Главная / Биология / Презентация по биологии на тему Общая характеристика Типа моллюски

Презентация по биологии на тему Общая характеристика Типа моллюски

КЛАССИФИКАЦИЯ МОЛЛЮСКОВ Количество видов более 130 тысяч Тип Моллюски Класс Б...
Тип Моллюски или Мягкотелые Моллюски – от латинского слова «molluskus», что ...
 РАЗНООБРАЗИЕ МОЛЛЮСКОВ
ОСЬМИНОГ ПЕРЛОВИЦА СЛИЗЕНЬ ВИНОГРАДНАЯ УЛИТКА НАЙДИТЕ ОТЛИЧИЯ
ОБРАЗ ЖИЗНИ МОЛЛЮСКОВ УСТРИЦА ПРУДОВИК КАЛЬМАР Виноградная улитка
ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ МОЛЛЮСКОВ
Части тела моллюсков: 1. Голова (у двустворчатых – нет) 2. Туловище 3. Нога (...
 У НЕКОТОРЫХ ВИДОВ РАКОВИНЫ НЕТ
РАЗНООБРАЗИЕ РАКОВИН
ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ МОЛЛЮСКОВ
ОРГАНЫ ЧУВСТВ Органы осязания – на голове, в ноге, жабрах. Органы зрения – на...
Отличительные черты: Среда обитания моллюсков: Моря, пресные водоёмы, суша. ...
Между телом и мантией находится: Мантийная полость. Тело большинства моллюск...
Органы выделения: Почки. Нервная система: Нервные узлы, нервные стволы, нерв...
Класс Брюхоногие Малый прудовик Ариатна Голый слизень Виноградная улитка Кату...
Клсс Головоногие Каракатицы Осьминоги Кальмары Наутилус
Проверь свои знания! Тест – тренажёр от осьминога, виноградной улитки и морс...
Среда обитания моллюсков: Суша Суша, моря, пресные водоёмы Суша, моря Пресные...
Тело большинства моллюсков состоит из: Головы, туловища, ноги, раковины Голов...
Органы дыхания моллюсков: Лёгкое У одних – лёгкое, у других - жабры Жабры Дыш...
Органы дыхания моллюсков: Лёгкое У одних – лёгкое, у других - жабры Жабры Дыш...
Органы выделения моллюсков: Печень Почки Жабры У одних – печень, у других – п...
Нервная система моллюсков представлена: Нервами Нервными узлами, нервными ств...
По способу размножения брюхоногие моллюски: Раздельнополые Одни – гермафродит...
Выберите двустворчатых моллюсков: Виноградные улитки Мидии Осьминоги Наутилусы
Выберите брюхоногих моллюсков: Устрицы Слизни Осьминоги Каракатицы
Выберите головоногих моллюсков: Устрицы Осьминоги Тридакны Мидии
1 из 28

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 КЛАССИФИКАЦИЯ МОЛЛЮСКОВ Количество видов более 130 тысяч Тип Моллюски Класс Брюх
Описание слайда:

КЛАССИФИКАЦИЯ МОЛЛЮСКОВ Количество видов более 130 тысяч Тип Моллюски Класс Брюхоногие Класс Двустворчатые Класс Головоногие

№ слайда 2 Тип Моллюски или Мягкотелые Моллюски – от латинского слова «molluskus», что в п
Описание слайда:

Тип Моллюски или Мягкотелые Моллюски – от латинского слова «molluskus», что в переводе означает – мягкий.

№ слайда 3  РАЗНООБРАЗИЕ МОЛЛЮСКОВ
Описание слайда:

РАЗНООБРАЗИЕ МОЛЛЮСКОВ

№ слайда 4 ОСЬМИНОГ ПЕРЛОВИЦА СЛИЗЕНЬ ВИНОГРАДНАЯ УЛИТКА НАЙДИТЕ ОТЛИЧИЯ
Описание слайда:

ОСЬМИНОГ ПЕРЛОВИЦА СЛИЗЕНЬ ВИНОГРАДНАЯ УЛИТКА НАЙДИТЕ ОТЛИЧИЯ

№ слайда 5 ОБРАЗ ЖИЗНИ МОЛЛЮСКОВ УСТРИЦА ПРУДОВИК КАЛЬМАР Виноградная улитка
Описание слайда:

ОБРАЗ ЖИЗНИ МОЛЛЮСКОВ УСТРИЦА ПРУДОВИК КАЛЬМАР Виноградная улитка

№ слайда 6 ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ МОЛЛЮСКОВ
Описание слайда:

ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ МОЛЛЮСКОВ

№ слайда 7 Части тела моллюсков: 1. Голова (у двустворчатых – нет) 2. Туловище 3. Нога (щуп
Описание слайда:

Части тела моллюсков: 1. Голова (у двустворчатых – нет) 2. Туловище 3. Нога (щупальца – у головоногих) 4. Мантия 5. Раковина Симметрия тела большинства моллюсков - двусторонняя. Брюхоногие – асимметричные животные.

№ слайда 8  У НЕКОТОРЫХ ВИДОВ РАКОВИНЫ НЕТ
Описание слайда:

У НЕКОТОРЫХ ВИДОВ РАКОВИНЫ НЕТ

№ слайда 9 РАЗНООБРАЗИЕ РАКОВИН
Описание слайда:

РАЗНООБРАЗИЕ РАКОВИН

№ слайда 10 ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ МОЛЛЮСКОВ
Описание слайда:

ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ МОЛЛЮСКОВ

№ слайда 11 ОРГАНЫ ЧУВСТВ Органы осязания – на голове, в ноге, жабрах. Органы зрения – на го
Описание слайда:

ОРГАНЫ ЧУВСТВ Органы осязания – на голове, в ноге, жабрах. Органы зрения – на голове. Органы обоняния – на голове, в коже. Органы равновесия в ноге. Органы химического чувства – в жабрах.

№ слайда 12 Отличительные черты: Среда обитания моллюсков: Моря, пресные водоёмы, суша. Сим
Описание слайда:

Отличительные черты: Среда обитания моллюсков: Моря, пресные водоёмы, суша. Симметрия тела большинства моллюсков: Двустронняя. Тело большинства моллюсков защищено: Раковиной. Тело покрыто кожной складкой: Мантией.

№ слайда 13 Между телом и мантией находится: Мантийная полость. Тело большинства моллюсков
Описание слайда:

Между телом и мантией находится: Мантийная полость. Тело большинства моллюсков состоит из: Головы, туловища, ноги, раковины, мантии. Кровеносная система: Незамкнутая. Органы дыхания: Лёгкое или жабры. В пищеварительной системе появляются органы: Радула (тёрка), печень, слюнные железы.

№ слайда 14 Органы выделения: Почки. Нервная система: Нервные узлы, нервные стволы, нервы.
Описание слайда:

Органы выделения: Почки. Нервная система: Нервные узлы, нервные стволы, нервы. Органы чувств: Осязания, обоняния, зрения, равновесия, химического чувства. По способу размножения моллюски: Раздельнополые и гермафродиты.

№ слайда 15 Класс Брюхоногие Малый прудовик Ариатна Голый слизень Виноградная улитка Катушка
Описание слайда:

Класс Брюхоногие Малый прудовик Ариатна Голый слизень Виноградная улитка Катушка Ахатиниды

№ слайда 16 Клсс Головоногие Каракатицы Осьминоги Кальмары Наутилус
Описание слайда:

Клсс Головоногие Каракатицы Осьминоги Кальмары Наутилус

№ слайда 17 Проверь свои знания! Тест – тренажёр от осьминога, виноградной улитки и морског
Описание слайда:

Проверь свои знания! Тест – тренажёр от осьминога, виноградной улитки и морского гребешка

№ слайда 18 Среда обитания моллюсков: Суша Суша, моря, пресные водоёмы Суша, моря Пресные во
Описание слайда:

Среда обитания моллюсков: Суша Суша, моря, пресные водоёмы Суша, моря Пресные водоёмы

№ слайда 19 Тело большинства моллюсков состоит из: Головы, туловища, ноги, раковины Головы,
Описание слайда:

Тело большинства моллюсков состоит из: Головы, туловища, ноги, раковины Головы, туловища, раковины, ноги, мантии Головы, туловища, раковины Головы, туловища, раковины, ноги, щупалец

№ слайда 20 Органы дыхания моллюсков: Лёгкое У одних – лёгкое, у других - жабры Жабры Дышат
Описание слайда:

Органы дыхания моллюсков: Лёгкое У одних – лёгкое, у других - жабры Жабры Дышат всем телом

№ слайда 21 Органы дыхания моллюсков: Лёгкое У одних – лёгкое, у других - жабры Жабры Дышат
Описание слайда:

Органы дыхания моллюсков: Лёгкое У одних – лёгкое, у других - жабры Жабры Дышат всем телом

№ слайда 22 Органы выделения моллюсков: Печень Почки Жабры У одних – печень, у других – почк
Описание слайда:

Органы выделения моллюсков: Печень Почки Жабры У одних – печень, у других – почки.

№ слайда 23 Нервная система моллюсков представлена: Нервами Нервными узлами, нервными ствола
Описание слайда:

Нервная система моллюсков представлена: Нервами Нервными узлами, нервными стволами, нервами Нервными стволами, нервными узлами Нервными стволами, нервами.

№ слайда 24 По способу размножения брюхоногие моллюски: Раздельнополые Одни – гермафродиты,
Описание слайда:

По способу размножения брюхоногие моллюски: Раздельнополые Одни – гермафродиты, другие - раздельнополые. Размножаются бесполым путём Гермафродиты

№ слайда 25 Выберите двустворчатых моллюсков: Виноградные улитки Мидии Осьминоги Наутилусы
Описание слайда:

Выберите двустворчатых моллюсков: Виноградные улитки Мидии Осьминоги Наутилусы

№ слайда 26 Выберите брюхоногих моллюсков: Устрицы Слизни Осьминоги Каракатицы
Описание слайда:

Выберите брюхоногих моллюсков: Устрицы Слизни Осьминоги Каракатицы

№ слайда 27 Выберите головоногих моллюсков: Устрицы Осьминоги Тридакны Мидии
Описание слайда:

Выберите головоногих моллюсков: Устрицы Осьминоги Тридакны Мидии

№ слайда 28
Описание слайда:

Презентация по биологии на тему Общая характеристика Типа моллюски
  • Биология
Описание:

Презентац

Учитель биологии ГБОУ СОШ №1022 г Москвы Криулина И.В.


Тема урока: Общая характеристика Типа Моллюски.


Цели урока:


  1. Образовательные:


1.     Ознакомить учащихся с общей характеристикой типа моллюсков, особенностями их строения и приспособленностями в связи со средой обитания их многообразием.


2.     Познакомить с классами моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие.


  1. Воспитательные:


1.     Формирование экологической культуры учащихся и бережного отношения к окружающей нас природе.


2.     Воспитание коммуникабельности учащихся при работе в группах.


  1. Развивающие:


1.     Умение применять информационные технологии.


2.     Умение сравнить биологические объекты.


3.     Умение наблюдать, делать выводы.


Оборудование:


  • Презентация “Тип Моллюски”

  • Набор раковин моллюсков (на каждую парту)

  • Карточки – задания (на каждую парту):


1.     “Обозначь части тела моллюсков”


2.     “Распредели моллюсков по классам”


3.     “Лабораторная работа “Особенности строения раковин моллюсков”


4.     Конспекты для учащихся


  • Раздаточный материал:

    Поделки из моллюсков

    бусы, броши и т.д. из жемчуга;

    перламутровые пуговицы;

    Этапы урока.


1.     Организационная часть.


2.     Актуализация знаний.


3.     Изучение нового материала.


4.     Общее закрепление знаний.


5.     Рефлексия. Подведение итогов урока.


6.     Домашнее задание.


Ход урока


I Организационная часть.


  • Проверка  готовности учащихся к уроку.

  • Наличие на партах необходимых материалов к уроку.

    II. Актуализация знаний.

    Вступительное слово учителя: - Ребята, сегодня мы с вами начнем знакомство с очень необыкновенной группой живых организмов. Посмотрите на стол. Какие объекты вам знакомы?

    -Правильно—Это ракушки.

    -А каким животным они принадлежат?

    Вот на этот вопрос мы попытаемся ответить изучая новую тему.

    III. Изучение нового материала.

    Общие черты типа.


Учитель начинает объяснение новой темы с рассказа.


Моллюски, или мягкотелые, образуют обособленный тип беспозвоночных животных, характерной особенностью которых является наличие кожной складки – мантии, ведущих свое начало от древних неспециализированных многощетинковых червей.


Количество видов достигает 130 тысяч, выделяют семь классов, мы познакомимся только с тремя из них: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.


Среда обитания


Обитают они преимущественно в морях (мидии, устрицы, кальмары, осьминоги), пресных водоемах (беззубки, прудовики, живородки), реже — во влажной наземной среде (виноградная улитка, слизни). Размеры тела взрослых моллюсков разных видов значительно различаются — от нескольких миллиметров до 20 м


 Движение моллюсков.


Большинство из них — малоподвижные животные, некоторые ведут прикрепленный образ жизни (мидии, устрицы), и только головоногие моллюски способны быстро передвигаться реактивным способом. (слайд № 7)


 Внешнее строение моллюсков


Определите по рисунку общие части тела разных моллюсков и отличительные особенности. Сделайте вывод. Записи сделать в тетради.


Вывод: Тело моллюсков в большинстве случаев состоит из:


1.     Голова.


2.     Туловище.


3.     Нога.


4.     Мантия (мантийная полость)


5.     Раковина.


Определите симметрию тела моллюсков.


Большинство моллюсков – двустороннее-симметричные, брюхоногие – асимметричные.


На голове расположены органы чувств. Туловище представляет собой кожно-мускульный мешок, его основание окружено обширной кожной складкой-мантией. Между мантией и стенкой тела образуется мантийная полость, в которой находятся органы дыхания, некоторые органы чувств и куда открываются заднепроходное отверстие, протоки почек и половых желез. Сильно утолщенная благодаря мускулатуре брюшная сторона образует различные формы ног: широкие – ползательные, клиновидные – для плавания, округлые – присасывающиеся и др.


 Поэтапное закрепление материала.


Учащиеся выполняют задание: “Обозначь части тела моллюсков”


На спинной стороне, как правило, расположена раковина, чаще цельная, реже двустворчатая или состоящая из нескольких пластинок. У некоторых моллюсков раковина находится под кожей или исчезает совсем. Наружный слой раковины образован органическим рогоподобным веществом, внутренний - тончайшими пластинками извести неравномерное отражение света от которых, придает внутренней поверхности раковины перламутровый блеск


 Лабораторная работа: “Особенности строения раковин моллюсков”


Оборудование: набор раковин брюхоногих и двустворчатых моллюсков.


(задания напечатаны на карточках и выдаются на каждый стол)


Задание:


1. Рассмотрите раковину двустворчатого моллюска:


  • а) определите её форму, окраску;

  • б) найдите её передний (широкий) конец и задний (узкий) конец;

  • в) найдите выпуклую часть раковины – вершину;

  • г) найдите изогнутые линии – годичные кольца;

  • д) попробуйте определить прочность раковины.

    2. Рассмотрите раковину брюхоногого моллюска:


  • а) определите её форму, окраску;

  • б) найдите вершину раковины и отверстие – устье;

  • в) сосчитайте число оборотов раковины;

  • г) попробуйте определить прочность раковины.

    3. Сравните раковины двух моллюсков, установите черты сходства и отличия по плану:


1.     Форма.


2.     Окраска.


3.     Наличие годичных колец на раковине.


4.     Наличие оборотов на раковине.


5.     Прочность раковины.


6.     Значение раковины.


7.      Внутреннее строение.


Пищеварительная система.


Пищеварительная система представлена глоткой, в которой находится орган, измельчающий пишу – терка (радула) с расположенными на ней роговыми зубчиками.


Терка служит для соскабливания растительной пищи и лишь в редких случаях для ее активного захвата. Через пищевод пища попадает в желудок, куда открываются протоки пищеварительной железы, которая совмещает функции печени и поджелудочной железы.


Кишка дифференцирована на тонкую и заднюю кишку. Задняя кишка открывается порошицей в мантийную полость. У брюхоногих и головоногих моллюсков имеются слюнные железы.


Кровеносная система.


Характеризуется наличием сердца, состоящего из желудочка и одного или двух предсердий, и сосудов (вводится понятие “Незамкнутая кровеносная система”) Кровь из сердца поступает в сосуды, затем кровь поступает в промежутки между органами, омывает их, затем вновь собирается в сосуды, течет к легким, а оттуда поступает в сердце


Дыхательная система.


У большинства видов органы дыхания представлены жабрами, наземные моллюски, а также некоторые виды водных брюхоногих имеют легкое – особый карман мантии, стенки которого густо оплетены сосудами


Выделительная система.


Выделительный орган представлен почками, протоки которых открываются в мантийную полость. Нервная система.


Нервная система состоит из нервных узлов, отходящих от них нервных стволов и нервов.


Органы чувств.


Органы чувств представлены органами химического чувства, равновесия, осязания, обоняния, многие виды имеют глаза.


Размножение.


Большинство моллюсков – раздельнополые (двустворчатые, головоногие)


Брюхоногие – гермафродиты.


Оплодотворение – наружное (двустворчатые) и внутреннее (брюхоногие и головоногие)


Развитие: прямое (головоногие) и непрямое (брюхоногие, двустворчатые)


Выполнение заданий в рабочей тетради по вариантам


Закрепление материала.


Учащиеся выполняют задание: “Распределите моллюсков по классам”


Значение моллюсков в жизни человека.


IV. Общее закрепление материала.


Тест – тренажёр


V. Рефлексия. Итоги урока.


  • Что нового сегодня узнали на уроке.

  • Как оцениваете свою работу на уроке.

    VI. Выставление оценок.

     VII. Домашнее задание.


1.     Выучить конспект. Подготовить сообщение о любом представителе класса Брюхоногих.


 

ия к уроку Общая характеристика Типа Моллюски

Автор Криулина Ирина Вячеславовна
Дата добавления 23.11.2014
Раздел Биология
Подраздел Презентации
Просмотров 1187
Номер материала 4959
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓