Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Формируемые УУД
|
1. Организационный этап
|
Здравствуйте, юные
исследователи!
Серьезные проблемы сегодня будем мы решать.
Наблюдать, анализировать, рассуждать.
На такой вопрос нам предстоит найти ответ:
« Милосердие– это важно или нет?»
По итогам нашего исследования
«Какой урок вы считаете самым интересным и полезным» 70 % ребят ответили, что
это литературное чтение и основы православной культуры. Сегодня мы попробуем
их объединить. На уроке вы работаете в двух группах: актёры и исследователи,
но, волне возможно, исследователи станут актёрами, а актёры превратятся в
исследователей.
|
Проверка готовности к уроку
|
Личностные:
учебно-познавательный
интерес к новому учебному материалу.
|
2.
Проверка домашнего задания
|
Проверить
домашнее задание я предлагаю по таблице: вспомним заповеди, чему они учат.
|
Работа в парах по таблице, двое на доске заполняет
таблицу Взаимооценивание.
|
Коммуникативные: планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками
Познавательные: логические – анализ объектов
с целью выделения признаков
Регулятивные:
фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
|
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
учащихся
|
Чтобы определить тему урока и
поставить себе цели, послушаем ребят из группы исследователей
Что объединяет все эти высказывания?
Итак, тема урока милосердие. Часто ли мы слышим
это слово? А как часто видим милосердие в реальной жизни?
Мы сегодня поговорим о милосердии и сострадании. Поставим для себя
цели:
|
Жизнь нуждается в милосердии.
Милосердием мы бедны,
Кто-то злобствует, кто-то сердится,
Кто-то снова в тисках беды.
Жизнь нуждается в сострадании.
Наши души как топоры…
Слишком многих мы словом раним,
Позабыв, что слова остры.
1.Одно из самых красивых слов на свете- слово
милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует , любит и жалеет.
2. Любовь бывает разной. Она бывает радостной. При
встрече с любимым человеком лицо озаряется улыбкой и счастьем.
3.Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она
бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать, любовь подсказывает тебе:
чужой беды не бывает!
4.Ещё минуту назад этот человек был тебе не знаком. Но
ты узнал о его горе- и не смог остаться равнодушным.
Ответы детей
Выбирают цели урока.
(Я хочу понять, что такое …милосердие
Какие качества есть у милосердного человека. Какого человека называют
милосердным
Определить, что я должен делать, чтобы стать
милосердным, добрым человеком)
|
Познавательные:
общеучебные:
-формировать
смысловое чтение;
-
формировать умение извлекать необходимую информацию из иллюстраций, текстов.
Регулятивные:
целеполагание.
Познавательные:
общеучебные:
самостоятельно
выделять и формулировать познавательные цели.
|
4. Актуализация знаний
Проверка усвоения новых знаний
|
Как вы ребята понимаете слово «милосердие», сострадание? Что это
такое?
Слово исследователям.
Чем близки эти слова? Чем
отличаются? (Милосердие – это помощь в трудную минуту, а сострадание – это
жалость к человеку, который в беде).
Однажды Иисуса Христа спросили:
«Какая самая главная среди множества заповедей?» Он сказал: «Важнее всего
любовь к Богу и к человеку. Люби ближнего, как самого себя». И тогда ему
задали непростой вопрос: «А кто мой ближний?». Христос же на заданный ему
вопрос ответил притчей о добром самарянине.
Как вы поняли притчу Христа о добром
самаритянине?
Кто такой ближний?
ближний – тот, кто не оставит тебя в
беде, а также тот, кто нуждается в твоей помощи. Исполняя завет своего
основателя, христианская церковь уже много веков помогает больным, бездомным,
малоимущим, детям, инвалидам, тем, кто попал в беду. Какие качества в себе
развивать, чтобы стать милосердным человеком?
Помогая другим,
ты помогаешь себе, потому что творение добра приносит благо и радость для
тебя самого.
Помните удивительное
свойство души: чем больше мы отдаем добра другим, тем больше получаем его
|
Отчёт ребят из группы исследователей о работе со
словарями
Фронтальная работа
Отчёт группы о работе с притчами о доброте и
милосердии.
Вопросы группе актёров.
Учебный диалог
Вывод: как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так
и вы поступайте с ними…»
Работа на интерактивной доске (группировка качеств)
Выделить волшебным пером качества, которые цените в себе и окружающих
Исследование. Качества милосердного человека Работа в
тетради.
Вывод: Что значит быть милосердным?
– (Главное - любовь, бескорыстие, помощь)
Ответы детей.
|
Познавательные: умение
выделять существенную информацию из различных источников.
Регулятивные: удерживать
учебную задачу в процессе работы.
Коммуникативные: участие в коллективном
обсуждении учебной проблемы
|
5. Исследовательская работа с текстом
Притча
«Буря»
|
Можно ли научиться милосердию? Что для этого нужно
делать?
Найти различные способы помощи людям или животным в
той или иной ситуации.
1. Вы узнали, что рядом живет одинокая бабушка.
2. В минуту твоей беды тот, кого ты считал своим лучшим другом, не помог
тебе.
3. Вы нашли у своего дома маленького котенка
4.
Один из дежурных заболел, девочка берется за
уборку одна. Ей нужно поднять стулья, подмести, принести воду, вытереть пыль
и вымыть пол. Ваши действия?
5.
Девочку из первого класса толкнул старшеклассник.
Она стукнулась о стену и больно ударила руку. Девочка присела около стены и
заплакала. Вы идете мимо и видите плачущую девочку. Ваши действия?
6.
Зимой бывает скользко. Вы идете по улице. Перед
вами идет бабушка и вдруг она падает. Ваши действия?
Милосердие означает, что при встрече
с чужой бедой и горем надо отложить свои дела, забыть обо всем, кроме того,
что сейчас ты должен помочь.
|
Работа в группах.
Отчёт о работе.
|
Регулятивные - оценивать правильность
выполнения задания;
Познавательные: общеучебные – умение
структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания,
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
Коммуникативные – управление поведением
партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра
|
6. Физминутка
|
|
(Проводят дети)
Прилетели ангелочки-
Становились на носочки!
Вверх руками потянулись
И друг другу улыбнулись.
Крылышки расправили-
В стороны направили,
Наклонились до земли,
Словно тяжести несли.
Ножкой топнули,
Ручками хлопнули,
Полетели в высоту,
Чтобы там поймать звезду.
Глубоко вздохнули,
Плечи развернули,
Повели руками
Чуть над головами.
А теперь им всем пора
Делать добрые дела.
|
|
7.
|
Какие литературные произведения учат нас быть
милосердными?
|
Ответы детей.
Отчёт группы актёров.
Инсценирование отрывка из произведения Гайдара «Тимур и его команда»
Задают вопросы группе
исследователей по произведению Гайдара. (Почему ребята из повести А.Гайдара
придумали такую очень важную игру? Почему все свои добрые дела совершали
тайно?)
|
|
8. Творческая работа в группах
|
«Чаша терпения»
Возьмите чашу терпения, налейте туда полное сердце любви. Бросьте 2
горсти щедрости. Плесните туда юмора. Посыпьте добротой. Добавьте как можно
больше веры. Всё это хорошенько перемешайте! Намажьте на кусок отпущенной вам
жизни и предлагайте всем, кого встретите на своём жизненном пути!
Как жалко, что науке доброты
Нельзя по книжкам научиться в школе
У. Что хотел автор сказать последними строками?
Ю. Друнина хотела подчеркнуть, что милосердию и
состраданию человек может научиться только реально делая добрые дела. - Ждёшь ли ты похвалы за
свои добрые дела?
- Способен
ли сделать добро даже тому, кто тебе неприятен?
-
Размышляешь ли прежде – благо ли это?
- Легко ли
быть добрым человеком?
“Пока живёшь, твори добро, лишь путь добра – спасение
души” - гласит народная мудрость.
Какое доброе дело вы сможете совершить в ближайшее
время? (Шарик добрых дел)
-
|
Инсценирование (группа актёров)
Выполняют соответствующие
задания,
Проверка: проверяем и
доказываем
Пишут на листке, прикрепляют к шарику.
|
Коммуникативные:
- умение работать в
группе;
- учитывать разные
мнения;
- умение строить речевое
высказывание в соответствии с поставленными задачами;
-планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками.
|
9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
|
- На память
о сегодняшнем уроке вы получаете вырезанную из бумаги ладонь человека. На
этой ладони написаны слова народной мудрости: «Не оскудеет рука дающего!»
-
Разберитесь вместе с родителями, какой смысл заложен в этой мудрости. Что
значит слово «оскудеет?» Подумайте, кому нужна ваша помощь сейчас и
окажите её вовремя.
Задание записано на листке (по выбору)
|
|
Регулятивные:
- самоконтроль
деятельности;
-самооценка результатов
работы.
Личностные:
-формировать умение
высказывать свое мнение
-воспитывать культуру
поведения
|
9.
Обобщающий этап. Подведение итогов.
Рефлексия
|
- Хотите ли вы
продолжить разговор о доброте на следующих уроках?
- Предлагаю каждому подвести итог
своей работы. Закончите предложения:
- Над чем
заставил задуматься этот урок?
- По капле, по
кирпичику – медленно строится мир доброты. Если мы с вами будем милосерднее,
то мир станет добрее.
Песня «Доброта»
|
Продолжить фразу:
Я думаю,
что нести благо людям – это значит …
Чтобы
заслужить репутацию доброго человека, я должен …
Сегодня для меня было
самым интересным…
Я понял на уроке…
Я думаю, что…
Я очень рад, что…
|
Регулятивные:
-оценка – выделение и
осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Личностные:
-формировать умение
высказывать свое мнение
-воспитывать культуру
поведения
Регулятивные:
- осмысливание и
самоконтроль деятельности;
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.