Главная / Русский язык и литература / Презентация к уроку литературы на тему «Если ты слеп, душа твоя глуха…» (по рассказу Е.И.Носова «Кукла»), 7 класс

Презентация к уроку литературы на тему «Если ты слеп, душа твоя глуха…» (по рассказу Е.И.Носова «Кукла»), 7 класс

«Если ты слеп, душа твоя глуха…» Урок-размышление по рассказу Е.И.Носова «Ку...
...Он освещает проблемы, существенно важные для Родины, волнующие народ: о су...
« Эта постоянная дуэль с танками- кто кого …»
Проблема 1. Бездушное, безответственное отношение человека к природе
Циничный — полный цинизма, пренебрегающий нормами общественной морали, нравст...
Проблема 2. Бездуховность, жестокость и равнодушие людей друг к другу
Святотатство (книжн.) - поругание, оскорбление чего-нибудь заветного, святого...
Проблема 3. Ответственность взрослых за судьбу подрастающего поколения
Синквейн (от фр. cinquains, шаблон) — пятистрочная стихотворная форма, возник...
Алгоритм составления синквейна: Первая строка — тема синквейна (существитель...
Синквейн на основе рассказа «Кусака» Л. Андреева 1. Кусака 2. Преданная, ласк...
Составьте синквейн, используя слова * Акимыч (1 вариант) * Кукла (2 вариант)
Синквейн по рассказу «Кукла» Е.И.Носова Акимыч	Кукла * Неравнодушный, милосер...
Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, ...
1 из 15

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 «Если ты слеп, душа твоя глуха…» Урок-размышление по рассказу Е.И.Носова «Кукла
Описание слайда:

«Если ты слеп, душа твоя глуха…» Урок-размышление по рассказу Е.И.Носова «Кукла»

№ слайда 2 ...Он освещает проблемы, существенно важные для Родины, волнующие народ: о судьб
Описание слайда:

...Он освещает проблемы, существенно важные для Родины, волнующие народ: о судьбе деревни, о социальной справедливости… о том, как жить и что делать…  И. Баскевич Евгений Иванович Носов (1925-2002)

№ слайда 3 « Эта постоянная дуэль с танками- кто кого …»
Описание слайда:

« Эта постоянная дуэль с танками- кто кого …»

№ слайда 4
Описание слайда:

№ слайда 5 Проблема 1. Бездушное, безответственное отношение человека к природе
Описание слайда:

Проблема 1. Бездушное, безответственное отношение человека к природе

№ слайда 6 Циничный — полный цинизма, пренебрегающий нормами общественной морали, нравствен
Описание слайда:

Циничный — полный цинизма, пренебрегающий нормами общественной морали, нравственности. «Словарь русского языка» С.И.Ожегова

№ слайда 7 Проблема 2. Бездуховность, жестокость и равнодушие людей друг к другу
Описание слайда:

Проблема 2. Бездуховность, жестокость и равнодушие людей друг к другу

№ слайда 8 Святотатство (книжн.) - поругание, оскорбление чего-нибудь заветного, святого «С
Описание слайда:

Святотатство (книжн.) - поругание, оскорбление чего-нибудь заветного, святого «Словарь русского языка» С.И.Ожегова

№ слайда 9 Проблема 3. Ответственность взрослых за судьбу подрастающего поколения
Описание слайда:

Проблема 3. Ответственность взрослых за судьбу подрастающего поколения

№ слайда 10 Синквейн (от фр. cinquains, шаблон) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая
Описание слайда:

Синквейн (от фр. cinquains, шаблон) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в России в начале XX века под влиянием японской поэзии. Википедия

№ слайда 11 Алгоритм составления синквейна: Первая строка — тема синквейна (существительное
Описание слайда:

Алгоритм составления синквейна: Первая строка — тема синквейна (существительное, местоимение); Вторая строка — два слова ( чаще всего прилагательные) Третья строка — образована тремя глаголами; Четвертая строка — фраза из четырёх слов;. Пятая строка — одно слово-резюме.

№ слайда 12 Синквейн на основе рассказа «Кусака» Л. Андреева 1. Кусака 2. Преданная, ласкова
Описание слайда:

Синквейн на основе рассказа «Кусака» Л. Андреева 1. Кусака 2. Преданная, ласковая 3. Ждет, надеется, верит 4. Мы в ответе за тех, кого приручили 5. Собака

№ слайда 13 Составьте синквейн, используя слова * Акимыч (1 вариант) * Кукла (2 вариант)
Описание слайда:

Составьте синквейн, используя слова * Акимыч (1 вариант) * Кукла (2 вариант)

№ слайда 14 Синквейн по рассказу «Кукла» Е.И.Носова Акимыч	Кукла * Неравнодушный, милосердны
Описание слайда:

Синквейн по рассказу «Кукла» Е.И.Носова Акимыч Кукла * Неравнодушный, милосердный * Горюет, плачет, переживает *Ему небезразлична судьба людей * Защитник Отечества *Брошенная, одинокая *Лежит, плачет, стонет *Люди жестоко отнеслись к игрушке *Человек

№ слайда 15 Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неу
Описание слайда:

Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо. В.А. Сухомлинский

Презентация к уроку литературы на тему «Если ты слеп, душа твоя глуха…» (по рассказу Е.И.Носова «Кукла»), 7 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

«Если ты слеп, душа твоя глуха…»

(по рассказу Е.И.Носова «Кукла»)

 

Тип урока – урок усвоения навыков и умений.

Форма урока – урок-мастерская – позволяет учащимся раскрепоститься, войти в творческую лабораторию писателя, сконцентрироваться на острых проблемах времени, не утративших свою актуальность и теперь, освоить «в процессе рефлексивной деятельности изучаемую тему как свою», создать собственное, пусть небольшое, произведение, быть положительно оцененным по окончании работы.

 

 Цели и задачи урока:

Учебные: 

·       заинтересовать учащихся в изучении новой темы, помочь задуматься над вопросами бытия;

·       сделать процесс чтения более эффективным, активизировать процесс интерактивного получения информации и коллективного рассуждения о ней.

Развивающие:

·       умение решать проблемы;

·       умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

·       умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

·        умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других.

Воспитательные: 

·       воспитывать социальную ответственность;

·       воспитывать эстетически подготовленного читателя;

·       формирование содержания понятий «равнодушные люди», «черствые люди», «одиночество человека».

 Оборудование:

 Текст рассказа Е.И. Носова «Кукла», компьютер, проектор, презентация, словарь русского языка» С.И.Ожегова..

Ход урока

1.    Оргмомент

Доброе утро, ребята!  Я очень рада вас видеть, и надеюсь на плодотворное сотрудничество!

2.    Постановка целей и задач

Сегодня на уроке мы продолжим работу над рассказом Евгения Ивановича Носова «Кукла», который вы прочитали дома. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему сегодняшнего урока «Если ты слеп, душа твоя глуха…». СЛАЙД 1

В конце урока вы должны ответить, почему эта цитата подходит к нашему уроку.

3.    Знакомство с личностью писателя

Для того чтобы глубже понимать творчество писателя, очень важно узнать его внутренний мир, время в котором он жил и создавал свои произведения. Давайте заслушаем доклад вашего одноклассника.

 

СЛАЙД 2,3

Сообщение ученика

Биографическая справка о Е.И. Носове

   Евгений Иванович Носов родился 1 января 1925г. в селе Толмачево под Курском.   Полуголодное детство научило его промышлять рыбной ловлей, охотой, собиранием трав, чтобы продать и заработать на хлеб.

Закончил до войны восемь классов. Отечественная война застала его, шестнадцатилетнего юношу, в родном селе, где ему пришлось пережить фашистскую оккупацию. После Курского сражения  Носов уходит на фронт.

  После войны закончил среднюю школу. А затем работал корреспондентом в газете. Журналистские поездки позволили накопить обширные жизненные впечатления. Многое дало и постоянное общение с природой. Большой опыт работы в прессе подтолкнул Евгения Ивановича к писательскому делу – он начинает писать прозу. А с 1961г. становится профессиональным писателем.

Его перу принадлежат такие  книги, как «Берега» (1971), «Красное вино победы» (1979) и многие другие.

4.    Работа над названием и  содержанием рассказа

1)   Формулирование 1 проблемы «Потребительское отношение человека к природе»

- Дома вы прочитали рассказ, познакомились с его содержанием. Обратите внимание, что изображено на слайде? (загрязнённая природа, мусор, захламленная река) СЛАЙД 3

 

- А есть ли связь между фотографиями природы, изображенными на слайде, и описанием природы в рассказе Носова? (Да, есть)

 

- Давайте обратимся к тексту рассказа (стр. 170, 3 абзац)

Выразительное чтение отрывка учителем+муз.сопровождение

В не так далекое время любил я наведываться под Липино, верстах в двадцати пяти от дома. В самый раз против древнего обезглавленного кургана, над которым в знойные дни завсегда парили коршуны, была одна заветная яма. В этом месте река, упершись в несокрушимую девонскую глину, делает поворот с таким норовом, что начинает крутить целиком весь омут, создавая обратно - круговое течение. Часами здесь кружат, никак не могут вырваться на вольную воду щепа, водоросли, торчащие горлышком вверх бутылки, обломки вездесущего пенопласта, и денно и нощно урчат, булькают и всхлипывают страшноватые воронки. Ну а ночью у омута и вовсе не по себе, когда вдруг гулко, тяжко обрушится подмытый берег или полоснет по воде плоским хвостом, будто доской, поднявшийся из ямы матерый хозяин-сом.

 

- Как изображена река в прочитанном отрывке? (загрязненная бутылками, мусором, щепками, пенопластом, водорослями)

 

Действительно, даже несмотря на весь хлам и мусор река Сейм, которую описывает автор, полноводная, в ней еще водится рыба. Ведь, как мы знаем, рыба может жить только в чистой воде.

Именно на этой загрязненной реке автор и познакомился с Акимычем, о котором мы поговорим чуть позже. Через некоторое время автор вновь оказался у реки и не узнал ее.

 

- Что же так сильно его огорчило? Найдите в тексте этот отрывок (стр.171

(Поехал и не узнал реки. Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. Не стало приглубых тягунов быстрин, где прежде на вечерней зорьке буравили речную гладь литые, забронзовелые язи.)

 

- Что произошло с рекой? (Река обмелела, затравенела, сузилась)

- Почему такие ужасные изменения произошли с рекой и природой в целом? (люди мусорят, загрязняют природу, заиливают речку, убивают рыбу и других обитателей водоема )

- На примере прочитанного описания природы, подумайте, какая проблема поднимается Носовым? (экологическая проблему; проблема бездушного и безответственного отношения человека к природе)

«Проблема 1. Бездушное, безответственное отношение человека к природе» СЛАЙД 4

Зафиксируем ее в рабочих тетрадях.

Итак, ребята, мы выявили первую проблему рассказа.

2)                      Формулирование 2 проблемы  «Бездуховность, жестокость и равнодушие людей друг к другу»

- А как люди в обществе относятся друг к другу? Всегда ли они находят взаимопонимание, отзываются на чужую боль, помогают друг другу?

Спасибо за ваши интересные ответы. Действительно, ребята, Люди встречаются самые разные – одни добрые, открытые, душевные, другие – черствые и жестокие. Давайте вновь вернемся в Акимычу.

- Что вам о нем известно? (рыбак, фронтовик, неравнодушный ко всему происходящему человек)

Работа с портретной характеристикой в форме динамической таблицей

Чтобы определить, какими чертами характере наделил Носов Акимыча, давайте вместе составим портрет личности героя. На доске представлены эпитеты. Определите, какие из них в полной мере характеризуют Акимыча?

У доски работает 1 ученик

Акимыч

Эпитеты

Ø     Добрый

Ø     Отзывчивый

Ø     Неравнодушный

Ø     Душевный

Ø     Ранимый

Ø     Бессердечный

Ø     Добрый

Ø     Отзывчивый

Ø     Неравнодушный

Ø     Черствый

Ø     Жестокий

Ø     Бесчеловечный

Ø     Циничный

Ø     Душевный

Ø     Ранимый

 

Словарная работа

- Какие слова вам непонятны? (циничный)

- Как вы понимаете слово циничный? (жестокий, бессердечный)

СЛАЙД 6 В словаре Ожегова дается следующее определение термина (Циничный — полный цинизма, пренебрегающий нормами общественной морали, нравственности.«Словарь русского языка» С.И.Ожегова)

- Можно ли сказать, что Акимыч – циничный человек? (Нет) Почему? (Он неравнодушный, отзывчивый человек, который душой болеет за все происходящее вокруг)

 

Работа с иллюстрацией

Ребята, взгляните на иллюстрацию на стр175.

- Кто изображен на рисунке? (Акимыч)

- Вглядитесь в его лицо и позу. Что они выражают? (лицо напряженное, опирается на черенок от лопаты, сутулится; иллюстрация выражает озабоченность, грусть, тоску, скорбь, печаль)

- Какой момент рассказа изображен на данной иллюстрации? (эпизод, когда Акимы увидел, что в придорожном кювете лежит изуродованная кукла)

 

Вы правы, ребята, Акимыч – человек, прошедший войну, повидавший немало жестокости и насилия, он очень огорчен увиденным и недоумевает, как же так люди могли надругаться над куклой. Герой размышляет, какие люди могли совершить такой отвратительный поступок.

 

- Как же на этот вопрос отвечает Акимыч? (стр.174)

- Это чья же работа?

- Кто ж их знает... - не сразу ответил Акимыч, все еще сокрушенно глядя на куклу, над которой кто-то так цинично и жестоко глумился. - Нынче трудно на кого думать. Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят. А от них дети того набираются. С куклой это не первый случай. Езжу я и в район, и в область и вижу: то тут, то там - под забором ли, в мусорной куче - выброшенные куклы валяются. Которые целиком прямо, в платье, с бантом в волосах, а бывает, - без головы или: без обеих ног... Так мне нехорошо видеть это! Аж сердце комом: сожмется... Может, со мной с войны такое. На всю жизнь; нагляделся я человечины... Вроде и понимаешь: кукла. Да, ведь облик-то человеческий. Иную так сделают, что и от живого дитя не отличишь. И плачет по-людски. И когда это подобие валяется растерзанное у дороги - не могу видеть. Колотит меня всего.


 

- Как вы думаете, на что в этом эпизоде хотел обратить внимание автор? (на черствость, жестокость людей) 

- Какую проблему он ставит перед нами? (Бездуховность, жестокость и равнодушие людей)

« Проблема 2. Бездуховность, жестокость и равнодушие людей» СЛАЙД 7

Запись в тетрадях: « Проблема 2. Бездуховность, жестокость и равнодушие людей».

3)                      Формулирование 3 проблемы  Ответственность взрослых за судьбу подрастающего поколения

Выразительно чтение отрывка учителем (стр.174)

А люди идут мимо - каждый по своим делам, - и ничего... Проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают. Везут малышей в колясках - бровью не поведут. Детишки бегают - привыкают к такому святотатству. Вот и тут: сколько мимо прошло учеников! Утром - в школу, вечером - из школы. А главное - учителя: они ведь тоже мимо проходят. Вот чего не понимаю. Как же так?! Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!... Эх!

Словарная работа

- Как вы понимаете слово святотатство? (бесстыдство, поругание)

СЛАЙД 8 В словаре Ожегова дается следующее определение термина (Святотатство (книжн.) - поругание, оскорбление чего-нибудь заветного, святого «Словарь русского языка» С.И.Ожегова)

- Почему Акимыч так близко к сердцу принимает чужую жестокость, а другие проходят мимо? (кукла похожа на человека; Акимыч – фронтовик, нагляделся человечины, не может спокойно переносить такую жестокость по отношению к кукле)

- В первых публикациях рассказ назывался «Акимыч», а позднее – «Кукла». Ребята, давайте подумаем, почему автор изменил название? (через главного героя Носов хочет выразить протест против бессердечия, жестокости людей по отношению к кукле и друг другу)

Действительно, еще древние люди считали, что кукла с нарисованным лицом походит на человека, она живая, следовательно, у нее есть душа. Поэтому неудивительно, что Акимыч решает похоронить куклу, как хоронят человека. Но с болью проговорил… Прочитайте последнее предложение рассказа (стр.176)

Всего не закопать…

- Какой знак препинания стоит в конце предложения? (многоточие)

- Когда мы обычно ставим многоточие? (когда мысль не завершена, недосказана)

- Какие мысли спрятаны за многоточием? К чему призывает нас автор?  (много на земле равнодушных и жестоких людей, автор призывает читателей к тому, чтобы мы искореняли в своем сердце равнодушие, черствость и были более отзывчивыми на проблемы других людей)

Спасибо, ребята, за ваши отклики. Все вы верно подметили, Акимыч – один в поле не воин, он должен быть в каждом из нас, а мы должны нести ответственность за свои поступки и подавать пример подрастающему поколению.

- Какую нравственную проблему поднимает Носов? (Ответственность взрослых за судьбу подрастающего поколения) СЛАЙД 9

Проблема 3 « Ответственность взрослых за судьбу подрастающего поколения»

Зафиксируем ее в тетрадях.

5.                       Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Давайте вернёмся к теме урока. Как она звучит?

-Верно ли были подобраны слова? О физической или духовной слепоте говорит нам Носов (о духовной, о нежелании видеть проблемы человеческих взаимоотношений)

Творческая работа – составление синквейна

Ребята, мы сегодня с вами размышляли над очень важными и серьезными нравственными проблемами. Мне важно узнать, как вы поняли рассказ Е.И. Носова. Для этого я предлагаю вам составить синкейн.

- А кто знает, что такое синквейн? (Синквейн (от фр. cinquains, шаблон) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в России в начале XX века под влиянием японской поэзии.

СЛАЙД 10

- Как же составить синквейн? (СЛАЙД 11)

·                                                  Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

·                                                  Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

·                                                  Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

·                                                  Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

·                                                  Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Чтобы вам было немного проще, вспомним рассказ Л.Андреева «Кусака», в котором автор рассказывает о преданной собаке, оставленной в одиночестве дачниками, приехавшими погостить в деревню на лето.

Синквейн на основе рассказа «Кусака» Л. Андреева (СЛАЙД 12)
1. Кусака
2. Преданная, ласковая
3. Ждет, надеется, верит
4. Мы в ответе за тех, кого приручили
5. Собака

- Составьте синквейн, используя следующие слова (СЛАЙД 13)

1 вариант – Акимыч

2 вариант – Кукла

Возможные варианты синквейна

Акимыч

Кукла

Неравнодушный, милосердный

Горюет, плачет, переживает

Ему небезразлична судьба людей

Защитник Отечества

Брошенная, одинокая

Лежит, плачет, стонет

Люди жестоко отнеслись к игрушке

Человек

 

Заслушивание вариантов синквейна (2-3 человека с каждоговарианта)

- Вам понравился урок? (Ответы детей)

 

Я очень рада. Я от души благодарю вас, ребята, за плодотворную работу и хочу закончить урок слова великого педагога Сухомлинского: «Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо» СЛАЙД 14.

Автор Габдрахманова Лейсан Марселевна
Дата добавления 10.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Презентации
Просмотров 1814
Номер материала 6917
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓