Главная / Начальные классы / Презентация на тему "Развитие внимания у младших школьников"

Презентация на тему "Развитие внимания у младших школьников"

Развитие внимания у младших школьников Выполнила учитель начальных классов Го...
Внимание – многомерное психическое явление, и его уровень во многом зависит о...
В частности внимание младших школьников характеризуется непроизвольным, неуст...
Внимание необходимо рассматривать лишь в связи с другими психическими функция...
Следовательно, развивая различные свойства внимания в процессе учебной деятел...
Форма организации работы по развитию внимания может быть различной: групповая...
ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪЩЮСАЭЕЫМЯЧ ЛОЬИРЪГНЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУР ФРШУБАТВГДИЖС...
1.     сколько раз встречается буква «А»? 2.     сколько раз встречается букв...
Нахождение  слов. Это упражнение использую на всех этапах урока. -среди напеч...
  Отделение в сплошном тексте слов  друг от друга. Отделите, друг от друга сл...
      Анаграммы (рассыпанные слова).  Это  слова (например фамилии авторов, н...
Расстановка букв в определённом порядке(алфавитном) С В А Я О К Б  Ю Г П Э М ...
Безошибочное переписывание строчек хаотично расставленных букв.  ЕНАЛССТАДЕЕН...
    Найти ошибки в тексте. Я вчера буду купаться. Мы завтра были на даче.
Методика «Исправь ошибки» (на любом этапе урока) для развития устойчивости в...
для развития слухового внимания 1.        Мы собираем васильки, На головах у ...
1 из 16

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Развитие внимания у младших школьников Выполнила учитель начальных классов Горел
Описание слайда:

Развитие внимания у младших школьников Выполнила учитель начальных классов Горелова О.В Иркутск 2014

№ слайда 2 Внимание – многомерное психическое явление, и его уровень во многом зависит от с
Описание слайда:

Внимание – многомерное психическое явление, и его уровень во многом зависит от слаженности работы всех его составляющих: концентрированности, объёма, устойчивости, распределяемости и переключаемости.

№ слайда 3 В частности внимание младших школьников характеризуется непроизвольным, неустойч
Описание слайда:

В частности внимание младших школьников характеризуется непроизвольным, неустойчивым, кратковременным характером.

№ слайда 4 Внимание необходимо рассматривать лишь в связи с другими психическими функциями:
Описание слайда:

Внимание необходимо рассматривать лишь в связи с другими психическими функциями: памятью, мышлением, воображением, восприятием.

№ слайда 5 Следовательно, развивая различные свойства внимания в процессе учебной деятельно
Описание слайда:

Следовательно, развивая различные свойства внимания в процессе учебной деятельности, удачно сочетая развивающие упражнения с учебным материалом, мы можем добиться достижения следующих целей: ·        повышение качества и прочности знаний учащихся; ·        создание определённых стимулов для положительной мотивации к обучению; ·        преодоление трудностей адаптационного периода при поступлении детей в школу и при их переходе из начального звена в среднее.

№ слайда 6 Форма организации работы по развитию внимания может быть различной: групповая, р
Описание слайда:

Форма организации работы по развитию внимания может быть различной: групповая, работа в парах, индивидуальная.

№ слайда 7 ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪЩЮСАЭЕЫМЯЧ ЛОЬИРЪГНЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУР ФРШУБАТВГДИЖСЯИУ
Описание слайда:

ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪЩЮСАЭЕЫМЯЧ ЛОЬИРЪГНЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУР ФРШУБАТВГДИЖСЯИУМАМАЦПЧУЩМОРЖ БРПТЯЖЭЦБУРАНСГЛЮГБЕИОПАЛКАФСТУЧА АОСМЕТЛАОУЖЕЛААВТОБУСИОХПСЯЗЫКЖ

№ слайда 8 1.     сколько раз встречается буква «А»? 2.     сколько раз встречается буква «
Описание слайда:

1.     сколько раз встречается буква «А»? 2.     сколько раз встречается буква «Б»? 3.     сколько раз встречается буква «В»? 4.     сколько раз встречается буква «И»? 5.     сколько раз встречается буква «К»? 6.     сколько раз встречается буква «Л»? 7.     сколько раз встречается буква «М»? 8.     сколько раз встречается буква «Н»? И т. д.     Д К Л Ф В Ч Ш Ц Я К И Э А О Я У Б Е Ж Ш У У Ш А Н Б Ю Г Я Т И С С А П И Л П Т Х Х Д З М Л З Г К Б О В Л Т Л Г Ж В Л К З Г В З Ж Ж Г Д М Ж К Д Ч Д Ф Б Р С К Л Ц М Щ З Л В К З Б Н Р С Ч Ф Т Ч Р Т Х Р Н

№ слайда 9 Нахождение  слов. Это упражнение использую на всех этапах урока. -среди напечата
Описание слайда:

Нахождение  слов. Это упражнение использую на всех этапах урока. -среди напечатанных без пробелов букв: Найдите и выпишете слова, исправьте возможные в них ошибки. ВУКПРСАБАКАЖЮТР ЯЫЙЦЁОРТПЕТУХЬЖЭЪ  МИДВЕДЬЙФЫУЪЭЮЬ  ЛЗАЯЦУКАПРОДШГ

№ слайда 10   Отделение в сплошном тексте слов  друг от друга. Отделите, друг от друга слова
Описание слайда:

  Отделение в сплошном тексте слов  друг от друга. Отделите, друг от друга слова и составьте из них пословицу. ВСЕГДААЛЕНЬБЕРЁТТРУДТОЛЬКОДАЁТ (ТРУД ВСЕГДА ДАЁТ, А ЛЕНЬ ТОЛЬКО БЕРЁТ)

№ слайда 11       Анаграммы (рассыпанные слова).  Это  слова (например фамилии авторов, назв
Описание слайда:

      Анаграммы (рассыпанные слова).  Это  слова (например фамилии авторов, названия произведений, имена героев)объединенных общим признаком. Расшифруйте слова, найдите среди них одно лишнее. ИАКБНИ (Бианки)   КВАСЛАДО (Сладков) УРЧШИНА (Чарушин) КОВЫЛР (Крылов) Что обозначают эти слова? Какую фамилию вы бы исключили из этого списка? Почему?

№ слайда 12 Расстановка букв в определённом порядке(алфавитном) С В А Я О К Б  Ю Г П Э М И Р
Описание слайда:

Расстановка букв в определённом порядке(алфавитном) С В А Я О К Б  Ю Г П Э М И Р  Ц Т Н Д 3 Е Л

№ слайда 13 Безошибочное переписывание строчек хаотично расставленных букв.  ЕНАЛССТАДЕЕНАДС
Описание слайда:

Безошибочное переписывание строчек хаотично расставленных букв.  ЕНАЛССТАДЕЕНАДСЛАТ ЕТАЛЬТАРРСУСОКГАТА ЛИММОДОРАКЛАТИМОР

№ слайда 14     Найти ошибки в тексте. Я вчера буду купаться. Мы завтра были на даче.
Описание слайда:

    Найти ошибки в тексте. Я вчера буду купаться. Мы завтра были на даче.

№ слайда 15 Методика «Исправь ошибки» (на любом этапе урока) для развития устойчивости вним
Описание слайда:

Методика «Исправь ошибки» (на любом этапе урока) для развития устойчивости внимания В парке. В суботу мы гуляли в парке. Вот алея берёз и лип. Летом там жужжали пчёлы. Хороши русские берёзы.

№ слайда 16 для развития слухового внимания 1.        Мы собираем васильки, На головах у нас
Описание слайда:

для развития слухового внимания 1.        Мы собираем васильки, На головах у нас щенки.        (венки) 2.        На островок налетел ураган, На пальме остался последний баран,    (банан) 3.        У вратаря большой улов,        Влетело в сетку пять волов.        (голов) БУЛКА - в одной из сказок Пушкина она грызёт золотые орешки. ТРУС - без него не выловишь и рыбку из пруда. ТЕНЬ - время суток между утром и вечером. НОТА - жильё лисы. СОР - его в известной басне выронила ворона.

Презентация на тему "Развитие внимания у младших школьников"
  • Начальные классы
Описание:

Многие проблемы неуспеваемости учащихся начальной школы связаны с недостаточным развитием внимания и памяти детей.

 

Я полагаю, что работа над развитием познавательных способностей ребенка необходима в отношении каждого, независимо от его природной одаренности. Просто результаты этой работы будут выражаться в разной степени развития этих способностей: для одних детей это будет значительное продвижение в уровне развития способностей, для других – коррекция природной недостаточности в их развитии.

Таким образом, возникла необходимость в развитии познавательных способностей  (внимания и памяти) младших школьников.

 

В частности внимание младших школьников характеризуется непроизвольным, неустойчивым, кратковременным характером. Первоклассники и отчасти второклассники ещё не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она не интересна и однообразна, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста весьма ограниченные. Значительно лучше у детей данного возраста развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает учеников, без всяких усилий с их стороны. Но строить обучение только на непроизвольном внимании невозможно.

 

Естественно, что каждый учитель в своем педагогическом арсенале имеет запас методов привлечения внимания детей к учебному материалу. Программы  обучения содержат в своих учебниках упражнения, развивающие этот психологический процесс.  Новизна идеи состоит в том, что, она должна быть систематической и планомерной. Учащиеся с хорошо развитыми психическими процессами более успешны в освоении школьной программы по сравнению со своими сверстниками, чей уровень развития памяти, внимания, восприятия, мышления и речи имеют средний и ниже среднего уровни развития.

 

Внимание необходимо рассматривать лишь в связи с другими психическими функциями: памятью, мышлением, воображением, восприятием. Проявления внимания нельзя увидеть отдельно от них, в чистом виде, т. к. оно не имеет своего отдельного специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется. Именно поэтому в первую очередь работу по развитию необходимо вести в этом направлении. Да и сами развивающие упражнения зачастую обеспечивают развитие и других психических процессов. Следовательно, развивая различные свойства внимания в процессе учебной деятельности, удачно сочетая развивающие упражнения с учебным материалом, мы можем добиться достижения следующих целей:

·        повышение качества и прочности знаний учащихся;

·        создание определённых стимулов для положительной мотивации к обучению;

·        преодоление трудностей адаптационного периода при поступлении детей в школу и при их переходе из начального звена в среднее.

Внимание – многомерное психическое явление, и его уровень во многом зависит от слаженности работы всех его составляющих: концентрированности, объёма, устойчивости, распределяемости и переключаемости. И если хотя бы одно из перечисленных свойств внимания ослаблено, это неминуемо скажется на работоспособности учащегося. Из всего выше сказанного следует, что в своей работе важно решать следующие задачи:

- развивать интеллектуальные способности на основе развития внимания;
- научиться использовать и перенаправлять непроизвольное внимание;
- содействовать развитию произвольного внимания;
- углублять и расширять концентрированность внимания, его объём и устойчивость;
- учить ребёнка управлять своим вниманием, полноценно распределять его во время учебного процесса.

Решение поставленных задач будет особенно эффективным только при постоянной систематической работе педагогов, направленной на внедрение в учебный материал упражнений развивающих отдельные свойства внимания.

Такая работа должна вестись по двум направлениям:

Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания.

Использование упражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности.

 

 

. Форма организации работы по развитию внимания может быть различной: групповая, работа в парах, индивидуальная. В зависимости от типа упражнения оно должно соответственно занимать своё место в определённой части урока: в организационном моменте, на этапе повторения и закрепления знаний, физминутке или итоге урока. Эти упражнения не только играют развивающую роль, но и помогают введению в урок нового материала; повторению, закреплению и даже проверке уже изученного; а также помогут разнообразить необходимые перерывы для отдыха детей между этапами урока. Всё зависит от общих целей конкретного урока. Приведу лишь несколько примеров (хотя их может быть очень много) для того чтобы не ограничивать ими возможности учителей проявить свою фантазию и мастерство.

Например, при закреплении темы "Части речи" можно использовать методику Мюнстерберга и её различные модификации. В бессмысленный набор букв вставляются слова (чаще - существительные, но могут быть глаголы, прилагательные, наречия). Требуется отыскать их как можно быстрее и без ошибок.

Пример задания:

ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪЩЮСАЭЕЫМЯЧ

ЛОЬИРЪГНЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУР

ФРШУБАТВГДИЖСЯИУМАМАЦПЧУЩМОРЖ

БРПТЯЖЭЦБУРАНСГЛЮГБЕИОПАЛКАФСТУЧА

АОСМЕТЛАОУЖЕЛААВТОБУСИОХПСЯЗВАЖ

На уроке математики при изучении таблицы умножения можно предложить детям посчитать вслух от 1 до 31, но не называть числа, включающие тройку и кратные трём. Вместо этих чисел нужно говорить "не собьюсь".

На уроках чтения я предлагала детям вычёркивать в тексте одну или две буквы, и в то же время ставила звукозапись с какой-либо сказкой. Потом следовала взаимопроверка. Проверялось сколько букв пропущено и что услышано и понято из сказки.

 

 

            Упражнения на развитие внимания на уроках.

 

1.     Для расширения объема и распределения внимания.

Подчеркнуть в ряду буквы:

 

м – а/  м с а ы у м а м а у ы с у о у н о с а м и у о;

у – ы/  м с а у с ы п а м л е ы и у ы а о д т ж  и р.

 

2. Для развития избирательного внимания использую методику Мюнстерберга.

Найди среди буквенного текста слова и подчеркни их.

к н о с л и к п р с л о н т д к в о л к м и т п р щ у к а т ь к а р а с ь т п с о м т д н .

Найти общее понятие для слов.

Найти лишнее.

2.     Найти ошибки в тексте.

Я вчера буду купаться.

Мы завтра были на даче.

                     6. Упражнение «Ладонь – кулак».

Руки на столе, поочередно одну разжимаем, другую – в кулак.

При этом одновременно спрашивается таблица сложения или умножения.

 

 

7. Игра «Ищи безостановочно».

В течение 15 – 20 секунд найти  вокруг как можно больше предметов одной формы, цвета, размера и. т. д.

 

 

8.Тренировка  зрительной памяти.

Посмотрите на слова, записанные на доске, в течение 20 секунд.

Затем попытайтесь составить и записать предложения, состоящие из слов первой и второй колонки.

Лучший подарок                          самая лучшая

В вазе                                            как тебя зовут

Мы живем                                      книга

Моя мама                                       нет цветов

Я не знаю                                         дружно

 

6. Игра «Повторяем движения».

Участники игры стоят в кругу. Ведущий в центре. Условия игры: ведущий показывает какие-либо движения, а участники должны их повторять, кроме одного, двух. Например, если ведущий поднимает руки вверх, хлопать в ладоши; а при положении «руки в стороны» - топать ногами. Тот, кто ошибается, сам становится ведущим.

 

7.Для тренировки внимания можно использовать методику поиска информации. Подростку предлагается стоклеточная таблица, заполненная цифрами; буквами и т.д.

А) матрица с набором букв.

Задания для учащихся:

1.     сколько раз встречается буква «А»?

2.     сколько раз встречается буква «Б»?

3.     сколько раз встречается буква «В»?

4.     сколько раз встречается буква «И»?

5.     сколько раз встречается буква «К»?

6.     сколько раз встречается буква «Л»?

7.     сколько раз встречается буква «М»?

8.     сколько раз встречается буква «Н»? И т. д.

 

Д

К

Л

Ф

В

Ч

Ш

Ц

Я

К

И

Э

А

О

Я

У

Б

Е

Ж

Ш

У

У

Ш

А

Н

Б

Ю

Г

Я

Т

И

С

С

А

П

И

Л

П

Т

Х

Х

Д

З

М

Л

З

Г

К

Б

О

В

Л

Т

Л

Г

Ж

В

Л

К

З

Г

В

З

Ж

Ж

Г

Д

М

Ж

К

Д

Ч

Д

Ф

Б

Р

С

К

Л

Ц

М

Щ

З

Л

В

К

З

Б

Н

Р

С

Ч

Ф

Т

Ч

Р

Т

Х

Р

Н

 

                   Упражнение № 2. « Корректура»

Цель: развитие концентрации внимания.

Ведущий пишет на листе бумаги несколько предложений с пропуском и перестановкой букв в некоторых словах. Ученику разрешается прочесть этот текст только 1 раз, сразу исправляя ошибки цветным карандашом. Затем лист передаётся другому ученику, который исправляет остальные ошибки карандашом другого цвета. Возможен вариант соревнования.

Игра № 3. «Зеваки»

Цель: развитие волевого внимания.

Дети идут по кругу, друг за другом держась за руки. По сигналу ведущего ("Постоим!") останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются на 180 и начинают движение в обратную сторону. Направление меняется после каждого сигнала. Если ребёнок сбился, он выходит из игры.

Игра № 4. «Буквы алфавита»

Цель: развитие внимания.

Каждому ребёнку присваивается определённая буква алфавита. Ведущий называет букву, тот ребёнок, которому присвоена буква, делает один хлопок.

 

                          Игра № 2. «Слушай и исполняй»

Цель: развитие памяти и внимания.

Ведущий называет несколько действий, но не показывает их. Разрешается повторить это задание 1 – 2 раза. Затем дети должны повторить эти действия в своих движениях в той последовательности, в какой они были названы ведущим.

№1. Повернуть голову направо, прямо, опустить вниз, поднять вверх.

                                     Игра № 1. «Исчезнувший предмет»

Цель: развитие памяти, внимания.

На стол ставится несколько небольших предметов (игрушек). Ребятам предлагается запомнить, что находится на столе. Затем дети отворачиваются, а ведущий прячет 1 игрушку и предлагает участникам игры отгадать, какую игрушку спрятали.

                                Игра № 2. «Сосед, подними руку».

Цель: развитие памяти, внимания.

Играющие (стоя или сидя) образуют круг. Выбирают водящего, который встаёт внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: "Руки!" Тот игрок ничего не делает, а оба его соседа должны поднять руку, которая ближе к игроку, находящемуся между ними. Тот, кто ошибся, меняется ролями с ведущим. Играют установленное время, выигрывает тот, кто ни разу не был водящим.

                                   Игра № 3. «Летит – не летит».

Цель: развитие внимания, памяти.

Игра проходит за столом. Играющие кладут на стол пальцы. Ведущий называет птиц, зверей, цветы и т.д. При названии летающего предмета все должны поднять пальцы вверх. Кто поднимет пальцы при названии нелетающего предмета или же не поднимет при названии летающего – платит фант. В конце игры фанты выкупаются.

                                                 Игра № 4. «Зеркало»

Цель: развитие внимания, памяти.

Двое играющих встают напротив друг друга. Один из них – зеркало. Он должен в точности, как зеркало, повторять движения другого.

       Из всех нагрузок, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддержания рабочей позы. Поэтому нельзя требовать от учащихся сохранения неподвижного положения тела в течение всего урока. Необходимо обеспечить оптимальный двигательный режим, который позволяет удовлетворить физическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели, года.

      Я разрешаю детям на своих уроках принимать свободную позу ( кроме тех моментов, когда ребёнок пишет). На уроках обучения грамоте в 1 классе ученики встают с мест для чтения хором с доски слогов или слов, стараются их пропеть. При знакомстве с новой буквой я развешиваю по классу заранее подготовленные различные варианты написания этой буквы и предлагаю детям найти их и собрать.

      И.Кант писал, что рука – вышедший наружу мозг. Что он хотел этим сказать? Ни мало, ни много, а именно то, что все глубинные процессы, осознанные и неосознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движениях пальцев. Учёные, изучая деятельность детского мозга, психику, отметили большое стимулирующее значение функции рук. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений отстаёт, то задерживается и речевое развитие. Наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идёт формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в младшем школьном возрасте имеет особое значение

       Всвязи с этим на каждом уроке письма и математики я использую пальчиковую гимнастику. Таких упражнений огромное множество.

        Во время чтения дети выполняют «мудры», которые улучшают мышление, активизируют память, повышают работоспособность, улучшают общее самочувствие и способствуют развитию моторики.

      Приведу пример применяемых «мудр» и всем советую использовать их в своей практике.

      Мудра «Жизни»

      Показания: быстрая утомляемость, нарушение зрения. Кроме того, выполняя это упражнение, дети делают массаж пальцев.

      Методика: подушечка сердечного ( четвёртого ), мизинца и большого пальцев соединяются вместе, а оставшиеся свободно выпрямлены. Выполняется обеими руками одновременно.

     Мудра «Знания»

     Само название этой «мудры» уже предполагает, что выполнять это упражнение должны все те, кто получает знания в школе и учебном заведении, т. к. «мудра» улучшает мышление, активизирует память, снимает напряжение, массирует пальцы.

     Методика: указательный палец легко соединяется с подушечкой большого пальца. Оставшиеся пальцы выпрямлены (не напряжены).

     Выполнять их можно в любом положении, общее время 45 минут. Можно время набрать за несколько раз в течение дня: 3 раза по 15 минут, 9 раз по 5 минут.

      Ещё одна из здоровьесберегающих технологий – образовательная кинесиология. Кинесиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения.

      Например: перекрёстное упражнение «ухо-нос». Правая рука держит кончик носа, левая – противоположное ухо поверх правой руки, затем руки меняются одновременно. Рекомендуется 5-7 смен.

      Упражнение «рисуем бантик».

      Дети показывают рукой движение «всё хорошо» и рисуют большой бант восьмёркой. Правая рука начинает движение влево вверх. Левая - в противоположную сторону. Глазами следят за большим пальцем (движение выполняют как можно шире). После выполнения таких упражнений резко повышается активность мозга. Дети становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.

       Поскольку учебный труд младших школьников связан с усиленной работой зрительного аппарата, необходимо проводить зарядку для глаз. Я это делаю на своих уроках ежедневно. С большим интересом учащиеся выполняют такие не хитрые упражнения, как «маятник», рисуют глазами восьмёрку в различных направлениях, но наиболее живой интерес дети проявляют к стихотворным упражнениям. Например:

           

                                      Волшебный сон

        Реснички опускаются…

                          Глазки закрываются…

                          Мы спокойно отдыхаем…

                          Сном волшебным засыпаем…

                          Дышится легко…ровно…глубоко…

                          Наши руки отдыхают…

                          Отдыхают… Засыпают…

                          Шея не напряжена

                          И рассла-бле-на…

                          Губы чуть приоткрываются…

                          Все чудесно расслабляются…

                          Дышится легко… ровно… глубоко…

           (пауза)              

        Мы спокойно отдыхаем…

                          Сном волшебным засыпаем…

         (громче, быстрей, энергичней)

        Хорошо нам отдыхать!

                        Но пора уже вставать!

                        Крепче кулачки сжимаем.

                        Их повыше поднимаем.

                        Потянулись! Улыбнулись!

                        Всем открыть глаза и встать!

Однако, несмотря на доступное содержание уроков, применение разнообразных приёмов и методов, соблюдение условий, обеспечивающих внимание и работоспособность, в конце рабочего дня  у четверти учащихся проявляются явные признаки усталости. В этот момент необходимо переключить внимание учащихся, дать 1-2 минутки юмора, благотворно действующего на них, например, спросить: «Сколько шагов сделает воробей за 1 минуту?» (Ни одного: воробей прыгает, а не шагает). «Какие бывают камни в воде?» (Мокрые)

К.Д.Ушинский писал, что если учитель заметил, что « класс устал, рассеян, работает вяло, начинаются зевки, маленькие шалости», то достаточно предложить классу произнести хором какие-нибудь стихотворения, пословицы…Энергия возродится, и учащиеся начнут работать по - прежнему.

        Использование оздоровительных упражнений на уроках позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и  работоспособность, а это в свою очередь, способствует укреплению здоровья учащихся, от которых зависит будущее нашей страны.        

На уроках чтения, русского языка:

1)Таблицы Шульте (буквенный материал)

в

и

с

м

А

ж

у

ч

х

е

л

ш

п

щ

о

д

ц

ф

т

к

б

н

р

з

г

2) «Корректурная проба» 

Суть этого приема заключается в том, что ребенку предлагают находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Выполняя такое упражнение, ребенок может почувствовать, что значит "быть внимательным", и развивать состояние внутреннего сосредоточения.

Материалы:

Любые печатные тексты (книги, газеты, журналы), карандаша и ручки.

Условия проведения.

Корректурные упражнения должны проводится ежедневно по 5 минут в течении 2-4 месяцев.

ЕКРНСОАРНЕСВАРКВРЕОЕОШЛЧЛОИ

ВМТАВНШЛЧЛОИМАУЧОИПОЕОНАЫОИМА

АКСНВЕРАМПАОБАСЗЕАЮРАЦКАЧПШАЫТА

ОВРКАНВСАЕРНТРОНКСЧОДВИОЦФОТЗОС

КАНЕОСВРАЕТГЧКЛИАЫЗКТРКЯБДКПКШУ

ВРЕСОАКВМТАВНШЛЧВИЦФВДБОТВЕИСМВ

НСАКРВОЧТНУЫПЛБНПМНКОУЧЛЮНРАВНЩ

РВОЕСНАРЧКРЛБКУВСРФЧЗХРЕЛЮРСРКИЭВ

ЕНРАЕРСКВЧБЩДРАЕПТМИСЕМВШЕОЛДТЕЫБ

ОСКВНЕРАОСВЧБШЛОИМАУЧОИПОЕОНАЫБ

3)Методика «Исправь ошибки» (на любом этапе урока)

-для развития устойчивости внимания:

В парке.

В суботу мы гуляли в парке. Вот алея берёз и лип. Летом там жужжали пчёлы. Хороши русские берёзы.

 

-для развития слухового внимания:

Ведущий читает стихотворение, намеренно делая ошибки в словах. Назвать слова правильно.

1.        Мы собираем васильки,

На головах у нас щенки.        (венки)

2.        На островок налетел ураган,

На пальме остался последний баран,    (банан)

3.        У вратаря большой улов,

       Влетело в сетку пять волов.        (голов)

БУЛКА - в одной из сказок Пушкина она грызёт золотые орешки.

ТРУС - без него не выловишь и рыбку из пруда.

ТЕНЬ - время суток между утром и вечером.

НОТА - жильё лисы.

СОР - его в известной басне выронила ворона.

4)Кодирование

Прочитать пословицу.

 

5)Путаница( на любом этапе урока)

- Найдите замаскированные изображения и запишите слова существительные

 

-Разгадывание буквенных  путаниц

 

6)  Чтение слов цепочек с общим корнем и с чередующимися буквами(разминка)

ТАЧКА - ТОЧКА - БОЧКА - НОЧКА - ПОЧКА - ДОЧКА НАПИСАЛ - ЗАПИСАЛА - РАСПИСАЛСЯ - ПОДПИСЫВАЕТ

7)Нахождение  слов. Это упражнение использую на всех этапах урока.

-среди напечатанных без пробелов букв:

Найдите и выпишете слова, исправьте возможные в них ошибки.

ВУКПРСАБАКАЖЮТР

ЯЫЙЦЁОРТПЕТУХЬЖЭЪ

 МИДВЕДЬЙФЫУЪЭЮЬ

 ЛЗАЯЦУКАПРОДШГ

8) Отделение в сплошном тексте слов  друг от друга.

- Отделите, друг от друга слова и составьте из них пословицу.

ВСЕГДААЛЕНЬБЕРЁТТРУДТОЛЬКОДАЁТ (ТРУД ВСЕГДА ДАЁТ, А ЛЕНЬ ТОЛЬКО БЕРЁТ)

 

9) Словарный диктант с комментированием. 

Этот метод направлен на повышение устойчивости внимания. Суть его заключается в следующем. Учитель читает вслух слово. Затем вызывает нескольких учащихся, каждый из которых поочередно называет приставку, корень, суффикс, окончание, объясняя попутно их правописание. Если ученики еще не знакомы с таким разбором слова, можно попросить их назвать, сколько слогов в слове, сколько гласных, согласных букв в слове, сколько звуков и т.п. После этого учитель просит взять ручки и записать прокомментированное слово. Этот методический прием хорошо известен педагогам. Но он становится способом, диагностирующим и развивающим внимание только в том случае, если выполняются следующие условия:

-учитель читает слово только один раз;

-учащиеся могут взять ручки только после прослушивания комментариев;

 -учитель внимательно следит за тем, чтобы учащиеся не заглядывали в тетради друг к другу

Анализ первичных данных дает информацию о качестве сосредоточения и устойчивости внимания учащихся. Успешность выполнения этой работы и характер допущенных ошибок позволяет судить об организации коллективного внимания учащихся.

 

10) Игра"Разведчики"(на этапе знакомства с новым произведением, перед чтением) Кто быстрее в тексте найдёт ответ на вопрос.

Е.Л.Шварц "Сказка о потерянном времени".

•        Сколько раз Петя позвонил в дверь?
Учащиеся находят строчку и зачитывают.

 

11)        Анаграммы (рассыпанные слова).

 Это  слова (например фамилии авторов, названия произведений, имена героев)объединенных общим признаком.

Расшифруйте слова, найдите среди них одно лишнее.

ИАКБНИ (Бианки)  

КВАСЛАДО (Сладков)

УРЧШИНА (Чарушин)

КОВЫЛР (Крылов)

·  Что обозначают эти слова?

·  Какую фамилию вы бы исключили из этого списка? Почему?

12) Вставка пропущенных букв в словах.                                                                                      

Затем выпишите эти буквы по порядку. При правильном выполнении задания у вас получится новое слово

ПА- РОН

 П-РАТ

о-онь

К -ОТ

(тигр)

 

13)Расстановка букв в определённом порядке(алфавитном)

С В А Я О К Б

 Ю Г П Э М И Р

 Ц Т Н Д 3 Е Л

 

14) Составление цепочки слов.

Составьте цепочку из 10 слов, обозначающих животных, так чтобы последняя буква предыду щего слова была первой в последующем.

Напри мер: слоН - НосороГ - ГраЧ - ЧерепахА и так далее.

 

15) Безошибочное переписывание строчек хаотично расставленных букв.

        ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРА КЛАТИМОР

 

16) Нахождение отличий.

Например, после подбора однокоренных слов к слову снег, рассмотреть рисунки, найти отличия и одинаковые снежинки.

 

17)Сбор рассыпанных букв, слов

 

 

 

Автор Горелова Ольга Викторовна
Дата добавления 28.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1462
Номер материала 13285
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы