Инфоурок Физика Другие методич. материалыПрезентация ко Дню космонавтики "Освоение космоса".

Презентация ко Дню космонавтики "Освоение космоса".

Скачать материал

Московский институт открытого образования

 

Кафедра физики

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

 

 

 

Слушателя годичных курсов

повышения квалификации учителей физики

 

Викторовой Галины Ивановны

 

 

 

 

Тема:

 

 «Освоение космоса».

Урок-лекция с компьютерной поддержкой.

 9 класс.

 

 

 

 

 

 

Группа  № 1195 (ФИ-5)

 

 

 

 

 

 

 

г. Москва - 2008 г.

 

 

 

 

 

 

Содержание.

 

Введение.                                                                     3

1. Содержание занятия.                                               4

1.1. Цели занятия.                                              4

1.2. Структура занятия.                                      4

1.3. Пояснительный текст к слайдам.                4

Заключение.                                                                19

Список используемой литературы                              20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Из новой программы по физике 9 класса  удалили тему «Развитие космонавтики. Роль СССР в освоении космоса». Считаю целесообразным провести по этой теме часовое лекционное занятие, целями которого являются:

1.     Познавательный аспект:

·        формирование специальных умений;

·        формирование общеучебных умений;

·        формирование научного мировоззрения.

2.     Развивающий аспект:

·        развитие речи;

·        развитие мышления: умение анализировать, умение сравнивать, умение обобщать и систематизировать, умение ставить и разрешать проблему.

3.     Воспитывающий аспект:

·        отношение к Родине, воспитание чувства долга перед будущими поколениями;

·        отношение к труду, формирование трудолюбия, собранности, усердия;

·        отношение к обществу, развитие чувства озабоченности, сопереживания;

·        отношение к себе, воспитание дисциплинированности, требовательности к самому себе.

 

Необходимость проведения занятия по данной  теме обусловлена также тем, что на базе ГОУ СОШ № 281 работает городская экспериментальная площадка «Проектно-исследовательская деятельность в рамках международной программы «Эксперимент в космосе» как средство развития личности учащихся».

Лекция сопровождается мультимедийной презентацией в программе Microsoft Office PowerPoint , что позволят наиболее наглядно отобразить содержание темы, а также удовлетворяет методической теме школы «Использование информационно-компьютерных технологий обучения в учебно-воспитательном процессе».

 

 

1. Содержание занятия.

 

1.1. Цели занятия:

-       изучить новый материал;

-       сформировать понятия «космонавтика», «космический аппарат», «космическая станция», «параметры полета» и другие;

-       познакомить с основоположниками теоретической и практической космонавтики, основными этапами освоения космоса;

 

1.2. Структура занятия:

1.     Организация начала урока.

2.     Подготовка к усвоению новых знаний.

3.     Изучение нового материала.

4.     Первичное закрепление знаний.

5.     Информация о домашнем задании.

 

      1.3. Пояснительный текст к слайдам.

 

Слайд 1. Тема нашего занятия «Освоение космоса».

 

 

 

Слайд 2. Основоположником теоретической космонавтики является Константин Эдуардович Циолковский.

В 1903 году в работе «Исследование мировых пространств реактивными приборами» он обосновал реальную возможность применения реактивного движения для межпланетных сообщений. Им впервые была решена задача посадки КА на поверхность планет, лишённых атмосферы. В 1926—29г. Циолковский разработал теорию многоступенчатых ракет. Он рассмотрел (приближённо) влияние атмосферы на полёт ракеты, а также вычислил необходимые запасы топлива для преодоления сил сопротивления воздушной оболочки Земли. Циолковский - основоположник теории межпланетных сообщений. Его исследования впервые показали возможность достижения космических скоростей, доказав осуществимость межпланетных полётов. Он первым изучил вопрос о ракете — искусственном спутнике Земли и высказал идею создания околоземных станций как искусственных поселений, использующих энергию Солнца, и промежуточных баз для межпланетных сообщений; рассмотрел медико-биологические проблемы, возникающие при длительных космических полетах. Циолковский написал ряд работ, в которых уделил внимание использованию ИСЗ в народном хозяйстве. Циолковский выдвинул ряд идей, которые нашли применение в ракетостроении.

 

 

Слайд 3. В жизнь идеи К.Э.Циолковского воплотил Сергей Павлович Королев – первый генеральный конструктор космических аппаратов.

В 1924 году окончил строительную школу и поступил в Киевский политехнический институт. В 1926 году Сергей Королев был переведен в Москву, в МВТУ.

Большое влияние на Королева оказала встреча с Константином Циолковским, который увлек его идеей создания летательных аппаратов ракетного типа. После окончания учебы работал в Центральном КБ завода им. В.Р. Менжинского, с 1931 года - в ЦАГИ .В 1931 году вместе с Фридрихом Цандером создал в Москве Группу изучения реактивного движения /ГИРД/. Спустя год был назначен начальником ГИРД, под его руководством в 1933 году запущены первые отечественные баллистические ракеты на гибридном и жидком топливе.

 В 1938 году Сергей Королев был арестован, приговорен  к тюремному заключению на 10 лет, был выслан на Колыму. Спустя год Сергею Королеву вынесли новый приговор - 8 лет заключения за "вредительство в области военной техники". Он был переведен в московское ЦКБ-29 при НКВД, где работал под руководством Андрея Туполева.  Но полностью реабилитирован лишь в апреле 1957 года. После освобождения Королев смог вернуться к практической реализации своих замыслов и проектов. В 1944 году он стал заместителем главного конструктора ОКБ по реактивным двигателям. В 1946 году в подмосковных Подлипках, ныне это город Королев, был создан НИИ-88 Министерства вооружения, в составе которого образовано СКБ. Сейчас это Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П.Королева. Его главным конструктором был назначен Сергей Королев.

С именем Сергея Павловича Королева связаны первые достижения в области освоения космоса. Под его руководством созданы первый космический комплекс, многие баллистические и геофизические ракеты, запущены первые в мире межконтинентальная ракета, ракета-носитель "Восток" и ее модификации. С запуском разработанного Королевым первого искусственного спутника Земли /1957 год/ началась новая, космическая эра человечества. Он создал космические корабли "Восток" и "Восход", на которых впервые в истории человек совершил полет в космос и вышел в космическое пространство. В ОКБ Королева разработаны и построены первые межпланетные аппараты "Луна", "Венера", "Марс" и др., спутники серии "Электрон", "Молния-1" и некоторые спутники серии "Космос". Разработан проект космического корабля "Союз".

 

Слайд 4. Началом космической эры считается 4 октября 1957 года. В этот день СССР осуществил запуск первого в мире искусственного спутника Земли.

«Он был мал, этот самый первый искусственный спутник нашей старой планеты, но его звонкие позывные разнеслись по всем материкам и среди всех народов как воплощение дерзновенной мечты человечества».

 

 

 

Слайд 5. Параметры полета ИСЗ-1.

         Начало полёта — 4 октября 1957г. в 19:28:34 по Гринвичу (22 часа 28 минут по московскому времени).

         Окончание полёта —4 января 1958г.

         Масса аппарата — 83,6 кг;

         Максимальный диаметр — 0,58 м.

         Наклонение орбиты — 65,1°.

         Период обращения — 96,7 мин.

         Перигей— 228 км.

         Апогей — 947 км.

         Витков — 1440

         Просуществовал 92 суток

Слайд 6. После запуска нескольких ИСЗ началась подготовка к полету в космос человека.  Первыми, кто испытал на себе воздействие космического полета,  были животные.

3 ноября 1957г. дворняжка Лайка первой среди живых существ побывала на космической орбите. Собака умерла спустя примерно 5 часов от перегрева, однако именно этот полет доказал, что живое существо может пережить запуск на орбиту и невесомость.

19 августа 1960г.  космический корабль "Восток" с собаками Белкой и Стрелкой на борту совершил суточный полет с возвращением на Землю.

 

Слайд 7. Вот он – первый землянин, которому покорился космос, Юрий Алексеевич Гагарин. 12 апреля 1961 года был осуществлен первый пилотируемый полет. Весь мир отмечает эту дату как День Космонавтики.

Слайд 8. Родился Юра Гагарин в семье крестьянина в деревне недалеко от города Гжатск Смоленской области. Теперь этот город носит имя Гагарина.

В 1951 г. с отличием закончил ремесленное училище № 10 в г. Люберцы (Московская область) по специальности формовщика-летейщика. Во время учебы начал заниматься в аэроклубе.

В 1957 г. закончил Первое Чкаловское военное авиационное училище летчиков имени К.Е.Ворошилова в городе Оренбурге.

В 1960 году был принят в отряд космонавтов.

Слайд 9. Полет Ю.А.Гагарина происходил на КА «Восток». Запуск был произведен на космодроме Байконур в 9 час 7 мин по московскому времени. Полет продолжался 1 час 48 минут. За это время корабль совершил 1 виток.

 

Слайд 10. 16 июня 1963 года на космическом корабле «Восток-6» в космос полетела первая в мире женщина-космонавт Валентина Владимировна Терешкова. До 1982 года она была единственной женщиной, побывавшей в космосе.

 

Слайд 11. 18 марта 1965 г. человек впервые вышел в открытый космос. Этим человеком стал Алексей Архипович Леонов, полетевший на КК «Восход-2» вместе с Павлом Ивановичем Беляевым.

 

 

Слайд 12. Параллельно пилотируемым полетам походило исследование ближайших планет. В 1959 году началось исследование Луны- естественного спутника Земли. Летательные аппараты «Луна-1», «Луна-2» и «Луна-3» получили первые данные об этом небесном теле.

 

Слайд 13. СССР первым начал изучение Венеры и Марса.

 

Слайд 14. Сегодня, когда космонавтика в нашей стране начала новый виток развития, уже около 500 человек побывало в космосе, человек побывал на Луне. Идеи К.Э.Циолковского воплощаются в жизнь: изучаются отдаленные уголки Солнечной системы, на околоземных орбитах строятся космические станции. Готовятся пилотируемые полеты на Марс.

 

 

Слайд 15. Распределение произведенных  в 2007 году пусков ракет-носителей по странам:

 

 

 

 

Слайд 16. Приоритетные направления космической деятельности Российской Федерации изложены в Федеральной космической программе России на 2006-2015 гг.:

 

-       мониторинг окружающей среды и околоземного пространства, контроль чрезвычайных ситуаций и экологических бедствий, исследование природных ресурсов Земли;

-       обеспечение спутниковой связи и вещания на всей территории Российской Федерации, в том числе удовлетворение государственных

нужд, в доведении до населения социально-ориентированного блока радиотелевизионных программ, обеспечение президентской, правительственной и специальной связи, обеспечение связи в интересах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в интересах обороны, безопасности страны и охраны правопорядка;

-       обеспечение федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления геофизической, в том числе гидрометеорологической информацией;

-       реализация космических проектов в интересах расширения знаний о Земле, Солнечной системе и Вселенной, проведение фундаментальных научных исследований в области астрофизики, планетологии, физики Солнца и солнечно-земных связей;

-       обеспечение равноправного участия Российской Федерации в международных космических программах и проектах с целью гарантированного доступа к конечным результатам реализации этих программ (проектов);

-       осуществление орбитальных пилотируемых полетов в интересах развития экономики, науки, решения прикладных задач;

-       отработка технологий производства в космосе новых материалов и высокочистых веществ.

 

 

Слайд 17. Фундаментальные космические исследования включают в себя:

1.     астрофизические исследования;

2.     исследование Солнца и солнечно-земных связей;

3.     исследование планет и малых тел Солнечной системы;

4.     медико-биологические исследования;

5.     физика микрогравитации.

 

Слайд 18. Участие РФ в международных космических программах и проектах ассоциируется прежде всего с МКС- международной космической станцией.

29 января 1998 г. в Вашингтоне были подписаны межправительственные соглашения по проекту МКС и меморандумы между NASA и космическими агентствами России, Европы и Канады о сотрудничестве в разработке элементов станции. В соответствии с соглашением российский и американский сегменты полностью используются РКА и NASA соответственно, а европейский и японский модули поделены между NASA (46,7%), ESA (51%) и NASDA (51%). На этапе сборки поровну поделили работы на борту станции между российскими и американскими космонавтами. При эксплуатации - российский экипаж из трех человек постоянно будет работать на своем сегменте, а время на американском сегменте для четырех астронавтов поделено: США - 76,6%, Япония -12,8%, ESA - 8,3% и Канада - 2,3%. Российская сторона получила доступ к использованию 33% ресурсов МКС.

 

 

МКС

РФ

США

ESA

Япония

Канада

Италия

Масса,т

471

140

266

17

32

4

12,7

Количество элементов

40

9

24

2

3

2

1

Объем отсеков, м3

1040

390

460

70

90

0

0

 

20 ноября 1998 г. был запущен первый элемент МКС - российский модуль "Заря". Этим стартом начался второй этап сборки самого большого сооружения в космосе. Вторая фаза состоит из 17 запусков некоторых элементов станции, а для завершения сборки всей МКС предстоит выполнить 43 запуска (без учета эксплуатационных полетов).После окончания строительства это будет огромное сооружение массой 470 т, длиной 109 м и шириной 88,4 м. Общие затраты предположительно составят 40 млрд. долларов.

 

 

Слайд 19. 8 апреля 2008г. на Международную космическую станцию отправлен экипаж 17 основной экспедиции и 14 экспедиции посещения:

1. Волков  Сергей Александрович -   командир ТПК «Союз ТМА», командир МКС, космонавт-испытатель ЦПК им. Ю.А.Гагарина, подполковник ВВС.
2. Кононенко Олег Дмитриевич - бортинженер ТПК «Союз ТМА», бортинженер МКС, космонавт-испытатель РКК «Энергия» им. С.П.Королева.

3. Йи Сойон  - участник космического полета ЭП МКС, гражданка Республики Корея.

 

 

Слайд 20. Несмотря на то, что Вы еще учитесь в школе, Вы имеете реальную возможность принять участие в работе МКС. Российские школьники, в том числе и учащиеся нашей школы,  участвуют в международной программе «Эксперимент в космосе». Эта программа предполагает организацию и проведение на орбите МКС экспериментов, разработанных ребятами. Если Вас интересуют вопросы космонавтики, астрономии, астрофизики, ракетостроения, то приглашаем Вас принять участие в работе экспериментальной площадке, которая работает в нашей школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Данная лекция была представлена на школьной конференции в рамках городской экспериментальной площадки «Проектно-исследовательская деятельность в рамках международной программы «Эксперимент в космосе» как средство развития личности учащихся»,  посвященной Дню Космонавтики.

 Презентация вызвала неподдельный интерес учащихся к вопросам развития космонавтики, астрономии, астрофизики. Задавались вопросы по истории космонавтики, по проблемам современной космонавтики, по будущему освоения космоса. Многие ученики, заинтересовавшись этими вопросами, пожелали принять участие в работе городской экспериментальной площадки, функционирующей на базе нашей школы (ГОУ СОШ № 281 СВАО).

Это подтверждает необходимость изучения этой темы в курсе физики 9 класса, а также как дополнительный материал при освещении вопросов, относящихся к истории космонавтики и освоения космоса в нашей стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

 

1.     Официальный сайт Московского городского дворца детского (юношеского) творчества. Отдел астрономии и космонавтики. http://astro.mgdtd.ru/

2.     Энциклопедия «Википедия» http://whttp://ru.wikipedia.org/  

3.     Мембрана. Освоение космоса. http://www.membrana.ru/themes/space

4.     Официальный сайт Федерального космического агентства  РОСКОСМОС http://www.federalspace.ru/index.asp

5.     Сайт «Все о космосе», Международная космическая станция http://www.spaceflights.ru/

6.     Сайт «Космические новости» http://www.news.cosmoport.com/

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Презентация ко Дню космонавтики "Освоение космоса"."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Дефектоскопист

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Презентация рекомендуется для внеклассного мероприятия, посвященного Дню космонавтики.

В презентации рассмотрены основные этапы освоения космоса СССР и РФ:

  • основоположник теории космических полетов Циолковский К.Э.;
  • генеральный конструктор космических аппаратов Королев С.П.;
  • запуск первого ИСЗ;
  • исследование космического пространства животными;
  • полет Гагарина Ю.А.;
  • первая женщина-космонавт;
  • первый выход в открытый космос;
  • исследование планет Солнечной системы автоматическими ЛА;
  • задачи, стоящие перед современной космонавтикой;
  • Международная космическая станция.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 494 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 01.01.2015 613
    • DOCX 2.4 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Викторова Галина Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Викторова Галина Ивановна
    Викторова Галина Ивановна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3433
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Физика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель физики

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 535 человек из 70 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 132 человека

Курс профессиональной переподготовки

Физика: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель физики

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 127 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по физике в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 79 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 569 человек

Мини-курс

Цифровая трансформация в управлении и информационных технологиях

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Музыкальная культура: от истории до современности

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Техники визуализации в учебном процессе

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 19 человек