Главная / Русский язык и литература / Презентация на тему: «М.А. Шолохов. Жизнь и творчество писателя. Ранние рассказы»

Презентация на тему: «М.А. Шолохов. Жизнь и творчество писателя. Ранние рассказы»

Презентация на тему: «М.А. Шолохов. Жизнь и творчество писателя. Ранние расс...
ЦЕЛИ УРОКА: Образовательные: Познакомить студентов с творчеством М.А. Шолохо...
В произведениях каких писателей нашла свое отражение тема гражданской вой...
Какие были последствия революции и гражданской войны на Дону?
Как вы можете прокомментировать эти данные? Какие чувства они в вас вызывают?
Гражданская война — величайшее бедствие, трагедия для страны и народа.
Почему М.А. Шолохов, сражавшийся на стороне красных, доказывает в своих пр...
 Михаил Александрович Шолохов (1905-1984)
Михаил Александрович Шолохов родился 11 мая (24 мая) 1905 года на хуторе Круж...
Его отец — Александр Михайлович Шолохов  —был разночинцем, выходцем из Ряза...
Годы учебы в гимназии (1914-1918) пришлись на первую мировую войну. По воспо...
С 15-ти лет начинает самостоятельную трудовую деятельность. Сменил множество...
Осенью 1922 года М. Шолохов приезжает в Москву, пытается поступить на рабфак...
Эти опыты подтолкнули к созданию "Донских рассказов", которые были опубликов...
В 1925 году М. Шолохов приступает к главному труду своей жизни — роману "Тих...
М. Шолохов берется за роман о коллективизации на Дону — "Поднятая целина". П...
В годы Великой Отечественной войны М. А. Шолохов был военным корреспондентом...
Впоследствии М. А. Шолохов опубликовал несколько отрывков из так и не дописа...
В 1960 году М. Шолохову присуждена Ленинская премия — за роман "Поднятая цел...
Дважды Герой Социалистического труда, кавалер шести орденов Ленина, почетный...
Как называется первый сборник рассазов М.А. Шолохова? О чем эти произведе...
 »
Кровавой,ожесточенной показана борьба казаков против новой власти в «Донск...
Работа в группах. Анализ рассказов М.А. Шолохова.
«Шибалково семя»
. О чем этот рассказ? Объясните смысл названия рассказа.
Что мы узнаём о героях рассказа?
В чём драматизм ситуации, лежащей в основе сюжета? Каким видит будущее своег...
 Авторская оценка героев.
Конфликт между красными и белыми уступает место другому, более важному – межд...
 «Продкомиссар»
Что мы узнаём о героях рассказа? Почему между отцом и сыном возникает конфлик...
«Не серчай, батя…». Что хочет сказать этими словами Бодягин – младший? Почему...
Почему Бодягин-младший спасает ребёнка? Можно ли оправдать отцеубийство спас...
Какова позиция автора? Возможно ли примирение враждующих сторон?
Каковы особенности языка писателя?
Какую роль играют образы детей в рассказах «Шибалково семя» и «Продкомиссар»...
Вывод: Любая война – это страшная трагедия, а гражданская вдвойне, потому чт...
В чем вы видите нравственное значение рассказов М. Шолохова? Попытайтесь сам...
Домашнее задание. В сообщении выразите свое отношение к утверждению В. Распут...
1 из 41

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Презентация на тему: «М.А. Шолохов. Жизнь и творчество писателя. Ранние рассказ
Описание слайда:

Презентация на тему: «М.А. Шолохов. Жизнь и творчество писателя. Ранние рассказы» Подготовила преподаватель ГБОУ СПО КОЛЛЕДЖ СВЯЗИ №54 Акпамбетова Т.М.

№ слайда 2 ЦЕЛИ УРОКА: Образовательные: Познакомить студентов с творчеством М.А. Шолохова;
Описание слайда:

ЦЕЛИ УРОКА: Образовательные: Познакомить студентов с творчеством М.А. Шолохова; показать гражданское мужество писателя, одним из первых сказавшего правду о гражданской войне как о трагедии народа; понять, в чем особенность изображения Шолоховым исторических, современных ему событий, на примере рассказов «Шибалково семя», «Продкомиссар». Развивающие: Формировать навыки анализа текста, мотивацию к учебно-познавательной деятельности, развивать устную монологическую речь, умение работать в малой группе. Воспитательные: Воспитывать у учащихся гражданскую позицию, чувство ответственности за свои поступки, объективное понимание истории своей страны.

№ слайда 3
Описание слайда:

№ слайда 4 В произведениях каких писателей нашла свое отражение тема гражданской войны?
Описание слайда:

В произведениях каких писателей нашла свое отражение тема гражданской войны? Что представляет собой гражданская война с исторической точки зрения? Как вы понимаете утверждение Демокрита: «Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побежденных она гибельна»?

№ слайда 5 Какие были последствия революции и гражданской войны на Дону?
Описание слайда:

Какие были последствия революции и гражданской войны на Дону?

№ слайда 6 Как вы можете прокомментировать эти данные? Какие чувства они в вас вызывают?
Описание слайда:

Как вы можете прокомментировать эти данные? Какие чувства они в вас вызывают?

№ слайда 7 Гражданская война — величайшее бедствие, трагедия для страны и народа.
Описание слайда:

Гражданская война — величайшее бедствие, трагедия для страны и народа.

№ слайда 8 Почему М.А. Шолохов, сражавшийся на стороне красных, доказывает в своих произ
Описание слайда:

Почему М.А. Шолохов, сражавшийся на стороне красных, доказывает в своих произведениях бессмысленность братоубийственной войны? Кто же этот человек?

№ слайда 9  Михаил Александрович Шолохов (1905-1984)
Описание слайда:

Михаил Александрович Шолохов (1905-1984)

№ слайда 10 Михаил Александрович Шолохов родился 11 мая (24 мая) 1905 года на хуторе Кружили
Описание слайда:

Михаил Александрович Шолохов родился 11 мая (24 мая) 1905 года на хуторе Кружилине станицы Вёшенской, что расположилась на берегу Дона.

№ слайда 11 Его отец — Александр Михайлович Шолохов  —был разночинцем, выходцем из Рязанск
Описание слайда:

Его отец — Александр Михайлович Шолохов  —был разночинцем, выходцем из Рязанской губернии. Мать — Анастасия Даниловна Черникова — полуказачка, полукрестьянка, дочь крепостного крестьянина.

№ слайда 12 Годы учебы в гимназии (1914-1918) пришлись на первую мировую войну. По воспомин
Описание слайда:

Годы учебы в гимназии (1914-1918) пришлись на первую мировую войну. По воспоминаниям Михаила Шолохова, в 1918 году, когда оккупационные немецкие войска подходили к Богучару, продолжать учение он не мог, так как Донская область стала ареной ожесточенной гражданской войны. («Автобиография», 10 марта 1934 года).

№ слайда 13 С 15-ти лет начинает самостоятельную трудовую деятельность. Сменил множество пр
Описание слайда:

С 15-ти лет начинает самостоятельную трудовую деятельность. Сменил множество профессий: учитель школы ликбеза, служащий станичного ревкома, счетовод, журналист... С 1921 года — "комиссар по хлебу", на продразверстке. За "превышение власти на хлебозаготовках" был приговорен трибуналом к расстрелу (заменили тюрьмой — условно)... 

№ слайда 14 Осенью 1922 года М. Шолохов приезжает в Москву, пытается поступить на рабфак —
Описание слайда:

Осенью 1922 года М. Шолохов приезжает в Москву, пытается поступить на рабфак — не берут: не состоит в комсомоле. Живет случайными заработками. Посещает литературный кружок "Молодая гвардия", знакомится с молодыми поэтами и прозаиками А. Безыменским, М. Светловым, А. Фадеевым, пробует писать, публикует фельетоны и очерки в столичных газетах и журналах.

№ слайда 15 Эти опыты подтолкнули к созданию "Донских рассказов", которые были опубликованы
Описание слайда:

Эти опыты подтолкнули к созданию "Донских рассказов", которые были опубликованы в “Журнале крестьянской молодежи” и на страницах газеты “Молодой ленинец”. Впоследствии М. Шолохов объединил эти рассказы в сборники “Донские рассказы” и “Лазоревая степь”.  Первые рассказы, вошедшие в сборник “Донские рассказы”, были напечатаны в 1924г., когда автору было около 19 лет. М.А. Шолохов возвращается в Вёшенскую, где и живет постоянно.

№ слайда 16 В 1925 году М. Шолохов приступает к главному труду своей жизни — роману "Тихий
Описание слайда:

В 1925 году М. Шолохов приступает к главному труду своей жизни — роману "Тихий Дон". Две первых книги романа вышли в 1928 году.

№ слайда 17 М. Шолохов берется за роман о коллективизации на Дону — "Поднятая целина". Перв
Описание слайда:

М. Шолохов берется за роман о коллективизации на Дону — "Поднятая целина". Первая книга романа вышла в 1932 году. И в том же году возобновилась публикация "Тихого Дона". В 1940 году вышли в свет последние части этой уникальной эпопеи XX века.  За "Тихий Дон" М. Шолохов был награжден орденом Ленина, в 1941 году присуждена Сталинская премия 1-й степени.

№ слайда 18 В годы Великой Отечественной войны М. А. Шолохов был военным корреспондентом от
Описание слайда:

В годы Великой Отечественной войны М. А. Шолохов был военным корреспондентом от газеты «Правда», был подполковником (в конце войны стал полковником). опубликовал несколько очерков («На Дону», «На юге», «Казаки» и др.) и рассказ «Наука ненависти».

№ слайда 19 Впоследствии М. А. Шолохов опубликовал несколько отрывков из так и не дописанно
Описание слайда:

Впоследствии М. А. Шолохов опубликовал несколько отрывков из так и не дописанного романа  «Они сражались за родину», рассказ «Судьба человека». В 1959 году вышла вторая книга романа "Поднятая целина".

№ слайда 20 В 1960 году М. Шолохову присуждена Ленинская премия — за роман "Поднятая целина
Описание слайда:

В 1960 году М. Шолохову присуждена Ленинская премия — за роман "Поднятая целина", а в 1965-м —    Нобелевская премия по литературе «за художественную силу и цельность эпоса о Донском казачестве в переломное для России время».

№ слайда 21 Дважды Герой Социалистического труда, кавалер шести орденов Ленина, почетный до
Описание слайда:

Дважды Герой Социалистического труда, кавалер шести орденов Ленина, почетный доктор нескольких европейских университетов (почётный доктор наук Ростовского государственного университета, Лейпцигского университета имени Карла Маркса, Сент-Эндрюсского университета (Шотландия) Михаил Александрович Шолохов умер и похоронен в станице Вёшенской, на крутом берегу Дона. 

№ слайда 22 Как называется первый сборник рассазов М.А. Шолохова? О чем эти произведения
Описание слайда:

Как называется первый сборник рассазов М.А. Шолохова? О чем эти произведения?

№ слайда 23  »
Описание слайда:

»

№ слайда 24 Кровавой,ожесточенной показана борьба казаков против новой власти в «Донских
Описание слайда:

Кровавой,ожесточенной показана борьба казаков против новой власти в «Донских рассказах» М. Шолохова.

№ слайда 25 Работа в группах. Анализ рассказов М.А. Шолохова.
Описание слайда:

Работа в группах. Анализ рассказов М.А. Шолохова.

№ слайда 26 «Шибалково семя»
Описание слайда:

«Шибалково семя»

№ слайда 27 . О чем этот рассказ? Объясните смысл названия рассказа.
Описание слайда:

. О чем этот рассказ? Объясните смысл названия рассказа.

№ слайда 28 Что мы узнаём о героях рассказа?
Описание слайда:

Что мы узнаём о героях рассказа?

№ слайда 29 В чём драматизм ситуации, лежащей в основе сюжета? Каким видит будущее своего р
Описание слайда:

В чём драматизм ситуации, лежащей в основе сюжета? Каким видит будущее своего ребенка герой рассказа ?

№ слайда 30  Авторская оценка героев.
Описание слайда:

Авторская оценка героев.

№ слайда 31 Конфликт между красными и белыми уступает место другому, более важному – между в
Описание слайда:

Конфликт между красными и белыми уступает место другому, более важному – между веками складывавшимися нормами человеческой жизни и бесчеловечностью войны. Драматический раскол казачьей семьи становится основой сюжета многих рассказов писателя.

№ слайда 32  «Продкомиссар»
Описание слайда:

«Продкомиссар»

№ слайда 33 Что мы узнаём о героях рассказа? Почему между отцом и сыном возникает конфликт?
Описание слайда:

Что мы узнаём о героях рассказа? Почему между отцом и сыном возникает конфликт? Какие жизненные позиции сталкиваются в рассказе?

№ слайда 34 «Не серчай, батя…». Что хочет сказать этими словами Бодягин – младший? Почему вс
Описание слайда:

«Не серчай, батя…». Что хочет сказать этими словами Бодягин – младший? Почему вслед за эпизодом отцеубийства идёт эпизод о спасении ребёнка?

№ слайда 35 Почему Бодягин-младший спасает ребёнка? Можно ли оправдать отцеубийство спасени
Описание слайда:

Почему Бодягин-младший спасает ребёнка? Можно ли оправдать отцеубийство спасением мальчика?

№ слайда 36 Какова позиция автора? Возможно ли примирение враждующих сторон?
Описание слайда:

Какова позиция автора? Возможно ли примирение враждующих сторон?

№ слайда 37 Каковы особенности языка писателя?
Описание слайда:

Каковы особенности языка писателя?

№ слайда 38 Какую роль играют образы детей в рассказах «Шибалково семя» и «Продкомиссар» ?
Описание слайда:

Какую роль играют образы детей в рассказах «Шибалково семя» и «Продкомиссар» ? Родина, народ – всё это оказалось расколотым, разрушенным гражданской войной. Где выход? Какой ответ дает нам М. Шолохов ?

№ слайда 39 Вывод: Любая война – это страшная трагедия, а гражданская вдвойне, потому что о
Описание слайда:

Вывод: Любая война – это страшная трагедия, а гражданская вдвойне, потому что она братоубийственная. Гражданская война для Шолохова – катастрофа, в которой рушатся человеческие связи. Формой выражения социального у Шолохова часто становится внутрисемейный конфликт. Здесь нет и не может быть победителей. Где выход? Писатель возлагал надежды прежде всего на стремление народа к самосохранению. М. Шолохов верил в торжество человеческой жизни над социальными конфликтами. В своих ранних рассказах писатель показал, что вопреки смерти и разрухе люди сохранили в себе память о человеческом в человеке, мечту о счастье. По словам писателя К. Федина, «громадна заслуга Михаила Шолохова в той смелости, которая присуща его произведениям. Он никогда не избегал свойственных жизни противоречий, будь то любая эпоха, им изображаемая. Его книги показывают борьбу во всей полноте прошлого и настоящего».         «Сила правды его произведений такова, что горечь жизни, как бы даже она ужасна ни была, перевешивается, преодолевается волею к счастью, желанием достичь и радостью достижения».

№ слайда 40 В чем вы видите нравственное значение рассказов М. Шолохова? Попытайтесь самост
Описание слайда:

В чем вы видите нравственное значение рассказов М. Шолохова? Попытайтесь самостоятельно оценить свою работу на уроке.

№ слайда 41 Домашнее задание. В сообщении выразите свое отношение к утверждению В. Распутина
Описание слайда:

Домашнее задание. В сообщении выразите свое отношение к утверждению В. Распутина: «Шолохову удалось «талантливо и доступно передать суровую правду о её (России) нелегкой судьбе».

Презентация на тему: «М.А. Шолохов. Жизнь и творчество писателя. Ранние рассказы»
  • Русский язык и литература
Описание:

Цели урока:

Образовательные:

Познакомить студентов с творчеством  М.А. Шолохова; показать   гражданское  мужество писателя, одним из первых сказавшего правду о гражданской войне как о трагедии народа;   понять, в чем особенность изображения Шолоховым исторических, современных ему событий,  на примере рассказов «Шибалково семя», «Продкомиссар».

Развивающие:

Формировать навыки анализа текста, мотивацию к учебно-познавательной деятельности,   развивать устную монологическую речь, умение работать в малой группе. 

   Воспитательные:

 

Воспитывать у учащихся гражданскую позицию, чувство ответственности за свои поступки, объективное понимание истории своей страны. 

Автор Акпамбетова Тамара Мауленовна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 831
Номер материала 47104
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓