Главная / Классному руководителю / Презентация к выступлению на семинаре "Педагогическое наследие Сократа"

Презентация к выступлению на семинаре "Педагогическое наследие Сократа"

*
* Краткая биография ученого Сократ родился около 469 года до н. э. Ему посчас...
Учение Сократа было устным. Все свободное время он проводил в беседах с прие...
* Что есть добро и что – зло, что прекрасно, а что безобразно, что добродетел...
«Сократ виновен в том, что не признает богов, признаваемых государством, а вв...
"О лучший из мужей, гражданин города Афин… не стыдно ли тебе, что ты заботишь...
«Я знаю, что ничего не знаю» Известный всем ученым дельфийский оракул на воп...
Основной философский вопрос Сократ решает как идеалист: первичным для него яв...
* Познай самого себя Главная мысль Сократа заключается в абсолютной бесконечн...
Человек для Сократа — это, прежде всего, его душа. А под “душой” Сократ поним...
Сократ раскрывает понятие счастья и возможности его достижения. Источник счас...
Душа, по Сократу, госпожа тела, а также инстинктов, связанных с телом. Это го...
«Каменотес, болтун и реформатор мира, Князь колдовства, изобретатель каверз, ...
«Педагог - акушер мысли» Сократ. *
Суть педагогических суждений Сократа составляет тезис о том, что главной сред...
Сократ-учитель сравнивал себя с оводом, побуждающим сонного к бдению, пробужд...
На расчищенном от путанных и даже невежественных мыслей месте Сократ начинал ...
Эвристический метод Сократа обучения в виде бесед можно считать предвестником...
Ведение учеников от привычно непонятного и только кажущегося понятным, от мне...
*
* Высшая мудрость — различать добро и зло. Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдви...
Люди дурные живут для того, чтобы есть и пить, люди добродетельные едят и пью...
Я знаю только то, что я ничего не знаю, но многие не знают даже этого! *
В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить. *
* Интересные истории о Сократе Присутствие духа Ксантиппа утверждала, что, не...
* Три важных сита К Сократу прибежал человек и говорит: — Слушай, Сократ, дол...
1 из 26

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 *
Описание слайда:

*

№ слайда 2 * Краткая биография ученого Сократ родился около 469 года до н. э. Ему посчастли
Описание слайда:

* Краткая биография ученого Сократ родился около 469 года до н. э. Ему посчастливилось родиться в семье каменотеса. Профессия была свободной, то есть отец был человеком свободным, не рабом, работал сам на себя и, судя по всему, был человеком весьма зажиточным Мать Сократа была повитухой и принимала роды у всех женщин близ лежащих домов и селений, а рожали женщины в древнее время охотно и помногу, потому что продолжительность жизни была не велика. В дальнейшем Сократ скажет, что он тоже принимал роды, но не у женщин, а у мужчин. Благодаря Сократу, они могли в муках родить из своей души мысли. Обучал Сократа Анаксагор – один из самых известных философов того времени. Так что с образованием Сократу также повезло, у этого учителя получать знания почитали за честь, а он еще и был другом семьи.

№ слайда 3 Учение Сократа было устным. Все свободное время он проводил в беседах с приезжи
Описание слайда:

Учение Сократа было устным. Все свободное время он проводил в беседах с приезжими учениками и местными гражданами. К нему прислушивались политики и обыватели, друзья и незнакомые. Темы, которые он выбрал для рассуждений и трактовок волновали и продолжают волновать умы и сердца многих людей, потому что они вечны как жизнь и смерть.

№ слайда 4 * Что есть добро и что – зло, что прекрасно, а что безобразно, что добродетель и
Описание слайда:

* Что есть добро и что – зло, что прекрасно, а что безобразно, что добродетель и что порок, можно ли научиться быть хорошим и как приобретается знание. Об этих беседах мы знаем в основном благодаря ученикам Сократа – Ксенофонту и Платону.

№ слайда 5 «Сократ виновен в том, что не признает богов, признаваемых государством, а вводи
Описание слайда:

«Сократ виновен в том, что не признает богов, признаваемых государством, а вводит другие, новые божества; виновен также в том, что развращает молодежь», - говорится в смертном приговоре.

№ слайда 6 "О лучший из мужей, гражданин города Афин… не стыдно ли тебе, что ты заботишься
Описание слайда:

"О лучший из мужей, гражданин города Афин… не стыдно ли тебе, что ты заботишься о деньгах, чтобы их у тебя было как можно больше, о славе и о почестях, а о разумности, об истине и о душе своей, чтобы она была как можно лучше, не заботишься и не помышляешь?"

№ слайда 7 «Я знаю, что ничего не знаю» Известный всем ученым дельфийский оракул на вопрос
Описание слайда:

«Я знаю, что ничего не знаю» Известный всем ученым дельфийский оракул на вопрос, кто мудрее всех на свете, сказал, что все ученые мудрые и справедливые. Но всех мудрее Сократ. После этого изречения дельфийского оракула Сократ сказал лишь одно – «я знаю то, что ничего не знаю». Предзнаменование оракула сбылось. До сих пор Сократ считается одним из самых мудрых и великих ученых

№ слайда 8 Основной философский вопрос Сократ решает как идеалист: первичным для него являе
Описание слайда:

Основной философский вопрос Сократ решает как идеалист: первичным для него является дух, сознание, природа же - это нечто вторичное и даже несущественное, не стоящее внимания философа. Сомнение служило Сократу предпосылкой для обращения к собственному Я, к субъективному духу, для которого дальнейший путь вел к объективному духу - к божественному разуму. *

№ слайда 9 * Познай самого себя Главная мысль Сократа заключается в абсолютной бесконечност
Описание слайда:

* Познай самого себя Главная мысль Сократа заключается в абсолютной бесконечности добра и знания, которые неразрывно связаны. Невозможно поступать мужественно или благочестиво, не зная, что значат эти два понятия. Поступок только тогда имеет нравственность, когда человек делает его осознанно и по внутреннему позыву.

№ слайда 10 Человек для Сократа — это, прежде всего, его душа. А под “душой” Сократ понимает
Описание слайда:

Человек для Сократа — это, прежде всего, его душа. А под “душой” Сократ понимает наш разум, способность мышления, и совесть, нравственное начало. Если сущность человека — его душа, то в особой заботе нуждается не столько его тело, сколько душа, и высшая задача воспитателя — научить людей взращиванию души. Благой и совершенной делает душу добродетель. Добродетель связана у Сократа с познанием, являющимся необходимым условием совершения хороших поступков, потому что, не понимая сути блага, не будешь знать, как действовать во имя добра. *

№ слайда 11 Сократ раскрывает понятие счастья и возможности его достижения. Источник счастья
Описание слайда:

Сократ раскрывает понятие счастья и возможности его достижения. Источник счастья находится не в теле и не в чем-то внешнем, а в душе, не в наслаждении вещами внешнего материального мира, а в чувстве внутренней исполненности. Человек счастлив тогда, когда его душа упорядочена и добродетельна. *

№ слайда 12 Душа, по Сократу, госпожа тела, а также инстинктов, связанных с телом. Это госпо
Описание слайда:

Душа, по Сократу, госпожа тела, а также инстинктов, связанных с телом. Это господство и есть свобода, которую Сократ называет самообладанием. Человек должен добиваться власти над собой, основываясь на своих добродетелях: “Мудрость состоит в том, чтобы победить самого себя, тогда как невежество ведет к поражению от самого себя”.

№ слайда 13 «Каменотес, болтун и реформатор мира, Князь колдовства, изобретатель каверз, спо
Описание слайда:

«Каменотес, болтун и реформатор мира, Князь колдовства, изобретатель каверз, спорщик, Заносчивый насмешник и притворщик» *

№ слайда 14 «Педагог - акушер мысли» Сократ. *
Описание слайда:

«Педагог - акушер мысли» Сократ. *

№ слайда 15 Суть педагогических суждений Сократа составляет тезис о том, что главной среди ж
Описание слайда:

Суть педагогических суждений Сократа составляет тезис о том, что главной среди жизненных целей человека должно быть нравственное самосовершенствование.

№ слайда 16 Сократ-учитель сравнивал себя с оводом, побуждающим сонного к бдению, пробуждающ
Описание слайда:

Сократ-учитель сравнивал себя с оводом, побуждающим сонного к бдению, пробуждающим мысль. Овод-Сократ "кусал" уверенного в своем знании человека, маскируясь под наивного невежду (сократовская ирония), обнаруживая противоречия в представлениях, понятиях и рассуждениях собеседника-ученика. *

№ слайда 17 На расчищенном от путанных и даже невежественных мыслей месте Сократ начинал вме
Описание слайда:

На расчищенном от путанных и даже невежественных мыслей месте Сократ начинал вместе с учеником возводить здание достоверного, проверенного на оселке противоречий знания, построенного на фундаменте теоретического объяснения и доказательства.

№ слайда 18 Эвристический метод Сократа обучения в виде бесед можно считать предвестником пр
Описание слайда:

Эвристический метод Сократа обучения в виде бесед можно считать предвестником проблемного обучения. Путем особых вопросов и рассуждений он помогал собеседнику самостоятельно приходить к постановке и решению проблемы. Причем истина открывалась подчас не только ученику, но и самому учителю. Метод Сократа развивался и совершенствовался в трудах великих педагогов. О необходимости учить детей "открывать источники и выводить оттуда различные ручейки" писал в "Великой дидактике" Ян Амос Коменский. *

№ слайда 19 Ведение учеников от привычно непонятного и только кажущегося понятным, от мнения
Описание слайда:

Ведение учеников от привычно непонятного и только кажущегося понятным, от мнения, к собственно научному знанию, к убеждениям вооружает учеников методом исследования, логических рассуждений, доказательств. Учитель тем самым пробуждает способность молодых людей к размышлению, к открытиям, к интеллектуальной свободе, к творчеству. *

№ слайда 20 *
Описание слайда:

*

№ слайда 21 * Высшая мудрость — различать добро и зло. Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет
Описание слайда:

* Высшая мудрость — различать добро и зло. Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя! Чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам. Заговори, чтобы я тебя увидел.

№ слайда 22 Люди дурные живут для того, чтобы есть и пить, люди добродетельные едят и пьют д
Описание слайда:

Люди дурные живут для того, чтобы есть и пить, люди добродетельные едят и пьют для того, чтобы жить. *

№ слайда 23 Я знаю только то, что я ничего не знаю, но многие не знают даже этого! *
Описание слайда:

Я знаю только то, что я ничего не знаю, но многие не знают даже этого! *

№ слайда 24 В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить. *
Описание слайда:

В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить. *

№ слайда 25 * Интересные истории о Сократе Присутствие духа Ксантиппа утверждала, что, несмо
Описание слайда:

* Интересные истории о Сократе Присутствие духа Ксантиппа утверждала, что, несмотря на множество перемен в городе и в их собственной жизни, Сократ всегда выходил из дому или возвращался в него с одним и тем же выражением лица. Так он легко свыкался со всем и никогда не терял присутствия духа. О желании Кто-то сказал Сократу, сколь великое благо достичь того, чего желаешь. Он возразил: "Ещё большее, однако, не пытаться что-нибудь желать". Сократ и Антисфен Однажды Сократ обратил внимание на то, что Антисфен, его ученик и основатель кинической школы, старается выставить напоказ дыры на своей одежде, и сказал: "Перестань красоваться". Пирог в подарок Алкивиад подарил Сократу большой красиво испеченный пирог. Разозленная Ксантиппа швырнула пирог на пол и растоптала его ногами. Сократ же со смехом сказал: "Ну вот, теперь и тебе он не достанется".

№ слайда 26 * Три важных сита К Сократу прибежал человек и говорит: — Слушай, Сократ, должен
Описание слайда:

* Три важных сита К Сократу прибежал человек и говорит: — Слушай, Сократ, должен тебе сказать, что твой друг… — Подожди, подожди, — перебил Сократ. — Просеял ли ты то, что хочешь сказать мне, через три сита? — Какие? — Первое — сито правды: то, что ты хочешь сказать, — это правда? — Не знаю, я так слышал… — Достаточно! А просеял ли ты свои слова через сито доброты? Действительно ли то, что ты хочешь мне сказать, — что-то доброе, созидающее? — Не знаю. Наверное, нет! — Гм, тогда просеем через третье сито: так ли уж необходимо, чтобы ты сказал мне то, с чем пришел? — Нет, необходимости в этом нет! — А значит, — сказал мудрец, — если в этом нет ни правды, ни доброты, ни необходимости, то оставь это! Не говори и не обременяй этим ни меня, ни себя. Из легенд о Сократе

Презентация к выступлению на семинаре "Педагогическое наследие Сократа"
  • Классному руководителю
Описание:

Презентация иллюстрирует выступление на семинаре  "Педагогическое наследие Сократа".   В докладе кратко излагается биография философа, его философские взгляды и убеждения.  

"Педагог - акушер мысли" - вот его педагогическое кредо.  Путем особых вопросов и рассуждений он помогал собеседнику самостоятельно приходить к постановке и решению проблемы. Причем истина открывалась подчас не только ученику, но и самому учителю

Суть педагогических суждений Сократа составляет тезис о том, что главной среди жизненных целей человека должно быть нравственное самосовершенствование. 

В заключение приводятся афоризмы и легенды от Сократа.

Автор Бархоткина Ирина Павловна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 600
Номер материала 41122
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓