Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Метод «Мандала»
как профилактика тревожного состояния детей старшего дошкольного возраста
Ведущие МК:
Крюкова Д.С.
Кузнецова О.В.
6.12.2013 год
2 слайд
Что такое мандала?
Одной из техник арт-терапии является создание циркулярных композиций — мандал. Слово мандала означает «круг».
Круг является символом планеты Земля, а также символом защищенности материнского лона. Таким образом, при создании круга очерчивается граница, защищающая физическое и психологическое пространство. Спонтанная работа с цветом и формой внутри круга способствует изменению состояния сознания человека, вызывает разнообразные психосоматические феномены и открывает возможность для духовного роста личности.
В психологической, развивающей и коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста мандалы возможно применять в следующих целях:
в целях стабилизации эмоционального состояния, нормализации поведения, снятия внутреннего напряжения
в целях диагностики и коррекции актуального настроения, уровня тревожности
в целях развития творческого мышления, развития мелкой моторики руки, воспитания терпеливости и аккуратности, развитие устойчивости, концентрации внимания.
Техника мандалы используется в сочетании с другими приемами арт-терапевтической работы, например, с музыкой, сказкотерапией и др.
Мандалы — это нечто большее, чем просто рисунки. Для детей мандала — это способ упорядочивания себя, своего внутреннего мира. Творческая работа с мандалой из-за её концентрической структуры привносит им нужную энергию во внутренний мир, для восстановления равновесия и спокойствия.
3 слайд
История мандал
Образ круга с изображенными в нем различными геометрическими фигурами использовался в сакральных целях во многих древних культурах, например, в Месопотамии. Подобные формы бытовали у североамериканских индейцев, которые рисовали мандалы на песке с целью гармонизации внутреннего мира человека и внешней реальностью, а также для оздоровительных целях.
Мандалы ассоциируются прежде всего с индийской и буддистской культурой, где мандалы были частью религиозных ритуалов и посвящений, медитационных практик, оздоровительных систем, а также элементом украшения. Многие храмы в Древней Индии сооружались в форме мандалы. В буддизме мандала обладала богатой символикой, применялась для подношений разным божествам.
В 20-м веке мандала активно используется в психотерапии, в частности, в арт-терапии , когда специалистами было обнаружено свойство мандалы отражать глубокие психологические процессы человека и благотворно на них влиять. На связь мандалы с подсознанием человека обратил внимание выдающийся психиатр Карл Густав Юнг, который назвал мандалу архетипичным символом совершенства.
4 слайд
Мандалы, используемые в работе:
Насыпные мандалы
Насыпные мандалы творятся из всевозможных круп. Чем их больше, тем лучше, т.к. это дает большую свободу высвобождения внутренних импульсов наружу и больше рассказать самому себе о себе.Также можно использовать цветной песок, бросовый материал, геометрические фигуры (из бумаги, дерева), пуговицы.
5 слайд
Работа с готовыми мандалами – использование заготовок.
1. Разрисовывание мандалы должно приносить радость. Главное правило: ребенок должен работать без принуждения.
2. Разукрашивание мандалы имеет смысл, если ребенок выбрал мандалу сам. Нельзя навязывать ребенку выбор мандалы. Он должен это сделать самостоятельно.
3. Разрисовывание мандалы требует высокой концентрации внимания. Ребенку необходимо позитивное подкрепление со стороны взрослого.
4. При разукрашивании мандалы нельзя давать установку на цвет. Ребенок должен делать выбор самостоятельно. Ведь только он решает, какой цвет нужен в данный момент.
5. В идеале, мандала должна разукрашиваться от наружного края к середине (для взрослых и подростков). Маленькие дети разукрашивают от середины к краю.
6. Избегайте комментариев по поводу работы и результата в присутствии ребенка, это негативно влияет на творчество, теряется чувство расслабления.
7. Чем чаще ребенок работает с мандалой, тем меньше будет трудностей с целенаправленностью поведения, тем больше он будет развивать свое творчество.
6 слайд
Cоздание собственных мандал – рисование, коллажирование.
ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ МАНДАЛЫ - универсальное действо и ритуал самоинтеграции, другими словами - аутопсихотерапия.
Во время создания мандалы желательно соблюдать некоторые рекомендации:
· Стараться не разговаривать друг с другом, лишь в исключительных случаях можно шепотом что-то сказать и ответить.
· Давать возможность детям выбирать понравившийся цвет самостоятельно.
· Важно сделать искренний рисунок.
После создания мандалы переходим к следующему этапу — это художественное описание мандалы. При желании дети могут придумать название своей творческой работе .
После завершения работы участникам важно дать возможность проговорить о своих чувствах, переживаниях по поводу работы над мандалой и отношения к результату (допускаются корректные наводящие вопросы).
По результатам проделанной работы заполняется бланк арт-терапевтического занятия для каждого ребёнка, где фиксируются дата и время, основная тема, используемые участником цвета и изобразительные материалы, высказывания участником в ходе работы, взаимодействие с ведущим группы и другими участниками, отношение к работе и объяснения участником занятия содержания своей изобразительной продукции.
7 слайд
Разминка
8 слайд
Использование метода мандал при работе с тревожностью у детей
Детская тревожность может быть связана с:
новыми социальными условиями;
взаимоотношениями с родителями;
личностные фобии, страхи.
Как можно использовать мандалы при повышенном уровне тревожности:
- предлагается раскрашивание мандал-раскрасок;
- создание собственных мандал из цветного песка, декоративных мелких камней, природного материала.
Дети в ходе индивидуальных и подгрупповых занятий раскрашивают мандалы, начиная от простых узоров, заканчивая более сложными.
Создание собственных мандал из разнообразного материала ( цветной песок, соль, камушки, кристаллы) развивает творческие способности, детскую фантазию, мелкую моторику руки. При работе с цветным песком используется набор из нескольких цветов, или же песочница. Можно использовать 1 кг цветного песка и разровнять его по поверхности песочницы. При желании дети украшают изображение стразами, бусинками. После окончания работы можно предложить детям дать название своим «волшебным кругам», рассказать о проделанной работе. Таким образом, работа с мандалами оказывает не только коррекционное воздействие на личность ребенка, а еще способствует развитию речи детей дошкольного возраста.
9 слайд
Из опыта работы
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Одной из техник арт-терапии является создание циркулярных композиций — мандал. Слово мандала означает «круг».
Круг является символом планеты Земля, а также символом защищенности материнского лона. Таким образом, при создании круга очерчивается граница, защищающая физическое и психологическое пространство. Спонтанная работа с цветом и формой внутри круга способствует изменению состояния сознания человека, вызывает разнообразные психосоматические феномены и открывает возможность для духовного роста личности.
В психологической, развивающей и коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста мандалы возможно применять в следующих целях:
¢в целях стабилизации эмоционального состояния, нормализации поведения, снятия внутреннего напряжения
¢в целях диагностики и коррекции актуального настроения, уровня тревожности
¢в целях развития творческого мышления, развития мелкой моторики руки, воспитания терпеливости и аккуратности, развитие устойчивости, концентрации внимания.
Техника мандалы используется в сочетании с другими приемами арт-терапевтической работы, например, с музыкой, сказкотерапией и др.
Мандалы — это нечто большее, чем просто рисунки. Для детей мандала — это способ упорядочивания себя, своего внутреннего мира. Творческая работа с мандалой из-за её концентрической структуры привносит им нужную энергию во внутренний мир, для восстановления равновесия и спокойствия.
6 663 899 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Иванова Оксана Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72/144/180 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
3 ч.
Мини-курс
2 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.