Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Применение приёмов критического мышления на уроках татарского языка.
Учитель первой квалификационной категории:
Салахиева М.М.
2 слайд
Критическое мышление
это способ мыслить критически, наивысшая организация мыслительных функций, заключающаяся в анализе, сопоставлении информации, нахождении причинно-следственных связей, умении делать собственные выводы.
3 слайд
Диаграммы сравнения
Иең неч
Ь Ъ
я, ю, е
Иҗекнең
нечкә әйте-
лешен бел-
дерү
Ямь
Юньле
Сәгать
Ашъяулык хәрефнең
Алъяпкыч калын
Төньяк булуын
Көньяк белдерә
мәгънә нәкъ
4 слайд
Кластер
Тема:Сыйфат (Имя прилагательное)- 2 класс
Вызов. (Предлагаю определить о чём? или о ком? это стихотвотрение
Әй, ... , ... ,
Кечкенә генә,
Бик йомшак кына,
Бик куркак гына.
Осмысление.
Какие слова помогли нам узнать, что в стихотворении
говорится о зайце? (кечкенә, йомшак, куркак)
Все эти слова отвечают на вопрос нинди?(какой?)
5 слайд
Сыйфат – нинди?
Куркак
Куркак кечкенә
(трусливый) (маленький)
Йомшак (мягкий)
куян
6 слайд
Предлагаю придумать концовку стихотворения, используя прилагательные.
Әй, куян, куян,
Кечкенә генә,
Бик йомшак кына,
Бик куркак кына.
(Бик ап-ак кына.Бик тыйнак кына. Син бит ак кына...)
7 слайд
Предлагаю по аналогии сочинить стих про другого животного.
(Әй, төлке, төлке,
Кызгылт-сары гына,
Бик йөнтәс кенә,
Хәйләкәр генә.)
Этот приём развивает у детей фантазию, воображение, умение слушать друг друга.
8 слайд
При объяснении темы обязательно идёт сравнение двух языков. В татарском языке нет категории рода.
Красивый человек( матур кеше)
Красивая шапка( матур бүрек)
Красивое платье(матур күлмәк)
9 слайд
Без әти – әниләргә булышабыз.
мин
идән юам
савыт – саба юам
тузан сөртәм
энемне карыйм
кер үтүклим
ашарга әзерләргә
булышам
10 слайд
Работа с художественным текстом.
Прием прогнозирование.
Прочитайте название произведения и назовите его автора. (Дәрдмәнд “Өч ул”, Җ.Тәрҗеманов “Биш чия”).
Рассмотрите иллюстрации и предположите о ком или о чём идёт речь в произведении? Почему вы так решили?(о трёх сыновьях, о вишне)
Как вы думаете какая девочка на рисунке? (жадная)
Почему вы так решили?(она сжала руку в кулак и раздавила вишни)
Чтение произведения. Оправдался ли наш прогноз?
11 слайд
Чтение с остановками
Приём «Чтение с остановками» выглядит как поиски ответов на вопросы
- Почему так называется произведение?
Почему текст построен именно так?
Как будут развиваться события дальше?
При подготовке к уроку я «выделяю» 2-3 остановки. Во время остановок задаются вопросы, которые позволяют пробудить интерес к чтению.
В работе с вопросами использую классификацию Бенджамина Блума.
Например, при чтении рассказа «Оялчан Хаҗи” М. Хәсәнова можно задать такие вопросы
Простые- Хаҗи нинди малай?(Хаҗи какой мальчик?)
Уточняющие – …,т.е . ты говоришь, что Хаҗи стеснительный?
Толстые(объясняющие) - Почему мальчик стеснялся пить чай? Почему он слез со стула и пошёл к выходу?
12 слайд
Ромашка Блума
творческие – Что изменилось бы если... перед Хаҗи стояла сахарница? (Хаҗи алдында шикәр савыты булса, нәрсә үзгәрер иде?)
оценочные – Кунакка карата нинди булырга кирәк? (Какими нужно быть по отношению к гостям? Чему научил хозяев Хаҗи?)
практические – Син Хаҗи урынында булсаң, нишләр идең?(Как бы ты поступил на месте Хаҗи?) Хикәянең эчтәлеге буенча син нинди рәсемнәр ясар идең?(Какие бы ты нарисовал рисунки к тексту?)
13 слайд
Синквейн
Этот приём позволяет проявить своё творчество и выразить своё отношение к изучаемому объекту. Развивает творческое мышление и речь, обогащает словарный запас.
Кояш
Зур, җылы
Балкый, җылыта, яктырта
Кояш нурларын сибә.
Шар
14 слайд
Синквейн
Куян
Ак, кечкенә
Кача, сикерә, чаба
Куян тиз йөгерә.
Җәнлек
15 слайд
Сбор ассоциаций
Написание детьми слов, выражений, связанных с каким – либо понятием изучаемой темы. Ученики пишут ассоциации, обсуждают в группах, каждая группа поочерёдно называет одно из написанных выражений, а учитель фиксирует на доске.
Җәй (җылы, каникуллар, Сабантуй, авыл, лагерь, урман, җиләкләр, ял итү)
16 слайд
Рәхмәт.
Спасибо за внимание!
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Критическое мышление - это способ мыслить критически, наивысшая организация мыслительных функций, заключающаяся в анализе, сопоставлении информации, нахождении причинно-следственных связей, умении делать собственные выводы.
Презентация знакомит с приёмами критического мышления, используемые мной на уроках татарского языка и татарской литературы. Среди них синквейн, кластер, чтение с остановками, ромашка Блума, диаграммы сравнения, сбор ассоциаций.
Например, при изучении темы "Правописание разделительного мягкого ь и разделительного ъ знаков" я использую приём диаграммы сравнения, а при изучении темы "Прилагательное" подходит приём синквейн. А на литературном чтении по татарскому языку наиболее подходит такие приёмы как чтение с остановками, прогнозирование.
6 662 251 материал в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Салахиева Миляуша Мисхатовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.