Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Презентация
на тему:
«М.А. Шолохов. Жизнь и творчество писателя. Ранние рассказы»
Подготовила преподаватель ГБОУ СПО КОЛЛЕДЖ СВЯЗИ №54
Акпамбетова Т.М.
2 слайд
ЦЕЛИ УРОКА:
Образовательные:
Познакомить студентов с творчеством М.А. Шолохова; показать гражданское мужество писателя, одним из первых сказавшего правду о гражданской войне как о трагедии народа; понять, в чем особенность изображения Шолоховым исторических, современных ему событий, на примере рассказов «Шибалково семя», «Продкомиссар».
Развивающие:
Формировать навыки анализа текста, мотивацию к учебно-познавательной деятельности, развивать устную монологическую речь, умение работать в малой группе.
Воспитательные:
Воспитывать у учащихся гражданскую позицию, чувство ответственности за свои поступки, объективное понимание истории своей страны.
3 слайд
4 слайд
В произведениях каких писателей нашла свое отражение тема гражданской войны?
Что представляет собой гражданская война с исторической точки зрения?
Как вы понимаете утверждение Демокрита: «Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побежденных она гибельна»?
5 слайд
Какие были последствия революции и гражданской войны на Дону?
6 слайд
Как вы можете прокомментировать эти данные? Какие чувства они в вас вызывают?
7 слайд
Гражданская война — величайшее бедствие, трагедия для страны и народа.
8 слайд
Почему М.А. Шолохов, сражавшийся на стороне красных, доказывает в своих произведениях бессмысленность братоубийственной войны?
Кто же этот человек?
9 слайд
Михаил
Александрович
Шолохов
(1905-1984)
10 слайд
Михаил Александрович Шолохов родился 11 мая (24 мая) 1905 года на хуторе Кружилине станицы Вёшенской, что расположилась на берегу Дона.
11 слайд
Его отец — Александр Михайлович Шолохов —был разночинцем, выходцем из Рязанской губернии.
Мать — Анастасия Даниловна Черникова — полуказачка, полукрестьянка, дочь крепостного крестьянина.
12 слайд
Годы учебы в гимназии (1914-1918) пришлись на первую мировую войну. По воспоминаниям Михаила Шолохова, в 1918 году, когда оккупационные немецкие войска подходили к Богучару, продолжать учение он не мог, так как Донская область стала ареной ожесточенной гражданской войны. («Автобиография», 10 марта 1934 года).
13 слайд
С 15-ти лет начинает самостоятельную трудовую деятельность. Сменил множество профессий: учитель школы ликбеза, служащий станичного ревкома, счетовод, журналист... С 1921 года — "комиссар по хлебу", на продразверстке. За "превышение власти на хлебозаготовках" был приговорен трибуналом к расстрелу (заменили тюрьмой — условно)...
14 слайд
Осенью 1922 года М. Шолохов приезжает в Москву, пытается поступить на рабфак — не берут: не состоит в комсомоле. Живет случайными заработками. Посещает литературный кружок "Молодая гвардия", знакомится с молодыми поэтами и прозаиками А. Безыменским, М. Светловым, А. Фадеевым, пробует писать, публикует фельетоны и очерки в столичных газетах и журналах.
15 слайд
Эти опыты подтолкнули к созданию "Донских рассказов", которые были опубликованы в “Журнале крестьянской молодежи” и на страницах газеты “Молодой ленинец”. Впоследствии М. Шолохов объединил эти рассказы в сборники “Донские рассказы” и “Лазоревая степь”.
Первые рассказы, вошедшие в сборник “Донские рассказы”, были напечатаны в 1924г., когда автору было около 19 лет.
М.А. Шолохов возвращается в Вёшенскую, где и живет постоянно.
16 слайд
В 1925 году М. Шолохов приступает к главному труду своей жизни — роману "Тихий Дон". Две первых книги романа вышли в 1928 году.
17 слайд
М. Шолохов берется за роман о коллективизации на Дону — "Поднятая целина". Первая книга романа вышла в 1932 году. И в том же году возобновилась публикация "Тихого Дона". В 1940 году вышли в свет последние части этой уникальной эпопеи XX века.
За "Тихий Дон" М. Шолохов был награжден орденом Ленина, в 1941 году присуждена Сталинская премия 1-й степени.
18 слайд
В годы Великой Отечественной войны М. А. Шолохов был военным корреспондентом от газеты «Правда», был подполковником (в конце войны стал полковником). опубликовал несколько очерков («На Дону», «На юге», «Казаки» и др.) и рассказ «Наука ненависти».
19 слайд
Впоследствии М. А. Шолохов опубликовал несколько отрывков из так и не дописанного романа «Они сражались за родину», рассказ «Судьба человека».
В 1959 году вышла вторая книга романа "Поднятая целина".
20 слайд
В 1960 году М. Шолохову присуждена Ленинская премия — за роман "Поднятая целина", а в
1965-м — Нобелевская премия по литературе «за художественную силу и цельность эпоса о Донском казачестве в переломное для России время».
21 слайд
Дважды Герой Социалистического труда, кавалер шести орденов Ленина, почетный доктор нескольких европейских университетов (почётный доктор наук Ростовского государственного университета, Лейпцигского университета имени Карла Маркса, Сент-Эндрюсского университета (Шотландия) Михаил Александрович Шолохов умер и похоронен в станице Вёшенской, на крутом берегу Дона.
22 слайд
Как называется первый сборник рассазов М.А. Шолохова?
О чем эти произведения?
23 слайд
»
24 слайд
Кровавой,ожесточенной показана борьба казаков против новой власти в «Донских рассказах» М. Шолохова.
25 слайд
Работа в группах.
Анализ рассказов М.А. Шолохова.
26 слайд
«Шибалково семя»
27 слайд
. О чем этот рассказ? Объясните смысл названия рассказа.
28 слайд
Что мы узнаём о героях рассказа?
29 слайд
В чём драматизм ситуации, лежащей в основе сюжета?
Каким видит будущее своего ребенка герой рассказа ?
30 слайд
Авторская оценка героев.
31 слайд
Конфликт между красными и белыми уступает место другому, более важному – между веками складывавшимися нормами человеческой жизни и бесчеловечностью войны.
Драматический раскол казачьей семьи становится основой сюжета многих рассказов писателя.
32 слайд
«Продкомиссар»
33 слайд
Что мы узнаём о героях рассказа?
Почему между отцом и сыном возникает конфликт?
Какие жизненные позиции сталкиваются в рассказе?
34 слайд
«Не серчай, батя…».
Что хочет сказать этими словами Бодягин – младший?
Почему вслед за эпизодом отцеубийства идёт эпизод о спасении ребёнка?
35 слайд
Почему Бодягин-младший спасает ребёнка?
Можно ли оправдать отцеубийство спасением мальчика?
36 слайд
Какова позиция автора?
Возможно ли примирение враждующих сторон?
37 слайд
Каковы особенности языка писателя?
38 слайд
Какую роль играют образы детей в рассказах «Шибалково семя» и «Продкомиссар» ?
Родина, народ – всё это оказалось расколотым, разрушенным гражданской войной. Где выход? Какой ответ дает нам М. Шолохов ?
39 слайд
Вывод:
Любая война – это страшная трагедия, а гражданская вдвойне, потому что она братоубийственная.
Гражданская война для Шолохова – катастрофа, в которой рушатся человеческие связи. Формой выражения социального у Шолохова часто становится внутрисемейный конфликт. Здесь нет и не может быть
победителей. Где выход? Писатель возлагал надежды прежде всего на стремление народа к самосохранению. М. Шолохов верил в торжество человеческой жизни над социальными конфликтами. В своих ранних рассказах писатель показал, что вопреки смерти и разрухе люди сохранили в себе память о человеческом в человеке, мечту о счастье.
По словам писателя К. Федина, «громадна заслуга Михаила Шолохова в той смелости, которая присуща его произведениям. Он никогда не избегал свойственных жизни противоречий, будь то любая эпоха, им изображаемая. Его книги показывают борьбу во всей полноте прошлого и настоящего».
«Сила правды его произведений такова, что горечь жизни, как бы даже она ужасна ни была, перевешивается, преодолевается волею к счастью, желанием достичь и радостью достижения».
40 слайд
В чем вы видите нравственное значение рассказов М. Шолохова?
Попытайтесь самостоятельно оценить свою работу на уроке.
41 слайд
Домашнее задание.
В сообщении выразите свое отношение к утверждению В. Распутина: «Шолохову удалось «талантливо и доступно передать суровую правду о её (России) нелегкой судьбе».
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Цели урока:
Образовательные:
Познакомить студентов с творчеством М.А. Шолохова; показать гражданское мужество писателя, одним из первых сказавшего правду о гражданской войне как о трагедии народа; понять, в чем особенность изображения Шолоховым исторических, современных ему событий, на примере рассказов «Шибалково семя», «Продкомиссар».
Развивающие:
Формировать навыки анализа текста, мотивацию к учебно-познавательной деятельности, развивать устную монологическую речь, умение работать в малой группе.
Воспитательные:
Воспитывать у учащихся гражданскую позицию, чувство ответственности за свои поступки, объективное понимание истории своей страны.
6 663 551 материал в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Акпамбетова Тамара Мауленовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72/144/180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300 ч. — 1200 ч.
Мини-курс
5 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.