Инфоурок Литература КонспектыПрезентация+ конспект урока для 10 класса «Художественное своеобразие романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин»»

Презентация+ конспект урока для 10 класса «Художественное своеобразие романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин»»

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

А.С.Пушкин Евгений Онегин - - Глава 1. Читает И.Смоктуновский.mp3 пушкин.pptx урок вступление.docx

Выбранный для просмотра документ пушкин.pptx

Скачать материал "Презентация+ конспект урока для 10 класса «Художественное своеобразие романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин»»"

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Заведующий отделом архива

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Художественное своеобразие романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

    1 слайд

    Художественное своеобразие романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

  • ««Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его...

    2 слайд

    ««Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии…Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства ,понятия, идеалы. Оценить такое произведение- значит оценить самого поэта во всем объёме его творческой деятельности»
    В.Г.Белинский

  • Романти́зм (фр. romantisme) — явление европейской культуры в X...

    3 слайд



    Романти́зм (фр. romantisme) — явление европейской культуры в XVIII—XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.



    Реализм (от лат. realis – вещественный) – художественный метод в искусстве и литературе, правдивое изображение действительности, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах.



  • Роман в стихах — литературный жанр, сочетающий присущие роману свойства компо...

    4 слайд

    Роман в стихах — литературный жанр, сочетающий присущие роману свойства композиции, хронотопа и системы персонажей со стихотворной формой

    Из письма А. С. Пушкина к П. А.Вяземскому:
    « Я теперь пишу не роман, а роман в стихах- дьявольская разница… Пишу с упоением, что уже давно со мною не было…»

  • Замысел и история создания произведения

    5 слайд

    Замысел и история создания произведения

  • 6 слайд

  • 7 слайд

  • 8 слайд

  • 9 слайд

  • 10 слайд

  • 11 слайд

  • 12 слайд

  • 13 слайд

  • 14 слайд

  • 15 слайд

  • 16 слайд

  • Эпиграф:«Проникнутый тщеславием, он обладал сверх того еще особенной гордость...

    17 слайд

    Эпиграф:
    «Проникнутый тщеславием, он обладал сверх того еще особенной гордостью, которая побуждает признаваться с одинаковым равнодушием как в своих добрых, так и дурных поступках, - следствие чувства превосходства, быть может мнимого»

  •  Иннокентий Михайлович Смоктуновский

    18 слайд

     Иннокентий Михайлович
    Смоктуновский

  • Работа с текстом романа

    19 слайд

    Работа с текстом романа

  • Онегинская строфа-соединение ямбических четверостиший в строгом порядке трёх...

    20 слайд

    Онегинская строфа-соединение ямбических четверостиший в строгом порядке трёх видов их рифмовки (перекрёстная, смежная, опоясывающая). Заключение строфы двустишием со смежно рифмующимися строками.

    Пример:
    Мой дядя самых честных правил,
    Когда не в шутку занемог,
    Он уважать себя заставил
    И лучше выдумать не мог.
    Его пример — другим наука;
    Но, Боже мой, какая скука
    С больным сидеть и день и ночь,
    Не отходя ни шагу прочь!
    Какое низкое коварство
    Полуживого забавлять,
    Ему подушки поправлять,
    Печально подносить лекарство,
    Вздыхать и думать про себя:
    Когда же черт возьмет тебя!


  • Домашнее задание1.Чтение и анализ глав романа;
2. Раздел учебника о «Евгении...

    21 слайд

    Домашнее задание
    1.Чтение и анализ глав романа;
    2. Раздел учебника о «Евгении Онегине», критика романа
    3. Обзор крылатых фраз романа (не менее 7 примеров)
    Пример:
    Мы все учились понемногу
    Чему-нибудь и как-нибудь…

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ урок вступление.docx

Конспект урока для 10 класса

по теме:

«Художественное своеобразие романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин»»

 

Тип урока: вступительный урок

Цели урока: 1. Знать историю создания романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», особенности сюжета и жанровое своеобразие

2. развитие у учащихся живого интереса к роману, увлечение его художественным совершенством.

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к роману; мультимедийная установка.

 

Ход урока.

I.Работа с эпиграфом (2 слайд):

««Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии…Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства ,понятия, идеалы. Оценить такое произведение- значит оценить самого поэта во всем объёме его творческой деятельности»

В.Г.Белинский

 

II.Беседа с учащимися о романтизме:

·                    Вспомните, какие черты присущи романтизму?

(яркая личность, экзотическая природа, противостояние героя и общества)

·                    Какой жанр в нём преобладает? (роман)

Запишем определение романтизма (3 слайд)

Романти́зм (фр. romantisme) — явление европейской культуры в XVIII—XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.

·                    Какие черты романтизма присущи творчеству Пушкина?

·                    Находят ли эти черты отражение в романе «Евгений Онегин»?

·                    Где именно?

Черты романтизма

Реализация в романе

Яркая личность героя

Характер Онегина многогранен, самобытен, вокруг него строится сюжет романа

Противостояние героя и общества

Отторжение героем столичного и деревенского общества

Экзотическая природа, колорит

Переход к реализму, описание национального колорита, нет единения героя с природой

Ведущий жанр-роман

Сложный жанр произведения, где субъективная оценка автора передаётся посредством стихотворной формы

 

 

III.Понятие реализма (3 слайд)

Реализм (от лат. realis – вещественный) – художественный метод в искусстве и литературе, правдивое изображение действительности, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах.

·                    Как реализм воплотился в романе?

·                    Можно ли роман «Евгений Онегин» назвать энциклопедией русской жизни?

·                    Почему? ( да, так как отражены все сферы обыденной русской жизни )

IV.Роман в стихах (4 слайд)

·                  В чём особенность жанра произведения?

-Давайте попытаемся разобраться в этом понятии.

Роман в стихах — литературный жанр, сочетающий присущие роману свойства композиции, хронотопа и системы персонажей со стихотворной формой

 

Из письма А. С. Пушкина  к П. А.Вяземскому:

     « Я теперь пишу не роман, а роман в стихах- дьявольская разница… Пишу с упоением, что уже давно со мною не было…»

- Хорошо, мы разобрались с жанром произведения, а теперь перейдём к истории его создания и творческому замыслу поэта.

 

V.Замысел и история создания произведения (5 слайд)

 Для того чтобы лучше понять произведение, необходимо ознакомиться с историей его создания.

-  Роман «Евгений Онегин» был начат поэтом в южной ссылке (9 мая 1823 года) и кончен Болдинской осенью (25 сентября 1830 года). Но на этом работа над романом не прекратилась. В 1831 году поэт переделал последнюю, восьмую главу и написал письмо Онегина к Татьяне.

Вполне естественно, что в течение семи лет план романа ме­нялся. Последний набросок плана «Евгения Онегина» (26 сен­тября 1830 года) включает десять глав. Восьмая глава должна была стать девятой, а вместо нее после седьмой главы Пушкин намеревался подробно описать путешествие Онегина. Заключался роман десятой главой, где говорилось о зарождении тайных де­кабристских обществ. Десятая глава и «Путешествие Онегина» не были завершены поэтом, хотя он придавал своему замыслу большое значение и не раз впоследствии возвращался к нему. Современники, которым Пушкин читал десятую главу, и сам поэт понимали, что по цензурным причинам она не могла по­явиться в печати. 19 октября 1830 года, в день очередной лицей­ской годовщины, Пушкин сжег десятую главу, как об этом свиде­тельствует помета на рукописи «Метели». Но, по-видимому, Пуш­кин оставил в своем распоряжении какие-то копии десятой главы, потому что отрывки из нее он читал П. А. Вяземскому и А. И. Тургеневу. Кроме того, в бумагах Пушкина были обнару­жены текст начальных четверостиший первых шестнадцати строф, тщательно зашифрованных, и недоработанный черновой текст трех строф (XVXVI и XVII). Пушкинисты нашли ключ к шифру Пушкина и теперь нам известны в отрывках и с пропусками сем­надцать строф десятой главы.

Однако ни «Путешествие Онегина», ни десятая глава в окон­чательный текст романа не вошли, хотя отрывки из «Путешествия Онегина» Пушкин опубликовал в примечании к роману. Таким образом, «Евгений Онегин» состоит из восьми глав и представляет собой законченное произведение.

           Действие романа развивается с 1819 по 1825 год. Именно в это время, насыщенное большими политическими событиями в истории России и Европы, складывался и сложился тип чело­века, подобного герою пушкинского произведения.

           В России и в Европе сгущалась предгрозовая атмосфера ре­волюционных и национально-освободительных движений и одно­временно усиливалась реакция. Пушкин хотел воссоздать духов­ную атмосферу, в которой рождался тип Евгения Онегина, со всей правдивостью и последовательностью.

           В течение семи лет и сам Пушкин не оставался неизменным. Поэт запечатлел в «Евгении Онегине» и собственный духовный рост, и развитие своих героев. Пушкин смотрел на них глазами современника и глазами человека, для которого они стали уже историческими типами. Так, в романе Пушкина объединились история и современность. В «Евгении Онегине» предстала реально движущаяся история русского общества.

           Думая о форме плана, Пушкин в начале работы над романом не знал, какие поправки внесет жизнь в ход повествования:

                          И даль свободного романа

                          Я сквозь магический кристалл

                          Еще не ясно различал. (8, L)

·                    Когда и где писал его Пушкин?

·                    О чем он думал, что его волновало?

·                    Какие люди и события связаны с этим произведением?

VI/Работа с иллюстрациями (6-16 слайд)     

- Хорошо, а теперь обратите внимание на слайд

·                    Как вы думаете кого изобразил А.С. Пушкин на этих зарисовках?

( Онегин, Ленский, Онегин и Пушкин)

- Задание усложняется. На иллюстрациях представлены эпизоды романа, ваша задача озаглавить их строками из романа.

1. Онегин добрый мой приятель

Родился на брегах Невы

Где может быть родились вы…

2. Быть можно дельным человекам

И думать о красе ногтей

3. Они сошлись волна и камень

Стихи и проза лед и камень

4. Упала в снег, медведь проворно

Её хватает и несёт.

5. Вот пистолеты уж блеснули

Гремит о шомпол молоток

6. Младой певец

Нашёл безвременный конец.

7.Я к вам пишу чего же боле…

8. Я вас люблю (чего лукавить?)

Но я другому отдана

И буду век ему верна

VII.Работа с эпиграфом романа (слайд 17)

- Замечательно, а теперь перед тем как начать анализ  текста романа, поработаем с эпиграфом:

«Проникнутый тщеславием, он обладал сверх того еще особенной гордостью, которая побуждает признаваться с одинаковым равнодушием как в своих добрых, так и дурных поступках, - следствие чувства превосходства, быть может мнимого»

·                    Почему на ваш взгляд, автор выбрал именно эти строки в качестве эпиграфа к роману?

( В нём определялось, что болезнь века -  равнодушие- распространилось и на отношение героя к самому себе. Причиною болезни называлось качество, которое сродни самоутверждению, хотя оно в этих нескольких фразах повышалось в ранге: тщеславие- гордость- чувство превосходства. Загадка эпиграфа состоит в том, что причина болезни мнимая, но сама болезнь реальная)

VIII.Беседа по посвещению и первой главе

1.Слушаем отрывок  из романа «Евгений Онегин в исполнении И.Смоктуновского (слайд 18)

2. Вопросы к главе (слайд 19)

·                    Как отзывается Пушкин о своём романе в посвящении? (« собрание пёстрых глав»)

·                    Почему нельзя поменять местами первую и вторую строфу?

·                    Сочетание иронии и сочувствия в рассказе об Онегине? ( как называет его автор, как оценивает его знания, интересы, увлечения)

·                    Воспитание и образ жизни юного Онегина, и их влияние на формирование его личности?

·                    Причины разочарования Онегина?

·                    Что сблизило автора и Евгения?

·                    В чем различие между автором и Онегиным?

·                    О чём могла идти речь в строфах заменённых многоточием?


      

 

IX. Онегинская строфа (слайд 20)

- Поработав с текстом романа, вы наверняка заметили особенности его написания.

Особое удивление вызовет у нас «единица» текста роман, которая организует всё его пространства, весь мир,- « Онегинская строфа»

-Внимательно прочитаем первую строфу первой главы:

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример — другим наука;
Но, Боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет тебя!

·                    Сколько строф, в каждой главе?

·                    Какими строфами начинается и оканчивается глава?

·                    Определим рифмы присущие данной строфе.

(слайд)

X.Онегинская строфа — строфа, которой был написан роман в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» 14 строк четырехстопного ямба.

В основу строфы был положен сонет — 14-строчное стихотворение с определенной рифменной схемой. От сонета «английского» («шекспировского») типа Пушкиным было взято строфическое строение (три катрена и заключительное двустишие), от «итальянского» («петраркианского») сонета — принцип упорядоченности рифменной схемы. Однако, в отличие от сонетной традиции, в которой упорядочение рифмы шло по линии связывания катренов между собой рифменными цепями, Пушкин упорядочил саму систему рифмовки: в первом катрене она перекрёстная, во втором — парная, в третьем — опоясывающая. Рифменная схема AbAb CCdd EffE gg (прописными буквами традиционно обозначается женская рифма, строчными — мужская).

XI.Итог урока.

Таким образом,  сегодня на уроке мы познакомились с романом А.С. Пушкина «Евгений Онегин», с которым нам предстоит работа на нескольких уроках. Окунулись в  атмосферу создания этого романа и познакомились с особенностями его жанрового своеобразия.

XII. Домашнее задание (слайд 21)

Выпишите фразы романа, которые со временем оживит ваша память, как пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения…

1.Чтение и анализ глав романа;

2. Раздел учебника о «Евгении Онегине», критика романа

3. Обзор крылатых фраз романа (не менее 7 примеров)

Пример:

 Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь…

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Презентация+ конспект урока для 10 класса «Художественное своеобразие романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин»»"

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В архиве представлены материалы к уроку по теме: «Художественное своеобразие романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин»» ( конспект + презентация). Данная разработка расчитана на учащихся десятого класса. Урок является первым (вступительным) в серии уроков направленных на изучения романа "Евгений Онегин". Урок направлен на первичное знакомство с текстом, он позволяет познакомить учащихся с историей создания произведения, увидеть жанровую специфику и выделить особенности композиционного строя. Урок построен от частного к целому, начиная от общих представлений о романе, переходя к его первичному анализу. В качестве эпиграфа взято высказывание В.Г.Белинского, позволяющее наметить общую проблематику романа. Так же в конспекте представлен теоретический материал, позволяющий учащимся на основе сравнительного анализа, сформулировать,чем романтизм отличается от реализма и проследить следы двух эих направлений в романе. Еще один интересный прием-это работа с иллюстрациями к тексту, данный вид работы позволяет не только проверить знание текста, но и проследить первичное восприятие романа. По мимо этого на уроки используется аудиозапись с отрывками из романа, текст читают профессиональные актеры, работа с данной записью, позволяет проследить ритмику романа, ее ритмические особенности. В целом урок направлен на первичное воспритие текста, знакомство с его особенностями, рассмотрение романа со всех сторон (жанровой, композиционной,сюжетной, исторической). Домашняя задание носит творческий характер, нужна поработать с афоризмами из романа.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 508 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 27.01.2020 611
    • RAR 10.3 мбайт
    • 30 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Владунская Альбина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 77030
    • Всего материалов: 207

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель, преподаватель русского языка как иностранного

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 545 человек из 68 регионов
  • Этот курс уже прошли 639 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в дополнительном образовании

Педагог дополнительного образования по русскому языку и культуре речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 46 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 482 человека

Мини-курс

Профессиональное развитие бизнеса: стратегии и инструменты

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Детско-родительские отношения: эмоциональный аспект

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 20 регионов

Мини-курс

Введение в экономическую теорию и практику

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе