Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Матёра – российская Атлантида?
( по повести В.Г.Распутина «Прощание с Матёрой»)
2 слайд
Цели урока:
Войти в духовный мир героев В.Г.Распутина
Определить основную идею повести
Связать представление о теме и идее произведения с происходящими в стране переменами, определяемыми научно-техническим прогрессом
Формировать неравнодушное отношение к проблемам своей страны, чувство ответственности за её судьбу
3 слайд
В.Г.Распутин:
Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьёй, работа, люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом
4 слайд
Из повести «Прощание с Матёрой»:
«Прости нам, Господи, что слабы мы, непонятливы и разорены душой. С камня не спросится, что камень он, с человека же спросится»
5 слайд
Очерк «Вверх и вниз по течению»:
Почему так много времени мы проводим в хлопотах о хлебе едином, и так редко поднимаем глаза вокруг себя, и останавливаемся в удивлении и тревоге: отчего я раньше не понимал, что это моё, что без этого нельзя жить? И почему забываем, что именно в такие минуты рождается и полнится красотой человеческая душа?
6 слайд
Валентин Григорьевич Распутин - замечательный писатель, лауреат Государственной премии СССР. Родился в 1937 году в рабочем посёлке Усть-Уда на Ангаре, почти на полпути между Иркутском и Братском
7 слайд
Вопрос 1
Почему, на ваш взгляд, Распутин написал повесть «Прощание с Матёрой?»
Как это связано с его биографией и с реальной жизнью в Сибири?
8 слайд
Словарная работа:
Матёра – матёрый – мать - материк
Матёрый
Полный сил, крепкий, достигший полной зрелости
Опытный, знающий
неисправимый
9 слайд
Матёра – живое существо, а не просто кусок земли, которому уготована участь погибнуть под водой. Для её жителей она – первооснова, «стержень», на котором держится их бытие: прошлое, настоящее, будущее.
10 слайд
Вопрос 2
Как описывается в повести Матёра и её жители?
Кто из героев повести вам более запомнился и почему?
11 слайд
Вопрос 3
Кому противостоят жители Матёры в своём стремлении достойно проститься с родиной?
Кто такие «пожогщики» и «обсевки» и каково отношение к ним автора?
12 слайд
Критик Ю.Селезнёв:
Если земля территория и только, то и отношение к ней соответственное. Землю – родную землю, Родину – освобождают. Территорию – захватывают.
Хозяин – на земле, на территории – завоеватель, покоритель.
О земле, которая всем принадлежит – кто до нас был, и кто после нас придёт – не скажешь: «После нас хоть потоп»… Человека, видящего в земле только территорию, не слишком интересует, что было до него, что останется после него…
13 слайд
Вопрос 4
Каковы мотивы поведения Дарьи?
Как показана нравственная красота Дарьи?
Чьё поведение противопоставляется поведению Дарьи?
14 слайд
У кого нет памяти, нет жизни
15 слайд
Вопрос 5
Как вы поняли финал произведения? Как в финале выявляется авторская позиция по отношению к изображаемому?
16 слайд
Вопрос 6
Какие проблемы ставит В.Г.Распутин в повести?
17 слайд
Основные проблемы:
Защита природы, охрана окружающей среды
Не приведёт ли НТП к физической гибели планеты, исчезновению жизни?
Проблема «экологии души» (отношения поколений, осознание благодарности предкам и ответственности перед будущим)
Проблема сохранения традиций
Проблема противоречий между городом и деревней
Проблема отношения власти и народа
Поиск смысла человеческого существования
18 слайд
Идея повести:
Писатель призывает современного человека не подчиняться механизированной жизни,
не забывать о душевной чистоте, т.е. о принадлежности к родине, роду,
соблюдать вековые традиции народа, задумываться о последствиях своих деяний.
19 слайд
В.Г.Распутин:
Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьёй, работа, люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом
20 слайд
Домашнее задание
Напишите эссе на одну из тем:
1.Как я понимаю традицию?
2. Символы вечности в повести (царский листвень,
изба, образ Хозяина)
3. Можно ли считать Распутина противником про-
гресса?
4. Влияние НТП на развитие села Лебяжье.
5. Что значит для меня родительский дом?
6. Как не «забыть себя» в ускоряющемся темпе
современной жизни?
7. Не очерствели ли души моих земляков?
21 слайд
Станислав Куняев
«Прощание с Матёрой»
На родине, как в космосе, не счесть
Огня и леса, камня и простора,
Всё не вместишь, не потому ли есть
У каждого из нас своя Матёра,
Своя Ока, где тянет холодок
В предзимний день от влаги загустевшей,
Где под ногой ещё хрустит песок
Крупнозернистый и заиндевевший…
22 слайд
Прощай, Матёра! Быть или не быть
Тебе в грядущей жизни человечьей -
Нам не решить, но нам не разлюбить
Твоей судьбы непостижимо вещей.
Я знаю, что необозрим народ,
Что в нём, как в море, света или мути,
Увы, не счесть… Да будет ледоход,
Да будут после нас иные люди!
Прощай, Матёра, боль моя, прощай,
Прости, что слов заветных не хватает,
Чтоб вымолвить всё то, что через край
Переливаясь в синей бездне тает…
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
"Матёра – российская Атлантида?"
(по повести В.Распутина "Прощание с Матерой")
Цели:
Образовательные:
- Войти в духовный мир Распутина, в нравственный мир его героев
- систематизировать знания
- Определить основную идею повести;
- Связать представление о теме и идее произведения с общественной потребностью
осознания происходящих в стране перемен, определяемых научно-техническим
прогрессом.
Развивающие:
- продолжить работу над развитием речи учащихся
-развивать познавательные умения и аналитическое мышление учащихся ( умение делать выводы, устанавливать причинно - следственные связи)
- способствовать активизации мыслительного поиска проблемы путем информативно -
проблемных вопросов;
Воспитательные
- Формировать неравнодушное отношение к проблемам своей страны,
чувство ответственности за её судьбу.
-Воспитывать личностные качества: патриотизм, уважение к традициям, гуманность в отношениях с пожилыми людьми
6 664 296 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Маркова Вера Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.