Главная / Школьному психологу / Презентация на тему:" Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы посредством сказкотерапии"

Презентация на тему:" Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы посредством сказкотерапии"

МОУ Центр диагностики и консультирования Педагогический проект: «Развитие и к...
Аннотация Проблема развития и коррекции эмоционально-волевой сферы детей акту...
Актуальность В настоящее время в психолого-педагогической литературе остается...
Цель проекта: развитие эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возрас...
Объект исследования – процесс формирования эмоционально – личностной сферы де...
Целевые группы Дети дошкольного возраста, посещающие группу предшкольной подг...
Комплекс методов, реализуемых в проекте: сказкотерапия метод игровой коррекц...
Сроки и этапы реализации Начало 2009 года 	 Подготовительный этап Разработка ...
Механизмы реализации проекта МОУ Центр диагностики и консультирования Внутрен...
Ожидаемые результаты Эффективное решение поставленных задач в процессе реализ...
Предварительные итоги реализации проекта По итогам системы занятий, направле...
Сравнительные результаты входного и промежуточного контроля Таблица 1. Уровен...
Информационные ресурсы 1. Боровик О.В., Забрамная С.Д. Практический материал ...
Приложение 1 Структура сказкотерапевтического занятия: Ритуал «входа» в сказ...
Приложение 2 Стимульный материал к методике «Узнавание эмоций»
1 из 23

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 МОУ Центр диагностики и консультирования Педагогический проект: «Развитие и корр
Описание слайда:

МОУ Центр диагностики и консультирования Педагогический проект: «Развитие и коррекция эмоционально – волевой сферы дошкольников посредством сказкотерапии» Автор - составитель: педагог-психолог Меркулова Надежда Николаевна Тамбов – 2010

№ слайда 2 Аннотация Проблема развития и коррекции эмоционально-волевой сферы детей актуаль
Описание слайда:

Аннотация Проблема развития и коррекции эмоционально-волевой сферы детей актуальна для детей среднего дошкольного возраста. В этом возрасте закладывается характер и основные черты личности ребёнка, недостатки развития эмоционально-волевой сферы складываются в устойчивые привычки и негативные особенности личности. Это является одной из главных проблем и требует внедрения новых программ. Данный проект направлен на выявление влияния метода сказкотерапии на развитие эмоционально – волевой сферы детей дошкольного возраста через: 1.Расширение представления о сказкотерапии. 2.Изучение особенностей эмоционально – волевой сферы дошкольников. 3.Разработку и внедрение сказкотерапевтической коррекционно – развивающей программы, направленной на формирование произвольности психической активности, базовой аффективной регуляции у детей, развитию фонематического слуха, совершенствованию эмоционально – волевых процессов. Полученные результаты по проекту могут быть использованы детскими психологами, родителями, педагогами, проявляющими интерес к данной проблеме.

№ слайда 3 Актуальность В настоящее время в психолого-педагогической литературе остается ак
Описание слайда:

Актуальность В настоящее время в психолого-педагогической литературе остается актуальным вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка, становления его как личности, раскрытия творческого потенциала. Эти положения отразились в современном методологическом направлении работы со сказкой, получившем название сказкотерапия. Сказка является одним из наиболее значимых методов коррекции нарушений эмоциональной сферы, детских страхов и повышенной тревожности в детском возрасте. Сказка - первый ориентир, по которому ребенок учиться строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Она действует на детскую душу очень тонко и деликатно, на уровне эмоций, переживаний и чувств, но точно и прямолинейно ведет его по намеченному пути познания жизни, не давая запутаться и заблудиться. В сказке и через восприятие сказочного мира создаются необходимые условия для развития эмоциональной – волевой сферы дошкольника, обогащённые образами и представлениями, формирующими воображение. Преимущество и новизна данного метода заключается в том, что он интегрирует множество психотехнических приемов в единый сказочный контекст. В основе метода сказкотерапии лежит феномен мифа, сказки, притчи, метафор. Проблему исследования определяют противоречия: Недостаточное применение этого метода в образовательной среде. Материально - технические сложности ( низкий уровень оснащённости профессиональным инструментарием, необходимым для сказкотерапии). Несформированность единой концепции по данной проблематике.

№ слайда 4 Цель проекта: развитие эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста
Описание слайда:

Цель проекта: развитие эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии. ЗАДАЧИ: 1) Изучить и проанализировать методологическую и теоретическую базу по данной проблеме. 2) Осуществить подбор методических средств для диагностирования эмоционально – волевой сферы детей. 3) Провести экспериментальное исследование о влиянии метода сказкотерапии на развитие эмоционально – личностной сферы дошкольников. 4) Разработать коррекционно – развивающую сказкотерапевтическую программу для детей дошкольного возраста с внедрением новых форм и методов работы по коррекции эмоционально-волевой сферы. 5) Организовать взаимодействие с педагогами и родителями детей, посещающих предшкольную подготовку на базе лаборатории «Ранней диагностики и личностного развития» МОУ Центр диагностики и консультирования. 6) Проанализировать полученные результаты. 7) Транслировать опыт в дошкольных образовательных учреждениях г. Тамбова.

№ слайда 5 Объект исследования – процесс формирования эмоционально – личностной сферы детей
Описание слайда:

Объект исследования – процесс формирования эмоционально – личностной сферы детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии. Предмет исследования – применение метода сказкотерапии в коррекции эмоциональной сферы дошкольников. Гипотеза исследования – сказкотерапия является эффективной технологией, положительно влияющей на формирование и базовую регуляцию эмоционально – волевой сферы детей.

№ слайда 6 Целевые группы Дети дошкольного возраста, посещающие группу предшкольной подгото
Описание слайда:

Целевые группы Дети дошкольного возраста, посещающие группу предшкольной подготовки на базе лаборатории «Ранней диагностики и личностного развития» МОУ Центр диагностики и консультирования.

№ слайда 7 Комплекс методов, реализуемых в проекте: сказкотерапия метод игровой коррекции
Описание слайда:

Комплекс методов, реализуемых в проекте: сказкотерапия метод игровой коррекции арттерапия в различных ее видах (рисуночная терапия, музыкотерапия, творческое рассказывание) метод аутогенной тренировки релаксационные техники цветотерапия телесно-ориентированная терапия

№ слайда 8 Сроки и этапы реализации Начало 2009 года 	 Подготовительный этап Разработка про
Описание слайда:

Сроки и этапы реализации Начало 2009 года Подготовительный этап Разработка проекта. Утверждение программ его выполнения, начало реализации проекта. Диагностическое обследование детей [Таблица 1]. 2009 - 2010 Основной этап реализации проекта - Разработка и внедрение коррекционно – развивающей сказкотерапевтической программы. 2010- 2011 Заключительный этап. - Обобщение результатов опытно- экспериментальных исследований; выводы. - Трансляция положительного опыта. - Итоговая диагностика.

№ слайда 9 Механизмы реализации проекта МОУ Центр диагностики и консультирования Внутренние
Описание слайда:

Механизмы реализации проекта МОУ Центр диагностики и консультирования Внутренние инновации Цель: создание и внедрение сказкотерапевтической коррекционно–развивающей программы Внешние инновации Цель: обобщение, трансляция 1. Дошкольные образовательные учреждения г. Тамбова 2. Центр отдела качества образования г. Тамбова 3. Родители детей, посещающих предшкольную подготовку 4. Педагоги, ведущие предшкольную подготовку на базе лаборатории «Ранней диагностики и личностного развития» МОУ Центр диагностики и консультирования Заключение договора о сотрудничестве, проведение опытно – экспериментальных исследований, консультирование, проведение практических занятий; обмен опытом. Лицензирование опытно - экспериментальной программы, методических рекомендаций. Проведение семинаров, тренингов, осуществление консультационной деятельности. Использование практических результатов экспериментальной программы в педагогической деятельности.

№ слайда 10 Ожидаемые результаты Эффективное решение поставленных задач в процессе реализаци
Описание слайда:

Ожидаемые результаты Эффективное решение поставленных задач в процессе реализации проекта способствует выполнению поставленной цели и предполагает достижение следующих результатов: 1. Формирование произвольной психической активности . 2. Формирование произвольного внимания. 3. Развитие воссоздающего воображения и образного мышления. 4. Контролирование эмоций и телодвижений. 5. Пополнение активного словаря детей. 6. Развитие общих речевых (фонематического слуха, речевого дыхания, мимики лица, голоса и чувства ритма) и коммуникативных способностей. 7. Понимание эмоциональных состояний других людей и сказочных персонажей. 8. Обучение методам снятия психофизических «зажимов» и релаксации. 9. Способствование воспитанию нравственных качеств. 10. Формирование адекватной самооценки личности дошкольника. 11. Развитие пространственно – временных представлений (познание собственного тела, ориентировка в пространстве, понятие времени).

№ слайда 11 Предварительные итоги реализации проекта По итогам системы занятий, направленны
Описание слайда:

Предварительные итоги реализации проекта По итогам системы занятий, направленных на развитие и коррекцию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста методом сказкотерапии можно резюмировать, что произошло снижение уровня тревожности, повышение уровня произвольного внимания, саморегуляции, обогащение лексического словаря, развитие коммуникативных способностей. Эти качества помогут дошкольникам свободно и без тревог адаптироваться к школьному обучению и к новой социальной роли в будущем. Пользуясь эмоциональной насыщенностью сказок, большим разнообразием проблемных ситуаций дети учатся преодолевать личные проблемы, страхи и тревоги.

№ слайда 12 Сравнительные результаты входного и промежуточного контроля Таблица 1. Уровень в
Описание слайда:

Сравнительные результаты входного и промежуточного контроля Таблица 1. Уровень выраженности симптомокомплексов по рисуночному тесту “Дом. Дерево. Человек” Дж. Бака

№ слайда 13
Описание слайда:

№ слайда 14
Описание слайда:

№ слайда 15
Описание слайда:

№ слайда 16 Информационные ресурсы 1. Боровик О.В., Забрамная С.Д. Практический материал для
Описание слайда:

Информационные ресурсы 1. Боровик О.В., Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей - М.: Владос, 2008. 2. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2008. - 176с. 3. Зинкевич – Евстигнеева Т. Формы и методы работы со сказками. – СПб.: Речь, 2006. – 240с. 4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Кудзилов Д. Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. – М.: Генезис, 2008. 5. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Сфера, 1999. 6. Погосова Н. М. Погружение в сказку. Коррекционно – развивающая программа для детей. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. – 208 с. 7. Фопель К. Чтобы дети были счастливы: Психологические игры и упражнения для детей школьного возраста. – М.: Генезис, 2005. – 255 с. 8. http://adalin.mospsy.ru 9. http://1september.ru 10. http://skazkater.narod.ru 11. www.childpsy.ru

№ слайда 17 Приложение 1 Структура сказкотерапевтического занятия: Ритуал «входа» в сказку
Описание слайда:

Приложение 1 Структура сказкотерапевтического занятия: Ритуал «входа» в сказку Повторение Расширение Закрепление Интеграция Резюмирование Ритуал «выхода» из сказки

№ слайда 18 Приложение 2 Стимульный материал к методике «Узнавание эмоций»
Описание слайда:

Приложение 2 Стимульный материал к методике «Узнавание эмоций»

№ слайда 19
Описание слайда:

№ слайда 20
Описание слайда:

№ слайда 21
Описание слайда:

№ слайда 22
Описание слайда:

№ слайда 23
Описание слайда:

Презентация на тему:" Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы посредством сказкотерапии"
  • Школьному психологу
Описание:
Проблема развития и коррекции эмоционально-волевой сферы детей актуальна  для детей  среднего дошкольного возраста. В этом возрасте закладывается характер и основные черты личности ребёнка, недостатки развития эмоционально-волевой сферы складываются в устойчивые привычки и негативные особенности личности. Это является одной из главных проблем и требует внедрения новых программ. Данный проект направлен на выявление влияния метода сказкотерапии на развитие эмоционально – волевой сферы детей дошкольного возраста через: 1.Расширение представления о сказкотерапии. 2.Изучение особенностей эмоционально – волевой сферы дошкольников. 3.Разработку и внедрение  сказкотерапевтической коррекционно – развивающей программы, направленной на формирование  произвольности психической активности,  базовой аффективной регуляции у детей, развитию фонематического слуха, совершенствованию эмоционально – волевых процессов. Полученные результаты по проекту могут быть использованы детскими психологами, родителями, педагогами, проявляющими интерес к данной проблеме.  
Автор Меркулова Надежда Николаевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 1705
Номер материала 40567
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓