Главная / История / Презентация на тему: "Музей фресок Дионисия - Ферапонтов монастырь"

Презентация на тему: "Музей фресок Дионисия - Ферапонтов монастырь"

Музей фресок Дионисия - Ферапонтов монастырь
Ферапонтов Белозерский Рождества Богородицы мужской монастырь основан на руб...
В комплекс памятников Ферапонтова монастыря входят: Собор рождества Богородиц...
Казенная палата. 1530 годы Самый древний каменный памятник гражданской архите...
Надвратные церкви Богоявления и преподобного Ферапонта. 1650 год Входом в мон...
Ограда. XIX - XX век Вплоть до середины XIX в. ограда монастыря была деревянн...
Церковь Благовещения с трапезной палатой. 1530 – 1531 годы Уникальный памятни...
Церковь преподобного Мартиниана. Паперть пристроена в середине XIX века. 1641...
Колокольня. 1680 годы Трехъярусная, шатровая, очень редко встречающегося типа...
Музей фресок Дионисия В главном храме бывшего Ферапонтова мужского монастыря,...
Иконописец Дионисий, известный своими иконами и стенописями в Москве и в мон...
Росписи выполнялись сверху вниз по рядам, о чем свидетельствуют нахлесты шво...
Размеры и пропорции композиций Дионисия подчинены архитектурным членениям, о...
1 из 13

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Музей фресок Дионисия - Ферапонтов монастырь
Описание слайда:

Музей фресок Дионисия - Ферапонтов монастырь

№ слайда 2 Ферапонтов Белозерский Рождества Богородицы мужской монастырь основан на рубеже
Описание слайда:

Ферапонтов Белозерский Рождества Богородицы мужской монастырь основан на рубеже XIV –XV веков, в период расширения политического влияния Московского великого княжества, около 400 лет был одним из видных культурных и религиозных просветительных центров в Белозерском крае.

№ слайда 3 В комплекс памятников Ферапонтова монастыря входят: Собор рождества Богородицы.
Описание слайда:

В комплекс памятников Ферапонтова монастыря входят: Собор рождества Богородицы. 1490 год Ядром архитектурного ансамбля Ферапонтова монастыря является собор Рождества Богородицы – первая каменная постройка Белозерья и монастыря, представляющая первоклассный образец оригинальной ростовской архитектуры, сохранивший черты раннемосковских каменных построек. Его объем, поставленный на высоком подклете,  завершается тремя ярусами кокошников и небольшим изящным барабаном. Фасады вверху орнаментированы поясами из балясин и керамических плит с растительным орнаментом, внизу – поясом с тератологическим (звериным) и растительным орнаментом, являющимся реминисценцией резьбы по белому камню владимирского зодчества. Три перспективных портала вытесаны из белого известняка. Внутри собор разделен четырьмя квадратными столпами на три нефа с повышенными арками под барабаном. Роспись, состоящая из 300 композиций занимает все поверхности стен, сводов, столпов, софитов окон и дверей. Наружная роспись собора располагается в центральной части западной стены и в нижней части южной над захоронением преподобного Мартиниана. Стенопись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря – единственная роспись великого русского мастера Дионисия Мудрого, дошедшая до нашего времени в полном составе и подлинном виде.

№ слайда 4 Казенная палата. 1530 годы Самый древний каменный памятник гражданской архитекту
Описание слайда:

Казенная палата. 1530 годы Самый древний каменный памятник гражданской архитектуры XVI века из сохранившихся на Севере России, предназначалась для хранения денег и документов Ферапонтова монастыря – «великого государя жалованных грамот и заложных писем и всяких крепостей». Эти документы, а также монастырские описи находились здесь вплоть до закрытия монастыря. Архитектура этой двухэтажной постройки под двускатной кровлей проста и монументальна – массивные стены, небольшие оконные проемы лишены обрамлений. Оба этажа завершены цилиндрическими сводами, под сводом первого устроен «мост бренечат» – полати с дверью, выходящей на внутристенную лестницу. В завершении ее в стене устроена глубокая ниша-тайник. В западной стене второго этажа, над внутристенной лестницей, размещен чулан с маленьким окошком и тайником.

№ слайда 5 Надвратные церкви Богоявления и преподобного Ферапонта. 1650 год Входом в монаст
Описание слайда:

Надвратные церкви Богоявления и преподобного Ферапонта. 1650 год Входом в монастырь служат Святые врата, разделяющие два мира – земной и иной, монашеский. Две разновеликие арки ворот служат для обыденного и праздничного входа в монастырь. Над Святыми воротами сооружены две церкви – Богоявления и преподобного Ферапонта. Они уникальны полной сохранностью всех элементов своей архитектуры. Являясь типичным образцом шатровых построек XVII века, выделяются неповторимостью и живописностью увенчанного двумя стройными шатрами объема. Вместе с примыкающей с юга казенной палатой Святые врата с надвратными церквями образуют главный фасад Ферапонтова монастыря. Интерьер Надвратных церквей Внутри обе церкви объединены в один небольшой прямоугольный вытянутый по оси север-юг объем, разделенный внутри аркой. Шатры на восьмериках поставлены над серединой здания без всякой связи с системой перекрывающих храм сводов. Их вес передается на стены при помощи остроумно размещенных разгрузочных арочек – прием, нигде больше не встречающийся. Во время ссылки в монастыре патриарха Никона в 1666–1676 годах церковь Богоявления с 1668 г. была его домовой церковью. Здесь вел службу, находившийся вместе с Никоном, полуслепой поп Варлаам, так как бывший патриарх был лишен священнического сана.

№ слайда 6 Ограда. XIX - XX век Вплоть до середины XIX в. ограда монастыря была деревянной
Описание слайда:

Ограда. XIX - XX век Вплоть до середины XIX в. ограда монастыря была деревянной с четырьмя угловыми башнями. В ее линию со стороны Бородаевского озера входили постройки монастыря XVI в.: каменные погреба, гоственная палата, поваренная палата. В 1840-х из кирпичей разобранных древних зданий была выстроена приходская каменная ограда. От нее сохранилась лишь южная часть. В 1980-х годах ограда была восстановлена на более глубоком фундаменте по всему периметру.

№ слайда 7 Церковь Благовещения с трапезной палатой. 1530 – 1531 годы Уникальный памятник а
Описание слайда:

Церковь Благовещения с трапезной палатой. 1530 – 1531 годы Уникальный памятник архитектуры первой трети XVI в. По предположению историков церковь с трапезной построена на вклад великого князя Василия III в ознаменование рождения вымоленного в Кириллове и Ферапонтове монастырях наследника будущего царя Ивана IV. Церковь Благовещения с трапезной палатой и руинами столовой палаты О времени построения церкви сообщает резная надпись на белокаменной храмоздательной плите, на которой вырезано: «Лета 7038-го (1530) почата бысть сиа церковь делати в имя пресвятыя Богородици честнаго еа Благовещениа с трапези при благоверном великом князе Василие Ивановиче всея Руси, при архиепископе ростовском Кириле, при игумене ферапонтовском Ферапонте. А съвершена бысть при сыне его при великом князе Иване Василевиче всея Руси. А свящеина же бысть при архиепископе Кириле при том же игумене Ферапонте лета 7040-го (1531) ноября 21 на празник пречистые Богородици честнаго еа Введениа». Церковь Благовещения – самое раннее из сохранившихся на севере России из редкой разновидности зданий, являющихся одновременно и звонницей. Она завершена ярусом звона с пятью арочными пролетами и тремя рядами кокошников с барабаном над ним. В ярусе звонницы находится тайник и книгохранилище, где хранились рукописные монастырские книги. Стройный одноглавый храм разделен на три яруса, сама церковь занимает второй. Ее квадратный объем завершен сомкнутым сводом. Наружный вид трапезной и церкви Благовещения прост – стены, расчлененные лопатками, прорезаны нишами окон с наличниками из тонких валиков. Массивная одностолпная трапезная палата и церковь поставлены по одной оси восток – запад и подняты на высокий подклет. Трапезная – обширная, квадратная в плане одностолпная палата с четырьмя крестовыми сводами. Интерьер трапезной – самый ранний из сохранившихся в подлинном виде на Русском Севере в постройках подобного типа. В трапезной и церкви сохранилась первоначальная внутристенная система воздуховодов, служившая для обогрева всего объема комплекса. Сохранились также узкие внутристенные лестницы, связывающие помещения всех уровней здания. В подклете трапезной палаты представлена редкостная образцовая по чистоте исполнения кирпичная кладка сводов.

№ слайда 8 Церковь преподобного Мартиниана. Паперть пристроена в середине XIX века. 1641 го
Описание слайда:

Церковь преподобного Мартиниана. Паперть пристроена в середине XIX века. 1641 год Шатровая церковь построена над захоронением второго основателя Ферапонтова монастыря преподобного Мартиниана у южной стены собора Рождества Богородицы. Резная надпись на белокаменной храмоздательной доске сообщает о завершении ее строительства 1 августа 1641 года: «Лета 7148 (1640) зачата бысть сия церковь во имя преподобного отца нашего игумена Мартиниана при благоверном царе и великом князе Михаиле Федоровиче всеа Русии и при благородном царевиче князе Алексее Михаиловиче и при митрополите Варламе ростовском и при игумене Герасиме и при строителе старце Митрофане. А совершена бысть церковь сия во 149 (1641) году августа 1 дня». Церковь построена кирилловскими мастерами. Объем церкви прост и лаконичен – небольшой куб с восьмигранным шатром и тонким барабаном. Световое решение интерьера церкви уникально – размещенные только вверху объема окна направляют своими софитами поток солнечных лучей на захоронение Мартиниана, создавая эффект его свечения. Неосвещенное пространство шатра, оканчивающееся световым барабаном, ассоциируется с туннелем, ведущим в Небесное Царство. В 1502 г. над могилой Мартиниана, на внешней южной стене собора Рождества Богородицы, иконописец Дионисий написал образ Богородицы Печерской с архангелами Михаилом и Гавриилом, святителем Николаем и припадающими на коленях к ногам Богородицы основателями монастыря – Ферапонтом и Мартинианом. После строительства каменной церкви преп. Мартиниана эта часть наружной росписи собора располагается в арочном проеме северной стены церкви Мартиниана. Здесь сохранилось очень редкое изображение (без нимбов) еще неканонизированных в начале XVI в. основателей монастыря Ферапонта и Мартиниана. Их причислили к лику святых только в середине этого века. В церкви с 1838 г. находится двухъярусный иконостас, изготовленный вологодским мещанином Николаем Милавиным. Резные царские врата не сохранили фигурок архангела Гавриила и Марии из сцены Благовещения. Надпись «Бессмертная трапеза» говорит о таинстве превращения хлеба и вина в Святые Дары – Плоть и Кровь Христовы. Роспись над мощами святого Мартиниана. Дионисий. 1502 год

№ слайда 9 Колокольня. 1680 годы Трехъярусная, шатровая, очень редко встречающегося типа с
Описание слайда:

Колокольня. 1680 годы Трехъярусная, шатровая, очень редко встречающегося типа с квадратным планом звона и четырехгранным шатром. На ярусе звона висят 17 колоколов. В шатре находится уникальный механизм самых ранних из сохранившихся в России боевых часов 1638 года.

№ слайда 10 Музей фресок Дионисия В главном храме бывшего Ферапонтова мужского монастыря, со
Описание слайда:

Музей фресок Дионисия В главном храме бывшего Ферапонтова мужского монастыря, соборе Рождества Богородицы, находятся росписи, созданные в 1502 году знаменитым московским художником Дионисием и сохранившиеся без поновлений до нашего времени. Чудом сохранившаяся, стенопись Дионисия была неизвестна до 1898 года. Надпись о времени создания росписи и ее мастерах была впервые приведена в книге И.И. Бриллиантова «Ферапонтов Белозерский, ныне упраздненный монастырь, место заточения патриарха Никона. К 500-летию со времени его основания. 1398–1898». Расположенная на поверхности арки северного входа собора, она сообщает о времени создания (1502 г.) и сроках исполнения (34 дня) росписи иконником Дионисием «со своими чады». В 1911 году вышла монография В.Т. Георгиевского «Фрески Ферапонтова монастыря» – первая работа, посвященная росписи Дионисия в соборе Рождества Богородицы, за которой последовало множество других исследований, посвященных истории создания росписи, ее иконографической программе, особенностям техники и стиля Дионисия и работавших с ним мастеров.

№ слайда 11 Иконописец Дионисий, известный своими иконами и стенописями в Москве и в монаст
Описание слайда:

Иконописец Дионисий, известный своими иконами и стенописями в Москве и в монастырях Московского княжества, был приглашен со своей артелью для росписи первого каменного собора Ферапонтова монастыря бывшим архиепископом Ростовским Иоасафом. Этот собор, возведенный ростовскими мастерами к 1490 году, представляет первоклассный образец ростовской архитектуры, сохранивший черты раннемосковских каменных построек. Крестово-купольный трехапсидный храм поставлен на высоком подклете. Его стройные пропорции подчеркнуты вертикалями лопаток и тремя ярусами закомар и кокошников, завершенных изящным барабаном (малый барабан над южным приделом с конца XVIII в. скрыт под кровлей). Вверху стены собора украшают пояса из узорной кирпичной кладки с балясинами и керамическими плитками с растительным орнаментом, внизу – пояс с тератологическим и растительным орнаментом, восходящий к формам белокаменной резьбы владимиро-суздальских храмов. Три перспективных портала с килевидными завершениями вытесаны из белого известняка. Внутри собор разделен на три нефа четырьмя квадратными столбами, на которые опираются повышенные подпружные арки под барабаном. Росписи, насчитывающие почти 300 сюжетов и отдельных персонажей, занимают почти все поверхности стен, сводов, столбов (кроме восточных – за иконостасом и алтарной перегородкой), оконных и дверных откосов, а снаружи – центральную часть западной стены над дверным проемом и нижнюю часть южной стены над захоронением преподобного Мартиниана.

№ слайда 12 Росписи выполнялись сверху вниз по рядам, о чем свидетельствуют нахлесты швов н
Описание слайда:

Росписи выполнялись сверху вниз по рядам, о чем свидетельствуют нахлесты швов наложенного на стены левкаса. Композиции каждого яруса чаще всего объединены общей темой. В куполе собора представлен Христос Вседержитель, под ним – архангелы и праотцы, в парусах – евангелисты, на подпружных арках – святые в медальонах, в щеках подпружных арок – Учение отцов церкви, в сводах – евангельские сцены, на западной стене – Страшный суд, на уровне окон четверика – композиции на текст Акафиста Богоматери, ниже – Вселенские соборы, на столпах – воины-мученики, в алтарных апсидах – Иоанн Предтеча, Богоматерь с Младенцем, Николай Чудотворец и сопутствующие сюжеты. Внизу, по периметру стен и столпов, располагаются «полотенца» с орнаментами. Наружные росписи на западной стене, отображая распределение сюжетов внутри собора, через образы Рождества Богородицы и Деисуса раскрывают темы спасения человеческого рода и грядущего Царствия Небесного. Композиция над захоронением преподобного Мартиниана посвящена прославлению Богородицы, покровительницы основателей монастыря – Ферапонта и Мартиниана. Система ферапонтовской росписи, сохраняющая связь с памятниками византийского круга XIV – начала XV века (а отчасти и более раннего времени), вместе с тем является первым примером своеобразного сочетания сюжетов и тем, известного по целому ряду более поздних русских ансамблей – в частности, по фрескам Успенского собора Московского Кремля, исполненным в 1513–1515 годах и поновленным в середине XVII столетия. Тематика стенописей Рождественского собора не была непосредственно приурочена к русской действительности, но в силу емкости программы приобретала актуальный характер, чему способствовали изображения русских святых, в том числе московских митрополитов, и другие сюжеты, характерные именно для искусства Руси («Покров Богоматери» и т.п.).

№ слайда 13 Размеры и пропорции композиций Дионисия подчинены архитектурным членениям, орга
Описание слайда:

Размеры и пропорции композиций Дионисия подчинены архитектурным членениям, органично соединены с интерьером храма и поверхностями стен. Изящество и легкость рисунка, удлиненные силуэты, подчеркивающие невесомость как бы «парящих» фигур, а также изысканные, излучающие неземной свет краски и неповторимое тональное богатство цветов и оттенков определяют уникальность ферапонтовской росписи. После разрушения немецкими фашистами в годы второй мировой войны прославленных новгородских храмов XII–XV веков (Спаса на Нередице, Успения на Волотовом поле, Спаса на Ковалеве, Архангела Михаила на Сковородке) росписи Дионисия остались одним из немногих уцелевших фресковых ансамблей Древней Руси. Площадь стенописи собора около 600 кв. м. Среди древнерусских памятников эти фрески выделяет и полная сохранность никогда не поновлявшейся авторской живописи. Стенопись Рождественского собора, как показали научно-исследовательские работы, имеет прочный грунт и отличается хорошим состоянием красочных слоев. С 1981 года в соборе Рождества Богородицы под контролем Научно-методического совета Министерства культуры СССР, а затем Российской Федерации, ведутся научно-исследовательские и консервационные работы по особым методам, впервые разработанным специально для росписей Дионисия, осуществляется надзор за температурно-влажностным режимом, состоянием левкаса и красочных слоев. Профилактическая консервация фресок и отлаженный температурно-влажностный режим заложили научную основу сохранения росписи Дионисия как национального сокровища, памятника российской и европейской культуры. Христос Вседержитель - барабан и паруса

Презентация на тему: "Музей фресок Дионисия - Ферапонтов монастырь"
  • История
Описание:

Эта презентация будет не только интересна и полезна на уроках истории, но и с успехом может использоваться на таких предметах, как МХК, ИЗО, окружащий мир, а так же во внеурочной деятельности. Информация познавательна не только ученикам, но и преподавателям.

Можно узнать об истории монастыря, какие сооружения входят в его комплекс, получить сведения не только о внешней, но и внутренней художественной отделки, а главное о фресках знаменитого московского художника Дионисия.

Вся презентация проиллюстрирована и является как бы виртуальной экскурсией.

Надесь этот материал пригодится вам в вашей работе, или же просто будет интересен для общего развития.

Автор Курицына Ольга Алексеевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 1511
Номер материала 48161
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓