Главная / Русский язык и литература / Презентация к вводному уроку литературы 10 класс

Презентация к вводному уроку литературы 10 класс

Искусство слова и искусство чтения как предмет уроков литературы
«Вся Греция и Рим питались только литературою: школ, в нашем смысле, вовсе не...
«Русская литература… всегда была совестью народа. Ее место в общественной жиз...
Вчера я отворил темницу Воздушной пленницы моей, Я рощам возвратил певицу, Я ...
В чужбине свято наблюдаю Святой обычай старины: На волю птичку выпускаю При с...
- Определите авторство и обоснуйте свою гипотезу. - Определите художественные...
Вопросы Почему литературу называют искусством слова? Покажите на примерах, чт...
Периодизация русской литературы I пол. XIX в. Важнейшие исторические события...
1816--1825 гг. Нарастание революционных и национально-освободительных движени...
1826 -- первая половина 50-х гг. Поражение восстания декабристов. Победы Росс...
1 из 10

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Искусство слова и искусство чтения как предмет уроков литературы
Описание слайда:

Искусство слова и искусство чтения как предмет уроков литературы

№ слайда 2 «Вся Греция и Рим питались только литературою: школ, в нашем смысле, вовсе не бы
Описание слайда:

«Вся Греция и Рим питались только литературою: школ, в нашем смысле, вовсе не было! И как возросли. Литература собственно есть единственная школа народа, и она может быть единственною и достаточною школою… » В.Розанов.

№ слайда 3 «Русская литература… всегда была совестью народа. Ее место в общественной жизни
Описание слайда:

«Русская литература… всегда была совестью народа. Ее место в общественной жизни страны всегда было почетным и влиятельным. Она воспитывала людей и стремилась к справедливому переустройству жизни». Д. Лихачев. Д.С.Лихачев

№ слайда 4 Вчера я отворил темницу Воздушной пленницы моей, Я рощам возвратил певицу, Я воз
Описание слайда:

Вчера я отворил темницу Воздушной пленницы моей, Я рощам возвратил певицу, Я возвратил свободу ей. Она исчезла, утопая В сияньи голубого дня, И так запела, улетая, Словно молилась за меня.

№ слайда 5 В чужбине свято наблюдаю Святой обычай старины: На волю птичку выпускаю При свет
Описание слайда:

В чужбине свято наблюдаю Святой обычай старины: На волю птичку выпускаю При светлом празднике весны. Я стал доступен утешенью: За что на Бога мне роптать, Когда хоть одному творенью Я мог свободу даровать.

№ слайда 6 - Определите авторство и обоснуйте свою гипотезу. - Определите художественные ср
Описание слайда:

- Определите авторство и обоснуйте свою гипотезу. - Определите художественные средства, использованные поэтами? Являются ли они определяющими при установлении авторства? - Определите тему и идею стихотворений. Одинаковы ли они? - Почему об одном из поэтов мы говорим: хороший, а о другом: гениальный? - Что вам открыло в искусстве поэзии это сопоставление?

№ слайда 7 Вопросы Почему литературу называют искусством слова? Покажите на примерах, что т
Описание слайда:

Вопросы Почему литературу называют искусством слова? Покажите на примерах, что такое искусство слова? Вспомните произведения, герои которых читают книги и дают им свои оценки. Чем важна для них литература? Что вы узнали из литературы о любви и предательстве, о смерти и бессмертии, о благородстве и подлости? Важны ли такие знания для человека? Как литература помогла вашему собственному духовному развитию? - Что полезного может дать современному человеку чтение литературы прошлого?

№ слайда 8 Периодизация русской литературы I пол. XIX в. Важнейшие исторические события в
Описание слайда:

Периодизация русской литературы I пол. XIX в. Важнейшие исторические события в Европе и России. Общая характеристика развития русской литературы. Основные литературные жанры. 1795--1815 гг. Великая французская ре.во.люция (1789--1793 гг.) Открытие Царскосельского лицея. Отечественная война 1812 года. Возникновение декабристских организаций. Светский характер литературы. Освоение европейского культурного наследия. Усиление внимания к русскому фольклору и народным преданиям. Закат классицизма и его трансформация в творчестве Державина. Специфика русского сентиментализма и зарождающегося романтизма. Расцвет журналистики. Литературные общества и кружки. Путешествие, роман (воспитательный роман, роман в письмах). Элегия, послание, идиллия

№ слайда 9 1816--1825 гг. Нарастание революционных и национально-освободительных движений в
Описание слайда:

1816--1825 гг. Нарастание революционных и национально-освободительных движений в Европе. Возникновение тайных обществ в России (1821--1822 гг.). Смерть Наполеона и смерть Байрона. Восстание декабристов (1825). Господствующее направление -- романтизм. Его психологическое и социальное течение- "Школа гармонической точности". Литература декабристов. Издание альманахов. Принцип историзма, выдвинутый Карамзиным. Романтические устремления в творчестве Пушкина 1812--1824 гг. "Модернизированные" декабристами ода, трагедия, "высокая комедия", гражданская или патриотическая поэма, элегия, послание. "Психологическая повесть", баллада.

№ слайда 10 1826 -- первая половина 50-х гг. Поражение восстания декабристов. Победы России
Описание слайда:

1826 -- первая половина 50-х гг. Поражение восстания декабристов. Победы России в войнах с Персией и Турцией (1826--1829). Июльская революция во Франции (1830). Подавление Польского восстания (1831). Усиление демократических тенденций. Развитие идей революции и утопического социализма. Реакционные охранительные меры правительства в связи с революциями в Европе. Расцвет романтизма Лермонтова. Переход к реализму и социальной сатире у Гоголя. Ведущее значение приобретает реализм, хотя большинство писателей творят в рамках романтизма. Развитие темы "маленького человека". Противостояние литературы "гоголевской школы" и поэтов-лириков романтического плана. Романтическая баллада, поэма, исторический роман. Литературно-критическая статья. Пейзажная, любовно-эстетическая и философская лирика поэтов-романтиков

Презентация к вводному уроку литературы 10 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

Презентация к вводному уроку литературы 10 класс.

Даны тексты стихотворений А.С. Пушкина и В.Туманского "Птичка" и вопросы для их сопоставления. В. Туманский - современник А.С. Пушкина, его стихотворение носит такое же заглавие, как и стихотворение А.С. Пушкина. Но сейчас его имя известно лишь специалистам, а имя Пушкина известно всем. Почему так? 

Затем предложены вопросы для фронтальной беседы о значении литературы как искусства слова.

Периодизация русской литературы первой половины XIX века  представлена в виде текста (использован методический материал издательства "Просвещение").

Автор Кириченко Ирина Леонидовна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1810
Номер материала 45359
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓