Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Социальные конфликты
и пути их разрешения
Классный час
1
2 слайд
План мероприятия:
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Вступительное слово воспитателя.
Оглашение темы и цели классного часа.
Организационный момент (мотивация: ситуация-провокация).
Беседа по теме.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (теоретическая)
Понятие конфликта, конфликтной ситуации;
Основные составляющие конфликта;
Предмет спора;
Типы конфликтов: (по числу участников; по причинам);
Способы протекания конфликтов;
Индийская сказка (беседа по теме);
Предупреждение конфликтов;
Разбор ситуаций по теме;
Пути решения конфликтов;
Роль социальных конфликтов
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (практическая):
Разбор ситуаций конфликта.
ИТОГ
РЕФЛЕКСИЯ (конфликт «на пальцах»).
Пожелания
2
3 слайд
Наша жизнь соткана из конфликтов.
Дома и на работе, в процессе учебы и в транспорте человек постоянно попадает в конфликтные ситуации или становится их свидетелем, наблюдает по телевидению, узнает из газет, слышит о конфликтах по радио и от окружающих.
Большие и малые, острые и вялотекущие, между соседями по даче и в трудовом коллективе, в своей стране и за океаном – они заполняют все пространство бытия человечества в прошлом, настоящем и обозримом будущем.
О конфликте каждый имеет свое представление, но не всякий сможет четко сформулировать ответ на вопрос.
Что же это такое?
Вступление
3
4 слайд
познакомиться с понятием "конфликт" и "конфликтная ситуация", со способами предупреждения конфликтов;
способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия;
стремиться к сотрудничеству и взаимопониманию.
Цели:
4
5 слайд
«Конфликты – это опасение хотя бы одной стороны, что ее интересы нарушает, игнорирует, ущемляет другая сторона».
Уильям Линкольн
5
6 слайд
Что такое конфликт?
это спор, столкновение двух человек или социальных групп за обладание каким – либо дефицитным ресурсом, серьезное разногласие, острый спор;
противостояние, стремление приобрести ценности за счет ущемления интересов других.
6
7 слайд
Как возникает конфликт?
Для возникновения конфликта необходимо присутствие, как минимум, двух точек зрения (так называемый внутренний конфликт) и предмет спора.
В основе каждого конфликта всегда лежит конфликтная ситуация.
Составляющими конфликтной ситуации являются:
-участники конфликта (оппоненты);
-предмет и повод конфликта.
Истинная причина + повод = КОНФЛИКТ
7
8 слайд
субъект
объект (предмет)
причина
повод
масштаб
цель
Составляющие конфликта
8
9 слайд
Свидетели
Пособники
Посредники
Подстрекатели
Субъекты (участники- оппоненты)
Субъекты конфликта
9
10 слайд
Объект (предмет) конфликта – вопрос, благо, из-за которого возник конфликт
Объект конфликта
10
11 слайд
Конфликт –это спор.
За что?
Предметом спора могут быть:
территория проживания,
деньги,
обладание недвижимостью,
власть,
ресурсы,
положение в обществе,
религиозные разногласия и т.д.
11
12 слайд
Повод- любое, даже незначительное событие, перешедшее в столкновение.
Цель конфликта- достижение собственного интереса за счет интересов других
Масштаб – количество участвующих людей и серьезность последствий конфликта.
(установлено, что чем масштабнее конфликт,
тем он реже встречается, и наоборот)
Составляющие конфликта
12
13 слайд
Причины конфликтов-
суть разногласий:
Социальная
неоднородность
общества
Религиозные
различия
Поведение
человека,
его
социально-
психологические
черты
Различия
в уровнях доходов,
власти, культуры,
социальном престиже
13
14 слайд
по числу участников:
внутриличностные (один участник);
межличностные (два участника);
между личностью и группой;
социальные
(много участников, соц. группы, государства)
по причинам:
экономические;
политические;
этнические;
культурные и религиозные;
профессиональные
Типы конфликтов
14
15 слайд
Профессиональные – между профессиями или отраслями
по поводу экономических или социальных благ
Политические - между странами и государствами из-за
территории или престижа
Экономические - между любыми по численности группами
и субъектами по поводу денег или ресурсов
Культурные или религиозные – по поводу разделения
дефицитных духовных благ
Этнические – между народами за территорию или лучшие
условия проживания
Типы конфликтов
по причинам (предмету) спора
15
16 слайд
Типы конфликтов по числу участников:
Внутриличностный конфликт – внутри одного человека между его ролями, пришедшими в противоречие.
Например, в ситуации морального выбора - как поступить: по совести или по выгоде.
17 слайд
Типы конфликтов по числу участников:
Межличностный конфликт – между двумя или несколькими людьми. Самый распространенный тип конфликта.
Например: ссора друзей, размолвка между супругами, драка на дискотеке, спор или ссора в транспорте и т. п.
18 слайд
Типы конфликтов по числу участников:
Социальный конфликт – между социальными группами.
Например: забастовка, бунт, восстание, революция, война.
19 слайд
Конфронтация – пассивное противостояние групп с различными интересами.
Соперничество – открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции.
Конкуренция –экономическая борьба за получение большей выгоды, прибыли или доступа к дефицитным ресурсам
Способы протекания-
т.е. как выглядит конфликт
19
20 слайд
20
Индийская сказка
«Мудрецы и слон»
21 слайд
Предупреждение конфликтов
Мягкое противостояние - это решительное возражение, высказанное в мягкой форме. Так можно отстоять свою позицию, и не обидеть другого человека.
Конструктивное предложение - это попытка найти компромисс, т.е. выход, который мог бы устроить всех.
21
22 слайд
Переговоры – мирная беседа обеих сторон по решению проблемы.
Мягкое противостояние
22
23 слайд
Компромисс – решение проблемы через взаимные уступки сторон.
Компромисс (от лат. сomromissum) – соглашение представителей разных точек зрений и интересов на основе взаимных уступок.
Компромисс — это не общее решение. Это решение «ни вашим, ни нашим».
Искусство компромисса доступно только нравственно и социально зрелой личности.
Конструктивное предложение
23
24 слайд
Арбитраж
Применение силы, власти, закона
Посредничество
Приспособление
Сотрудничество
Игнорирование
Пути решения конфликтов
24
25 слайд
Арбитраж – обращение к наделённому специальными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы.
Применение силы, власти, закона – одностороннее использование власти или силы той стороной, которая считает себя сильнее.
Пути решения конфликта
25
26 слайд
Посредничество – использование третьей стороны в заочном решении проблемы.
При конфликтах нужно помнить «правило третьей стороны». Оно гласит: если у обоих участников конфликтной ситуации есть желание уладить конфликт, но он не улаживается, это означает, что есть третья сторона. Этот третий — всегда друг и для одной стороны, и для другой. Обе стороны ему верят.
Пути решения конфликта
26
27 слайд
Приспособление – сглаживание противоречий, даже в ущерб своих интересов
Сотрудничество – совместная выработка решений, удовлетворяющего интересы сторон
Игнорирование – попытка (или стремление) выхода из конфликтной ситуации, не решая её
Другие пути решения конфликта
27
28 слайд
Информирование о наличии общих проблем
Стимулирование социальных изменений
Снятие психологической напряженности участников конфликта: сознание своих интересов и интересов других
Создание стрессовых ситуаций
Нарушение порядка общественной жизни
Разрушение равновесия сил, устойчивого положения
позитивная
негативная
Роль социального конфликта
28
29 слайд
Как уладить конфликт?
силой
согласием
Решение, принесённое
штыками, пушками,
танками и ружьями
недолговечно.
Подавленное недовольство
возникнет вновь.
Переговоры, поиск
согласия, компромисс.
В чём-то надо уступать
одной стороне,
в чём-то - другой.
29
30 слайд
Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека.
Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, всё валится из рук.
В-третьих, страдает физическое здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды.
В чём же вред таких конфликтов?
30
31 слайд
Прежде всего ни в коем случае нельзя употреблять запрещённые приёмы - это фразы типа: "Да брось ты!", "Чего ты понимаешь!", "Ты вроде умный человек, а говоришь такую чепуху!"
Наоборот, просто волшебное действие производят слова: "мне кажется", "может быть, я ошибаюсь", "может быть, ты со мной согласишься" и т.д.
Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других.
31
32 слайд
Известно, что время, потраченное на сам конфликт, во много раз меньше времени постконфликтных переживаний.
Поэтому конфликты разумнее предупреждать, а это возможно, если люди будут уважать друг друга, будут терпимо (толерантно) относиться к друг другу.
32
33 слайд
Разрешение конфликтов
Но если конфликт уже возник,
вопрос 1 группе
«Что происходит,
если конфликт разрешается неправильно?»
33
34 слайд
Схема
«Нарастание конфликта» :
6. Разрыв
5. Агрессия
4. Унижение
3. Противодействие
2. Недовольство
1. Несогласие
Снижается уважение друг к другу, возрастает мера напряженности.
34
35 слайд
Разрешение конфликтов
Но если конфликт уже возник,
вопрос ко 2 группе
«Что происходит,
если конфликт разрешается правильно?»
35
36 слайд
Схема
«Разрешение и предотвращение конфликта»:
8. Временный разрыв
7. Согласие
6. Понимание
5. Умение слушать
4. Анализ своих действий
3. Компромисс
2. Юмор
1. Нежность (признание достоинств)
Общение – основа разрешения конфликта.
36
37 слайд
37
Разбор ситуаций
38 слайд
В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Чтобы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно
научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся,
нужно уметь из него выйти.
Заключение
38
39 слайд
Социальные конфликты приводят к разрушению социальных структур, приводят к внушительным необоснованным затратам ресурсов, психических, моральных, физических, а так же материальных.
В то же время конфликты служат механизмом, способствующим решению многих проблем, сплачивают группы, выступают регулятором отношений в коллективе, в итоге, являются одним из основных способов достижения социальной справедливости.
Заключение
39
40 слайд
40
Конфликт «на пальцах»
41 слайд
1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.
2. В споре умей выслушивать собеседника до конца.
3. Уважай чувства других людей.
4. Любую проблему можно решить.
5. Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.
6. Не сердись, улыбнись.
7. Начни свой день с улыбки.
8. Будь уверен в себе.
ПОЖЕЛАНИЯ
41
42 слайд
9. Раскрой своё сердце, и мир раскроет свои объятья.
10. Будь обаятелен и добр.
11.Извинись, если ты не прав.
12. Взгляни на обидчика – может, ему просто нужна твоя помощь.
13. Не забывай выражать свою благодарность.
14. Выполняй свои обещания.
15. Не критикуй постоянно других.
.
ПОЖЕЛАНИЯ
42
43 слайд
Конфликт, увы, - закономерен.
Гармоний вечных не бывает.
Наивно тот самоуверен,
Кто без него прожить мечтает.
Как помешать зимы приходу?
Заткнуть вулкана изверженье?
Перехитрить нельзя природу,
И не остановить мгновенье...
Вот научиться б управленью
Агрессией и злобой чёрной,
Уметь отслеживать движенье
Страстей течений непокорных!
Марина Барщевская
43
О конфликте
44 слайд
Всем спасибо!!!
Материал подготовила
воспитатель 11-А
Рогожникова Е.В.
Пусть в вашей жизни
будет меньше конфликтов!!
44
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Наша жизнь соткана из конфликтов. Дома и на работе, в процессе учебы и в транспорте человек постоянно попадает в конфликтные ситуации или становится их свидетелем, наблюдает по телевидению, узнает из газет, слышит о конфликтах по радио и от окружающих. Большие и малые, острые и вялотекущие, между соседями по даче и в трудовом коллективе, в своей стране и за океаном – они заполняют все пространство бытия человечества в прошлом, настоящем и обозримом будущем.
О конфликте каждый имеет свое представление, но не всякий сможет четко сформулировать ответ на вопрос. Что же это такое?
Цели классного часа:
· познакомить детей с понятием "конфликт" и "конфликтная ситуация", со способами предупреждения конфликтов;
· способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия;
· побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию.
Таково содержание классного часа.
6 656 283 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Рогожникова Елена Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч.
Курс повышения квалификации
72/108 ч.
Мини-курс
2 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.