Главная / Начальные классы / Презентация к уроку Окружающего мира "Жить здорово"

Презентация к уроку Окружающего мира "Жить здорово"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №31 с углубленным изучением отдельных предметов» НМР РТ


«Рассмотрено»

«Согласовано»

«Утверждено»

Руководитель МО

Заместитель директора школы по ВР

Директор школы

__________________Губернаторова Е.А

___________________Закирова Э.Ф.

_______________Галиахметов Р.Г.

Протокол № от « » 2014 г.

« » 2014 г.

Приказ № от « » 2014г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учителя высшей квалификационной категории

Основиной Ларисы Юрьевны

по предмету «Литературное чтение»

2«Г» класс.

Базовый уровень


Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

протокол №____от « »_______2014г.


г. Нижнекамск

2014 – 2015 учебный год.



Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе нормативных документов:

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2009 год. Приказ МОиН  РФ от 06.10.2009  № 373  «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Приказ от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации   от 6 октября 2009 г. № 373».

- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. (Стандарты второго поколения). - М.: «Просвещение», 2011 год.

- Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова/ Сост. Н.В. Нечаева, С В. Бухалова.- Самара: Издательство «Учебная литература», 2011.

-Приказ МОиН РФ от 1.02.2012 г. №74 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации,реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312"

- Приказ МОиН РТ №4154/12 от 09.07.2012г. «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального общего и основного общего образования»

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, на 2014/2015 учебный год - учебный план МБОУ «СОШ № 31» НМР РТ на 2014 - 2015 учебный год.

- Положение о составлении рабочей программы МБОУ «СОШ №31»



Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.


Рабочая программа составлена в полном соответствии с государственным стандартом и обязательным минимумом содержания по литературному чтению.

Рабочая программа учитывает профильное направление МБОУ «СОШ №31» (школа МЧС), поэтому особое внимание уделяется достижению таких целей, как воспитание патриотизма и гражданской ответственности.

Рабочая программа рассчитана на 105 часов, из расчёта 3 часа в неделю. Тематическое планирование разработано в соответствии с УМК системы Л.В.Занкова и ориентировано на использование учебника «Литературное чтение»,2 класс, автор В.Ю.Свиридова.

Рабочая программа составлена с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся 2 «г» класса.В классе средний уровень мотивации к изучению литературного чтения..

Изучение литературного чтения в 2 классе направлено на достижение следующих целей:

-расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях;

- воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров;

-обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению и потребности в нем;

- создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе знакомства с литературоведческими понятиями и практического освоения приемов художественной выразительности;

-развитие разнообразных речевых умений школьников, связанных с процессами:

- восприятия художественных произведений (умений осмысленного слушания и чтения);

- их интерпретации (умений устного и письменного высказывания по поводу литературных произведений; освоение разных жанров высказывания);

- собственного творчества (умений устного и письменного высказывания на свободную тему).


Задачикурса:

- Расширениепредставлений детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, человеческихотношениях, духовно-нравственных и эстетических ценностях;

- Развитиеотношения к литературе как явлению национальной и мировой культуры;

-Созданиеусловий для постижения школьниками многоплановости словесного художественногообраза;

-Развитееречевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия, интерпретации,анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов,собственного творчества.























Планируемыерезультаты


ЛичностныеУУД

У обучающегося будутсформированы:

·- Положительноеотношение к школе;

· Интереск содержанию доступных художественных произведений;

· Умениевыделять поступок как проявление характера героя;

· Эмоциональноеотношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературныхпроизведений;

· Чувствадоброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству идружбе;

· Пониманиезначения чтения для себя и в жизни близких ребенку людей;

· Умениесопоставлять поступки людей с поступками героев литературных произведений;

· Общеепредставление о мире некоторых профессий.

Обучающийсяполучит возможность для формирования:

· Интересак школьному содержанию занятий;

· Интересак слову, родному языку;

· Первоначальнойосновы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанномухудожественному тексту;

· Уменияпередавать свое эмоциональное отношение к произведению;

· Начальныхпредставлений о культурных традициях своего народа;

· Чувстваответственности за мир животных;

· Понятий о дружбе и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.


Регулятивные УУ

Обучающийся научится:

· Принимать алгоритм выполнения учебной задачи;

· Участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;

· Ориентироваться в принятой системе учебных знаков

· Выполнять учебные действия в устной речи и оценивать их;

· Оценивать результаты работы, организовывать самопроверку;

· Менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи

Обучающийся получит возможность научиться:

· Работать в соответствии с алгоритмом, планировать и контролировать этапы своей работы;

· Корректировать выполнение задания на основе понимания его смысла;

· Соотносит внешнюю оценку и самооценку;

· Самостоятельно работать с учебником и хрестоматией во внеурочное время;

Осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала.


Познавательные УУД

Обучающийся научится:

· Читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;

· Сравнивать художественный и научно-популярный текст;

· Обобщать и классифицировать учебный материал;

· Находить в тексте ответ на заданный вопрос;

· На первоначальном уровне анализировать доступные художественные тексты;

· Ориентироваться в содержании учебника;

· Пользоваться словарями учебника, материалом хрестоматии.

Обучающийся получит возможность научиться:

· Понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения

· Осознавать роль названия произведения;

· Понимать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения;

· Видеть отличия народного и авторского текста;

· Подбирать синонимы и антонимы к словам из текста;

· Подбирать слова-определения для характеристики героев;

· Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

· Сочинять небольшие тексты на заданную тему.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

· Реализовывать потребность в общении со сверстниками;

· Проявлять интерес к общению групповой работе;

· Адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника;

· Уважать мнение собеседников;

· Участвовать в выразительном чтении по ролям;

· Следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности;

· Действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией

Обучающийся получит возможность научиться:

· Корректировать действия участников коллективной творческой деятельности;

· Ориентироваться в нравственном содержании понятий: дружба, дружеские отношения, семейные отношения, близкие родственники;

· Понимать и учитывать коммуникативную позицию взрослых собеседников;

· Понимать контекстную речь взрослых;

· Высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию.


Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Обучающийся научится:

· Читать целыми словами вслух и про себя в удобном для него темпе; понимать содержание текста, находить в тексте отрывки по заданию;

· Читать наизусть стихотворения разных авторов;

· Эмоционально воспринимать произведения разных жанров и видов;

· Называть заглавия и рассказывать содержание произведений любимого автора;

· Выделять главную мысль прочитанного произведения; пересказывать текст, формулировать несложные выводы;

· Строить высказывание по образцу;

· Отвечать на вопросы по содержанию картины художника, соотносить его с содержанием текста;

· Находить в тексте с помощью учителя простые средства изображения и выражения чувств героя;

· Понимать средства авторской оценки героя;

· Оценивать литературного героя по его поступкам;

· Составлять описание природы, предметов.

Обучающийся получит возможность научиться:

· Отличать искусство от науки;

· Представлять сходство и различие литературы и других видов искусства;

· Определять тему произведения;

· Пересказывать текст подробно и выборочно;

· Сочинять устные рассказы и небольшие тексты на заданную тему;

· Осознавать особенности интерпретации литературных произведений в театре и кино;

· Воспринимать поэзию как особый взгляд на мир;

· Осознавать наличие художественного вымысла в произведении;

· Узнавать традиционные выразительные средства фольклора;

· Определять тональность и характер произведения.


Круг детского чтения

Обучающийся научится:

· Ориентироватьсяв книге по оглавлению, находить форзац, главы учебника;

· Выделятьосновную тему произведений, использовать понятия: сюжет, герои, персонажи,образ, эпизод, репродукция, эпиграф;

· Ориентироватьсяв заданиях учебника по значкам;

· Пользоватьсясловарем учебника и справочной литературой;

· Дополнительнознакомиться с произведениям в хрестоматии;

· Представлятьтематическое разнообразие литературы разных времен и народов.

Обучающийсяполучит возможность научиться:

· Различатьтематику книг;

· Ориентироватьсяв мире детской литературы;

· Определятьособенности произведений зарубежной литературы;

· Рассказыватьо прочитанных самостоятельно произведениях;

· Ориентироватьсяв публичной библиотеке;

· Называтьодно периодическое детское литературно-художественное издание.

Литературоведческая пропедевтика

Обучающийсянаучится:

· Различатьдиалогический и монологический характер произведения;

· Различатьособенности построения малых фольклорных жанров;

· Узнаватьособенности народной сказки;

· Пониматьособенности жанра рассказа;

· Различатьжанры авторской прозы;

· Пересказыватьсюжет, находить элементы сюжета;

· Узнаватьизобразительно-выразительные средства литературного языка

· Различатьвиды рифмовки, придумывать точную рифму.

Обучающийсяполучит возможность научиться

· Восприниматьи оценивать эмоциональный тон художественного текста;

· Пониматьюмор. Насмешку, иронию;

· Различатьточку зрения героя и автора на событие;

· Анализироватьсистему героев и событий произведения;

· Пользоватьсявыразительными средствами при рассказе о героях и событиях;

· Находитьнеточные рифмы

· Воспринимать изобразительные возможности ритма

Творческая деятельность учащихся

Обучающийсянаучится:

· Восприниматьэмоциональное содержание художественных текстов;

· Выразительночитать по ролям;

· Придумыватьточную рифму;

· Сочинятьустное рассуждение на свободную тему;

· Подбирать,создавать иллюстрации к произведению;

· Озаглавливатьпроизведение и его части.

Обучающийсяполучит возможность научиться:

· Осознанноиспользовать при выразительном чтении паузы, логические ударения, выбирать темп речи;

· Подбиратьточное и выразительное слово в соответствии с задачей высказывания;

· Пересказыватьнебольшие тексты с творческой задачей;

· Сочинятьустные тексты на заданную тему, передавая собственное отношение кизображаемому;

· Сочинятьустно и письменно произведения разных жанров по образцу












Содержание учебного материала.


Литература - вид искусства. Другие виды искусства: живопись, музыка. Отличие искусства от науки. Отличие литературы от других видов искусства.

Отличие художественного текста от научного (наличие сюжета - развития действия - в художественном тексте; выражение авторского отношения к описываемым событиям в художественном тексте; использование художественных приемов ДЛЯ создания образа в художественном тексте).

Народное творчество. Волшебная сказка. Особенности построения волшебной сказки. Противостояние земного и волшебного мира. Некоторые черты древнего восприятия мира, отражающиеся в волшебной сказке (возможность превращения человека в животное, растение, явление природы).

Бытовая сказка. «Мужик и медведь». Самые древние герои бытовой сказки (люди и животные). Самые древние сюжеты бытовых сказок (проясняют причины конфликта или дружбы между человеком и животным). Смысл бытовой сказки, действующими лицами которой является человек и зверь: показать преимущество человека (зверь сильнее физически, но человек умнее и хитрее, поэтому и побеждает).

Сказки о животных. Сказка о животных, где автор (Р. Киплинг) использует самые древние сюжеты (объясняющие происхождение животных и особенности их внешнего вида). Сказка о животных, где автор (Д. Мамин-Сибиряк) использует сюжет народной сказки о животных, но награждает животных разнообразным эмоциональным миром и проявляет авторское отношение к происходящему. Сказка о животных, где автор (В. Бианки) использует законы построения древней сказки и одновременно свои научные знания в области биологии. Сказка о животных, где автор (с. Козлов) использует сюжет народной сказки и древнюю композицию, но посвящает сказку внутреннему миру своего героя. Сказка о животных, где автор (Л. Муур, Л. Петрушевская), используя композицию волшебной сказки, ставит и решает современные нравственные проблемы (ценности живого общения и хорошего отношения друг к другу).

Авторская литература. Волшебная сказка в стихах и ее связь с народной сказкой (А. Пушкин). Использование сюжетов народных сказок (о рыбаке и его жене; о мертвой царевне). Использование композиционных особенностей народной сказки (троекратные повторы, цепочка событий), использование особого ритма, характерного для народного творчества (повтор речевых конструкций и слов), использование сюжетных линий, характерных для народных волшебных сказок. Два мира: земной и волшебный; волшебный помощник, волшебный цвет и волшебное число. Неповторимая красота авторского языка.

Волшебная сказка зарубежных писателей (Ш. Перро). Использования сюжета и композиционных особенностей народной волшебной сказки. Два мира: земной и волшебный; волшебный помощник и волшебное число. Единые законы разворачивания сюжета в волшебных сказках. Типичность завязки, кульминации-развязки. Бродячие сюжеты в сказках народов мира. Сложность и распространенность авторского языка.

Волшебная сказочная повесть (отрывки:А. Толстой, Л. Лагин, О. Пройслер). Сосуществование двух жанров: волшебной сказки и рассказа.

Жанр рассказа (Л. Толстой, А. Гайдар, К. Паустовский, Л. Пантелеев, Н. Носов, В. Драгунский). Жанровые особенности: жизненность изображаемых событий; достоверность и актуальность рассматриваемых нравственных проблем; возможность вымысла. Нравственная коллизия, определяющая смысл рассказа. Роль названия и композиции рассказа в выражении его смысла. Герои рассказов, их портреты и характеры, выраженные через поступки и речь; мир ценностей героев. Авторская позиция в рассказе: способы выражения отношения к героям.

Поэзия. Представление о поэтическом восприятии мира как о восприятии, помогающем обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений.

Способность поэзии создавать фантастические и юмористические образы. Способность поэзии выражать самые важные переживания: красоты окружающего мира, дружбы, любви.

Представление о том, что для Поэта природа - живая: обнаружение в стихотворении образов-олицетворений. Представление о важности в создании художественного образа таких поэтических приемов, как сравнение, звукопись, контраст, гипербола, эпитет (называем его «определением»). Использование авторской поэзией жанровых и композиционных особенностей народной поэзии: скороговорки (Е. Благинина), считалки (Ю. Тувим), колыбельной и потешки (Саша Черный), кумулятивной сказки (Д. Хармс), народной песни (И. Суриков); создание сказочной картины мира средствами поэзии (А. Пушкин, К. Бальмонт, И. Суриков). Практическое освоение простейших видов художественных приемов: сравнения, гиперболы (называем ее преувеличением), контраста, олицетворения.

Представление о том, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в поэтических текстах, но и в прозе (с. Козлов).

Лента времени. Продолжение работы с лентой времени. Помещение на ленту времени имен писателей и поэтов; произведений фольклора и авторской литературы.

Литература вокруг нас. Создание условий для выхода младших школьников за рамки Учебника: привлечение текстов Хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотеки к работе на уроках. Знакомство с детскими журналами и другими периодическими изданиями, словарями и справочниками.

Навыки чтения и слушания. Дальнейшее развитие навыков слушания на основе целенаправленного восприятия элементов формы и содержания литературного произведения. Развитие навыков чтения и говорения на основе эмоциональной передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту. Дальнейшее формирование навыков свободного высказывания в устной и письменной форме.

КРУГ ЧТЕНИЯ:

Малые жанры фольклора; малые жанры авторской литературы. Русские и зарубежные народные и авторские сказки

«Мужик и медведь», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «У страха глаза велики», «Мороз, ветер и солнце», «Морозко», «Волшебное кольцо», «Кузьма Скоробогатый», «Кот, петух и лиса», «Кот и лиса»;

Ш. Перро «Кот в сапогах», «Спящая красавица», «Мальчик–с -пальчик»; братья Гримм «В стране небывалой», «Сказка о рыбаке и его жене»,«Храбрый портной»;Г.Х. Андерсен «Огниво».

В. Шекспир «Сон в летнюю ночь» (в адаптированном пересказе);Л. Толстой «Липунюшка », В. Одоевский «Мороз Иванович», Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца», А. Пушкин «У Лукоморья», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне», П. Ершов «Конек-горбунок».


Классики русской литературы

А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, А. Майков, И. Суриков, И. Бунин, К. Бальмонт, М. Цветаева, С. Есенин.

В. Даль «Старик-годовик», К. Ушинский Рассказы, Л. Толстой «Прыжок», «Лев и собачка», «Акула».

Современные русские и зарубежные писатели и поэты

М. Исаковский, Д.Кедрин, Л. Друскин, Н. Рыленков; К. Чуковский, С. Маршак, С. Черный, ДХармс, С. Михалков, Б. Заходер, А. Барто, в. Берестов, И. Токмакова, Т. Белозеров, Е. Благинина, Н. Орлова, Р. Сеф, Г. Сапгир, Ю. Мориц, И. Пивоварова, Г. Остер, Т. Собакин, в. Шленский, Т. Биркун, Н. Ламм,Э. Успенский.

А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино», В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил», М. Пришвин Рассказы, К. Паустовский «Растрепанный воробей », И. Акимушкин «Природа чудесница», А. Гайдар «Чук и Гек», Л. Пантелеев «Честное слово»; Н. Носов «Мишкина каша», «Заплатка», «Фантазеры», «Живая шляпа», «Приключения НезнаЙки»;·В. Драгунский «Что я люблю», «Что любит Мишка», «Заколдованная буква», «Сверху вниз, наискосок!»; О. Кургузов «Рассказы маленького мальчика», В. Катаев «Цветик-семицветик», Д. Нагишкин «Айага», Ф. Кривин Сказки, С. Козлов Сказки, Л. Петрушевская Сказки, Г. Корнилова «Наш знакомый Бумчик», Е. Чеповецкий «Непоседа, Мякиш и Нетак»;

П. Неруда; Ю. Тувим, Дж. Чиарди, Н. Мушкудиани, Ф. Галас Стихи; Э. Нийт «Сказка о каменном короле»;

Л. Муур «Крошка Енот», Д.Биссет «Беседы с тигром», О. Пройслер «Маленькая Баба Яга», «Маленький Водяной»,Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка», «Откуда взялись броненосцы», «Слоненок», Дж. Родари «Сказки по телефону», «Приключения Чиполлино».

Японские трехстишия


Дополнительная литература

Русские народные сказки: «По щучьему велению», «Царевна-лягушка»; П. Бажов «Серебряное копытце»; братья Гримм «Три брата»; Р. Киплинг «Маугли», Дж. Родари «Приключения голубой стрелы», А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»; Б. Житков «Рассказы о животных»; Э. Шим, С. Баруздин, Г. Скребицкий, Б. Никольский, Л. Воронков Рассказы;Г. Снегирев «Чембулак», Ю. Коваль «Алый», В. Чаплина «Крылатый будильник», «Мушка», Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот», С. Прокофьева «Ученик волшебника», В. Губарев «Королевство кривых зеркал», г. Остер «Бабушка Удава», Л. Лагин «Старик Хоттабыч».


Изучение литературного чтения в 2 классе направлено на достижение следующих целей:

расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях;

воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров;

обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению и потребности
в нем;

создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе знакомства с литературоведческими понятиями и практического освоения приемов художественной выразительности;

развитие разнообразных речевых умений школьников, связанных с процессами:

- восприятия художественных произведений (умений осмысленного слушания и чтения);

- их интерпретации (умений устного и письменного высказывания по поводу литературных произведений; освоение разных жанров высказывания);

- собственного творчества (умений устного и письменного высказывания на свободную тему).




















Учебно-методическое обеспечение


Свиридова, В. Ю. Литературное чтение : учебник для 2 класса : в 2 ч. / В. Ю. Свиридова, Н. А. Чуракова. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Фёдоров», 2012.



































Календарно- тематическое планирование


п/п

Тема урока

Тип урока

Формы контроля

Планируемые результаты

Дата проведения

Предметные

Личностные

Метапредметные

План

Факт

Часть I

Вступление, или Детективное начало (12 часов)

1

Характер литературного героя в рассказе В. Драгунского «Что я люблю».

Изучение нового материала.

Фронтальный

Видеть контраст и понимать смысл его использования в художественном произведении.


Умение выделять поступок как проявление характер.


Понимать значимость композиционной организации и художественного языка литературного текста (рассказа и стихотворения) как средств художественной выразительности.



2

Характер литературного героя в рассказе В. Драгунского «Что любит Мишка».

Изучение нового материала.

Фронтальный

Читать целыми словами вслух и про себя в удобном для него темпе; понимать содержание текста, находить в тексте отрывки по заданию.

Умение сопоставлять поступки людей с поступками героев литературных произведений.

Работать в соответствии с алгоритмом, планировать и контролировать этапы своей работы.




3

Характер литературного героя в рассказе В. Драгунского «Что любит Мишка».

Комбинированный.

Индивидуальный.

Понимать средства авторской оценки героя;

Оценивать литературного героя по его поступкам.


Понимание значения чтения для себя и в жизни близких ребенку людей.

Корректировать выполнение задания на основе понимания его смысла.



4

Характер литературного героя в стихотворении И. Токмаковой «Мне грустно – я лежу больной…».

Изучение нового материала.

Фронтальный

Находить в тексте с помощью учителя простые средства изображения и выражения чувств героя.

Чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе.

Соотносит внешнюю оценку и самооценку.



5

Контраст как художественный приём в поэзии в стихотворении Б. Заходера«О границах поэтического творчества».

Изучение нового материала.

Фронтальный

Выделять главную мысль прочитанного произведения; пересказывать текст, формулировать несложные выводы;

Строить высказывание по образцу.


Интерес к содержанию доступных художественных произведений.


Самостоятельно работать с учебником и хрестоматией во внеурочное время.



6

Годовой круг: взгляд поэта и взгляд исследователя.

К.Д. Ушинский «Четыре желания».

Изучение нового материала.

Индивидуальный.

Показать сходство и различие подходов к кругу времён года как к поэтическому образу и как к схеме, выражающей временные и природные закономерности.

Эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений.

Осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала.



7

Годовой круг: взгляд поэта и взгляд исследователя. А.А.Усачёв«Первое сентября», Д.Б.Кедрин «Скинуло кафтан зелёный лето».

Комбинированный .

Групповой.

Показать сходство и различие подходов к кругу времён года как к поэтическому образу и как к схеме, выражающей временные и природные закономерности.

Уметь анализировать язык разных видов искусства: литературы, живописи и музыки.

Выделять основную тему произведений, использовать понятия: сюжет, герои, персонажи, образ, эпизод, репродукция, эпиграф.

.




8

Сравнительный анализ научного и художественного текстов на примере энциклопедической статьи и произведения М. Пришвина.

Комбинированный .

Фронтальный

Выявить главные особенности научного и художественного текста на материале рассказа «Осеннее утро» М. Пришвина, отрывка из словаря, стихотворения В. Друка «Роман».

Общее представление о мире некоторых профессий.


Дополнительно знакомиться с произведениям в хрестоматии.



9

Образ ночи в поэзии, живописи и музыке. А. Пушкин «Тиха украинская ночь»;.Бетховен «Лунная соната»; А.Куинджи «Лунная ночь на Днепре».

Изучение нового материала.

Фронтальный

Читать наизусть стихотворения разных авторов.


Уметь анализировать язык разных видов искусства: литературы, живописи и музыки.

Ориентироваться в заданиях учебника по значкам.



10

Общее начало разных видов искусства: литературы, музыки и живописи. В. Драгунский, А. Пушкин, А. Куинджи.

Изучение нового материала.

Фронтальный

Эмоционально воспринимать произведения разных жанров и видов.


Обнаружить поэтический взгляд на мир в прозаическом и поэтическом тексте; сравнить поэтические образы ночи.

Пользоваться словарем учебника и справочной литературой.



11

Общее начало разных видов искусства: литературы, музыки и живописи. В. Драгунский, А. Пушкин, А. Куинджи.

Комбинированный.

Фронтальный

Анализировать язык разных видов искусства: литературы, живописи и музыки; обнаружить поэтический взгляд на мир в прозаическом и поэтическом тексте; сравнить поэтические образы ночи.

Анализировать язык разных видов искусства: литературы, живописи и музыки.

Корректировать выполнение задания на основе понимания его смысла.





12

Обобщающий урок по темам

Iглавы. Тестовая работа.

Комбинированный.

Индивидуальный.

Анализировать язык разных видов искусства: литературы, живописи и музыки.

Эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений.

Работать в соответствии с алгоритмом, планировать и контролировать этапы своей работы.



Завязка, тайны искусства (14 часов)

13

Художественный образ
в поэзии и живописи.


Изучение нового материала.

Групповой.

Называть заглавия и рассказывать содержание произведений любимого автора.

Уметь анализировать язык разных видов искусства: литературы, живописи и музыки.

Соотносит внешнюю оценку и самооценку.



14

Олицетворение как поэтический приём. Д. Кедрин «Осенняя песня».

Изучение нового материала.

Фронтальный

Знать, какими средствами поэт показывает, как меняется настроение в произведении.

Уметь различать приём олицетворения в произведениях.

Формирование первоначальной основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному тексту.

Осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала.



15

Приёмы олицетворения в поэзии и живописи. М.Лермонтов «Утёс»;Ф.И.Тютчев «Что ты клонишь над водами..» Н.Рерих «Стражи ночи».

Изучение нового материала.

Фронтальный

Уметь различать приём олицетворения в произведениях.

Умения передавать свое эмоциональное отношение к произведению.

Самостоятельно работать с учебником и хрестоматией во внеурочное время.



16

Олицетворение и сравнение. Как смотрят на мир поэт и художник. С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы..» и полотно И.Левитана «Золотая осень» .

Изучение нового материала.

Фронтальный

Знать смысл художественных приёмов, как олицетворение и сравнение на примере анализа поэтического и живописного образа.

Формирование начальных представлений о культурных традициях своего народа.


Ориентироваться в книге по оглавлению, находить форзац, главы учебника.



17

Восприятие художественного образа, созданного на языке разных видов искусств. И.Пивоварова,Л.Н.Толстой, М.Мусоргский,М.Чюрленис.

Комбинированный .

Фронтальный

Приоткрыть смысл такого художест-венного приёма, как олицет-ворение на примере анализа поэти-ческого и живопис-ного образа в произведениях И.Пивоваровой «Песнязарянки», Л.Н.Толстого «Какая бывает роса на траве» М.Мусоргского «Танец невылу-пившихся птенцов», М.Чюрлениса«Соната звёзд».

Формирование понятий о дружбе и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

Различать тематику книг;

Ориентироваться в мире детской литературы.





18

Восприятие художественного образа, созданного на языке разных видов искусств. И.Пивоварова, Л.Н.Толстой, М.Мусоргский, М.Чюрленис.

Комбинированный .

Индивидуальный.

Формирование чувства ответственности за мир животных.

Определять особенности произведений зарубежной литературы.



19

Поэтический взгляд на мир в текстах различных жанров. С.Козлов «Ёжик в тумане», М.Цветаева «Одна половинка окна».

Комбинированный .

Индивидуальный .

Знать смысл такого художественного приёма, как олицетворение на примере анализа поэтического и живописного образа.

Эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений.

Ориентироваться в публичной библиотеке.



20

Поэтический взгляд на мир в текстах различных жанров. С.Козлов «Ёжик в тумане», М.Цветаева «Одна половинка окна».

Комбинированный .

Фронтальный

Формировать представление о поэзии как особом взгляде на мир, об особом «переживании » мира.

Анализировать систему героев и событий произведения.


Называть одно периодическое детское литературно-художественное издание.



21

Поэтический взгляд на мир в произведении С.Козлова «Красота».

Комбинированный.

Фронтальный

Уметь находить композицию произведения, отличать наличие и отсутствие сюжета.

Пользоваться выразительными средствами при рассказе о героях и событиях.

Рассказывать о прочитанных самостоятельно произведениях.



22

Жанры устного народного творчества. Нравственный урок нанайской сказки «Айога».

Комбинированный.

Фронтальный

Читать целыми словами вслух и про себя в удобном для него темпе; понимать содержание текста, находить в тексте отрывки по заданию.


Эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений.

Знать специфику художественного, научно-популярного, поэтического текстов.




23

Как смотрят на мир поэт и исследователь.И.Пивоварова «Как я считал» , Г.П.Корнилова «Про бабочку», «Кто такой Бумчик».

Комбинированный.

Фронтальный

Отвечать на вопросы по содержанию картины художника, соотносить его с содержанием текст Составлять описание природы, предметов.

Анализировать систему героев и событий произведения.


Представлять тематическое разнообразие литературы разных времен и народов.



24

Различие текстов со сходной тематикой, принадлежащих к разным жанрам. .Г Корнилов , Н Орлов, С.Сахарнов.

Комбинированный.

Фронтальный

Уметь различать тексты, относящиеся к разным жанрам, но на одну тематику.

Пользоваться выразительными средствами при рассказе о героях и событиях.

Определять особенности произведений зарубежной литературы.



25

Различие текстов со сходной тематикой, принадлежащих к разным жанрам. .Г Корнилова «Вертолёт», Н Орлова «Самолёт» С.Сахарнов «Воздушный богатырь».

Комбинированный.

Фронтальный

Различать тексты, относящиеся к разным жанрам, но на одну тематику.

Находить композицию произведения, отличать наличие и отсутствие сюжета.

Эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений.

Рассказывать о прочитанных самостоятельно произведениях.





26

Обобщающий урок по темам II главы. Тестовая работа. Е.В.Серова «Лесной аэродром».

Комбинированный.

Фронтальный

Составить представление о поэзии как об особом взгляде на мир, особом переживании мира.

Соотносить авторов и названия произведений, созданных ими.

Различать тематику книг;

Ориентироваться в мире детской литературы.



Погоня за секретами литературы ( 18часов)

27

Художественный образ в поэтическом тексте. Японские трёхстишия, хокку Бассё и Тиё. Э. Нийт «Каменный цветок».

Комбинированный.

Групповой .

Различать иронический, юмористический характер текстов.

Умение выделять поступок как проявление характер .


Умение ориентировать в содержании учебника, осуществлять писк произведений. Участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировке.



28

Художественный образ в поэтическом тексте. Японские трёхстишия, хокку Бассё и Тиё. Э. Нийт «Каменный цветок».

Комбинированный.

Групповой.

Выделять главную мысль прочитанного произведения; пересказывать текст, формулировать несложные выводы;

Строить высказывание по образцу.


Умение сопоставлять поступки людей с поступками героев литературных произведений.

Ориентироваться в публичной библиотеке. Называть одно периодическое детское литературно-художественное издание.




29

Ироническое отношение автора к герою Переносный смысл слов.К.Чуковский «Федотка», Е. Черовецкий «Петя был тяжело болен», С.Михалков «Про мимозу».

Изучение

нового материала.

Фронтальный

Различать ироническое отношение автора к герою, юмористический характер текстов.

Понимание значения чтения для себя и в жизни близких ребенку людей.

Проявлять интерес к общению групповой работе

Уважать мнение собеседников.




30

Ироническое отношение автора к герою Переносный смысл слов.К.Чуковский «Федотка», Е. Черовецкий «Петя был тяжело болен», С.Михалков «Про мимозу».

Изучение

нового материала.

Фронтальный

Различать ироническое отношение автора к герою, юмористический характер текстов.

Чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе.

Действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией.



31

Характер героя, его портрет, поступок.С.Я Маршак «Попрошайка», Э.Э.Мошковская «Жадных нет».

Комбинированный.

Фронтальныйгрупповой.

Выделять главную мысль прочитанного произведения; пересказывать текст, формулировать несложные выводы;

Строить высказывание по образцу.


Эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений.

Следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности.



32

Характер героя, его портрет, поступок.С.Я Маршак «Попрошайка», Э.Э.Мошковская «Жадных нет».

Комбинированный.

Индивидуальный.

Выделять главную мысль прочитанного произведения; пересказывать текст, формулировать несложные выводы;

Строить высказывание по образцу.


Соотносить авторов и названия произведений, созданных ими.

Реализовывать потребность в общении со сверстниками.



33

Характер героя, его портрет, поступок. С.В.Михалков «Про мимозу»,П.А.Федотов Портрет Н. Жданович, Н.П.Богданов-Бельский «Мальчик со скрипкой».

Комбинированный .

Фронтальный

Уметь выявить жанровые особенности рассказа Л. Толстого (реальность происшествия, развитие действия); обнаруживать в тексте

чувства и мотивы, которые движут поступками героев.

Соотносить авторов и названия произведений, созданных ими.

Адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника.



34

Характер героя, его портрет, поступок. В.А.Серов «Дети». Нравственная коллизия в рассказе Л. Н. Толстого «Прыжок».

Комбинированный.

Фронтальный

Выделять главную мысль прочитанного произведения; пересказывать текст, формулировать несложные выводы. Строить высказывание по образцу.


Определять настроение произведений, понимать многообразие художественных средств.

Участвовать в выразительном чтении по ролям.



35

Нравственная коллизия
в рассказе Л. Н. Толстого «Лев и собачка».

Комбинированный.

Фронтальный

Умение выделять поступок как проявление характер .


Определять настроение произведений, понимать многообразие художественных средств.



36

Приёмы, помогающие автору создать художественный образ. П.Вяземский «Здравствуй, в белом сарафане…».

Комбинированный .

Фронтальный

Создание средствами разных видов искусства (литературы и живописи) сходные и одновременно особенные образы.

Умение сопоставлять поступки людей с поступками героев литературных произведений.

Принимать алгоритм выполнения учебной задачи.





37

Происхождение сказки
из мифа. В. Даль «Старик-годовик».

Комбинированный .

Фронтальный

Представлениеоб отражении древних обрядов в народных сказках, загадках, легендах.

Понимание значения чтения для себя и в жизни близких ребенку людей.

На первоначальном уровне анализировать доступные художественные тексты.



38

Разная природа вымысла. Фантазия и неправда: это одно и то же? Ю.П. Мориц «Сто фантазий», Н.Н.Носов «Фантазёры».

Комбинированный .

Групповой.

Осознание того, что есть безобидные, безвредные фантазии, которые являются плодом воображения и сродни художественным произведениям, и злой умысел, цель которого – извлечь из неправды пользу для себя или навредить другому.

Чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе.

Обобщать и классифицировать учебный материал

Находить в тексте ответ на заданный вопрос.




39

Разная природа вымысла. Фантазия и мечта. Авторская сказка В.П.Катаев «Цветик семицветик»Ф.Галас «Мир наоборот».

Изучение нового материала.

Фронтальный

Осознание того, что есть безобидные, безвредные фантазии, которые являются плодом воображения и сродни художественным произведениям, и злой умысел, цель которого – извлечь из неправды пользу для себя или навредить другому.

Эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений

Сравнивать художественный и научно-популярный текст.



40

Разная природа вымысла. Фантазия и мечта. Авторская сказка В.П.Катаев «Цветик семицветик».

Комбинированный .

Индивидуальный.

Знать, что данный отрывок – это целый мир, населённый своими персонажами, живущими по волшебным законам.

Соотносить авторов и названия произведений, созданных ими.

Оценивать результаты работы, организовывать самопроверку.



41

Характер героя, его портрет, поступок.В.П.Катаев «Цветик семицветик».

Комбинированный .

Фронтальный

Знать, что данный отрывок – это целый мир, населённый своими персонажами, живущими по волшебным законам

Уметь замечать изменения в характерах и поступках героев и понимать причину тех изменений.

Умение выделять поступок как проявление характер .


Менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи.



42

Автопортрет читателя Э.Мошковская «Я сперва была сосною», Е.Чеповецкий «Кто как ходит».

Комбинированный .

Фронтальный

Представление о жанровой специфике сказки, используя сравнительный анализ русской, европейской, авторской и народной сказок.

Умение сопоставлять поступки людей с поступками героев литературных произведений.

Ориентироваться в принятой системе учебных знаков.



43

Природа необычного, фантастического в литературном тексте. К.Бальмонт «У чудищ», Загадки.

Комбинированный .

Фронтальный

Определять природу необычного и фантастического в литературном тексте.

Понимание значения чтения для себя и в жизни близких ребенку людей.

Выполнять учебные действия в устной речи и оценивать их.




44

Обобщающий урок по темам IIIглавы. Тестовая работа. Авторская сказка и народная сказка, русская сказка и европейская сказка: сравнительный анализ читателя.

Изучение нового материала.

Индивидуальный.

Представление о жанровой специфике сказки, используя сравнительный анализ русской, европейской, авторской и народной сказок.

Эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений.

Участвовать в обсуждении плана выполнения заданий.



Идём по невиданным следам( 14часов)

45

Сказочный образ мира во вступлении к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»иЮ.П.Мориц «Песенка про сказку».

Комбинированный .

Фронтальный

Находить черты сходства и отличия «Сказки о рыбаке и рыбке» А. Пушкина и народных сказок на сходный сюжет, отметить выразительность поэтических образов и красоту языка поэта.

Формировать положительное отношение к школе; интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте.

Познавательные: Читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части.



46

Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Комбинированный .

Фронтальный

Находить черты сходства и отличия «Сказки о рыбаке и рыбке» А. Пушкина и народных сказок на сходный сюжет, отметить выразительность поэтических образов и красоту языка поэта.

Формировать Общее представление о мире некоторых профессий.

Адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника.




47

Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (продолжение).

Комбинированный .

Фронтальный

Представление о жанровой специфике сказки, используя сравнительный анализ русской, европейской, авторской и народной сказок.

Формировать умение сопоставлять поступки людей, в т.ч. и свои, с поступками героев литературных произведений.

Действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией.



48

Сходство сюжетов сказок народов разных стран: русская народная сказка «Кузьма Скоробогатый»,Ш Перро «Кот в сапогах».

Изучение нового материала.

Фронтальный

Обнаруживать сохранение сюжетной основы и композиции структуры народной сказки в авторской сказке, отличия авторской и народной сказки.

Формировать понимание значения чтения

для себя и в жизни близких ребенку людей, восприятие уклада жизни своей семьи.

Следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности.



49

Сходство сюжетов сказок народов разных стран: русская народная сказка «Кузьма Скоробогатый»,Ш Перро «Кот в сапогах»

(продолжение).

Изучение нового материала.

Фронтальный

Обнаруживать сохранение сюжетной основы и композиции структуры народной сказки в авторской сказке, отличия авторской и народной сказки.

Формировать чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи.


Адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника.



50

Красота и выразительность пушкинского стиха. А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета…».

Комбинированный.

Фронтальный

Отличать полнокровность поэтического образа зимы, созданного
А. Пушкиным, выразительный зрительный образ, наполненность картины зимы движением и звуками.

Формировать умение выделять поступок как проявление характера героя.

Выполнять учебные действия в устной речи и оценивать их;


Действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией.



51

Сравнительный анализ европейской сказки с русской народной сказкой.

Комбинированный .

Фронтальный

Первичные исследовательские навыки: прояснение специфики художественного и научного текстов.

Формировать эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений.


Следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности.



52

Сказочные дорожки. Образы сказки, волшебства, ночи в стихотворении И.Сурикова «Всё темней, темней и тише…».

Изучение нового материала.

Фронтальный

Обнаруживать сохранение сюжетной основы и композиции структуры народной сказки в авторской сказке, отличия авторской и народной сказки.

Формировать чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи.

Участвовать в выразительном чтении по ролям

Уважать мнение собеседников.



53

Сказочные дорожки. Образы сказки, волшебства, ночи в фрагменте сказки П.Ершова «Конёк горбунок».

Комбинированный.

Фронтальный

Представление о природе «необычного», что необычное может быть миром «наоборот», когда нарушаются причинно-следственные связи, что оно может иметь сказочную природу.

Формировать понимание значения чтения

для себя и в жизни близких ребенку людей, восприятие уклада жизни своей семьи.

Уважать мнение собеседников

Участвовать в выразительном чтении по ролям.



54

Сказочные дорожки. Образы сказки, волшебства, ночи в фрагменте сказки П.Ершова «Конёк горбунок».

Комбинированный.

Фронтальный

Формировать эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений.

Проявлять интерес к общению групповой работе

Адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника.



55

Выявление жанровой специфики и эмоциональной(Лирической) тональности волшебной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». В.М.Васнецов «Алёнушка».

Изучение нового материала.

Фронтальный

Выявление некоторых закономерности сказочного жанра на примере русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Формировать чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи.


Менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи.




56

Три типа народных сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных. Бытовая сказка.(РНС «Мужик и медведь», Эвенкийская сказка «Медведь и охотник»).

Комбинированный.

Фронтальный

Представление о жанровой специфике сказки.
выявление разницы волшебной, бытовой сказок и сказки о животных.

Формировать понимание значения чтениядля себя и в жизни близких ребенку людей, восприятие уклада жизни своей семьи.

Обобщать и классифицировать учебный материал;

Находить в тексте ответ на заданный вопрос.




57

Годовой круг. Р.А.Кудашева «Зимняя песенка», В.Ю.Драгунский «Заколдованная буква».

Комбинированный .

Фронтальный групповой.

Располагать на годовом круге произведения Р.А.КудашевойВ.Ю.Драгунского.

эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений.

Оценивать результаты работы, организовывать самопроверку.

реализовывать потребность в общении со сверстниками.




58

Обобщающий урок по темам IVглавы. Тестовая работа. Л.С.Друскин «Я сплю».

Комбинированный .

Индивидуальный.

Научится работать с учебником, произведением, определять литературные приёмы.

Соотносить авторов и названия произведений, созданных ими.

Сравнивать художественный и научно-популярный текст.



II часть

Кульминация! Вершина воображения (13 часов)

59

Поэтические тексты: авторские и народные (на примере загадок, стихотворений Е.Благининой и С. Есенина «Зима»).

Комбинированный .

Фронтальный

Выявить своеобразие авторской и народной поэзии на материале таких жанров, как загадка, скороговорка, лирическое стихотворение.

Формировать чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи.


Читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части.



60

Волшебная сказка: различаем два взгляда на один сюжет на примере русской народной сказки «Морозко» и сказки В. Одоевского «Мороз Иванович»

Комбинированный.

Фронтальный

Обнаруживать черты сходства народной и авторской сказок.

Формировать Общее представление о мире некоторых профессий.

Следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности и по необходимости вносить в нее коррективы.



61

Волшебная сказка: различаем два взгляда на один сюжет на примере русской народной сказки «Морозко» и сказки В. Одоевского «Мороз Иванович»(продолжение).

Комбинированный.

Фронтальный

Обнаруживать черты сходства народной и авторской сказок.

Формировать умение сопоставлять поступки людей, в т.ч. и свои, с поступками героев литературных произведений.

Принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения

Соотносить внешнюю оценку и самооценку.



62

Нравственные проблемы в татарской народной сказке «Три дочери».

Комбинированный .

Фронтальный

Выделять нравственные проблемы в тексте, строить план произведения.

Формировать понимание значения чтения

для себя и в жизни близких ребенку людей, восприятие уклада жизни своей семьи.

Самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время.



63

Нравственные проблемы в татарской народной сказке «Три дочери».

Комбинированный .

Фронтальный

Составлять план произведения, по плану пересказ.

Формировать чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи.


Читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части.




64

Приём олицетворения. О.Вациетис «Подснежник», Б.М.Кустодиев «Масленица».

Изучение

нового

материала.

Фронтальный

Находить в произведениях приёмы олицетворения.

Формировать Общее представление о мире некоторых профессий.

Находить в тексте ответ на заданный вопрос; ориентироваться в содержании учебника.



65

Волшебная сказка: различаем два взгляда на один сюжет на примере русской народной сказки «Снегурочка» и Даля «Снегурушка».

Комбинированный .

Фронтальный

Различать два взгляда на один сюжет.


Формировать умение сопоставлять поступки людей, в т.ч. и свои, с поступками героев литературных произведений.

Пользоваться словарями учебника, материалом хрестоматии.



66

Открываем тайны стихотворения

И.З.Суриков «Детство», Д.И.Хармс «Как Володя быстро под гору летел», Б.М.Кустодиев «Масленица».

Комбинированный.

Фронтальный

Составление представления о поэзии как об особом взгляде на мир, особом переживании мира (на материале стихотворения Б. Заходера).

Умение выделять поступок как проявление характера героя.

Формировать понимание значения чтения

для себя и в жизни близких ребенку людей, восприятие уклада жизни своей семьи.



67

Специфика авторской сказки (её отличие от народной) на примере сказок Л. Лагина «Старик Хоттабыч» и О. Пройслера «Маленькая Баба-Яга» , МС.Я.Бородицкая «Колдунье не колдуется».

Комбинированный.

Фронтальный

Составление представления о специфике жанра авторской сказки в её сравнении с народной сказкой

Умение сопоставлять поступки людей с поступками героев литературных произведений.

Формировать чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи.




68

Авторская сказка и черты народной сказки в ней.Жанры живописи. А. Толстой «Золотой ключик,…», А.С.Кушнер «Что я узнал», И.Т.Хруцкий «Цветы и плоды».

Комбинированный .

Фронтальный

Выявить специфику авторской сказки (в её отличиях от народной).

Понимание значения чтения для себя и в жизни близких ребенку людей.

Формировать Общее представление о мире некоторых профессий.



69

Завязка, кульминация и развязка событий. Л.Н.Толстой «Акула».

Изучение

нового

материала.

Фронтальный

Выявить кульминационные моменты сюжета в произведении.

Чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе.


Формировать умение сопоставлять поступки людей, в т.ч. и свои, с поступками героев литературных произведений.



70

Завязка, кульминация и развязка событий. М.М.Пришвин «Глоток молока», «Осеннее утро».

Комбинированный .

Фронтальный

Выявить кульминационные моменты сюжета в произведении.

Эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений.

Формировать понимание значения чтения

для себя и в жизни близких ребенку людей, восприятие уклада жизни своей семьи.



71

Завязка, кульминация и развязка событий. Б.Житков «Рассказы о животных».

Комбинированный .

Фронтальный

Выявить кульминационные моменты сюжета в произведении

Уметь составлять план текста.

Интерес к содержанию доступных художественных произведений.


Соотносить авторов и названия произведений, созданных ими.



72

Обобщающий урок по темам Vглавы. Тестовая работа. Л.В.Дьяконов «Щенок и снег».

Комбинированный .

Фронтальный

Представление о специфике жанра авторской сказки в её сравнении с народной сказкой

Выявить кульминационные моменты сюжета в произведении.

Положительное отношение к школе.

Формировать чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи.




Вперёд по дороге открытий (11 часов)

73

Сравнение поэтического и живописного образа. Э.Э.Мошковская «Дедушка Дерево», Г.А.Скребицкий «Передышка»,А.И.Куинджи «Берёзовая роща».

Комбинированный.

Фронтальный

Сравнивать поэтические и живописные образы.

Интерес к содержанию доступных художественных произведений.

Формирование системы положительных мотивов, включая мотивы творческого самовыражения.



74

Годовой круг «Весна на цыпочках крадётся». Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится…».

Комбинированный .

Фронтальный

Понять сложную природу дара поэта Ф.И.Тютчева и живописца И. Шишкина: совмещение в одном лице каждого из творцов художника и учёного – знатока природы.

Эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений.

Формирование позитивной самооценки и самоуважения.



75

Может ли художник быть учёным: сложный авторский взгляд на мир. В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».

Комбинированный .

Фронтальный

Понять сложную природу дара писателя В. Бианки и живописца И. Шишкина: совмещение в одном лице каждого из творцов художника и учёного – знатока природы.

Умение выделять поступок как проявление характера героя.


Соотносить авторов и названия произведений, созданных ими.



76

Может ли художник быть учёным: сложный авторский взгляд на мир. В. Бианки «Муравейник зашевелился», С.А.Махотин «Жук», С.Чёрный «Песня мухи», И.Шишкин «Утро в сосновом бору», Ф.П.Толстой «Жук на ветке розы».

Комбинированный .

Фронтальный

Понять сложную природу дара писателя В. Бианки и живописца И. Шишкина: совмещение в одном лице каждого из творцов художника и учёного – знатока природы.

Умение выделять поступок как проявление характера героя.


Формировать чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи.




77

Нравственные проблемы. К.Д.Ушинский«Играющие собаки».

Комбинированный .

Фронтальный

Выделять разные сюжетные линии в тексте рассказа.

Формировать основы для эмоционального переживания художественного текста.

Формирование системы положительных мотивов, включая мотивы творческого самовыражения.



78

Нравственные проблемы. Л. Муур «Крошка Енот».

Комбинированный .

Фронтальный

Выделять разные сюжетные линии в тексте рассказа.

Умение выделять поступок как проявление характера героя.


Формирование позитивной самооценки и самоуважения.



79

Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. Потешка. Д. Н. Мамин-Сибиряк«Сказка про храброго Зайца»,

Комбинированный .

Фронтальный

Отмечать черты, свойственные только авторской сказке, сходство и различие авторской и народной сказок .

Принимать алгоритм выполнения учебной задачи.


Соотносить авторов и названия произведений, созданных ими.



80

Авторская поэзия: обращение к фольклору на примере поэзии Саши Чёрного, Агнии Барто, А.А.Усачёва «Самый лучший день», Э.Н.Успенского и малых жанров фольклора.

Комбинированный .

Фронтальный

Проследить связь авторской поэзии с малыми жанрами фольклора.

Знать малые жанры фольклора.

Менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи.

Формировать чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи.




81

Специфика авторской сказки в её отличии от народной. Л. Петрушевская «Кот, который умел петь»).

Комбинированный .

Фронтальный

Выявить специфику авторской сказки (в её отличиях от народной).

оценивать результаты работы, организовывать самопроверку.

Формировать Общее представление о мире некоторых профессий.



82

Специфика авторской сказки в её отличии от народной .Л.С.Петрушевская «Все непонятливые».

Комбинированный .

Фронтальный

Выявить специфику авторской сказки (в её отличиях от народной).

Выполнять учебные действия в устной речи и оценивать их.

Формировать умение сопоставлять поступки людей, в т.ч. и свои, с поступками героев литературных произведений.



83

Обобщающий урок по темам VIглавы. Тестовая работа.

Комбинированный .

Фронтальный групповой

Научиться работать с книгой и текстом.

Ориентироваться в принятой системе учебных знаков.

Формировать понимание значения чтения

для себя и в жизни близких ребенку людей, восприятие уклада жизнисвоей семьи.



Развязка. Распутанные тайны ( 9 часов)

84

Специфика работы с жанром рассказа. Н. Носов «Мишкина каша».

Комбинированный

Фронтальный

Умение чувствовать общий эмоциональный тон произведения, различать особенности самого жанра, выявлять характер героя.

Участвовать в обсуждении плана выполнения заданий.

Формировать чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи.




85

Специфика работы с жанром рассказа. Н. Носов «Мишкина каша»(продолжение).

Комбинированный .

Фронтальный

Чувствовать общий эмоциональный тон произведения, различать особенности самого жанра (достоверность событий, подлинность переживаний), выявлять характер героя.

Участвовать в диалоге. Анализировать произведение живописи, составлять небольшой Участвовать в диалоге. Делить рассказ на смысловые части, выделять завязку, кульминацию, развязку, меняя интонацию, темп чтения. рассказ, рассуждение.

Участвовать в диалоге. Делить рассказ на смысловые части, выделять завязку, кульминацию, развязку, меняя интонацию, темп чтения.



86

Работа над жанром рассказа. Н. Носов «Заплатка», Тим Собакин «Дело и мастер».

Комбинированный .

Фронтальный

Ориентироваться в развитии сюжета рассказаДолжны знать, что текст личностно значим для читателя.

Формирование системы положительных мотивов, включая мотивы творческого самовыражения.

Участвовать в диалоге. Анализировать произведение живописи, составлять небольшой рассказ, рассуждение.



87

Поэзия как особое переживание мира: что нужно, чтобы стать поэтом. Н. Носов «Как Незнайка сочинял стихи».

Комбинированный.

Фронтальный

Иметь представление о поэзии как об

особом взгляде на мир, особом переживании мира.
Выделять содержательность приёмов контраста и олицетворения.

Формирование позитивной самооценки и самоуважения.

Участвовать в диалоге. Анализировать произведение живописи, составлять небольшой рассказ, рассуждение.



88

Поэтический образ и средства его создания.О.О.Дриз «Как сделать утро волшебным», Н. Рыленков «После дождя».

Комбинированный .

Фронтальный

Выявить приём создания поэтического образа.

Понимать средства авторской оценки героя. Оценивать литературного героя по его поступкам.

Участвовать в диалоге. Делить рассказ на смысловые части, выделять завязку, кульминацию, развязку, меняя интонацию, темп чтения.



89

Поэтический образ и средства его создания. С.Г.Козлов «»В небе туча хмурится ,Н.И.Рыленков «После Дождя».

Комбинированный .

Фронтальный

Выявить приём создания поэтического образа.

Формировать чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи.


Участвовать в диалоге. Анализировать произведение живописи, составлять небольшой рассказ, рассуждение.



90

Чудесные открытия. Дж.Родари «Отчего идёт дождь». Р.Киплинг «Откуда взялись бронненосцы» И.М.Пивоварова «Мы пошли в театр».

Комбинированный .

Фронтальный

Знание о различных вариантах творческих открытий в литературе, ценности творческого воображения поэта, который умеет придумывать фантастические образы.

Формирование системы положительных мотивов, включая мотивы творческого самовыражения.

Участвовать в диалоге. Делить рассказ на смысловые части, выделять завязку, кульминацию, развязку, меняя интонацию, темп чтения.



91

Чудесные открытия И.М.Пивоварова «Мы пошли в театр».

Комбинированный .

Фронтальный

Знание о различных вариантах творческих открытий в литературе, ценности творческого воображения поэта, который умеет придумывать фантастические образы.

Формирование позитивной самооценки и самоуважения.

Участвовать в диалоге. Делить рассказ на смысловые части, выделять завязку, кульминацию, развязку, меняя интонацию, темп чтения.



92

Обобщающий урок по темам VIIглавы. Тестовая работа.

Комбинированный .

Индивидуальный.

Научится работать с книгой и текстом.


Определять настроение произведений, понимать многообразие художественных средств.



Заключение, или счастливые минуты с книгой.

93

Исследуем характеры мальчиков и девочек. С.Я.Маршак «О мальчиках и девочках», В.В.Лунин«Грусть»,Э.Н.Успенский «Если был бы я девчокой», З.Е.Серебрякова «За завтраком».

Комбинированный .

Фронтальный

Умение исследовать характеры героев литературных произведений.

Формировать чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи.


Участвовать в диалоге. Анализировать произведение живописи, составлять небольшой рассказ, рассуждение.



94

Исследуем характеры мальчиков и девочек. С.Я.Маршак «О мальчиках и девочках», .В.Лунин«Грусть», Э.Н.Успенский «Если был бы я девчокой», З.Е.Серебрякова «За завтраком».

Комбинированный .

Фронтальный

Исследовать характеры героев литературных произведений.

Понимать средства авторской оценки героя. Оценивать литературного героя по его поступкам.

Участвовать в диалоге. Делить рассказ на смысловые части, выделять завязку, кульминацию, развязку, меняя интонацию, темп чтения.



95

Закон смешного в поэзии и прозе. В. Драгунский «Кот в сапогах» .

Комбинированный .

Фронтальный

Исследовать характеры героев литературных произведений.

Формирование системы положительных мотивов, включая мотивы творческого самовыражения.

Участвовать в диалоге. Анализировать произведение живописи, составлять небольшой рассказ, рассуждение.



96

Страницы истории в произведениях А.Смирнова «Кто был на войне», В.Д.Берестова «Мир».

Комбинированный .

Фронтальный

Выделять разные сюжетные линии в тексте рассказа, исторические события, описанные в рассказе.

Формирование позитивной самооценки и самоуважения.

Определять настроение произведений, понимать многообразие художественных средств.



97

Работа с жанром рассказа: формирование гражданского сознания школьников на примере рассказа А. Гайдара «Чук и Гек». (I часть)

Комбинированный .

Фронтальный

Воссоздавать возраст и характер героев рассказа по проявлениям и деталям,; проводить сравнительный анализ себя с героями произведения.

Понимать средства авторской оценки героя. Оценивать литературного героя по его поступкам.

Участвовать в диалоге. Делить рассказ на смысловые части, выделять завязку, кульминацию, развязку, меняя интонацию, темп чтения.



98

Работа с жанром рассказа: формирование гражданского сознания школьников на примере рассказа А. Гайдара «Чук и Гек». (IIчасть)

Комбинированный .

Фронтальный

Выделять разные сюжетные линии в тексте рассказа, исторические события, описанные в рассказе.

Формировать чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи.


Участвовать в диалоге. Делить рассказ на смысловые части, выделять завязку, кульминацию, развязку, меняя интонацию, темп чтения.



99

Работа с жанром рассказа: формирование гражданского сознания школьников на примере рассказа А. Гайдара «Чук и Гек». (IIIчасть)

Комбинированный .

Фронтальный

Воссоздавать возраст и характер героев рассказа по проявлениям и деталям, отслеживать развитие их характера; проводить сравнительный анализ себя с героями произведения.

Формирование системы положительных мотивов, включая мотивы творческого самовыражения.

Участвовать в диалоге. Анализировать произведение живописи, составлять небольшой рассказ, рассуждение.



100

Работа с жанром рассказа: формирование гражданского сознания школьников на примере рассказа А. Гайдара «Чук и Гек». (IVчасть)

Комбинированный .

Фронтальный

Воссоздавать возраст и характер героев рассказа по проявлениям и деталям, отслеживать развитие их характера; проводить сравнительный анализ себя с героями произведения.

Формирование позитивной самооценки и самоуважения.

Участвовать в диалоге. Делить рассказ на смысловые части, выделять завязку, кульминацию, развязку, меняя интонацию, темп чтения.



101

Работа с жанром рассказа: формирование гражданского сознания школьников на примере рассказа А. Гайдара «Чук и Гек». (Vчасть)

Комбинированный .

Фронтальный

Проводить сравнительный анализ себя с героями произведения.

Участвовать в диалоге. Делить рассказ на смысловые части, выделять завязку, кульминацию, развязку, меняя интонацию, темп чтения.

Участвовать в диалоге. Делить рассказ на смысловые части, выделять завязку, кульминацию, развязку, меняя интонацию, темп чтения.



102

Обобщающий урок по темам VIIIглавы. Тестовая работа.

Комбинированный .

Фронтальный индивидуальный

Научится работать с книгой и текстом, находить нужную информацию.

Понимать средства авторской оценки героя. Оценивать литературного героя по его поступкам.

Участвовать в диалоге. Анализировать произведение живописи, составлять небольшой рассказ, рассуждение.



103

Урок путешествие «Истоки русской литературы».

Комбинированный .

Фронтальный групповой

Исследовать характеры героев литературных произведений. Выделять в тексте литературные приёмы.

Формирование системы положительных мотивов, включая мотивы творческого самовыражения.

Участвовать в диалоге. Делить рассказ на смысловые части, выделять завязку, кульминацию, развязку, меняя интонацию, темп чтения.



104

Праздник «По тропе сказок».

Комбинированный .

Фронтальный групповой

Исследовать характеры героев литературных произведений.

Выделять в тексте литературные приёмы.

Формирование позитивной самооценки и самоуважения.

Понимать средства авторской оценки героя. Оценивать литературного героя по его поступкам.



105

Игра путешествие в прошлое «Вдоль по улице».

Комбинированный .

Фронтальный групповой

Исследовать характеры героев литературных произведений.

Участвовать в диалоге. Делить рассказ на смысловые части, выделять завязку, кульминацию, развязку, меняя интонацию, темп чтения.

Участвовать в диалоге. Делить рассказ на смысловые части, выделять завязку, кульминацию, развязку, меняя интонацию, темп чтения.













Презентация к уроку Окружающего мира "Жить здорово"
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа разработана на основе нормативных документов:

- Федеральный   государственный  образовательный стандарт  начального общего образования,  2009 год. Приказ  МОиН  РФ от 06.10.2009  № 373  «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Приказ от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации   от 6 октября 2009 г. № 373».

- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. (Стандарты второго поколения). - М.: «Просвещение», 2011 год.

- Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова/ Сост. Н.В. Нечаева, С В. Бухалова.- Самара: Издательство «Учебная литература», 2011.

-Приказ МОиН РФ от 1.02.2012 г. №74 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации,реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312"

- Приказ МОиН РТ №4154/12 от 09.07.2012г. «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений  Республики Татарстан, реализующих программы начального общего и основного общего образования»

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных   учреждениях, реализующих программы начального общего образования, на 2014/2015 учебный год - учебный план МБОУ «СОШ № 31» НМР РТ на 2014 - 2015 учебный год.

Изучение литературного чтения  в 2 классе направлено на достижение следующих целей:

-расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях;

- воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров;

-обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению и потребности в нем;

- создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе знакомства с литературоведческими понятиями и практического освоения приемов художественной выразительности;

-развитие разнообразных речевых умений школьников, связанных с процессами:

-   восприятия художественных произведений (умений осмысленного слушания и чтения);

-    их интерпретации (умений устного и письменного высказывания по поводу литературных произведений; освоение разных жанров высказывания);

-  собственного творчества (умений устного и письменного высказывания на свободную тему).

 

Задачикурса:

        - Расширениепредставлений детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, человеческихотношениях, духовно-нравственных и эстетических ценностях;

          - Развитиеотношения к литературе как явлению национальной и мировой культуры;

          -Созданиеусловий для постижения школьниками многоплановости словесного художественногообраза;

-Развитееречевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия, интерпретации,анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов,собственного творчества.

Изучение литературного чтения  в 2  классе направлено на достижение следующих целей:

• расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях;

• воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров;

• обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению и потребности
в нем;

• создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе знакомства с литературоведческими понятиями и практического освоения приемов художественной выразительности;

• развитие разнообразных речевых умений школьников, связанных с процессами:

-   восприятия художественных произведений (умений осмысленного слушания и чтения);

-    их интерпретации (умений устного и письменного высказывания по поводу литературных произведений; освоение разных жанров высказывания);

-  собственного творчества (умений устного и письменного высказывания на свободную тему).

 

 

Автор Основина Лариса Юрьевна
Дата добавления 19.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Планирования
Просмотров 567
Номер материала 3407
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓