Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Районный конкурс
«Мастер-класс»
Орфоэпические нормы литературного языка
Ковальчук Валентина Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Тайшет - 2014
2 слайд
Кто говорит – тот сеет.
Кто слушает – тот собирает.
3 слайд
Нормы современного русского языка
4 слайд
Цель – формирование высокой речевой культуры, позитивной коммуникативности, способности к речевому самосовершенствованию в целях подготовки к ГИА.
5 слайд
Для достижения данной цели определены следующие задачи:
информационно-методическое обеспечение процесса повышения речевой культуры старшеклассников.
повышение собственной профессиональной компетентности;
создание условий для полноценного и грамотного использования школьниками богатых ресурсов родного языка;
развитие у обучающихся умения контролировать и корректировать собственную речь.
6 слайд
Главным понятием культуры речи является норма
Нормы бывают орфоэпические, словообразовательные, морфологические, лексические, синтаксические, орфографические, пунктуационные, стилистические.
7 слайд
Орфоэпические и акцентологические нормы
Орфоэпические нормы – это правила произношения отдельных звуков, сочетаний звуков, грамматических форм и в широком смысле - нормы ударения (акцентологические нормы)
8 слайд
Орфоэпические нормы, акцентологические нормы
Некоторые закономерности в постановке ударений:
Существительные мужского рода на –лог, называющие неодушевленные предметы, имеют ударение на последнем слоге: эпилог, каталог, некролог (но : аналог)
Называющие лиц по роду занятий - на среднем слоге, то есть не на части –лог: антрополог, физиолог
9 слайд
Орфоэпические нормы
Сложные существительные с частью –провод произносятся с ударением на последнем слоге: водопровод, мусоропровод, нефтепровод, трубопровод
Ударение у существительных женского рода на –ота зависит от того, образованы они от прилагательного или от глагола. Если образованы от прилагательных, то имеют ударение на окончании: глухота, красота, слепота, немота . Если от глаголов – на основе: ломота, дремота, острота, зевота
10 слайд
Орфоэпические нормы
Существительные мужского рода на –анин чаще всего имеют ударение на предпоследнем слоге: марсианин, англичанин, египтянин, мусульманин
Ударение на последний слог падает в словах старославянского происхождения: христианин, славянин, мещанин, дворянин
11 слайд
Орфоэпические нормы
В кратких прилагательных и причастиях женского рода, а также в глаголах прошедшего времени женского рода принято ставить ударение на последнем слоге : молода, брала, приняла, принята (НО: крала, клала)
У глаголов на –ировать существует тенденция к переносу ударения с последнего слога на третий от конца: блокировать, копировать, экспортировать, делегировать.
НО: премировать, пломбировать, маркировать.
12 слайд
Расставьте ударения в словах:
Средства, свекла, красивее, завидно, досуг, баловать, договор, позвонит, оптовый, приняли, добыча, брала, сливовый, квартал, начать, начал, закупорить, туфля, щавель, симметрия, эксперт, каталог, звонят, бензопровод, облегчить, торты, ходатайство, принудить, мышление, банты, жалюзи, включит, танцовщица, мастерски, мельком, христианин.
13 слайд
Проверьте свои ответы:
Средства, свекла, красивее, завидно, досуг, баловать, договор, позвонит, оптовый, приняли, добыча, брала, сливовый, квартал, начать, начал, закупорить, туфля, щавель, симметрия, эксперт, каталог, звонят, бензопровод, облегчить, торты, ходатайство, принудить, мышление, банты, жалюзи, включит, танцовщица, кремы, мастерски, мельком, христианин.
14 слайд
Успешный человек должен быть грамотным!
15 слайд
Спасибо за внимание!
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Данная презентация была использована на районном "Мастер-классе", чтобы показать один из методов эффективной подготовки учащихся к ГИА.
Целью работы являлось формирование высокой речевой культуры, позитивной коммуникативности, способности к речевому самосовершенствованию в целях подготовки к ГИА.
При создании данной работы я руководствовалась следующими задачами: повышение речевой культуры старшеклассников с помощью информационно-методического обеспечения процесса; повышение собственной профессиональной компетентности; развитие у учащихся умения контролировать и корректировать собственную речь.
6 656 188 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Ковальчук Валентина Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
72/108/144 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300 ч. — 1200 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.