Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыПрезентация к внеклассному уроку по литературе

Презентация к внеклассному уроку по литературе

Скачать материал
Скачать материал "Презентация к внеклассному уроку по литературе"

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по благоустройству

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Исследовательская работа  учащихся  9 класса  филиала МКОУ СОШ с.Суадаг в...

    1 слайд

    Исследовательская работа учащихся 9 класса филиала МКОУ СОШ с.Суадаг в
    с.Хаталдон
    Абаева Артура, Джабиевой Карины




    Руководитель - учитель русского языка и литературы
    Гутиева З.С.

    Хаталдон
    2014г

  • Сказания о нартах - это своего рода энциклопедия жизни осетинского        нар...

    2 слайд

    Сказания о нартах - это своего рода энциклопедия жизни осетинского народа.

  • Осетинский эпос — это сказание о легендарных богатырях  нартах. 
Нартовский э...

    3 слайд

    Осетинский эпос — это сказание о легендарных богатырях нартах.
    Нартовский эпос следует рассматривать как своеобразный свод нравственных правил древних осетин, как энциклопедию их воззрений на природу и общество.
    В нем изображается народная жизнь во всей ее полноте и многообразии; многовековая борьба народа с врагами за лучшую, счастливую жизнь в сказаниях рисуется яркими красками.
    В осетинском народе никогда не угасали искры народного творчества.
    Он, бережно храня свои драгоценные сказания о нартах, передавал их из поколения в поколение и пронес их через века.



  • Праздничные торжества и молодежные игрища проходили на лоне природы на поле...

    4 слайд

    Праздничные торжества и молодежные игрища проходили на лоне природы на поле Зилахар. Состязания в силе, ловкости, мастерстве верховой езды представлены во всех циклах «Сказаний о Нартах»

    Жили нарты на бескрайних просторах Северо-Кавказских равнин. Место действия нартов степь широкая, широкие реки и берега морей.

  • Происходя в тотемическом плане от волка, в космическом плане — от солнца, нар...

    5 слайд

    Происходя в тотемическом плане от волка, в космическом плане — от солнца, нарты остаются верны своей двоякой природе: как дети волка они больше всего любят охоту, войны, набеги и походы за добычей, как дети солнца они любят буйную радость жизни, — пиры, песни, игры и пляски.

  • Бæсты – сæры- Тых ( сæУассæ. уæРХæг)(Один из прародителей нартов, первый из...

    6 слайд

    Бæсты – сæры- Тых
    ( сæУассæ. уæРХæг)
    (Один из прародителей нартов, первый из рожденных в огне )

  • Старший из нартов  - Урызмаг, полный чувства собственного достоинства, сдержа...

    7 слайд

    Старший из нартов - Урызмаг, полный чувства собственного достоинства, сдержанный и рассудительный седобородый старец.

  • Шатана — истинная мать народа, центр и средоточие нартовского мира. К ней схо...

    8 слайд

    Шатана — истинная мать народа, центр и средоточие нартовского мира. К ней сходятся все нити. Без ее участия и совета не обходится ни одно знаменательное событие. Это она взрастила нартам двух славнейших героев — Сослана и Батраза, не будучи им кровной матерью. Это она — мудрая и вещая — выручает их в труднейшие минуты. Это она открывает им свой гостеприимный чертог, когда их постигает голод. Щедрость Шатаны и изобилие ее стола вошли в поговорку: «Не´ фсин — Шатана» — «наша хозяйка — Шатана», это — высшая похвала женщине в устах осетина.
    Шатана — могущественная чародейка. Она может вызывать снег и бурю, понимать язык птиц, может по желанию принимать вид старухи или молодой обольстительной женщины; взглянув в свое «небесное зеркало» (арвы айдæн), она видит все, что происходит на свете. Шатана жива до тех пор, пока живет весь нартовский народ

  • Сослан - герой-богатырь, появившийся из оплодотворенного пастухом камня. Небе...

    9 слайд

    Сослан - герой-богатырь, появившийся из оплодотворенного пастухом камня. Небесный кузнец Курдалагон закалил Сослана в волчьем молоке. Но корыто из-за происков хитреца Сырдона оказалось короче.Все тело героя стало булатным, колени остались незакаленными. Сослан - один из любимейших героев нартского эпоса. Существует много сказаний, связанных с его именем. Это - сказание о сватовстве к красавице Бедоху, ставшей его женой; сказание о путешествии Сослана в страну мертвых в поисках выкупа за вторую жену, дочь Солнца; сказание о битве Сослана с великаном Мукарой, которого он победил хитростью - попросил неделю просидеть на морозе в яме, а когда великан вмерз в лед, Сослан отрубил ему голову; сказание о шубе, сшитой для Сослана из скальпов, бород и усов убитых им врагов; сказание о поединке Сослана с Тотрадзом, сыном Албега, с которым герой смог справиться, только надев шубу из волчьих шкур, испугавшую коня Тотрадза; сказание о смерти Сослана от колеса Балсага, которое, подученное Сырдоном, проезжает по незакаленным коленям Сослана, и тот погибает.

  • Батрадз родился из нарыва на спине своего отца Хамыца, куда его перенесла мат...

    10 слайд

    Батрадз родился из нарыва на спине своего отца Хамыца, куда его перенесла мать, женщина из рода волшебников-бценов. Батрадз родился железным, но, закалившись в семи котлах с водой, стал стальным. Живет герой в основном на небе, среди небожителей, на землю раскаленной стрелой спускается по зову нуждающихся в его поддержке нартов.
    С именем Батрадза связаны сказания о мести Батрадза за смерть его отца Хамыца; о спасении Батрадзом Урызмага, которого хотели погубить из-за того, что он стар; о победе в нартской пляске над великаном Алафом, искалечившим в пляске много нартов; о битве за крепость Хыз, которую Батрадз сокрушает, попросив нартов выстрелить им вместо стрелы ; о победе в споре, кто лучший среди нартов; о битве Батрадза с небожителями и его захоронении в склепе Софии (стального Батрадза невозможно было взять никаким оружием, тогда бог сделал так, что от нестерпимой жары высохли все родники и море, и докрасна раскаленный Батрадз умер от жажды).

  • Сырдон - "коварство неба и хитрость земли". Он является воплощением язвительн...

    11 слайд

    Сырдон - "коварство неба и хитрость земли". Он является воплощением язвительного юмора и непревзойденной находчивости Сырдон часто вносит в среду нартов раздор и вражду, но в нужный момент сам же выручает их. В сказании о нем говорится, что "хоть частенько не ладили нарты с Сырдоном, все же они крепко любили его".
    Сырдон - ловкий пройдоха, хитрец и острослов, он же - злокозненный чародей, способный перевоплотиться в женщину, старика или в предмет, в эпосе его неоднократно называют <погибелью нартов

  • В лице Ацамаза в эпосе дается образ сладкозвучного певца и музыканта, играюще...

    12 слайд

    В лице Ацамаза в эпосе дается образ сладкозвучного певца и музыканта, играющего на вечной золотой свирели. Сказание об Ацамазе, богатое своеобразной красотой, по теме - оживление природы - перекликается с греческими легендами об Орфее.

  • Нарты, победив всех врагов, решили помериться силой с богом. В наказание бог...

    13 слайд

    Нарты, победив всех врагов, решили помериться силой с богом. В наказание бог послал им семилетний неурожай. Но нарты не смирились, и тогда им на выбор было предложено либо плохое потомство, либо всеобщая погибель. Нарты предпочли последнее.

  • Как живой встает перед нами нартовский мир, мир суровых воителей и беспечных...

    14 слайд

    Как живой встает перед нами нартовский мир, мир суровых воителей и беспечных плясунов, «детей Волка» и «детей Солнца», могучих, как титаны, и наивных, как дети, жестоких с врагом и бесконечно щедрых и расточительных дома, друзей богов и друзей природы. Как ни своеобразен и далек от нас этот мир, вступая в него, мы не можем противостоять впечатлению реальности, жизненности, которые сумел придать народный вымысел этому сказочному, фантастическому миру.
    Нарты, это — образ чудесного легендарного мира, воссозданный с такой могучей простотой и пластической силой, что он становится нам близок и понятен, и мы отдаем невольную дань поэтическому гению создавшего его народа.
    В. Абаев

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Презентация подготовлена учащимися 9 класса. Использована в качестве сопровождающего элемента к уроку внеклассного чтения.

Тема открытого урока: Нартский эпос осетинского народа

Цель: познакомить с фольклорными традициями, национальным  колоритом  и самобытностью  осетинского устного народного творчества; воспитание этнотолерантности.

Оборудование: презентация к уроку, «Нартские сказания», выставка иллюстраций учащихся к нартским сказаниям, сообщения учащихся о главных героях, викторина «Кто это?».

Эпиграф: Нарты, это — образ чудесного легендарного мира, воссозданный с такой могучей простотой и пластической силой, что он становится нам близок и понятен, и мы отдаем невольную дань поэтическому гению создавшего его народа.

В. Абаев

Народный эпос как особая форма отражения и поэтического преобразования объективной действительности в сознании людей подлежит истолкованию. Что скрывается за его образами, мотивами, сюжетами, либо миф, либо история? Сочетание мифологического и исторического в эпосе — это закономерно и неизбежно.  

Действительность властно вторгается в мифы, именно поэтому всякий народный эпос — это не только собрание мифов и сказок, но и ценный исторический источник.

Говоря об историчности нартовского эпоса, нельзя не сказать о реализме в изображении социальной и бытовой обстановки, в обрисовке характеров[1]. Нартовский эпос глубоко реалистичен. Трудно убедить простого горца в том, что нартов не существовало в действительности. Он готов согласиться, что многие подвиги и приключения нартовских героев — вымышлены. Но чтобы самих этих людей, — таких живых, можно было бы выдумать «из головы», — этого он никак не может допустить.

Живописными красками рисуют сказания картину быта и нравов нартовского общества.

Происходя в тотемическом плане от волка, в космическом плане — от солнца, нарты остаются верны своей двоякой природе: как дети волка они больше всего любят охоту, войны, набеги и походы за добычей, как дети солнца они любят буйную радость жизни, — пиры, песни, игры и пляски.

Нартовский эпос - благодарный материал для двухаспектного подхода. В нем многообразно и причудливо сочетаются и переплетаются мифы и история.

Центральных циклов в нартовском эпосе четыре.

1. Начало нартов (Уархаг и его сыновья, Ахсар и Ахсартаг);

2. Урузмаг (Урызмаг) и Шатана;

3. Сослан;

4. Батрадз.

Важными являются также циклы хитроумного Сырдона и чудесного Ацамаза.

Но кроме этих основных циклов, имеется около пятнадцати самостоятельных сюжетов с самостоятельными героями: Тотрадз, Арахцау, Сауай, Сыбалц, Айсана и др.

Взятый в целом нартовский эпос поражает богатством и разнообразием сюжетного материала.

В. Миллер и Ж. Дюмезиль показали, что генетические связи осетинского эпоса ведут к северо-иранским скифо-сарматским племенам, населявшим Южную Россию в первое тысячелетие до н. э.

Но это древнее ядро, восходящее ко временам, о которых повествует Геродот, никогда не было замкнутым миром, оно было широко открыто для взаимодействия с мифологией и эпосом народов, с которыми скифы, сарматы, аланы имели контакты на протяжении своей долгой истории. Обширна была территория расселения и передвижений североиранских племен, многочисленны и разнообразны были народы, с которыми соприкасались или могли соприкасаться далекие предки осетин. Но контакты с некоторыми европейскими (славяне, кельты, италики), тюрко-монгольскими и кавказскими народами оставили в осетинском эпосе свои следы.

Как живой встает перед нами нартовский мир, мир суровых воителей и беспечных плясунов, «детей Волка» и «детей Солнца», могучих, как титаны, и наивных, как дети, жестоких с врагом и бесконечно щедрых и расточительных дома, друзей богов и друзей природы. Как ни своеобразен и далек от нас этот мир, вступая в него, мы не можем противостоять впечатлению реальности, жизненности, которые сумел придать народный вымысел этому сказочному, фантастическому миру.

 

 


[1] Ср.: Б. В. Скитский. Нартский эпос как исторический источник. — Сб. «Нартский эпос», 1949, с. 21–34.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 848 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.12.2014 690
    • PPTX 1 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Гутиева Зинаида Сафарбековна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Гутиева Зинаида Сафарбековна
    Гутиева Зинаида Сафарбековна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 7
    • Всего просмотров: 1321
    • Всего материалов: 1

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 16 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка и культуры речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 183 человека

Курс повышения квалификации

Проектирование и проведение современного урока русского языка с учетом реализации ФГОС основного и среднего общего образования нового поколения

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 313 человек из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 367 человек

Мини-курс

Проектный подход к рекламе: эффективные стратегии и инструменты

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы нарративного подхода: теория и методы

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Развитие предметно-практических действий, игровых навыков и математических представлений у детей раннего возраста

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе