Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
СТАРИННЫЕ МЕРЫ ДЛИНЫ
Автор: Бузмакова Софья
ученица 2 б класса
Руководитель: Калинина Н.Н.
2 слайд
Можно измерять шагами.
Можно измерять локтями.
И линейкою, и веткой,
Сантиметром и рулеткой.
Папа говорил мне так:
- Пусть нашей мерой будет шаг.
Шаг муравьишки - миллиметр.
Шаг у людей - примерно метр...
-А километр? - воскликнул я.
Отец сказал: - Ну, что ж,
Стань великаном и, шутя,
На километр шагнёшь.
3 слайд
ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Показать практическое применение русской системы мер на современном этапе
4 слайд
ЗАДАЧИ
выяснить, какие меры длины существовали в старинные времена на Руси;
узнать, в каких литературных источниках встречаются названия старинных мер длины;
объяснить значение пословиц, поговорок, шуток, фразеологизмов, в которых встречаются названия старинных мер длины;
провести эксперимент с измерением длины;
сделать выводы.
5 слайд
ГИПОТЕЗА
Мы предполагаем, что старинные меры длины утратили свою значимость по причине своей неточности и были заменены на единицы измерения, принятые во всём мире.
6 слайд
Объект исследования: Единицы измерений длины.
Предмет исследования: Возникновение единиц измерения длины.
7 слайд
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
проанализировать, что мы знаем о современных и старинных мерах длины;
изучение специальной литературы;
найти ответы на вопросы с помощью сети Internet;
анкетирование;
эксперимент: выяснить значение старинных мер длины в современных, измерить длину предметов, используя старинные и современные единицы измерения;
выяснить, что означают пословицы и фразеологизмы, в которых есть названия мер длины.
8 слайд
Знаете ли вы историю возникновения единиц измерения?
9 слайд
Какие старинные единицы измерения вы знаете?
10 слайд
Хотели бы вы узнать о старинных единицах измерения?
11 слайд
11
Что такое мера?
«Мера – способ определения количества по принятой единице. Погонная, линейная мера служит для означения расстояний или величины линий»
В. Даль
12 слайд
13 слайд
пирамида Хеопса.
14 слайд
14
Меры длины в старину
В старину многие единицы длины были связаны с оружием.
Морская лига – мера, равная дальности пушечного
выстрела, которым может быть обстрелян корабль.
1 морская лига = 5560 м
? Что означает выражение
«Не подпускать на пушечный выстрел»?
Так говорят о человеке, с котором лучше не иметь дела.
15 слайд
ВЕРШОК
Вершок – длина верхней части пальца
1 вершок = 4,4 см
? О каком человеке можно сказать
«От горшка два вершка»?
Два вершка – это около девяти сантиметров: 4,45 ∙ 2 = 8,9 см. Людей
такого роста не бывает. В чем же разгадка? Дело в том, что при
указании роста человека раньше счет велся после двух аршин, то есть
после 142,24 сантиметров. Значит, от горшка два вершка – это чуть
больше полутора метров: 142,24 + 8,9 = 151,14 (см) .
16 слайд
16
ПЯДЬ
Пядь – расстояние между концами вытянутых
большого и указательного пальцев
1 пядь = 18 - 19 см
? Про кого говорят «У него семь пядей во лбу»?
Об умном, мудром человеке.
Малая пядь= 17 см
Великая пядь = 20 см
17 слайд
17
ЛОКОТЬ
Локоть – расстояние от локтевого сгиба
до конца вытянутого среднего пальца
1 локоть = 46 см
18 слайд
АРШИН
Аршин – длина всей руки 1 аршин = 71см
?Что означает выражение «Мерить на свой аршин» ?
Судить о ком-либо, чем-либо со своей личной точки зрения,
? Про кого говорят «Как аршин проглотил» ?
Так говорят о человеке, который держится неестественно
прямо, «по струнке».
? Что означает выражение «Видеть на два аршина под землей» ?
Значит, отличаться большой проницательностью.
19 слайд
19
САЖЕНЬ
Косая сажень - расстояние от подошвы левой ноги до конца большого пальца вытянутой вверх правой руки
1 косая сажень = 215 см
Маховая сажень - расстояние между кончиками пальцев раскинутых рук
1 маховая сажень = 151 см
?Про кого говорят «В плечах косая сажень»?
О человеке - богатыре, великане.
20 слайд
20
ИССЛЕДОВАНИЕ
.
21 слайд
Мой рост – 132 см
22 слайд
30 вершков
7,7 малых пядей
6,6 великих пядей
23 слайд
2,8 локтей
2,2 больших локтей
1,8 аршин
24 слайд
25 слайд
25
Старинные меры длины можно встретить в произведениях русских поэтов и писателей
Н.А. Некрасов
«Дедушка Мазай и зайцы»
П.П.Ершов
«КОНЕК ГОРБУНОК»
Вижу один островок небольшой –
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минуты вода подбиралась
К бедным зверькам;
уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
«Да игрушечку-конька
Ростом только в три вершка ,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами»
26 слайд
о чем ты узнал?
пядь
сажень
вершок
дюйм
фут
ярд
локоть
старинные меры длины
км
м
дм
см
мм
современные меры длины
27 слайд
СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Тезисы
Муниципальное автономное образовательное учреждение
средняя образовательная школа № 5
Учебно-исследовательская работа на тему:
«СТАРИННЫЕ МЕРЫ ДЛИНЫ»
Выполнила: ученица 2 «Б» класса Бузмакова Софья
Актуальность работы заключается в исследовании происхождения мер длины и выявлении соотношений между ними.
Цель работы: Показать практическое применение русской системы мер на современном этапе.
Задачи:
Ø выяснить, какие меры длины существовали в старинные времена на Руси;
Ø узнать, в каких литературных источниках встречаются названия старинных мер длины;
Ø объяснить значение пословиц, поговорок, шуток, фразеологизмов, в которых встречаются названия старинных мер длины;
Ø провести эксперимент с измерением длины;
Ø сделать выводы.
Гипотезаисследования: мы предполагаем, что старинные меры длины утратили свою значимость по причине своей неточности и были заменены на единицы измерения, принятые во всём мире.
Объект исследования: единицы измерений длины.
Предмет исследования: возникновение единиц измерений длины.
Методы исследования:
Ø проанализировать, что мы знаем о современных и старинных мерах длины;
Ø изучение специальной литературы;
Ø найти ответы на вопросы с помощью сети Internet;
Ø анкетирование;
Ø эксперимент: выяснить значение старинных мер длины в современных, измерить длину предметов, используя старинные и современные единицы измерения;
Ø выяснить, что означают пословицы и фразеологизмы, в которых есть названия мер длины.
Выводы:
Из анализа изученной литературы видно, что соотношения между единицами мер были самые разнообразные. У всех народов складывалась сложная и запутанная система мер. Каждое, даже самое маленькое государство, каждый хоть немного самостоятельный народ, каждый город стремились измерять своими мерами. Это вносило большую неразбериху при учете ценностей и особенно в торговле.
С развитием торговых отношений между иностранными государствами потребовалось создание эталонов. В 1960 собралась Генеральная конференция по мерам и весам, на которую прибыли представители 32 стран. Была принята Международная система единиц. С 1963 года ею пользуются во всех областях науки, техники и народного хозяйства.
Рассмотрение истории развития русских мер длины показало, что несмотря на то, что была создана единая универсальная метрическая система, старые меры также остались в русской классической литературе, фольклоре – пословицах и поговорках, образной речи – сравнениях и фразеологизмах и др.
В ходе работы я выяснила, что некоторые единицы измерений используются и в настоящее время. Так в некоторых странах длину измеряют в милях, футах, ярдах, дюймах. А современное общество не только по-прежнему встречается со старыми мерами длины в обыденной жизни, но и продолжает использовать их: на словах – в непринужденной беседе или по прямому назначению.
Руководитель: учитель высшей квалификационной категории
Калинина Надежда Николаевна
6 655 018 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Калинина Надежда Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/144/180 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.