Смотреть ещё
18 712
методических разработок для начальных классов
Перейти в каталогМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №31 с углубленным изучением отдельных предметов» НМР РТ
«Рассмотрено» |
«Согласовано» |
«Утверждено» |
Руководитель МО |
Заместитель директора школы по ВР |
Директор школы |
__________________Губернаторова Е.А |
___________________Закирова Э.Ф. |
_______________Галиахметов Р.Г. |
Протокол № от « » 2014 г. |
« » 2014 г. |
Приказ № от « » 2014г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя высшей квалификационной категории
Основиной Ларисы Юрьевны
по предмету «Литературное чтение»
2«Г» класс.
Базовый уровень
Рассмотрено на заседании педагогического совета школы протокол №____от « »_______2014г.
|
г. Нижнекамск
2014 – 2015 учебный год.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе нормативных документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2009 год. Приказ МОиН РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Приказ от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. (Стандарты второго поколения). - М.: «Просвещение», 2011 год.
- Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова/ Сост. Н.В. Нечаева, С В. Бухалова.- Самара: Издательство «Учебная литература», 2011.
-Приказ МОиН РФ от 1.02.2012 г. №74 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации,реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312"
- Приказ МОиН РТ №4154/12 от 09.07.2012г. «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального общего и основного общего образования»
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, на 2014/2015 учебный год - учебный план МБОУ «СОШ № 31» НМР РТ на 2014 - 2015 учебный год.
- Положение о составлении рабочей программы МБОУ «СОШ №31»
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Рабочая программа составлена в полном соответствии с государственным стандартом и обязательным минимумом содержания по литературному чтению.
Рабочая программа учитывает профильное направление МБОУ «СОШ №31» (школа МЧС), поэтому особое внимание уделяется достижению таких целей, как воспитание патриотизма и гражданской ответственности.
Рабочая программа рассчитана на 105 часов, из расчёта 3 часа в неделю. Тематическое планирование разработано в соответствии с УМК системы Л.В.Занкова и ориентировано на использование учебника «Литературное чтение»,2 класс, автор В.Ю.Свиридова.
Рабочая программа составлена с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся 2 «г» класса.В классе средний уровень мотивации к изучению литературного чтения..
Изучение литературного чтения в 2 классе направлено на достижение следующих целей:
-расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях;
- воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров;
-обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению и потребности в нем;
- создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе знакомства с литературоведческими понятиями и практического освоения приемов художественной выразительности;
-развитие разнообразных речевых умений школьников, связанных с процессами:
- восприятия художественных произведений (умений осмысленного слушания и чтения);
- их интерпретации (умений устного и письменного высказывания по поводу литературных произведений; освоение разных жанров высказывания);
- собственного творчества (умений устного и письменного высказывания на свободную тему).
Задачикурса:
- Расширениепредставлений детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, человеческихотношениях, духовно-нравственных и эстетических ценностях;
- Развитиеотношения к литературе как явлению национальной и мировой культуры;
-Созданиеусловий для постижения школьниками многоплановости словесного художественногообраза;
-Развитееречевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия, интерпретации,анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов,собственного творчества.
Планируемыерезультаты
ЛичностныеУУД
У обучающегося будутсформированы:
·- Положительноеотношение к школе;
· Интереск содержанию доступных художественных произведений;
· Умениевыделять поступок как проявление характера героя;
· Эмоциональноеотношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературныхпроизведений;
· Чувствадоброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству идружбе;
· Пониманиезначения чтения для себя и в жизни близких ребенку людей;
· Умениесопоставлять поступки людей с поступками героев литературных произведений;
· Общеепредставление о мире некоторых профессий.
Обучающийсяполучит возможность для формирования:
· Интересак школьному содержанию занятий;
· Интересак слову, родному языку;
· Первоначальнойосновы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанномухудожественному тексту;
· Уменияпередавать свое эмоциональное отношение к произведению;
· Начальныхпредставлений о культурных традициях своего народа;
· Чувстваответственности за мир животных;
· Понятий о дружбе и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
Регулятивные УУ
Обучающийся научится:
· Принимать алгоритм выполнения учебной задачи;
· Участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;
· Ориентироваться в принятой системе учебных знаков
· Выполнять учебные действия в устной речи и оценивать их;
· Оценивать результаты работы, организовывать самопроверку;
· Менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи
Обучающийся получит возможность научиться:
· Работать в соответствии с алгоритмом, планировать и контролировать этапы своей работы;
· Корректировать выполнение задания на основе понимания его смысла;
· Соотносит внешнюю оценку и самооценку;
· Самостоятельно работать с учебником и хрестоматией во внеурочное время;
Осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
· Читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;
· Сравнивать художественный и научно-популярный текст;
· Обобщать и классифицировать учебный материал;
· Находить в тексте ответ на заданный вопрос;
· На первоначальном уровне анализировать доступные художественные тексты;
· Ориентироваться в содержании учебника;
· Пользоваться словарями учебника, материалом хрестоматии.
Обучающийся получит возможность научиться:
· Понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения
· Осознавать роль названия произведения;
· Понимать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения;
· Видеть отличия народного и авторского текста;
· Подбирать синонимы и антонимы к словам из текста;
· Подбирать слова-определения для характеристики героев;
· Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
· Сочинять небольшие тексты на заданную тему.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
· Реализовывать потребность в общении со сверстниками;
· Проявлять интерес к общению групповой работе;
· Адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника;
· Уважать мнение собеседников;
· Участвовать в выразительном чтении по ролям;
· Следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности;
· Действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией
Обучающийся получит возможность научиться:
· Корректировать действия участников коллективной творческой деятельности;
· Ориентироваться в нравственном содержании понятий: дружба, дружеские отношения, семейные отношения, близкие родственники;
· Понимать и учитывать коммуникативную позицию взрослых собеседников;
· Понимать контекстную речь взрослых;
· Высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию.
Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающийся научится:
· Читать целыми словами вслух и про себя в удобном для него темпе; понимать содержание текста, находить в тексте отрывки по заданию;
· Читать наизусть стихотворения разных авторов;
· Эмоционально воспринимать произведения разных жанров и видов;
· Называть заглавия и рассказывать содержание произведений любимого автора;
· Выделять главную мысль прочитанного произведения; пересказывать текст, формулировать несложные выводы;
· Строить высказывание по образцу;
· Отвечать на вопросы по содержанию картины художника, соотносить его с содержанием текста;
· Находить в тексте с помощью учителя простые средства изображения и выражения чувств героя;
· Понимать средства авторской оценки героя;
· Оценивать литературного героя по его поступкам;
· Составлять описание природы, предметов.
Обучающийся получит возможность научиться:
· Отличать искусство от науки;
· Представлять сходство и различие литературы и других видов искусства;
· Определять тему произведения;
· Пересказывать текст подробно и выборочно;
· Сочинять устные рассказы и небольшие тексты на заданную тему;
· Осознавать особенности интерпретации литературных произведений в театре и кино;
· Воспринимать поэзию как особый взгляд на мир;
· Осознавать наличие художественного вымысла в произведении;
· Узнавать традиционные выразительные средства фольклора;
· Определять тональность и характер произведения.
Круг детского чтения
Обучающийся научится:
· Ориентироватьсяв книге по оглавлению, находить форзац, главы учебника;
· Выделятьосновную тему произведений, использовать понятия: сюжет, герои, персонажи,образ, эпизод, репродукция, эпиграф;
· Ориентироватьсяв заданиях учебника по значкам;
· Пользоватьсясловарем учебника и справочной литературой;
· Дополнительнознакомиться с произведениям в хрестоматии;
· Представлятьтематическое разнообразие литературы разных времен и народов.
Обучающийсяполучит возможность научиться:
· Различатьтематику книг;
· Ориентироватьсяв мире детской литературы;
· Определятьособенности произведений зарубежной литературы;
· Рассказыватьо прочитанных самостоятельно произведениях;
· Ориентироватьсяв публичной библиотеке;
· Называтьодно периодическое детское литературно-художественное издание.
Литературоведческая пропедевтика
Обучающийсянаучится:
· Различатьдиалогический и монологический характер произведения;
· Различатьособенности построения малых фольклорных жанров;
· Узнаватьособенности народной сказки;
· Пониматьособенности жанра рассказа;
· Различатьжанры авторской прозы;
· Пересказыватьсюжет, находить элементы сюжета;
· Узнаватьизобразительно-выразительные средства литературного языка
· Различатьвиды рифмовки, придумывать точную рифму.
Обучающийсяполучит возможность научиться
· Восприниматьи оценивать эмоциональный тон художественного текста;
· Пониматьюмор. Насмешку, иронию;
· Различатьточку зрения героя и автора на событие;
· Анализироватьсистему героев и событий произведения;
· Пользоватьсявыразительными средствами при рассказе о героях и событиях;
· Находитьнеточные рифмы
· Воспринимать изобразительные возможности ритма
Творческая деятельность учащихся
Обучающийсянаучится:
· Восприниматьэмоциональное содержание художественных текстов;
· Выразительночитать по ролям;
· Придумыватьточную рифму;
· Сочинятьустное рассуждение на свободную тему;
· Подбирать,создавать иллюстрации к произведению;
· Озаглавливатьпроизведение и его части.
Обучающийсяполучит возможность научиться:
· Осознанноиспользовать при выразительном чтении паузы, логические ударения, выбирать темп речи;
· Подбиратьточное и выразительное слово в соответствии с задачей высказывания;
· Пересказыватьнебольшие тексты с творческой задачей;
· Сочинятьустные тексты на заданную тему, передавая собственное отношение кизображаемому;
· Сочинятьустно и письменно произведения разных жанров по образцу
Содержание учебного материала.
Литература - вид искусства. Другие виды искусства: живопись, музыка. Отличие искусства от науки. Отличие литературы от других видов искусства.
Отличие художественного текста от научного (наличие сюжета - развития действия - в художественном тексте; выражение авторского отношения к описываемым событиям в художественном тексте; использование художественных приемов ДЛЯ создания образа в художественном тексте).
Народное творчество. Волшебная сказка. Особенности построения волшебной сказки. Противостояние земного и волшебного мира. Некоторые черты древнего восприятия мира, отражающиеся в волшебной сказке (возможность превращения человека в животное, растение, явление природы).
Бытовая сказка. «Мужик и медведь». Самые древние герои бытовой сказки (люди и животные). Самые древние сюжеты бытовых сказок (проясняют причины конфликта или дружбы между человеком и животным). Смысл бытовой сказки, действующими лицами которой является человек и зверь: показать преимущество человека (зверь сильнее физически, но человек умнее и хитрее, поэтому и побеждает).
Сказки о животных. Сказка о животных, где автор (Р. Киплинг) использует самые древние сюжеты (объясняющие происхождение животных и особенности их внешнего вида). Сказка о животных, где автор (Д. Мамин-Сибиряк) использует сюжет народной сказки о животных, но награждает животных разнообразным эмоциональным миром и проявляет авторское отношение к происходящему. Сказка о животных, где автор (В. Бианки) использует законы построения древней сказки и одновременно свои научные знания в области биологии. Сказка о животных, где автор (с. Козлов) использует сюжет народной сказки и древнюю композицию, но посвящает сказку внутреннему миру своего героя. Сказка о животных, где автор (Л. Муур, Л. Петрушевская), используя композицию волшебной сказки, ставит и решает современные нравственные проблемы (ценности живого общения и хорошего отношения друг к другу).
Авторская литература. Волшебная сказка в стихах и ее связь с народной сказкой (А. Пушкин). Использование сюжетов народных сказок (о рыбаке и его жене; о мертвой царевне). Использование композиционных особенностей народной сказки (троекратные повторы, цепочка событий), использование особого ритма, характерного для народного творчества (повтор речевых конструкций и слов), использование сюжетных линий, характерных для народных волшебных сказок. Два мира: земной и волшебный; волшебный помощник, волшебный цвет и волшебное число. Неповторимая красота авторского языка.
Волшебная сказка зарубежных писателей (Ш. Перро). Использования сюжета и композиционных особенностей народной волшебной сказки. Два мира: земной и волшебный; волшебный помощник и волшебное число. Единые законы разворачивания сюжета в волшебных сказках. Типичность завязки, кульминации-развязки. Бродячие сюжеты в сказках народов мира. Сложность и распространенность авторского языка.
Волшебная сказочная повесть (отрывки:А. Толстой, Л. Лагин, О. Пройслер). Сосуществование двух жанров: волшебной сказки и рассказа.
Жанр рассказа (Л. Толстой, А. Гайдар, К. Паустовский, Л. Пантелеев, Н. Носов, В. Драгунский). Жанровые особенности: жизненность изображаемых событий; достоверность и актуальность рассматриваемых нравственных проблем; возможность вымысла. Нравственная коллизия, определяющая смысл рассказа. Роль названия и композиции рассказа в выражении его смысла. Герои рассказов, их портреты и характеры, выраженные через поступки и речь; мир ценностей героев. Авторская позиция в рассказе: способы выражения отношения к героям.
Поэзия. Представление о поэтическом восприятии мира как о восприятии, помогающем обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений.
Способность поэзии создавать фантастические и юмористические образы. Способность поэзии выражать самые важные переживания: красоты окружающего мира, дружбы, любви.
Представление о том, что для Поэта природа - живая: обнаружение в стихотворении образов-олицетворений. Представление о важности в создании художественного образа таких поэтических приемов, как сравнение, звукопись, контраст, гипербола, эпитет (называем его «определением»). Использование авторской поэзией жанровых и композиционных особенностей народной поэзии: скороговорки (Е. Благинина), считалки (Ю. Тувим), колыбельной и потешки (Саша Черный), кумулятивной сказки (Д. Хармс), народной песни (И. Суриков); создание сказочной картины мира средствами поэзии (А. Пушкин, К. Бальмонт, И. Суриков). Практическое освоение простейших видов художественных приемов: сравнения, гиперболы (называем ее преувеличением), контраста, олицетворения.
Представление о том, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в поэтических текстах, но и в прозе (с. Козлов).
Лента времени. Продолжение работы с лентой времени. Помещение на ленту времени имен писателей и поэтов; произведений фольклора и авторской литературы.
Литература вокруг нас. Создание условий для выхода младших школьников за рамки Учебника: привлечение текстов Хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотеки к работе на уроках. Знакомство с детскими журналами и другими периодическими изданиями, словарями и справочниками.
Навыки чтения и слушания. Дальнейшее развитие навыков слушания на основе целенаправленного восприятия элементов формы и содержания литературного произведения. Развитие навыков чтения и говорения на основе эмоциональной передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту. Дальнейшее формирование навыков свободного высказывания в устной и письменной форме.
КРУГ ЧТЕНИЯ:
Малые жанры фольклора; малые жанры авторской литературы. Русские и зарубежные народные и авторские сказки
«Мужик и медведь», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «У страха глаза велики», «Мороз, ветер и солнце», «Морозко», «Волшебное кольцо», «Кузьма Скоробогатый», «Кот, петух и лиса», «Кот и лиса»;
Ш. Перро «Кот в сапогах», «Спящая красавица», «Мальчик–с -пальчик»; братья Гримм «В стране небывалой», «Сказка о рыбаке и его жене»,«Храбрый портной»;Г.Х. Андерсен «Огниво».
В. Шекспир «Сон в летнюю ночь» (в адаптированном пересказе);Л. Толстой «Липунюшка », В. Одоевский «Мороз Иванович», Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца», А. Пушкин «У Лукоморья», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне», П. Ершов «Конек-горбунок».
Классики русской литературы
А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, А. Майков, И. Суриков, И. Бунин, К. Бальмонт, М. Цветаева, С. Есенин.
В. Даль «Старик-годовик», К. Ушинский Рассказы, Л. Толстой «Прыжок», «Лев и собачка», «Акула».
Современные русские и зарубежные писатели и поэты
М. Исаковский, Д.Кедрин, Л. Друскин, Н. Рыленков; К. Чуковский, С. Маршак, С. Черный, ДХармс, С. Михалков, Б. Заходер, А. Барто, в. Берестов, И. Токмакова, Т. Белозеров, Е. Благинина, Н. Орлова, Р. Сеф, Г. Сапгир, Ю. Мориц, И. Пивоварова, Г. Остер, Т. Собакин, в. Шленский, Т. Биркун, Н. Ламм,Э. Успенский.
А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино», В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил», М. Пришвин Рассказы, К. Паустовский «Растрепанный воробей », И. Акимушкин «Природа чудесница», А. Гайдар «Чук и Гек», Л. Пантелеев «Честное слово»; Н. Носов «Мишкина каша», «Заплатка», «Фантазеры», «Живая шляпа», «Приключения НезнаЙки»;·В. Драгунский «Что я люблю», «Что любит Мишка», «Заколдованная буква», «Сверху вниз, наискосок!»; О. Кургузов «Рассказы маленького мальчика», В. Катаев «Цветик-семицветик», Д. Нагишкин «Айага», Ф. Кривин Сказки, С. Козлов Сказки, Л. Петрушевская Сказки, Г. Корнилова «Наш знакомый Бумчик», Е. Чеповецкий «Непоседа, Мякиш и Нетак»;
П. Неруда; Ю. Тувим, Дж. Чиарди, Н. Мушкудиани, Ф. Галас Стихи; Э. Нийт «Сказка о каменном короле»;
Л. Муур «Крошка Енот», Д.Биссет «Беседы с тигром», О. Пройслер «Маленькая Баба Яга», «Маленький Водяной»,Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка», «Откуда взялись броненосцы», «Слоненок», Дж. Родари «Сказки по телефону», «Приключения Чиполлино».
Японские трехстишия
Дополнительная литература
Русские народные сказки: «По щучьему велению», «Царевна-лягушка»; П. Бажов «Серебряное копытце»; братья Гримм «Три брата»; Р. Киплинг «Маугли», Дж. Родари «Приключения голубой стрелы», А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»; Б. Житков «Рассказы о животных»; Э. Шим, С. Баруздин, Г. Скребицкий, Б. Никольский, Л. Воронков Рассказы;Г. Снегирев «Чембулак», Ю. Коваль «Алый», В. Чаплина «Крылатый будильник», «Мушка», Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот», С. Прокофьева «Ученик волшебника», В. Губарев «Королевство кривых зеркал», г. Остер «Бабушка Удава», Л. Лагин «Старик Хоттабыч».
Изучение литературного чтения в 2 классе направлено на достижение следующих целей:
• расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях;
• воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров;
•
обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению и
потребности
в нем;
• создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе знакомства с литературоведческими понятиями и практического освоения приемов художественной выразительности;
• развитие разнообразных речевых умений школьников, связанных с процессами:
- восприятия художественных произведений (умений осмысленного слушания и чтения);
- их интерпретации (умений устного и письменного высказывания по поводу литературных произведений; освоение разных жанров высказывания);
- собственного творчества (умений устного и письменного высказывания на свободную тему).
Учебно-методическое обеспечение
• Свиридова, В. Ю. Литературное чтение : учебник для 2 класса : в 2 ч. / В. Ю. Свиридова, Н. А. Чуракова. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Фёдоров», 2012.
Календарно- тематическое планирование
№ |
Тема урока |
Тип урока |
Формы контроля |
Планируемые результаты |
Дата проведения |
||||
Предметные |
Личностные |
Метапредметные |
|||||||
План |
Факт |
||||||||
Часть I |
|||||||||
Вступление, или Детективное начало (12 часов) |
|||||||||
1 |
Характер литературного героя в рассказе В. Драгунского «Что я люблю». |
Изучение нового материала. |
Фронтальный |
Видеть контраст и понимать смысл его использования в художественном произведении.
|
Умение выделять поступок как проявление характер.
|
Понимать значимость композиционной организации и художественного языка литературного текста (рассказа и стихотворения) как средств художественной выразительности. |
|
|
|
2 |
Характер литературного героя в рассказе В. Драгунского «Что любит Мишка». |
Изучение нового материала. |
Фронтальный |
Читать целыми словами вслух и про себя в удобном для него темпе; понимать содержание текста, находить в тексте отрывки по заданию. |
Умение сопоставлять поступки людей с поступками героев литературных произведений. |
Работать в соответствии с алгоритмом, планировать и контролировать этапы своей работы.
|
|
|
|
3 |
Характер литературного героя в рассказе В. Драгунского «Что любит Мишка». |
Комбинированный. |
Индивидуальный. |
Понимать средства авторской оценки героя; Оценивать литературного героя по его поступкам.
|
Понимание значения чтения для себя и в жизни близких ребенку людей. |
Корректировать выполнение задания на основе понимания его смысла. |
|
|
|
4 |
Характер литературного героя в стихотворении И. Токмаковой «Мне грустно – я лежу больной…». |
Изучение нового материала. |
Фронтальный |
Находить в тексте с помощью учителя простые средства изображения и выражения чувств героя. |
Чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе. |
Соотносит внешнюю оценку и самооценку. |
|
|
|
5 |
Контраст как художественный приём в поэзии в стихотворении Б. Заходера«О границах поэтического творчества». |
Изучение нового материала. |
Фронтальный |
Выделять главную мысль прочитанного произведения; пересказывать текст, формулировать несложные выводы; Строить высказывание по образцу.
|
Интерес к содержанию доступных художественных произведений.
|
Самостоятельно работать с учебником и хрестоматией во внеурочное время. |
|
|
|
6 |
Годовой круг: взгляд поэта и взгляд исследователя. К.Д. Ушинский «Четыре желания». |
Изучение нового материала. |
Индивидуальный. |
Показать сходство и различие подходов к кругу времён года как к поэтическому образу и как к схеме, выражающей временные и природные закономерности. |
Эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений. |
Осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала. |
|
|
|
7 |
Годовой круг: взгляд поэта и взгляд исследователя. А.А.Усачёв«Первое сентября», Д.Б.Кедрин «Скинуло кафтан зелёный лето». |
Комбинированный . |
Групповой. |
Показать сходство и различие подходов к кругу времён года как к поэтическому образу и как к схеме, выражающей временные и природные закономерности. |
Уметь анализировать язык разных видов искусства: литературы, живописи и музыки. |
Выделять основную тему произведений, использовать понятия: сюжет, герои, персонажи, образ, эпизод, репродукция, эпиграф. .
|
|
|
|
8 |
Сравнительный анализ научного и художественного текстов на примере энциклопедической статьи и произведения М. Пришвина. |
Комбинированный . |
Фронтальный |
Выявить главные особенности научного и художественного текста на материале рассказа «Осеннее утро» М. Пришвина, отрывка из словаря, стихотворения В. Друка «Роман». |
Общее представление о мире некоторых профессий.
|
Дополнительно знакомиться с произведениям в хрестоматии. |
|
|
|
9 |
Образ ночи в поэзии, живописи и музыке. А. Пушкин «Тиха украинская ночь»;.Бетховен «Лунная соната»; А.Куинджи «Лунная ночь на Днепре». |
Изучение нового материала. |
Фронтальный |
Читать наизусть стихотворения разных авторов.
|
Уметь анализировать язык разных видов искусства: литературы, живописи и музыки. |
Ориентироваться в заданиях учебника по значкам. |
|
|
|
10 |
Общее начало разных видов искусства: литературы, музыки и живописи. В. Драгунский, А. Пушкин, А. Куинджи. |
Изучение нового материала. |
Фронтальный |
Эмоционально воспринимать произведения разных жанров и видов.
|
Обнаружить поэтический взгляд на мир в прозаическом и поэтическом тексте; сравнить поэтические образы ночи. |
Пользоваться словарем учебника и справочной литературой. |
|
|
|
11 |
Общее начало разных видов искусства: литературы, музыки и живописи. В. Драгунский, А. Пушкин, А. Куинджи. |
Комбинированный. |
Фронтальный |
Анализировать язык разных видов искусства: литературы, живописи и музыки; обнаружить поэтический взгляд на мир в прозаическом и поэтическом тексте; сравнить поэтические образы ночи. |
Анализировать язык разных видов искусства: литературы, живописи и музыки. |
Корректировать выполнение задания на основе понимания его смысла.
|
|
|
|
12 |
Обобщающий урок по темам Iглавы. Тестовая работа. |
Комбинированный. |
Индивидуальный. |
Анализировать язык разных видов искусства: литературы, живописи и музыки. |
Эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений. |
Работать в соответствии с алгоритмом, планировать и контролировать этапы своей работы. |
|
|
|
Завязка, тайны искусства (14 часов) |
|||||||||
13 |
Художественный
образ
|
Изучение нового материала. |
Групповой. |
Называть заглавия и рассказывать содержание произведений любимого автора. |
Уметь анализировать язык разных видов искусства: литературы, живописи и музыки. |
Соотносит внешнюю оценку и самооценку. |
|
|
|
14 |
Олицетворение как поэтический приём. Д. Кедрин «Осенняя песня». |
Изучение нового материала. |
Фронтальный |
Знать, какими средствами поэт показывает, как меняется настроение в произведении. Уметь различать приём олицетворения в произведениях. |
Формирование первоначальной основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному тексту. |
Осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала. |
|
|
|
15 |
Приёмы олицетворения в поэзии и живописи. М.Лермонтов «Утёс»;Ф.И.Тютчев «Что ты клонишь над водами..» Н.Рерих «Стражи ночи». |
Изучение нового материала. |
Фронтальный |
Уметь различать приём олицетворения в произведениях. |
Умения передавать свое эмоциональное отношение к произведению. |
Самостоятельно работать с учебником и хрестоматией во внеурочное время. |
|
|
|
16 |
Олицетворение и сравнение. Как смотрят на мир поэт и художник. С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы..» и полотно И.Левитана «Золотая осень» . |
Изучение нового материала. |
Фронтальный |
Знать смысл художественных приёмов, как олицетворение и сравнение на примере анализа поэтического и живописного образа. |
Формирование начальных представлений о культурных традициях своего народа.
|
Ориентироваться в книге по оглавлению, находить форзац, главы учебника. |
|
|
|
17 |
Восприятие художественного образа, созданного на языке разных видов искусств. И.Пивоварова,Л.Н.Толстой, М.Мусоргский,М.Чюрленис. |
Комбинированный . |
Фронтальный |
Приоткрыть смысл такого художест-венного приёма, как олицет-ворение на примере анализа поэти-ческого и живопис-ного образа в произведениях И.Пивоваровой «Песнязарянки», Л.Н.Толстого «Какая бывает роса на траве» М.Мусоргского «Танец невылу-пившихся птенцов», М.Чюрлениса«Соната звёзд». |
Формирование понятий о дружбе и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. |
Различать тематику книг; Ориентироваться в мире детской литературы.
|
|
|
|
18 |
Восприятие художественного образа, созданного на языке разных видов искусств. И.Пивоварова, Л.Н.Толстой, М.Мусоргский, М.Чюрленис. |
Комбинированный . |
Индивидуальный. |
Формирование чувства ответственности за мир животных. |
Определять особенности произведений зарубежной литературы. |
|
|
||
19 |
Поэтический взгляд на мир в текстах различных жанров. С.Козлов «Ёжик в тумане», М.Цветаева «Одна половинка окна». |
Комбинированный . |
Индивидуальный . |
Знать смысл такого художественного приёма, как олицетворение на примере анализа поэтического и живописного образа. |
Эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений. |
Ориентироваться в публичной библиотеке. |
|
|
|
20 |
Поэтический взгляд на мир в текстах различных жанров. С.Козлов «Ёжик в тумане», М.Цветаева «Одна половинка окна». |
Комбинированный . |
Фронтальный |
Формировать представление о поэзии как особом взгляде на мир, об особом «переживании » мира. |
Анализировать систему героев и событий произведения.
|
Называть одно периодическое детское литературно-художественное издание. |
|
|
|
21 |
Поэтический взгляд на мир в произведении С.Козлова «Красота». |
Комбинированный. |
Фронтальный |
Уметь находить композицию произведения, отличать наличие и отсутствие сюжета. |
Пользоваться выразительными средствами при рассказе о героях и событиях. |
Рассказывать о прочитанных самостоятельно произведениях. |
|
|
|
22 |
Жанры устного народного творчества. Нравственный урок нанайской сказки «Айога». |
Комбинированный. |
Фронтальный |
Читать целыми словами вслух и про себя в удобном для него темпе; понимать содержание текста, находить в тексте отрывки по заданию.
|
Эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений. |
Знать специфику художественного, научно-популярного, поэтического текстов.
|
|
|
|
23 |
Как смотрят на мир поэт и исследователь.И.Пивоварова «Как я считал» , Г.П.Корнилова «Про бабочку», «Кто такой Бумчик». |
Комбинированный. |
Фронтальный |
Отвечать на вопросы по содержанию картины художника, соотносить его с содержанием текст Составлять описание природы, предметов. |
Анализировать систему героев и событий произведения.
|
Представлять тематическое разнообразие литературы разных времен и народов. |
|
|
|
24 |
Различие текстов со сходной тематикой, принадлежащих к разным жанрам. .Г Корнилов , Н Орлов, С.Сахарнов. |
Комбинированный. |
Фронтальный |
Уметь различать тексты, относящиеся к разным жанрам, но на одну тематику. |
Пользоваться выразительными средствами при рассказе о героях и событиях. |
Определять особенности произведений зарубежной литературы. |
|
|
|
25 |
Различие текстов со сходной тематикой, принадлежащих к разным жанрам. .Г Корнилова «Вертолёт», Н Орлова «Самолёт» С.Сахарнов «Воздушный богатырь». |
Комбинированный. |
Фронтальный |
Различать тексты, относящиеся к разным жанрам, но на одну тематику. Находить композицию произведения, отличать наличие и отсутствие сюжета. |
Эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений. |
Рассказывать о прочитанных самостоятельно произведениях.
|
|
|
|
26 |
Обобщающий урок по темам II главы. Тестовая работа. Е.В.Серова «Лесной аэродром». |
Комбинированный. |
Фронтальный |
Составить представление о поэзии как об особом взгляде на мир, особом переживании мира. |
Соотносить авторов и названия произведений, созданных ими. |
Различать тематику книг; Ориентироваться в мире детской литературы. |
|
|
|
Погоня за секретами литературы ( 18часов) |
|||||||||
27 |
Художественный образ в поэтическом тексте. Японские трёхстишия, хокку Бассё и Тиё. Э. Нийт «Каменный цветок». |
Комбинированный. |
Групповой . |
Различать иронический, юмористический характер текстов. |
Умение выделять поступок как проявление характер .
|
Умение ориентировать в содержании учебника, осуществлять писк произведений. Участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировке. |
|
|
|
28 |
Художественный образ в поэтическом тексте. Японские трёхстишия, хокку Бассё и Тиё. Э. Нийт «Каменный цветок». |
Комбинированный. |
Групповой. |
Выделять главную мысль прочитанного произведения; пересказывать текст, формулировать несложные выводы; Строить высказывание по образцу.
|
Умение сопоставлять поступки людей с поступками героев литературных произведений. |
Ориентироваться в публичной библиотеке. Называть одно периодическое детское литературно-художественное издание.
|
|
|
|
29 |
Ироническое отношение автора к герою Переносный смысл слов.К.Чуковский «Федотка», Е. Черовецкий «Петя был тяжело болен», С.Михалков «Про мимозу». |
Изучение нового материала. |
Фронтальный |
Различать ироническое отношение автора к герою, юмористический характер текстов. |
Понимание значения чтения для себя и в жизни близких ребенку людей. |
Проявлять интерес к общению групповой работе Уважать мнение собеседников.
|
|
|
|
30 |
Ироническое отношение автора к герою Переносный смысл слов.К.Чуковский «Федотка», Е. Черовецкий «Петя был тяжело болен», С.Михалков «Про мимозу». |
Изучение нового материала. |
Фронтальный |
Различать ироническое отношение автора к герою, юмористический характер текстов. |
Чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе. |
Действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией. |
|
|
|
31 |
Характер героя, его портрет, поступок.С.Я Маршак «Попрошайка», Э.Э.Мошковская «Жадных нет». |
Комбинированный. |
Фронтальныйгрупповой. |
Выделять главную мысль прочитанного произведения; пересказывать текст, формулировать несложные выводы; Строить высказывание по образцу.
|
Эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений. |
Следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности. |
|
|
|
32 |
Характер героя, его портрет, поступок.С.Я Маршак «Попрошайка», Э.Э.Мошковская «Жадных нет». |
Комбинированный. |
Индивидуальный. |
Выделять главную мысль прочитанного произведения; пересказывать текст, формулировать несложные выводы; Строить высказывание по образцу.
|
Соотносить авторов и названия произведений, созданных ими. |
Реализовывать потребность в общении со сверстниками. |
|
|
|
33 |
Характер героя, его портрет, поступок. С.В.Михалков «Про мимозу»,П.А.Федотов Портрет Н. Жданович, Н.П.Богданов-Бельский «Мальчик со скрипкой». |
Комбинированный . |
Фронтальный |
Уметь выявить жанровые особенности рассказа Л. Толстого (реальность происшествия, развитие действия); обнаруживать в тексте чувства и мотивы, которые движут поступками героев. |
Соотносить авторов и названия произведений, созданных ими. |
Адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника. |
|
|
|
34 |
Характер героя, его портрет, поступок. В.А.Серов «Дети». Нравственная коллизия в рассказе Л. Н. Толстого «Прыжок». |
Комбинированный. |
Фронтальный |
Выделять главную мысль прочитанного произведения; пересказывать текст, формулировать несложные выводы. Строить высказывание по образцу.
|
Определять настроение произведений, понимать многообразие художественных средств. |
Участвовать в выразительном чтении по ролям. |
|
|
|
35 |
Нравственная
коллизия |
Комбинированный. |
Фронтальный |
Умение выделять поступок как проявление характер .
|
Определять настроение произведений, понимать многообразие художественных средств. |
|
|
||
36 |
Приёмы, помогающие автору создать художественный образ. П.Вяземский «Здравствуй, в белом сарафане…». |
Комбинированный . |
Фронтальный |
Создание средствами разных видов искусства (литературы и живописи) сходные и одновременно особенные образы. |
Умение сопоставлять поступки людей с поступками героев литературных произведений. |
Принимать алгоритм выполнения учебной задачи.
|
|
|
|
37 |
Происхождение
сказки |
Комбинированный . |
Фронтальный |
Представлениеоб отражении древних обрядов в народных сказках, загадках, легендах. |
Понимание значения чтения для себя и в жизни близких ребенку людей. |
На первоначальном уровне анализировать доступные художественные тексты. |
|
|
|
38 |
Разная природа вымысла. Фантазия и неправда: это одно и то же? Ю.П. Мориц «Сто фантазий», Н.Н.Носов «Фантазёры». |
Комбинированный . |
Групповой. |
Осознание того, что есть безобидные, безвредные фантазии, которые являются плодом воображения и сродни художественным произведениям, и злой умысел, цель которого – извлечь из неправды пользу для себя или навредить другому. |
Чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе. |
Обобщать и классифицировать учебный материал Находить в тексте ответ на заданный вопрос.
|
|
|
|
39 |
Разная природа вымысла. Фантазия и мечта. Авторская сказка В.П.Катаев «Цветик семицветик»Ф.Галас «Мир наоборот». |
Изучение нового материала. |
Фронтальный |
Осознание того, что есть безобидные, безвредные фантазии, которые являются плодом воображения и сродни художественным произведениям, и злой умысел, цель которого – извлечь из неправды пользу для себя или навредить другому. |
Эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений |
Сравнивать художественный и научно-популярный текст. |
|
|
|
40 |
Разная природа вымысла. Фантазия и мечта. Авторская сказка В.П.Катаев «Цветик семицветик». |
Комбинированный . |
Индивидуальный. |
Знать, что данный отрывок – это целый мир, населённый своими персонажами, живущими по волшебным законам. |
Соотносить авторов и названия произведений, созданных ими. |
Оценивать результаты работы, организовывать самопроверку. |
|
|
|
41 |
Характер героя, его портрет, поступок.В.П.Катаев «Цветик семицветик». |
Комбинированный . |
Фронтальный |
Знать, что данный отрывок – это целый мир, населённый своими персонажами, живущими по волшебным законам Уметь замечать изменения в характерах и поступках героев и понимать причину тех изменений. |
Умение выделять поступок как проявление характер .
|
Менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи. |
|
|
|
42 |
Автопортрет читателя Э.Мошковская «Я сперва была сосною», Е.Чеповецкий «Кто как ходит». |
Комбинированный . |
Фронтальный |
Представление о жанровой специфике сказки, используя сравнительный анализ русской, европейской, авторской и народной сказок. |
Умение сопоставлять поступки людей с поступками героев литературных произведений. |
Ориентироваться в принятой системе учебных знаков. |
|
|
|
43 |
Природа необычного, фантастического в литературном тексте. К.Бальмонт «У чудищ», Загадки. |
Комбинированный . |
Фронтальный |
Определять природу необычного и фантастического в литературном тексте. |
Понимание значения чтения для себя и в жизни близких ребенку людей. |
Выполнять учебные действия в устной речи и оценивать их.
|
|
|
|
44 |
Обобщающий урок по темам IIIглавы. Тестовая работа. Авторская сказка и народная сказка, русская сказка и европейская сказка: сравнительный анализ читателя. |
Изучение нового материала. |
Индивидуальный. |
Представление о жанровой специфике сказки, используя сравнительный анализ русской, европейской, авторской и народной сказок. |
Эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений. |
Участвовать в обсуждении плана выполнения заданий. |
|
|
|
Идём по невиданным следам( 14часов) |
|||||||||
45 |
Сказочный образ мира во вступлении к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»иЮ.П.Мориц «Песенка про сказку». |
Комбинированный . |
Фронтальный |
Находить черты сходства и отличия «Сказки о рыбаке и рыбке» А. Пушкина и народных сказок на сходный сюжет, отметить выразительность поэтических образов и красоту языка поэта. |
Формировать положительное отношение к школе; интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте. |
Познавательные: Читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части. |
|
|
|
46 |
Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». |
Комбинированный . |
Фронтальный |
Находить черты сходства и отличия «Сказки о рыбаке и рыбке» А. Пушкина и народных сказок на сходный сюжет, отметить выразительность поэтических образов и красоту языка поэта. |
Формировать Общее представление о мире некоторых профессий. |
Адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника.
|
|
|
|
47 |
Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (продолжение). |
Комбинированный . |
Фронтальный |
Представление о жанровой специфике сказки, используя сравнительный анализ русской, европейской, авторской и народной сказок. |
Формировать умение сопоставлять поступки людей, в т.ч. и свои, с поступками героев литературных произведений. |
Действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией. |
|
|
|
48 |
Сходство сюжетов сказок народов разных стран: русская народная сказка «Кузьма Скоробогатый»,Ш Перро «Кот в сапогах». |
Изучение нового материала. |
Фронтальный |
Обнаруживать сохранение сюжетной основы и композиции структуры народной сказки в авторской сказке, отличия авторской и народной сказки. |
Формировать понимание значения чтения для себя и в жизни близких ребенку людей, восприятие уклада жизни своей семьи. |
Следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности. |
|
|
|
49 |
Сходство сюжетов сказок народов разных стран: русская народная сказка «Кузьма Скоробогатый»,Ш Перро «Кот в сапогах» (продолжение). |
Изучение нового материала. |
Фронтальный |
Обнаруживать сохранение сюжетной основы и композиции структуры народной сказки в авторской сказке, отличия авторской и народной сказки. |
Формировать чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи.
|
Адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника. |
|
|
|
50 |
Красота и выразительность пушкинского стиха. А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета…». |
Комбинированный. |
Фронтальный |
Отличать
полнокровность поэтического образа зимы, созданного |
Формировать умение выделять поступок как проявление характера героя. |
Выполнять учебные действия в устной речи и оценивать их;
Действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией. |
|
|
|
51 |
Сравнительный анализ европейской сказки с русской народной сказкой. |
Комбинированный . |
Фронтальный |
Первичные исследовательские навыки: прояснение специфики художественного и научного текстов. |
Формировать эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений.
|
Следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности. |
|
|
|
52 |
Сказочные дорожки. Образы сказки, волшебства, ночи в стихотворении И.Сурикова «Всё темней, темней и тише…». |
Изучение нового материала. |
Фронтальный |
Обнаруживать сохранение сюжетной основы и композиции структуры народной сказки в авторской сказке, отличия авторской и народной сказки. |
Формировать чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи. |
Участвовать в выразительном чтении по ролям Уважать мнение собеседников. |
|
|
|
53 |
Сказочные дорожки. Образы сказки, волшебства, ночи в фрагменте сказки П.Ершова «Конёк горбунок». |
Комбинированный. |
Фронтальный |
Представление о природе «необычного», что необычное может быть миром «наоборот», когда нарушаются причинно-следственные связи, что оно может иметь сказочную природу. |
Формировать понимание значения чтения для себя и в жизни близких ребенку людей, восприятие уклада жизни своей семьи. |
Уважать мнение собеседников Участвовать в выразительном чтении по ролям. |
|
|
|
54 |
Сказочные дорожки. Образы сказки, волшебства, ночи в фрагменте сказки П.Ершова «Конёк горбунок». |
Комбинированный. |
Фронтальный |
Формировать эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений. |
Проявлять интерес к общению групповой работе Адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника. |
|
|
||
55 |
Выявление жанровой специфики и эмоциональной(Лирической) тональности волшебной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». В.М.Васнецов «Алёнушка». |
Изучение нового материала. |
Фронтальный |
Выявление некоторых закономерности сказочного жанра на примере русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». |
Формировать чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи.
|
Менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи.
|
|
|
|
56 |
Три типа народных сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных. Бытовая сказка.(РНС «Мужик и медведь», Эвенкийская сказка «Медведь и охотник»). |
Комбинированный. |
Фронтальный |
Представление о
жанровой специфике сказки. |
Формировать понимание значения чтениядля себя и в жизни близких ребенку людей, восприятие уклада жизни своей семьи. |
Обобщать и классифицировать учебный материал; Находить в тексте ответ на заданный вопрос.
|
|
|
|
57 |
Годовой круг. Р.А.Кудашева «Зимняя песенка», В.Ю.Драгунский «Заколдованная буква». |
Комбинированный . |
Фронтальный групповой. |
Располагать на годовом круге произведения Р.А.КудашевойВ.Ю.Драгунского. |
эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений. |
Оценивать результаты работы, организовывать самопроверку. реализовывать потребность в общении со сверстниками.
|
|
|
|
58 |
Обобщающий урок по темам IVглавы. Тестовая работа. Л.С.Друскин «Я сплю». |
Комбинированный . |
Индивидуальный. |
Научится работать с учебником, произведением, определять литературные приёмы. |
Соотносить авторов и названия произведений, созданных ими. |
Сравнивать художественный и научно-популярный текст. |
|
|
|
II часть Кульминация! Вершина воображения (13 часов) |
|||||||||
59 |
Поэтические тексты: авторские и народные (на примере загадок, стихотворений Е.Благининой и С. Есенина «Зима»). |
Комбинированный . |
Фронтальный |
Выявить своеобразие авторской и народной поэзии на материале таких жанров, как загадка, скороговорка, лирическое стихотворение. |
Формировать чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи.
|
Читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части. |
|
|
|
60 |
Волшебная сказка: различаем два взгляда на один сюжет на примере русской народной сказки «Морозко» и сказки В. Одоевского «Мороз Иванович» |
Комбинированный. |
Фронтальный |
Обнаруживать черты сходства народной и авторской сказок. |
Формировать Общее представление о мире некоторых профессий. |
Следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности и по необходимости вносить в нее коррективы. |
|
|
|
61 |
Волшебная сказка: различаем два взгляда на один сюжет на примере русской народной сказки «Морозко» и сказки В. Одоевского «Мороз Иванович»(продолжение). |
Комбинированный. |
Фронтальный |
Обнаруживать черты сходства народной и авторской сказок. |
Формировать умение сопоставлять поступки людей, в т.ч. и свои, с поступками героев литературных произведений. |
Принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения Соотносить внешнюю оценку и самооценку. |
|
|
|
62 |
Нравственные проблемы в татарской народной сказке «Три дочери». |
Комбинированный . |
Фронтальный |
Выделять нравственные проблемы в тексте, строить план произведения. |
Формировать понимание значения чтения для себя и в жизни близких ребенку людей, восприятие уклада жизни своей семьи. |
Самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время. |
|
|
|
63 |
Нравственные проблемы в татарской народной сказке «Три дочери». |
Комбинированный . |
Фронтальный |
Составлять план произведения, по плану пересказ. |
Формировать чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи.
|
Читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части.
|
|
|
|
64 |
Приём олицетворения. О.Вациетис «Подснежник», Б.М.Кустодиев «Масленица». |
Изучение нового материала. |
Фронтальный |
Находить в произведениях приёмы олицетворения. |
Формировать Общее представление о мире некоторых профессий. |
Находить в тексте ответ на заданный вопрос; ориентироваться в содержании учебника. |
|
|
|
65 |
Волшебная сказка: различаем два взгляда на один сюжет на примере русской народной сказки «Снегурочка» и Даля «Снегурушка». |
Комбинированный . |
Фронтальный |
Различать два взгляда на один сюжет.
|
Формировать умение сопоставлять поступки людей, в т.ч. и свои, с поступками героев литературных произведений. |
Пользоваться словарями учебника, материалом хрестоматии. |
|
|
|
66 |
Открываем тайны стихотворения И.З.Суриков «Детство», Д.И.Хармс «Как Володя быстро под гору летел», Б.М.Кустодиев «Масленица». |
Комбинированный. |
Фронтальный |
Составление представления о поэзии как об особом взгляде на мир, особом переживании мира (на материале стихотворения Б. Заходера). |
Умение выделять поступок как проявление характера героя. |
Формировать понимание значения чтения для себя и в жизни близких ребенку людей, восприятие уклада жизни своей семьи. |
|
|
|
67 |
Специфика авторской сказки (её отличие от народной) на примере сказок Л. Лагина «Старик Хоттабыч» и О. Пройслера «Маленькая Баба-Яга» , МС.Я.Бородицкая «Колдунье не колдуется». |
Комбинированный. |
Фронтальный |
Составление представления о специфике жанра авторской сказки в её сравнении с народной сказкой |
Умение сопоставлять поступки людей с поступками героев литературных произведений. |
Формировать чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи.
|
|
|
|
68 |
Авторская сказка и черты народной сказки в ней.Жанры живописи. А. Толстой «Золотой ключик,…», А.С.Кушнер «Что я узнал», И.Т.Хруцкий «Цветы и плоды». |
Комбинированный . |
Фронтальный |
Выявить специфику авторской сказки (в её отличиях от народной). |
Понимание значения чтения для себя и в жизни близких ребенку людей. |
Формировать Общее представление о мире некоторых профессий. |
|
|
|
69 |
Завязка, кульминация и развязка событий. Л.Н.Толстой «Акула». |
Изучение нового материала. |
Фронтальный |
Выявить кульминационные моменты сюжета в произведении. |
Чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе.
|
Формировать умение сопоставлять поступки людей, в т.ч. и свои, с поступками героев литературных произведений. |
|
|
|
70 |
Завязка, кульминация и развязка событий. М.М.Пришвин «Глоток молока», «Осеннее утро». |
Комбинированный . |
Фронтальный |
Выявить кульминационные моменты сюжета в произведении. |
Эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений. |
Формировать понимание значения чтения для себя и в жизни близких ребенку людей, восприятие уклада жизни своей семьи. |
|
|
|
71 |
Завязка, кульминация и развязка событий. Б.Житков «Рассказы о животных». |
Комбинированный . |
Фронтальный |
Выявить кульминационные моменты сюжета в произведении Уметь составлять план текста. |
Интерес к содержанию доступных художественных произведений.
|
Соотносить авторов и названия произведений, созданных ими. |
|
|
|
72 |
Обобщающий урок по темам Vглавы. Тестовая работа. Л.В.Дьяконов «Щенок и снег». |
Комбинированный . |
Фронтальный |
Представление о специфике жанра авторской сказки в её сравнении с народной сказкой Выявить кульминационные моменты сюжета в произведении. |
Положительное отношение к школе. |
Формировать чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи.
|
|
|
|
Вперёд по дороге открытий (11 часов) |
|||||||||
73 |
Сравнение поэтического и живописного образа. Э.Э.Мошковская «Дедушка Дерево», Г.А.Скребицкий «Передышка»,А.И.Куинджи «Берёзовая роща». |
Комбинированный. |
Фронтальный |
Сравнивать поэтические и живописные образы. |
Интерес к содержанию доступных художественных произведений. |
Формирование системы положительных мотивов, включая мотивы творческого самовыражения. |
|
|
|
74 |
Годовой круг «Весна на цыпочках крадётся». Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится…». |
Комбинированный . |
Фронтальный |
Понять сложную природу дара поэта Ф.И.Тютчева и живописца И. Шишкина: совмещение в одном лице каждого из творцов художника и учёного – знатока природы. |
Эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений. |
Формирование позитивной самооценки и самоуважения. |
|
|
|
75 |
Может ли художник быть учёным: сложный авторский взгляд на мир. В. Бианки «Как муравьишка домой спешил». |
Комбинированный . |
Фронтальный |
Понять сложную природу дара писателя В. Бианки и живописца И. Шишкина: совмещение в одном лице каждого из творцов художника и учёного – знатока природы. |
Умение выделять поступок как проявление характера героя.
|
Соотносить авторов и названия произведений, созданных ими. |
|
|
|
76 |
Может ли художник быть учёным: сложный авторский взгляд на мир. В. Бианки «Муравейник зашевелился», С.А.Махотин «Жук», С.Чёрный «Песня мухи», И.Шишкин «Утро в сосновом бору», Ф.П.Толстой «Жук на ветке розы». |
Комбинированный . |
Фронтальный |
Понять сложную природу дара писателя В. Бианки и живописца И. Шишкина: совмещение в одном лице каждого из творцов художника и учёного – знатока природы. |
Умение выделять поступок как проявление характера героя.
|
Формировать чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи.
|
|
|
|
77 |
Нравственные проблемы. К.Д.Ушинский«Играющие собаки». |
Комбинированный . |
Фронтальный |
Выделять разные сюжетные линии в тексте рассказа. |
Формировать основы для эмоционального переживания художественного текста. |
Формирование системы положительных мотивов, включая мотивы творческого самовыражения. |
|
|
|
78 |
Нравственные проблемы. Л. Муур «Крошка Енот». |
Комбинированный . |
Фронтальный |
Выделять разные сюжетные линии в тексте рассказа. |
Умение выделять поступок как проявление характера героя.
|
Формирование позитивной самооценки и самоуважения. |
|
|
|
79 |
Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. Потешка. Д. Н. Мамин-Сибиряк«Сказка про храброго Зайца», |
Комбинированный . |
Фронтальный |
Отмечать черты, свойственные только авторской сказке, сходство и различие авторской и народной сказок . |
Принимать алгоритм выполнения учебной задачи.
|
Соотносить авторов и названия произведений, созданных ими. |
|
|
|
80 |
Авторская поэзия: обращение к фольклору на примере поэзии Саши Чёрного, Агнии Барто, А.А.Усачёва «Самый лучший день», Э.Н.Успенского и малых жанров фольклора. |
Комбинированный . |
Фронтальный |
Проследить связь авторской поэзии с малыми жанрами фольклора. Знать малые жанры фольклора. |
Менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи. |
Формировать чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи.
|
|
|
|
81 |
Специфика авторской сказки в её отличии от народной. Л. Петрушевская «Кот, который умел петь»). |
Комбинированный . |
Фронтальный |
Выявить специфику авторской сказки (в её отличиях от народной). |
оценивать результаты работы, организовывать самопроверку. |
Формировать Общее представление о мире некоторых профессий. |
|
|
|
82 |
Специфика авторской сказки в её отличии от народной .Л.С.Петрушевская «Все непонятливые». |
Комбинированный . |
Фронтальный |
Выявить специфику авторской сказки (в её отличиях от народной). |
Выполнять учебные действия в устной речи и оценивать их. |
Формировать умение сопоставлять поступки людей, в т.ч. и свои, с поступками героев литературных произведений. |
|
|
|
83 |
Обобщающий урок по темам VIглавы. Тестовая работа. |
Комбинированный . |
Фронтальный групповой |
Научиться работать с книгой и текстом. |
Ориентироваться в принятой системе учебных знаков. |
Формировать понимание значения чтения для себя и в жизни близких ребенку людей, восприятие уклада жизнисвоей семьи. |
|
|
|
Развязка. Распутанные тайны ( 9 часов) |
|||||||||
84 |
Специфика работы с жанром рассказа. Н. Носов «Мишкина каша». |
Комбинированный |
Фронтальный |
Умение чувствовать общий эмоциональный тон произведения, различать особенности самого жанра, выявлять характер героя. |
Участвовать в обсуждении плана выполнения заданий. |
Формировать чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи.
|
|
|
|
85 |
Специфика работы с жанром рассказа. Н. Носов «Мишкина каша»(продолжение). |
Комбинированный . |
Фронтальный |
Чувствовать общий эмоциональный тон произведения, различать особенности самого жанра (достоверность событий, подлинность переживаний), выявлять характер героя. |
Участвовать в диалоге. Анализировать произведение живописи, составлять небольшой Участвовать в диалоге. Делить рассказ на смысловые части, выделять завязку, кульминацию, развязку, меняя интонацию, темп чтения. рассказ, рассуждение. |
Участвовать в диалоге. Делить рассказ на смысловые части, выделять завязку, кульминацию, развязку, меняя интонацию, темп чтения. |
|
|
|
86 |
Работа над жанром рассказа. Н. Носов «Заплатка», Тим Собакин «Дело и мастер». |
Комбинированный . |
Фронтальный |
Ориентироваться
в развитии сюжета рассказаДолжны знать, что текст личностно значим для
читателя. |
Формирование системы положительных мотивов, включая мотивы творческого самовыражения. |
Участвовать в диалоге. Анализировать произведение живописи, составлять небольшой рассказ, рассуждение. |
|
|
|
87 |
Поэзия как особое переживание мира: что нужно, чтобы стать поэтом. Н. Носов «Как Незнайка сочинял стихи». |
Комбинированный. |
Фронтальный |
Иметь представление о поэзии как об особом
взгляде на мир, особом переживании мира. |
Формирование позитивной самооценки и самоуважения. |
Участвовать в диалоге. Анализировать произведение живописи, составлять небольшой рассказ, рассуждение. |
|
|
|
88 |
Поэтический образ и средства его создания.О.О.Дриз «Как сделать утро волшебным», Н. Рыленков «После дождя». |
Комбинированный . |
Фронтальный |
Выявить приём создания поэтического образа. |
Понимать средства авторской оценки героя. Оценивать литературного героя по его поступкам. |
Участвовать в диалоге. Делить рассказ на смысловые части, выделять завязку, кульминацию, развязку, меняя интонацию, темп чтения. |
|
|
|
89 |
Поэтический образ и средства его создания. С.Г.Козлов «»В небе туча хмурится ,Н.И.Рыленков «После Дождя». |
Комбинированный . |
Фронтальный |
Выявить приём создания поэтического образа. |
Формировать чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи.
|
Участвовать в диалоге. Анализировать произведение живописи, составлять небольшой рассказ, рассуждение. |
|
|
|
90 |
Чудесные открытия. Дж.Родари «Отчего идёт дождь». Р.Киплинг «Откуда взялись бронненосцы» И.М.Пивоварова «Мы пошли в театр». |
Комбинированный . |
Фронтальный |
Знание о различных вариантах творческих открытий в литературе, ценности творческого воображения поэта, который умеет придумывать фантастические образы. |
Формирование системы положительных мотивов, включая мотивы творческого самовыражения. |
Участвовать в диалоге. Делить рассказ на смысловые части, выделять завязку, кульминацию, развязку, меняя интонацию, темп чтения. |
|
|
|
91 |
Чудесные открытия И.М.Пивоварова «Мы пошли в театр». |
Комбинированный . |
Фронтальный |
Знание о различных вариантах творческих открытий в литературе, ценности творческого воображения поэта, который умеет придумывать фантастические образы. |
Формирование позитивной самооценки и самоуважения. |
Участвовать в диалоге. Делить рассказ на смысловые части, выделять завязку, кульминацию, развязку, меняя интонацию, темп чтения. |
|
|
|
92 |
Обобщающий урок по темам VIIглавы. Тестовая работа. |
Комбинированный . |
Индивидуальный. |
Научится работать с книгой и текстом. |
|
Определять настроение произведений, понимать многообразие художественных средств. |
|
|
|
Заключение, или счастливые минуты с книгой. |
|||||||||
93 |
Исследуем характеры мальчиков и девочек. С.Я.Маршак «О мальчиках и девочках», В.В.Лунин«Грусть»,Э.Н.Успенский «Если был бы я девчокой», З.Е.Серебрякова «За завтраком». |
Комбинированный . |
Фронтальный |
Умение исследовать характеры героев литературных произведений. |
Формировать чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи.
|
Участвовать в диалоге. Анализировать произведение живописи, составлять небольшой рассказ, рассуждение. |
|
|
|
94 |
Исследуем характеры мальчиков и девочек. С.Я.Маршак «О мальчиках и девочках», .В.Лунин«Грусть», Э.Н.Успенский «Если был бы я девчокой», З.Е.Серебрякова «За завтраком». |
Комбинированный . |
Фронтальный |
Исследовать характеры героев литературных произведений. |
Понимать средства авторской оценки героя. Оценивать литературного героя по его поступкам. |
Участвовать в диалоге. Делить рассказ на смысловые части, выделять завязку, кульминацию, развязку, меняя интонацию, темп чтения. |
|
|
|
95 |
Закон смешного в поэзии и прозе. В. Драгунский «Кот в сапогах» . |
Комбинированный . |
Фронтальный |
Исследовать характеры героев литературных произведений. |
Формирование системы положительных мотивов, включая мотивы творческого самовыражения. |
Участвовать в диалоге. Анализировать произведение живописи, составлять небольшой рассказ, рассуждение. |
|
|
|
96 |
Страницы истории в произведениях А.Смирнова «Кто был на войне», В.Д.Берестова «Мир». |
Комбинированный . |
Фронтальный |
Выделять разные сюжетные линии в тексте рассказа, исторические события, описанные в рассказе. |
Формирование позитивной самооценки и самоуважения. |
Определять настроение произведений, понимать многообразие художественных средств. |
|
|
|
97 |
Работа с жанром рассказа: формирование гражданского сознания школьников на примере рассказа А. Гайдара «Чук и Гек». (I часть) |
Комбинированный . |
Фронтальный |
Воссоздавать возраст и характер героев рассказа по проявлениям и деталям,; проводить сравнительный анализ себя с героями произведения. |
Понимать средства авторской оценки героя. Оценивать литературного героя по его поступкам. |
Участвовать в диалоге. Делить рассказ на смысловые части, выделять завязку, кульминацию, развязку, меняя интонацию, темп чтения. |
|
|
|
98 |
Работа с жанром рассказа: формирование гражданского сознания школьников на примере рассказа А. Гайдара «Чук и Гек». (IIчасть) |
Комбинированный . |
Фронтальный |
Выделять разные сюжетные линии в тексте рассказа, исторические события, описанные в рассказе. |
Формировать чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи.
|
Участвовать в диалоге. Делить рассказ на смысловые части, выделять завязку, кульминацию, развязку, меняя интонацию, темп чтения. |
|
|
|
99 |
Работа с жанром рассказа: формирование гражданского сознания школьников на примере рассказа А. Гайдара «Чук и Гек». (IIIчасть) |
Комбинированный . |
Фронтальный |
Воссоздавать возраст и характер героев рассказа по проявлениям и деталям, отслеживать развитие их характера; проводить сравнительный анализ себя с героями произведения. |
Формирование системы положительных мотивов, включая мотивы творческого самовыражения. |
Участвовать в диалоге. Анализировать произведение живописи, составлять небольшой рассказ, рассуждение. |
|
|
|
100 |
Работа с жанром рассказа: формирование гражданского сознания школьников на примере рассказа А. Гайдара «Чук и Гек». (IVчасть) |
Комбинированный . |
Фронтальный |
Воссоздавать возраст и характер героев рассказа по проявлениям и деталям, отслеживать развитие их характера; проводить сравнительный анализ себя с героями произведения. |
Формирование позитивной самооценки и самоуважения. |
Участвовать в диалоге. Делить рассказ на смысловые части, выделять завязку, кульминацию, развязку, меняя интонацию, темп чтения. |
|
|
|
101 |
Работа с жанром рассказа: формирование гражданского сознания школьников на примере рассказа А. Гайдара «Чук и Гек». (Vчасть) |
Комбинированный . |
Фронтальный |
Проводить сравнительный анализ себя с героями произведения. |
Участвовать в диалоге. Делить рассказ на смысловые части, выделять завязку, кульминацию, развязку, меняя интонацию, темп чтения. |
Участвовать в диалоге. Делить рассказ на смысловые части, выделять завязку, кульминацию, развязку, меняя интонацию, темп чтения. |
|
|
|
102 |
Обобщающий урок по темам VIIIглавы. Тестовая работа. |
Комбинированный . |
Фронтальный индивидуальный |
Научится работать с книгой и текстом, находить нужную информацию. |
Понимать средства авторской оценки героя. Оценивать литературного героя по его поступкам. |
Участвовать в диалоге. Анализировать произведение живописи, составлять небольшой рассказ, рассуждение. |
|
|
|
103 |
Урок путешествие «Истоки русской литературы». |
Комбинированный . |
Фронтальный групповой |
Исследовать характеры героев литературных произведений. Выделять в тексте литературные приёмы. |
Формирование системы положительных мотивов, включая мотивы творческого самовыражения. |
Участвовать в диалоге. Делить рассказ на смысловые части, выделять завязку, кульминацию, развязку, меняя интонацию, темп чтения. |
|
|
|
104 |
Праздник «По тропе сказок». |
Комбинированный . |
Фронтальный групповой |
Исследовать характеры героев литературных произведений. Выделять в тексте литературные приёмы. |
Формирование позитивной самооценки и самоуважения. |
Понимать средства авторской оценки героя. Оценивать литературного героя по его поступкам. |
|
|
|
105 |
Игра путешествие в прошлое «Вдоль по улице». |
Комбинированный . |
Фронтальный групповой |
Исследовать характеры героев литературных произведений. |
Участвовать в диалоге. Делить рассказ на смысловые части, выделять завязку, кульминацию, развязку, меняя интонацию, темп чтения. |
Участвовать в диалоге. Делить рассказ на смысловые части, выделять завязку, кульминацию, развязку, меняя интонацию, темп чтения. |
|
|
В нашем каталоге доступно 74 329 рабочих листов
Перейти в каталогПолучите новую специальность за 3 месяца
Получите профессию
за 6 месяцев
Пройти курс
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 662 812 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Гущина Мадина Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Курс повышения квалификации
72/144/180 ч.
Курс повышения квалификации
72/108/144 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.