Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Генетика человека
Урок биологии в 10 классе
Профильное обучение
Учитель биологии Желтова А.В.
МБОУ Шатовская СОШ
Арзамасский район
Нижегородская область
2 слайд
Цель урока:
Обеспечить усвоение учащимися особенностей и методов генетики человека.
Задачи:
Познакомить учащихся с основными методами генетики человека, их особенностями и отличием от методов классической генетики;
Показать значение каждого метода для изучения наследственности человека, выявления причин аномальных отклонений в генотипе, возникновения наследственных заболеваний;
Развивать умения пользоваться генетическими терминами и символами, решать генетические задачи, выявлять причины наследственных изменений человека;
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, ответственное отношение к состоянию окружающей среды, убеждение в том, что только экологически чистая окружающая среда и здоровый образ жизни смогут сохранить здоровье человека.
3 слайд
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: урок – беседа
Методы и приемы: монологический и диалогический
Структура урока:
1. Актуализация знаний (беседа по вопросам, которые помогут лучше усвоить новый материал)
2. Изучение нового материала: формирование новых знаний и понятий
3. Формирование умений и навыков (умение объяснять родословную человека по схеме и ее составлять)
4. Закрепление (решение задач по генетике человека)
5. Домашнее задание
4 слайд
Невозможность направленного скрещивания
Позднее половое созревание
Малочисленность потомства
Невозможность обеспечения одинаковых и строго контролируемых условий для развития потомков от разных браков
Большое число хромосом
Невозможность проведения прямых экспериментов
Трудности в изучении наследственности и изменчивости человека
5 слайд
В 1956 г. было точно установлено, что диплоидное число хромосом в клетках человека равно 46.
Был подробно изучен кариотип человека. Современные методы позволяют безошибочно определить место, размер, порядковый номер каждой пары хромосом.
Набор хромосом человека
6 слайд
Аутосомы:
22 пары
Кариотип человека
Половые хромосомы:
XY у мужчин
XX у женщин
7 слайд
1 — хроматида; 2 — центромера; 3 — короткое плечо;
4 — длинное плечо.
Строение метафазной хромосомы
1
2
4
3
8 слайд
1 — Палочковидная
(акроцентрическая)
2 — Неравноплечая
(субметацентрическая)
3 — Равноплечая
(метацентрическая)
Типы хромосом у человека
9 слайд
Методы генетики человека
Генеалогический
Близнецовый
Цитогенетический
Популяционно - статистический
Биохимический
10 слайд
Заключается в анализе родословных
Позволяет определить тип наследования: доминантный или рецессивный; аутосомный или сцепленный с полом
Позволяет прогнозировать вероятность проявления признака в потомстве
Предупредить наследственные заболевания
Генеалогический метод
11 слайд
Мужчина
Женщина
Пол не выяснен
Носитель
изучаемого признака
Рано умер
Обозначения, принятые при составлении родословных
Брак
Родственный
брак
12 слайд
Аутосомно- доминантное А ( реализуется в гомозиготном АА и гетерозиготном Аа состоянии, может с разной вероятностью проявляться в каждом поколении)
Аутосомное наследование
Аутосомно- рецессивное а (реализуется в признак только в гомозиготном состоянии аа)
Вспомним!
Какова вероятность проявления признака а (в%) у гетерозиготных родителей?
Аа х Аа
АА (25%)здоровы Аа (50%)носители признака Аа (25%) больные
13 слайд
Брахидактилия (короткопалость)
Этот признак редкий и встречается, как правило, только у одного родителя.
Брахидактилию можно обнаружить уже при рождении ребёнка по изменению фаланг пальцев рук и ног. Отклонения от нормы в данном случае не угрожают жизни человека, не делают его неполноценным членом общества.
Аутосомно – доминантное наследование
14 слайд
Фенилкетонурия впервые была открыта учёным-генетиком Феллингом в 1934 году. В основе её развития лежит резкое снижение активности фермента, превращающего аминокислоту фенилаланин в тирозин. У гомозиготных по этой мутации людей в крови значительно повышается концентрация фенилаланина и ряда других соединений, оказывающих вредное воздействие. В итоге гомозиготные дети отстают в развитии, у них наблюдаются повреждения мозга и возникает умственная отсталость.
Аутосомно – рецессивное наследование
15 слайд
Наследование, сцепленное с X-хромосомой
Признаки, определяемые генами Х – хромосомы могут быть доминантными и рецессивными. Женщина может быть гомо- или гетерозиготна по данному гену, а мужчина может быть только гемизиготен, т.е. иметь только один изучаемый ген, который у него всегда проявится
Наследование, сцепленное с полом
Наследование, сцепленное с Y-хромосомой
Признаки, сцепленные с Y-хромосомой, из которых самый явный - мужской фенотип, передаются только от отца к сыну. Из-за небольшого количества генов на Y-хромосоме число Y-сцепленных болезней невелико
16 слайд
Гемофилия — заболевание, связанное с рецессивной мутацией в X-хромосоме. Встречается у мужчин, а передают по наследству данный ген женщины. Ведущими симптомами гемофилии являются повышенная кровоточивость с первых месяцев жизни; подкожные, межмышечные гематомы, обусловленные ушибами, порезами, различными хирургическими вмешательствами; обильные посттравматические кровотечения.
Наследование гемофилии
Королева Виктория была носителем гена гемофилии
17 слайд
18 слайд
Может ли заболеть женщина?
XHXh x Xh Y
Почему болеют мужчины?
XHXh x XH Y
XH XH XH Xh XHY XhY
носитель больной
Наследование гемофилии
XH
Xh
XH
Y
XH
Xh
Xh
Y
XH XH XH Xh XhXh XH Y
носитель больная
19 слайд
Близнецовый метод - стратегия исследования, предложенная Ф. Гальтоном - в 1875 г. Характеризуется сравнением психологических качеств монозиготных близнецов, имеющих идентичный генный набор, и дизиготных, генотипы которых различны. Данный метод предназначен для выявления влияния генотипа и среды на изучаемое психологическое качество.
Близнецовый метод
20 слайд
Дизиготные, или разнояйцовые
Близнецы
Монозиготные, или однояйцовые
Развиваются из двух различных яйцеклеток, одновременно оплодотворенных различными спермиями.
Могут быть как одного, так и разного пола и генетически сходны не больше как братья и сестры
Развиваются из одной оплодотворенной яйцеклетки, которая дает начало двум или нескольким эмбрионам. Всегда одного пола, их сходство очень велико.
21 слайд
Конкордантность
Проявление признаков у близнецов
Дискордантность
Признак проявляется у обоих близнецов.
Высокая степень проявления у монозиготных близнецов.
Признак проявляется у одного из близнецов.
Высокая степень проявления у дизиготных близнецов.
22 слайд
Конкордантность (%)
23 слайд
Степень конкордантности показывает, что на группу крови, форму бровей, цвет глаз и волос монозиготных близнецов среда почти не оказывает влияния, а решающее воздействие оказывает генотип.
Признаки, характеризующиеся высокой дискордантностью в основном определяются влиянием среды.
Близнецовый метод
24 слайд
Знаменитые близнецы
Сестры Кривошляповы
Сёстры Мария и Дарья родились с двумя головами, четырьмя руками и тремя ногами. Их спинные хребты были соединены под углом в 90 градусов. Врачи сказали их матери, что они умерли от пневмонии, и забрали их. В 1964 году Марию и Дарью поместили в интернат для детей с проблемами моторики, находившийся в Новочеркасске. Всего близнецы жили в течение почти 40 лет в советских учреждениях для инвалидов.
В 1989 году они переехали в собственный дом в Москве. На предложение хирургов о разделении ответили отказом.
Умерли в 2003 году
25 слайд
Зита и Гита
Зи́та Раши́довна и Ги́та Раши́довна Резаха́новы (19 октября 1991, село Западное, Сокулукский район, Чуйская область, Киргизия) — сиамские близнецы из Киргизии, по происхождению лезгины.
В настоящее время сёстры Зита и Гита являются единственными в мире успешно разделенными сиамскими близнецами, которые уже довольно длительный срок сохраняют прекрасную форму и здоровье
26 слайд
Сестры Зайцевы
«Сёстры Зайцевы» — российский женский вокальный дуэт близнецов, ставший известным в 1990-е годы благодаря своей песне «Сестра» в стиле шансон. Впервые на большую сцену вышли с подачи Филиппа Киркорова в 1991 году (ГЦКЗ «Россия»). Елена и Татьяна Зайцевы — лауреаты премии «Овация» 1997 года за видеоклип «Сумасшедший снег».
В 2010 году после серии публикаций и телепрограмм стали известны как защитники бездомных собак.
27 слайд
Братья Пономаренко
Братья Пономаре́нко (13 июня 1967, Ростов-на-Дону) — братья-близнецы: Валерий Сергеевич Пономаренко — профессиональный актёр театра драмы и Александр Сергеевич Пономаренко — музыкант, гитарист.
28 слайд
Основа метода — микроскопическое изучение хромосом человека. Цитогенетические исследования стали широко использоваться с начала 20-х гг. XX в. для изучения морфологии хромосом человека, подсчета хромосом, культивирования лейкоцитов для получения метафазных пластинок.
Развитие современной цитогенетики человека связано с именами цитологов Д.Тио и А.Левана. В 1956 г. они первыми установили, что у человека 46 (а не 48, как думали раньше) хромосом, что положило начало широкому изучению митотических и мейотических хромосом человека.
Цитогенетический метод
29 слайд
В 1959 г. французские ученые Д. Лежен, Р.Тюрпен и М. Готье установили хромосомную природу болезни Дауна.
В настоящее время цитогенетический метод применяется для диагностики хромосомных болезней, составления генетических карт хромосом, изучения мутационного процесса и других проблем генетики человека.
Цитогенетический метод
30 слайд
Синдром Дауна:
наличие третьей хромосомы в 21 паре (трисомия)
Характерен внешний облик больного: косо расположенные глазные щели (восточного типа), широкая уплощенная переносица, полуоткрытый рот, увеличенный язык, короткая шея, стопы и кисти короткие и широкие. Больные с рождения отстают в росте, поздно начинают держать голову, сидеть, ходить. Половое развитие резко задержано. Способность к деторождению установлена в единичных случаях.
Хромосомные болезни человека
31 слайд
Синдром Клайнфельтера (встречается у мальчиков): набор половых хромосом равен XXY
К началу полового созревания больные часто оказываются выше сверстников, ноги заметно длиннее туловища.
В подростковом возрасте синдром чаще всего проявляется увеличением грудных желез.
Изменения числа половых хромосом вызывают серьезные расстройства развития
32 слайд
Синдром Шерешевского - Тернера (встречается у девочек): набор половых хромосом равен XО
Характерными признаками синдрома Тернера при рождении являются избыток кожи на шее, «лицо сфинкса», общее беспокойство, срыгивание фонтаном, рвота. В раннем возрасте у части больных отмечают задержку психического и речевого развития, что свидетельствует о патологии развития нервной системы. Наиболее характерным признаком является низкорослость. Рост больных не превышает 135—145 см, масса тела часто избыточна.
Изменения числа половых хромосом вызывают серьезные расстройства развития
33 слайд
При мутации, ведущей к замене всего одной аминокислоты в огромной молекуле переносчика кислорода — гемоглобина, возникает наследственное заболевание, получившее название серповидной анемии, при котором эритроциты принимают форму полумесяца. Исследовав аминокислотный состав гемоглобина и обнаружив замену, можно сразу поставить диагноз.
Серповидноклеточная анемия
34 слайд
Наследственные заболевания, обусловленные генными мутациями, а также полиморфизм по нормальным первичным продуктам генов изучают с помощью биохимических методов.
Впервые эти методы стали применять для диагностики генных болезней еще в начале XX в. С их помощью описано более 1000 врожденных болезней обмена веществ. Для многих из них выявлен дефект первичного генного продукта. Эти методы позволяют определить место и характер мутации по изменениям в составе затронутых мутацией белков.
Биохимический метод
35 слайд
Этот метод позволяет изучить распространение отдельных генов в человеческих популяциях. Обычно производится непосредственное выборочное исследование части популяции либо изучают архивы больниц, родильных домов, а также проводят опрос путем анкетирования. Последний этап состоит в статистическом анализе.
Одним из наиболее простых и универсальных математических методов является метод, предложенный Г.Харди и В. Вайнбергом. В результате становится возможным определить частоту генов в различных группах населения, частоту гетерозиготных носителей ряда наследственных аномалий и болезней.
Популяционно - статистический метод
36 слайд
На основе семьи А.С.Пушкина составьте схему его родословной
37 слайд
Наследование признака
«седая прядь волос»
Исследуйте схему наследования данного признака и ответьте на вопросы:
Определите, сцеплен ли данный признак с полом?
Какой тип наследования: доминантный или рецессивный?
Используя знаки классической генетики, напишите схему наследования признака, определив генотипы всех членов данной родословной
В какой семье данный признак исчезнет из родословной?
38 слайд
Аня и Таня – однояйцевые сестры-близнецы, Ваня и Вася - однояйцевые братья-близнецы. Аня вышла замуж за Ваню, Таня - за Васю. В обеих семьях родились сыновья. Будут ли они похожи, как идентичные близнецы? Аргументируйте свой ответ.
Употребление матерью токсических веществ (алкоголь, наркотики) замедляется и нарушается внутриутробное развитие плода. Такой плод характеризуется отставанием в росте и развитии, уменьшением размеров головного мозга, слабоумием, «заячьей губой», «волчьей пастью». Раскройте с позиций генетики причинно-следственный механизм, приводящий к таким изменениям у плода.
Объясните, почему, если в роду передается по наследству вредный рецессивный ген, то брак между двоюродными братьями и сестрами сопряжен с риском.
Решите задачи
39 слайд
Выучите материал по учебнику Общая биология (А.О.Рувинский): стр. 226-234.
Составьте свою родословную, используя один признак (цвет глаз, курчавость волос и т.д.), соблюдая следующие правила:
• начинают родословную с пробанда (особи, на которую составляется родословная);
• братья и сестры располагаются в порядке рождения слева направо, начиная со старшего;
• представители каждого поколения в родословной располагаются строго в один ряд;
• римскими цифрами обозначаются поколения: слева от родословной сверху вниз;
• арабскими цифрами нумеруется потомство одного поколения (весь ряд) слева направо последовательно (под каждым представителем — родственником).
Домашнее задание
40 слайд
Общая биология: Учеб. для 10-11 кл. /А.О.Рувинский, Л.В.Высоцкая, С.М.Глаголев и др.; под ред. А.О.Рувинского. –М. Просвещение, 2002 г.
http://schools.keldysh.ru
http://ru.wikipedia.org
http://biology-gen.ru
http://biofile.ru/
http://www.renosconnection.com/genetics/1/page52.htm
Литература
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Данная презентация составлена в помощь учителю биологии.
Содержит материал о методах и особенностях генетики человека и отличием от методов классической генетики. Текст сопровождается иллюстрированными примерами, что позволит учащимся более полно и эффективно усвоить материал. Кроме этого, презентация развивает умения пользоваться генетическими терминами и символами, решать генетические задачи и выявлять причины наследственных изменений человека.
Материал презентации воспитывает у детей убеждение в том, что человек должен заботиться о своем здоровье, чтобы избежать появления каких - либо наследственных аномалий. Презентация может применяться учителем как на общеобразовательных уроках, так и на уроках профильного уровня.
6 653 501 материал в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Желтова Альбина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
72/108/144 ч.
Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300 ч. — 1200 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
2 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.