Главная / Школьному психологу / ПРезентация Метод «Мандала» как профилактика тревожного состояния детей старшего дошкольного возраста

ПРезентация Метод «Мандала» как профилактика тревожного состояния детей старшего дошкольного возраста

Метод «Мандала» как профилактика тревожного состояния детей старшего дошкольн...
Что такое мандала? Одной из техник арт-терапии является создание циркулярных ...
История мандал Образ круга с изображенными в нем различными геометрическими ф...
Мандалы, используемые в работе: Насыпные мандалы Насыпные мандалы творятся из...
Работа с готовыми мандалами – использование заготовок. 1. Разрисовывание манд...
Cоздание собственных мандал – рисование, коллажирование. ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ МАН...
Разминка
Использование метода мандал при работе с тревожностью у детей Детская тревожн...
Из опыта работы
1 из 9

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Метод «Мандала» как профилактика тревожного состояния детей старшего дошкольного
Описание слайда:

Метод «Мандала» как профилактика тревожного состояния детей старшего дошкольного возраста Ведущие МК: Крюкова Д.С. Кузнецова О.В. 6.12.2013 год

№ слайда 2 Что такое мандала? Одной из техник арт-терапии является создание циркулярных ком
Описание слайда:

Что такое мандала? Одной из техник арт-терапии является создание циркулярных композиций — мандал. Слово мандала означает «круг». Круг является символом планеты Земля, а также символом защищенности материнского лона. Таким образом, при создании круга очерчивается граница, защищающая физическое и психологическое пространство. Спонтанная работа с цветом и формой внутри круга способствует изменению состояния сознания человека, вызывает разнообразные психосоматические феномены и открывает возможность для духовного роста личности. В психологической, развивающей и коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста   мандалы возможно применять в следующих целях: в целях стабилизации эмоционального состояния, нормализации поведения, снятия внутреннего напряжения в целях диагностики и коррекции актуального настроения, уровня тревожности в целях развития творческого мышления, развития мелкой моторики руки, воспитания терпеливости и аккуратности, развитие устойчивости, концентрации внимания. Техника мандалы используется в сочетании с другими приемами арт-терапевтической работы, например, с музыкой, сказкотерапией и др. Мандалы — это нечто большее, чем просто рисунки. Для детей мандала — это способ упорядочивания себя, своего внутреннего мира. Творческая работа с мандалой из-за её концентрической структуры привносит им нужную энергию во внутренний мир, для восстановления равновесия и спокойствия.

№ слайда 3 История мандал Образ круга с изображенными в нем различными геометрическими фигу
Описание слайда:

История мандал Образ круга с изображенными в нем различными геометрическими фигурами использовался в сакральных целях во многих древних культурах, например, в Месопотамии. Подобные формы бытовали у североамериканских индейцев, которые рисовали мандалы на песке с целью гармонизации внутреннего мира человека и внешней реальностью, а также для оздоровительных целях. Мандалы ассоциируются прежде всего с индийской и буддистской культурой, где мандалы были частью религиозных ритуалов и посвящений, медитационных практик, оздоровительных систем, а также элементом украшения. Многие храмы в Древней Индии сооружались в форме мандалы. В буддизме мандала обладала богатой символикой, применялась для подношений разным божествам. В 20-м веке мандала активно используется в психотерапии, в частности, в арт-терапии , когда специалистами было обнаружено свойство мандалы отражать глубокие психологические процессы человека и благотворно на них влиять. На связь мандалы с подсознанием человека обратил внимание выдающийся психиатр Карл Густав Юнг, который назвал мандалу архетипичным символом совершенства.

№ слайда 4 Мандалы, используемые в работе: Насыпные мандалы Насыпные мандалы творятся из вс
Описание слайда:

Мандалы, используемые в работе: Насыпные мандалы Насыпные мандалы творятся из всевозможных круп. Чем их больше, тем лучше, т.к. это дает большую свободу высвобождения внутренних импульсов наружу и больше рассказать самому себе о себе.Также можно использовать цветной песок, бросовый материал, геометрические фигуры (из бумаги, дерева), пуговицы.

№ слайда 5 Работа с готовыми мандалами – использование заготовок. 1. Разрисовывание мандалы
Описание слайда:

Работа с готовыми мандалами – использование заготовок. 1. Разрисовывание мандалы должно приносить радость. Главное правило: ребенок должен работать без принуждения. 2. Разукрашивание мандалы имеет смысл, если ребенок выбрал мандалу сам. Нельзя навязывать ребенку выбор мандалы. Он должен это сделать самостоятельно. 3. Разрисовывание мандалы требует высокой концентрации внимания. Ребенку необходимо позитивное подкрепление со стороны взрослого. 4. При разукрашивании мандалы нельзя давать установку на цвет. Ребенок должен делать выбор самостоятельно. Ведь только он решает, какой цвет нужен в данный момент. 5. В идеале, мандала должна разукрашиваться от наружного края к середине (для взрослых и подростков). Маленькие дети разукрашивают от середины к краю. 6. Избегайте комментариев по поводу работы и результата в присутствии ребенка, это негативно влияет на творчество, теряется чувство расслабления. 7. Чем чаще ребенок работает с мандалой, тем меньше будет трудностей с целенаправленностью поведения, тем больше он будет развивать свое творчество.

№ слайда 6 Cоздание собственных мандал – рисование, коллажирование. ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ МАНДАЛ
Описание слайда:

Cоздание собственных мандал – рисование, коллажирование. ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ МАНДАЛЫ - универсальное действо и ритуал самоинтеграции, другими словами - аутопсихотерапия. Во  время  создания  мандалы  желательно  соблюдать  некоторые  рекомендации: ·     Стараться  не  разговаривать  друг  с  другом,  лишь  в  исключительных  случаях  можно  шепотом  что-то  сказать  и  ответить. ·     Давать  возможность  детям  выбирать  понравившийся  цвет  самостоятельно. ·     Важно  сделать  искренний  рисунок. После  создания  мандалы  переходим  к  следующему  этапу  —  это  художественное  описание  мандалы.  При  желании  дети  могут  придумать  название  своей  творческой  работе . После  завершения  работы  участникам  важно  дать  возможность  проговорить  о  своих  чувствах,  переживаниях  по  поводу  работы  над  мандалой и  отношения  к  результату  (допускаются  корректные  наводящие  вопросы). По  результатам  проделанной  работы  заполняется  бланк  арт-терапевтического  занятия  для  каждого  ребёнка,  где  фиксируются  дата и  время,  основная  тема,  используемые  участником  цвета  и  изобразительные  материалы,  высказывания  участником  в  ходе  работы,  взаимодействие  с  ведущим  группы  и  другими  участниками,  отношение  к  работе  и  объяснения  участником  занятия  содержания  своей  изобразительной  продукции.

№ слайда 7 Разминка
Описание слайда:

Разминка

№ слайда 8 Использование метода мандал при работе с тревожностью у детей Детская тревожност
Описание слайда:

Использование метода мандал при работе с тревожностью у детей Детская тревожность может быть связана с: новыми социальными условиями; взаимоотношениями с родителями; личностные фобии, страхи. Как можно использовать мандалы при повышенном уровне тревожности: - предлагается раскрашивание мандал-раскрасок;  - создание собственных мандал из цветного песка, декоративных мелких камней, природного материала.  Дети в ходе индивидуальных и подгрупповых занятий раскрашивают мандалы, начиная от простых узоров, заканчивая более сложными.  Создание собственных мандал из разнообразного материала ( цветной песок, соль, камушки, кристаллы) развивает творческие способности, детскую фантазию, мелкую моторику руки. При работе с цветным песком используется набор из нескольких цветов, или же песочница. Можно использовать 1 кг цветного песка и разровнять его по поверхности песочницы. При желании дети украшают изображение стразами, бусинками. После окончания работы можно предложить детям дать название своим «волшебным кругам», рассказать о проделанной работе. Таким образом, работа с мандалами оказывает не только коррекционное воздействие на личность ребенка, а еще способствует развитию речи детей дошкольного возраста.

№ слайда 9 Из опыта работы
Описание слайда:

Из опыта работы

ПРезентация Метод «Мандала» как профилактика тревожного состояния детей старшего дошкольного возраста
  • Школьному психологу
Описание:

 

Одной из техник арт-терапии является создание циркулярных композиций — мандал. Слово мандала означает «круг».

Круг является символом планеты Земля, а также символом защищенности материнского лона. Таким образом, при создании круга очерчивается граница, защищающая физическое и психологическое пространство. Спонтанная работа с цветом и формой внутри круга способствует изменению состояния сознания человека, вызывает разнообразные психосоматические феномены и открывает возможность для духовного роста личности.

 

В психологической, развивающей и коррекционной  работе с детьми старшего дошкольного возраста   мандалы возможно применять в следующих целях:

 

¢в целях стабилизации эмоционального состояния, нормализации поведения, снятия внутреннего напряжения

 

¢в целях диагностики и коррекции актуального настроения, уровня тревожности

 

¢в целях  развития творческого мышления, развития мелкой моторики руки, воспитания терпеливости и аккуратности, развитие устойчивости, концентрации внимания.

 


Техника
мандалы используется в сочетании с другими приемами арт-терапевтической работы, например, с музыкой, сказкотерапией и др.

Мандалы — это нечто большее, чем просто рисунки. Для детей мандала — это способ упорядочивания себя, своего внутреннего мира. Творческая работа с мандалой из-за её концентрической структуры привносит им нужную энергию во внутренний мир, для восстановления равновесия и спокойствия.

 

Автор Кузнецова Оксана Владимировна
Дата добавления 19.12.2014
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 2684
Номер материала 7822
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓