Инфоурок Начальные классы Рабочие программыПрезентация к уроку Окружающего мира "Жить здорово"

Презентация к уроку Окружающего мира "Жить здорово"

Скачать материал

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №31 с углубленным изучением отдельных предметов» НМР РТ

 

«Рассмотрено»

«Согласовано»

«Утверждено»

Руководитель МО

Заместитель директора школы по ВР

Директор школы

__________________Губернаторова Е.А

      ___________________Закирова Э.Ф.

                _______________Галиахметов Р.Г.

Протокол №      от «   »                2014 г.

«   »                   2014 г.

        Приказ №          от «     »             2014г.

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

учителя высшей квалификационной категории

Основиной Ларисы Юрьевны

                  по предмету «Литературное чтение»

2«Г» класс.

Базовый уровень

 

Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

                   протокол №____от «    »_______2014г.

 

г. Нижнекамск

2014 – 2015 учебный год.

 

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе нормативных документов:

- Федеральный   государственный  образовательный стандарт  начального общего образования,  2009 год. Приказ  МОиН  РФ от 06.10.2009  № 373  «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Приказ от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации   от 6 октября 2009 г. № 373».

- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. (Стандарты второго поколения). - М.: «Просвещение», 2011 год.

- Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова/ Сост. Н.В. Нечаева, С В. Бухалова.- Самара: Издательство «Учебная литература», 2011.

-Приказ МОиН РФ от 1.02.2012 г. №74 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации,реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312"

- Приказ МОиН РТ №4154/12 от 09.07.2012г. «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений  Республики Татарстан, реализующих программы начального общего и основного общего образования»

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных   учреждениях, реализующих программы начального общего образования, на 2014/2015 учебный год - учебный план МБОУ «СОШ № 31» НМР РТ на 2014 - 2015 учебный год.

- Положение о составлении рабочей программы МБОУ «СОШ №31»

 

 

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

 

Рабочая программа составлена в полном соответствии с государственным стандартом и обязательным минимумом содержания по литературному чтению.

Рабочая программа учитывает профильное направление МБОУ «СОШ №31» (школа МЧС), поэтому особое внимание уделяется достижению таких целей, как воспитание патриотизма  и гражданской ответственности.

Рабочая программа рассчитана на 105 часов, из расчёта 3 часа  в неделю. Тематическое планирование разработано в соответствии с УМК системы Л.В.Занкова и ориентировано на использование учебника «Литературное чтение»,2 класс, автор В.Ю.Свиридова.

Рабочая программа составлена с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся  2 «г» класса.В  классе средний  уровень мотивации к  изучению литературного чтения..

Изучение литературного чтения  в 2 классе направлено на достижение следующих целей:

-расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях;

- воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров;

-обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению и потребности в нем;

- создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе знакомства с литературоведческими понятиями и практического освоения приемов художественной выразительности;

-развитие разнообразных речевых умений школьников, связанных с процессами:

-   восприятия художественных произведений (умений осмысленного слушания и чтения);

-    их интерпретации (умений устного и письменного высказывания по поводу литературных произведений; освоение разных жанров высказывания);

собственного творчества (умений устного и письменного высказывания на свободную тему).

 

Задачикурса:

        - Расширениепредставлений детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, человеческихотношениях, духовно-нравственных и эстетических ценностях;

          - Развитиеотношения к литературе как явлению национальной и мировой культуры;

          -Созданиеусловий для постижения школьниками многоплановости словесного художественногообраза;

-Развитееречевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия, интерпретации,анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов,собственного творчества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планируемыерезультаты

 

ЛичностныеУУД

У обучающегося будутсформированы:

·-  Положительноеотношение к школе;

·        Интереск содержанию доступных художественных произведений;

·        Умениевыделять поступок как проявление характера героя;

·        Эмоциональноеотношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературныхпроизведений;

·        Чувствадоброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству идружбе;

·        Пониманиезначения чтения для себя и в жизни близких ребенку людей;

·        Умениесопоставлять поступки людей с поступками героев литературных произведений;

·        Общеепредставление о мире некоторых профессий.

Обучающийсяполучит возможность для формирования:

·        Интересак школьному содержанию занятий;

·        Интересак слову, родному языку;

·        Первоначальнойосновы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанномухудожественному тексту;

·        Уменияпередавать свое эмоциональное отношение к произведению;

·        Начальныхпредставлений о культурных традициях своего народа;

·        Чувстваответственности за мир животных;

·        Понятий о дружбе и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

 

Регулятивные УУ

Обучающийся научится:

·        Принимать алгоритм выполнения учебной задачи;

·        Участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;

·        Ориентироваться в принятой системе учебных знаков

·        Выполнять учебные действия в устной речи и оценивать их;

·        Оценивать результаты работы, организовывать самопроверку;

·        Менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи

Обучающийся получит возможность научиться:

·        Работать в соответствии с алгоритмом, планировать и контролировать этапы своей работы;

·        Корректировать выполнение задания на основе понимания его смысла;

·        Соотносит внешнюю оценку и самооценку;

·        Самостоятельно работать с учебником и хрестоматией во внеурочное время;

Осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала.

 

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

·        Читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;

·        Сравнивать художественный и научно-популярный текст;

·        Обобщать и классифицировать учебный материал;

·        Находить в тексте ответ на заданный вопрос;

·        На первоначальном уровне анализировать доступные художественные тексты;

·        Ориентироваться в содержании учебника;

·         Пользоваться словарями учебника, материалом хрестоматии.

Обучающийся получит возможность научиться:

·        Понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения

·        Осознавать роль названия произведения;

·        Понимать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения;

·        Видеть отличия народного и авторского текста;

·        Подбирать синонимы и антонимы к словам из текста;

·        Подбирать слова-определения для характеристики героев;

·        Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

·        Сочинять небольшие тексты на заданную тему.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

·        Реализовывать потребность в общении со сверстниками;

·        Проявлять интерес к общению  групповой работе;

·        Адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника;

·        Уважать мнение собеседников;

·        Участвовать в выразительном чтении по ролям;

·        Следить за действиями других участников  в процессе коллективной творческой деятельности;

·        Действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией

Обучающийся получит возможность научиться:

·        Корректировать действия участников коллективной творческой деятельности;

·        Ориентироваться в нравственном содержании понятий: дружба, дружеские отношения, семейные отношения, близкие родственники;

·        Понимать и учитывать коммуникативную позицию взрослых собеседников;

·        Понимать контекстную речь взрослых;

·        Высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию.

 

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Обучающийся научится:

·        Читать целыми словами вслух и про себя в удобном для него темпе; понимать содержание текста, находить в тексте отрывки по заданию;

·        Читать наизусть стихотворения разных авторов;

·        Эмоционально воспринимать произведения разных жанров и видов;

·        Называть заглавия и рассказывать содержание произведений любимого автора;

·        Выделять главную мысль прочитанного произведения; пересказывать текст, формулировать несложные выводы;

·        Строить высказывание по образцу;

·        Отвечать на вопросы по содержанию картины художника, соотносить его с содержанием текста;

·        Находить в тексте с помощью учителя простые средства изображения и выражения чувств героя;

·        Понимать средства авторской оценки героя;

·        Оценивать литературного героя по его поступкам;

·        Составлять описание природы, предметов.

Обучающийся получит возможность научиться:

·        Отличать искусство от науки;

·        Представлять сходство и различие литературы и других видов искусства;

·        Определять тему произведения;

·        Пересказывать текст подробно и выборочно;

·        Сочинять устные рассказы и небольшие тексты на заданную тему;

·        Осознавать особенности интерпретации литературных произведений в театре и кино;

·        Воспринимать поэзию как особый взгляд на мир;

·        Осознавать наличие художественного вымысла в произведении;

·        Узнавать традиционные выразительные средства фольклора;

·        Определять тональность и характер произведения.

 

Круг детского чтения

Обучающийся научится:

·        Ориентироватьсяв книге по оглавлению, находить форзац, главы учебника;

·        Выделятьосновную тему произведений, использовать понятия: сюжет, герои, персонажи,образ, эпизод, репродукция, эпиграф;

·        Ориентироватьсяв заданиях учебника по значкам;

·        Пользоватьсясловарем учебника и справочной литературой;

·        Дополнительнознакомиться с произведениям в хрестоматии;

·        Представлятьтематическое разнообразие литературы разных времен и народов.

Обучающийсяполучит возможность научиться:

·        Различатьтематику книг;

·        Ориентироватьсяв мире детской литературы;

·        Определятьособенности произведений зарубежной литературы;

·        Рассказыватьо прочитанных самостоятельно произведениях;

·        Ориентироватьсяв публичной библиотеке;

·        Называтьодно периодическое детское литературно-художественное издание.

Литературоведческая пропедевтика

Обучающийсянаучится:

·        Различатьдиалогический и монологический характер произведения;

·        Различатьособенности построения малых фольклорных жанров;

·        Узнаватьособенности народной сказки;

·        Пониматьособенности жанра рассказа;

·        Различатьжанры авторской прозы;

·        Пересказыватьсюжет, находить элементы сюжета;

·        Узнаватьизобразительно-выразительные средства литературного языка

·        Различатьвиды рифмовки, придумывать точную рифму.

Обучающийсяполучит возможность научиться

·        Восприниматьи оценивать эмоциональный тон художественного текста;

·        Пониматьюмор. Насмешку, иронию;

·        Различатьточку зрения героя и автора на событие;

·        Анализироватьсистему героев и событий произведения;

·        Пользоватьсявыразительными средствами при рассказе о героях и событиях;

·        Находитьнеточные рифмы

·        Воспринимать изобразительные возможности ритма

Творческая деятельность учащихся

Обучающийсянаучится:

·        Восприниматьэмоциональное содержание художественных текстов;

·        Выразительночитать по ролям;

·        Придумыватьточную рифму;

·        Сочинятьустное рассуждение на свободную тему;

·        Подбирать,создавать иллюстрации к произведению;

·        Озаглавливатьпроизведение и его части.

Обучающийсяполучит возможность научиться:

·        Осознанноиспользовать при выразительном чтении паузы, логические ударения,  выбирать темп речи;

·        Подбиратьточное и выразительное слово в соответствии с задачей высказывания;

·        Пересказыватьнебольшие тексты с творческой задачей;

·        Сочинятьустные тексты на заданную тему, передавая собственное отношение кизображаемому;

·        Сочинятьустно и письменно произведения разных жанров по образцу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     Содержание учебного материала.

 

Литература - вид искусства. Другие виды искусства: живопись, музыка. Отличие искусства от науки. Отличие литературы от дру­гих видов искусства.

Отличие художественного текста от научного (наличие сюже­та - развития действия - в художественном тексте; выражение ав­торского отношения к описываемым событиям в художественном тексте; использование художественных приемов ДЛЯ создания образа в художественном тексте).   

Народное творчество. Волшебная сказка. Особенности постро­ения волшебной сказки. Противостояние земного и волшебного мира. Некоторые черты древнего восприятия мира, отражающие­ся в волшебной сказке (возможность превращения человека в жи­вотное, растение, явление природы).

Бытовая сказка. «Мужик и медведь». Самые древние герои бытовой сказки (люди и животные). Самые древние сюжеты быто­вых сказок (проясняют причины конфликта или дружбы между че­ловеком и животным). Смысл бытовой сказки, действующими ли­цами которой является человек и зверь: показать преимущество человека (зверь сильнее физически, но человек умнее и хитрее, по­этому и побеждает).

Сказки о животных. Сказка о животных, где автор (Р. Кип­линг) использует самые древние сюжеты (объясняющие происхож­дение животных и особенности их внешнего вида). Сказка о жи­вотных, где автор (Д. Мамин-Сибиряк) использует сюжет народ­ной сказки о животных, но награждает животных разнообразным эмоциональным миром и проявляет авторское отношение к проис­ходящему. Сказка о животных, где автор (В. Бианки) использует законы построения древней сказки и одновременно свои научные знания в области биологии. Сказка о животных, где автор (с. Коз­лов) использует сюжет народной сказки и древнюю композицию,  но посвящает сказку внутреннему миру своего героя. Сказка о животных, где автор (Л. Муур, Л. Петрушевская), используя компо­зицию волшебной сказки, ставит и решает современные нравствен­ные проблемы (ценности живого общения и хорошего отношения друг к другу).

Авторская литература. Волшебная сказка в стихах и ее связь с народной сказкой (А. Пушкин). Использование сюжетов народ­ных сказок (о рыбаке и его жене; о мертвой царевне). Использо­вание композиционных особенностей народной сказки (троекрат­ные повторы, цепочка событий), использование особого ритма, характерного для народного творчества (повтор речевых конструк­ций и слов), использование сюжетных линий, характерных для народных волшебных сказок. Два мира: земной и волшебный; вол­шебный помощник, волшебный цвет и волшебное число. Неповто­римая красота авторского языка.

Волшебная сказка зарубежных писателей (Ш. Перро). Ис­пользования сюжета и композиционных особенностей народной волшебной сказки. Два мира: земной и волшебный; волшебный по­мощник и волшебное число. Единые законы разворачивания сюже­та в волшебных сказках. Типичность завязки, кульминации-развяз­ки. Бродячие сюжеты в сказках народов мира. Сложность и рас­пространенность авторского языка.

Волшебная сказочная повесть (отрывки:А. Толстой, Л. Лагин, О. Пройслер). Сосуществование двух жанров: волшебной сказки и рассказа.

Жанр рассказа (Л. Толстой, А. Гайдар, К. Паустовский, Л. Пан­телеев, Н. Носов, В. Драгунский). Жанровые особенности: жизнен­ность изображаемых событий; достоверность и актуальность рас­сматриваемых нравственных проблем; возможность вымысла. Нравственная коллизия, определяющая смысл рассказа. Роль на­звания и композиции рассказа в выражении его смысла. Герои рас­сказов, их портреты и характеры, выраженные через поступки и речь; мир ценностей героев. Авторская позиция в рассказе: спо­собы выражения отношения к героям.

Поэзия. Представление о поэтическом восприятии мира как о восприятии, помогающем обнаружить красоту и смысл окружаю­щего мира: мира природы и человеческих отношений.

Способность поэзии создавать фантастические и юмористичес­кие образы. Способность поэзии выражать самые важные пережи­вания: красоты окружающего мира, дружбы, любви.

Представление о том, что для Поэта природа - живая: обнару­жение в стихотворении образов-олицетворений. Представление о важности в создании художественного образа таких поэтических приемов, как сравнение, звукопись, контраст, гипербола, эпитет (называем его «определением»). Использование авторской поэзи­ей жанровых и композиционных особенностей народной поэзии: скороговорки (Е. Благинина), считалки (Ю. Тувим), колыбельной и потешки (Саша Черный), кумулятивной сказки (Д. Хармс), на­родной песни (И. Суриков); создание сказочной картины мира средствами поэзии (А. Пушкин, К. Бальмонт, И. Суриков). Практическое освоение простейших видов художественных приемов: срав­нения, гиперболы (называем ее преувеличением), контраста, оли­цетворения.

Представление о том, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в поэтических текстах, но и в прозе (с. Козлов).

Лента времени. Продолжение работы с лентой времени. Поме­щение на ленту времени имен писателей и поэтов; произведений фольклора и авторской литературы.

Литература вокруг нас. Создание условий для выхода младших школьников за рамки Учебника: привлечение текстов Хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотеки к работе на уроках. Знакомство с детскими журналами и другими периодичес­кими изданиями, словарями и справочниками.

Навыки чтения и слушания. Дальнейшее развитие навыков слу­шания на основе целенаправленного восприятия элементов формы и содержания литературного произведения. Развитие навыков чте­ния и говорения на основе эмоциональной передачи художествен­ных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту. Дальнейшее формирование навыков свободного высказы­вания в устной и письменной форме.

КРУГ ЧТЕНИЯ:

Малые жанры фольклора; малые жанры авторской литературы. Русские и зарубежные народные и авторские сказки

«Мужик и медведь», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «У страха глаза велики», «Мороз, ветер и солнце», «Морозко», «Волшебное кольцо», «Кузьма Скоробогатый», «Кот, петух и лиса», «Кот и лиса»;

Ш. Перро «Кот в сапогах», «Спящая красавица», «Мальчик­–с -пальчик»; братья Гримм «В стране небывалой», «Сказка о рыба­ке и его жене»,«Храбрый портной»;Г.Х. Андерсен «Огниво».

В. Шекспир «Сон в летнюю ночь» (в адаптированном пересказе);Л. Толстой «Липунюшка », В. Одоевский «Мороз Иванович», Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца», А. Пушкин «У Лукоморья», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне», П. Ершов «Конек-горбунок».

 

Классики русской литературы

А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, А. Майков, И. Суриков, И. Бунин, К. Бальмонт, М. Цветаева, С. Есенин.

В. Даль «Старик-годовик», К. Ушинский Рассказы, Л. Толстой «Прыжок», «Лев и собачка», «Акула».

Современные русские и зарубежные писатели и поэты

М. Исаковский, Д.Кедрин, Л. Друскин, Н. Рыленков; К. Чуков­ский, С. Маршак, С. Черный, ДХармс, С. Михалков, Б. Заходер, А. Барто, в. Берестов, И. Токмакова, Т. Белозеров, Е. Благинина, Н. Орлова, Р. Сеф, Г. Сапгир, Ю. Мориц, И. Пивоварова, Г. Остер, Т. Собакин, в. Шленский, Т. Биркун, Н. Ламм,Э. Успенский.

А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино», В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил», М. Пришвин Расска­зы, К. Паустовский «Растрепанный воробей », И. Акимушкин «Природа чудесница», А. Гайдар «Чук и Гек», Л. Пантелеев «Чест­ное слово»; Н. Носов «Мишкина каша», «Заплатка», «Фантазеры», «Живая шляпа», «Приключения НезнаЙки»;·В. Драгунский «Что я люблю», «Что любит Мишка», «Заколдованная буква», «Сверху вниз, наискосок!»; О. Кургузов «Рассказы маленького мальчика», В. Катаев «Цветик-семицветик», Д. Нагишкин «Айага», Ф. Кривин Сказки, С. Козлов Сказки, Л. Петрушевская Сказки, Г. Корнилова «Наш знакомый Бумчик», Е. Чеповецкий «Непоседа, Мякиш и Нетак»;

П. Неруда; Ю. Тувим, Дж. Чиарди, Н. Мушкудиани, Ф. Галас Стихи; Э. Нийт «Сказка о каменном короле»;

Л. Муур «Крошка Енот», Д.Биссет «Беседы с тигром», О. Пройслер «Маленькая Баба Яга», «Маленький Водяной»,Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка», «Откуда взялись броне­носцы», «Слоненок», Дж. Родари «Сказки по телефону», «Прик­лючения Чиполлино».

Японские трехстишия

 

Дополнительная литература

Русские народные сказки: «По щучьему велению», «Царевна­-лягушка»; П. Бажов «Серебряное копытце»; братья Гримм «Три брата»; Р. Киплинг «Маугли», Дж. Родари «Приключения голубой стрелы», А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»; Б. Житков «Рассказы о животных»; Э. Шим, С. Баруздин, Г. Скребицкий, Б. Никольский, Л. Воронков Рассказы;Г. Снегирев «Чембулак», Ю. Коваль «Алый», В. Чаплина «Крылатый будильник», «Мушка», Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот», С. Прокофьева «Ученик волшебника», В. Губарев «Королевство кривых зеркал», г. Остер «Бабушка Удава», Л. Лагин «Старик Хоттабыч».

 

Изучение литературного чтения  в 2  классе направлено на достижение следующих целей:

• расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях;

• воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров;

• обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению и потребности
в нем;

• создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе знакомства с литературоведческими понятиями и практического освоения приемов художественной выразительности;

• развитие разнообразных речевых умений школьников, связанных с процессами:

-   восприятия художественных произведений (умений осмысленного слушания и чтения);

-    их интерпретации (умений устного и письменного высказывания по поводу литературных произведений; освоение разных жанров высказывания);

собственного творчества (умений устного и письменного высказывания на свободную тему).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-методическое обеспечение

 

Свиридова, В. Ю. Литературное чтение : учебник для 2 класса : в 2 ч. / В. Ю. Свиридова, Н. А. Чуракова. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Фёдоров», 2012.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно- тематическое планирование


п/п

Тема урока

Тип  урока

Формы контроля

Планируемые результаты

Дата проведения

Предметные

Личностные

Метапредметные

План

Факт

Часть I

Вступление, или Детективное начало (12 часов)

1

Характер литературного  героя в рассказе В. Драгунского «Что я люблю». 

Изучение нового материала.

Фронтальный

Видеть контраст и понимать смысл его использования в художественном произведении.

 

Умение выделять поступок как проявление характер.

 

Понимать значимость композиционной организации и художественного языка литературного текста (рассказа и стихотворения) как средств художественной выразительности.

 

 

2

Характер литературного  героя в рассказе В. Драгунского «Что любит Мишка».

Изучение нового материала.

Фронтальный

Читать целыми словами вслух и про себя в удобном для него темпе; понимать содержание текста, находить в тексте отрывки по заданию.

Умение сопоставлять поступки людей с поступками героев литературных произведений.

Работать в соответствии с алгоритмом, планировать и контролировать этапы своей работы.

 

 

 

3

Характер литературного  героя в рассказе В. Драгунского «Что любит Мишка».

Комбинированный.

Индивидуальный.

Понимать средства авторской оценки героя;

Оценивать литературного героя по его поступкам.

 

Понимание значения чтения для себя и в жизни близких ребенку людей.

 Корректировать выполнение задания на основе понимания его смысла.

 

 

4

Характер литературного  героя в стихотворении И. Токмаковой «Мне грустно – я лежу больной…».

Изучение нового материала.

Фронтальный

Находить в тексте с помощью учителя простые средства изображения и выражения чувств героя.

Чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе.

Соотносит внешнюю оценку и самооценку.

 

 

5

Контраст как художественный приём в поэзии  в стихотворении Б. Заходера«О границах поэтического творчества».

Изучение нового материала.

Фронтальный

 Выделять главную мысль прочитанного произведения; пересказывать текст, формулировать несложные выводы;

Строить высказывание по образцу.

 

Интерес к содержанию доступных художественных произведений.

 

Самостоятельно работать с учебником и хрестоматией во внеурочное время.

 

 

6

Годовой круг: взгляд поэта и взгляд исследователя.

К.Д. Ушинский «Четыре желания».

Изучение нового материала.

Индивидуальный.

Показать сходство и различие подходов к кругу времён года как к поэтическому образу и как к схеме, выражающей временные и природные закономерности.

Эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений.

Осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала.

 

 

7

Годовой круг: взгляд поэта и взгляд исследователя. А.А.Усачёв«Первое сентября», Д.Б.Кедрин «Скинуло кафтан зелёный лето».

Комбинированный .

Групповой.

Показать сходство и различие подходов к кругу времён года как к поэтическому образу и как к схеме, выражающей временные и природные закономерности.

Уметь анализировать язык разных видов искусства: литературы, живописи и музыки.

Выделять основную тему произведений, использовать понятия: сюжет, герои, персонажи, образ, эпизод, репродукция, эпиграф.

.

 

 

 

8

Сравнительный анализ научного и художественного текстов на примере энциклопедической статьи и произведения  М. Пришвина.

Комбинированный .

Фронтальный

Выявить главные особенности научного и художественного текста на материале рассказа «Осеннее утро»  М. Пришвина, отрывка из словаря, стихотворения В. Друка «Роман».

Общее представление о мире некоторых профессий.

 

Дополнительно знакомиться с произведениям в хрестоматии.

 

 

9

Образ ночи в поэзии, живописи и музыке. А. Пушкин «Тиха  украинская ночь»;.Бетховен «Лунная соната»; А.Куинджи «Лунная ночь на Днепре».

Изучение нового материала.

Фронтальный

Читать наизусть стихотворения разных авторов.

 

Уметь анализировать язык разных видов искусства: литературы, живописи и музыки.

Ориентироваться в заданиях учебника по значкам.

 

 

10

Общее начало разных видов искусства: литературы, музыки и живописи. В. Драгунский, А. Пушкин, А. Куинджи.

Изучение нового материала.

Фронтальный

Эмоционально воспринимать произведения разных жанров и видов.

 

Обнаружить поэтический взгляд на мир в прозаическом и поэтическом тексте; сравнить поэтические образы ночи.

Пользоваться словарем учебника и справочной литературой.

 

 

11

Общее начало разных видов искусства: литературы, музыки и живописи. В. Драгунский, А. Пушкин, А. Куинджи.

Комбинированный.

Фронтальный

Анализировать язык разных видов искусства: литературы, живописи и музыки; обнаружить поэтический взгляд на мир в прозаическом и поэтическом тексте; сравнить поэтические образы ночи.

Анализировать язык разных видов искусства: литературы, живописи и музыки.

 Корректировать выполнение задания на основе понимания его смысла.

 

 

 

 

12

Обобщающий урок по темам 

Iглавы. Тестовая работа.

Комбинированный.

Индивидуальный.

Анализировать язык разных видов искусства: литературы, живописи и музыки.

Эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений.

Работать в соответствии с алгоритмом, планировать и контролировать этапы своей работы.

 

 

Завязка, тайны искусства (14 часов)

13

Художественный образ
в поэзии и живописи.

 

Изучение нового материала.

Групповой.

Называть заглавия и рассказывать содержание произведений любимого автора.

Уметь анализировать язык разных видов искусства: литературы, живописи и музыки.

Соотносит внешнюю оценку и самооценку.

 

 

14

Олицетворение как поэтический  приём. Д. Кедрин «Осенняя песня».

Изучение нового материала.

Фронтальный

Знать, какими средствами поэт показывает, как меняется настроение в произведении.

Уметь различать приём олицетворения  в произведениях.

Формирование первоначальной основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному тексту.

Осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала.

 

 

15

Приёмы олицетворения в поэзии и живописи. М.Лермонтов «Утёс»;Ф.И.Тютчев «Что ты клонишь над водами..» Н.Рерих «Стражи ночи».

Изучение нового материала.

Фронтальный

Уметь различать приём олицетворения  в произведениях.

Умения передавать свое эмоциональное отношение к произведению.

Самостоятельно работать с учебником и хрестоматией во внеурочное время.

 

 

16

Олицетворение и  сравнение. Как смотрят на мир поэт и  художник. С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы..» и полотно И.Левитана «Золотая осень»  .

Изучение нового материала.

Фронтальный

Знать смысл художественных приёмов, как олицетворение и сравнение  на примере анализа поэтического и живописного образа.

Формирование начальных представлений о культурных традициях своего народа.

 

Ориентироваться в книге по оглавлению, находить форзац, главы учебника.

 

 

17

Восприятие художественного образа, созданного на языке разных видов искусств. И.Пивоварова,Л.Н.Толстой, М.Мусоргский,М.Чюрленис.

Комбинированный .

Фронтальный

Приоткрыть смысл такого художест-венного приёма, как олицет-ворение на примере анализа поэти-ческого и живопис-ного образа в произведениях И.Пивоваровой «Песнязарянки», Л.Н.Толстого «Какая бывает роса на траве» М.Мусоргского  «Танец невылу-пившихся птенцов», М.Чюрлениса«Соната звёзд».

Формирование понятий о дружбе и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

Различать тематику книг;

 Ориентироваться в мире детской литературы.

 

 

 

 

18

Восприятие художественного образа, созданного на языке разных видов искусств. И.Пивоварова, Л.Н.Толстой, М.Мусоргский, М.Чюрленис.

Комбинированный .

Индивидуальный.

Формирование чувства ответственности за мир животных.

Определять особенности произведений зарубежной литературы.

 

 

19

Поэтический взгляд на мир в текстах различных жанров. С.Козлов «Ёжик в тумане»,  М.Цветаева «Одна половинка окна».

Комбинированный .

Индивидуальный .

Знать смысл такого художественного приёма, как олицетворение на примере анализа поэтического и живописного образа.

Эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений.

Ориентироваться в публичной библиотеке.

 

 

20

Поэтический взгляд на мир в текстах различных жанров. С.Козлов «Ёжик в тумане»,  М.Цветаева «Одна половинка окна».

Комбинированный .

Фронтальный

Формировать представление о поэзии как особом взгляде на мир, об особом «переживании » мира.

Анализировать систему героев и событий произведения.

 

Называть одно периодическое детское литературно-художественное издание.

 

 

21

Поэтический взгляд на мир в произведении С.Козлова «Красота».

Комбинированный.

Фронтальный

Уметь находить композицию произведения, отличать наличие и отсутствие сюжета.

 Пользоваться выразительными средствами при рассказе о героях и событиях.

Рассказывать о прочитанных самостоятельно произведениях.

 

 

22

Жанры устного народного творчества. Нравственный урок нанайской сказки  «Айога».

Комбинированный.

Фронтальный

 Читать целыми словами вслух и про себя в удобном для него темпе; понимать содержание текста, находить в тексте отрывки по заданию.

 

Эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений.

Знать специфику художественного, научно-популярного, поэтического текстов.

 

 

 

23

Как смотрят на мир поэт и исследователь.И.Пивоварова «Как я считал» , Г.П.Корнилова «Про бабочку», «Кто такой Бумчик».

Комбинированный.

Фронтальный

Отвечать на вопросы по содержанию картины художника, соотносить его с содержанием текст Составлять описание природы, предметов.

Анализировать систему героев и событий произведения.

 

Представлять тематическое разнообразие литературы разных времен и народов.

 

 

24

Различие текстов со сходной тематикой, принадлежащих к разным жанрам. .Г Корнилов , Н Орлов, С.Сахарнов.

Комбинированный.

Фронтальный

Уметь различать тексты, относящиеся к разным жанрам, но на одну тематику.

Пользоваться выразительными средствами при рассказе о героях и событиях.

Определять особенности произведений зарубежной литературы.

 

 

25

Различие текстов со сходной тематикой, принадлежащих к разным жанрам. .Г Корнилова «Вертолёт», Н Орлова «Самолёт»  С.Сахарнов «Воздушный богатырь».

Комбинированный.

Фронтальный

Различать тексты, относящиеся к разным жанрам, но на одну тематику.

Находить композицию произведения, отличать наличие и отсутствие сюжета.

Эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений.

 Рассказывать о прочитанных самостоятельно произведениях.

 

 

 

 

26

Обобщающий урок по темам  II  главы. Тестовая работа. Е.В.Серова «Лесной аэродром».

Комбинированный.

Фронтальный

Составить представление о поэзии как об особом взгляде на мир, особом переживании мира.

Соотносить авторов и названия произведений, созданных ими.

Различать тематику книг;

Ориентироваться в мире детской литературы.

 

 

Погоня за секретами литературы ( 18часов)

27

Художественный образ в поэтическом  тексте.  Японские трёхстишия, хокку Бассё и Тиё. Э. Нийт «Каменный цветок».

Комбинированный.

Групповой .

Различать иронический, юмористический характер текстов.

Умение выделять поступок как проявление характер  .

 

Умение ориентировать в содержании учебника, осуществлять писк произведений. Участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировке.

 

 

28

Художественный образ в поэтическом  тексте.  Японские трёхстишия, хокку Бассё и Тиё. Э. Нийт «Каменный цветок».

Комбинированный.

Групповой.

Выделять главную мысль прочитанного произведения; пересказывать текст, формулировать несложные выводы;

 Строить высказывание по образцу.

 

Умение сопоставлять поступки людей с поступками героев литературных произведений.

 Ориентироваться в публичной библиотеке. Называть одно периодическое детское литературно-художественное издание.

 

 

 

29

Ироническое отношение автора к герою Переносный смысл слов.К.Чуковский «Федотка», Е. Черовецкий «Петя был тяжело болен»,  С.Михалков «Про мимозу».

Изучение

нового материала.

Фронтальный

Различать ироническое отношение автора к герою, юмористический характер текстов.

Понимание значения чтения для себя и в жизни близких ребенку людей.

 Проявлять интерес к общению  групповой работе

Уважать мнение собеседников.

 

 

 

30

Ироническое отношение автора к герою Переносный смысл слов.К.Чуковский «Федотка», Е. Черовецкий «Петя был тяжело болен»,  С.Михалков «Про мимозу».

Изучение

нового материала.

Фронтальный

Различать ироническое отношение автора к герою, юмористический характер текстов.

Чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе.

Действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией.

 

 

31

Характер героя, его портрет, поступок.С.Я Маршак «Попрошайка», Э.Э.Мошковская «Жадных нет».

Комбинированный.

Фронтальныйгрупповой.

Выделять главную мысль прочитанного произведения; пересказывать текст, формулировать несложные выводы;

Строить высказывание по образцу.

 

Эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений.

Следить за действиями других участников  в процессе коллективной творческой деятельности.

 

 

32

Характер героя, его портрет, поступок.С.Я Маршак «Попрошайка», Э.Э.Мошковская «Жадных нет».

Комбинированный.

Индивидуальный.

Выделять главную мысль прочитанного произведения; пересказывать текст, формулировать несложные выводы;

Строить высказывание по образцу.

 

Соотносить авторов и названия произведений, созданных ими.

Реализовывать потребность в общении со сверстниками.

 

 

33

Характер героя, его портрет, поступок. С.В.Михалков «Про мимозу»,П.А.Федотов Портрет Н. Жданович,  Н.П.Богданов-Бельский «Мальчик со скрипкой».

Комбинированный .

Фронтальный

Уметь выявить жанровые особенности рассказа Л. Толстого (реальность происшествия, развитие действия); обнаруживать в тексте

чувства и мотивы, которые движут поступками героев.

Соотносить авторов и названия произведений, созданных ими.

Адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника.

 

 

34

Характер героя, его портрет, поступок. В.А.Серов «Дети». Нравственная коллизия  в рассказе Л. Н. Толстого «Прыжок».

Комбинированный.

Фронтальный

Выделять главную мысль прочитанного произведения; пересказывать текст, формулировать несложные выводы.        Строить высказывание по образцу.

 

Определять настроение произведений, понимать многообразие художественных средств.

Участвовать в выразительном чтении по ролям.

 

 

35

Нравственная коллизия
в рассказе Л. Н. Толстого «Лев и собачка».

Комбинированный.

Фронтальный

Умение выделять поступок как проявление характер   .

 

Определять настроение произведений, понимать многообразие художественных средств.

 

 

36

Приёмы, помогающие автору создать художественный образ. П.Вяземский «Здравствуй, в белом сарафане…».

Комбинированный .

Фронтальный

Создание  средствами разных видов искусства (литературы и живописи)  сходные и одновременно особенные образы.

Умение сопоставлять поступки людей с поступками героев литературных произведений.

Принимать алгоритм выполнения учебной задачи.

 

 

 

 

37

Происхождение сказки
из мифа. В. Даль «Старик-годовик».

Комбинированный .

Фронтальный

Представлениеоб отражении древних обрядов в народных сказках, загадках, легендах.

Понимание значения чтения для себя и в жизни близких ребенку людей.

На первоначальном уровне анализировать доступные художественные тексты.

 

 

38

Разная природа вымысла. Фантазия и неправда: это одно и то же?  Ю.П. Мориц «Сто фантазий», Н.Н.Носов «Фантазёры».

Комбинированный .

Групповой.

Осознание того, что есть безобидные, безвредные фантазии, которые являются плодом воображения и сродни художественным произведениям, и злой умысел, цель которого – извлечь из неправды пользу для себя или навредить другому.

Чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе.

Обобщать и классифицировать учебный материал

Находить в тексте ответ на заданный вопрос.

 

 

 

39

Разная природа вымысла. Фантазия и  мечта. Авторская сказка В.П.Катаев «Цветик семицветик»Ф.Галас «Мир наоборот».

Изучение нового материала.

Фронтальный

Осознание того, что есть безобидные, безвредные фантазии, которые являются плодом воображения и сродни художественным произведениям, и злой умысел, цель которого – извлечь из неправды пользу для себя или навредить другому.

Эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений

Сравнивать художественный и научно-популярный текст.

 

 

40

Разная природа вымысла. Фантазия и  мечта. Авторская сказка В.П.Катаев «Цветик семицветик».

Комбинированный .

Индивидуальный.

Знать, что данный отрывок – это целый мир, населённый своими персонажами, живущими по волшебным законам.

Соотносить авторов и названия произведений, созданных ими.

Оценивать результаты работы, организовывать самопроверку.

 

 

41

Характер героя, его портрет, поступок.В.П.Катаев «Цветик семицветик».

Комбинированный .

Фронтальный

Знать, что данный отрывок – это целый мир, населённый своими персонажами, живущими по волшебным законам

Уметь  замечать изменения в характерах и поступках героев и понимать причину тех изменений.

Умение выделять поступок как проявление характер . 

 

Менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи.

 

 

42

Автопортрет читателя Э.Мошковская «Я сперва была сосною», Е.Чеповецкий «Кто как ходит».

Комбинированный .

Фронтальный

Представление о жанровой специфике сказки, используя сравнительный анализ русской, европейской, авторской и народной сказок.

Умение сопоставлять поступки людей с поступками героев литературных произведений.

Ориентироваться в принятой системе учебных знаков.

 

 

43

Природа необычного, фантастического  в литературном  тексте. К.Бальмонт «У чудищ», Загадки.

Комбинированный .

Фронтальный

Определять природу   необычного  и  фантастического в литературном тексте.

Понимание значения чтения для себя и в жизни близких ребенку людей.

Выполнять учебные действия в устной речи и оценивать их.

 

 

 

44

Обобщающий урок по темам  IIIглавы. Тестовая работа. Авторская сказка и народная сказка, русская сказка и европейская сказка: сравнительный анализ читателя.

Изучение нового материала.

Индивидуальный.

Представление о жанровой специфике сказки, используя сравнительный анализ русской, европейской, авторской и народной сказок.

Эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений.

Участвовать в обсуждении плана выполнения заданий.

 

 

Идём по невиданным следам( 14часов)

45

Сказочный образ мира во вступлении к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»иЮ.П.Мориц «Песенка про сказку».

Комбинированный .

Фронтальный

Находить черты сходства и отличия «Сказки о рыбаке и рыбке» А. Пушкина и народных сказок на сходный сюжет, отметить выразительность поэтических образов и красоту  языка поэта.

Формировать положительное отношение к школе; интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте.

Познавательные: Читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части.

 

 

46

Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Комбинированный .

Фронтальный

Находить черты сходства и отличия «Сказки о рыбаке и рыбке» А. Пушкина и народных сказок на сходный сюжет, отметить выразительность поэтических образов и красоту  языка поэта.

Формировать Общее представление о мире некоторых профессий.

Адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника.

 

 

 

47

Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»      (продолжение).

Комбинированный .

Фронтальный

Представление о жанровой специфике сказки, используя сравнительный анализ русской, европейской, авторской и народной сказок.

Формировать умение сопоставлять поступки людей, в т.ч. и свои, с поступками героев литературных произведений.

Действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией.

 

 

48

 Сходство сюжетов сказок народов разных стран: русская народная сказка «Кузьма Скоробогатый»,Ш Перро «Кот в сапогах».

Изучение нового материала.

Фронтальный

Обнаруживать сохранение сюжетной основы и композиции структуры народной сказки в авторской сказке, отличия авторской и народной сказки.

Формировать понимание значения чтения

для себя и в жизни близких ребенку людей, восприятие уклада жизни своей семьи.

Следить за действиями других участников  в процессе коллективной творческой деятельности.

 

 

49

 Сходство сюжетов сказок народов разных стран: русская народная сказка «Кузьма Скоробогатый»,Ш Перро «Кот в сапогах»

(продолжение).

Изучение нового материала.

Фронтальный

Обнаруживать сохранение сюжетной основы и композиции структуры народной сказки в авторской сказке, отличия авторской и народной сказки.

Формировать чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи.

 

Адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника.

 

 

50

Красота и выразительность пушкинского стиха. А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета…».

Комбинированный.

Фронтальный

Отличать полнокровность поэтического образа зимы, созданного
А. Пушкиным, выразительный зрительный образ, наполненность картины зимы движением и звуками.

Формировать умение выделять поступок как проявление характера героя.

Выполнять учебные действия в устной речи и оценивать их;

 

Действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией.

 

 

51

Сравнительный анализ европейской сказки  с русской народной сказкой.

Комбинированный .

Фронтальный

Первичные исследовательские навыки: прояснение специфики художественного и научного текстов.

Формировать эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений.

 

Следить за действиями других участников  в процессе коллективной творческой деятельности.

 

 

52

Сказочные дорожки. Образы сказки, волшебства, ночи в стихотворении И.Сурикова «Всё темней, темней и тише…».

Изучение нового материала.

Фронтальный

Обнаруживать сохранение сюжетной основы и композиции структуры народной сказки в авторской сказке, отличия авторской и народной сказки.

Формировать чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи.

Участвовать в выразительном чтении по ролям

Уважать мнение собеседников.

 

 

53

Сказочные дорожки. Образы сказки, волшебства, ночи  в фрагменте сказки П.Ершова «Конёк горбунок».

Комбинированный.

Фронтальный

Представление  о природе «необычного», что необычное может быть миром «наоборот», когда нарушаются причинно-следственные связи, что оно может иметь сказочную природу.

Формировать понимание значения чтения

для себя и в жизни близких ребенку людей, восприятие уклада жизни своей семьи.

Уважать мнение собеседников

Участвовать в выразительном чтении по ролям.

 

 

54

Сказочные дорожки. Образы сказки, волшебства, ночи  в фрагменте сказки П.Ершова «Конёк горбунок».

Комбинированный.

Фронтальный

Формировать эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений.

Проявлять интерес к общению  групповой работе

Адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника.

 

 

55

Выявление жанровой специфики и эмоциональной(Лирической) тональности волшебной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». В.М.Васнецов «Алёнушка».

Изучение нового материала.

Фронтальный

Выявление некоторых закономерности сказочного жанра на примере русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Формировать чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи.

 

Менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи.

 

 

 

56

Три типа народных сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных. Бытовая сказка.(РНС «Мужик и медведь», Эвенкийская сказка «Медведь и охотник»).

Комбинированный.

Фронтальный

Представление о жанровой специфике сказки.
выявление разницы волшебной, бытовой сказок и сказки о животных.

Формировать понимание значения чтениядля себя и в жизни близких ребенку людей, восприятие уклада жизни своей семьи.

Обобщать и классифицировать учебный материал;

Находить в тексте ответ на заданный вопрос.

 

 

 

57

Годовой круг. Р.А.Кудашева «Зимняя песенка», В.Ю.Драгунский «Заколдованная буква».

Комбинированный .

Фронтальный групповой.

Располагать на годовом круге произведения Р.А.КудашевойВ.Ю.Драгунского.

эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений.

Оценивать результаты работы, организовывать самопроверку.

реализовывать потребность в общении со сверстниками.

 

 

 

58

Обобщающий урок по темам  IVглавы. Тестовая работа. Л.С.Друскин «Я сплю».

Комбинированный .

Индивидуальный.

Научится работать с учебником, произведением, определять литературные приёмы.

Соотносить авторов и названия произведений, созданных ими.

Сравнивать художественный и научно-популярный текст.

 

 

II часть

Кульминация! Вершина воображения (13 часов)

59

Поэтические тексты: авторские и народные (на примере загадок, стихотворений Е.Благининой и С. Есенина «Зима»).

Комбинированный .

Фронтальный

Выявить своеобразие авторской и народной поэзии на материале таких жанров, как загадка, скороговорка, лирическое стихотворение.

Формировать чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи.

 

Читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части.

 

 

60

Волшебная сказка: различаем два взгляда на один сюжет на примере русской народной сказки «Морозко» и сказки В. Одоевского «Мороз Иванович»

Комбинированный.

Фронтальный

Обнаруживать черты сходства народной и авторской сказок.

Формировать Общее представление о мире некоторых профессий.

Следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности и по необходимости вносить в нее коррективы.

 

 

61

Волшебная сказка: различаем два взгляда на один сюжет на примере русской народной сказки «Морозко» и сказки В. Одоевского «Мороз Иванович»(продолжение).

Комбинированный.

Фронтальный

Обнаруживать черты сходства народной и авторской сказок.

Формировать умение сопоставлять поступки людей, в т.ч. и свои, с поступками героев литературных произведений.

Принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения

Соотносить внешнюю оценку и самооценку.

 

 

62

Нравственные проблемы в  татарской  народной сказке «Три дочери».

Комбинированный .

Фронтальный

Выделять нравственные проблемы  в тексте, строить план произведения.

Формировать понимание значения чтения

для себя и в жизни близких ребенку людей, восприятие уклада жизни своей семьи.

Самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время.

 

 

63

Нравственные проблемы в  татарской  народной сказке «Три дочери».

Комбинированный .

Фронтальный

Составлять план произведения, по плану пересказ.

Формировать чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи.

 

Читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части.

 

 

 

64

Приём олицетворения. О.Вациетис «Подснежник», Б.М.Кустодиев «Масленица».

Изучение

нового

материала.

Фронтальный

Находить в произведениях приёмы олицетворения.

Формировать Общее представление о мире некоторых профессий.

Находить в тексте ответ на заданный вопрос; ориентироваться в содержании учебника.

 

 

65

Волшебная сказка: различаем два взгляда на один сюжет на примере русской народной сказки «Снегурочка» и  Даля «Снегурушка».

Комбинированный .

Фронтальный

Различать два взгляда на один сюжет.

 

Формировать умение сопоставлять поступки людей, в т.ч. и свои, с поступками героев литературных произведений.

Пользоваться словарями учебника, материалом хрестоматии.

 

 

66

Открываем тайны стихотворения

И.З.Суриков «Детство», Д.И.Хармс «Как Володя быстро под гору летел», Б.М.Кустодиев «Масленица».

Комбинированный.

Фронтальный

Составление представления о поэзии как об особом взгляде на мир, особом переживании мира (на материале стихотворения Б. Заходера).

Умение выделять поступок как проявление характера героя.

Формировать понимание значения чтения

для себя и в жизни близких ребенку людей, восприятие уклада жизни своей семьи.

 

 

67

Специфика авторской сказки (её отличие от народной) на примере сказок Л. Лагина «Старик Хоттабыч» и О. Пройслера «Маленькая Баба-Яга» , МС.Я.Бородицкая «Колдунье не колдуется».

Комбинированный.

Фронтальный

Составление представления о специфике жанра авторской сказки в её сравнении с народной сказкой

Умение сопоставлять поступки людей с поступками героев литературных произведений.

Формировать чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи.

 

 

 

68

Авторская сказка и черты народной  сказки в ней.Жанры живописи. А. Толстой «Золотой ключик,…», А.С.Кушнер «Что я узнал», И.Т.Хруцкий «Цветы и плоды».

Комбинированный .

Фронтальный

Выявить специфику авторской сказки (в её отличиях от народной).

Понимание значения чтения для себя и в жизни близких ребенку людей.

Формировать Общее представление о мире некоторых профессий.

 

 

69

Завязка, кульминация и развязка событий. Л.Н.Толстой «Акула».

Изучение

нового

материала.

Фронтальный

Выявить кульминационные моменты сюжета в произведении.

Чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе.

 

Формировать умение сопоставлять поступки людей, в т.ч. и свои, с поступками героев литературных произведений.

 

 

70

Завязка, кульминация и развязка событий. М.М.Пришвин «Глоток молока», «Осеннее утро».

Комбинированный .

Фронтальный

Выявить кульминационные моменты сюжета в произведении.

Эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений.

Формировать понимание значения чтения

для себя и в жизни близких ребенку людей, восприятие уклада жизни своей семьи.

 

 

71

Завязка, кульминация и развязка событий. Б.Житков «Рассказы о животных».

Комбинированный .

Фронтальный

Выявить кульминационные моменты сюжета в произведении

Уметь составлять план текста.

Интерес к содержанию доступных художественных произведений.

 

Соотносить авторов и названия произведений, созданных ими.

 

 

72

Обобщающий урок по темам  Vглавы. Тестовая работа. Л.В.Дьяконов «Щенок и снег».

Комбинированный .

Фронтальный

Представление о специфике жанра авторской сказки в её сравнении с народной сказкой

Выявить кульминационные моменты сюжета в произведении.

Положительное отношение к школе.

Формировать чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи.

 

 

 

Вперёд по дороге открытий (11 часов)

73

Сравнение поэтического и живописного образа. Э.Э.Мошковская «Дедушка Дерево», Г.А.Скребицкий  «Передышка»,А.И.Куинджи «Берёзовая роща».

Комбинированный.

Фронтальный

Сравнивать поэтические и живописные образы.

Интерес к содержанию доступных художественных произведений.

Формирование системы положительных мотивов, включая мотивы творческого самовыражения.

 

 

74

Годовой  круг «Весна на цыпочках крадётся». Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится…».

Комбинированный .

Фронтальный

Понять сложную природу дара поэта Ф.И.Тютчева и живописца И. Шишкина: совмещение в одном лице каждого из творцов художника и учёного – знатока природы.

Эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений.

Формирование позитивной самооценки и самоуважения.

 

 

75

Может ли художник быть учёным: сложный авторский взгляд на мир. В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».

Комбинированный .

Фронтальный

Понять сложную природу дара писателя В. Бианки и живописца И. Шишкина: совмещение в одном лице каждого из творцов художника и учёного – знатока природы.

Умение выделять поступок как проявление характера героя.

 

Соотносить авторов и названия произведений, созданных ими.

 

 

76

Может ли художник быть учёным: сложный авторский взгляд на мир. В. Бианки «Муравейник зашевелился», С.А.Махотин «Жук», С.Чёрный «Песня мухи», И.Шишкин «Утро в сосновом бору», Ф.П.Толстой «Жук на ветке розы».

Комбинированный .

Фронтальный

Понять сложную природу дара писателя В. Бианки и живописца И. Шишкина: совмещение в одном лице каждого из творцов художника и учёного – знатока природы.

Умение выделять поступок как проявление характера героя.

 

Формировать чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи.

 

 

 

77

Нравственные проблемы.  К.Д.Ушинский«Играющие собаки».

Комбинированный .

Фронтальный

Выделять разные сюжетные линии в тексте рассказа.

Формировать основы для эмоционального переживания художественного текста.

Формирование системы положительных мотивов, включая мотивы творческого самовыражения.

 

 

78

Нравственные проблемы.  Л. Муур «Крошка Енот».

Комбинированный .

Фронтальный

Выделять разные сюжетные линии в тексте рассказа.

Умение выделять поступок как проявление характера героя.

 

Формирование позитивной самооценки и самоуважения.

 

 

79

Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. Потешка.  Д. Н. Мамин-Сибиряк«Сказка про храброго Зайца»,

Комбинированный .

Фронтальный

Отмечать черты, свойственные только авторской сказке, сходство и различие авторской и народной сказок .

Принимать алгоритм выполнения учебной задачи.

 

Соотносить авторов и названия произведений, созданных ими.

 

 

80

Авторская поэзия: обращение к фольклору на примере поэзии Саши Чёрного, Агнии Барто, А.А.Усачёва «Самый лучший день», Э.Н.Успенского и малых жанров фольклора.

Комбинированный .

Фронтальный

Проследить связь авторской поэзии с малыми жанрами фольклора.

Знать малые жанры фольклора.

Менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи.

Формировать чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи.

 

 

 

81

Специфика авторской сказки в её отличии от народной.  Л. Петрушевская  «Кот, который умел петь»).

Комбинированный .

Фронтальный

Выявить специфику авторской сказки (в её отличиях от народной).

оценивать результаты работы, организовывать самопроверку.

Формировать Общее представление о мире некоторых профессий.

 

 

82

Специфика авторской сказки в её отличии от народной .Л.С.Петрушевская «Все непонятливые».

Комбинированный .

Фронтальный

Выявить специфику авторской сказки (в её отличиях от народной).

Выполнять учебные действия в устной речи и оценивать их.

Формировать умение сопоставлять поступки людей, в т.ч. и свои, с поступками героев литературных произведений.

 

 

83

Обобщающий урок по темам  VIглавы. Тестовая работа.

Комбинированный .

Фронтальный групповой

Научиться работать с книгой и текстом.

Ориентироваться в принятой системе учебных знаков.

Формировать понимание значения чтения

для себя и в жизни близких ребенку людей, восприятие уклада жизнисвоей семьи.

 

 

Развязка. Распутанные тайны ( 9 часов)

84

Специфика работы с жанром рассказа. Н. Носов  «Мишкина каша».

Комбинированный

Фронтальный

Умение чувствовать общий эмоциональный тон произведения, различать особенности самого жанра, выявлять характер героя.

Участвовать в обсуждении плана выполнения заданий.

Формировать чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи.

 

 

 

85

Специфика работы с жанром рассказа. Н. Носов «Мишкина каша»(продолжение).

Комбинированный .

Фронтальный

Чувствовать общий эмоциональный тон произведения, различать особенности самого жанра (достоверность событий, подлинность переживаний), выявлять характер героя.

Участвовать в диалоге. Анализировать произведение живописи, составлять небольшой Участвовать в диалоге. Делить рассказ на смысловые части, выделять завязку, кульминацию, развязку, меняя интонацию, темп чтения. рассказ, рассуждение.

Участвовать в диалоге. Делить рассказ на смысловые части, выделять завязку, кульминацию, развязку, меняя интонацию, темп чтения.

 

 

86

Работа над жанром рассказа.  Н. Носов «Заплатка», Тим Собакин «Дело и мастер».

Комбинированный .

Фронтальный

Ориентироваться в развитии сюжета рассказаДолжны знать, что текст личностно значим для читателя.

Формирование системы положительных мотивов, включая мотивы творческого самовыражения.

Участвовать в диалоге. Анализировать произведение живописи, составлять небольшой рассказ, рассуждение.

 

 

87

Поэзия как особое переживание мира: что нужно, чтобы стать поэтом. Н. Носов «Как Незнайка сочинял стихи».

Комбинированный.

Фронтальный

Иметь представление о поэзии как об

особом взгляде на мир, особом переживании мира.
Выделять содержательность приёмов контраста и олицетворения.

Формирование позитивной самооценки и самоуважения.

Участвовать в диалоге. Анализировать произведение живописи, составлять небольшой рассказ, рассуждение.

 

 

88

Поэтический образ и средства его создания.О.О.Дриз «Как сделать утро волшебным», Н. Рыленков «После дождя».

Комбинированный .

Фронтальный

Выявить приём создания  поэтического образа.

Понимать средства авторской оценки героя. Оценивать литературного героя по его поступкам.

Участвовать в диалоге. Делить рассказ на смысловые части, выделять завязку, кульминацию, развязку, меняя интонацию, темп чтения.

 

 

89

Поэтический образ и средства его создания. С.Г.Козлов «»В небе туча хмурится ,Н.И.Рыленков «После Дождя».

Комбинированный .

Фронтальный

Выявить приём создания  поэтического образа.

Формировать чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи.

 

Участвовать в диалоге. Анализировать произведение живописи, составлять небольшой рассказ, рассуждение.

 

 

90

Чудесные открытия. Дж.Родари «Отчего идёт дождь». Р.Киплинг «Откуда взялись бронненосцы» И.М.Пивоварова «Мы пошли в театр».

Комбинированный .

Фронтальный

Знание о различных вариантах творческих открытий в литературе, ценности творческого воображения поэта, который умеет придумывать фантастические образы.

Формирование системы положительных мотивов, включая мотивы творческого самовыражения.

Участвовать в диалоге. Делить рассказ на смысловые части, выделять завязку, кульминацию, развязку, меняя интонацию, темп чтения.

 

 

91

Чудесные открытия И.М.Пивоварова «Мы пошли в театр».

Комбинированный .

Фронтальный

Знание о различных вариантах творческих открытий в литературе, ценности творческого воображения поэта, который умеет придумывать фантастические образы.

Формирование позитивной самооценки и самоуважения.

Участвовать в диалоге. Делить рассказ на смысловые части, выделять завязку, кульминацию, развязку, меняя интонацию, темп чтения.

 

 

92

Обобщающий урок по темам VIIглавы. Тестовая работа.

Комбинированный .

Индивидуальный.

Научится работать с книгой и текстом.

 

Определять настроение произведений, понимать многообразие художественных средств.

 

 

Заключение, или счастливые минуты с книгой.

93

Исследуем характеры мальчиков и девочек. С.Я.Маршак «О мальчиках и девочках», В.В.Лунин«Грусть»,Э.Н.Успенский «Если был бы я девчокой», З.Е.Серебрякова «За завтраком».

Комбинированный .

Фронтальный

Умение исследовать характеры  героев литературных произведений.

Формировать чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи.

 

Участвовать в диалоге. Анализировать произведение живописи, составлять небольшой рассказ, рассуждение.

 

 

94

Исследуем характеры мальчиков и девочек. С.Я.Маршак «О мальчиках и девочках», .В.Лунин«Грусть», Э.Н.Успенский «Если был бы я девчокой»,   З.Е.Серебрякова «За завтраком».

Комбинированный .

Фронтальный

Исследовать характеры  героев литературных произведений.

Понимать средства авторской оценки героя. Оценивать литературного героя по его поступкам.

Участвовать в диалоге. Делить рассказ на смысловые части, выделять завязку, кульминацию, развязку, меняя интонацию, темп чтения.

 

 

95

Закон смешного в поэзии  и прозе.  В. Драгунский «Кот в сапогах» .

Комбинированный .

Фронтальный

Исследовать характеры  героев литературных произведений.

Формирование системы положительных мотивов, включая мотивы творческого самовыражения.

Участвовать в диалоге. Анализировать произведение живописи, составлять небольшой рассказ, рассуждение.

 

 

96

Страницы истории в произведениях А.Смирнова «Кто был на войне»,  В.Д.Берестова «Мир».

Комбинированный .

Фронтальный

Выделять разные сюжетные линии в тексте рассказа, исторические события, описанные в рассказе.

Формирование позитивной самооценки и самоуважения.

Определять настроение произведений, понимать многообразие художественных средств.

 

 

97

Работа с жанром рассказа: формирование гражданского сознания школьников на примере рассказа  А. Гайдара «Чук и Гек».  (I часть)

Комбинированный .

Фронтальный

Воссоздавать возраст и характер героев рассказа по проявлениям и деталям,; проводить сравнительный анализ себя с героями произведения.

Понимать средства авторской оценки героя. Оценивать литературного героя по его поступкам.

Участвовать в диалоге. Делить рассказ на смысловые части, выделять завязку, кульминацию, развязку, меняя интонацию, темп чтения.

 

 

98

Работа с жанром рассказа: формирование гражданского сознания школьников на примере рассказа А. Гайдара «Чук и Гек». (IIчасть)

Комбинированный .

Фронтальный

Выделять разные сюжетные линии в тексте рассказа, исторические события, описанные в рассказе.

Формировать чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи.

 

Участвовать в диалоге. Делить рассказ на смысловые части, выделять завязку, кульминацию, развязку, меняя интонацию, темп чтения.

 

 

99

Работа с жанром рассказа: формирование гражданского сознания школьников на примере рассказа А. Гайдара «Чук и Гек». (IIIчасть)

Комбинированный .

Фронтальный

Воссоздавать возраст и характер героев рассказа по проявлениям и деталям, отслеживать развитие их характера; проводить сравнительный анализ себя с героями произведения.

Формирование системы положительных мотивов, включая мотивы творческого самовыражения.

Участвовать в диалоге. Анализировать произведение живописи, составлять небольшой рассказ, рассуждение.

 

 

100

Работа с жанром рассказа: формирование гражданского сознания школьников на примере рассказа А. Гайдара «Чук и Гек». (IVчасть)

Комбинированный .

Фронтальный

Воссоздавать возраст и характер героев рассказа по проявлениям и деталям, отслеживать развитие их характера; проводить сравнительный анализ себя с героями произведения.

Формирование позитивной самооценки и самоуважения.

Участвовать в диалоге. Делить рассказ на смысловые части, выделять завязку, кульминацию, развязку, меняя интонацию, темп чтения.

 

 

101

Работа с жанром рассказа: формирование гражданского сознания школьников на примере рассказа А. Гайдара «Чук и Гек». (Vчасть)

Комбинированный .

Фронтальный

Проводить сравнительный анализ себя с героями произведения.

Участвовать в диалоге. Делить рассказ на смысловые части, выделять завязку, кульминацию, развязку, меняя интонацию, темп чтения.

Участвовать в диалоге. Делить рассказ на смысловые части, выделять завязку, кульминацию, развязку, меняя интонацию, темп чтения.

 

 

102

Обобщающий урок по темам VIIIглавы. Тестовая работа.

Комбинированный .

Фронтальный индивидуальный

Научится работать с книгой и текстом, находить нужную информацию.

Понимать средства авторской оценки героя. Оценивать литературного героя по его поступкам.

Участвовать в диалоге. Анализировать произведение живописи, составлять небольшой рассказ, рассуждение.

 

 

103

Урок путешествие «Истоки русской литературы».

Комбинированный .

Фронтальный групповой

Исследовать характеры  героев литературных произведений. Выделять в тексте литературные приёмы.

Формирование системы положительных мотивов, включая мотивы творческого самовыражения.

Участвовать в диалоге. Делить рассказ на смысловые части, выделять завязку, кульминацию, развязку, меняя интонацию, темп чтения.

 

 

104

Праздник «По тропе сказок».

Комбинированный .

Фронтальный групповой

Исследовать характеры  героев литературных произведений.

Выделять в тексте литературные приёмы.

Формирование позитивной самооценки и самоуважения.

Понимать средства авторской оценки героя. Оценивать литературного героя по его поступкам.

 

 

105

Игра путешествие в прошлое «Вдоль по улице».

Комбинированный .

Фронтальный групповой

Исследовать характеры  героев литературных произведений.

Участвовать в диалоге. Делить рассказ на смысловые части, выделять завязку, кульминацию, развязку, меняя интонацию, темп чтения.

Участвовать в диалоге. Делить рассказ на смысловые части, выделять завязку, кульминацию, развязку, меняя интонацию, темп чтения.

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Презентация к уроку Окружающего мира "Жить здорово""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист контроля качества

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 812 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 20.08.2020 152
    • DOCX 115.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Гущина Мадина Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Гущина Мадина Ивановна
    Гущина Мадина Ивановна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 75394
    • Всего материалов: 217

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Каллиграфия. Искусство красивого почерка

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1469 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 794 человека

Курс повышения квалификации

Ресурсы библиотерапии в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 49 человек
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Особенности реализации ФГОС НОО для слепых и слабовидящих детей

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 27 человек

Мини-курс

Финансовые аспекты и ценности: концепции ответственного инвестирования

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление коммуникациями в кризисных ситуациях

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные подходы к духовно-нравственному воспитанию дошкольников

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 13 человек