Главная / Школьному психологу / Презентация на тему: "Психофизиологические особенности младших школьников"

Презентация на тему: "Психофизиологические особенности младших школьников"

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Педагог – психолог МБОУ ц...
Младшие школьники - это дети от 7 до 10 лет - ученики начальной школы. Это во...
К началу школьного обучения достаточно развиваются большие полушария мозга и ...
К началу школьного обучения у ребенка увеличивается возможность тормозных реа...
На возраст 8-9 лет приходится максимум игровой двигательной активности детей....
Дальнейшее психофизиологическое развитие ребенка связано с совершенствованием...
У учащихся младших классов процесс восприятия часто ограничивается только уз...
С возрастом дети должны овладеть техникой восприятия, научиться смотреть, слу...
В младшем школьном возрасте идет совершенствование восприятия сюжетной картин...
РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ Развитие восприятия не может происходить само собой. Очен...
Особенности памяти детей младшего школьного возраста Память младших школьнико...
К недостаткам памяти младших школьников относится неумение правильно организо...
О развитии произвольного и осмысленного запоминания Приемы запоминания служат...
Установлено, что дети значительно лучше запоминают слова, если они включены в...
Особенности внимания детей младшего школьного возраста Преобладающим видом вн...
Объем внимания младшего школьника меньше, чем у взрослого человека, распредел...
Индивидуальные особенности личности младших школьников оказывают влияние на ...
 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
1 из 18

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Педагог – психолог МБОУ цент
Описание слайда:

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Педагог – психолог МБОУ центр диагностики и консультирования Меркулова Н. Н.

№ слайда 2 Младшие школьники - это дети от 7 до 10 лет - ученики начальной школы. Это возра
Описание слайда:

Младшие школьники - это дети от 7 до 10 лет - ученики начальной школы. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. У детей продолжается рост тела, но более замедленный, чем в предыдущий период,- всего лишь 2-3 см в год. При этом рост идёт в основном за счёт туловища, и тем самым пропорции тела сохраняются неизменными. К семи годам достаточно сформированы структуры и функции мозга, близкие по ряду показателей к мозгу взрослого человека. Так, вес мозга детей в этот период составляет 90% веса мозга взрослого человека. Происходит функциональное совершенствование мозга - развивается аналитико-систематическая функция коры. Такое созревание мозга обеспечивает возможность усвоения сложных отношений в окружающем мире, способствует решению более трудных интеллектуальных задач.

№ слайда 3 К началу школьного обучения достаточно развиваются большие полушария мозга и осо
Описание слайда:

К началу школьного обучения достаточно развиваются большие полушария мозга и особенно лобные доли, связанные с деятельностью второй сигнальной системы — системы связей, формирующихся при воздействии речевых сигналов (т. е. не непосредственного раздражителя, а его словесного обозначения). Это находит выражение в речи детей. В ней резко увеличивается количество обобщающих слов. Если вы спрашиваете у ребенка дошкольного возраста, как назвать одним словом: груша, слива, яблоко, абрикос, то некоторые дети вообще за­трудняются найти или им требуется много времени для поисков, а семилетний ребенок без труда находит подходящее слово — «фрукты». К семи годам достаточно выражена асимметрия левого и правого полушарий, мозг ребенка «левеет», что находит свое отражение в познавательной деятельности. Так, в речи детей появляются более сложные конструкции, она становится более логичной, менее эмоциональной.

№ слайда 4 К началу школьного обучения у ребенка увеличивается возможность тормозных реакци
Описание слайда:

К началу школьного обучения у ребенка увеличивается возможность тормозных реакций. Слово взрослого и собственные усилия могут обеспечить желаемое поведение. Нервные процессы становятся более уравновешенными и подвижными, нервные клетки переходят на активность, как у взрослого человека. Такие изменения в физиологических процессах нервной системы дают возможность ребенку участвовать в школьном обучении. Костно-мышечный аппарат отличается гибкостью, в костях много хрящевой ткани. Развиваются, хотя и медленно, мелкие мышцы руки, которые обеспечивают формирование навыков письма. Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем школьном возрасте не заканчивается полностью, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны. Процесс окостенения запястий завершается лишь к 12 годам.

№ слайда 5 На возраст 8-9 лет приходится максимум игровой двигательной активности детей. На
Описание слайда:

На возраст 8-9 лет приходится максимум игровой двигательной активности детей. На переменах они стремятся компенсировать вынужденную неподвижность на уроках бурной двигательной активностью, что обусловлено их физиологическими потребностями. В этом возрасте дети хорошо улавливают ритм и темп движений. Однако движения ребенка недостаточно ловки, точны и координированны. В 8-9 лет у детей происходят важные преобразования функции пищеварительной системы. При нарушении в режиме питания, несоблюдении основных правил при выборе продуктов и их приготовлении это может привести к хроническим заболеваниям желудочно-кишечного тракта. Избыток жирных и сладких продуктов, недостаток в рационе овощей, фруктов, витаминов приводит к тому, что у 24% детей наблюдается избыточный вес.

№ слайда 6 Дальнейшее психофизиологическое развитие ребенка связано с совершенствованием ан
Описание слайда:

Дальнейшее психофизиологическое развитие ребенка связано с совершенствованием анатомо-физиологического аппарата, развитием физических характеристик (вес, рост и т. п.), совершенствованием двигательной сферы, развитием условных рефлексов, соотношением процессов возбуждения и торможения. Перестройка внешней жизни младшего школьника сопровождается перестройкой его внутренней психической жизни, главное изменение которой состоит в том, что психические процессы приобретают характер произвольности – ребёнок научается управлять ими – управлять восприятием, мышлением, памятью, в некоторой степени своими эмоциями и воображением.

№ слайда 7 У учащихся младших классов процесс восприятия часто ограничивается только узнав
Описание слайда:

У учащихся младших классов процесс восприятия часто ограничивается только узнаванием и последующим называнием предмета. В начале обучения учащиеся не способны к тщательному и детальному рассматриванию предмета. Восприятие учащихся 1—2 классов отличается слабой дифференцированностью. Часто первоклассники путают предметы, сходные между собой в том или ином отношении. Например, цифры 6 и 9, буквы 3 и Э и др. Частой ошибкой является зеркальное перевертывание фигур, букв, цифр при изображении. Чтобы младшие школьники не допускали таких ошибок, необходимо их научить сравнивать сходные предметы, научить находить различия между ними. Особенности восприятия детей младшего школьного возраста

№ слайда 8 С возрастом дети должны овладеть техникой восприятия, научиться смотреть, слушат
Описание слайда:

С возрастом дети должны овладеть техникой восприятия, научиться смотреть, слушать, выделять главные, существенные признаки предметов, видеть в предмете много разных деталей. У школьников, обучающихся в среднем звене, восприятие превращается в целенаправленный, управляемый, сознательный процесс. В развитии произвольного восприятия огромное значение имеет слово. У учащихся 1-го класса слово завершает процесс восприятия. Назвав предмет, дети перестают его детально анализировать. Учащиеся 2—3-го класса, назвав предмет, продолжают описывать его в словесной форме. Если в 1 - 2-м классах восприятие словесного материала нуждается в наглядности, показе, то уже в 3 - 4-м классах это требуется в меньшей степени. Уже при подготовке детей к обучению в школе необходимо развивать восприятие таких пространственных средств, как форма предметов, а также цвет.

№ слайда 9 В младшем школьном возрасте идет совершенствование восприятия сюжетной картинки.
Описание слайда:

В младшем школьном возрасте идет совершенствование восприятия сюжетной картинки. Дети уже могут устанавливать пространственные связи между частями картины. Немецкий психолог В. Штерн выделил три стадии восприятия детьми картинки: — перечисление (от 2 до 5 лет), — описание (от 6 до 9—10 лет), — интерпретация, или объяснение (после 9—10 лет). Эти стадии зависят от опыта детей, от степени развития восприятия. Очень важно, с каким вопросом при рассмотрении картинки взрослые обращаются к ребенку. Если задан вопрос «Что на картинке?», то ребенок начинает перечислять предметы. А если задан вопрос «Какие события изображены на картинке?», то требуется более высокое восприятие, объяснение, толкование.

№ слайда 10 РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ Развитие восприятия не может происходить само собой. Очень в
Описание слайда:

РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ Развитие восприятия не может происходить само собой. Очень велика роль учителя, родителей, которые могут организовать деятельность детей по восприятию тех или иных предметов или явлений, учат выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений. Психологические исследования показали, что одним из эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение. Восприятие при этом становится более глубоким, количество ошибок уменьшается.

№ слайда 11 Особенности памяти детей младшего школьного возраста Память младших школьников п
Описание слайда:

Особенности памяти детей младшего школьного возраста Память младших школьников по сравнению с памятью дошкольников более сознательна и организованна. У младших школьников более развита память наглядно-образная, чем смысловая. Лучше они запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события. Это связано с преобладанием первой сигнальной системы. Во время обучения в начальных классах дается очень много конкретного, фактического материала, что развивает наглядную, образную память. Но в начальной школе необходимо готовить детей к обучению в среднем звене, необходимо развивать логическую память. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, учитель способствует развитию их мышления.

№ слайда 12 К недостаткам памяти младших школьников относится неумение правильно организоват
Описание слайда:

К недостаткам памяти младших школьников относится неумение правильно организовать процесс запоминания, неумение разбить материал для запоминания на разделы или подгруппы, выделять опорные пункты для усвоения, пользоваться логическими схемами. У младших школьников имеется потребность в дословном запоминании, что связано с недостаточным развитием речи. Учителя, родители должны поощрять смысловое запоминание и бороться с неосмысленным запоминанием. Следует также отметить некритичность детской памяти, с которой сочетается неуверенность в заучивании материала. Именно неуверенностью часто объясняются случаи, когда младшие школьники предпочитают дословное запоминание пересказу.

№ слайда 13 О развитии произвольного и осмысленного запоминания Приемы запоминания служат по
Описание слайда:

О развитии произвольного и осмысленного запоминания Приемы запоминания служат показателем произвольности. Сначала это многократное прочитывание всего материала, затем чередование прочитывания и пересказа. Для запоминания материала очень важно опираться на наглядный материал (пособия, макеты, картины). Многие учителя считают самым эффективным средством прочного запоминания любого материала его повторение. Однако установлено, что большое количество повторений одного и того же материала вызывает у детей скуку, потерю интереса. Следовательно, повторения должны быть разнообразными. Перед учениками должна ставиться какая-то новая учебная задача.

№ слайда 14 Установлено, что дети значительно лучше запоминают слова, если они включены в иг
Описание слайда:

Установлено, что дети значительно лучше запоминают слова, если они включены в игру или какую-либо трудовую деятельность. Для лучшего запоминания можно использовать момент товарищеского соревнования, стремление получить похвалу учителя, звездочку в тетради, хорошую отметку. Продуктивность запоминания повышает также осмысливание запоминаемого материала. Пути осмысливания материала различны. Например, для удержания в памяти какого-то текста, рассказа, сказки большое значение имеет составление плана. Самым маленьким доступно и полезно составлять план в виде последовательного ряда картин. Если нет иллюстраций, то можно лишь называть, какую картину следовало бы нарисовать к началу рассказа, какую потом. Затем картины следует заменить перечнем основных мыслей: «О чем говорится в начале рассказа? На какие части можно разделить весь рассказ? Как назвать первую часть? Что главное?».

№ слайда 15 Особенности внимания детей младшего школьного возраста Преобладающим видом внима
Описание слайда:

Особенности внимания детей младшего школьного возраста Преобладающим видом внимания младшего школьника остается непроизвольное, физиологической основой которого является ориентировочный рефлекс. В этом возрасте все еще сильная реакция на все новое, яркое, необычное. Ребенок не может еще в достаточной степени управлять своим вниманием. Это объясняется и тем, что преобладает наглядно-образный характер мыслительной деятельности. Учащиеся все свое внимание направляют на бросающиеся в глаза отдельные предметы. В начальной школе постепенно происходит развитие произвольного внимания учащихся. Развитие произвольного внимания у младших школьников тесно связано с развитием ответственного отношения к учению. Ученики без чувства ответственности внимательно работают только с интересным материалом.

№ слайда 16 Объем внимания младшего школьника меньше, чем у взрослого человека, распределени
Описание слайда:

Объем внимания младшего школьника меньше, чем у взрослого человека, распределение внимания - слабее. Младший школьник не может распределить внимание между различными видами работы, например, между своим чтением и слушанием товарища. У учащихся первых классов небольшая устойчивость внимания, что связано с возрастной слабостью процесса торможения. Устойчивость внимания первоклассники могут сохранять в течение 30—35 минут. А вот учащиеся 3-х классов могут сохранять внимание непрерывно в течение урока. Но важно периодически менять вид работы, чтобы не наступило утомление. Младшие школьники также не умеют быстро переключать свое внимание с одного объекта на другой. Но к окончанию начальной школы это свойство внимания совершенствуется.

№ слайда 17 Индивидуальные особенности личности младших школьников оказывают влияние на хар
Описание слайда:

Индивидуальные особенности личности младших школьников оказывают влияние на характер внимания: У детей сангвинического темперамента кажущаяся невнимательность проявляется в чрезмерной активности. Сангвиник подвижен, непоседлив, разговаривает, но его ответы на уроках свидетельствуют о том, что он работает с классом. Флегматики и меланхолики пассивны, вялы, кажутся невнимательными. Но на самом деле они сосредоточены на изучаемом предмете, о чем свидетельствуют их ответы на вопросы учителя.

№ слайда 18  СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Описание слайда:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Презентация на тему: "Психофизиологические особенности младших школьников"
  • Школьному психологу
Описание:

Презентация посвящена описанию психофизиологических особенностей детей младшего школьного возраста.

Младшие школьники - это дети от 7 до 10 лет - ученики начальной школы.

        Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. У детей продолжается рост тела, но более замедленный, чем в предыдущий период,- всего лишь 2-3 см в год. При этом рост идёт  в основном за счёт туловища, и тем самым пропорции тела сохраняются неизменными.

        К семи годам достаточно сформированы структуры и функции мозга, близкие по ряду показателей к мозгу взрослого человека. Так, вес мозга детей в этот период составляет 90% веса мозга взрослого человека.

   Происходит функциональное совершенствование мозга - развивается аналитико-систематическая функция коры. Такое созревание мозга обеспечивает возможность усвоения сложных отношений в окружающем мире, способствует решению более трудных интеллектуальных задач.

 

Автор Меркулова Надежда Николаевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 1893
Номер материала 41599
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓