Главная / Русский язык и литература / Презентация+ конспект урока для 10 класса «Художественное своеобразие романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин»»

Презентация+ конспект урока для 10 класса «Художественное своеобразие романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин»»

Документы в архиве:

9.26 МБ А.С.Пушкин Евгений Онегин - - Глава 1. Читает И.Смоктуновский.mp3
1.25 МБ пушкин.pptx
30.2 КБ урок вступление.docx

Название документа пушкин.pptx

Художественное своеобразие романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
««Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его ...
Романти́зм (фр. romantisme) — явление европейской культуры в XVIII—XIX веках...
Роман в стихах — литературный жанр, сочетающий присущие роману свойства компо...
Замысел и история создания произведения
Эпиграф: «Проникнутый тщеславием, он обладал сверх того еще особенной гордост...
 Иннокентий Михайлович Смоктуновский
Работа с текстом романа
Онегинская строфа-соединение ямбических четверостиший в строгом порядке трёх ...
Домашнее задание 1.Чтение и анализ глав романа; 2. Раздел учебника о «Евгении...
1 из 21

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Художественное своеобразие романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
Описание слайда:

Художественное своеобразие романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

№ слайда 2 ««Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фан
Описание слайда:

««Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии…Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства ,понятия, идеалы. Оценить такое произведение- значит оценить самого поэта во всем объёме его творческой деятельности» В.Г.Белинский

№ слайда 3 Романти́зм (фр. romantisme) — явление европейской культуры в XVIII—XIX веках, п
Описание слайда:

Романти́зм (фр. romantisme) — явление европейской культуры в XVIII—XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Реализм (от лат. realis – вещественный) – художественный метод в искусстве и литературе, правдивое изображение действительности, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах.

№ слайда 4 Роман в стихах — литературный жанр, сочетающий присущие роману свойства композиц
Описание слайда:

Роман в стихах — литературный жанр, сочетающий присущие роману свойства композиции, хронотопа и системы персонажей со стихотворной формой Из письма А. С. Пушкина к П. А.Вяземскому: « Я теперь пишу не роман, а роман в стихах- дьявольская разница… Пишу с упоением, что уже давно со мною не было…»

№ слайда 5 Замысел и история создания произведения
Описание слайда:

Замысел и история создания произведения

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7
Описание слайда:

№ слайда 8
Описание слайда:

№ слайда 9
Описание слайда:

№ слайда 10
Описание слайда:

№ слайда 11
Описание слайда:

№ слайда 12
Описание слайда:

№ слайда 13
Описание слайда:

№ слайда 14
Описание слайда:

№ слайда 15
Описание слайда:

№ слайда 16
Описание слайда:

№ слайда 17 Эпиграф: «Проникнутый тщеславием, он обладал сверх того еще особенной гордостью,
Описание слайда:

Эпиграф: «Проникнутый тщеславием, он обладал сверх того еще особенной гордостью, которая побуждает признаваться с одинаковым равнодушием как в своих добрых, так и дурных поступках, - следствие чувства превосходства, быть может мнимого»

№ слайда 18  Иннокентий Михайлович Смоктуновский
Описание слайда:

 Иннокентий Михайлович Смоктуновский

№ слайда 19 Работа с текстом романа
Описание слайда:

Работа с текстом романа

№ слайда 20 Онегинская строфа-соединение ямбических четверостиший в строгом порядке трёх вид
Описание слайда:

Онегинская строфа-соединение ямбических четверостиший в строгом порядке трёх видов их рифмовки (перекрёстная, смежная, опоясывающая). Заключение строфы двустишием со смежно рифмующимися строками. Пример: Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог. Его пример — другим наука; Но, Боже мой, какая скука С больным сидеть и день и ночь, Не отходя ни шагу прочь! Какое низкое коварство Полуживого забавлять, Ему подушки поправлять, Печально подносить лекарство, Вздыхать и думать про себя: Когда же черт возьмет тебя!

№ слайда 21 Домашнее задание 1.Чтение и анализ глав романа; 2. Раздел учебника о «Евгении Он
Описание слайда:

Домашнее задание 1.Чтение и анализ глав романа; 2. Раздел учебника о «Евгении Онегине», критика романа 3. Обзор крылатых фраз романа (не менее 7 примеров) Пример: Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь…

Название документа урок вступление.docx

Конспект урока для 10 класса

по теме:

«Художественное своеобразие романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин»»


Тип урока: вступительный урок

Цели урока: 1. Знать историю создания романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», особенности сюжета и жанровое своеобразие

2. развитие у учащихся живого интереса к роману, увлечение его художественным совершенством.

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к роману; мультимедийная установка.

 

Ход урока.

I.Работа с эпиграфом (2 слайд):

««Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии…Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства ,понятия, идеалы. Оценить такое произведение- значит оценить самого поэта во всем объёме его творческой деятельности»

В.Г.Белинский


II.Беседа с учащимися о романтизме:

  • Вспомните, какие черты присущи романтизму?

(яркая личность, экзотическая природа, противостояние героя и общества)

  • Какой жанр в нём преобладает? (роман)

Запишем определение романтизма (3 слайд)

Романти́зм (фр. romantisme) — явление европейской культуры в XVIII—XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.

  • Какие черты романтизма присущи творчеству Пушкина?

  • Находят ли эти черты отражение в романе «Евгений Онегин»?

  • Где именно?

Черты романтизма

Реализация в романе

Яркая личность героя

Характер Онегина многогранен, самобытен, вокруг него строится сюжет романа

Противостояние героя и общества

Отторжение героем столичного и деревенского общества

Экзотическая природа, колорит

Переход к реализму, описание национального колорита, нет единения героя с природой

Ведущий жанр-роман

Сложный жанр произведения, где субъективная оценка автора передаётся посредством стихотворной формы



III.Понятие реализма (3 слайд)

Реализм (от лат. realis – вещественный) – художественный метод в искусстве и литературе, правдивое изображение действительности, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах.

  • Как реализм воплотился в романе?

  • Можно ли роман «Евгений Онегин» назвать энциклопедией русской жизни?

  • Почему? ( да, так как отражены все сферы обыденной русской жизни )

IV.Роман в стихах (4 слайд)

  • В чём особенность жанра произведения?

-Давайте попытаемся разобраться в этом понятии.

Роман в стихах — литературный жанр, сочетающий присущие роману свойства композиции, хронотопа и системы персонажей со стихотворной формой


Из письма А. С. Пушкина к П. А.Вяземскому:

« Я теперь пишу не роман, а роман в стихах- дьявольская разница… Пишу с упоением, что уже давно со мною не было…»

- Хорошо, мы разобрались с жанром произведения, а теперь перейдём к истории его создания и творческому замыслу поэта.


V.Замысел и история создания произведения (5 слайд)

Для того чтобы лучше понять произведение, необходимо ознакомиться с историей его создания.

-  Роман «Евгений Онегин» был начат поэтом в южной ссылке (9 мая 1823 года) и кончен Болдинской осенью (25 сентября 1830 года). Но на этом работа над романом не прекратилась. В 1831 году поэт переделал последнюю, восьмую главу и написал письмо Онегина к Татьяне.

Вполне естественно, что в течение семи лет план романа менялся. Последний набросок плана «Евгения Онегина» (26 сентября 1830 года) включает десять глав. Восьмая глава должна была стать девятой, а вместо нее после седьмой главы Пушкин намеревался подробно описать путешествие Онегина. Заключался роман десятой главой, где говорилось о зарождении тайных декабристских обществ. Десятая глава и «Путешествие Онегина» не были завершены поэтом, хотя он придавал своему замыслу большое значение и не раз впоследствии возвращался к нему. Современники, которым Пушкин читал десятую главу, и сам поэт понимали, что по цензурным причинам она не могла появиться в печати. 19 октября 1830 года, в день очередной лицейской годовщины, Пушкин сжег десятую главу, как об этом свидетельствует помета на рукописи «Метели». Но, по-видимому, Пушкин оставил в своем распоряжении какие-то копии десятой главы, потому что отрывки из нее он читал П. А. Вяземскому и А. И. Тургеневу. Кроме того, в бумагах Пушкина были обнаружены текст начальных четверостиший первых шестнадцати строф, тщательно зашифрованных, и недоработанный черновой текст трех строф (XVXVI и XVII). Пушкинисты нашли ключ к шифру Пушкина и теперь нам известны в отрывках и с пропусками семнадцать строф десятой главы.

Однако ни «Путешествие Онегина», ни десятая глава в окончательный текст романа не вошли, хотя отрывки из «Путешествия Онегина» Пушкин опубликовал в примечании к роману. Таким образом, «Евгений Онегин» состоит из восьми глав и представляет собой законченное произведение.

           Действие романа развивается с 1819 по 1825 год. Именно в это время, насыщенное большими политическими событиями в истории России и Европы, складывался и сложился тип человека, подобного герою пушкинского произведения.

           В России и в Европе сгущалась предгрозовая атмосфера революционных и национально-освободительных движений и одновременно усиливалась реакция. Пушкин хотел воссоздать духовную атмосферу, в которой рождался тип Евгения Онегина, со всей правдивостью и последовательностью.

           В течение семи лет и сам Пушкин не оставался неизменным. Поэт запечатлел в «Евгении Онегине» и собственный духовный рост, и развитие своих героев. Пушкин смотрел на них глазами современника и глазами человека, для которого они стали уже историческими типами. Так, в романе Пушкина объединились история и современность. В «Евгении Онегине» предстала реально движущаяся история русского общества.

           Думая о форме плана, Пушкин в начале работы над романом не знал, какие поправки внесет жизнь в ход повествования:

                          И даль свободного романа

                          Я сквозь магический кристалл

                          Еще не ясно различал. (8, L)

  • Когда и где писал его Пушкин?

  • О чем он думал, что его волновало?

  • Какие люди и события связаны с этим произведением?

VI/Работа с иллюстрациями (6-16 слайд)     

- Хорошо, а теперь обратите внимание на слайд

  • Как вы думаете кого изобразил А.С. Пушкин на этих зарисовках?

( Онегин, Ленский, Онегин и Пушкин)

- Задание усложняется. На иллюстрациях представлены эпизоды романа, ваша задача озаглавить их строками из романа.

1. Онегин добрый мой приятель

Родился на брегах Невы

Где может быть родились вы…

2. Быть можно дельным человекам

И думать о красе ногтей

3. Они сошлись волна и камень

Стихи и проза лед и камень

4. Упала в снег, медведь проворно

Её хватает и несёт.

5. Вот пистолеты уж блеснули

Гремит о шомпол молоток

6. Младой певец

Нашёл безвременный конец.

7.Я к вам пишу чего же боле…

8. Я вас люблю (чего лукавить?)

Но я другому отдана

И буду век ему верна

VII.Работа с эпиграфом романа (слайд 17)

- Замечательно, а теперь перед тем как начать анализ текста романа, поработаем с эпиграфом:

«Проникнутый тщеславием, он обладал сверх того еще особенной гордостью, которая побуждает признаваться с одинаковым равнодушием как в своих добрых, так и дурных поступках, - следствие чувства превосходства, быть может мнимого»

  • Почему на ваш взгляд, автор выбрал именно эти строки в качестве эпиграфа к роману?

( В нём определялось, что болезнь века - равнодушие- распространилось и на отношение героя к самому себе. Причиною болезни называлось качество, которое сродни самоутверждению, хотя оно в этих нескольких фразах повышалось в ранге: тщеславие- гордость- чувство превосходства. Загадка эпиграфа состоит в том, что причина болезни мнимая, но сама болезнь реальная)

VIII.Беседа по посвещению и первой главе

1.Слушаем отрывок из романа «Евгений Онегин в исполнении И.Смоктуновского (слайд 18)

2. Вопросы к главе (слайд 19)

  • Как отзывается Пушкин о своём романе в посвящении? (« собрание пёстрых глав»)

  • Почему нельзя поменять местами первую и вторую строфу?

  • Сочетание иронии и сочувствия в рассказе об Онегине? ( как называет его автор, как оценивает его знания, интересы, увлечения)

  • Воспитание и образ жизни юного Онегина, и их влияние на формирование его личности?

  • Причины разочарования Онегина?

  • Что сблизило автора и Евгения?

  • В чем различие между автором и Онегиным?

  • О чём могла идти речь в строфах заменённых многоточием?



IX. Онегинская строфа (слайд 20)

- Поработав с текстом романа, вы наверняка заметили особенности его написания.

Особое удивление вызовет у нас «единица» текста роман, которая организует всё его пространства, весь мир,- « Онегинская строфа»

-Внимательно прочитаем первую строфу первой главы:

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример — другим наука;
Но, Боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет тебя!

  • Сколько строф, в каждой главе?

  • Какими строфами начинается и оканчивается глава?

  • Определим рифмы присущие данной строфе.

(слайд)

X.Онегинская строфа — строфа, которой был написан роман в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» 14 строк четырехстопного ямба.

В основу строфы был положен сонет — 14-строчное стихотворение с определенной рифменной схемой. От сонета «английского» («шекспировского») типа Пушкиным было взято строфическое строение (три катрена и заключительное двустишие), от «итальянского» («петраркианского») сонета — принцип упорядоченности рифменной схемы. Однако, в отличие от сонетной традиции, в которой упорядочение рифмы шло по линии связывания катренов между собой рифменными цепями, Пушкин упорядочил саму систему рифмовки: в первом катрене она перекрёстная, во втором — парная, в третьем — опоясывающая. Рифменная схема AbAb CCdd EffE gg (прописными буквами традиционно обозначается женская рифма, строчными — мужская).

XI.Итог урока.

Таким образом, сегодня на уроке мы познакомились с романом А.С. Пушкина «Евгений Онегин», с которым нам предстоит работа на нескольких уроках. Окунулись в атмосферу создания этого романа и познакомились с особенностями его жанрового своеобразия.

XII. Домашнее задание (слайд 21)

Выпишите фразы романа, которые со временем оживит ваша память, как пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения…

1.Чтение и анализ глав романа;

2. Раздел учебника о «Евгении Онегине», критика романа

3. Обзор крылатых фраз романа (не менее 7 примеров)

Пример:

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь…

Презентация+ конспект урока для 10 класса «Художественное своеобразие романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин»»
  • Русский язык и литература
Описание:

В архиве представлены материалы к уроку по теме: «Художественное своеобразие романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин»»  ( конспект +  презентация). Данная разработка расчитана на учащихся десятого класса. Урок является первым (вступительным) в серии уроков направленных на изучения романа "Евгений Онегин". 

Урок направлен на первичное знакомство с текстом, он позволяет познакомить учащихся с историей создания произведения, увидеть жанровую специфику и выделить особенности композиционного строя. 

Урок построен от частного к целому, начиная от общих представлений о романе, переходя к его первичному анализу. В качестве эпиграфа взято высказывание В.Г.Белинского, позволяющее наметить общую проблематику романа.

Так же в конспекте представлен теоретический материал, позволяющий учащимся на основе сравнительного анализа, сформулировать,чем романтизм отличается от реализма и проследить следы двух эих направлений в романе.

Еще один интересный прием-это работа с иллюстрациями к тексту, данный вид работы позволяет не только проверить знание текста, но и проследить первичное восприятие романа.

По мимо этого на уроки используется аудиозапись с отрывками из романа, текст читают профессиональные актеры, работа с данной записью, позволяет проследить ритмику романа, ее ритмические особенности.

В целом урок направлен на первичное воспритие текста, знакомство с его особенностями, рассмотрение романа со всех сторон (жанровой, композиционной,сюжетной, исторической).

Домашняя задание носит творческий характер, нужна поработать с афоризмами из романа.

 

 

 

 

 

 

Автор Неня Ольга Васильевна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 3646
Номер материала 2820
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓