Главная / Математика / Презентация на тему "Технология работы с текстом на уроках математики".

Презентация на тему "Технология работы с текстом на уроках математики".

Технология работы с текстом на уроках математики. Познавательный интерес учащ...
Работа с учебником проводится параллельно по двум направлениям: Работа с учеб...
При этом формируются следующие навыки и умения: Сделать анализ содержания тек...
Виды работы с текстом: Чтение текста вслух Чтение текста про себя Воспроизвед...
Этапы работы с учебником на уроке математики 1 этап Работа до чтения 2 этап Р...
Приемы работы с учебным текстом До чтения текста •  Выбор стратегии чтения, т...
Во время чтения текста Постраничный анализ текста. Деление текста на смысловы...
После прочтения текста   Поиск дополнительной литературы по изучаемой теме.  ...
Построчный анализ В тексте выбирается один ключевой фрагмент (объемом не бол...
Выделение главного Учащиеся самостоятельно читают текст и выбирают наиболее в...
Работа с рисунком учебника содержание рисунка разбирается по вопросам, после ...
Работа над новыми терминами Выписать новые термины и их определения. Важно на...
Закладки Берется полоска бумаги длиной чуть больше высоты страницы и шириной ...
Составление вопросов к тексту  Такую форму работы рекомендуется проводить с у...
Подбор заголовка к тексту Учитель указывает границы небольшого фрагмента текс...
Как составить конспект? Конспект – краткое изложение материала. ознакомительн...
Правила составление тезисов. ознакомительное чтение текста; повторное чтение ...
Составление предметного указателя  Этот прием анализа текста рекомендуется ис...
Как сравнить объекты? Сравнить – это значит сопоставить в равных условиях, на...
При работе с текстом учебника возникает опасность механического запоминания м...
При обучении работе с учебником надо уметь ввиду, что к выборе текстов для са...
Для самостоятельного изучения полностью или частично предлагаются темы: содер...
Принципы: Принцип регулярности. Принцип опоры на ранее полученные знания. При...
Формирование умений и навыков работы с учебником должно проводиться системати...
Самостоятельная работа школьников с учебником будет протекать успешно, если ...
1 из 25

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Технология работы с текстом на уроках математики. Познавательный интерес учащихс
Описание слайда:

Технология работы с текстом на уроках математики. Познавательный интерес учащихся, качество знаний во многом зависит от умения учителя научить школьников рациональным методам работы с учебником, книгой, справочной и иной литературой

№ слайда 2 Работа с учебником проводится параллельно по двум направлениям: Работа с учебник
Описание слайда:

Работа с учебником проводится параллельно по двум направлениям: Работа с учебником с помощью учителя. Самостоятельная работа учащихся с материалом учебника.

№ слайда 3 При этом формируются следующие навыки и умения: Сделать анализ содержания текста
Описание слайда:

При этом формируются следующие навыки и умения: Сделать анализ содержания текста, рисунка в тексте. Уметь выделять главное в тексте, таблице, на рисунке. Сравнивать, делать обобщения, выводы по тексту. Составлять по тексту план рассказа. Составлять вопросы к тексту. Вести словарь математических терминов по теме. Выполнять схемы, таблицы, графики по тексту учебника. Готовить сообщения, писать конспекты, “сочинения”. Работа над рефератами по определенной теме. Составлять карточки-консультанты по теме учебника. (“шпаргалки” по теме). Формирование умений охватывает текст как целостность

№ слайда 4 Виды работы с текстом: Чтение текста вслух Чтение текста про себя Воспроизведени
Описание слайда:

Виды работы с текстом: Чтение текста вслух Чтение текста про себя Воспроизведение содержания прочитанного вслух Обсуждение прочитанного материала Разбиение прочитанного текста на смысловые части (в начале с помощью учителя, потом самостоятельно), выделение главного Самостоятельное составление плана прочитанного, который может быть использован учеником при подготовке к ответу Работа с оглавлением и предметным указателем Работа с рисунками и иллюстрациями Работа над понятием, термином Составление конспекта, схемы, таблицы, графика на основе материала, изученного по учебнику

№ слайда 5 Этапы работы с учебником на уроке математики 1 этап Работа до чтения 2 этап Рабо
Описание слайда:

Этапы работы с учебником на уроке математики 1 этап Работа до чтения 2 этап Работа с текстом учебника непосредственно 3 этап Работа после чтения

№ слайда 6 Приемы работы с учебным текстом До чтения текста •  Выбор стратегии чтения, то е
Описание слайда:

Приемы работы с учебным текстом До чтения текста •  Выбор стратегии чтения, то есть анализ последовательности изучения тем, параграфов, глав. •  Экскурсия по книге — пролистывание, разглядывание картинок, знакомство с оглавлением и т. д. •  Определение цели чтения, вида чтения, способа переработки информации, уровня работы с текстом. •  Прогноз содержания параграфа, главы, книги с помощью заголовков.

№ слайда 7 Во время чтения текста Постраничный анализ текста. Деление текста на смысловые ч
Описание слайда:

Во время чтения текста Постраничный анализ текста. Деление текста на смысловые части.   Выделение главного в прочитанном, основных мыслей в тексте.   Выбор ключевых слов, фраз, словосочетаний.   Выбор из текста незнакомых слов, словосочетаний и выяснение их значений.   Выбор слов-сигналов, обращающих внимание на то, что нужно запомнить.   Составление плана главы. Составление вопросов к тексту.   Поиск ответов на поставленные вопросы.   Чтение про себя.   Чтение по ролям.   Чтение вслух.   Соотнесение собственной точки зрения на поставленную проблему с текстом учебника.   Подтверждение основных положений текста собственными примерами.   Работа в парах по разбору обоснования и доказательства.

№ слайда 8 После прочтения текста   Поиск дополнительной литературы по изучаемой теме.   Со
Описание слайда:

После прочтения текста   Поиск дополнительной литературы по изучаемой теме.   Составление заданий, аналогичных тем, которые встретились в тексте.   Пересказ содержания от собственного имени или от имени одного из героев.   Составление схем, рисунков, планов, конспектов, словарей, алфавитных указателей, рефератов, реклам, антиреклам и т. д.   Составление контрольных вопросов к прочитанной книге для следующих читателей.   Восстановление текста по рисункам.   Придумывание своих заголовков к тексту.   Написание рецензий к выбранному фрагменту книги

№ слайда 9 Построчный анализ В тексте выбирается один ключевой фрагмент (объемом не более
Описание слайда:

Построчный анализ В тексте выбирается один ключевой фрагмент (объемом не более одного - двух абзацев), который, во-первых, содержит в себе указания на наиболее важные аспекты изучаемого материала, а во-вторых, несет эмоциональную нагрузку парадоксальности, неожиданности. На основе этого фрагмента организуется эвристическая беседа, в ходе которой раскрывается математическое содержание всего текста.

№ слайда 10 Выделение главного Учащиеся самостоятельно читают текст и выбирают наиболее важн
Описание слайда:

Выделение главного Учащиеся самостоятельно читают текст и выбирают наиболее важные, с точки зрения математического содержания, предложения и абзацы. Выбранные фрагменты или выделяются непосредственно в тексте с помощью карандашных пометок и подчеркиваний, или в кратком виде фиксируются в тетради. После проведения такой работы ее результаты необходимо обсудить. Когда формирование умения вычленять основные моменты учебного текста только начинается, лучше заранее ставить вопросы, которые нацеливают учащихся на выделение основных моментов и главной мысли в тексте. Описанный прием рекомендуется применять при организации предваряющего чтения, когда учащиеся знакомятся с новым материалом до пояснений учителя. Его можно использовать как в классной (для фрагментов текста объемом 1-2 страницы), так и в домашней работе (для небольших по объему глав).

№ слайда 11 Работа с рисунком учебника содержание рисунка разбирается по вопросам, после чег
Описание слайда:

Работа с рисунком учебника содержание рисунка разбирается по вопросам, после чего учитель предлагает найти текст к рисунку и прочитать его. учащиеся рассматривают рисунок, а затем находят текст к рисунку и читают его. содержание изучаемого материала восстанавливается в процессе обсуждения приведенных в тексте иллюстраций. При этом к каждому рисунку подбирается подпись и фиксируется в тетрадях учащихся.

№ слайда 12 Работа над новыми терминами Выписать новые термины и их определения. Важно научи
Описание слайда:

Работа над новыми терминами Выписать новые термины и их определения. Важно научиться записывать термины так, чтобы их можно было легко находить среди других записей – брать в рамку, подчеркивать или выделять; Записать терминологический текст (составленный учителем), вставить пропущенные термины и подчеркнуть их. Данная форма может охватывать практически все новые термины конкретного урока и помогает обнаружить взаимосвязь между ними; Заполнить таблицу.

№ слайда 13 Закладки Берется полоска бумаги длиной чуть больше высоты страницы и шириной 3-
Описание слайда:

Закладки Берется полоска бумаги длиной чуть больше высоты страницы и шириной 3- 5 см . Она накладывается вертикально рядом с текстом, и на уровне верхнего края страницы на закладке делается отметка (горизонтальная черта). В результате такая полоска-закладка превращается в «накладные поля» для выбранной страницы (номер страницы обязательно указывается на закладке). На ней ученик отмечает важные фрагменты текста и комментирует их. Все записи на закладке делаются на уровне соответствующих строк текста. Наличие горизонтальной черты, отмечающей верхний край страницы, позволяет затем учителю легко осуществлять проверку закладок по своему учебнику. Основная дидактическая цель составления закладок — создать условия для формирования навыков осознанного чтения математических текстов. Такой способ работы с текстом удобно использовать в качестве домашнего задания. Рекомендуется выполнить закладки по текстам глав, в которых содержится наиболее важный материал темы (после анализа этого материала в классе). Также можно использовать этот прием и как способ организации предваряющего чтения.

№ слайда 14 Составление вопросов к тексту  Такую форму работы рекомендуется проводить с уже
Описание слайда:

Составление вопросов к тексту  Такую форму работы рекомендуется проводить с уже знакомым учащимся текстом. Удобно предлагать задание составить вопросы к тексту в качестве домашнего, но можно использовать этот прием и при работе в классе. Составленные вопросы необходимо обязательно проверить (как обычное домашнее задание). Желательно дать ученикам возможность задать их на уроке: если вопрос корректен, на него отвечает кто-либо из учеников по выбору учителя или задающего вопрос; если формулировка неточна, ее исправляют в процессе обсуждения. Можно также провести письменный теоретический опрос (диктант), составленный из наиболее удачных вопросов, сформулированных учащимися.

№ слайда 15 Подбор заголовка к тексту Учитель указывает границы небольшого фрагмента текста
Описание слайда:

Подбор заголовка к тексту Учитель указывает границы небольшого фрагмента текста (1-2 абзаца), и учащиеся предлагают варианты заголовков для него. После обсуждения в тетрадях фиксируются 1-2 наиболее удачных. Такой прием позволяет подготовить учащихся к использованию более сложных способов работы с текстом: составлению плана, тезированию, конспектированию  Составление плана текста Перед тем, как предлагать учащимся такую форму работы, необходимо предварительно несколько раз поработать с предыдущим приемом (подбор заголовков к фрагментам текста). Перед тем, как ученики начнут составлять план, можно указать, что в данном параграфе есть столько-то основных моментов, и предложить им их выделить самостоятельно.

№ слайда 16 Как составить конспект? Конспект – краткое изложение материала. ознакомительное
Описание слайда:

Как составить конспект? Конспект – краткое изложение материала. ознакомительное чтение текста; вдумчивое чтение текста с использованием пометок карандашом; составление плана прочитанного; чтение текста и отбор главного материала по каждому пункту плана; запись отобранного материала своими словами или в виде цитат.

№ слайда 17 Правила составление тезисов. ознакомительное чтение текста; повторное чтение тек
Описание слайда:

Правила составление тезисов. ознакомительное чтение текста; повторное чтение текста, разделение его на части; в каждой части прочитанного текста выделение главной мысли; изложение мысли своими словами; тезисы должны быть краткими, четкими, ясными; запись тезисов в форме утверждений или отрицаний.

№ слайда 18 Составление предметного указателя  Этот прием анализа текста рекомендуется испол
Описание слайда:

Составление предметного указателя  Этот прием анализа текста рекомендуется использовать на заключительных этапах работы с учебником. Прежде всего, необходимо сформировать список ключевых терминов в изученном материале (обсудив его вместе с учащимися). Затем эти термины распределяются между учащимися (по 2-4 каждому). Более эффективен следующий подход: сначала выбрать главы, в тексте которых может упоминаться определенный термин, и только их просмотреть внимательно. Выбор для конкретного термина подходящих глав учебника является сам по себе очень полезным заданием. Его выполнение позволяет создать условия для установления связей внутри изученного материала, что дает возможность формировать математические знания учащихся в системе, а не фрагментарно. Поиск конкретного термина в тексте уже выбранной главы также представляет собой самостоятельный методический прием. Он способствует формированию у учащихся умений осуществлять своеобразное «сканирование» текста: быстрый просмотр с узкой концентрацией внимания только на заданной информации.

№ слайда 19 Как сравнить объекты? Сравнить – это значит сопоставить в равных условиях, найти
Описание слайда:

Как сравнить объекты? Сравнить – это значит сопоставить в равных условиях, найти сходства и различия. 1. определить объекты сравнения; 2. выделить признаки, по которым они будут сравниваться; 3. найти общие черты; 4. найти черты отличия; 5. объяснить причины того и другого и сделать выводы.

№ слайда 20 При работе с текстом учебника возникает опасность механического запоминания мате
Описание слайда:

При работе с текстом учебника возникает опасность механического запоминания материала. Чтобы избежать этого, важно обратить внимание учащихся на цель изучения материала; указать им, что следует запомнить, а что принять к сведению; дать инструкцию по работе с текстом учебника, обратив их внимание на то, что следует записать в тетради.

№ слайда 21 При обучении работе с учебником надо уметь ввиду, что к выборе текстов для самос
Описание слайда:

При обучении работе с учебником надо уметь ввиду, что к выборе текстов для самостоятельного изучения нужно подходить осторожно. Если будут предлагаться трудные тексты, многие ученики потеряют уверенность в своих силах и интерес к такой работе.

№ слайда 22 Для самостоятельного изучения полностью или частично предлагаются темы: содержан
Описание слайда:

Для самостоятельного изучения полностью или частично предлагаются темы: содержание которых является обобщением ранее изученного материала с небольшими дополнениями («Свойства действий над числами», «Различные способы разложения на множители» и т.д.); содержание которых состоит из решения конкретных примеров («Решение задач с помощью уравнений», «Сложение и вычитание многочленов» и т.д.); в которых дается ряд новых понятий и определений («Уравнение и его корни», «Одночлен и его стандартный вид» и т.д.).

№ слайда 23 Принципы: Принцип регулярности. Принцип опоры на ранее полученные знания. Принци
Описание слайда:

Принципы: Принцип регулярности. Принцип опоры на ранее полученные знания. Принцип сравнения с ранее изученными материалами. Принцип доступности. Принцип самостоятельности. Принцип взаимопомощи и сотрудничества. Принцип взаимоконтроля. Принцип самоконтроля.

№ слайда 24 Формирование умений и навыков работы с учебником должно проводиться систематичес
Описание слайда:

Формирование умений и навыков работы с учебником должно проводиться систематически, начиная с 5 класса. “Обучение работе над учебным текстом” может проводиться по такому плану: Работа с учебником после объяснении нового материала. Чтение текста учителем с выделением главных мыслей. Чтение текста учителем и составление плана прочитанного. Составление учителем образца ответа по составленному плану. Ответ учащихся по составленному плану. Чтение текста учащимися и разбиение его на составные части. Чтение учащимися текста и самостоятельное составление плана прочитанного.

№ слайда 25 Самостоятельная работа школьников с учебником будет протекать успешно, если у н
Описание слайда:

Самостоятельная работа школьников с учебником будет протекать успешно, если у них достаточный уровень навыка чтения. Поэтому одной из первых задач учителя является развитие у учащихся навыков быстрого и беглого чтения. Большое внимание следует уделять привитию культуры работы с книгой, воспитанию умения школьников читать учебник, математическую литературу. С этой целью в кабинете математики может быть организован уголок «Как работать с книгой». В нем размещены списки литературы, знакомящие с тем, как нужно работать с книгой, инструктивные памятки, методические рекомендации: «Заповеди читателя», «Методы чтения», «Правило быстрого чтения», «Как читать математическую книгу», правила для написания планов, конспектов, тезисов, рецензий; советы, как писать и оформлять статью, доклад, как пользоваться каталогами, библиографическими указателями.

Презентация на тему "Технология работы с текстом на уроках математики".
  • Математика
Описание:

Познавательный интерес учащихся, качество знаний во многом зависит от умения учителя научить школьников рациональным методам работы с учебником, книгой, справочной и иной литературой. Работа с учебником проводится параллельно по двум направлениям: работа с учебником с помощью учителя; самостоятельная работа учащихся с материалом учебника. Презентация на тему  "Технология работы с текстом на уроках математики" содержит этапы работы с учебником на уроке математики,перечисляются  приемы работы с текстом на каждом из этапов, расшифровывается суть некоторых приемов, приводятся  рекомендации для обучения работе с текстом и  план обучения работе над учебным  текстом на уроке математики. 

 

Автор Долгополова Елена Михайловна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 1061
Номер материала 39841
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓