Главная / Русский язык и литература / презентация опыта работы учителя русского языка на тему: "Организация работы с учебником: проблемы, поиск, результаты".

презентация опыта работы учителя русского языка на тему: "Организация работы с учебником: проблемы, поиск, результаты".

Организация работы с учебником: проблемы, поиск, результаты.

В активизации умственной деятельности учащихся в процессе обучения видное место занимает работа с учебником. Учебник является важнейшим источником вопросов, задач и заданий, которые учитель ставит перед учащимися или которые они находят самостоятельно. Научить школьника приёмам работы с учебником, с книгой – это значит научить его учиться. Важно научить ученика самостоятельно работать с книгой, вырабатывать умения и навыки осмысленного чтения и осознанного усвоения изложенного в ней материала.
По опыту могу утверждать, что специально работой по обучению учащихся приёмам самостоятельной работы с книгой в школе редко кто занимается. Часть школьников вообще не работают с учебником, часть работают, как умеют, то есть многократно прочитывают текст с установкой на запоминание. А чтобы читать учебник с карандашом в руке, вникая в смысл прочитанного, требуется чрезвычайная добросовестность ученика или чрезвычайная заинтересованность.
Встаёт вопрос, каким приёмам и как научить учащихся работать с книгой?
Для того чтобы учащиеся могли самостоятельно работать с книгой и сформировали у себя навыки репродуктивной и творческой умственной деятельности, их надо обучать таким приёмам работы с книгой, которые ведут к формированию познавательной самостоятельности и навыков решения учебных проблем. В такую группу приёмов входят выделение существенного; сортировка материала; ответы на вопросы; пересказ в определённой логической последовательности; составление плана, тезисов; конспектирование.


Педагогический прием работы учащихся с учебником

Проблемы (почему выбран такой прием, что позволяет решать)

Результат

Кубик Блума

Учит формулировать вопросы; позволяет мобильно ориентироваться в тексте учебника

Затрачено наименьшее количество времени на осмысление текста учебника

Пометки на полях (ключевой прием в технологии критического мышления)

Активизация внимания; систематизация материала; «инвентаризация» текста; популяризация изучаемого материала

Развивается критическое мышление учащихся, формируется способность систематизировать знания, интерес к изучаемому предмету

Лексический анализ текста

Учит выяснять значения непонятных слов

Расширяется словарный запас, интерес к изучаемому предмету

Анализ текста с точки зрения темы, основной мысли, стиля, типа

Позволяет глубоко проникнуть в суть текста, понять, что хотел сказать автор

Вырабатываются навыки осмысленного чтения

Составление плана параграфа

Учит выделять основные мысли текста

Осознанное усвоение материала

Изображение графически или в виде схемы

Перевод словесного материала в схематический

Осознанное усвоение материала

Составление логической цепочки

Учит рассуждать логически



«Неотосланное письмо» - учитель предлагает несколько фраз - вопрос "Кто мог написать это письмо?



"Дерево мудрости" - на доске крона дерева с прорезями, у детей листочки, на которых они пишут вопросы и прикрепляют с помощью скрепки или это могут быть листочки склейкой основой.Так как это дерево мудрости то не должно быть простых вопросов когда? что? где?, а мудрые вопросы - Почему7 и др. Можно это сделать в конце урока, а на следующем проверить домашнее задание (снимают листочки и отвечают)



Диалог - эстафета - прочитав абзац, составить 1 вопрос и задать ученику, тот следующему и т.д.



Образные задания - текст параграфа зашифровать в символах и рисунках



"Исследовательский фартук" - у детей листочек, на нем схематично изображен фартук, в верхней части записана тема, нижняя часть делится на "карманы", например основные понятия, даты, имена; дети в роли хозяюшки, которая складывает в карманы все самое важное,в течении урока дети заполняют карманы, учитель затем собирает и смотрит ,кто лучшая хозяюшка, выставляет оценки.



Заполнение или составление таблицы



«Шпаргалка» - прочитать текст параграфа и составить краткий его конспект. Затем любой из учащихся получает тетрадь и должен по данной «шпаргалке» пересказать текст.



Сложный развернутый план



Цитатный план



Тезисы





презентация опыта работы учителя русского языка на тему: "Организация работы с учебником: проблемы, поиск, результаты".
  • Русский язык и литература
Описание:

Работа с учебником осуществляется практически на любом уроке у любого учителя, но не секрет, что многие ученики не умеют работать с учебником не только самостоятельно, но и на уроке в присутствии учителя. А ведь научить школьника работать с учебной литературой - это значит научить его учиться. А это является одной из задач современного образования. Данный опыт работы предлагает приёмы, котрые позволят ученику овладеть этим важнейшим умением, а также анализирует, какие проблемы могут быть решены при обучении этому приёму и какого результата достигнет ученик.      

Автор Александрова Юлия Николаевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 497
Номер материала 21657
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓