Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыПрезентация на тему " Блокада Ленинграда"

Презентация на тему " Блокада Ленинграда"

Скачать материал
Скачать материал "Презентация на тему " Блокада Ленинграда""

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по учету энергопотребления

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Работу выполнил ученик 4-б класса МАОУ сош № 1
  г.  Наро-Фоминска 
Бессонов...

    1 слайд

    Работу выполнил ученик 4-б класса МАОУ сош № 1
    г. Наро-Фоминска
    Бессонов Евгений

  • Над Ленинградом – смертная угроза…Бессонны ночи, тяжек день любой.Но мы заб...

    2 слайд

    Над Ленинградом – смертная угроза…
    Бессонны ночи, тяжек день любой.
    Но мы забыли, что такое слёзы,
    что называлось страхом и мольбой.

    Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
    не поколеблет грохот канонад,
    и если завтра будут баррикады, -
    мы не покинем наших баррикад.

    И женщины с бойцами встанут рядом,
    и дети нам патроны поднесут,
    и надо всеми нами зацветут
    старинные знамёна Петрограда.
    О.Берггольц

  • 10 июля   1941 года – на 19-й  день  войны началась  героическая оборона Лени...

    3 слайд

    10 июля 1941 года – на 19-й день войны началась героическая оборона Ленинграда.
    ( Начало боев на Лужском рубеже.)

  • Ад для жителей начался 8 сентября 1941 года, когда гитлеровские войска з...

    4 слайд






    Ад для жителей начался 8 сентября 1941 года, когда гитлеровские войска замкнули кольцо, и тогда Ленинград стал полем боя, а все его жители, даже подростки - бойцами фронта Великой Отечественной войны.

    На момент установления блокады в городе находилось 2 миллиона 544 тысячи человек, в том числе около 400 тысяч детей. Кроме того, в пригородных районах, то есть тоже в кольце блокады, осталось 343 тысячи человек.

  • Днём и ночью воины фронта с помощью населения создавали глубоко эшелонированн...

    5 слайд

    Днём и ночью воины фронта с помощью населения создавали глубоко эшелонированную, многополосную оборону. В главной полосе обороны была создана широко разветвлённая сеть траншей и ходов сообщения; многочисленные стальные и железобетонные доты, изготовленные рабочими ленинградских заводов

  • Ленинград и его пригороды превратились в мощный укреплённый район. Баррикады...

    6 слайд

    Ленинград и его пригороды превратились в мощный укреплённый район. Баррикады пересекали многие улицы. На перекрёстках и площадях грозно высились доты. Противотанковые ежи и надолбы перекрывали все въезды в город.

  • «Блокадные времена – это небывалые времена.  Не сумев захватить город, фашист...

    7 слайд

    «Блокадные времена – это небывалые времена. Не сумев захватить город, фашисты усилили его бомбардировку. Обстрел велся из полевых орудий. Над городом висели дымные разноцветные облака. Бомбы обрушивались на детские дома, госпитали, школы. Гибли тысячи людей. За сентябрь-ноябрь 1941 года в Ленинграде 251 раз объявлялась воздушная тревога, средняя продолжительность артобстрела достигала 9 часов. Но Ленинград не сдавался.

  • Голод,   холод, страх смерти  -    все    это  страшные     проявления...

    8 слайд

    Голод, холод, страх смерти - все это страшные проявления блокадной действительности, в которой находились дети блокадного Ленинграда. Но несмотря на это, дети помогали взрослым в освобождении города . Не осознавая всей опасности такой помощи, дети «просто играли»…

  • Из автобиографии пионера 7 класса 237 школы Юрия Булатова: «… был набор на ок...

    9 слайд

    Из автобиографии пионера 7 класса 237 школы Юрия Булатова: «… был набор на окопы. Я поехал добровольно. Под Петергофом рыли противотанковые рвы. Рыть приходилось тяжело, солнце пекло, за водой надо было ходить далеко. Спать приходилось кое-где. Я спал две ночи в бане, а остальные в сене под открытым небом».
    Помощь детей на строительстве оборонительных рубежей.

  • Дети на промышленных предприятиях заменили у станков отцов.

    10 слайд

    Дети на промышленных предприятиях заменили у станков отцов.

  • «Заменим у станков отцов!» - этот призыв прозвучал с первых дней войны. И уч...

    11 слайд

    «Заменим у станков отцов!» -
    этот призыв прозвучал с первых дней войны. И учащиеся школ пошли работать на предприятия, чтобы помогать старшим выпускать оборонную продукцию.

  • Школьники в местной противовоздушной обороне (МПВО) Ленинградские дети на все...

    12 слайд

    Школьники в местной противовоздушной обороне (МПВО)
    Ленинградские дети на всем протяжении войны и блокады были активными участниками в тушении зажигательных авиабомб, ликвидации пожаров, разборе завалов, спасении жизни людей. Они являлись незаменимой боевой силой в обороне города.

  • Сотни школьников активно помогали органам милиции и НКВД задерживать вражеск...

    13 слайд

    Сотни школьников активно помогали органам милиции и НКВД задерживать вражеских диверсантов и разведчиков .
    Помощь детей правоохранительным органам в сохранении порядка.

  • Во время бомбардировок были разрушены продовольственные склады. Когда наступи...

    14 слайд

    Во время бомбардировок были разрушены продовольственные склады. Когда наступила зима и прекратилась навигация на Ладожском озере, снизился подвоз продовольствия - начался голод.

  • Из воспоминаний блокадницы Вера Ярлыковой.
Очереди за хлебом были огромные. «...

    15 слайд

    Из воспоминаний блокадницы Вера Ярлыковой.
    Очереди за хлебом были огромные. «Поэтому
    большую часть времени мама проводила в
    очереди за хлебом. Карточки у нас были только
    папины, мама работу потеряла. Этот кусочек, что
    она приносила к вечеру, делили на три части. Папин кусочек берегли всю неделю, вдруг придет, и если долго его не было, понемногу съедали. Однажды у мамы в очереди украли карточку, благо она все никогда с собой не носила, а прятала их дома». На вкус он мало напоминал хлеб. «Свой кусочек я не сразу съедала. Откусывала по маленькому кусочку и сосала, так меньше хотелось есть».
    Продовольствия было очень мало, всем не хватало, поэтому ввели систему, по которой рабочему человеку выдавалось 250 гр. суррогатного хлеба в сутки, служащие и дети получали 125 граммов в сутки. «Муки в хлебе было меньше всего, только как связующее вещество. В основном рецептура была такова: отруби, жмых, целлюлоза. И потом еще мякина.»

  • Блокадное меню.«Котлеты из папье-маше»
Переплеты книг раньше делали из папье-...

    16 слайд

    Блокадное меню.
    «Котлеты из папье-маше»
    Переплеты книг раньше делали из папье-маше - это спрессованная бумага серого или песчаного цвета. Из нее и делали «котлеты». Брали обложку, резали на мелкие кусочки и клали в кастрюлю с водой. В воде они лежали несколько часов, а когда бумага разбухала, отжимали воду. В эту кашу всыпали немножко «муки из жмыха».
    Жмых, его еще тогда все называли «дуранда», - это отходы от производства растительного масла (подсолнечного масла, льняного, конопляного и др.). Чтобы получить муку, надо было этот кусочек тереть на терке Полученную муку всыпали в размокшую бумагу, размешивали ее, и «фарш для котлет» был готов. Потом лепили котлеты и обваливали в этой же «муке» , клали на горячую поверхность буржуйки и воображали, что поджаривали котлеты, ни о каком жире или масле речи и быть не могло.
    Также варили суп. Всыпали в воду немного этой «муки из жмыха», кипятили, и получалась тягучая, как клейстер похлебка».
    Блокадный десерт: «желе» из столярного клея
    На рынке можно было выменять столярный клей. Плитка столярного клея была похожа на шоколадную, только цвет ее был серый. Эту плитку клали в воду, и размачивали. Потом в этой же воде ее варили. Туда еще добавляла разные специи: лавровый лист, перец, гвоздику. Готовое варево разливала по тарелкам, и получалось желе янтарного цвета.

  • Деревенские «Щи из кочерыжек»
Люди ходили на окраину колхозных полей, на них...

    17 слайд

    Деревенские «Щи из кочерыжек»
    Люди ходили на окраину колхозных полей, на них выращивали овощи - картофель, морковь, свеклу, капусту. Урожай собрали в сентябре, а капусту срезали самую последнюю. Кочерыжки еще оставались на поле, вот за ними и ездили даже многие ленинградцы.
    Кочерыжка была совсем деревянной, поперек не разрезать, резали ее только вдоль, но попадались и обломки от листьев настоящей капусты. Варили эту одеревеневшую кочерыжку с обломками листьев и получались настоящие вкусные щи.

    «Студень» из «Гужи»
    «Гужи» - это сыромятные кожаные ремни, правда они страшно воняли дегтем. Их долго выжигал в печке, потом вымачивали в воде, отскабливали гарь и варили.
    Получался студень.
    «Подножный корм»
    Весной появилась первая травка, и дети выпалывали всю подряд травку и ели с солью. Делали всевозможные лепешки из лебеды, крапивы и любой другой травы.
    Кроме голода, бомбежек, артобстрелов и холода была еще проблема - не было воды.
    Кто мог и кто жил ближе к Неве, брели на Неву за водой.

  • Из воспомиианий: «А нам повезло, рядом с нашим домом был гараж для пожарных м...

    18 слайд

    Из воспомиианий: «А нам повезло, рядом с нашим домом был гараж для пожарных машин. На их площадке был люк с водой. В нем вода не замерзала. Жильцы нашего дома, да и соседних, ходили сюда по воду. Я помню, воду начинали брать с шести часов утра. Очередь стояла большая за водой, как в булочную.
    Люди стояли с бидонами, с чайниками и просто с кружками. К кружкам привязывали веревочки и ими черпали воду.
    По какому-то странному правилу, можно было зачерпнуть и поднять кружку только три раза. Если не сумели достать воды, то молча, отходили от люка.
    Если не доставалось воды, а такое случалось часто, топили снег, чтобы согреть чай. А помыться уже не хватало, мы об этом мечтали. Не мылись мы, наверное, с конца ноября 1941 г. Одежда просто прилипала к телу от грязи. А вши просто заедали».
    «К ноябрю в доме уже было съедено все, что имело вид съедобного: горчица, земляное кофе, несколько кусков дуранды, столярный клей, олифа».

    К концу ноября от голода умерло около 11 тысяч ленинградцев, в декабре – 53 тысячи, в январе-феврале – почти 200 тысяч.

  • Несмотря на героизм и мужество населения, положение в осаждённом Ленинграде с...

    19 слайд

    Несмотря на героизм и мужество населения, положение в осаждённом Ленинграде с каждым днём ухудшалось. К двадцатым числам ноября 1941 г запасы продовольствия подошли к концу.
    . Лёд был ещё тонкий, но голодный Ленинград не ждал. И 20 ноября по Ладоге пошёл санный обоз. Подводы двигались вереницей, с большими интервалами.

  • Работу ледовой дороги очень затрудняла вражеская авиация. Для прикрытия Дорог...

    20 слайд

    Работу ледовой дороги очень затрудняла вражеская авиация.
    Для прикрытия Дороги жизни командование Ленинградского фронта установило на льду Ладоги зенитные орудия, большое количество зенитных пулемётов. Уже 16января 1942 г на западный берег Ладоги вместо запланированных 2000т было доставлено 2506 т грузов. С этого дня темп перевозок стал непрерывно возрастать.
    Уже в конце ноября 1941 г по Ладоге началась эвакуация жителей в глубь страны. Но массовый характер эвакуация приняла лишь в январе 1942г, когда окреп лёд. Из блокированного города уезжали в первую очередь дети, женщины с детьми, больные, раненые и инвалиды.

  • 12 января 1943 года в 9 часов 30 минут утреннюю тишину разорвал залп "катюш"...

    21 слайд

    12 января 1943 года в 9 часов 30 минут утреннюю тишину разорвал залп "катюш" - во всей полосе наступления началась артиллерийская подготовка. Как только она закончилась, на лед вышли тысячи солдат. К концу первого дня наступления войска закрепились на двух плацдармах на левом берегу Невы. К полудню 18 января произошла встреча двух фронтов.
    В ночь на 19 января 1943 года радио Ленинграда передало, что блокада прорвана.

  • Завершение 900-дневной героической обороны города. 

18 января 1943 года – пр...

    22 слайд

    Завершение 900-дневной героической обороны города.


    18 января 1943 года – прорыв блокады Ленинграда

  • «…И снова мир с восторгом слышит салюта русского раскат.
О, это полной грудью...

    23 слайд

    «…И снова мир с восторгом слышит салюта русского раскат.
    О, это полной грудью дышит освобождённый Ленинград!»

  • Еще в декабре 1942 г. была учреждена медаль «За оборону Ленинграда» для награ...

    24 слайд

    Еще в декабре 1942 г. была учреждена медаль «За оборону Ленинграда» для награждения всех активных участников защиты города на Неве. Всего медалью «За оборону Ленинграда» награждено около 1,5 миллионов человек, из них почти 15,5 тысяч – дети.

  • В блокадных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?..
Нам...

    25 слайд

    В блокадных днях
    Мы так и не узнали:
    Меж юностью и детством
    Где черта?..
    Нам в сорок третьем
    Выдали медали
    И только в сорок пятом
    Паспорта.

  • Пискарёвское мемориальное кладбище.Здесь лежат ленинградцы.Здесь горожане...

    26 слайд


    Пискарёвское мемориальное кладбище.

    Здесь лежат ленинградцы.
    Здесь горожане – мужчины, женщины, дети.
    Рядом с ними солдаты-красноармейцы.
    Всею жизнью своею
    Они защищали тебя, Ленинград…


  • Памятник «Разорванное кольцо»

    27 слайд

    Памятник «Разорванное кольцо»

  • «Опять война,
Опять блокада…
А может, нам о них забыть ?»

Я слышу иногда:
«Н...

    28 слайд

    «Опять война,
    Опять блокада…
    А может, нам о них забыть ?»

    Я слышу иногда:
    «Не надо,
    Не надо раны бередить.
    Ведь это правда, что устали
    Мы от рассказов о войне
    И о блокаде пролистали
    Стихов достаточно вполне».

    И может показаться:
    Правы
    И убедительны слова.
    Но даже если это правда,
    Такая правда –
    Не права !
    Чтоб снова
    На земной планете
    Не повторилось той зимы,
    Нам нужно,
    Чтобы наши дети
    Об этом помнили,
    Как мы !

    Я не напрасно беспокоюсь,
    Чтоб не забылась та война:
    Ведь эта память – наша совесть.
    Она
    Как сила нам нужна…


    Юрий Воронов.

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данная презентация подготовлена для младшего школьного возраста и посвящена освобождению Ленинграда от фашистской блокады.

Презентация включает следующие разделы:

  • Начало боев   на Лужском рубеже.
  • Ад для жителей Ленинграда.
  • Дети в блокадном Ленинграде.
  • Голод.
  • Хлеб по карточкам.
  • Блокадное меню.
  • Эвакуация.
  • Прорыв блокады Ленинграда.
  • Медалью «За оборону Ленинграда».
  • Памятники:  «Разорванное кольцо», "Пискаревское мемориальное кладбище".

 Презентация сопровождается звуковыми эффектами.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 671 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 744
    • PPTX 3.4 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Бессонова Татьяна Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Бессонова Татьяна Евгеньевна
    Бессонова Татьяна Евгеньевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 5285
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 24 регионов

Курс повышения квалификации

Инструменты в преподавании кубановедения в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Особенности реализации ФГОС НОО для слепых и слабовидящих детей

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Фитнес: вопросы здоровья и безопасности во время тренировок

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Искусство и техника: совершенствование в художественной гимнастике

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы изучения творческих дисциплин: введение в пропедевтику дизайна и изобразительного искусства

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 14 регионов