Инфоурок Биология ПрезентацииПрезентация по биологии на тему "Общая характеристика Типа головоногие моллюски" 7 класс

Презентация по биологии на тему "Общая характеристика Типа головоногие моллюски" 7 класс

Скачать материал
Скачать материал "Презентация по биологии на тему "Общая характеристика Типа головоногие моллюски" 7 класс"

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Товаровед-эксперт

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • КЛАСС
Головоногие
моллюскиУчитель биологии ГБОУ СОШ № 1022 Криулина И.В.УУууУ

    1 слайд

    КЛАСС
    Головоногие
    моллюски
    Учитель биологии ГБОУ СОШ № 1022 Криулина И.В.
    УУууУ

  • Головоногие — в большинстве своём хищные морские животные, свободно плавающие...

    2 слайд

    Головоногие — в большинстве своём хищные морские животные, свободно плавающие в толще воды. Многие головоногие способны к реактивному движению. Некоторые головоногие ведут придонный образ жизни, часто укрываясь в расщелинах между камнями. Среди глубоководных форм иногда встречаются представители с торчащими, похожими на телескопы глазами].

  • Осьминог

Каракатица

Кальмар

Наутилус

Аргонавт

    3 слайд

    Осьминог

    Каракатица

    Кальмар

    Наутилус

    Аргонавт

  • Внутреннее строение

    4 слайд

    Внутреннее строение

  • 5 слайд

  • Яйца головоногих моллюсков

    6 слайд

    Яйца головоногих моллюсков

  • Кальмары

    7 слайд

    Кальмары

  • Стайка 
кальмаров;
Осьминог;
Россия;
Каракатица.

    8 слайд

    Стайка
    кальмаров;
    Осьминог;
    Россия;
    Каракатица.

  • осьминог адский вампир;
 кальмар кранхия;
 кальмар батотаума;
осьминог циррот...

    9 слайд

    осьминог адский вампир;
    кальмар кранхия;
    кальмар батотаума;
    осьминог цирротаума;
    кальмар чудесная лампа;
    блинообразный осьминог

  • 10 слайд

  • 11 слайд

  • 12 слайд

  • 13 слайд

  • 14 слайд

  • 15 слайд

  • Роль в экосистемах Морские моллюски составляют значительную часть бентоса. Пл...

    16 слайд

    Роль в экосистемах Морские моллюски составляют значительную часть бентоса. Плотность моллюсков на морском дне может достигать нескольких тысяч особей на 1 м²[1]. В толще морской воды многочисленны активно плавающие головоногие, ведущие хищный образ жизни[1].
    Моллюски составляют важное звено в цепях питания в водных и наземных экосистемах; спектр их питания чрезвычайно широк (подробнее см. раздел]. Очень небольшое число видов приспособилось к паразитическому образу жизни.
    Особо велика роль двустворчатых моллюсков как биофильтраторов, очищающих водоёмы от органического загрязнения. Кроме того, они поглощают и накапливают в своём теле тяжёлые металлы. Велика роль двустворчатых и в образовании осадочных пород

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 

Учитель биологии ГБОУ СОШ №1022 Криулина И.В.

 

Тема: «Класс Головоногие моллюски»

 

Цель :Познакомить учащихся с разнообразием, образом жизни, строением головоногих моллюсков

 

 Задачи:

 

  • сформировать знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности головоногих моллюсков;

 

  •  развивать знания учащихся о многообразии животного мира;

 

  •  воспитывать бережное отношение к природе

 

 

 

 Запись на доске новых понятий: «гемоцианин», «статоцисты», «половой деморфизм», «автотомия», «хроматофоры», «амбра».

 

 Тип урока: изучение новой темы

 

 

 

ХОД  УРОКА:

 

1.Организационный момент (наличие на столах учащихся необходимых принадлежностей, приветствие).

 

 

 

2.Опрос домашнего задания: «Что было задано на дом?», «Какие вопросы возникли по домашнему заданию?». Выполнение заданий по карточкам с учетом индивидуального подхода.

 

1 вариант

 

№1: в каждом задании выберите один верный ответ:

 

1) Моллюски обитают:

 

А – только в море;   

 

Б – только в пресных водоёмах;

 

В – в море, пресных водоёмах и на суше;   

 

Г – только на суше

 

2) Мантия представляет собой:

 

А – кожную складку, расположенную под раковиной;  

 

Б – орган передвижения;

 

В – защитную раковину;            

 

Г – отдел тела моллюска.

 

3) Двустворчатые моллюски – обитатели воды имеют:

 

А – жабры;                 

 

Б – легкое;

 

В – не имеют органов дыхания;   

 

Г – не дышат, так как створки плотно закрыты.

 

4) Из перечисленных животных к брюхоногим моллюскам относят:

 

А – виноградную улитку;       

 

Б – беззубку;

 

В – устрицу;                   

 

Г – осьминога.

 

5) К органам выделения большого прудовика относят:

 

А – печень;           

 

Б – почку;

 

В – кишечник;      

 

Г – анальное отверстие.

 

6) Раковину, образованную двумя створками, имеют:

 

А – перловицы, беззубки, мидии;       

 

Б – кальмары, каракатицы, осьминоги;

 

В – прудовики, катушки, рапаны;       

 

Г – слизни, виноградные улитки.

 

7) Наземные улитки питаются преимущественно:

 

А – растительной пищей;       

 

Б – различными беспозвоночными животными;

 

В – моллюсками других видов;   

 

Г – перегнивающими растительными остатками.

 

 

 

№2: вставьте в предложения пропущенные слова:

 

1) Моллюски имеют двухстороннюю симметрию тела.

 

2) Голова может отсутствовать у моллюсков, ведущих сидячий или малоподвижный образ жизни.

 

3) Кровеносная система моллюсков незамкнутая.

 

 

 

2 вариант

 

№1: в каждом задании выберите один верный ответ:

 

1) Раковина моллюсков состоит из:

 

А – извести;       

 

Б – только из рогоподобного вещества;

 

В – из извести и рогоподобного вещества; 

 

Г – из рогоподобного вещества, извести и перламутра.

 

2) Единую раковину, в виде башенки, завитка или другой формы имеют:

 

А – «корабельные черви»;      

 

Б – жемчужницы, морские гребешки, устрицы;

 

В – осьминоги, кальмары, каракатицы;  

 

Г – катушки, прудовики, виноградные улитки.

 

3) Тело у моллюсков:

 

Амягкое, не разделенное на членики;  

 

Б – мягкое, заметно разделенное на членики;

 

В – имеет плотный покров из слизи;    

 

Г – имеет плотный хитиновый покров.

 

4) Тело двустворчатых моллюсков разделено на:

 

А – голову, туловище и мускулистую ногу;   

 

Б – голову, щупальца и туловище;

 

В – туловище и мускулистую ногу;            

 

Г – голову и туловище.

 

5) Прудовики, живущие в пресных водоёмах:

 

А – фильтруют воду, очищая её от одноклеточных водорослей;

 

Б – способствуют очищению водоёмов от нитчатых водорослей;

 

В – являются хищниками;

 

Г – служат промежуточными хозяевами различных ленточных червей.

 

6) Беззубки и перловицы в водоёмах:

 

А – очищают воду от различных взвешенных в ней мелких организмов и  остатков;

 

Б – сокращают численность мелких ракообразных;

 

В – служат промежуточными хозяевами некоторых паразитических червей;

 

Г – способствуют распространению нитчатых водорослей.

 

7) Моллюски произошли от древних:

 

А – кишечнополостных;       

 

Б – плоских червей;

 

В – круглых червей;               

 

Г – кольчатых червей.

 

 

 

№2: вставьте в предложения пропущенные слова:

 

1) В отличие от кольчатых червей, тело моллюсков не сегментировано.

 

2) Тело моллюска покрыто кожной складкой – мантией.

 

3) Между мантией и телом находится мантийная полость.

 

 3. Изучение новой темы        Головоногие – самые необычные, крупные, хищные и самые совершенные из моллюсков. Головоногие достигли высокой степени развития. Это своего рода приматы среди беспозвоночных обитателей моря. Внешне, на первый взгляд, головоногие моллюски ничем не напоминают своих родичей – улиток и ракушек. . Головоногими эти животные были названы потому, что на голове у них расположены щупальца, или «руки», которые называют также и «ногами», потому что моллюски часто ходят на них по дну, как на ходулях.

 

        Все головоногие моллюски – исключительно морские животные. Обитают они только в океанах и полносоленых морях. Особенно многочисленны они в тропической и субтропической области и в умеренных широтах. Моллюски, как и многие рыбы, свободно плавают в толще воды, другие предпочитают прятаться на дне.

 

        Размеры головоногих моллюсков очень разнообразны – от 1см до 18м. Тело головоногих моллюсков двусторонне-симметричное, раковина у них недоразвитая и носят они её не снаружи, а под кожей спины. Недоразвитость или даже исчезновение раковины связано с большой скоростью передвижения моллюсков.

 

        Интересен способ передвижения головоногих моллюсков: перекачивая через себя воду, головоногий моллюск скользит в лазурных водах, точно ракета задним концом тела вперед реактивным способом. Скорость при этом может достигать 50 км/ч.

 

        Внутреннее строение головоногих моллюсков представлено различными системами органов. Рассмотрим его на примере осьминога.

 

        Пищеварительная система состоит из ротового отверстия, в нем имеются  роговые челюсти, изогнутые как клюв попугая. В глотке расположен язык, а на нем – терка, при помощи которой животное измельчает пищу. В глотку же впадают протоки ядовитых слюнных желез. От глотки к желудку тянется тонкий пищевод. По пути он насквозь пронзает мозг. Есть печень и поджелудочная железа. Пищеварительные соки, которые они выделяют, за четыре часа переваривают пищу. Длинная кишка, следующая за желудком оканчивается анальным отверстием.

 

        Основная пища головоногих моллюсков – рыбы, крабы и ракушки. Но многие виды едят и падаль. Едят они и друг друга. И не всегда голод служит причиной каннибализма. Поэтому еще Аристотель, раздумывая над такими дурными обычаями решил, что моллюски едят друг друга, чтобы поддерживать в себе жизненную силу: осьминог, не отведавший осьминожьего мяса, будто бы хиреет и умирает.

 

        Дыхательная система моллюсков представлена одной парой жабр, расположенных в мантийной полости, они же обеспечивают газообмен в организме животного.

 

        Кровеносная система у головоногих моллюсков почти замкнутая, состоит из артерий, капилляров, вен и сердца. Сердце состоит из двух предсердий и желудочка и бьётся 30 – 36 раз в минуту. Кровь у моллюсков необычная – голубая. Вместо гемоглобина (как у млекопитающих животных) кровь головоногих моллюсков содержит гемоцианин. Медь, входящая в состав гемоцианина, и придает их крови синеватый цвет.

 

        Почка – это орган выделения головоногих моллюсков, расположена она в непосредственной близости с половой железой.

 

        Нервная система головоногих моллюсков сложнее, чем у всех других беспозвоночных животных и достаточно высокоспециализированна. Клетки мозга со всех сторон плотно облегают пищевод. Поэтому моллюски, несмотря на очень хищные аппетиты, не могут проглотить добычу крупнее лесного муравья. Вот тут им на помощь и приходит терка, которой они приготавливают «пюре» из крабов и рыб.

 

        У головоногих хорошо развиты органы чувств). Глаз осьминога мало отличается от глаза млекопитающего или даже человека. Ни у кого из обитателей моря нет таких зорких глаз, как у осьминога и его родичей. Только глаза совы, кошки да человека могут составить им конкуренцию. На одном квадратном миллиметре сетчатки глаза осьминога насчитывается около 64 тыс. воспринимающих свет зрительных элементов. И размер глаз у головоногих моллюсков рекордный. Глаз каракатицы лишь в 10 раз меньше её самой, для сравнения – у тридцатиметрового голубого кита глаз не превышает в длину 10 – 12см.

 

        Чувство вкуса у осьминога настолько развито, что он, видимо, и врагов распознает на вкус. Вся внутренняя поверхность щупалец и каждая присоска участвуют в дегустировании пищи.

 

       Если разрезать хрящевой череп осьминога, внутри можно найти два пузырька с заключенными в них кристалликами извести. Это статоцисты – органы слуха и равновесия.

 

        По поводу размножения нужно сказать, что головоногие моллюски – раздельнополые животные. Присутствует тут и такое явление как половой деморфизм, т.е. различия в строении тела и размерах самца и самки. Оплодотворение происходит в мантийной полости самки. Яйца у головоногих моллюсков крупные богатые желтком Насиживающие самки ничего не едят около двух месяцев, иногда и больше, пока не выведут детенышей, которых они также охраняют, чистят и обеспечивают им приток свежей воды. Обычно головоногие моллюски размножаются раз в жизни, после чего погибают.

 

         У головоногих моллюсков существует множество защитных приспособлений: их щупальца усажены сотнями присосок, а многих кальмаров – также и когтями как у кошек, зубов нет, но есть клюв. Четырех, - шестикилограммовые кальмары легко перекусывают проволочную леску спиннинга. Есть в арсенале защитных приспособлений древнейшее средство страхования жизни – автотомия, т.е. самокалечение. При случае прочные щупальца сокращаются с такой силой, что сами себя разрывают. Щупальце отваливается, словно отрезанное ножом и хищник получает его в виде выкупа за жизнь.

 

        Головоногие моллюски в процессе эволюции приобрели еще более удивительное чудо-оружие – чернильную бомбу. В минуту опасности моллюски выбрасывают струю чернильной жидкости. Чернила расплываются в воде густым облаком, и под прикрытием «дымовой завесы» моллюск благополучно удирает. Чернила вырабатывает особый орган – грушевидный вырост прямой кишки – чернильный мешок. Не все содержимое чернильного мешка выбрызгивается за один раз. Обыкновенный осьминог может ставить «дымовую завесу» шесть раз подряд, а через полчаса уже полностью восстанавливает весь израсходованный запас чернил. Наблюдения показали, что выброшенные чернила растворяются не сразу, не раньше, чем на что-нибудь наткнутся.

 

        У всех головоногих моллюсков под кожей расположены эластичные, как резина, клетки. Они набиты краской, словно акварельные тюбики. Научное название этих клеток – хроматофоры. Хроматофоры содержат черные, коричневые, красно-бурые, оранжевые и желтые пигменты. Раздраженный осьминог из пепельно-серого через секунду может стать черным и снова превратиться в серого. Если бы кому-нибудь пришло в голову устроить состязание хамелеонов, первый приз наверняка получила бы каракатица.

 

        Головоногие моллюски – довольно разнообразные животные. Перед вами лишь некоторые представители этих животных Немаловажно хозяйственное значение головоногих моллюсков. Их издавна употребляют в пищу. Однако из шестисот видов головоногих моллюсков объектами интенсивного промысла служат всего лишь один – два десятка. По основным показателям питательности – калорийности и белковому составу – кальмары, особенно консервированные, превосходят всех других употребляемых в пищу моллюсков и даже некоторых рыб. Они незначительно уступают говяжьему мясу и телятине.

 

        Мелких кальмаров в Японии не выбрасывают, а используют для удобрения, корма скота и птицы.

 

        Драгоценная амбра – воскоподобное вещество, которое используют в парфюмерии как закрепитель аромата духов, образуется  из уплотненных и прошедших определенную стадию разложения клювов кальмаров.

 

 4. Закрепление изученного.

 

  • Формулировка вывода к уроку: "Головоногие моллюски представляют собой немногочисленную группу высокоорганизованных животных, отличающихся наиболее совершенным среди других моллюсков строением и сложным поведением"   работа в рабочих тетрадях 

 

5. Подведение итогов урока.

 

  • Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? 
  • Оценивание знаний учащихся (с комментарием).

 

 

 

6. Домашнее задание

 

 

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 291 материал в базе

Материал подходит для УМК

Скачать материал

Другие материалы

  • 12.09.2020
  • 930
  • 14
«Биология», Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. / Под ред. Пономарёвой И.Н.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.12.2014 1759
    • PPTX 3.6 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Криулина Ирина Вячеславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Криулина Ирина Вячеславовна
    Криулина Ирина Вячеславовна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 7
    • Всего просмотров: 72826
    • Всего материалов: 29

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Анатомия и физиология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Преподаватель анатомии и физиологии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 172 человека

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии обучения биологии как основа реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 136 человек из 47 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 517 человек

Курс повышения квалификации

Организация элективного курса в рамках реализации проекта "Точка роста": методология биологического эксперимента

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Проектное управление

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Музыкальная журналистика: создание и продвижение контента

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные медиа: экономика, системы и технологии

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе