Главная / Другое / презентация педагогического опыта по теме

презентация педагогического опыта по теме

Название документа Универсальные коммуникативные учебные действия на уроках литературы.doc

«Формирование универсальных коммуникативных учебных действий на уроках литературы»

Актуальность

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.

Так как уроки литературы располагают к развитию коммуникативных способностей, общения и сотрудничества между детьми, то мы решили в первую очередь работать именно над совершенствованием коммуникативных учебных действий в контексте требований новых образовательных стандартов.

Коммуникативная деятельность и общение определяются как взаимодействие двyx (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и до­стижения общего результата (М. И. Лисина, 1986).

Коммуникативная компетентность — это умение ставить и решать многообразные коммуникативные задачи: способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение нормами и «техникой» общения, умение определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, готовность к гибкой регуляции собственного речевого поведения и т. д.

Два основных ключевых умения сферы коммуникативных действий:

  • 1) общение и взаимодействие, т. е. умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

  • 2) работа в группе, т. е. совместная деятельность, умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Состав коммуникативных действий, осваиваемых детьми и подростками на протяжении периода школьного обучения:

  • Общение и взаимодействие с партнёрами по совместной деятельности или обмену информацией;

  • Способность действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;

  • Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

  • Работа в группе (включая ситуации учебного сотруд­ничества и проектные формы работы);

  • Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества;

  • Речевые действия как средства регуляции собственной деятельности;

Коммуникативная задача имеет цель предмет, условия, средства, способ решения, продукт, результат.

Коммуникативные речевые задачи: описание, объяснение, доказательство, убеждение.

Организация и фазы совместной деятельности школьников на уроке:

  • введение в деятельность;

  • разделённое действие;

  • имитируемое действие;

  • поддержанное действие;

  • саморегулируемое действие;

  • Партнёрство


Типовые задачи А.Г. Асмолова

на

формирование коммуникативных действий

учёта позиции собеседника (партнёра) в процессе учебной деятельности на уроках

Типовое задание «Кто прав?»

  • Цель: диагностика уровня сформированное коммуникативных действий, помогающих пониманию позиции собеседника (партнёра), и анализ оснований для того или иного мнения партнёров по общению (коммуникативная рефлексия);

  • Форма выполнения задания: работа в парах и в группах;

  • Описание задания: ученикам раздаются карточки с заданием и вопросами. Задание строится как столкновение двух (или более) разных точек зрения по одному вопросу (или несовпадающих оценок).













Критерии оценивания

ФИО

понимание возможности различных позиций

понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета

учёт разных мнений и умение обосновать собственное

учёт разных потребностей и интересов

1. Балахонова К.

++

+

+

++

2. Василенок Ю.

+

+-

++

+

3. Глухарева М.

+-

+

-

-

4. Горшкова С.

++

+

+-

-

5. Иусова А.

+

+-

+

+

6. Касперт А.

++

++

+

-

7. Ковалева А.

+

+

-

-

8. Растоскуев М.

+-

+

-

-

9. Рукосуева О.

+-

-

-

-



Типовое задание «Общее мнение»

  • Цель: формирование коммуникативных действий, связан­ных с умением слушать и слышать собеседника, понимать возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета, учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное.

  • Форма выполнения задания: работа в парах или в группах по 3—4 человека.

  • Описание задания: учащимся, сидящим парами (или за двумя соседними столами), предлагается выработать, а затем представить и обосновать общее мнение по заданному вопросу.







Критерии оценивания



ФИО

Полнота и о обоснованность общего ответа

умение договариваться, приходить к общему решению, убеждать, аргументировать

Отношение к задаче: позитивное, нейтральное, отрицательное

1. Басловяк А.

-+

-

-+

2. Бахтин Ю.

+

+

+

3. Беляева Л.

-+

-

-

4. Бирюков Г.

+

+

-+

5. Видякина Д.

+

+

+

6. Исупова Е.

+

-+

-+

7. Комогорцева А.

+

+

+

8. Мамаева А.

+

+

+

9. Яковлев А.

-+

-

-



Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в ходе тренингов

Цель: тренинги коммуникативных навыков позволяют ставить комплексные цели.

  • Упражнение «Дополни предложение»

  • Упражнение «Угадай, кто это»

Групповые игры во внеурочной деятельности школьников как контекст для формирования коммуникативных универсальных учебных действий



Цель: расширение и обогащение позитивного опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками, формирование коммуникативных действий и операций, обогащение поведенческого репертуара учащихся за счет социально одобряемых и соответствующих социальным ожиданиям форм поведения, формирование направленности на сверстника, обогащение сферы социальных мотивов, развитие способ­ности к эмпатии.

  • Игра «Волшебный магазин»

  • Игра «Путешествия по сказочным странам»







Название документа универсальные коммуникативные учебные действия.ppt

Введение стандартов второго поколения в начальной школе в настоящее время пр...
коммуникативная деятельность и общение определяются как взаимодействие двyx (...
1) общение и взаимодействие 2) работа в группе
Цель→ предмет→ условия→ средства→способ решения→ продукт→ результат описание ...
введение в деятельность→ разделённое действие→ имитируемое действие→ поддерж...
Типовое задание «Кто прав?» Типовое задание «Общее мнение» Тренинги Групповые...
ФИО	понимание возможности различных позиций 	понимание возможности разных осн...
ФИО	Полнота и обоснованность общего ответа	Умение учащихся договариваться, пр...
Цель: тренинги коммуникативных навыков позволяют ставить комплексные цели. Уп...
Цель занятий: расширение и обогащение позитивного опыта совместной деятельнос...
Оценивая значение своей методической, теоретической подготовки к введению ФГ...
1 из 12

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2 Введение стандартов второго поколения в начальной школе в настоящее время приве
Описание слайда:

Введение стандартов второго поколения в начальной школе в настоящее время привело меня к пересмотру стратегических направлений своей педагогической деятельности. Я считаю необходимым в настоящее время осуществлять теоретическую, методическую, методологическую подготовку к введению ФГОС второго поколения в основной школе. Чтобы организовать процесс обучения в соответствии с требованиями новых стандартов, педагогу необходимо в первую очередь поставить новые цели, выбрать оптимальные адекватные средства достижения новых образовательных результатов

№ слайда 3 коммуникативная деятельность и общение определяются как взаимодействие двyx (и б
Описание слайда:

коммуникативная деятельность и общение определяются как взаимодействие двyx (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и до­стижения общего результата коммуникативная компетентность — это умение ставить и решать многообразные коммуникативные задачи

№ слайда 4 1) общение и взаимодействие 2) работа в группе
Описание слайда:

1) общение и взаимодействие 2) работа в группе

№ слайда 5 Цель→ предмет→ условия→ средства→способ решения→ продукт→ результат описание объ
Описание слайда:

Цель→ предмет→ условия→ средства→способ решения→ продукт→ результат описание объяснение доказательство убеждение

№ слайда 6 введение в деятельность→ разделённое действие→ имитируемое действие→ поддержанн
Описание слайда:

введение в деятельность→ разделённое действие→ имитируемое действие→ поддержанное действие→ саморегулируемое действие→ партнёрство

№ слайда 7 Типовое задание «Кто прав?» Типовое задание «Общее мнение» Тренинги Групповые иг
Описание слайда:

Типовое задание «Кто прав?» Типовое задание «Общее мнение» Тренинги Групповые игры

№ слайда 8 ФИО	понимание возможности различных позиций 	понимание возможности разных основа
Описание слайда:

ФИО понимание возможности различных позиций понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета учёт разных мнений и умение обосновать собственное учёт разных потребностей и интересов 1. Балахонова К. ++ + + ++ 2. Василенок Ю. + +- ++ + 3. Глухарева М. +- + - - 4. Горшкова С. ++ + +- - 5. Иусова А. + +- + + 6. Касперт А. ++ ++ + - 7. Ковалева А. + + - - 8. Растоскуев М. +- + - - 9. Рукосуева О. +- - - -

№ слайда 9 ФИО	Полнота и обоснованность общего ответа	Умение учащихся договариваться, прихо
Описание слайда:

ФИО Полнота и обоснованность общего ответа Умение учащихся договариваться, приходить к общему решению, убеждать, аргументировать Отношение к задаче: позитивное, нейтральное, отрицательное 1. Басловяк А. -+ - -+ 2. Бахтин Ю. + + + 3. Беляева Л. -+ - - 4. Бирюков Г. + + -+ 5. Видякина Д. + + + 6. Исупова Е. + -+ -+ 7. Комогорцева А. + + + 8. Мамаева А. + + + 9. Яковлев А. -+ - -

№ слайда 10 Цель: тренинги коммуникативных навыков позволяют ставить комплексные цели. Упраж
Описание слайда:

Цель: тренинги коммуникативных навыков позволяют ставить комплексные цели. Упражнение «Дополни предложение» Упражнение «Угадай, кто это»

№ слайда 11 Цель занятий: расширение и обогащение позитивного опыта совместной деятельности
Описание слайда:

Цель занятий: расширение и обогащение позитивного опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками, формирование коммуникативных действий и операций, обогащение поведенческого репертуара учащихся за счет социально одобряемых и соответствующих социальным ожиданиям форм поведения, формирование направленности на сверстника, обогащение сферы социальных мотивов, развитие способ­ности к эмпатии. Игра «Волшебный магазин» Игра «Путешествия по сказочным странам»

№ слайда 12 Оценивая значение своей методической, теоретической подготовки к введению ФГОС
Описание слайда:

Оценивая значение своей методической, теоретической подготовки к введению ФГОС в основной школе, подчёркиваю, что такая деятельность сложна, трудна, затратна по времени, но необходима каждому учителю

презентация педагогического опыта по теме
  • Другое
Описание:

Так как уроки литературы располагают к развитию коммуникативных способностей, общения и сотрудничества между детьми, то я решила в первую очередь работать именно над совершенствованием коммуникативных учебных действий в контексте требований новых образовательных стандартов. Данная презентация поэтапно рассказывает о том, как именно формировать эти умения, а также представляет критерии оценивания типовых задач.                                              

Автор Александрова Юлия Николаевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 584
Номер материала 22401
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓