Инфоурок Биология Другие методич. материалыПрезентация по биологии на тему "Генетика человека" (10 класс)

Презентация по биологии на тему "Генетика человека" (10 класс)

Скачать материал
Скачать материал "Презентация по биологии на тему "Генетика человека" (10 класс)"

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по работе с молодежью

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Генетика человекаУрок биологии в 10 классе
Профильное обучение
Учитель биолог...

    1 слайд

    Генетика человека
    Урок биологии в 10 классе
    Профильное обучение
    Учитель биологии Желтова А.В.
    МБОУ Шатовская СОШ
    Арзамасский район
    Нижегородская область

  • Цель урока: 
Обеспечить усвоение учащимися особенностей и методов генетики че...

    2 слайд

    Цель урока:
    Обеспечить усвоение учащимися особенностей и методов генетики человека.
    Задачи:
    Познакомить учащихся с основными методами генетики человека, их особенностями и отличием от методов классической генетики;
    Показать значение каждого метода для изучения наследственности человека, выявления причин аномальных отклонений в генотипе, возникновения наследственных заболеваний;
    Развивать умения пользоваться генетическими терминами и символами, решать генетические задачи, выявлять причины наследственных изменений человека;
    Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, ответственное отношение к состоянию окружающей среды, убеждение в том, что только экологически чистая окружающая среда и здоровый образ жизни смогут сохранить здоровье человека.

  • Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: урок – беседа
Методы и п...

    3 слайд

    Тип урока: урок изучения нового материала
    Вид урока: урок – беседа
    Методы и приемы: монологический и диалогический

    Структура урока:
    1. Актуализация знаний (беседа по вопросам, которые помогут лучше усвоить новый материал)
    2. Изучение нового материала: формирование новых знаний и понятий
    3. Формирование умений и навыков (умение объяснять родословную человека по схеме и ее составлять)
    4. Закрепление (решение задач по генетике человека)
    5. Домашнее задание

  • Невозможность направленного скрещивания
Позднее половое созревание
Малочислен...

    4 слайд

    Невозможность направленного скрещивания
    Позднее половое созревание
    Малочисленность потомства
    Невозможность обеспечения одинаковых и строго контролируемых условий для развития потомков от разных браков
    Большое число хромосом
    Невозможность проведения прямых экспериментов
    Трудности в изучении наследственности и изменчивости человека

  • В 1956 г. было точно установлено, что диплоидное число хромосом в клетках чел...

    5 слайд

    В 1956 г. было точно установлено, что диплоидное число хромосом в клетках человека равно 46.
    Был подробно изучен кариотип человека. Современные методы позволяют безошибочно определить место, размер, порядковый номер каждой пары хромосом.
    Набор хромосом человека

  • Аутосомы:
22 парыКариотип человекаПоловые хромосомы:
XY у мужчин
XX у женщин

    6 слайд

    Аутосомы:
    22 пары
    Кариотип человека
    Половые хромосомы:
    XY у мужчин
    XX у женщин

  • 1 — хроматида; 2 — центромера; 3 — короткое плечо; 
4 — длинное плечо...

    7 слайд









    1 — хроматида; 2 — центромера; 3 — короткое плечо;
    4 — длинное плечо.
    Строение метафазной хромосомы
    1
    2
    4
    3

  • 1 — Палочковидная 
(акроцентрическая) 
2 — Неравноплечая 
(субметацентрическа...

    8 слайд

    1 — Палочковидная
    (акроцентрическая)
    2 — Неравноплечая
    (субметацентрическая)
    3 — Равноплечая
    (метацентрическая)
    Типы хромосом у человека

  • Методы генетики человекаГенеалогическийБлизнецовый Цитогенетический Популяцио...

    9 слайд

    Методы генетики человека
    Генеалогический
    Близнецовый
    Цитогенетический
    Популяционно - статистический
    Биохимический

  • Заключается в анализе родословных
Позволяет определить тип наследования: доми...

    10 слайд

    Заключается в анализе родословных
    Позволяет определить тип наследования: доминантный или рецессивный; аутосомный или сцепленный с полом
    Позволяет прогнозировать вероятность проявления признака в потомстве
    Предупредить наследственные заболевания
    Генеалогический метод

  • Мужчина

Женщина 

Пол не выяснен

Носитель 
изучаемого признака

Рано умерОб...

    11 слайд

    Мужчина

    Женщина

    Пол не выяснен

    Носитель
    изучаемого признака

    Рано умер
    Обозначения, принятые при составлении родословных

    Брак

    Родственный
    брак

  • Аутосомно- доминантное А ( реализуется в гомозиготном АА и гетерозиготном Аа...

    12 слайд

    Аутосомно- доминантное А ( реализуется в гомозиготном АА и гетерозиготном Аа состоянии, может с разной вероятностью проявляться в каждом поколении)
    Аутосомное наследование
    Аутосомно- рецессивное а (реализуется в признак только в гомозиготном состоянии аа)
    Вспомним!
    Какова вероятность проявления признака а (в%) у гетерозиготных родителей?
    Аа х Аа
    АА (25%)здоровы Аа (50%)носители признака Аа (25%) больные

  • Брахидактилия (короткопалость)
 Этот признак редкий и встречается, как правил...

    13 слайд

    Брахидактилия (короткопалость)
    Этот признак редкий и встречается, как правило, только у одного родителя.
    Брахидактилию можно обнаружить уже при рождении ребёнка по изменению фаланг пальцев рук и ног. Отклонения от нормы в данном случае не угрожают жизни человека, не делают его неполноценным членом общества.
    Аутосомно – доминантное наследование

  • Фенилкетонурия впервые была открыта учёным-генетиком Феллингом в 1934 году. В...

    14 слайд

    Фенилкетонурия впервые была открыта учёным-генетиком Феллингом в 1934 году. В основе её развития лежит резкое снижение активности фермента, превращающего аминокислоту фенилаланин в тирозин. У гомозиготных по этой мутации людей в крови значительно повышается концентрация фенилаланина и ряда других соединений, оказывающих вредное воздействие. В итоге гомозиготные дети отстают в развитии, у них наблюдаются повреждения мозга и возникает умственная отсталость.
    Аутосомно – рецессивное наследование

  • Наследование, сцепленное с X-хромосомой
Признаки, определяемые генами Х – хро...

    15 слайд

    Наследование, сцепленное с X-хромосомой
    Признаки, определяемые генами Х – хромосомы могут быть доминантными и рецессивными. Женщина может быть гомо- или гетерозиготна по данному гену, а мужчина может быть только гемизиготен, т.е. иметь только один изучаемый ген, который у него всегда проявится
    Наследование, сцепленное с полом
    Наследование, сцепленное с Y-хромосомой
    Признаки, сцепленные с Y-хромосомой, из которых самый явный - мужской фенотип, передаются только от отца к сыну. Из-за небольшого количества генов на Y-хромосоме число Y-сцепленных болезней невелико

  • Гемофилия — заболевание, связанное с рецессивной мутацией в X-хромосоме. Встр...

    16 слайд

    Гемофилия — заболевание, связанное с рецессивной мутацией в X-хромосоме. Встречается у мужчин, а передают по наследству данный ген женщины. Ведущими симптомами гемофилии являются повышенная кровоточивость с первых месяцев жизни; подкожные, межмышечные гематомы, обусловленные ушибами, порезами, различными хирургическими вмешательствами; обильные посттравматические кровотечения.
    Наследование гемофилии
    Королева Виктория была носителем гена гемофилии

  • 17 слайд

  • Может ли заболеть женщина?
      XHXh       x       Xh Y
Почему болеют мужчин...

    18 слайд

    Может ли заболеть женщина?
    XHXh x Xh Y

    Почему болеют мужчины?
    XHXh x XH Y




    XH XH XH Xh XHY XhY
    носитель больной
    Наследование гемофилии
    XH
    Xh
    XH
    Y
    XH
    Xh
    Xh
    Y
    XH XH XH Xh XhXh XH Y
    носитель больная

  • Близнецовый метод - стратегия исследования, предложенная Ф. Гальтоном - в 187...

    19 слайд

    Близнецовый метод - стратегия исследования, предложенная Ф. Гальтоном - в 1875 г. Характеризуется сравнением психологических качеств монозиготных близнецов, имеющих идентичный генный набор, и дизиготных, генотипы которых различны. Данный метод предназначен для выявления влияния генотипа и среды на изучаемое психологическое качество.
    Близнецовый метод

  • Дизиготные, или разнояйцовыеБлизнецы Монозиготные, или однояйцовыеРазвиваются...

    20 слайд

    Дизиготные, или разнояйцовые
    Близнецы
    Монозиготные, или однояйцовые
    Развиваются из двух различных яйцеклеток, одновременно оплодотворенных различными спермиями.
    Могут быть как одного, так и разного пола и генетически сходны не больше как братья и сестры
    Развиваются из одной оплодотворенной яйцеклетки, которая дает начало двум или нескольким эмбрионам. Всегда одного пола, их сходство очень велико.

  • Конкордантность Проявление признаков у близнецовДискордантность Признак прояв...

    21 слайд

    Конкордантность
    Проявление признаков у близнецов
    Дискордантность
    Признак проявляется у обоих близнецов.
    Высокая степень проявления у монозиготных близнецов.
    Признак проявляется у одного из близнецов.
    Высокая степень проявления у дизиготных близнецов.

  • Конкордантность (%)

    22 слайд

    Конкордантность (%)

  • Степень конкордантности показывает, что на группу крови, форму бровей, цвет г...

    23 слайд

    Степень конкордантности показывает, что на группу крови, форму бровей, цвет глаз и волос монозиготных близнецов среда почти не оказывает влияния, а решающее воздействие оказывает генотип.
    Признаки, характеризующиеся высокой дискордантностью в основном определяются влиянием среды.
    Близнецовый метод

  • Знаменитые близнецы
Сестры КривошляповыСёстры Мария и Дарья родились с двумя...

    24 слайд

    Знаменитые близнецы
    Сестры Кривошляповы
    Сёстры Мария и Дарья родились с двумя головами, четырьмя руками и тремя ногами. Их спинные хребты были соединены под углом в 90 градусов. Врачи сказали их матери, что они умерли от пневмонии, и забрали их. В 1964 году Марию и Дарью поместили в интернат для детей с проблемами моторики, находившийся в Новочеркасске. Всего близнецы жили в течение почти 40 лет в советских учреждениях для инвалидов.

    В 1989 году они переехали в собственный дом в Москве. На предложение хирургов о разделении ответили отказом.
    Умерли в 2003 году

  • Зита и ГитаЗи́та Раши́довна и Ги́та Раши́довна Резаха́новы (19 октября 1991,...

    25 слайд

    Зита и Гита
    Зи́та Раши́довна и Ги́та Раши́довна Резаха́новы (19 октября 1991, село Западное, Сокулукский район, Чуйская область, Киргизия) — сиамские близнецы из Киргизии, по происхождению лезгины.

    В настоящее время сёстры Зита и Гита являются единственными в мире успешно разделенными сиамскими близнецами, которые уже довольно длительный срок сохраняют прекрасную форму и здоровье

  • Сестры Зайцевы
«Сёстры Зайцевы» — российский женский вокальный дуэт близнецов...

    26 слайд

    Сестры Зайцевы

    «Сёстры Зайцевы» — российский женский вокальный дуэт близнецов, ставший известным в 1990-е годы благодаря своей песне «Сестра» в стиле шансон. Впервые на большую сцену вышли с подачи Филиппа Киркорова в 1991 году (ГЦКЗ «Россия»). Елена и Татьяна Зайцевы — лауреаты премии «Овация» 1997 года за видеоклип «Сумасшедший снег».

    В 2010 году после серии публикаций и телепрограмм стали известны как защитники бездомных собак.

  • Братья Пономаренко
Братья Пономаре́нко (13 июня 1967, Ростов-на-Дону) — брать...

    27 слайд

    Братья Пономаренко

    Братья Пономаре́нко (13 июня 1967, Ростов-на-Дону) — братья-близнецы: Валерий Сергеевич Пономаренко — профессиональный актёр театра драмы и Александр Сергеевич Пономаренко — музыкант, гитарист.

  • Основа метода — микроскопическое изучение хромосом человека. Цитогенетические...

    28 слайд

    Основа метода — микроскопическое изучение хромосом человека. Цитогенетические исследования стали широко использоваться с начала 20-х гг. XX в. для изучения морфологии хромосом человека, подсчета хромосом, культивирования лейкоцитов для получения метафазных пластинок.
    Развитие современной цитогенетики человека связано с именами цитологов Д.Тио и А.Левана. В 1956 г. они первыми установили, что у человека 46 (а не 48, как думали раньше) хромосом, что положило начало широкому изучению митотических и мейотических хромосом человека.
    Цитогенетический метод

  • В 1959 г. французские ученые Д. Лежен, Р.Тюрпен и М. Готье установили хромосо...

    29 слайд

    В 1959 г. французские ученые Д. Лежен, Р.Тюрпен и М. Готье установили хромосомную природу болезни Дауна.

    В настоящее время цитогенетический метод применяется для диагностики хромосомных болезней, составления генетических карт хромосом, изучения мутационного процесса и других проблем генетики человека.
    Цитогенетический метод

  • Синдром Дауна: 
наличие третьей хромосомы в 21 паре (трисомия) 
Характерен вн...

    30 слайд

    Синдром Дауна:
    наличие третьей хромосомы в 21 паре (трисомия)
    Характерен внешний облик больного: косо расположенные глазные щели (восточного типа), широкая уплощенная переносица, полуоткрытый рот, увеличенный язык, короткая шея, стопы и кисти короткие и широкие. Больные с рождения отстают в росте, поздно начинают держать голову, сидеть, ходить. Половое развитие резко задержано. Способность к деторождению установлена в единичных случаях.
    Хромосомные болезни человека

  • Синдром Клайнфельтера (встречается у мальчиков): набор половых хромосом равен...

    31 слайд

    Синдром Клайнфельтера (встречается у мальчиков): набор половых хромосом равен XXY
    К началу полового созревания больные часто оказываются выше сверстников, ноги заметно длиннее туловища.
    В подростковом возрасте синдром чаще всего проявляется увеличением грудных желез.

    Изменения числа половых хромосом вызывают серьезные расстройства развития

  • Синдром Шерешевского - Тернера (встречается у девочек): набор половых хромосо...

    32 слайд

    Синдром Шерешевского - Тернера (встречается у девочек): набор половых хромосом равен XО
    Характерными признаками синдрома Тернера при рождении являются избыток кожи на шее, «лицо сфинкса», общее беспокойство, срыгивание фонтаном, рвота. В раннем возрасте у части больных отмечают задержку психического и речевого развития, что свидетельствует о патологии развития нервной системы. Наиболее характерным признаком является низкорослость. Рост больных не превышает 135—145 см, масса тела часто избыточна.

    Изменения числа половых хромосом вызывают серьезные расстройства развития

  • При мутации, ведущей к замене всего одной аминокислоты в огромной молекуле пе...

    33 слайд

    При мутации, ведущей к замене всего одной аминокислоты в огромной молекуле переносчика кислорода — гемоглобина, возникает наследственное заболевание, получившее название серповидной анемии, при котором эритроциты принимают форму полумесяца. Исследовав аминокислотный состав гемоглобина и обнаружив замену, можно сразу поставить диагноз.
    Серповидноклеточная анемия

  • Наследственные заболевания,  обусловленные  генными  мутациями,  а  также...

    34 слайд



    Наследственные заболевания, обусловленные генными мутациями, а также полиморфизм по нормальным первичным продуктам генов изучают с помощью биохимических методов.
    Впервые эти методы стали применять для диагностики генных болезней еще в начале XX в. С их помощью описано более 1000 врожденных болезней обмена веществ. Для многих из них выявлен дефект первичного генного продукта. Эти методы позволяют определить место и характер мутации по изменениям в составе затронутых мутацией белков.


    Биохимический метод

  • Этот метод позволяет изучить распространение отдельных генов в человеческих...

    35 слайд


    Этот метод позволяет изучить распространение отдельных генов в человеческих популяциях. Обычно производится непосредственное выборочное исследование части популяции либо изучают архивы больниц, родильных домов, а также проводят опрос путем анкетирования. Последний этап состоит в статистическом анализе.
    Одним из наиболее простых и универсальных математических методов является метод, предложенный Г.Харди и В. Вайнбергом. В результате становится возможным определить частоту генов в различных группах населения, частоту гетерозиготных носителей ряда наследственных аномалий и болезней.

    Популяционно - статистический метод

  • На основе семьи А.С.Пушкина составьте схему его родословной

    36 слайд

    На основе семьи А.С.Пушкина составьте схему его родословной

  • Наследование признака 
«седая прядь волос»Исследуйте схему наследования данно...

    37 слайд

    Наследование признака
    «седая прядь волос»
    Исследуйте схему наследования данного признака и ответьте на вопросы:
    Определите, сцеплен ли данный признак с полом?
    Какой тип наследования: доминантный или рецессивный?
    Используя знаки классической генетики, напишите схему наследования признака, определив генотипы всех членов данной родословной
    В какой семье данный признак исчезнет из родословной?

  • Аня и Таня – однояйцевые сестры-близнецы, Ваня и Вася - однояйцевые братья-бл...

    38 слайд

    Аня и Таня – однояйцевые сестры-близнецы, Ваня и Вася - однояйцевые братья-близнецы. Аня вышла замуж за Ваню, Таня - за Васю. В обеих семьях родились сыновья. Будут ли они похожи, как идентичные близнецы? Аргументируйте свой ответ.

    Употребление матерью токсических веществ (алкоголь, наркотики) замедляется и нарушается внутриутробное развитие плода. Такой плод характеризуется отставанием в росте и развитии, уменьшением размеров головного мозга, слабоумием, «заячьей губой», «волчьей пастью». Раскройте с позиций генетики причинно-следственный механизм, приводящий к таким изменениям у плода.

    Объясните, почему, если в роду передается по наследству вредный рецессивный ген, то брак между двоюродными братьями и сестрами сопряжен с риском.
    Решите задачи

  • Выучите материал по учебнику Общая биология (А.О.Рувинский): стр. 226-234.
Со...

    39 слайд

    Выучите материал по учебнику Общая биология (А.О.Рувинский): стр. 226-234.
    Составьте свою родословную, используя один признак (цвет глаз, курчавость волос и т.д.), соблюдая следующие правила:
    • начинают родословную с пробанда (особи, на которую составляется родословная);
    • братья и сестры располагаются в порядке рождения слева направо, начиная со старшего;
    • представители каждого поколения в родословной располагаются строго в один ряд;
    • римскими цифрами обозначаются поколения: слева от родословной сверху вниз;
    • арабскими цифрами нумеруется потомство одного поколения (весь ряд) слева направо последовательно (под каждым представителем — родственником).
    Домашнее задание

  • Общая биология: Учеб. для 10-11 кл. /А.О.Рувинский, Л.В.Высоцкая, С.М.Глаголе...

    40 слайд

    Общая биология: Учеб. для 10-11 кл. /А.О.Рувинский, Л.В.Высоцкая, С.М.Глаголев и др.; под ред. А.О.Рувинского. –М. Просвещение, 2002 г.
    http://schools.keldysh.ru
    http://ru.wikipedia.org
    http://biology-gen.ru
    http://biofile.ru/
    http://www.renosconnection.com/genetics/1/page52.htm
    Литература

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данная презентация составлена в помощь учителю биологии.

Содержит материал о методах и особенностях генетики человека и отличием от методов классической генетики. Текст сопровождается иллюстрированными примерами, что позволит учащимся более полно и эффективно усвоить материал. Кроме этого, презентация развивает  умения пользоваться генетическими терминами и символами, решать генетические задачи и выявлять причины наследственных изменений человека.

Материал презентации воспитывает у детей убеждение в том, что человек должен заботиться о своем здоровье, чтобы избежать появления каких - либо наследственных аномалий. Презентация может применяться учителем как на общеобразовательных уроках, так и на уроках профильного уровня.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 653 501 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии 10 класс.
  • Учебник: «Биология (базовый и углублённый уровни)», Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И.
  • Тема: Введение: роль биологии в формировании современной картине мира, практическое значение биологических знаний
  • 30.09.2020
  • 5972
  • 77
«Биология (базовый и углублённый уровни)», Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 21.12.2014 2453
    • PPTX 5.5 мбайт
    • 105 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Желтова Альбина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Желтова Альбина Владимировна
    Желтова Альбина Владимировна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 92837
    • Всего материалов: 26

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 120 человек из 43 регионов
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания биологии в условиях реализации ФГОС

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 67 человек из 36 регионов
  • Этот курс уже прошли 805 человек

Курс повышения квалификации

ФГОС общего образования: формирование универсальных учебных действий на уроке биологии

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 88 человек из 39 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 359 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Биология")

Учитель биологии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Мини-курс

Национальная система учительского роста: путь к эффективности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стрессоустойчивость и успех в учебе: практические методики и стратегии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 51 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 16 человек

Мини-курс

Практические аспекты работы логопеда: методы и приемы в логоритмике

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек