Инфоурок Математика Другие методич. материалыКонспект урока по алгебре и началам анализа по теме

Конспект урока по алгебре и началам анализа по теме

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ МОУ3.docx

МОУ «СОШ п. Целинный Ершовского района Саратовской области»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Общие методы решения тригонометрических уравнений»

 

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработала Фроленкова В.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014-2015 уч. год

Цели урока:

 

Образовательные:  

- актуализировать знания учащихся по теме «Решение тригонометрических уравнений» и обеспечить их применение при решении задач вариантов ЕГЭ;

- рассмотреть общие подходы решения тригонометрических уравнений;

- закрепить навыки решения тригонометрических уравнений;

Развивающие:

- содействовать развитию у учащихся мыслительных операций: умение анализировать, синтезировать, сравнивать;

- формировать и  развивать  общеучебные  умения и навыки:  обобщение, поиск способов решения;

- отрабатывать навыки самооценивания знаний и умений, выбора  задания, соответствующего их уровню развития.

 

Воспитательные:

-     вырабатывать внимание, самостоятельность при работе на уроке;

- способствовать формированию активности и настойчивости, максимальной работоспособности.

 

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

 

Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

        

Структура урока:

 

1. Вводно-мотивационная часть.

1.1. Организационный момент.

1.2. Устная работа.

 

2. Основная часть урока.

2.1. Повторение (чередование фронтальной и индивидуальной форм работы с последующей проверкой задания).

3. Рефлексивно-оценочная часть урока.

3.1. Информация о домашнем задании.

3.2. Подведение итогов урока.

 

Ход урока.

 

1. Вводно-мотивационная часть

 1.1. Приветствие.

Учитель: Здравствуйте, садитесь! Сегодня на уроке мы повторим формулы решения простейших тригонометрических уравнений и все изученные методы решения тригонометрических уравнений. Многие  задания подобраны  из открытого банка данных  при подготовке к ЕГЭ.

 

1.2. Устная работа.

При решении простейших уравнений, мы не обойдемся без понятия

обратных тригонометрических функций.

а) Вспомним определения: арксинуса, арккосинуса, арктангенса и арккотангенса числа.

б) Каким свойством обладает отрицательное значение арксинуса, арккосинуса, арктангенса и арккотангенса числа?

в) Повторение.(слайд 2)

I вариант                          II вариант

arccos                          arcsin  

arcsin 1                           arccos 0

arcsin (-)                        arccos(- )

arccos (- )                        arcsin

arctg                             arctg (- )

 

 

г) Проверка.(слайд 3)

 

I вариант                        II вариант

                                                      

                                                            

-                                                 

                                              

                                         

Количество верных ответов – оцените:

5    -«5»

4     -«4»

3     -«3»

2     - «2»

 

д) Вспомним основные формулы для решения простейших тригонометрических уравнений (слайд 4)

sin t = a;

cos t = -1;

tg t = a;

cos t = a.

е) Основные формулы тригонометрии: (слайд 5.)

sin 2x = 2 sin x*cos x;

cos 2x = -;

 

 

 

2. Основная часть урока.

2.1. Повторение (чередование фронтальной и индивидуальной форм работы с последующей проверкой задания).

Задачи этапа: обеспечивать развитие у учащихся общеучебных умений и навыков: умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, поиск способов решения, отрабатывать навыки самооценивания знаний и умений, выбора разноуровневого задания.

Рассмотрим основные методы решения тригонометрических уравнений.

 А) Решение тригонометрических уравнений по известным алгоритмам.

 а) тригонометрические уравнения, приводимые к линейным или квадратным:

A sin2 х + В sin х + С =0 или

A sin2 х + В cos х + С =0

Решим уравнение: (слайд 6.)

Учащиеся решают уравнение,  вводят замену sin х = t, решая квадратное уравнение

 Решением уравнения sint =    являются числа вида

х =    + π k, k Z.

Уравнение  sin t = не имеет решения, так как   не принадлежит  Е ( sin х ),

                                                                         т.е.     не принадлежит  [-1; 1]

Учитель: При решении  уравнения вида A sin2 х + В cos х + С =0 вводим замену sin2 х  = 1 - cos2 х, а затем решаем уравнение способом, аналогичным предыдущему.

а) Решите уравнение    4 (слайд 7.) (ответы слайд 8.)

Учащиеся решают уравнение, вводят замену sin2 х  = 1 - cos2 х, получили        

   4 (1 - sin2 х) -8 sin х +1 =0.

 - 4 sin2 х - 8 sin х +5 = 0   | (-1)

 4 sin2 х + 8 sin х -5 = 0  

     Замена sin х= t

Решая квадратное уравнение 4 t 2 + 8t - 5 = 0,

 находят t= 0,5; t2  = -2,5

Решением уравнения sin х =0,5 являются числа вида х = + π k, k   Z.

Уравнение sin х =-2,5 корней не имеет, так как -2,5 не принадлежит  [-1; 1].

 

 

б) Решите  уравнение

7 x+ 4 sin x cos x - 3

Как называется уравнение такого вида?

Подберите способ для решения данного уравнения.

- Обе части уравнения разделим на 

Тогда уравнение примет вид

 

Это квадратное уравнение , введем новую переменную tg x=t,

7

tg x = -1,     tgx =

x = - + 𝜋n, n ϵ Z,

x = arctg  +𝜋n, n ϵ Z.

Учитель:  А теперь  выберите одно из предложенных уравнений и самостоятельно решите его.

На экране проецируется задание: а) –«3»; б) - «4»; в) – «5».(слайд 9.)

                                              1 вариант

 

 

                                             2 вариант

 

Учитель:   Ребята, проверьте свое решение с  ответами

На экране проецируются ответы (слайд 10.)

1 вариант                                             2 вариант

                                         

 

                           

                                     

 

                               

                                  

                                             

 

 

Учитель:  Продолжим рассмотрение  основных методов решения тригонометрических уравнений.

 Б) различные  алгоритмы решения уравнений вида  A sin x+ B cos x = С

  1) переход к половинному аргументу ; (слайд 11-12.)

 

 

 

 

 2) использование универсальной подстановки ; (слайд 13.)

      

 

                     

аналогично по 1 методу.

 3) введение вспомогательного угла; (слайд 14.)

         A sin x+ B cos x = С | :    ≠0 

             A      sin x  +            В         cos x  =       С      .

                                                          

 

 Если         A     = cos β, то          A     = sin β, получим

                                          

 

 

 

  cos β · sin x  + sin β · cos x  =      С    , откуда sin (x + β) =        С        или

                                                                                      

 

 

 

 

 x = (-1)k arcsin     С         - β + πk,   k   Z.

                                  

Решите уравнение

 

 

3. Рефлексивно-оценочная часть урока.

3.1  (слайд 15)

 №21.29(в), №22.17(б),№ 23.10(в).

3.2. Подведение итогов урока.

Задачи этапа: вспомнить основные моменты урока, проанализировать усвоение предложенного материала и умение применить полученные знания  в дальнейшем

Содержание этапа:

Учитель: Подведем итоги урока. Сегодня на уроке мы вспомнили числовые значения тригонометрических функций, обратных тригонометрических функций, вспомнили формулы решения простейших тригонометрических уравнений, рассмотрели общие подходы решения тригонометрических уравнений, закрепили навыки и проверили умения решать тригонометрические уравнения.

Я думаю, что у вас сложилось более полное представление о тригонометрических уравнениях и разнообразии способов их решения. И у меня появилась уверенность, что с решением тригонометрических уравнений большинство из вас справится. Выставление оценок всем учащимся за работу на уроке.

- Что нового узнали на уроке?

- Испытывали ли вы затруднения при выполнении самостоятельной работы?

- Испытывали ли вы затруднения при выборе самостоятельной работы?

- Какие из способов решения тригонометрических уравнений  из рассмотренных оказались наиболее трудными?

- Какие пробелы в знаниях выявились на уроке?

- Какие проблемы у вас возникли по окончании урока?

Учитель: Дорогие ребята!  Спасибо вам за работу на уроке. Я благодарю всех за активное участие в работе. Благодарю вас за помощь в проведении урока. Урок окончен. До свидания!

 

 Список литература:

 

1.             Открытый банк задач ЕГЭ по математике.

2.             алгебра и начала математического анализа. 10 класс. Самостоятельные работы для учащихся общеобразовательных учреждений/Л.А.Александрова/ под редакцией А.Г.Мордковича.2008 год.

3.             Ивлев Б.М. «Задачи повышенной трудности по алгебре и началам анализа».(10-11 класс) М., Просвещение, 1990

4.             Звавич Л.И., Шляпочник Л.Я. «Контрольные и проверочные работы по алгебре 10-11 классы» М., Дрофа, 2001

5.              Ивлев Б.М., Саакян  С.М., Шварцбурд С.И. «Дидактические материалы по алгебре и началам анализа. 10 класс». М., Просвещение, 1997

6.             Кононов А.Я. «Устные занятия по математике в старших классах» М., Столетие, 1997

7.             Мордкович А.Г. «Алгебра и начала анализа 10-11 класс» М., Мнемозина, 2009

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по алгебре и началам анализа по теме"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Помощник руководителя отдела библиотеки

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок обобщения и систматизация знаний и умений по теме "Общие методы решения тригонометрических уравнений" по алгебре и началам анализа в 10- 11 классах. Можно использовать при подготовке к  экзаменам. На уроке рассматриваются различные методы решения тригонометрических уравнений. Многие уравнения взяты из открытого банка данных. В начале урока идет повторение  обратных функций, формул простейших тригонометрических уравнений, подобранные задания позволяют актулизировать знания учащихся, ликвидировать пробелы в знаниях учащихся. В заключении урока проводится дифференцированная самостоятельная работа.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 928 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к внеклассному мероприятию "Математика и литература"
  • Учебник: «Математика. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида*», Перова М.Н., Капустина Г.М.
  • Тема: Устное сложение и вычитание чисел с переходом через разряд
  • 30.09.2020
  • 555
  • 6
«Математика. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида*», Перова М.Н., Капустина Г.М.
Календарно-тематическое планирование по математике в коррекционной школе
  • Учебник: «Математика. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида*», Перова М.Н., Капустина Г.М.
  • Тема: Нумерация чисел в пределах 1000
  • 30.09.2020
  • 430
  • 2
«Математика. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида*», Перова М.Н., Капустина Г.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 28.12.2014 322
    • RAR 67.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Фроленкова Валентина Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Фроленкова Валентина Петровна
    Фроленкова Валентина Петровна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3182
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания с применением дистанционных технологий

Учитель математики

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 40 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по математике в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 189 человек из 55 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 697 человек

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель математики в начальной школе

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 127 человек из 45 регионов
  • Этот курс уже прошли 178 человек

Мини-курс

Современные информационные технологии и информационная безопасность

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Мини-курс

Стратегии успешного B2C маркетинга: от MoSCoW до JTBD

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология аддиктивного поведения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 51 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 31 человек