Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Урок литературного чтения в 3 классе.
Система Л.В. Занкова
"Времен связующая нить"
Частное образовательное учреждение
Общеобразовательная школа «Перспектива»
г. Элиста, Республика Калмыкия, Россия
Зарахаева Элеонора Батыровна,
учитель начальных классов
Басня Эзопа «Ворон и Лисица»,
басня И.А. Крылова «Ворона и Лисица»
2 слайд
Времен связующая нить…
И.А.Крылов
(1768 – 1844)
Эзоп
(VI век до н. э.)
3 слайд
Что такое басня?
ВНИМАНИЕ!
ВОПРОС ДЛЯ НАСТОЯЩЕГО ИССЛЕДОВАТЕЛЯ:
4 слайд
Эзоп
Ворон и лисица.
Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит:
«Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, - ничего бы тебе больше не требовалось, чтоб царствовать».
Басня уместна против человека неразумного.
5 слайд
Басня - это
краткий
иносказательный
поучительный
рассказ
или…
аллегория
мораль
6 слайд
Времен связующая нить…
И.А.Крылов
(1768 – 1844)
Эзоп
(VI век до н. э.)
7 слайд
Иван Крылов
Ворона и Лисица.
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
----------------------------------
Вороне где-то Бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, - Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перушки! Какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой, и петь ты мастерица,-
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло,
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло,-
Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
8 слайд
Настоящий исследователь,
сравним басни?
9 слайд
Настоящий исследователь,
проверь себя.
Лисица хитрая и мудрая
Лисица хитрая
Вредна лесть
Вредна глупость
Мораль - сюжет
Сюжет - мораль
Кусок мяса
Кусок сыра
Проза
Стихи (поэзия)
Ворон
Ворона
10 слайд
Сюжет или мораль?
Подумай, что ценнее в басне?
СЮЖЕТ МОРАЛЬ
11 слайд
НАЙДИ ПАРУ.
12 слайд
Басня - это
краткий
иносказательный
поучительный
рассказ или
стихотворение.
аллегория
мораль
13 слайд
Кроссворд
для самых внимательных читателей.
в
е
с
о
л
г
т
и
к
у
ш
у
к
б
а
е
с
с
т
р
и
ц
а
н
а
ь
я
р
ь
у
ц
щ
е
в
в
о
р
н
а
о
14 слайд
15 слайд
Герои басен в изображении художников.
Памятник в г. Сочи
Валентин Серов
Иллюстрация к басне И.А. Крылова
«Ворона и Лисица»
КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ
16 слайд
ПОДВЕДЕМ ИТОГ.
1. Поучительный вывод басни – это…
2. Аллегория – это …
3. Героями басен чаще всего бывают …
4. Басни Эзопа – это проза, а басни Крылова – это…
М
Р
А
Л
Ь
О
О
С
К
А
Е
И
Н
Н
А
Т
И
Я
Н
Ы
Е
О
В
И
Э
З
Б
П
Ж
О
А
С
Н
Я
И
З
17 слайд
18 слайд
Двойная в басне польза:
и учит жить
возбуждает смех
разумными советами.
А если упрекнут меня за то, что здесь
Не только звери,
а и деревья речь ведут,
Пусть вспомнят: это все –
смешной лишь вымысел.
19 слайд
Список используемой литературы:
Блинова И.В. Литературное чтение. 3 класс: поурочные планы по учебнику Н.А. Чураковой. – Волгоград: Учитель, 2006.
Ушакова О.Д. Великие писатели. – Санкт-Петербург: Издательский дом «Литера», 2007
Чуракова Н.А. Литературное чтение: Учебник для 3 класса Часть I, II. – Самара: Корпорация «Федоров», изд-во «Учебная литература», 2006.
Чуракова Н.А. Методический комментарий к учебнику «Литературное чтение. Часть I, II. 3 класс». – М: Центр общего развития, 2001.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе на тему "Времен связующая нить", разработанного на основе дидактических принципов методической системы Л.В. Занкова. Это первый урок в системе уроков, знакомящих детей с баснями по учебнику «Литературное чтение» Н.А. Чураковой. На уроке одновременно рассматриваются басни с одинаковым сюжетом Эзопа и И.А.Крылова.Основная цель урока: исследование басни как жанра литературы. Поставленная цель реализуется с помощью следующих задач:
· Научить определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность).
· Методом сравнения определить отличие басни от сказки о животных.
· Развивать умение самостоятельно работать с текстом, сопоставлять произведения разных авторов, делать выводы.
· Формировать верные нравственные представления.
Основным приемом организации исследовательского восприятия ребенка на данном уроке является сравнение. Сравнивая жанровую специфику басни и сказки о животных, дети приходят к выводу, что при всех жанровых отличиях, басня наследует особенности народной сказки о животных. Сравнительный анализ басен Эзопа и Крылова, позволил учащимся протянуть времен связующую нить и прийти к выводу, что истоки басни в устном народном творчестве. В конце урока клубок, помогавший детям путешествовать во времени, который они получили от члена международного совета консультантов - фольклорного персонажа Бабы-Яги, покатился сначала к баснописцу Эзопу, затем к писателю И.А. Крылову, а потом вновь вернулся к Бабе-Яге, т.к. многие строчки крыловских басен стали «крылатыми», почти пословицами.
Закрепление нового материала проводится с помощью игры «Найди пару», кроссвордов, занимательного рисования.
Поскольку литературное чтение – интегрированный курс, на уроке дети также знакомятся с произведениями изобразительного искусства: иллюстрацией В.Серова «Ворона и Лисица» и скульптурным изображением героев басни в городе Сочи.
Содержание и построение урока отвечают особенностям курса, на котором литература рассматривается как явление художественной культуры, закладываются основы изучения литературного процесса как движения от фольклора к авторской литературе.
6 671 842 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Зарахаева Элеонора Батыровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
5 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.