Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
ЧТО ТАКОЕ ПРИЧАСТИЕ?
1
2 слайд
Наблюдаем.
Крепко задумался козак над её словами.
Угрюмый и задумчивый был обыкновенно Адриан Прохоров.
Задумавшийся вечер мечтательно обнимал синее небо.
*Кто автор двух предложений, а какое предложение не принадлежит перу этого писателя? Почему так решили?
* выписать из предложений однокоренные слова, обозначить корень, указать грамматические признаки знакомых частей речи.
2
3 слайд
ЗНАЕМ - НЕ ЗНАЕМ
задумался – действие – глагол, ед.ч., м.р., сов.вид, прош.вр., неперех., 1 спр., изъяв.накл., возвратный
задумчивый - признак предмета - имя прилагательное, ед.ч., м.р., И.п., качеств.,
задумавшийся - ?
3
4 слайд
Задумавшийся - ед.ч., м.р., И.п., сов.вид, прош.вр., возвратный.
4
5 слайд
РОДСТВЕННИКИ?
Задумавшийся -
ед.ч.,
м.р., прилагательное
И.п.,
сов.вид,
прош.вр., глагол
возвратный.
5
6 слайд
“Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного”.
В.И.Даль
6
7 слайд
ПРИЧАСТНЫЙ
имеющий непосредственное отношение,
касательство к чему-либо .
◆ Я тому греху непричастен, я ошибкой осужден. М.Горький, «Старик».)
7
8 слайд
Тема урока:
Причастие
8
9 слайд
Сравним.
Задумчивый - постоянный признак,
задумавшийся - признак временный, приобретенный во времени или по действию
9
10 слайд
Делаем вывод:
глагол обозначает действие,
прилагательное – признак.
Что же будет обозначать причастие?
Признак по действию
10
11 слайд
Работа с учебником.
Стр.151 - 153. Правило.
11
12 слайд
Работа с общей тетрадью
Причастие – это особая форма глагола, обозначает признак предмета по действию, отвечает на вопрос какой?
12
13 слайд
Тренировочные упражнения.
Под самым покутом, на почетном месте, сидел гость – низенький, толстенький человечек с маленькими вечно смеющимися глазками, в которых, кажется, написано было то удовольствие, с каким курил он свою коротенькую люльку поминутно сплевывая превращенный в золу табак. Орлиный глаз его, как вечереющее солнце, начинал мало-помалу жмуриться. На конце стола курил люльку десятский, сидевший из почтения к хозяину в свитке.
* выписать словосочетания «причастие + слово, от которого оно зависит», определить грамматические признаки причастия.
13
14 слайд
Получилось:
смеющимися глазками: прил.: множ.ч., Т.п.
глаг.: несов.вид, наст.вр., возвр.
табак превращенный: прил.: м.р., ед.ч., В.п.
глаг.: сов.вид, прош.вр., невозвр.
вечереющее солнце: прил.: ср.р., ед.ч., И.п.
глаг.: несов.вид, наст.вр., невозвр.
десятский, сидевший: прил.: м.р., ед.ч., И.п.
глаг.: несов.вид, прош.вр., невозвр.
14
15 слайд
Определяем синтаксическую роль причастия
Запах от цветущих яблонь и ночных цветов лился по земле.
Выполните синтаксический разбор предложения.
15
16 слайд
Общая морфема
развить – развиться- развиваться- развивающий
думать – задуматься – задумываться – задумывающийся
вечер – вечереть – вечереющий
Найдите причастие в словообразовательной цепочке, какая морфема общая у всех причастий?
16
17 слайд
Образуются от глагола при помощи суффиксов
-ущ—ющ-
-ащ—ящ-
-ом—ем—им-
-енн—нн-
-вш—ш-
-т-
17
18 слайд
Работа с учебником
Стр. 154.. Правило.
Стр. 154, упр. 393. Записать причастия, выделить в них суффиксы.
18
19 слайд
Итог урока.
Что обозначает причастие?
Какие грамматические признаки взяты причастием от глагола?
Какие грамматические признаки взяты причастием от прилагательного?
Какова синтаксическая роль причастия?
Какую роль причастие играет в речи?
19
20 слайд
Домашнее задание.
Правило.
В учебнике литературы к произведению Н.В.Гоголя «Майская ночь, или утопленница» приложены иллюстрации различных художников. Вам нужно рассмотреть эти иллюстрации и составить 7 предложений, употребив в них причастия. Суффиксы причастий выделить, грамматические признаки обозначить, подчеркнуть причастия как члены предложения.
20
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
На уроках русского языка использую тексты литературных произведений, изучаемых на литературе. Данная форма работы дает возможность заинтересовать обучающихся текстами художественных произведений, а также, что значимо для детей, получить бонус в литературу. Данные уроки требуют дополнительной подготовки, поэтому провожу их не чаще 2-3 раз в четверть. В 6 классе в начале третьей четверти параллельно с темой "Причастие" на русском языке на литературе начинаем изучать творчество Н.В.Гоголя ("Майская ночь, или утопленница"). Этот урок будет опробован после новогодних каникул.
6 672 174 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Витлицкая Ольга Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Курс повышения квалификации
72/108/144 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.