Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Интегрированный урок
по физике, химии, биологии
Учитель МОУ «Лицей №1»
Омарова Тамара Хажмусовна.
2010 г.
2 слайд
Добро пожаловать
на урок!
Я пришла к вам с открытым
сердцем!
3 слайд
ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ЭНЕРГИИ – ОСНОВНОЙ ЗАКОН природы.
Солнце- источник жизни на Земле.
4 слайд
Тема: «Обеспечение клеток энергией».
Цели:
Образовательная: формирование у учащихся целостного представления о системе знании, создать условия для обобщения, интеграции и систематизации знаний о сущности закона сохранения и превращения энергии, закона сохранения массы веществ, фотосинтеза, пластического и энергетического обмена.
Развивающая: развивать умения устанавливать взаимосвязи пластического и энергетического обмена, световых и темновых реакций фотосинтеза; сравнивать обмен веществ у растений и животных, пластический и энергетический обмен.
Воспитательная: воспитание эмоционально – ценностного отношение к учебному процессу, экологической компетенции, культуры труда.
Тип: обобщения и систематизации
Формы: фронтальная, индивидуальная
Методы: репродуктивный
Оборудование: компьютер, интерактивная доска
5 слайд
Содержание:
Дети Солнца
Трансформация энергии в растительной клетке
Преобразование энергии в животной клетке
Электрические явления в клеточной энергетике
6 слайд
Что такое материя?
Сколько видов материи существует?
Из чего состоит вещество?
Что такое молекула , атом?
Сформулируйте основные положения МКТ.
Какой энергией обладают движущиеся частицы, взаимодействующие?
Что такое энергия?
Какие виды энергии вы знаете?
Какой ион называется положительным?, отрицательным?
Что такое электрический ток?
Какие явления называются физическими?, химическими?
Какие реакции называются химическими?, биохимическими?
Как называются реакции при которых энергия поглощается?, выделяется?.
На какие виды делятся организмы по способу получения энергии?.
Какой процесс называется фотосинтезом?
На какие фазы делится процесс фотосинтеза?
В каких структурах клетки происходит световая фаза фотосинтеза?, темновая фаза?
Актуализация знаний
7 слайд
Бог солнца и правды
Бог Солнца в Древнем Египте
Бог солнца Гелиос
С древних времён люди понимали огромную роль Солнца для жизни
на Земле, и и считали богом.
8 слайд
В рассказе «Солнце – тепло» Лев Толстой писал: «Всё что людям нужно, идёт на пользу, все это заготавливается солнцем, во всё идёт много солнечного тепла. Какое ни на есть движение – всё от тепла. Либо прямо от солнечного тепла, либо от того тепла, которое заготовило солнце в угле, в дровах , в травах».
Недаром люди считали Солнце богом. У разных народов этот Бог назывался по разному.
9 слайд
Расстояние между Солнцем и Землёй.
Вселенная наполнена энергией, но для живых организмов подходят лишь немногие ее виды. Основной источник энергии для подавляющего большинства биологических процессов на нашей планете – солнечный свет. Мощность излучения Солнца в среднем оценивается как 4 × 1033 эрг/с,
10 слайд
Первым закон сохранения энергии сформулировал немецкий врач Роберт Майер
Энергия не из чего не возникает и никуда не девается, а превращается из одного вида в другой.
11 слайд
Молекула хлорофила
Этапы фотосинтеза
1 – наружная мембрана; 2 внутренняя мембрана; 3 – внутреннее пространство, заполненное жидкостью; 4 – грана; 5 – рибосома; 6 – ДНК; 7 – крахмал
12 слайд
4. ФОТОСИНТЕЗ
Анимация. Фотосинтез [Карточка ресурса
Свет – это электромагнитное излучение разных длин волн
13 слайд
Фотосинтез
Фотосинтез – процесс превращения углекислого газа и воды в углеводы и кислород под действием энергии солнечного света. Образующиеся углеводы используются в качестве пищи, а кислород поступает в атмосферу.
14 слайд
Е=h v
15 слайд
16 слайд
Схема фотосинтеза
17 слайд
Процесс фотосинтеза
Световая фаза
18 слайд
Процесс фотосинтеза
Темновая фаза
19 слайд
Великий русский ученый К. А. Тимирязев в своей замечательной книге «Жизнь растения» писал: «Когда-то где-то на Землю упал луч Солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез... В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нервы... Пища служит источником силы в нашем организме потому только, что она - не что иное, как консерв солнечных лучей...»
20 слайд
21 слайд
Основными энергетическими станциями живых клеток служат митохондрии — внутриклеточные частицы размером 0,1–10μ, покрытые двумя мембранами. В митохондриях свободная энергия окисления продуктов питания превращается в свободную энергию АТФ. Когда АТФ соединяется с водой, при нормальных концентрациях реагирующих веществ, выделяется свободная энергия порядка 10 ккал/моль.
22 слайд
Этапы энергетического обмена:
1. Подготовительный(в лизосомах)
2. Анаэробный гликолиз, неполное окисление, безкислородный
(в матриксе цитоплазмы)
3. Аэробное дыхание, кислородное, полное окисление (в митохондрии)
23 слайд
Подготовительный этап:
Белки
аминокислоты
Липиды
глицерин + жирные кислоты
Углеводы
глюкоза
Нуклеиновые кислоты нуклеотиды
Выделяется небольшое количество теплоты
24 слайд
Гликолиз:
С6Н12О6 + 2Н3РО4 + 2АДФ
2С3Н6О3 + 2АТФ +2Н2О
Молочная кислота
ЕП ЗАКЛЮЧЁННАЯ В ХИМИЧЕСКИХ СВЯЗЯХ МЕЖДУ С, Н, О
РАВНО 2800 К ДЖ
Энергия
60% выделяется в виде тепла
40%
идет на синтез
АТФ
25 слайд
АЭРОБНЫЙ ГЛИКОЛИЗ
1.Окислительное декарбоксилирование ПВК, образуется
ацетилКОА, НАДН и СО2
2.Цикл Кребса. В матриксе митохондрии образуются АТФ, НАДН,СО2.
3. Окислительное фосфорилирование, или электрон-транспортная цепь, образуется 34 АТФ.
26 слайд
Условия
Участие ферментов
Участие молекул-переносчиков
Наличие кислорода
Целостность митохондриальных мембран
27 слайд
Окислительное декарбоксилирование
С3Н4О3 + КоА + НАД
СО2 + Ацетил-КоА + НАД*Н2
С6Н12О6 2С3Н4О3 2С3Н6О3
Глюкоза ПВК Молочная
кислота
28 слайд
НАД*Н2 = НАД + 2Н
СО2
О2
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
Н
Н
Н
Н
Н
Н
Н
Н
Н
Н
Н
Н
Н
+
Н - е = Н
-
О2 + е =О2
200 мВ
НАД*Н2
C3H6O3+3H2O=3CO2+12H
+
29 слайд
СО2
Н = е + Н
О2 + 4Н = 2 Н2О
+
О2
200 мВ
АДФ
Н3РО4
АТФ
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
Н
Н
Н
Н
Н
Н
Н
Н
Н
Н
Н
Н
Н
Н
Н
Н
Н
Н
Н
Н
Н
Н
Н
+
+
+
+
-
+
-
+
-
НАД*Н2 = НАД + 2Н
НАД*Н2
C3H6O3+3H2O=3CO2+12H
О2 + е =О2
-
30 слайд
Электронно - транспортная цепь в митохондриях.
31 слайд
32 слайд
Кислородное расщепление:
2С3Н6О3 + 6О2 + 36АДФ+36Н3РО4
= 6СО2 +6Н2О + 36АТФ+36H2О
33 слайд
Суммарное уравнение:
1. С6Н12О6 + 2АДФ + 2Н3РО4= 2С3Н6О3 + 2АТФ+2Н2О
2. 2С3Н6О3 +6О2 +36АДФ+36Н3РО4 = 6СО2+36АТФ+42Н2О
______________________________
34 слайд
Суммарное уравнение:
С6Н12О6+6О2+38АДФ+38Н3РО4
= 6СО2 + 38АТФ + 44Н2О
35 слайд
Выделение энергии:
2600 кДж - на 2 моля
С3Н6О3
45%
Рассеивается
в виде тепла
Сберегается
в виде АТФ
55%
36 слайд
Выводы:
Синтез АТФ в процессе гликолиза не нуждается в мембранах. Он идёт в пробирке , если имеются все необходимые субстраты и ферменты.
37 слайд
Выводы:
Для осуществления кислородного процесса необходимо наличие неповреждённых митохондриальных мембран.
38 слайд
Выводы:
Расщепление в клетке 1 молекулы глюкозы до СО2 и Н2О обеспечивает синтез 38 молекул АТФ
39 слайд
Энергетический обмен
40 слайд
Ступенчатость окисления глюкозы позволяет:
Получить больше энергии
Предохранить клетку от перегрева
Экономнее расходовать кислород
Сократить количество получаемой энергии
41 слайд
Сколько молекул глюкозы необходимо расщепить без участия кислорода, чтобы получить 18 молекул АТФ:
А) 18
Б) 36
В) 9
Г) 27
42 слайд
На первом этапе своего расщепления глюкоза:
А) окисляется до углекислого газа и воды
Б) не изменяется
В) подвергается брожению
Г) расщепляется до двух трёхуглеродных молекул.
43 слайд
Домашнее задание.
Прочитать текст параграфа « Энергетический обмен».
Выписать главное из текста параграфа.
Составить тест по теме энергетический обмен( Настья – инд. задание)
Составить таблицу сравнения аэробного и анаэробного гликолиза
Нарисовать схему строения митохондрии и хлоропласта ( Инал, Индира - инд. задание)
Составить кроссворд ( Аня – инд. задание)
44 слайд
А теперь , ребята , с помощью компьютера пройдем тестирование и проверим как вы усвоили
предложенный вам материл.
У каждого из вас на рабочем столе имеется ярлык
Откройте , напишите с вою фамилию и выполните
тест. Компьютер оценит правильность выполнения теста.
45 слайд
Спасибо за внимание!
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Тема урока: «Закон сохранения энергии – основной закон природы.
Солнце –источник жизни на Земле».
Класс: разновозрастной
Составитель: Омарова Т.Х.- учитель физики, химии, биологии.
Заключение
Структура: урок по содержанию – мета предметный, объединяет темы из разных областей науки.
Содержание: на урок вынесена тема, которая является фундаментальной для всех дисциплин естественно -научного цикла.
На уроке в ясно и доступной форме продемонстрировано превращение и сохранения энергии в биологических, химических, и физических процессах.
Объяснение сопровождалось яркими примерами из жизни, учитывающими связь с личным опытом учащихся. Обеспеченно практическая направленность учебного материала. Презентационная подача материала наглядно иллюстрирует соблюдение этого закон в мего -мире и микромире.
О большой эффективности проведения уроков такого типа (мета предметного) свидетельствует изобилие вопросов со стороны детей разного возраста, выходящие за рамки, изложенной на уроке темы.
Эрудированность и подготовленность учителя позволяет, продуманно и обоснованно осуществляя межпредметную координацию физики, биологии и химии доступно преподнести ответы, на все вопросы, возникшие у детей.
Учитель корректно обеспечивает сочетание и соотношение принципа научности с принципом доступности.
Рекомендации: данный урок является примером мет предметного подхода к обучению детей разного возраста, что очень актуально для малокомплектных школ.
6 663 403 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Омарова Тамара Хажмусовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.