Главная / Русский язык и литература / Презентация ОГЭ. Русский язык. Изложение .Сочинение. 9класс.

Презентация ОГЭ. Русский язык. Изложение .Сочинение. 9класс.

ОГЭ Русский язык-9 Часть С. С.1.Изложение С2.1.Сочинение Стафеевой В.Н.
 УЧИМСЯ ПИСАТЬ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ
Сжатое изложение проверяет умения: понимать информацию текста; вычленять в те...
Приемы сжатия текста: исключение (повторов, синонимов, уточнений и др.); обоб...
При сжатии любого текста Опускаются: диалоги, пространные описания природы, о...
Основные языковые приемы компрессии: Замены: Замена однородных членов обобщаю...
Исключения: Исключение повторов; Исключение фрагмента предложения; Исключение...
Логическая схема текста (Связь предложений) Веерная связь Цепная связь
Последовательность операций при сжатии текста Определение стиля исходного тек...
Экзамен Исходный текст для сжатого изложения читается два раза. Прежде всего,...
Этапы работы После первого прочтения определяется: 1. тема; 2. основная мысль...
О чем текст ? - по началу текста; - по ключевым словам; - по ключевым эпизод...
Этап определения ОСНОВНОЙ МЫСЛИ (ИДЕИ) текста - общая тональность звучания те...
ТЕЗИС Основная мысль микротемы Одно предложение, в котором сжато выражена осн...
Этап определения СТРУКТУРЫ ТЕКСТА вступление основная часть заключение
При повторном чтении исходного текста определите: микротемы текста; количеств...
МИКРОТЕМА Тема каждой смысловой части текста, которая отражает часть общей т...
Этап АБЗАЦНОГО ЧЛЕНЕНИЯ текста: определение МИКРОТЕМ текста как частей общей ...
Оценивание изложения Критерий И1 Экзаменуемый передал основное содержание про...
Критерий И2 Экзаменуемый правильно применил не менее 2 разных приёмов сжатия...
Критерий И3 Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речев...
 Сочинение на лингвистическую тему
Сочинение на лингвистическую тему Некоторые особенности лингвистической темы:...
Написание сочинения на лингвистическую тему Проверяет: 1. знание функций язык...
Формулировка задания Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказыв...
Схема сочинения на лингвистическую тему Таким образом, языковое явление необх...
Пошаговая инструкция по написанию сочинения на лингвистическую тему Шаг 1. Зн...
Шаг 2 Определяем основную мысль высказывания Выясните, о каких свойствах язык...
Шаг 3 Оформляем вступление Формулируем позицию автора высказывания: Автор ана...
Вступление должно состоять из 2-3 предложений Можно применить цитирование К.Г...
Приемы вступления В обобщении показать актуальность темы В своей речи мы пост...
Шаг 4 Пишем основную часть Можно начать так: Присмотримся повнимательнее к сл...
Виды сочинений- рассуждений 1.Рассуждение-доказательство Цель: Доказать истин...
Виды сочинений- рассуждений 2. Рассуждение-объяснение Цель: объяснить содержа...
Виды сочинений- рассуждений 3. Рассуждение-размышление Цель: объяснить и дока...
Приводим примеры, подтверждающие слова автора высказывания и ваши рассуждения...
Аргумент 1 Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык богат...
Аргумент 2 Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможно...
Шаг 5 Пишем заключение Вывод делается из всего текста. В заключении говорится...
Заключение Таким образом, приведенные примеры подтверждают мысль К.Г. Паустов...
Образец сочинения К.Г. Паустовский сказал: «Нет ничего такого в жизни и в наш...
1 из 41

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 ОГЭ Русский язык-9 Часть С. С.1.Изложение С2.1.Сочинение Стафеевой В.Н.
Описание слайда:

ОГЭ Русский язык-9 Часть С. С.1.Изложение С2.1.Сочинение Стафеевой В.Н.

№ слайда 2  УЧИМСЯ ПИСАТЬ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ
Описание слайда:

УЧИМСЯ ПИСАТЬ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

№ слайда 3 Сжатое изложение проверяет умения: понимать информацию текста; вычленять в текст
Описание слайда:

Сжатое изложение проверяет умения: понимать информацию текста; вычленять в тексте микротемы; выделять в предъявленной информации главное; устанавливать связь между микротемами текста; сохранять основные приметы стиля прослушанного текста.

№ слайда 4 Приемы сжатия текста: исключение (повторов, синонимов, уточнений и др.); обобщен
Описание слайда:

Приемы сжатия текста: исключение (повторов, синонимов, уточнений и др.); обобщение, замена (однородных членов и др.); упрощение, слияние (придаточных предложений и др.).

№ слайда 5 При сжатии любого текста Опускаются: диалоги, пространные описания природы, опис
Описание слайда:

При сжатии любого текста Опускаются: диалоги, пространные описания природы, описания чувств, настроений. Сохраняются: ключевые слова и обороты речи, наиболее характерные изобразительно-выразительные средства, при помощи которых передается колорит исходного текста.

№ слайда 6 Основные языковые приемы компрессии: Замены: Замена однородных членов обобщающим
Описание слайда:

Основные языковые приемы компрессии: Замены: Замена однородных членов обобщающим наименованием; Замена фрагмента предложения синонимичным выражением; Замена предложения или его части указательным местоимением; Замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением; Замена сложноподчиненного предложения простым.

№ слайда 7 Исключения: Исключение повторов; Исключение фрагмента предложения; Исключение од
Описание слайда:

Исключения: Исключение повторов; Исключение фрагмента предложения; Исключение одного или нескольких из синонимов. 3. Слияния: Слияние нескольких предложений в одно.

№ слайда 8 Логическая схема текста (Связь предложений) Веерная связь Цепная связь
Описание слайда:

Логическая схема текста (Связь предложений) Веерная связь Цепная связь

№ слайда 9 Последовательность операций при сжатии текста Определение стиля исходного текста
Описание слайда:

Последовательность операций при сжатии текста Определение стиля исходного текста; Уточнение темы и основной мысли; при этом особое внимание обращается на заглавие текста и на подтекст; Определение типа текста; Анализ содержания текста (выявление микротем, составление плана, уточнение центральной части); Выполнение чернового варианта; Проверка собственного текста на сохранение связности и наличие ключевых языковых средств.

№ слайда 10 Экзамен Исходный текст для сжатого изложения читается два раза. Прежде всего, пр
Описание слайда:

Экзамен Исходный текст для сжатого изложения читается два раза. Прежде всего, прослушанный текст нужно понять.

№ слайда 11 Этапы работы После первого прочтения определяется: 1. тема; 2. основная мысль; 3
Описание слайда:

Этапы работы После первого прочтения определяется: 1. тема; 2. основная мысль; 3. структура текста. 4.Записываются тезисы, которые запомнили.

№ слайда 12 О чем текст ? - по началу текста; - по ключевым словам; - по ключевым эпизодам;
Описание слайда:

О чем текст ? - по началу текста; - по ключевым словам; - по ключевым эпизодам; - по поступкам или размышлениям героев; - по заглавию текста Этап определения ТЕМЫ текста

№ слайда 13 Этап определения ОСНОВНОЙ МЫСЛИ (ИДЕИ) текста - общая тональность звучания текст
Описание слайда:

Этап определения ОСНОВНОЙ МЫСЛИ (ИДЕИ) текста - общая тональность звучания текста; - настроение, которое вызывает прочтение текста; - отношение автора к событиям, героям; - наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль ТО, ДЛЯ ЧЕГО СОЗДАН ТЕКСТ

№ слайда 14 ТЕЗИС Основная мысль микротемы Одно предложение, в котором сжато выражена основн
Описание слайда:

ТЕЗИС Основная мысль микротемы Одно предложение, в котором сжато выражена основная мысль глагольный именной

№ слайда 15 Этап определения СТРУКТУРЫ ТЕКСТА вступление основная часть заключение
Описание слайда:

Этап определения СТРУКТУРЫ ТЕКСТА вступление основная часть заключение

№ слайда 16 При повторном чтении исходного текста определите: микротемы текста; количество м
Описание слайда:

При повторном чтении исходного текста определите: микротемы текста; количество микротем; 3. смоделируйте текст сжатого изложения, используя средства связи предложений в тексте. Помните: главное не исказить основное содержание текста. Сжатое изложение – это не выборочное изложение.

№ слайда 17 МИКРОТЕМА Тема каждой смысловой части текста, которая отражает часть общей темы
Описание слайда:

МИКРОТЕМА Тема каждой смысловой части текста, которая отражает часть общей темы, единой для всего текста.

№ слайда 18 Этап АБЗАЦНОГО ЧЛЕНЕНИЯ текста: определение МИКРОТЕМ текста как частей общей тем
Описание слайда:

Этап АБЗАЦНОГО ЧЛЕНЕНИЯ текста: определение МИКРОТЕМ текста как частей общей темы Определите на слух количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего Сколько больших интонационных пауз в тексте – столько в тексте абзацев

№ слайда 19 Оценивание изложения Критерий И1 Экзаменуемый передал основное содержание прослу
Описание слайда:

Оценивание изложения Критерий И1 Экзаменуемый передал основное содержание прослушанноготекста, отразиввсеважные для его восприятиямикротемы= 2 балла Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, ноупустил или добавил 1микротему. =1 балл Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, ноупустил или добавил более 1микротемы. =0 балл

№ слайда 20 Критерий И2 Экзаменуемый правильно применил не менее 2 разных приёмов сжатия те
Описание слайда:

Критерий И2 Экзаменуемый правильно применил не менее 2 разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия не менее 3микротемтекста, или экзаменуемый правильно применил 1 приём сжатия, использовав его на протяжении всего текста. - 3 Экзаменуемый правильно применил не менее 2 разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия 2микротемтекста, или экзаменуемый правильно применил 1 приём сжатия и использовал его для сжатия 3микротемтекста. - 2 Экзаменуемый правильно применил не менее 2 разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия 1микротемытекста, или экзаменуемый правильно применил 1 приём сжатия и использовал его для сжатия 2микротемтекста. - 1

№ слайда 21 Критерий И3 Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой
Описание слайда:

Критерий И3 Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста. 2 Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. 1 В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста. - 0

№ слайда 22  Сочинение на лингвистическую тему
Описание слайда:

Сочинение на лингвистическую тему

№ слайда 23 Сочинение на лингвистическую тему Некоторые особенности лингвистической темы: 1.
Описание слайда:

Сочинение на лингвистическую тему Некоторые особенности лингвистической темы: 1. Тема требует формулирования тезиса, который нужно доказать, подсказывает его. 2. Тема требует владения лингвистическими понятиями, терминами из курса русского языка. 3. Тема требует приведения примеров на основе конкретного текста из задания ГИА

№ слайда 24 Написание сочинения на лингвистическую тему Проверяет: 1. знание функций языковы
Описание слайда:

Написание сочинения на лингвистическую тему Проверяет: 1. знание функций языковых явлений; 2. умения: ранее полученные знания переводить в практическую деятельность; строить текст сочинения и в нем: формулировать и предъявлять тезис; приводить к нему доводы; подбирать соответствующие примеры; делать вывод.

№ слайда 25 Формулировка задания Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывани
Описание слайда:

Формулировка задания Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания автора. Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяя цитирование. Объем сочинения не менее 70 слов.

№ слайда 26 Схема сочинения на лингвистическую тему Таким образом, языковое явление необходи
Описание слайда:

Схема сочинения на лингвистическую тему Таким образом, языковое явление необходимо. Языковое явление необходимо. 1-я функция Пример Пример 2-я функция

№ слайда 27 Пошаговая инструкция по написанию сочинения на лингвистическую тему Шаг 1. Знако
Описание слайда:

Пошаговая инструкция по написанию сочинения на лингвистическую тему Шаг 1. Знакомимся с высказыванием Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.

№ слайда 28 Шаг 2 Определяем основную мысль высказывания Выясните, о каких свойствах языка,
Описание слайда:

Шаг 2 Определяем основную мысль высказывания Выясните, о каких свойствах языка, о каких явлениях идет речь в высказывании. Примерные ответы: О богатстве, выразительности, точности речи; О средствах выражения мыслей; О роли эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, фразеологизмов; О взаимосвязи лексики и грамматики; О роли синтаксиса в человеческом общении; О функциях знаков препинания и т.д.

№ слайда 29 Шаг 3 Оформляем вступление Формулируем позицию автора высказывания: Автор анализ
Описание слайда:

Шаг 3 Оформляем вступление Формулируем позицию автора высказывания: Автор анализирует, характеризует, рассуждает, доказывает, сравнивает, сопоставляет, описывает, подчеркивает, утверждает… Выражаем свое отношение к ней: Не могу не согласиться с автором высказывания, я полностью согласен с автором, я разделяю точку зрения автора, я поддерживаю мнение автора…

№ слайда 30 Вступление должно состоять из 2-3 предложений Можно применить цитирование К.Г. П
Описание слайда:

Вступление должно состоять из 2-3 предложений Можно применить цитирование К.Г. Паустовский сказал: «Нет ничего в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей. Можно обойтись без цитирования Великий русский писатель К.Г. Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.

№ слайда 31 Приемы вступления В обобщении показать актуальность темы В своей речи мы постоян
Описание слайда:

Приемы вступления В обобщении показать актуальность темы В своей речи мы постоянно используем местоимения. По частоте употребления они занимают третье место после глаголов и имен существительных. Глагол выражает действия, связанные с жизнью и деятельностью человека. Вот почему он занимает второе место по частоте употребления после имени существительного. Вопросительные предложения зафиксируют ключевые слова Почему мы в речи используем местоимения? Разве нельзя без них обойтись? Почему «глагол – это самая живая часть речи»? Каково значение глагола в предложении и в тексте? Почему по частоте употребления он занимает второе место после имен существительных?

№ слайда 32 Шаг 4 Пишем основную часть Можно начать так: Присмотримся повнимательнее к слова
Описание слайда:

Шаг 4 Пишем основную часть Можно начать так: Присмотримся повнимательнее к словам в тексте (Ф.И.О. автора)… Обратимся к тексту публициста (писателя, ученого…) Докажем эту мысль на примерах из текста… Раскроем значение текста на примерах, взятых из текста…

№ слайда 33 Виды сочинений- рассуждений 1.Рассуждение-доказательство Цель: Доказать истиннос
Описание слайда:

Виды сочинений- рассуждений 1.Рассуждение-доказательство Цель: Доказать истинность или ложность главного утверждения тезиса. Языковые средства оформления: Вводные слова: итак, во-первых, например… Союзы: так что, поскольку, так как, если… Речевые обороты: предположим, что…; допустим, что…; об этом свидетельствует…; это позволяет предположить…

№ слайда 34 Виды сочинений- рассуждений 2. Рассуждение-объяснение Цель: объяснить содержание
Описание слайда:

Виды сочинений- рассуждений 2. Рассуждение-объяснение Цель: объяснить содержание тезиса. Главное утверждение всегда истинно. Помогут обеспечить логическую связь между предложениями Слова-организаторы: потому что, поэтому, вот почему… Слова-резюме: это объясняется тем, что…; это зависит от…, это следствием того, что… Вводные слова: например, таким образом…

№ слайда 35 Виды сочинений- рассуждений 3. Рассуждение-размышление Цель: объяснить и доказат
Описание слайда:

Виды сочинений- рассуждений 3. Рассуждение-размышление Цель: объяснить и доказать с помощью вопросов и ответов правильность предложенного тезиса. Языковые средства оформления: Вводные слова: на мой взгляд, как мне кажется, скорее всего, очевидно… Речевые обороты: я могу с уверенностью сказать, что…, я полагаю, что…; попытаемся разобраться…

№ слайда 36 Приводим примеры, подтверждающие слова автора высказывания и ваши рассуждения Дл
Описание слайда:

Приводим примеры, подтверждающие слова автора высказывания и ваши рассуждения Для этого изучите критерия оценивания примеров-аргументов: С1К2 Экзаменуемый привел 2 примера-аргумента из текста, верно указал их роль в тексте – 3 балла Требования к аргументам: Примеров должно быть - 2; Примеры должны быть - из текста; Нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.

№ слайда 37 Аргумент 1 Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык богат си
Описание слайда:

Аргумент 1 Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык богат синонимами. Они имеют общее значение и различаются оттенками или стилистической окраской. Автор использует синонимы «горечь и обида» (предлож. 44),которые помогают писателю полнее раскрыть душевное состояние героини. Названо языковое явление. Объяснение его значения. Указана роль в тексте

№ слайда 38 Аргумент 2 Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностя
Описание слайда:

Аргумент 2 Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов разнообразны. Один из них – суффиксальный. Возьмем, например, слово «Танечка» из предложения 1. Уменьшительно-ласкательный суффикс –ечк- помогает автору выразить симпатию к героине произведения. При оформлении примеров можно использовать вводные слова «во-первых», «во-вторых»... Не забывайте, что они отделяются запятой.

№ слайда 39 Шаг 5 Пишем заключение Вывод делается из всего текста. В заключении говорится о
Описание слайда:

Шаг 5 Пишем заключение Вывод делается из всего текста. В заключении говорится о том же, о чем во вступлении, но другими словами. Начать можно так: Таким образом,… Следовательно,… В итоге можно прийти к такому выводу:… В заключение можно сказать, что… Из этого следует, что… Обобщая сказанное,…

№ слайда 40 Заключение Таким образом, приведенные примеры подтверждают мысль К.Г. Паустовско
Описание слайда:

Заключение Таким образом, приведенные примеры подтверждают мысль К.Г. Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств. Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте. Они способствуют полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.

№ слайда 41 Образец сочинения К.Г. Паустовский сказал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем
Описание слайда:

Образец сочинения К.Г. Паустовский сказал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Не могу не согласиться с мнением К.Г. Паустовского. В чем же заключается богатство русского языка? Прежде всего наш язык обогащается с помощью синонимов. Они имеют общее значение и различаются дополнительными оттенками или стилистической окраской. Так автор использует синонимы «горечь и обида» (предложение 44),которые помогают ему полнее раскрыть душевное состояние героини. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Они разнообразны. Один из способов – суффиксальный. Например, слово «Танечка» из предложения 1. Уменьшительно-ласкательный суффикс –ечк- помогает автору выразить симпатию к героине произведения. Таким образом, приведенные примеры подтверждают мысль Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

Презентация ОГЭ. Русский язык. Изложение .Сочинение. 9класс.
  • Русский язык и литература
Описание:

Презентация содержит методические советы:

Как писать сжатое изложение

Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (задание 15.1 в формате ОГЭ)

Если у вас до сих пор туманные представления о том, КАК писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по афоризму лингвиста Г.Степанова, тогда эта памятка вам поможет внести ясность в этот вопрос!

1. Как сформулировано задание 15.1?

Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова:                         «Словарь языка свидетельствует, очём думают люди, а грамматика – как они думают».  

Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера).
 Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. 

Начать сочинение Вы можете словами Г.Степанова.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Обратите внимание, что в задании сформулированы основные требования к сочинению (они подчёркнуты).

Остановимся на них подробнее.

2. Как должно быть построено сочинение?

Поскольку ваша задача - написать сочинение-рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи.

Напомню, что рассуждение состоит из следующих частей:

1. Вступление - тезис

2. Основная часть – аргументы + примеры

 

3. Заключение - вывод

Автор Стафеева Валентина Николаевна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 2439
Номер материала 18415
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓