Инфоурок Музыка Другие методич. материалыПрезентация: Народный праздник Масленица - традиции празднования

Презентация: Народный праздник Масленица - традиции празднования

Скачать материал
Скачать материал "Презентация: Народный праздник Масленица - традиции празднования"

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Бизнер-тренер

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образован...

    1 слайд

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
    дополнительного образования детей
    «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий»

    Разработка занятия на тему:


    «Народные календарные праздники. Масленица»
    Педагог
    дополнительного образования
    МБОУ ДОД «ЦДиЮТиЭ»
    Шестакова Елена Петровна


    пгт. Таксимо, 2013 г.
    elena-shestakova@mail.ru

  • Актуальность: Закладывая с детства знания народно-художественных традиций...

    2 слайд


    Актуальность:


    Закладывая с детства знания народно-художественных традиций, мы закладываем фундамент национального мышления, которое формирует основы культуры. С помощью песенного фольклора учащиеся приобщаются к истории и культуре своего народа, стимулируется рост духовности, развиваются их философские взгляды на жизнь. Обучающие возможности фольклора огромны. Народные песни, игры, сказки, пословицы составляют питательную почву для нравственного и эстетического воспитания детей. Чем культурнее человек, тем осознаннее и бережнее он относится к историческим памятникам.

  • Цель занятия: Приобщение к народным традициям и обычаям, воспитание общей кул...

    3 слайд

    Цель занятия: Приобщение к народным традициям и обычаям, воспитание общей культуры учащихся, расширение музыкального кругозора, развитие творческих способностей учащихся.
    Задачи:
    1. Развитие гармоничной личности, формирование любви к родной земле и уважения к традициям своего народа.
    2. Развитие активного восприятия музыки посредством музыкального фольклора; развитие специальных музыкальных способностей; формирование исполнительских навыков в области пения.
    3. Развитие музыкального слуха и эмоциональной сферы ребенка, его творческих и сенсорных способностей; способствование развитию творческой деятельности по освоению элементов народной культуры.

  • Оборудование:
оформление кабинета в виде старинной избы; домашняя утварь;
нар...

    4 слайд

    Оборудование:
    оформление кабинета в виде старинной избы; домашняя утварь;
    народные инструменты (ложки, трещетки, рубель, коробочка, колокольчик, бубен, баян и пр.);
    мультимедийный проектор для показа презентации, музыкальный центр;
    плакат с изображением Масленицы.

    Последовательность отдельных этапов занятия:
    I. Организационно-подготовительный этап – 2 мин.
    II. Диагностический этап – 5 мин.
    III. Конструирующий этап – 30 мин.
    IV. Итоговый этап – 8 мин.
     

  • Содержание занятия
I. Организационно-подготовительный этап.
В ходе этого этап...

    5 слайд

    Содержание занятия
    I. Организационно-подготовительный этап.
    В ходе этого этапа учащиеся настраиваются на творческую учебную деятельность.
    II. Диагностический этап, в ходе которого педагог проводит блиц-опрос:
    Какие календарные праздники вы знаете?
    Какие из перечисленных праздников являются «переходящими»?
    Что означает термин «переходящие»?
    Какой праздник мы отмечаем за неделю до Великого Поста?
    Что вы знаете о Масленице?
    Как традиционно празднуется Масленица в вашей семье?

  • III. Конструирующий этап.
Объяснение новой темы: «Народные календарные праздн...

    6 слайд

    III. Конструирующий этап.
    Объяснение новой темы: «Народные календарные праздники. Масленица».
    «Согласно легенде, Масленица родилась на севере, отцом ее был Мороз. Однажды в самое печальное и суровое время человек заметил ее, прячущуюся за огромными сугробами, и призвал помочь людям, согреть и развеселить их, Масленица пришла, но не той хрупкой девушкой, которая пряталась в лесу, а здоровой, пышнотелой женщиной с румяными щеками, коварными глазами и хохотом. В народе ее прозвали тридцати братьев сестрою, сорока бабушек внучкой, трех матерей дочкой.
    Масленица стала синонимом самого широкого, безбрежного разгула. Она называлась «веселой», «широкой», «обжорной», «разорительницей», «честной», «барыней – Масленицей», «госпожой Масленицей».
    Веселая, изобильная жизнь называется Масленицею: не житье, а Масленица.
    Масленица не имеет точного календарного времени, а является неделей, предшествующей Великому посту.

  • КАРНАВАЛМасленичная неделя называется карнавалом. 
Каждый день масленичной не...

    7 слайд

    КАРНАВАЛ
    Масленичная неделя называется карнавалом.
    Каждый день масленичной недели имеет свое название:
    Понедельник – встреча;
    Вторник – заигрыш;
    Среда – лакомка;
    Четверг – разгул, перелом, четверток широкий;
    Пятница – тещины вечера;
    Суббота – золовкины посиделки;
    Воскресенье – прощеный день, проводы, прощанье, целовальник.

  • Понедельник - « В с т р е ч а » В этот день полагается устраивать и раскатыва...

    8 слайд

    Понедельник - « В с т р е ч а »
    В этот день полагается устраивать и раскатывать ледяные горки: чем дальше катятся салазки, чем громче шум и смех над горкой, тем лучше будет урожай, длиннее лен. А еще для того, чтобы лучше росли растения, нужно было качаться на качелях – чем выше, тем лучше

  • Вторник - « З а и г р ы ш »В этот день начинаются веселые игры, а за потеху и...

    9 слайд

    Вторник - « З а и г р ы ш »
    В этот день начинаются веселые игры, а за потеху и веселье угощали блинами.

  • Среда - « Л а к  о м к а »Среда называлась «лакомкой», название говорит само...

    10 слайд

    Среда - « Л а к о м к а »
    Среда называлась «лакомкой», название говорит само за себя. В этот день хозяйки поступают по поговорке: «Все что есть на печи – все на стол мечи!» На первом месте в ряду угощений были блины.
    У древних славян блин олицетворял Солнце. Слово «блин» произошло от слова «млин» - молоть. Первоначально млином называли изделие из гречневой молотой муки, пекущееся на сковороде, смазанной маслом. Очевидно, эти блины начали печь раньше хлеба.

  • Четверг  - « Р а з г у л я й »
Главное мужское дело в этот день  - оборона и...

    11 слайд

    Четверг - « Р а з г у л я й »

    Главное мужское дело в этот день - оборона и взятие снежного городка. Выбирался городничий, обязанный стоять на защите города. Брали город с целью завладеть флагом на городе и самим городничим. Мужчины и молодые парни с азартом включаются в битву, а женщины, старики и дети выступают в роли зрителей, строгих судей и страстных болельщиков. Потом, сломав крепость, возвращались в деревню с песнями.
    Что бы помочь солнцу прогнать зиму, устраивается катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке вокруг деревни). Катились на тройках с бубенцами, наперегонки и просто так. Катались молодые девушки, которых кучера из чужой деревни должны были угостить гостинцами, катались и бабы, похвалиться шубой (для этого подвертывали шубы сзади, показывая дорогой мех).


  • Пятница - « Т ё щ и н ы    в е ч е р а »До пятницы чучело Масленицы хранилось...

    12 слайд

    Пятница - « Т ё щ и н ы в е ч е р а »
    До пятницы чучело Масленицы хранилось где-нибудь в сарае, а в пятницу, после завтрака, парни и девушки вывозили ее на улицу и начинали шествие. Во главе процессии следовала Масленица, рядом с ней сидела самая красивая и нарядная девушка. Сани с Масленицей везли три парня. Первая красавица затягивала песню, ее подхватывали девушки и парни, и весь масленичный поезд весело и шумно двигался по деревенской улице. Заслышав пение, все спешили присоединиться к шествию и проводить Масленицу до самой горы, где государыня Масленица и открывала катание с ледяной горы, которое продолжалось до вечера, после чего государыня Масленица водворялась в сарай.
    А вечером зять едет «к тёще на блины», а тёща зятя привечает, угощает.

  • Суббота - «З о л о в к и н ы   п о с и д е л к и»    Масленица снова появляет...

    13 слайд

    Суббота - «З о л о в к и н ы п о с и д е л к и»
    Масленица снова появляется на улице, но теперь
    уже в сани, вместо парней, впрягали лошадь, увешанную бубенцами, колокольчиками и украшенную разноцветными лентами. В катании принимали участие и женщины не столько ради удовольствия, сколько для того, чтобы «зародился длинный лен».
    Ходят в гости ко всем другим родственникам, и опять угощенье – бесчисленные блины.

  • Воскресенье - «П р о щ е н ы й   д е н ь »     В последний день Масленицы пар...

    14 слайд

    Воскресенье - «П р о щ е н ы й д е н ь »
    В последний день Масленицы парни и семейные мужики из нескольких деревень сходились на ровном месте, где устраивались настоящие сражения, известные под названием «игры в мяч».
    В конце дня сжигали чучело Масленицы. У масленичного костра собирался весь народ. Звучали песни, прибаутки, шутки.
    Воскресенье – «прощеный день». В этот день просят прощение у родных и знакомых за нанесенные обиды и, облегчив душу, весело поют и пляшут, провожая широкую Масленицу.»

  • Далее конструирующий этап включает в себя работу над следующими разделами пев...

    15 слайд

    Далее конструирующий этап включает в себя работу над следующими разделами певческих навыков:

    1. Речевая или дикционная разминка: скороговорки «Бык, бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка была губа, губа тупа» и «Три миллиона лимонов для миллиона хамелеонов»
    2. Дыхательная гимнастика. Предлагаемая методика разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой. Эта гимнастика восстанавливает дыхание, голос певцам и чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом. Количество движений регламентируется отведённым на этот вид деятельности временем, примерно мы успеваем сделать 8-16 движений каждого упражнения.




  • Основной комплекс дыхательных упражнений:	Упражнение “Ладошки” (разминочное...

    16 слайд

    Основной комплекс дыхательных упражнений:

    Упражнение “Ладошки” (разминочное )
    Исходное положение: встать прямо, показать ладошки “зрителю”, руки далеко от тела не уводить. Делаем короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимаем кулачки в ладошки.

  • Упражнение “Погончики” 
Исходное положение: встать прямо, сжатые в кулаки кис...

    17 слайд

    Упражнение “Погончики”
    Исходное положение: встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу. В момент короткого и шумного вдоха носом с силой толкаем кулаки к полу, как бы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжимаются.

  • Упражнение “Насос” 
Исходное положение: встать прямо, руки опущены.
Слегка на...

    18 слайд

    Упражнение “Насос”
    Исходное положение: встать прямо, руки опущены.
    Слегка наклоняемся вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Делаем короткий шумный вдох в конечной точке поклона (“нюхаем пол”).
    Слегка приподнимаемся, но не выпрямляемся полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот. Снова наклонитесь и одновременно с поклоном делаем короткий шумный вдох. Затем выдыхая, слегка выпрямляемся, выпуская воздух через рот или нос.


  • Упражнение “Кошка” 
Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Делаем лё...

    19 слайд

    Упражнение “Кошка”
    Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Делаем лёгкие, пружинистые, танцевальные движения, одновременно поворачивая туловище то вправо, то влево с одновременным коротким шумным вдохом делаем руками лёгкое “сбрасывающее” движение. Кисти рук далеко от пояса не уводим, чтобы вас “не заносило” на поворотах. Голова поворачивается вместе с туловищем то вправо, то влево. Колени то гнутся, то выпрямляются, приседание лёгкое.
    Упражнение “Обними плечи”
    Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу. А не крест-накрест.

  • 3. Распевание. Способствует формированию правильного вокального звукоизвлечен...

    20 слайд

    3. Распевание. Способствует формированию правильного вокального звукоизвлечения, удобству исполнения, развивает внутренний слух, вырабатывает чистоту интонации.
    В качестве распевок используются народные потешки и песни, мелодии которых построены в диапазонах на разных певческих интервалах.
    После распевания работаем над песенным материалом.

    IV. Итоговый этап.
    Анализ уровня практических знаний и умений учащихся.
    Домашнее задание.

    Используемая литература:
    Аникин А. Русские пословицы и поговорки. – М., 2003 г.
    Науменко Г. Народный праздничный календарь. – М., 2001 г.
    Энциклопедия русских обычаев. – М., 2000 г.




Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 В школе (МБОУ СОШ лицей № 11 г.Челябинска) основным праздничными днями мы выбрали четверг и воскресенье. Проанализировав структуру народного праздника, в четверг решили сделать «обход дворов», точнее классных комнат, исполняя масленичные песни. Смастерили масленицу, которую возили на саночках. Веник-голик, на него учащиеся привязывали «тряпицы-скудицы», на которые наговаривали свои несчастья. (По условиям обряда веник сжигали в воскресенье вместе со старыми, ненужными, напоминающими о бедах вещами.) Для ряженья сделали маску козы – символа плодородия. Своё пение «Ряженые» сопровождали игрой на шумовых народных музыкальных инструментах.

В воскресенье на школьном дворе устроили ярмарку: школьники, занимающиеся в кружках смастерили сувениры с масленичной символикой, родители напекли лакомств, приготовили вкусный чай. Совет старшеклассников во главе с учителем физкультуры, организовали игры. На праздник все пришли нарядные, целыми семьями с отличным настроением и огромным желанием. Итогом всего были дружные хороводы вокруг Масленицы и прощание с ней (сжигание).

 

Так, что и про нас можно было сказать, что праздновали мы Масленицу с исключительным размахом, всенародно, ведь принимали участие все желающие, без ограничений.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 487 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 30.12.2014 930
    • PPTX 2.3 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Плотникова Светлана Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Плотникова Светлана Ивановна
    Плотникова Светлана Ивановна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 10080
    • Всего материалов: 10

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания музыкальной литературы в ДМШ и ДШИ

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 70 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания электромузыкальных инструментов и компьютерной музыки в ДМШ и ДШИ

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 33 человека

Курс повышения квалификации

Мировая музыкальная культура от Баха до Шнитке

36 ч. — 180 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 80 человек

Мини-курс

Преодоление фобий: шаг за шагом к свободе от социальных источников страха

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 16 человек

Мини-курс

Интегративные технологии в коррекции учебно-поведенческих нарушений

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Введение в экономическую теорию и практику

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе