
Фенилкетонурия впервые была открыта учёным-генетиком Феллингом в 1934 году. ...
Наследование, сцепленное с X-хромосомой Признаки, определяемые генами Х – хро...
Гемофилия — заболевание, связанное с рецессивной мутацией в X-хромосоме. Встр...
Может ли заболеть женщина? XHXh x Xh Y Почему болеют мужчины? XHXh x XH Y XH...
Близнецовый метод - стратегия исследования, предложенная Ф. Гальтоном - в 18...
Дизиготные, или разнояйцовые Близнецы Монозиготные, или однояйцовые Развивают...
Конкордантность Проявление признаков у близнецов Дискордантность Признак проя...
Конкордантность (%)
Степень конкордантности показывает, что на группу крови, форму бровей, цвет ...
Знаменитые близнецы Сестры Кривошляповы Сёстры Мария и Дарья родились с двум...
Зита и Гита Зи́та Раши́довна и Ги́та Раши́довна Резаха́новы (19 октября 1991...
Сестры Зайцевы «Сёстры Зайцевы» — российский женский вокальный дуэт близнецо...
Братья Пономаренко Братья Пономаре́нко (13 июня 1967, Ростов-на-Дону) — брат...
Основа метода — микроскопическое изучение хромосом человека. Цитогенетически...
В 1959 г. французские ученые Д. Лежен, Р.Тюрпен и М. Готье установили хромос...
Синдром Дауна: наличие третьей хромосомы в 21 паре (трисомия) Характерен вне...
Синдром Клайнфельтера (встречается у мальчиков): набор половых хромосом раве...
Синдром Шерешевского - Тернера (встречается у девочек): набор половых хромос...
При мутации, ведущей к замене всего одной аминокислоты в огромной молекуле п...
Наследственные заболевания, обусловленные генными мутациями, а также полимор...
Этот метод позволяет изучить распространение отдельных генов в человеческих ...
На основе семьи А.С.Пушкина составьте схему его родословной
Наследование признака «седая прядь волос» Исследуйте схему наследования данно...
Аня и Таня – однояйцевые сестры-близнецы, Ваня и Вася - однояйцевые братья-бл...
Выучите материал по учебнику Общая биология (А.О.Рувинский): стр. 226-234. Со...
Общая биология: Учеб. для 10-11 кл. /А.О.Рувинский, Л.В.Высоцкая, С.М.Глаголе...
1 из 40

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Генетика человека Урок биологии в 10 классе Профильное обучение Учитель биологии
Описание слайда:

Генетика человека Урок биологии в 10 классе Профильное обучение Учитель биологии Желтова А.В. МБОУ Шатовская СОШ Арзамасский район Нижегородская область

№ слайда 2 Цель урока: Обеспечить усвоение учащимися особенностей и методов генетики челове
Описание слайда:

Цель урока: Обеспечить усвоение учащимися особенностей и методов генетики человека. Задачи: Познакомить учащихся с основными методами генетики человека, их особенностями и отличием от методов классической генетики; Показать значение каждого метода для изучения наследственности человека, выявления причин аномальных отклонений в генотипе, возникновения наследственных заболеваний; Развивать умения пользоваться генетическими терминами и символами, решать генетические задачи, выявлять причины наследственных изменений человека; Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, ответственное отношение к состоянию окружающей среды, убеждение в том, что только экологически чистая окружающая среда и здоровый образ жизни смогут сохранить здоровье человека.

№ слайда 3 Тип урока: урок изучения нового материала Вид урока: урок – беседа Методы и прие
Описание слайда:

Тип урока: урок изучения нового материала Вид урока: урок – беседа Методы и приемы: монологический и диалогический Структура урока: 1. Актуализация знаний (беседа по вопросам, которые помогут лучше усвоить новый материал) 2. Изучение нового материала: формирование новых знаний и понятий 3. Формирование умений и навыков (умение объяснять родословную человека по схеме и ее составлять) 4. Закрепление (решение задач по генетике человека) 5. Домашнее задание

№ слайда 4 Невозможность направленного скрещивания Позднее половое созревание Малочисленно
Описание слайда:

Невозможность направленного скрещивания Позднее половое созревание Малочисленность потомства Невозможность обеспечения одинаковых и строго контролируемых условий для развития потомков от разных браков Большое число хромосом Невозможность проведения прямых экспериментов Трудности в изучении наследственности и изменчивости человека

№ слайда 5 В 1956 г. было точно установлено, что диплоидное число хромосом в клетках челове
Описание слайда:

В 1956 г. было точно установлено, что диплоидное число хромосом в клетках человека равно 46. Был подробно изучен кариотип человека. Современные методы позволяют безошибочно определить место, размер, порядковый номер каждой пары хромосом. Набор хромосом человека

№ слайда 6 Аутосомы: 22 пары Кариотип человека Половые хромосомы: XY у мужчин XX у женщин
Описание слайда:

Аутосомы: 22 пары Кариотип человека Половые хромосомы: XY у мужчин XX у женщин

№ слайда 7 1 — хроматида; 2 — центромера; 3 — короткое плечо; 4 — длинное плечо. Строение
Описание слайда:

1 — хроматида; 2 — центромера; 3 — короткое плечо; 4 — длинное плечо. Строение метафазной хромосомы 1 2 4 3

№ слайда 8 1 — Палочковидная (акроцентрическая) 2 — Неравноплечая (субметацентрическая) 3
Описание слайда:

1 — Палочковидная (акроцентрическая) 2 — Неравноплечая (субметацентрическая) 3 — Равноплечая (метацентрическая) Типы хромосом у человека

№ слайда 9 Методы генетики человека Генеалогический Близнецовый Цитогенетический Популяцион
Описание слайда:

Методы генетики человека Генеалогический Близнецовый Цитогенетический Популяционно - статистический Биохимический

№ слайда 10 Заключается в анализе родословных Позволяет определить тип наследования: доминан
Описание слайда:

Заключается в анализе родословных Позволяет определить тип наследования: доминантный или рецессивный; аутосомный или сцепленный с полом Позволяет прогнозировать вероятность проявления признака в потомстве Предупредить наследственные заболевания Генеалогический метод

№ слайда 11 Мужчина Женщина Пол не выяснен Носитель изучаемого признака Рано умер Обозначени
Описание слайда:

Мужчина Женщина Пол не выяснен Носитель изучаемого признака Рано умер Обозначения, принятые при составлении родословных Брак Родственный брак

№ слайда 12 Аутосомно- доминантное А ( реализуется в гомозиготном АА и гетерозиготном Аа сос
Описание слайда:

Аутосомно- доминантное А ( реализуется в гомозиготном АА и гетерозиготном Аа состоянии, может с разной вероятностью проявляться в каждом поколении) Аутосомное наследование Аутосомно- рецессивное а (реализуется в признак только в гомозиготном состоянии аа) Вспомним! Какова вероятность проявления признака а (в%) у гетерозиготных родителей? Аа х Аа АА (25%)здоровы Аа (50%)носители признака Аа (25%) больные

№ слайда 13 Брахидактилия (короткопалость) Этот признак редкий и встречается, как правило,
Описание слайда:

Брахидактилия (короткопалость) Этот признак редкий и встречается, как правило, только у одного родителя. Брахидактилию можно обнаружить уже при рождении ребёнка по изменению фаланг пальцев рук и ног. Отклонения от нормы в данном случае не угрожают жизни человека, не делают его неполноценным членом общества. Аутосомно – доминантное наследование

№ слайда 14 Фенилкетонурия впервые была открыта учёным-генетиком Феллингом в 1934 году. В о
Описание слайда:

Фенилкетонурия впервые была открыта учёным-генетиком Феллингом в 1934 году. В основе её развития лежит резкое снижение активности фермента, превращающего аминокислоту фенилаланин в тирозин. У гомозиготных по этой мутации людей в крови значительно повышается концентрация фенилаланина и ряда других соединений, оказывающих вредное воздействие. В итоге гомозиготные дети отстают в развитии, у них наблюдаются повреждения мозга и возникает умственная отсталость. Аутосомно – рецессивное наследование

№ слайда 15 Наследование, сцепленное с X-хромосомой Признаки, определяемые генами Х – хромос
Описание слайда:

Наследование, сцепленное с X-хромосомой Признаки, определяемые генами Х – хромосомы могут быть доминантными и рецессивными. Женщина может быть гомо- или гетерозиготна по данному гену, а мужчина может быть только гемизиготен, т.е. иметь только один изучаемый ген, который у него всегда проявится Наследование, сцепленное с полом Наследование, сцепленное с Y-хромосомой Признаки, сцепленные с Y-хромосомой, из которых самый явный - мужской фенотип, передаются только от отца к сыну. Из-за небольшого количества генов на Y-хромосоме число Y-сцепленных болезней невелико

№ слайда 16 Гемофилия — заболевание, связанное с рецессивной мутацией в X-хромосоме. Встреча
Описание слайда:

Гемофилия — заболевание, связанное с рецессивной мутацией в X-хромосоме. Встречается у мужчин, а передают по наследству данный ген женщины. Ведущими симптомами гемофилии являются повышенная кровоточивость с первых месяцев жизни; подкожные, межмышечные гематомы, обусловленные ушибами, порезами, различными хирургическими вмешательствами; обильные посттравматические кровотечения. Наследование гемофилии Королева Виктория была носителем гена гемофилии

№ слайда 17
Описание слайда:

№ слайда 18 Может ли заболеть женщина? XHXh x Xh Y Почему болеют мужчины? XHXh x XH Y XH XH
Описание слайда:

Может ли заболеть женщина? XHXh x Xh Y Почему болеют мужчины? XHXh x XH Y XH XH XH Xh XHY XhY носитель больной Наследование гемофилии XH Xh XH Y XH Xh Xh Y XH XH XH Xh XhXh XH Y носитель больная

№ слайда 19 Близнецовый метод - стратегия исследования, предложенная Ф. Гальтоном - в 1875
Описание слайда:

Близнецовый метод - стратегия исследования, предложенная Ф. Гальтоном - в 1875 г. Характеризуется сравнением психологических качеств монозиготных близнецов, имеющих идентичный генный набор, и дизиготных, генотипы которых различны. Данный метод предназначен для выявления влияния генотипа и среды на изучаемое психологическое качество. Близнецовый метод

№ слайда 20 Дизиготные, или разнояйцовые Близнецы Монозиготные, или однояйцовые Развиваются
Описание слайда:

Дизиготные, или разнояйцовые Близнецы Монозиготные, или однояйцовые Развиваются из двух различных яйцеклеток, одновременно оплодотворенных различными спермиями. Могут быть как одного, так и разного пола и генетически сходны не больше как братья и сестры Развиваются из одной оплодотворенной яйцеклетки, которая дает начало двум или нескольким эмбрионам. Всегда одного пола, их сходство очень велико.

№ слайда 21 Конкордантность Проявление признаков у близнецов Дискордантность Признак проявля
Описание слайда:

Конкордантность Проявление признаков у близнецов Дискордантность Признак проявляется у обоих близнецов. Высокая степень проявления у монозиготных близнецов. Признак проявляется у одного из близнецов. Высокая степень проявления у дизиготных близнецов.

№ слайда 22 Конкордантность (%)
Описание слайда:

Конкордантность (%)

№ слайда 23 Степень конкордантности показывает, что на группу крови, форму бровей, цвет гла
Описание слайда:

Степень конкордантности показывает, что на группу крови, форму бровей, цвет глаз и волос монозиготных близнецов среда почти не оказывает влияния, а решающее воздействие оказывает генотип. Признаки, характеризующиеся высокой дискордантностью в основном определяются влиянием среды. Близнецовый метод

№ слайда 24 Знаменитые близнецы Сестры Кривошляповы Сёстры Мария и Дарья родились с двумя г
Описание слайда:

Знаменитые близнецы Сестры Кривошляповы Сёстры Мария и Дарья родились с двумя головами, четырьмя руками и тремя ногами. Их спинные хребты были соединены под углом в 90 градусов. Врачи сказали их матери, что они умерли от пневмонии, и забрали их. В 1964 году Марию и Дарью поместили в интернат для детей с проблемами моторики, находившийся в Новочеркасске. Всего близнецы жили в течение почти 40 лет в советских учреждениях для инвалидов. В 1989 году они переехали в собственный дом в Москве. На предложение хирургов о разделении ответили отказом. Умерли в 2003 году

№ слайда 25 Зита и Гита Зи́та Раши́довна и Ги́та Раши́довна Резаха́новы (19 октября 1991, с
Описание слайда:

Зита и Гита Зи́та Раши́довна и Ги́та Раши́довна Резаха́новы (19 октября 1991, село Западное, Сокулукский район, Чуйская область, Киргизия) — сиамские близнецы из Киргизии, по происхождению лезгины. В настоящее время сёстры Зита и Гита являются единственными в мире успешно разделенными сиамскими близнецами, которые уже довольно длительный срок сохраняют прекрасную форму и здоровье

№ слайда 26 Сестры Зайцевы «Сёстры Зайцевы» — российский женский вокальный дуэт близнецов,
Описание слайда:

Сестры Зайцевы «Сёстры Зайцевы» — российский женский вокальный дуэт близнецов, ставший известным в 1990-е годы благодаря своей песне «Сестра» в стиле шансон. Впервые на большую сцену вышли с подачи Филиппа Киркорова в 1991 году (ГЦКЗ «Россия»). Елена и Татьяна Зайцевы — лауреаты премии «Овация» 1997 года за видеоклип «Сумасшедший снег». В 2010 году после серии публикаций и телепрограмм стали известны как защитники бездомных собак.

№ слайда 27 Братья Пономаренко Братья Пономаре́нко (13 июня 1967, Ростов-на-Дону) — братья-
Описание слайда:

Братья Пономаренко Братья Пономаре́нко (13 июня 1967, Ростов-на-Дону) — братья-близнецы: Валерий Сергеевич Пономаренко — профессиональный актёр театра драмы и Александр Сергеевич Пономаренко — музыкант, гитарист.

№ слайда 28 Основа метода — микроскопическое изучение хромосом человека. Цитогенетические и
Описание слайда:

Основа метода — микроскопическое изучение хромосом человека. Цитогенетические исследования стали широко использоваться с начала 20-х гг. XX в. для изучения морфологии хромосом человека, подсчета хромосом, культивирования лейкоцитов для получения метафазных пластинок. Развитие современной цитогенетики человека связано с именами цитологов Д.Тио и А.Левана. В 1956 г. они первыми установили, что у человека 46 (а не 48, как думали раньше) хромосом, что положило начало широкому изучению митотических и мейотических хромосом человека. Цитогенетический метод

№ слайда 29 В 1959 г. французские ученые Д. Лежен, Р.Тюрпен и М. Готье установили хромосомн
Описание слайда:

В 1959 г. французские ученые Д. Лежен, Р.Тюрпен и М. Готье установили хромосомную природу болезни Дауна. В настоящее время цитогенетический метод применяется для диагностики хромосомных болезней, составления генетических карт хромосом, изучения мутационного процесса и других проблем генетики человека. Цитогенетический метод

№ слайда 30 Синдром Дауна: наличие третьей хромосомы в 21 паре (трисомия) Характерен внешни
Описание слайда:

Синдром Дауна: наличие третьей хромосомы в 21 паре (трисомия) Характерен внешний облик больного: косо расположенные глазные щели (восточного типа), широкая уплощенная переносица, полуоткрытый рот, увеличенный язык, короткая шея, стопы и кисти короткие и широкие. Больные с рождения отстают в росте, поздно начинают держать голову, сидеть, ходить. Половое развитие резко задержано. Способность к деторождению установлена в единичных случаях. Хромосомные болезни человека

№ слайда 31 Синдром Клайнфельтера (встречается у мальчиков): набор половых хромосом равен X
Описание слайда:

Синдром Клайнфельтера (встречается у мальчиков): набор половых хромосом равен XXY К началу полового созревания больные часто оказываются выше сверстников, ноги заметно длиннее туловища. В подростковом возрасте синдром чаще всего проявляется увеличением грудных желез. Изменения числа половых хромосом вызывают серьезные расстройства развития

№ слайда 32 Синдром Шерешевского - Тернера (встречается у девочек): набор половых хромосом
Описание слайда:

Синдром Шерешевского - Тернера (встречается у девочек): набор половых хромосом равен XО Характерными признаками синдрома Тернера при рождении являются избыток кожи на шее, «лицо сфинкса», общее беспокойство, срыгивание фонтаном, рвота. В раннем возрасте у части больных отмечают задержку психического и речевого развития, что свидетельствует о патологии развития нервной системы. Наиболее характерным признаком является низкорослость. Рост больных не превышает 135—145 см, масса тела часто избыточна. Изменения числа половых хромосом вызывают серьезные расстройства развития

№ слайда 33 При мутации, ведущей к замене всего одной аминокислоты в огромной молекуле пере
Описание слайда:

При мутации, ведущей к замене всего одной аминокислоты в огромной молекуле переносчика кислорода — гемоглобина, возникает наследственное заболевание, получившее название серповидной анемии, при котором эритроциты принимают форму полумесяца. Исследовав аминокислотный состав гемоглобина и обнаружив замену, можно сразу поставить диагноз. Серповидноклеточная анемия

№ слайда 34 Наследственные заболевания, обусловленные генными мутациями, а также полиморфиз
Описание слайда:

Наследственные заболевания, обусловленные генными мутациями, а также полиморфизм по нормальным первичным продуктам генов изучают с помощью биохимических методов. Впервые эти методы стали применять для диагностики генных болезней еще в начале XX в. С их помощью описано более 1000 врожденных болезней обмена веществ. Для многих из них выявлен дефект первичного генного продукта. Эти методы позволяют определить место и характер мутации по изменениям в составе затронутых мутацией белков. Биохимический метод

№ слайда 35 Этот метод позволяет изучить распространение отдельных генов в человеческих поп
Описание слайда:

Этот метод позволяет изучить распространение отдельных генов в человеческих популяциях. Обычно производится непосредственное выборочное исследование части популяции либо изучают архивы больниц, родильных домов, а также проводят опрос путем анкетирования. Последний этап состоит в статистическом анализе. Одним из наиболее простых и универсальных математических методов является метод, предложенный Г.Харди и В. Вайнбергом. В результате становится возможным определить частоту генов в различных группах населения, частоту гетерозиготных носителей ряда наследственных аномалий и болезней. Популяционно - статистический метод

№ слайда 36 На основе семьи А.С.Пушкина составьте схему его родословной
Описание слайда:

На основе семьи А.С.Пушкина составьте схему его родословной

№ слайда 37 Наследование признака «седая прядь волос» Исследуйте схему наследования данного
Описание слайда:

Наследование признака «седая прядь волос» Исследуйте схему наследования данного признака и ответьте на вопросы: Определите, сцеплен ли данный признак с полом? Какой тип наследования: доминантный или рецессивный? Используя знаки классической генетики, напишите схему наследования признака, определив генотипы всех членов данной родословной В какой семье данный признак исчезнет из родословной?

№ слайда 38 Аня и Таня – однояйцевые сестры-близнецы, Ваня и Вася - однояйцевые братья-близн
Описание слайда:

Аня и Таня – однояйцевые сестры-близнецы, Ваня и Вася - однояйцевые братья-близнецы. Аня вышла замуж за Ваню, Таня - за Васю. В обеих семьях родились сыновья. Будут ли они похожи, как идентичные близнецы? Аргументируйте свой ответ. Употребление матерью токсических веществ (алкоголь, наркотики) замедляется и нарушается внутриутробное развитие плода. Такой плод характеризуется отставанием в росте и развитии, уменьшением размеров головного мозга, слабоумием, «заячьей губой», «волчьей пастью». Раскройте с позиций генетики причинно-следственный механизм, приводящий к таким изменениям у плода. Объясните, почему, если в роду передается по наследству вредный рецессивный ген, то брак между двоюродными братьями и сестрами сопряжен с риском. Решите задачи

№ слайда 39 Выучите материал по учебнику Общая биология (А.О.Рувинский): стр. 226-234. Соста
Описание слайда:

Выучите материал по учебнику Общая биология (А.О.Рувинский): стр. 226-234. Составьте свою родословную, используя один признак (цвет глаз, курчавость волос и т.д.), соблюдая следующие правила: • начинают родословную с пробанда (особи, на которую составляется родословная); • братья и сестры располагаются в порядке рождения слева направо, начиная со старшего; • представители каждого поколения в родословной располагаются строго в один ряд; • римскими цифрами обозначаются поколения: слева от родословной сверху вниз; • арабскими цифрами нумеруется потомство одного поколения (весь ряд) слева направо последовательно (под каждым представителем — родственником). Домашнее задание

№ слайда 40 Общая биология: Учеб. для 10-11 кл. /А.О.Рувинский, Л.В.Высоцкая, С.М.Глаголев и
Описание слайда:

Общая биология: Учеб. для 10-11 кл. /А.О.Рувинский, Л.В.Высоцкая, С.М.Глаголев и др.; под ред. А.О.Рувинского. –М. Просвещение, 2002 г. http://schools.keldysh.ru http://ru.wikipedia.org http://biology-gen.ru http://biofile.ru/ http://www.renosconnection.com/genetics/1/page52.htm Литература

Презентация по биологии на тему "Генетика человека" (10 класс)
  • Биология
Описание:

Данная презентация составлена в помощь учителю биологии.

Содержит материал о методах и особенностях генетики человека и отличием от методов классической генетики. Текст сопровождается иллюстрированными примерами, что позволит учащимся более полно и эффективно усвоить материал. Кроме этого, презентация развивает  умения пользоваться генетическими терминами и символами, решать генетические задачи и выявлять причины наследственных изменений человека.

Материал презентации воспитывает у детей убеждение в том, что человек должен заботиться о своем здоровье, чтобы избежать появления каких - либо наследственных аномалий. Презентация может применяться учителем как на общеобразовательных уроках, так и на уроках профильного уровня.

 

Автор Желтова Альбина Владимировна
Дата добавления 21.12.2014
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 2218
Номер материала 9681
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓