Главная / Русский язык и литература / Презентация к уроку русского языка по теме "Имя существительное"

Презентация к уроку русского языка по теме "Имя существительное"

Имя существительное (учебный блок) автор: учитель высшей категории Локтева На...
Методические рекомендации учителю Содержание учебного блока «Имя существитель...
Сегодня на уроке русского языка нас будут сопровождать кот-лингвист Рыжик и к...
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ предметы, явления, вещества, действия как предметы Самост...
Лексико-грамматические разряды имён существительных конкретные отвлечённые со...
Морфологические признаки имени существительного постоянные непостоянные 1.Оду...
Запомните: постоянные морфологические признаки не изменяются! Непостоянные м...
РОД имён существительных 2. Жен.род Мама Дочь Вещь Страна Родина Земля Степь...
Род имён существительных – категория постоянная! Как вы думаете, какого рода ...
Ну и вопросики!!! Колибри поймаю и съем, Онтарио – оно, шимпанзе – обезьяна, ...
Определение рода иноязычных слов (имён существительных) Именасуществительные ...
Число имён существительных Единственное изменяемое Стул Стол Ветвь Конь Берёз...
Листва – это много, но в единственном числе! Листва – это один или много?
Склонение имён существительных _____________________________________________...
Это интересно! Падежи имён существительных Грамматический термин падеж образо...
Склонение имён существительных = изменение их по падежам и числам 1скл. 2скл...
Безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных Примечание: сущ...
Синтаксическая роль имени существительного 1. Подлежащее 2. Дополнение ------...
4. Суффиксы –иц-/-ец- -ИЦ – жен.род (девица, умница) -ЕЦ – муж.род (молодец, ...
Проверь себя: Имя существительное – это…? Постоянные признаки имени существит...
№1Определи РОД существительных: Мужской Женский Мужской Женский Средний Сред...
№2 Определи склонение имён существительных 2 скл. 3 скл. 2 скл. 3 скл. Нескло...
П.п., 1скл., -е Р.п., 3 скл., -и П.п., 1скл., -е П.п., 2 скл., -е Д.п., 1скл....
-ик, -ик -ек, -ек -ек, -ек -ек, -ек -ик, -ик -ик, -ик -ик, -ек -ек, -ек -ек, ...
Ё, Ё Ё, Ё Ё, О О, О О, О Ё, О О, О О, О О, Ё Ё, О №5 Запиши правильно гласные...
№6 Запиши слитно или раздельно НЕ с существительными: Невзгоды Неприятель Не ...
№7 Определи правильно суффикс: -ЕЦ или -ИЦ ? -ЕЦ- -ЕЦ- -ЕЦ- -ИЦ- -ИЦ- -ИЦ- -И...
Перед контрольной Где же Марьяна и Матвей? Ой, я уже устала, можно я сначала ...
Контрольная работа №1 1-й вариант 2-ой вариант Тётушка, костюмчик, день, поле...
А какие оценки получили наши ученики? 1 кошка Марьяна 3 2 кот Матвей 5 3 котё...
Контрольная работа №2 1-й вариант 2-ой вариант Запиши имена существительные, ...
Контрольная работа № 3(орфографический диктант с грамматическим заданием) Вн...
Тест М-С-01 1. К 3-ему склонению относится имя сущ-ое: А. соль; Б. пень; В. и...
1. Есть: дитя, животное, насекомое, человечище, чудовище… 2. Цапель, кочерёг...
Эти существительные образовались от имён собственных, а именно: 1)от фамилий...
1 из 35

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Имя существительное (учебный блок) автор: учитель высшей категории Локтева Надеж
Описание слайда:

Имя существительное (учебный блок) автор: учитель высшей категории Локтева Надежда Ивановна Раздел языкознания: Морфология Цель обучения: Сформировать знания о существительном как части речи Задачи обучения: 1. Сформировать знание морфологических признаков существительного(МПС) 2. Развивать умение определять МПС 3. Развивать интеллектуальные способности(анализ, выделение существенных признаков, обобщение, выводы) 4. Формировать и развивать навык правописания существительных 4. Воспитывать интерес к знанию языка и его специфики

№ слайда 2 Методические рекомендации учителю Содержание учебного блока «Имя существительное
Описание слайда:

Методические рекомендации учителю Содержание учебного блока «Имя существительное» может использоваться при изучении темы в 5-10 классах. На первом уроке изучения темы и на последнем, заключительном уроке, рекомендуется использовать содержание учебного блока целиком – в полном объёме. На первом уроке материалы учебного блока демонстрируются учащимся с целью целостного восприятия темы, при этом рекомендуется метод проблематизации как мотивация учения. На остальных уроках рекомендуется использовать частично(отдельные слайды) содержание учебного блока, в зависимости от конкретной темы урока и класса. На заключительном уроке содержание учебного блока демонстрируется как систематизированный учебный материал по изученной теме с целью подготовки к контрольной работе по теме. *Примечание: учебный блок может быть использован на каждом уроке по заявленной теме, но не является разработкой урока и требует творческого подхода учителя.

№ слайда 3 Сегодня на уроке русского языка нас будут сопровождать кот-лингвист Рыжик и кошк
Описание слайда:

Сегодня на уроке русского языка нас будут сопровождать кот-лингвист Рыжик и кошка-полиглотка Рыжка. А также с нами будут учиться русскому языку трудяга-кот Матвей, ленивица-кошка Марьяна, любознательный котёнок Барсик и старательный котёнок Умка Матвей! вгрызаться надо в науку, а не в дерево. Я так люблю учиться! Когда они уже начнут урок?! Я постараюсь быть внимательным на уроке Марьяна, не ленись!

№ слайда 4 ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ предметы, явления, вещества, действия как предметы Самостоят
Описание слайда:

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ предметы, явления, вещества, действия как предметы Самостоятельная часть речи Обозначает предмет в начальной форме Отвечает на вопросы: КТО? ЧТО? Тема!

№ слайда 5 Лексико-грамматические разряды имён существительных конкретные отвлечённые собир
Описание слайда:

Лексико-грамматические разряды имён существительных конкретные отвлечённые собирательные вещественные единичные 1. Называют предметы и явления, подвергаемые счёту 2. Называют действие или признак в отвлечении; не сочетаются с количественными числительными 3. Формой единственного числа обозначают совокупность одинаковых предметов как неделимое целое 4. Обозначают однородную по своему составу массу,вещество(жидкости, металлы, хим.элементыи соединения, продукты и т.п.) 5. Называют единичные предметы, выделенные из массы вещества или совокупности однородных предметов Школа Изучение Листва Вода Горошина Девочка Отвлечение Детство Свинец Жемчужина Дом Возникновение Студенчество Амидопирин Снежинка Книга Белизна Учительство Кислород Крестьянин Стол Ненависть Профессура Сахар Профессор Дерево Эгоизм Адвокатура Сыр Тесина Магазин Лиризм Пролетариат Мясо Смешинка Рояль Выборы Рожь, хлопок Сахаринка

№ слайда 6 Морфологические признаки имени существительного постоянные непостоянные 1.Одушев
Описание слайда:

Морфологические признаки имени существительного постоянные непостоянные 1.Одушевлённость/ КТО?/ неодушевлённость /ЧТО? 2. Собственность/Фёдор/ нарицательность/кот/ 3. РОД: мужской, женский, средний, общий 4. СКЛОНЕНИЕ: 1-ое – жен. и муж.р. -а, -я 2-ое – ср.р. –о, -е - муж.р. с нулевым 3-е – жен.р. с нулевым Разносклоняемые: 10на -мя+ путь 1. ЧИСЛО: единственное множественное 2. ПАДЕЖ: Именительный(кто?что?) Родительный (кого?чего?) Дательный (кому?чему?) Винительный (кого?что?) Творительный (кем?чем?) Предложный (о ком? о чём?)

№ слайда 7 Запомните: постоянные морфологические признаки не изменяются! Непостоянные морф
Описание слайда:

Запомните: постоянные морфологические признаки не изменяются! Непостоянные морфологические признаки образуют формы имени существительного!

№ слайда 8 РОД имён существительных 2. Жен.род Мама Дочь Вещь Страна Родина Земля Степь Бр
Описание слайда:

РОД имён существительных 2. Жен.род Мама Дочь Вещь Страна Родина Земля Степь Брошь Мозоль 3. Средний род Солнце Поле Окно Дупло Полотенце Платье Кафе Шоссе Кино Озеро Молоко 1.Муж.род Папа Стол Дом Плащ Вечер Воздух Мяч Душ Дядя Тюль Сок Кофе 4. Общий род Забияка Невежа Невежда Жадина Сирота Бедняга Бедолага Задира Плакса Неряха

№ слайда 9 Род имён существительных – категория постоянная! Как вы думаете, какого рода сущ
Описание слайда:

Род имён существительных – категория постоянная! Как вы думаете, какого рода существительные: колибри, Онтарио, шимпанзе, кенгуру, кольраби?..

№ слайда 10 Ну и вопросики!!! Колибри поймаю и съем, Онтарио – оно, шимпанзе – обезьяна, кен
Описание слайда:

Ну и вопросики!!! Колибри поймаю и съем, Онтарио – оно, шимпанзе – обезьяна, кенгуру – конечно, ОН, а кольраби я не ем!

№ слайда 11 Определение рода иноязычных слов (имён существительных) Именасуществительные РОД
Описание слайда:

Определение рода иноязычных слов (имён существительных) Именасуществительные РОД Названия животных Мужской:кенгуру, шимпанзе Географические названия Взависимости от определяемого слова:озеро Онтарио, город Осло, пустыня Гоби, Авеню(улица) Имена В зависимости от принадлежности полу:фрау Дитрих, мадамБуаносье, мистерШевроле Нарицательныенеодушевлённые Средний:папье-маше, шоссе, кафе,кашне,эскимо *Исключения Колибри(она), кольраби(она), кофе(он)

№ слайда 12 Число имён существительных Единственное изменяемое Стул Стол Ветвь Конь Берёза О
Описание слайда:

Число имён существительных Единственное изменяемое Стул Стол Ветвь Конь Берёза Озеро Река Степь Множественное изменяемое Стулья Столы Ветви Кони Берёзы Озёра Реки Степи Единственное неизменяемое Молодёжь Листва Молоко Бензин Сахар Множественное неизменяемое Ножницы Очки Шорты Брюки Сани ворота

№ слайда 13 Листва – это много, но в единственном числе! Листва – это один или много?
Описание слайда:

Листва – это много, но в единственном числе! Листва – это один или много?

№ слайда 14 Склонение имён существительных ________________________________________________
Описание слайда:

Склонение имён существительных _________________________________________________________________ !!!* не- склоняемые колье кино шоссе кафе пальто радио такси кофе кенгуру шимпанзе эскимо 3 склонения Сущ.жен.р. с нулевым окончанием Мать Шаль Даль Ветвь Моль Роль Брошь Плешь Ночь Дочь Печь Рожь Разно-склоняемые Пламя Знамя Вымя Темя Стремя Племя Время Семя Бремя Имя Путь 1 склонение Сущ.муж. и жен.р. (-а, -я) Дядя Тётя Дедушка Ваза Школа Сестра Машина 2 склонение Сущ.ср.р. (-о,-е) Муж.р. (с нулевым) Озеро Окно День Кот Меч Тюль Силач Учитель Гараж Багаж Камыш картофель

№ слайда 15 Это интересно! Падежи имён существительных Грамматический термин падеж образовал
Описание слайда:

Это интересно! Падежи имён существительных Грамматический термин падеж образовался при переводе латинского слова casus (казус) – что на русско. м языке означает: падение. Каждое изменение существительного греки называли «casus», что по-русски означает падеж. Изменение существительных по падежам – это склонение (т.е. отклонение от начальной формы). Название русских падежей, за исключением творительного и предложного, произошли о латинских названий и представляют их дословный перевод . ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ – начальная форма («имя» предмета) РОДИТЕЛЬНЫЙ – означает «полученный с рождения» (например: плоды леса) ДАТЕЛЬНЫЙ - называет адресата: кому дать ВИНИТЕЛЬНЫЙ - обозначает объект, который является причиной действия; название падежу дано от слова ВИНА(Н.М.Шанский) ТВОРИТЕЛЬНЫЙ - связан с глаголом ТВОРИТЬ, обозначает орудие действия; впервые был введён в 1596г. Лаврентием Зизанием. ПРЕДОЖНЫЙ - употребляется только с предлогами (название падежа введено М.Ломоносовым)

№ слайда 16 Склонение имён существительных = изменение их по падежам и числам 1скл. 2скл. 3
Описание слайда:

Склонение имён существительных = изменение их по падежам и числам 1скл. 2скл. 3скл. --ия, --ие, --ий --мя+путь И.п. дядя учитель роль мелодия племя Р.п. Дяди учителя Роли Мелодии Племени Д.п. Дяде учителю Роли Мелодии Племени В.п. дядю учителя роль мелодию племя Т.п. дядей учителем ролью мелодией племенем П.п. Дяде Учителе Роли Мелодии Племени

№ слайда 17 Безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных Примечание: сущест
Описание слайда:

Безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных Примечание: существительные 1скл., оканчивающиеся на -ИЯ во всех падежах имеют окончание -И* 1скл 2скл. 3скл. Разноскло-няемые --ия, --ие, --ий Р.п. -И(-ы) И И И Д.п. Е Е П.п.

№ слайда 18 Синтаксическая роль имени существительного 1. Подлежащее 2. Дополнение ------- -
Описание слайда:

Синтаксическая роль имени существительного 1. Подлежащее 2. Дополнение ------- ------- -------- ------- ----- ------ ------ 3. Сказуемое ______________________________________________ 4. Обстоятельство -----/ ----------/ ------ / ------ / ------- / ------ / ----- / ----- / ----- 5. Определение 1. (Что?)Лес тихо шумел. 2. Мы обратились к (чему?)лесу за помощью. 3. Богатство нашей земли – (что такое?)лес. 4. За грибами мы ходим (куда?)в лес. --- / ----- / ---- / ---- / ---- / ----- / ---- / ---- / ---- 5. В деревню наведались жители (какие?)леса.

№ слайда 19 4. Суффиксы –иц-/-ец- -ИЦ – жен.род (девица, умница) -ЕЦ – муж.род (молодец, кра
Описание слайда:

4. Суффиксы –иц-/-ец- -ИЦ – жен.род (девица, умница) -ЕЦ – муж.род (молодец, красавец) Средний род: -ЕЦ- перед ударным окончанием(пальтецо, ружьецо) -ИЦ- перед безударным окончанием(платьице, креслице) Правописание имён существительных 1. НЕ с существительными Раздельно: 1) есть противопоставление с союзом А; 2) Перед НЕ есть слова вовсе, отнюдь, далеко (вовсе не приятель) Слитно: если можно заменить синонимом без НЕ (недруг=враг) 3. Суффиксы -ек-/-ик- Ключик - ключика Замочек – замочка (Е выпадает в Р.п.) Например: платочка-платочек, дубочка-дубочек, кирпичика-кирпичик, листика-листик 2. О/Ё после шипящих Ё – в корне под ударением (шёлк, пчёлка, жёлуди) О – в суффиксах и окончаниях под ударением (паучок, плечо) О - в словах-исключениях: обжора, шорты, изжога, крыжовник, капюшон, трущоба, шомпол, шов

№ слайда 20 Проверь себя: Имя существительное – это…? Постоянные признаки имени существитель
Описание слайда:

Проверь себя: Имя существительное – это…? Постоянные признаки имени существительного: …? Изменяемые признаки существительного: … ? Сколько родов имеет существительное? Сколько склонений у существительного? Какие существительные называются несклоняемыми? Перечисли все разносклоняемые существительные: … Какие существительные не изменяются по числам? Сколько падежей всего? Назови все падежные вопросы: … Как пишется НЕ с именами существительными? Как определить б/у гласную в падежных окончаниях существительных? У каких сущ-ых после шипящих на конце пишется Ь? Как определить суффикс -ЕК/-ИК? В каких морфемах сущ-ых пишется после шипящих О/Е? Как различить суффиксы -ИЦ/-ЕЦ ? Чем может быть существительное в предложении? Контрольные задания Я могу ответить на все вопросы

№ слайда 21 №1Определи РОД существительных: Мужской Женский Мужской Женский Средний Средний
Описание слайда:

№1Определи РОД существительных: Мужской Женский Мужской Женский Средний Средний Мужской Мужской Средний Женский Средний Карась Степь Мяч Дочь Кино Пальто Кенгуру Дядюшка Кашне Брошь Онтарио (озеро)

№ слайда 22 №2 Определи склонение имён существительных 2 скл. 3 скл. 2 скл. 3 скл. Несклоняе
Описание слайда:

№2 Определи склонение имён существительных 2 скл. 3 скл. 2 скл. 3 скл. Несклоняемое Несклоняемое Несклоняемое 1 скл. Несклоняемое 3 скл. Разносклоняемое Разносклоняемое 1 скл. 2 скл. 1 скл. Карась Степь Мяч Дочь Кино Пальто Кенгуру Дядюшка Кашне Брошь Знамя Путь Печка Платье Улица

№ слайда 23 П.п., 1скл., -е Р.п., 3 скл., -и П.п., 1скл., -е П.п., 2 скл., -е Д.п., 1скл., -
Описание слайда:

П.п., 1скл., -е Р.п., 3 скл., -и П.п., 1скл., -е П.п., 2 скл., -е Д.п., 1скл., -е Р.п., 1скл., -и П.п., 1скл., -е Р.п., разноскл., -и Д.п., 1скл., -е П.п., 2скл., -е Р.п., 1скл., -и П.п., 1скл., -и П.п., 3скл., -и Д.п., 1скл., -е Д.п., 3скл., -и №3 Определи падеж, склонение и падежное окончание имён существительных В сковородк… У печ… На ветк… О львёнк… К печк… От рощ… В деревн… Из пламен… По дорог… На плать… У Мари… На станци… На ветв… По площадк… По площад…

№ слайда 24 -ик, -ик -ек, -ек -ек, -ек -ек, -ек -ик, -ик -ик, -ик -ик, -ек -ек, -ек -ек, -ик
Описание слайда:

-ик, -ик -ек, -ек -ек, -ек -ек, -ек -ик, -ик -ик, -ик -ик, -ек -ек, -ек -ек, -ик -ик, -ик №4 Запиши правильно гласные в суффиксах существительных Кузнеч..к, огурч..к Комоч..к, дружоч..к Платоч..к, кружоч..к Носоч..к, флажоч..к Карс..к, нос..к Карандаш..к, ключ..к Мяч..к, замоч..к Овраж..к, листоч..к Дубоч..к, хвост..к Матрос..к, вопрос..к

№ слайда 25 Ё, Ё Ё, Ё Ё, О О, О О, О Ё, О О, О О, О О, Ё Ё, О №5 Запиши правильно гласные по
Описание слайда:

Ё, Ё Ё, Ё Ё, О О, О О, О Ё, О О, О О, О О, Ё Ё, О №5 Запиши правильно гласные после шипящих Прич..ска, ш..лк Ж..луди, ч..лка Ш..рстка, изж..га Обж..ра, капюш..он Кабач..к, ш..мпол Ноч..вка, плащ..вка Плащ..м, ш..рты Кирпич..м, плеч.. Мальч..нка, пч..лка Печ..нка, крыж..вник

№ слайда 26 №6 Запиши слитно или раздельно НЕ с существительными: Невзгоды Неприятель Не дру
Описание слайда:

№6 Запиши слитно или раздельно НЕ с существительными: Невзгоды Неприятель Не друг Неправда Неприязнь Не правда Немилость Не милость Нездоровье Не здоровье Незнание (Не)взгоды не страшны (Не)приятель отступил Он мне вовсе (не)друг (Не)правда обижает (Не)приязнь к человеку (Не)правда, а ложь (Не)милость хозяина Отнюдь (не)милость (Не)здоровье помешало Далеко(не)здоровьепомешало (Не)знание мешает

№ слайда 27 №7 Определи правильно суффикс: -ЕЦ или -ИЦ ? -ЕЦ- -ЕЦ- -ЕЦ- -ИЦ- -ИЦ- -ИЦ- -ИЦ-
Описание слайда:

№7 Определи правильно суффикс: -ЕЦ или -ИЦ ? -ЕЦ- -ЕЦ- -ЕЦ- -ИЦ- -ИЦ- -ИЦ- -ИЦ- -ЕЦ- -ИЦ- Пальт..цо Копь..цо Письм..цо Масл..це Кресл..це Умн..ца Красав..ца Ружь..цо Луж..ца

№ слайда 28 Перед контрольной Где же Марьяна и Матвей? Ой, я уже устала, можно я сначала отд
Описание слайда:

Перед контрольной Где же Марьяна и Матвей? Ой, я уже устала, можно я сначала отдохну?... Некогда отдыхать! Повторяй давай перед контрольной! Не мешайте мне повторять изученное!

№ слайда 29 Контрольная работа №1 1-й вариант 2-ой вариант Тётушка, костюмчик, день, поле, м
Описание слайда:

Контрольная работа №1 1-й вариант 2-ой вариант Тётушка, костюмчик, день, поле, моль, пальто, печка,друг, тюль, лень, молоко, букашка, мель, государство Ветвь, серебро, весельчак, бензин, ковыль, рояль, речка, брошь, пианино, дорожка, деревня, ночь, дерево 1 Определи склонение данных имён существительных 2 Запиши существительные в форме множественного числа(где это возможно) 3 Запиши по 1существительномуразных склоненийв Р.п., Д.п., П.п. с предлогами 4 Выпиши только одушевлённые имена существительные 5 Придумай и запиши 2-3 предложения с одним существительным в роли главного и второстепенного члена предложения.

№ слайда 30 А какие оценки получили наши ученики? 1 кошка Марьяна 3 2 кот Матвей 5 3 котёнок
Описание слайда:

А какие оценки получили наши ученики? 1 кошка Марьяна 3 2 кот Матвей 5 3 котёнок Умка 5 4 котёнокБарсик 4

№ слайда 31 Контрольная работа №2 1-й вариант 2-ой вариант Запиши имена существительные, вст
Описание слайда:

Контрольная работа №2 1-й вариант 2-ой вариант Запиши имена существительные, вставляяправильные буквы: 1 Пальт..цо,копь..цо,письм..цо, масл..це,кресл..це Умн..ца,красав..ца,ружь..цо,луж..ца 2 Всковородк..,упеч..,наветк..,ольвёнк..,упечк..,отрощ..,вдеревн..,изпламен… По дорог..,наплать.., у Мари.., настанци..,наветв..,наплощадк..,наплощад..,назнамен… 3 Кузнеч..к,огурч..к,комоч..к,дружоч..к,платоч..к,кружоч..к, носоч..к,флажоч..к,карас..к, нос..к Карандаш..к, ключ..к,мяч..к,замоч..к,овраж..к,листоч..к, дубоч..к, хвост..к,матрос..к, вопрос..к, 4 (Не)взгодынестрашны (Не)приятель отступил Он мне вовсе (не)друг (Не)правда обижает (Не)приязнь к человеку (Не)правда, а ложь (Не)милость хозяина Отнюдь (не)милость (Не)здоровье помешало Далеко(не)здоровье помешало (Не)знание мешает (Не)приятель,а брат мой 5 Прич..ска,ш..лк,ж..луди, ч..лка, ш..рстка,изж..га,обж..ра,капюш..он кабач..к,ш..мпол Ноч..вка, плащ..вка,плащ..м,ш..рты, кирпич..м, плеч..,мальч..нка,пч..лка, печ..нка, крыж..вник

№ слайда 32 Контрольная работа № 3(орфографический диктант с грамматическим заданием) Внучк
Описание слайда:

Контрольная работа № 3(орфографический диктант с грамматическим заданием) Внучкиназаступн..ца,маленькая луж..ца, смелый копьенос..ц, верныйоруженос..ц, удобноекресл..це, осеннеепальт..цо, оторваннаяпугов..ца,перочнныйножич..к, крепкийореш..к, короткийрукавч..к, небольшойчемоданч..к, мягкаяш..рстка, тонкийш..лк, крупные ж..луди, надетыйкапюш..н, мучительнаяизж..га, задел плечом, однаноч..вка, вреднаядевч..нка, перелётные птицы, примесьц.нка, пушистыйц..плёнок, сказал (не)правду, вовсе (не)приятель, отнюдь (не)правда, хороший перевод..ик, старый извоз..чик, разнос..икинфекции,второйперебеж..ик, опытный свар..ик, тёплаяпеч..ка, узенькаяреч..ка, великолепный гон..щик, созревшая рож.., тяжёлый багаж.., красиваяброш.., нужная вещ.., непромокаемый плащ.., сбросил с плеч.., выглянуло из-за туч.., скатывались с круч.., сераямыш.., наветк.. берёзы, из далёкойдеревн.., сидел натопол.., вернулись сэкскурси.., изучали настанци.., достал изплам..н.., ни роду ниплем..н…, цветки наветв.., жили всанатори.. Грамматическое задание 1. Выпишите из предложения все существительные,выполнитеих морфологический разбор. 1)Книга учит мыслить, и читать книгу необходимо внимательно. 1)Внимательный читатель не пропустит в книге самые важные строки.

№ слайда 33 Тест М-С-01 1. К 3-ему склонению относится имя сущ-ое: А. соль; Б. пень; В. июль
Описание слайда:

Тест М-С-01 1. К 3-ему склонению относится имя сущ-ое: А. соль; Б. пень; В. июль; Г. рояль; Д. тюль 2. К разносклоняемым именам сущ-ым относится слово: А. семя; Б. кино; В. деление; Г. станция; Д. очки 3. Ко второму склонению относятся слова: А. моль, тень; Б. тюль, конь; В. тройка, ягода; Г. птица, улица; Д. дым, зима 4. Существительным общего рода является слово: А. сестра; Б. шофёр; В. компьютер; Г. забияка; Д. доктор 5. Мягкий знак надо написать на конце слова: А. задач(?); Б. брош(?); В. плащ(?);Г.скрипач(?); Д. туч(?) 6. НЕ пишется слитно в варианте слов: Сказал (не)правду Вовсе (не)друг Отнюдь (не)быль (Не)приятель, а брат Далеко (не)родственник 7. Выбери строчку слов с гласной Е в окончаниях сущ-х: На подушк.., у собачк.., к водокачк.., на обложк.., по дорожк.. На бумаг.., у дорог.., без площадк.., на ветк.., для книжк.. У букашк.., для замарашк.., у берёзк.., в нефт.., без бол.. На площадк.., по рубашк.., на озер.., в обложк.., о собачк.. В нефт.., на ветв.., по площад.., у двер.., для букашк.. 8. Выбери строчку слов с гласной И в окончаниях сущ-х: На подушк.., у собачк.., к водокачк.., на обложк.., по дорожк.. На бумаг.., у дорог.., без площадк.., на ветк.., для книжк.. У букашк.., для замарашк.., у берёзк.., в нефт.., без бол.. На площадк.., по рубашк.., на озер.., в обложк.., о собачк.. В нефт.., на ветв.., по площад.., у двер.., для букашк.. 9. Найди форму существительного рыбак: А. рыбка; В. рыбачок; С. рыбный; D. у рыбака; Е. рыбачка 10. Мягкий знак не пишется в слове: А. рож(?); В. тиш(?); С. с плеч(?); D. вещ(?); Е. бреш(?) 11. Выбери строчку слов с суффиксом -ец- : Кресл..це, масл..це, пальт..цо, письм..цо; Красав..ца, умн..ца, рукодельн..ца, вязальщ..ца Ружь..цо, копь..цо, письм..цо, красав..ц; Пугов..ца, надомн..ца, плать..це, мельн..ца; Оруженос..ц, дев..ца, молодец, полклвод..ц 12. Найди предложение, в котором существительное газета является дополнением: А. В газете было напечатано интервью с нашими спортсменами. В. Наша газета публикует самую интересную информацию. С. Из газеты мы узнали о предстоящих переменах. Д. В дорогу я всегда беру с собой газету. Е. Передо мной лежал газетный лист. 13. Укажите строчку, где существительное рисование употреблено в качестве сказуемого: A. Главный талант моего брата - рисование песком на стекле. D. Рисование – любимый предмет моей сестры. B. У меня всегда были пятёрки по рисованию. C Мы всегда снисходительно смотрели на его рисование. D. За рисование карикатур мне всегда влетало в школе. Е. Рисование –любимый предмет моей сестры – я не любил. 14. Не является существительным 3-его склонения: А. плесень; Б. тушь; В. ночь; С. картофель; D. брошь; Е. картечь 15. Выбери строчку с правильным написанием существительных: Крючок, жёлуди, девчонка, ночёвка, капюшон, верблюжонок; Крючёк, жёлуди, девчонка, ночёвка, капюшон, верблюжонок; Крючок, жёлуди, девчёнка, ночёвка, капюшон, верблюжонок; Крючёк, жёлуди, девчонка, ночовка, капюшон, верблюжонок; Крючок, жёлуди, девчонка, ночёвка, капюшён, верблюжонок; 16. Выбери строчку с правильным написанием существительных: Цыплёнок, акация, цыфры, огурцы, курицы, цитрус, цирк; Циплёнок, акация, цыфры, огурцы, курицы, цитрус, цирк; Цыплёнок, акация, цыфры, огурцы, курицы, цытрус, цирк; Цыплёнок, акация, цифры, огурцы, курицы, цитрус, цырк; Цыплёнок, акация, цифры, огурцы, курицы, цитрус, цирк; 17. К несклоняемым существительным относится: А. озеро; В. полотенце; С. кресло; D. пальто; Е. тюль 18. Найди существительное в форме творительного падежа: А. на плечах; В. к деревьям; С. для гостей; D.с друзьями; Е. до голубей 19. Не является именем существительным: А. боль; В. болячка; С. двойка; D. два; Е. двушка; 20. Найди существит-ые, не имеющие форму единственного числа: Листва, молодёжь, студенчество, младенчество Цветы, деревья, кусты, травы, плоды Коньки, очки, ножницы, брюки, санки Пальто, шоссе, кашне, лассо, кафе Сапоги, ботинки, туфли, носки, рубашки

№ слайда 34 1. Есть: дитя, животное, насекомое, человечище, чудовище… 2. Цапель, кочерёг, м
Описание слайда:

1. Есть: дитя, животное, насекомое, человечище, чудовище… 2. Цапель, кочерёг, мётел, гостий, простынь 3. Донья, доньев, доньям, донья, доньями, о доньях 4. Р.п. : Лёши Головни, Лизы Кучмы, Феди Ильченко, доктора Гофмана, учительнице Штекельман – Д.п.:Головне, Кучме, Ильченко, Гофману, Штекельман – В.п.: Головню, Кучму, Ильченко, Гофмана, Штекельман – Т.п.: Головней, Кучмой, Ильченко, Гофманом, Штекельман – П.п.: о Головне, о кучме, об Ильченко, о Гофмане, о Штекельман ?Вопросы для любознательных 1. Есть ли в русском языке одушевлённые имена существительные среднего рода? 2. Образуйте формы родительного падежа множественного числа от существительных цапля, кочерга, метла, гостья, простыня 3. Просклоняйте существительное дно во множественном числе 4. Просклоняйте имена собственные: Лёша Головня, Лиза Кучма, Федя Ильченко, доктор Гофман, учительница Штекельман

№ слайда 35 Эти существительные образовались от имён собственных, а именно: 1)от фамилий уч
Описание слайда:

Эти существительные образовались от имён собственных, а именно: 1)от фамилий учёных; 2) от фамилий людей, носивших таку одежду; 3) от названий городов и провинций(Таренто, Краков, Мазурка, из Польши); 4) от названий городов и провинций; 5) от имён людей ??? Вопросы для любознательных Как образовались следующие нарицательные имена существительные: 1) вольт, ампер, ватт, герц, ом, кулон; 2) френч, галифе; 3) тарантелла, краковяк, мазурка, полонез; 4) шампанское, малага, портвейн, мускат, кашемир, крепдешин, бостон; 5) шрапнель, наган, монета, силуэт, меценат, лазарет, бойкот, георгин, баян, жокей ?

Презентация к уроку русского языка по теме "Имя существительное"
  • Русский язык и литература
Описание:

Учебный блок «Имя существительное» в виде презентации PowerPoint   содержит теоретический материал(в виде таблиц и дополнительных сведений мотивационного характера)  и практические тренинги в определении рода, склонения, числа и падежа существительных, а также контрольные задания и тест.

        Содержание  учебного блока «Имя существительное» может  использоваться   при изучении  темы  в  5классе  и  в 6-10 классах  при повторении.  На первом уроке изучения  темы  и  на последнем, заключительном уроке, рекомендуется  использовать   содержание  учебного  блока  целиком – в полном объёме.  На первом  уроке  материалы  учебного блока   демонстрируются  учащимся  с  целью  целостного восприятия  темы, при  этом  рекомендуется   метод    проблематизации  как   мотивация  учения. На  остальных  уроках  рекомендуется  использовать  частично(отдельные слайды)  содержание учебного  блока, в  зависимости  от  конкретной  темы  урока  и  класса.  На  заключительном  уроке  содержание  учебного  блока  демонстрируется  как  систематизированный  учебный материал  по  изученной  теме  с  целью  подготовки  к  контрольной  работе  по  теме.

               Учебный блок может быть также использован учащимися для самостоятельного освоения темы «Имя существительное» или при повторении и подготовке к экзаменам.

 

*Примечание:  учебный  блок  может  быть  использован  на  каждом  уроке  по  заявленной  теме, но  не  является  разработкой  урока и  требует  творческого  подхода  учителя.

Автор Локтева Надежда Ивановна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 585
Номер материала 34888
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓