Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
«ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ
КОМПЕТЕНЦИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ КУРСА
«ВОЛШЕБНАЯ ПАЛИТРА»
Учитель изобразительного искусства
Петрова Ирина Васильевна
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №2
г. Сургут
2013
2 слайд
Актуальность темы проекта
Необходимость создания и реализации проекта «Формирование коммуникативных компетенций в художественном воспитании младших школьников посредством курса «Волшебная палитра» заключается в изменении подходов в организации учебно-воспитательного процесса по предмету «Изобразительное искусство», которые будут направлены на формирование коммуникативных учебных действий учащихся с помощью специальных методов, форм и приемов обучения.
Приоритетным направлением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является формирование коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивающих учащимся умение учиться, их способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения.
Формирование коммуникативных компетенций влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс социализации и развития личности в целом.
3 слайд
Цель проекта:
формирование коммуникативных компетенций младших школьников с помощью эффективных методов и приёмов обучения на занятиях изобразительного искусства.
“Ввести ребёнка в мир человеческих отношений — одна из важных задач воспитания личности ребёнка младшего школьного возраста”
В.А. Сухомлинский
4 слайд
Задачи:
Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по проблеме исследования;
Отобрать наиболее эффективные методы, формы и приемы обучения для формирования коммуникативных учебных действий на занятиях изобразительного искусства с младшими школьниками;
Реализовать на практике разработанный комплекс методов, форм и приёмов обучения изобразительной деятельности;
Провести диагностику и наблюдения за формированием коммуникативных компетенций младших школьников;
Проанализировать результаты работы и оценить эффективность используемых методов и приемов обучения, направленных на формирование коммуникативных универсальных учебных действий.
5 слайд
Принципы:
Принцип деятельности - ученик, получая новые знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознаёт при этом содержание и формы учебной деятельности, понимает и принимает систему её норм, активно участвует в их совершенствовании;
Принцип позитивности – создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества;
Принцип индивидуального подхода – максимальный учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ученика;
Принцип развития и саморазвития личности – активизация способностей учащегося к самопознанию, самосовершенствованию и саморегуляции.
6 слайд
Материалы, разработанные по теме инновационной работы:
Программа курса по внеурочной деятельности «Волшебная палитра».
Сборник «Методическая копилка» по организации коллективной деятельности в начальных классах».
Комплекс дидактических игр и творческих заданий для младших школьников по изобразительному искусству.
Сборник «Применение нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей».
Презентации и разработки занятий по изобразительному искусству для младших школьников.
7 слайд
Коммуникативная компетенция
– система внутренних ресурсов, необходимых для коммуникативного воздействия в определенном круге ситуаций межличностных контактов, а именно:
Умения и навыки общения, умение вести беседу, диалог
Совместное взаимодействие, сотрудничество, партнерская деятельность
Навыки владения сбора информацией для решения коммуникативных задач
8 слайд
Коммуникативная компетентность
1. Влияет на учебную успешность;
2. Способствует успешному процессу адаптации ребёнка к школе и его эмоциональному благополучию среди сверстников;
3. Является одной из составляющих благополучия ученика в образовательном процессе и служит залогом успешности в его будущей взрослой жизни.
9 слайд
Формирование коммуникативных компетенций
в художественном воспитании младших школьников рассматривается как продуктивное общение, в котором осуществляются следующие функции:
информационная — обмен чувственной и познавательной информации;
контактная — готовность к приему и передаче информации;
координационная — согласование действий и организация взаимодействия;
персептивная — восприятие и понимание друг друга;
развивающая — изменение личностных качеств участников деятельности.
10 слайд
Методы обучения:
метод коллективных и групповых работ;
метод диалогичности;
метод привлечения жизненного опыта детей;
метод сравнения и анализа.
11 слайд
Коллективное творчество
1. Совместно-индивидуальная
2. Совместно-последовательная
3. Совместно-взаимодействующая
Каждый ученик индивидуально выполняет изображение или изделие, которое на завершающем этапе становится частью, элементом коллективной композиции.
Последовательное выполнение детьми определенной технологической операции, когда результат работы одного ученика становится предметом деятельности другого.
«Групповой конвейер»
«Изобразительная эстафета»
3. Одновременная совместная работа всех участников коллективного творчества (работа на одном листе, плоскости), постоянное согласование действий в процессе деятельности.
Формы организации коллективной деятельности
12 слайд
Приемы обучения
Дидактические игры, творческие задания
сосредотачивают внимание детей на конкретной деятельности, активно развивают фантазию, воображение, наблюдательность, умения работать в паре, группах.
Нетрадиционные техники в рисовании
способствуют формированию коммуникативных навыков общения среди детей в процессе изобразительной деятельности и полученным результатом, развивают воображение, творческое мышление и творческую активность.
Приемы рефлексии
позволяют приучать детей к самоконтролю, самооценке, саморегулированию, умению формулировать получаемые результаты, определять цели дальнейшей работы, корректировать свои последующие действия, высказывать свою точку зрения.
13 слайд
При организации тематических выставок детского творчества в гимназии дети имеют возможность получить:
Продукт деятельности, то есть саму художественную работу;
Положительный и эмоциональный настрой учащихся с желанием работать как индивидуально, так и в коллективе;
Полноценное взаимодействие, что, пожалуй, является самым главным;
Положительные отзывы со стороны родителей и коллег.
14 слайд
Результаты входной диагностики первоклассников
«Отношение к художественному творчеству»
сентябрь 2012 г.
15 слайд
Результаты диагностики первоклассников, ноябрь 2012 г.
16 слайд
Результаты сформированности коммуникативных учебных действий учащихся I-го класса на начало учебного года
(2012-2013 уч.г.)
17 слайд
Результаты сформированности коммуникативных учебных действий учащихся I-го класса на конец учебного года
(2012-2013 уч.г.)
18 слайд
Основные показатели эффективности реализации проекта
Заметное повышение интереса к изобразительной деятельности, формирование у учащихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умение сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других;
Положительная динамика в формировании коммуникативных учебных действий в процессе художественной деятельности;
Активное участие детей в конкурсах и фестивалях детского и юношеского творчества различного уровня.
19 слайд
План реализации проекта
I. Подготовительный этап (сентябрь 2010г.- май 2011г.) - определение темы проекта, выявление приоритетных проблем, изучение и анализ состояния проблемы в психолого-педагогической и учебно-методической литературе, построение модели проекта, разработка концепции проекта, составление плана работы с учащимися по проблеме, отбор наиболее продуктивных методов и приемов для решения проблемы.
II.Аналитический (сентябрь 2011г. – май 2012г.) - составление плана реализации, выявление продуктивных технологий, методов, форм и приемов, использование технологии сотрудничества в рамках предмета «Изобразительное искусство».
III. Практическая реализация проекта (сентябрь 2012г.– май 2013) - внедрение программы внеурочной деятельности в образовательный процесс, создание единого образовательного пространства; апробация комплекса методов и приёмов обучения изобразительной деятельности, направленные на развитие коммуникативных универсальных учебных действий; участие в конкурсах детского творчества; отслеживание успешности решения проблемы и корректировка дальнейшей работы.
IV. Обобщающий этап (сентябрь 2013г. – май 2014г.) - оценка эффективности и анализ достигнутых результатов; обобщение и распространение опыта среди педагогического сообщества по внедрению внеурочной деятельности в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта; подготовка к выпуску методических материалов, публикаций в педагогических изданиях; степень реализации проекта, подведение итогов проекта.
20 слайд
Перспективы дальнейшего развития проекта
участие в городских семинарах и конференциях по вопросам внедрения ФГОС в образовательный процесс;
проведение мастер-классов;
выступление на городском методическом объединении учителей изобразительного искусства;
печатные публикации в педагогических изданиях и на образовательных сайтах.
21 слайд
Результаты деятельности
Большие победы учеников - это счастье и успех учителя.
22 слайд
Результаты деятельности
23 слайд
Результаты деятельности
24 слайд
Спасибо за внимание!
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования предмет «Изобразительное искусство» в школе должен иметь деятельностную направленность, проявляющуюся в таком планировании учебной работы, когда все теоретические вопросы решаются и осваиваются через опыт художественно-творческой деятельности. Необходимость создания и реализации проекта «Формирование коммуникативных компетенций в художественном воспитании младших школьников посредством курса внеурочной деятельности «Волшебная палитра» обусловлена изменившимися условиями жизни нашего общества, которые остро ставят перед школой проблему формирования у детей коммуникативных универсальных учебных умений и способностей, личностных качеств исследователя, творца и созидателя как условие безопасности, самореализации и благополучия как отдельного человека, так и развития общества в целом. Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса и позволяет реализовать требования новых стандартов в полной мере.
6 656 258 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Петрова Ирина Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300 ч. — 1200 ч.
Мини-курс
2 ч.
Мини-курс
5 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.