Главная / Русский язык и литература / Презентация на тему « Буквы Ё и О после шипящих в корне».( 5 класс)

Презентация на тему « Буквы Ё и О после шипящих в корне».( 5 класс)

Буквы Ё и О после шипящих в корне слова. ( 5 класс) Сайт: http://elenaranko....
Лингвистическая сказка Собрались как-то в стране«Словообразование» ученые Гла...
Теория. Буквы ё - о после шипящих в корне слов В корнях слов после шипящих по...
Запомните стихотворение Шорох, крыжовник, шов, капюшон Слава нарушают привычн...
Теория Следует отличать друг от друга слова разных частей речи: существительн...
Прочитайте стихотворение. Найдите слова исключения. По шоссе мчалась машина. ...
Объяснительный диктант. Ё или о. Щ..ки, щ..лочь, щ..лка, щ..тка, ч..лка, ч..р...
Запишите слова в две колонки: с буквой ё после шипящих и с буквой о после шип...
Отгадайте и запишите слова по данным определениям. 1. Глухой шум от трения. 2...
Распределите слова в два столбика: а) с буквой ё после шипящих в корне; б) с...
Вставьте ё или о. 1. Окна стали ч…рными, ш..рохи за шторами. (А.Барто.) 2. В ...
Проверочный диктант Трудолюбивые пч..лы, спелый крыж..вник, ж..лтый одуванчик...
Рефлексия. О,Ё после шипящих Искл: Шов ,шорmы, шомпол, обжора, боржом ,трущоб...
Домашнее задание ВЫУЧИТЬ п. Выполнить упр.
1 из 14

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Буквы Ё и О после шипящих в корне слова. ( 5 класс) Сайт: http://elenaranko.uco
Описание слайда:

Буквы Ё и О после шипящих в корне слова. ( 5 класс) Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/ Автор: учитель русского языка и литературы Курсакова Людмила Ивановна МБОУ СОШ п.Бытошь

№ слайда 2 Лингвистическая сказка Собрались как-то в стране«Словообразование» ученые Гласны
Описание слайда:

Лингвистическая сказка Собрались как-то в стране«Словообразование» ученые Гласные и Шипящие. Гласные О и Ё сказали: «Мы хотим жить везде! А чтобы нас не путали, давайте придерживаться буквы закона: там, где в слове пишется Ё, там и жить будет Ё, а там, где пишется О, жить будет О». Улыбнулись О и Ё и сказали: «Heт ничего проще. Надо только знать законы правописания: в корне пишем Ё, если можно подобрать однокоренные слова с Е (печёнка - печень, жёлтый - желтеть, чёлка ­чело, щётка - щетина); если нельзя подобрать такое слово, пишем О (шоколад, шоссе, шофер, шомпол, шорох).

№ слайда 3 Теория. Буквы ё - о после шипящих в корне слов В корнях слов после шипящих под у
Описание слайда:

Теория. Буквы ё - о после шипящих в корне слов В корнях слов после шипящих под ударением слышится о, пишется Ё, например: щётка ,чёрный. Написание буквы Ё можно проверить изменением слова: щётка - щетина. жёлтый - желтеть. И с к л ю ч е н и е : трущоба, изжога, крыжовник, шорох, шов, трещоткa, чопорный.

№ слайда 4 Запомните стихотворение Шорох, крыжовник, шов, капюшон Слава нарушают привычный
Описание слайда:

Запомните стихотворение Шорох, крыжовник, шов, капюшон Слава нарушают привычный закон, Под ударением вместо ё Стоит в исключениях буква О. А.Косоговский.

№ слайда 5 Теория Следует отличать друг от друга слова разных частей речи: существительные
Описание слайда:

Теория Следует отличать друг от друга слова разных частей речи: существительные - ожог,поджог; rлaгoлы - ожёг, поджёг в форме прошедшегo времени. В заимствованных словах и в именах собственных ударное [о) после шипящих обозначается буквой о: а) анчоус, артишоки, боржоми, крюшон, капюшон, пижон, шорты, шок, шомпол; б) Джонсон, Жора.

№ слайда 6 Прочитайте стихотворение. Найдите слова исключения. По шоссе мчалась машина. В к
Описание слайда:

Прочитайте стихотворение. Найдите слова исключения. По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, бывший мажордом, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник.Каждый был занят своим делом: Жора ел шоколад и запивал крюшоном. Жонглер жонглировал крыжовником, пытаясь нанизать его на шомпол. Жокей с шорником договаривались о новых шорах для лошади. Щотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Жора предлагал чокаться крюшоном. Настроение у него было мажорное, будто он ехал на весёл0е шоу. Вдруг раздался шорох. Это у обжоры л0пнул шов на шортах. Все, конечно, были шокированы. Л. М. Песоцкая Из «Педагогической копилки»

№ слайда 7 Объяснительный диктант. Ё или о. Щ..ки, щ..лочь, щ..лка, щ..тка, ч..лка, ч..рный
Описание слайда:

Объяснительный диктант. Ё или о. Щ..ки, щ..лочь, щ..лка, щ..тка, ч..лка, ч..рный, ч..рт, прич..ска, ч..рточка, пч..лы, напереч..т, ч..ткий, выч..ркивать, расч..т, беч..вка, ч..лн, ч..рствый, чеч..тка. Ж..лтый, тяж..лый, ж..сткий, ж..лчь, ж..лудь, ж..рнов, ш..л, реш..тка, ш..пот, кош..лка, деш..вый, пш..нка, ш..рстка, ш..лк. Ш..в, ш..рох, ш..рник, крыж..вник, обж..ра, трущ..ба.

№ слайда 8 Запишите слова в две колонки: с буквой ё после шипящих и с буквой о после шипящи
Описание слайда:

Запишите слова в две колонки: с буквой ё после шипящих и с буквой о после шипящих Трещотка – защёлка; лягушонок – кошёлка; чёрный - чопорный, вооружённый – медвежонок: дирижёр - ежовый галчонок- печёнка; шёпот - шорох шов – шёл, польщённый – холщовый; грошовый- дешёвый, крючок – отчёт, пчёлы - Печора: pубашонка - тушёнка: огорчённый – девчонка; щёлочь – трущоба, лжёт – чужой, нагишом- - peтушёр, волчонок - ночёвка: ножовка – разжёванный, жёлудь – жонглёр. Из книги А. Т. Арсирия, Г. М. Дмитриевой «Материалы по занимательной грамматике русского языка»

№ слайда 9 Отгадайте и запишите слова по данным определениям. 1. Глухой шум от трения. 2. М
Описание слайда:

Отгадайте и запишите слова по данным определениям. 1. Глухой шум от трения. 2. Место соединения сшитых кусков. З. Сделанный из холста. 4. Детёныш галки. 5.Мастер по изготовлению ременной упряжи .6. Стержень для чистки канала ствола оружия. 7.Ощvщение жжения в пищеводе. 8. Колючий кустарник с кисло- сладкими ягодами. 9. Водитель автомобиля. 10 .Мощенная щебнем или асфальтированная д0рога. 11. Сделанный из камыша. 12. Презрительное название ненасытного человека. 13.Бедная, грязная, густо застроенная часть города. 14.Цирковой артист. 15. Наездник на скачках, бегах.16 Свекловичные выжимки, идущие в корм скоту.

№ слайда 10 Распределите слова в два столбика: а) с буквой ё после шипящих в корне; б) с бу
Описание слайда:

Распределите слова в два столбика: а) с буквой ё после шипящих в корне; б) с буквой о после шипящих в корне.   Уч..ный, ч..лн, ш..рстка, крыж..вник, пч..лы, ж..луди, сч..т, реш..тка, ш..пот, , трущ..бы, ш..рты, капюш..н, веч..рка, щ..тка,ж..кей,ш..фёр,ш..тландский,заж..г свет, громкий ш..пот, осторожный ш..рох, спелый крыж..вник, ж..лтый тюльпан, цирковой ж..нглёр, горький ш..колад, ч..ткий почерк, пш..нная каша.

№ слайда 11 Вставьте ё или о. 1. Окна стали ч…рными, ш..рохи за шторами. (А.Барто.) 2. В тиш
Описание слайда:

Вставьте ё или о. 1. Окна стали ч…рными, ш..рохи за шторами. (А.Барто.) 2. В тишине лесной глуши ш..пот к ш..роху спешит. (в.Суелов.) З. Волки, лисы, ястребы, совы, даже маленькие хищные горностаи и ласки издали замечают белую ш..рстку и белые перья на ч..рных проталинах. (В. Бuанкu.) 4. Ваня отош..л в сторону. Он сел на старый мельничный ж..рнов, положил подбородок на кулаки и стал терпеливо ждать. (Кат.) 5. Я выглянул в щ..лку палатки. Все небо было затянуто, ш..л мелкий холодный дождь. (П Рuшв.) 6. По берегу озера бегает, ноги мочит, в ч..рной косыночке и в ч..рном переднике, белощ..кая трясогузка. (Прuшв.) 7. Ветер, резкий и ж..сткий, несёт вдоль тротуаров холодную пыль. ( Прuлеж.) 8. Озорница пч..лка села мне на ч..лку. На макушку - скок. Думала: цветок! (Корч.) 9. Лес отч..тливо виден, до него километров семь. ( Пол.)

№ слайда 12 Проверочный диктант Трудолюбивые пч..лы, спелый крыж..вник, ж..лтый одуванчик, о
Описание слайда:

Проверочный диктант Трудолюбивые пч..лы, спелый крыж..вник, ж..лтый одуванчик, одинокий ч..лн, щ..лканье соловья, мягкая ш..рстка, поч..тный караул, подж..г бумагу, подж..г сена, ж..сткий диван, деш..вые товары, ч..рствый хлеб, ч..рный шёлк, разош..лся ш..в.

№ слайда 13 Рефлексия. О,Ё после шипящих Искл: Шов ,шорmы, шомпол, обжора, боржом ,трущоба ,
Описание слайда:

Рефлексия. О,Ё после шипящих Искл: Шов ,шорmы, шомпол, обжора, боржом ,трущоба ,капюшон, чопорный,крыжовник, р.Печора. жёг-гл. , жог- сущ. Искл.: 1).Скачок 2). Трещотка Ёр: 1).дирижёр 2). О чём, ещё.

№ слайда 14 Домашнее задание ВЫУЧИТЬ п. Выполнить упр.
Описание слайда:

Домашнее задание ВЫУЧИТЬ п. Выполнить упр.

Презентация на тему « Буквы Ё и О после шипящих в корне».( 5 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Презентация предназначена для  изучения темы « Буквы Ё и О после шипящих  в корне».( 5 класс)

 Собрались как-то в стране «Словообразование» ученые Гласные и Шипящие. Гласные О и Ё сказали: «Мы хотим жить везде! А чтобы нас не путали, давайте придерживаться буквы закона: там, где в слове пишется Ё, там и жить будет Ё, а там, где пишется О, жить будет О».

Улыбнулись О и Ё и сказали: « Heт  ничего проще. Надо только знать законы правописания:

1)      в корне пишем  Ё, если можно подобрать однокоренные слова с Е (печёнка - печень, жёлтый - желтеть, чёлка ­-чело, щётка - щетина); 

2)      если нельзя подобрать такое слово, пишем О (шоколад, шоссе, шофер, шомпол, шорох).

Автор Курсакова Людмила Ивановна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1454
Номер материала 37875
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓