Московский
институт открытого образования
Кафедра физики
Курсовая работа
Слушателя
годичных курсов
повышения
квалификации учителей физики
Викторовой
Галины Ивановны
Тема:
«Освоение
космоса».
Урок-лекция с
компьютерной поддержкой.
9 класс.
Группа №
1195 (ФИ-5)
г. Москва - 2008
г.
Содержание.
Введение. 3
1. Содержание занятия. 4
1.1. Цели занятия. 4
1.2. Структура занятия. 4
1.3. Пояснительный текст к слайдам. 4
Заключение. 19
Список используемой литературы 20
Введение.
Из новой программы по физике 9 класса удалили тему
«Развитие космонавтики. Роль СССР в освоении космоса». Считаю целесообразным
провести по этой теме часовое лекционное занятие, целями которого являются:
1.
Познавательный аспект:
·
формирование специальных
умений;
·
формирование общеучебных
умений;
·
формирование научного
мировоззрения.
2.
Развивающий аспект:
·
развитие речи;
·
развитие мышления: умение
анализировать, умение сравнивать, умение обобщать и систематизировать, умение
ставить и разрешать проблему.
3.
Воспитывающий аспект:
·
отношение к Родине,
воспитание чувства долга перед будущими поколениями;
·
отношение к труду,
формирование трудолюбия, собранности, усердия;
·
отношение к обществу,
развитие чувства озабоченности, сопереживания;
·
отношение к себе,
воспитание дисциплинированности, требовательности к самому себе.
Необходимость проведения занятия по данной теме
обусловлена также тем, что на базе ГОУ СОШ № 281 работает городская
экспериментальная площадка «Проектно-исследовательская деятельность в рамках
международной программы «Эксперимент в космосе» как средство развития личности
учащихся».
Лекция сопровождается мультимедийной презентацией в
программе Microsoft Office
PowerPoint , что позволят наиболее
наглядно отобразить содержание темы, а также удовлетворяет методической теме
школы «Использование информационно-компьютерных технологий обучения в
учебно-воспитательном процессе».
1. Содержание занятия.
1.1. Цели занятия:
- изучить новый материал;
- сформировать понятия
«космонавтика», «космический аппарат», «космическая станция», «параметры
полета» и другие;
- познакомить с
основоположниками теоретической и практической космонавтики, основными этапами
освоения космоса;
1.2. Структура занятия:
1. Организация начала урока.
2. Подготовка к усвоению новых
знаний.
3. Изучение нового материала.
4. Первичное закрепление знаний.
5. Информация о домашнем
задании.
1.3. Пояснительный текст к слайдам.
Слайд 1. Тема нашего занятия
«Освоение космоса».
Слайд 2. Основоположником теоретической
космонавтики является Константин Эдуардович Циолковский.
В 1903 году в работе «Исследование мировых пространств
реактивными приборами» он обосновал реальную возможность применения реактивного
движения для межпланетных сообщений. Им впервые была решена задача посадки КА
на поверхность планет, лишённых атмосферы. В 1926—29г. Циолковский разработал
теорию многоступенчатых ракет. Он рассмотрел (приближённо) влияние атмосферы на
полёт ракеты, а также вычислил необходимые запасы топлива для преодоления сил
сопротивления воздушной оболочки Земли. Циолковский - основоположник теории
межпланетных сообщений. Его исследования впервые показали возможность достижения
космических скоростей, доказав осуществимость межпланетных полётов. Он первым
изучил вопрос о ракете — искусственном спутнике Земли и высказал идею создания
околоземных станций как искусственных поселений, использующих энергию Солнца, и
промежуточных баз для межпланетных сообщений; рассмотрел медико-биологические
проблемы, возникающие при длительных космических полетах. Циолковский написал
ряд работ, в которых уделил внимание использованию ИСЗ в народном хозяйстве. Циолковский
выдвинул ряд идей, которые нашли применение в ракетостроении.
Слайд 3. В жизнь идеи К.Э.Циолковского
воплотил Сергей Павлович Королев – первый генеральный конструктор космических
аппаратов.
В 1924 году окончил строительную школу и поступил в
Киевский политехнический институт. В 1926 году Сергей Королев был переведен в
Москву, в МВТУ.
Большое влияние на Королева оказала встреча с
Константином Циолковским, который увлек его идеей создания летательных
аппаратов ракетного типа. После окончания учебы работал в Центральном КБ завода
им. В.Р. Менжинского, с 1931 года - в ЦАГИ .В 1931 году вместе с Фридрихом
Цандером создал в Москве Группу изучения реактивного движения /ГИРД/. Спустя
год был назначен начальником ГИРД, под его руководством в 1933 году запущены
первые отечественные баллистические ракеты на гибридном и жидком топливе.
В 1938 году Сергей Королев был арестован, приговорен
к тюремному заключению на 10 лет, был выслан на Колыму. Спустя год Сергею
Королеву вынесли новый приговор - 8 лет заключения за "вредительство в
области военной техники". Он был переведен в московское ЦКБ-29 при НКВД,
где работал под руководством Андрея Туполева. Но полностью реабилитирован лишь
в апреле 1957 года. После освобождения Королев смог вернуться к практической
реализации своих замыслов и проектов. В 1944 году он стал заместителем главного
конструктора ОКБ по реактивным двигателям. В 1946 году в подмосковных
Подлипках, ныне это город Королев, был создан НИИ-88 Министерства вооружения, в
составе которого образовано СКБ. Сейчас это Ракетно-космическая корпорация
«Энергия» имени С.П.Королева. Его главным конструктором был назначен Сергей
Королев.
С именем Сергея Павловича Королева связаны первые
достижения в области освоения космоса. Под его руководством созданы первый
космический комплекс, многие баллистические и геофизические ракеты, запущены
первые в мире межконтинентальная ракета, ракета-носитель "Восток" и
ее модификации. С запуском разработанного Королевым первого искусственного
спутника Земли /1957 год/ началась новая, космическая эра человечества. Он
создал космические корабли "Восток" и "Восход", на которых
впервые в истории человек совершил полет в космос и вышел в космическое
пространство. В ОКБ Королева разработаны и построены первые межпланетные
аппараты "Луна", "Венера", "Марс" и др., спутники
серии "Электрон", "Молния-1" и некоторые спутники серии
"Космос". Разработан проект космического корабля "Союз".
Слайд 4. Началом космической эры считается 4
октября 1957 года. В этот день СССР осуществил запуск первого в мире
искусственного спутника Земли.
«Он был мал, этот самый первый искусственный спутник
нашей старой планеты, но его звонкие позывные разнеслись по всем материкам и
среди всех народов как воплощение дерзновенной мечты человечества».
Слайд 5. Параметры полета ИСЗ-1.
•
Начало
полёта — 4
октября 1957г. в 19:28:34 по Гринвичу (22 часа 28 минут по московскому
времени).
•
Окончание
полёта —4
января 1958г.
•
Масса
аппарата — 83,6
кг;
•
Максимальный
диаметр — 0,58
м.
•
Наклонение
орбиты —
65,1°.
•
Период
обращения —
96,7 мин.
•
Перигей— 228
км.
•
Апогей — 947
км.
•
Витков — 1440
•
Просуществовал
92 суток
Слайд 6. После запуска нескольких ИСЗ
началась подготовка к полету в космос человека. Первыми, кто испытал на себе
воздействие космического полета, были животные.
3 ноября 1957г. дворняжка Лайка первой среди живых
существ побывала на космической орбите. Собака умерла спустя примерно 5 часов
от перегрева, однако именно этот полет доказал, что живое существо может
пережить запуск на орбиту и невесомость.
19 августа 1960г. космический корабль
"Восток" с собаками Белкой и Стрелкой на борту совершил суточный
полет с возвращением на Землю.
Слайд 7. Вот он – первый землянин, которому
покорился космос, Юрий Алексеевич Гагарин. 12 апреля 1961 года был осуществлен
первый пилотируемый полет. Весь мир отмечает эту дату как День Космонавтики.
Слайд 8. Родился Юра Гагарин в семье
крестьянина в деревне недалеко от города Гжатск Смоленской области. Теперь этот
город носит имя Гагарина.
В 1951 г. с отличием закончил ремесленное училище № 10
в г. Люберцы (Московская область) по специальности формовщика-летейщика. Во
время учебы начал заниматься в аэроклубе.
В 1957 г. закончил Первое Чкаловское военное
авиационное училище летчиков имени К.Е.Ворошилова в городе Оренбурге.
В 1960 году был принят в отряд космонавтов.
Слайд 9. Полет Ю.А.Гагарина происходил на КА
«Восток». Запуск был произведен на космодроме Байконур в 9 час 7 мин по
московскому времени. Полет продолжался 1 час 48 минут. За это время корабль
совершил 1 виток.
Слайд 10. 16 июня 1963 года на
космическом корабле «Восток-6» в космос полетела первая в мире
женщина-космонавт Валентина Владимировна Терешкова. До 1982 года она была
единственной женщиной, побывавшей в космосе.
Слайд 11. 18 марта 1965
г. человек впервые вышел в открытый космос. Этим человеком стал Алексей
Архипович Леонов, полетевший на КК «Восход-2» вместе с Павлом Ивановичем Беляевым.
Слайд 12. Параллельно пилотируемым
полетам походило исследование ближайших планет. В 1959 году началось
исследование Луны- естественного спутника Земли. Летательные аппараты «Луна-1»,
«Луна-2» и «Луна-3» получили первые данные об этом небесном теле.
Слайд 13. СССР первым начал изучение
Венеры и Марса.
Слайд 14. Сегодня, когда космонавтика
в нашей стране начала новый виток развития, уже около 500 человек побывало в
космосе, человек побывал на Луне. Идеи К.Э.Циолковского воплощаются в жизнь:
изучаются отдаленные уголки Солнечной системы, на околоземных орбитах строятся космические
станции. Готовятся пилотируемые полеты на Марс.
Слайд 15. Распределение
произведенных в 2007 году пусков ракет-носителей по странам:
Слайд 16. Приоритетные направления
космической деятельности Российской Федерации изложены в Федеральной
космической программе России на 2006-2015 гг.:
-
мониторинг
окружающей среды и околоземного пространства, контроль чрезвычайных ситуаций и
экологических бедствий, исследование природных ресурсов Земли;
-
обеспечение
спутниковой связи и вещания на всей территории Российской Федерации, в том
числе удовлетворение государственных
нужд, в доведении
до населения социально-ориентированного блока радиотелевизионных программ,
обеспечение президентской, правительственной и специальной связи, обеспечение
связи в интересах федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления, а также в интересах обороны, безопасности страны и охраны
правопорядка;
-
обеспечение
федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления геофизической,
в том числе гидрометеорологической информацией;
-
реализация
космических проектов в интересах расширения знаний о Земле, Солнечной системе и
Вселенной, проведение фундаментальных научных исследований в области
астрофизики, планетологии, физики Солнца и солнечно-земных связей;
-
обеспечение
равноправного участия Российской Федерации в международных космических
программах и проектах с целью гарантированного доступа к конечным результатам
реализации этих программ (проектов);
-
осуществление
орбитальных пилотируемых полетов в интересах развития экономики, науки, решения
прикладных задач;
-
отработка
технологий производства в космосе новых материалов и высокочистых веществ.
Слайд 17. Фундаментальные космические
исследования включают в себя:
1. астрофизические исследования;
2. исследование Солнца и
солнечно-земных связей;
3. исследование планет и малых
тел Солнечной системы;
4. медико-биологические
исследования;
5. физика микрогравитации.
Слайд 18. Участие РФ в международных
космических программах и проектах ассоциируется прежде всего с МКС- международной
космической станцией.
29 января 1998
г. в Вашингтоне были подписаны межправительственные соглашения по проекту МКС
и меморандумы между NASA и космическими агентствами России, Европы и Канады о
сотрудничестве в разработке элементов станции. В соответствии с соглашением
российский и американский сегменты полностью используются РКА и NASA
соответственно, а европейский и японский модули поделены между NASA (46,7%),
ESA (51%) и NASDA (51%). На этапе сборки поровну поделили работы на борту
станции между российскими и американскими космонавтами. При эксплуатации -
российский экипаж из трех человек постоянно будет работать на своем сегменте, а
время на американском сегменте для четырех астронавтов поделено: США - 76,6%,
Япония -12,8%, ESA - 8,3% и Канада - 2,3%. Российская сторона получила доступ к
использованию 33% ресурсов МКС.
|
МКС
|
РФ
|
США
|
ESA
|
Япония
|
Канада
|
Италия
|
Масса,т
|
471
|
140
|
266
|
17
|
32
|
4
|
12,7
|
Количество элементов
|
40
|
9
|
24
|
2
|
3
|
2
|
1
|
Объем отсеков, м3
|
1040
|
390
|
460
|
70
|
90
|
0
|
0
|
20 ноября 1998
г. был запущен первый элемент МКС - российский модуль "Заря". Этим
стартом начался второй этап сборки самого большого сооружения в космосе. Вторая
фаза состоит из 17 запусков некоторых элементов станции, а для завершения
сборки всей МКС предстоит выполнить 43 запуска (без учета эксплуатационных
полетов).После окончания строительства это будет огромное сооружение массой 470
т, длиной 109 м и шириной 88,4 м. Общие затраты предположительно составят 40
млрд. долларов.
Слайд 19. 8 апреля 2008г. на
Международную космическую станцию отправлен экипаж 17 основной экспедиции и 14
экспедиции посещения:
1. Волков Сергей Александрович - командир ТПК «Союз ТМА», командир МКС, космонавт-испытатель ЦПК им. Ю.А.Гагарина,
подполковник ВВС.
2. Кононенко Олег Дмитриевич - бортинженер ТПК
«Союз ТМА», бортинженер МКС, космонавт-испытатель РКК «Энергия»
им. С.П.Королева.
3. Йи Сойон - участник космического полета ЭП МКС, гражданка Республики Корея.
Слайд 20. Несмотря на то, что Вы еще
учитесь в школе, Вы имеете реальную возможность принять участие в работе МКС.
Российские школьники, в том числе и учащиеся нашей школы, участвуют в
международной программе «Эксперимент в космосе». Эта программа предполагает
организацию и проведение на орбите МКС экспериментов, разработанных ребятами.
Если Вас интересуют вопросы космонавтики, астрономии, астрофизики,
ракетостроения, то приглашаем Вас принять участие в работе экспериментальной
площадке, которая работает в нашей школе.
Заключение.
Данная лекция была представлена на
школьной конференции в рамках городской экспериментальной площадки
«Проектно-исследовательская деятельность в рамках международной программы
«Эксперимент в космосе» как средство развития личности учащихся», посвященной
Дню Космонавтики.
Презентация вызвала неподдельный
интерес учащихся к вопросам развития космонавтики, астрономии, астрофизики.
Задавались вопросы по истории космонавтики, по проблемам современной космонавтики,
по будущему освоения космоса. Многие ученики, заинтересовавшись этими
вопросами, пожелали принять участие в работе городской экспериментальной
площадки, функционирующей на базе нашей школы (ГОУ СОШ № 281 СВАО).
Это подтверждает необходимость
изучения этой темы в курсе физики 9 класса, а также как дополнительный материал
при освещении вопросов, относящихся к истории космонавтики и освоения космоса в
нашей стране.
Список используемой
литературы.
1. Официальный сайт Московского
городского дворца детского (юношеского) творчества. Отдел астрономии и
космонавтики. http://astro.mgdtd.ru/
2. Энциклопедия «Википедия» http://whttp://ru.wikipedia.org/
3. Мембрана. Освоение космоса. http://www.membrana.ru/themes/space
4. Официальный сайт Федерального
космического агентства РОСКОСМОС http://www.federalspace.ru/index.asp
5. Сайт «Все о космосе»,
Международная космическая станция http://www.spaceflights.ru/
6. Сайт «Космические новости» http://www.news.cosmoport.com/
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.