Главная / Русский язык и литература / Презентация к уроку-практикуму в 11 классе на тему "Художественная речь: изобразительно-выразительные средства"

Презентация к уроку-практикуму в 11 классе на тему "Художественная речь: изобразительно-выразительные средства"

Интегрированный урок - - практикум в 11 классе. Тема: «Художественная речь: и...
Ход урока. I. Слово об А.И.Куприне: « Почему он большой писатель? Да потому, ...
2. Текстовой этап. Задача – организация и осуществление аналитического чтения...
Словарная статья: «Заповедь – 1. Изречение, содержащее религиозно-нравственно...
Заповеди А.И. Куприна. 1.« Если хочешь что-нибудь изобразить…найди образные, ...
Изобразительно-выразительные средства Языковые средства Художественные тропы ...
Образное определение: слово, поясняющее, характеризующее предмет, понятие ил...
эпитет	Образное определение: слово, поясняющее, характеризующее предмет, поня...
Фрагмент из II главы повести «Олеся». Ветер за стенами дома бесился, как стар...
Порою бог весть откуда врывался этот страшный гость и в мою комнату, пробега...
«Дьявол – злой, неистовый, дух, бес, чёрт, сатана; демон, облом, некошный, лу...
План текста. 1. « Метель расходилась». 2. « Страшный гость» в доме. 3. «На ме...
Задания для исследований. 1-ая группа: языковые средства на лексическом уровн...
1-ая группа: языковые средства на лексическом уровне. Слайд-исследование. Пла...
Какие из слов имеют эмоционально-оценочную окраску? (указать, если есть, сти...
Какие из слов имеют экспрессивную окраску? бесился, дьявол; печаль – тоска, т...
Задание классу (1). Поразмышляйте над целью троекратного повтора слова «стран...
2-ая группа: языковые средства на морфологическом уровне. Слайд-исследование...
Какие части речи в свою очередь являются «приближёнными» глаголов? деепричас...
Задание классу (2). Выполнить словообразовательный разбор отглагольных сущест...
3-ья группа: синтаксическая организация текста. Слайд-исследование. План. Ско...
Задание классу (3). По словам А.П.Чехова, «периоды производят впечатление сил...
4-ая группа: художественные тропы. Слайд-исследование. План. 1.Определение по...
Задание классу (4). 1.Подберите контекстные синонимы слову «убогий». 2.Состав...
« Убогий (дом) – скудельня, скудельница, куда встарь свозили тела погибших с...
5-ая группа: стилистические фигуры. Слайд-исследование. План. 1.Определение п...
Задание классу (5). Объясните, в чём состоит главное различие стилистических ...
Слайд-рефлексия. Мне понравилось на уроке… Я ощущал себя на уроке… После урок...
Домашнее задание. 1.Обязательное: Языковой анализ одного из предложенных отры...
Спасибо за урок.
Учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6...
1 из 31

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Интегрированный урок - - практикум в 11 классе. Тема: «Художественная речь: изоб
Описание слайда:

Интегрированный урок - - практикум в 11 классе. Тема: «Художественная речь: изобразительно - выразительные средства» Цели: 1) идентификация изобразительно-выразительных средств языка; 2)развитие исследовательских и коммуникативных навыков; 3)воспитание чувства литературной нормы; 4)подготовка к выполнению заданий ЕГЭ.

№ слайда 2 Ход урока. I. Слово об А.И.Куприне: « Почему он большой писатель? Да потому, что
Описание слайда:

Ход урока. I. Слово об А.И.Куприне: « Почему он большой писатель? Да потому, что он живой… в каждой мелочи живой»( Д.Н. Мамин – Сибиряк). Заповеди А.И.Куприна: «всегда живописуй». От ключевых слов к формулированию темы и целей урока. II. Актуализация и диагностирование знания классификации изобразительно-выразительных средств. (Тест: назови термин по его объяснению.) II. Аналитическая деятельность с фрагментом текста из повести «Олеся». 1. Дотекстовой этап. Задача: настроиться на адекватное восприятие текста.

№ слайда 3 2. Текстовой этап. Задача – организация и осуществление аналитического чтения те
Описание слайда:

2. Текстовой этап. Задача – организация и осуществление аналитического чтения текста. 2.1. Интерпретация текста. 2.2. Составление плана. 2.3. Определение типа речи. 2.4. Работа в группах. Задача: исследование текста с позиций характерных для него особенностей языка и речи. 2.5. Отчёты о проделанной работе. IY. Сочинение – миниатюра « Что бы вы почувствовали, если бы находились на месте героя?» Y. Подведение итогов. Обобщающее оценивание. Кого из русских классиков напоминает А.Куприн своей стилевой манерой, в том числе языковой и речевой?

№ слайда 4 Словарная статья: «Заповедь – 1. Изречение, содержащее религиозно-нравственное п
Описание слайда:

Словарная статья: «Заповедь – 1. Изречение, содержащее религиозно-нравственное предписание. Евангельская заповедь. 2.перен. Правило. Положение, служащее руководящим указанием для кого-чего-нибудь. (высок.) Первая заповедь (самое непреложное правило)». С.И.Ожегов.

№ слайда 5 Заповеди А.И. Куприна. 1.« Если хочешь что-нибудь изобразить…найди образные, нез
Описание слайда:

Заповеди А.И. Куприна. 1.« Если хочешь что-нибудь изобразить…найди образные, незатасканные слова, лучше всего неожиданные.» 2.« В описаниях помни, что так называемые «картины природы» видит действующее лицо…Если описываешь от своего лица, покажи это своё лицо…Мы не знаем природы самой по себе, без человека.» 3.« Изгони шаблонные выражения…Всегда живописуй, а не веди полицейского протокола». 4. « Красочные сравнения должны быть точны…Изображай гром, как Чехов, - словно кто прошёл босыми ногами по крыше…»

№ слайда 6 Изобразительно-выразительные средства Языковые средства Художественные тропы Сти
Описание слайда:

Изобразительно-выразительные средства Языковые средства Художественные тропы Стилистические фигуры

№ слайда 7 Образное определение: слово, поясняющее, характеризующее предмет, понятие или я
Описание слайда:

Образное определение: слово, поясняющее, характеризующее предмет, понятие или явление. Сопоставление явления или понятия с другим явлением или понятием, имеющим общие признаки с первым. Перенесение свойств, признаков одного предмета на другой, схожий с ним отдельными чертами (цветом, формой, характером движения и др.) Вид метафоры, перенесение свойств одушевлённого предмета на неодушевлённый. Замена в художественной речи названия предмета, понятия, явления другим названием, неразрывно с ним связанным в представлении людей. Перенесение значения одного слова на другое на основе замены количественных отношений: называется часть вместо целого или целое вместо части. Изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного, предметного образа. Образное выражение, состоящее в преувеличении размера, силы, значения изображаемого явления. Художественное приуменьшение размера, силы, значения изображаемого явления. Соединение противоположных по смыслу понятий в одном художественном образе, в результате рождается новое понятие. Резкое, контрастное противопоставление предметов, явлений и их свойств. Сопоставление двух явлений путём параллельного их изображения. Повторение одинаковых слов, словосочетаний или синтаксических построений в начале стихотворных строк, строф или отдельных фраз в прозаическом произведении. Повторение одинаковых слов, словосочетаний или синтаксических построений в конце стихотворных строк, строф или отдельных фраз в прозаическом произведении. Своеобразная расстановка слов в предложении, нарушающая порядок, установленный правилами грамматики русского языка. Повторение одних и тех же слов в стихотворной строке, а также фраз в прозаическом тексте.

№ слайда 8 эпитет	Образное определение: слово, поясняющее, характеризующее предмет, понятие
Описание слайда:

эпитет Образное определение: слово, поясняющее, характеризующее предмет, понятие или явление. сравнение Сопоставление явления или понятия с другим явлением или понятием, имеющим общие признаки с первым. метафора Перенесение свойств, признаков одного предмета на другой, схожий с ним отдельными чертами (цветом, формой, характером движения и др.) олицетворение Вид метафоры, перенесение свойств одушевлённого предмета на неодушевлённый. метонимия Замена в художественной речи названия предмета, понятия, явления другим названием, неразрывно с ним связанным в представлении людей. синекдоха Перенесение значения одного слова на другое на основе замены количественных отношений: называется часть вместо целого или целое вместо части. аллегория Изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного, предметного образа. гипербола Образное выражение, состоящее в преувеличении размера, силы, значения изображаемого явления. литота Художественное приуменьшение размера, силы, значения изображаемого явления. оксюморон Соединение противоположных по смыслу понятий в одном художественном образе, в результате рождается новое понятие. антитеза Резкое, контрастное противопоставление предметов, явлений и их свойств. параллелизм Сопоставление двух явлений путём параллельного их изображения. анафора Повторение одинаковых слов, словосочетаний или синтаксических построений в начале стихотворных строк, строф или отдельных фраз в прозаическом произведении. эпифора Повторение одинаковых слов, словосочетаний или синтаксических построений в конце стихотворных строк, строф или отдельных фраз в прозаическом произведении. инверсия Своеобразная расстановка слов в предложении, нарушающая порядок, установленный правилами грамматики русского языка. повтор Повторение одних и тех же слов в стихотворной строке, а также фраз в прозаическом тексте.

№ слайда 9 Фрагмент из II главы повести «Олеся». Ветер за стенами дома бесился, как старый,
Описание слайда:

Фрагмент из II главы повести «Олеся». Ветер за стенами дома бесился, как старый, озябший голый дьявол. В его рёве слышались стоны, визг и дикий смех. Метель к вечеру расходилась ещё сильнее. Снаружи кто-то яростно бросал в стёкла окон горсти мелкого сухого снега. Недалёкий лес роптал и гудел с непрерывной, затаённой, глухой угрозой… Ветер забирался в пустые комнаты и в печные воющие трубы, и старый дом, весь расшатанный, дырявый, полуразвалившийся, вдруг оживлялся странными звуками, к которым я прислушивался с невольной тревогой. Вот точно вздохнуло что-то в белой зале, вздохнуло глубоко, прерывисто, печально. Вот заходили и заскрипели где-то далеко высохшие гнилые половицы под чьими-то тяжёлыми и бесшумными шагами. Чудится мне затем, что рядом с моей комнатой, в коридоре, кто-то осторожно и настойчиво нажимает на дверную ручку и потом , внезапно разъярившись, мчится по всему дому, бешено потрясая всеми ставнями и дверьми, или, забравшись в трубу, скулит так жалобно, скучно и непрерывно, то поднимая всё выше, всё тоньше свой голос до жалобного визга , то опуская его вниз, до звериного рычанья.

№ слайда 10 Порою бог весть откуда врывался этот страшный гость и в мою комнату, пробегал в
Описание слайда:

Порою бог весть откуда врывался этот страшный гость и в мою комнату, пробегал внезапным холодом у меня по спине и колебал пламя лампы, тускло светившей под зелёным бумажным, обгоревшим сверху абажуром. На меня нашло странное, неопределённое беспокойство. Вот, думалось мне, сижу я глухой и ненастной зимней ночью в ветхом доме, среди деревни, затерявшейся в лесах и сугробах, в сотнях вёрст от городской жизни, от общества, от женского смеха, от человеческого разговора… И начинало мне представляться, что годы и десятки лет будет тянуться этот ненастный вечер, будет тянуться вплоть до моей смерти, и так же будет реветь за окнами ветер, так же тускло будет гореть лампа под убогим зелёным абажуром, так же тревожно буду ходить я взад и вперёд по моей комнате, так же будет сидеть около печки молчаливый, сосредоточенный Ярмола, - странное, чуждое мне существо, равнодушное ко всему на свете: и к тому, что у него дома в семье есть нечего, и к бушеванию ветра, и к моей неопределённой, разъедающей тоске.

№ слайда 11 «Дьявол – злой, неистовый, дух, бес, чёрт, сатана; демон, облом, некошный, лукав
Описание слайда:

«Дьявол – злой, неистовый, дух, бес, чёрт, сатана; демон, облом, некошный, лукавый.»(В.И.Даль) (ключевое слово первого предложения) «Дьявол – в религиозной мифологии: злой дух, противостоящий богу, сатана, употребляется как бранное слово.» (С.И.Ожегов.)

№ слайда 12 План текста. 1. « Метель расходилась». 2. « Страшный гость» в доме. 3. «На меня
Описание слайда:

План текста. 1. « Метель расходилась». 2. « Страшный гость» в доме. 3. «На меня нашло странное, неопределённое беспокойство».

№ слайда 13 Задания для исследований. 1-ая группа: языковые средства на лексическом уровне.
Описание слайда:

Задания для исследований. 1-ая группа: языковые средства на лексическом уровне. 2-ая группа: языковые средства на морфологическом уровне. 3-ья группа: синтаксическая организация текста. 4-ая группа: художественные тропы. 5-ая группа: стилистические фигуры. *Сформулировать вопрос или задание классу в логике подготовки к ЕГЭ.

№ слайда 14 1-ая группа: языковые средства на лексическом уровне. Слайд-исследование. План.
Описание слайда:

1-ая группа: языковые средства на лексическом уровне. Слайд-исследование. План. Ключевые слова. (ветер: кто-то, что-то, страшный гость) ( ветер бесился, бросал, скулит, врывался, пробегал, колебал, будет реветь…; лес роптал, гудел; метель расходилась) В каком значении употреблены слова, рисующие жизнь природы? ( в переносном значении, значит, они образны, т.е. имеют стилистическую окраску)

№ слайда 15 Какие из слов имеют эмоционально-оценочную окраску? (указать, если есть, стилев
Описание слайда:

Какие из слов имеют эмоционально-оценочную окраску? (указать, если есть, стилевую помету)   Убогий (жалкий на вид) – разг. Бесился, бешено (разг.) Яростно (высок.) Озябший (простор.) Рычание (перен.) – простор. Чуждое (существо) – книжн. Будет тянуться (перен.) – разг. (В белой) зале – устар. Роптал – книжн. Откуда ни возьмись (идиома) – разг.   Реветь; яростно (разъярившись), жалобно, тревожно, скучно; врывался; скулит; визг.  

№ слайда 16 Какие из слов имеют экспрессивную окраску? бесился, дьявол; печаль – тоска, трев
Описание слайда:

Какие из слов имеют экспрессивную окраску? бесился, дьявол; печаль – тоска, тревога – беспокойство; страшный гость; рычание Повторы в тексте и их роль. Визг – визга, смех (ветра) – смех (женский), странные (звуки) – странное (беспокойство) – странное (существо – Ярмола), неопределённое (беспокойство) – неопределённая (тоска), глухая(угроза) – глухая(ночь), вздохнуло(2), будет тянуться(2), тревога – тревожно, яростно – разъярившийся, непрерывный - непрерывно – прерывистый, жалобный – жалобно, (вздохнуло) печально – (разъедающая) тоска.

№ слайда 17 Задание классу (1). Поразмышляйте над целью троекратного повтора слова «странный
Описание слайда:

Задание классу (1). Поразмышляйте над целью троекратного повтора слова «странный». (4-5предложений) « Странный и странний – сторонний, посторонний; побочный; нездешний, нетутошний, чужой, иноземный, или из другого города, селенья; путник, прохожий. Странные на монастырь собирают, греки, не то болгары.» ( В.И. Даль.) «Странный – необычный, непонятный, вызывающий недоумение. Странный характер.» (С.И.Ожегов.)

№ слайда 18 2-ая группа: языковые средства на морфологическом уровне. Слайд-исследование. П
Описание слайда:

2-ая группа: языковые средства на морфологическом уровне. Слайд-исследование. План. Предмет описания: (ветер-существительное; кто-то, что-то – неопределённые местоимения; страшный гость - образное выражение) Какие части речи активно сопровождают эти грамматические предметы? (глаголы: бесился, бросал, скулит, врывался, пробегал, колебал, будет реветь…)

№ слайда 19 Какие части речи в свою очередь являются «приближёнными» глаголов? деепричастия
Описание слайда:

Какие части речи в свою очередь являются «приближёнными» глаголов? деепричастия, наречия бросал яростно вздохнуло глубоко, прерывисто, печально внезапно разъярившись, мчится, бешено потрясая всеми ставнями и дверьми забравшись в трубу, скулит так жалобно, скучно и непрерывно, то поднимая всё выше, всё тоньше свой голос до жалобного визга, то опуская его вниз, до звериного рычания Какие части речи дополняют эмоциональную картину динамизма? отглагольные существительные: в рёве, стоны, визг, рычание, бушевание

№ слайда 20 Задание классу (2). Выполнить словообразовательный разбор отглагольных существит
Описание слайда:

Задание классу (2). Выполнить словообразовательный разбор отглагольных существительных Существительное От какого слова Каким способом в рёве стоны визг рычание бушевание Существительное От какого слова Каким способом в рёве реветь бессуффиксный стоны стонать бессуффиксный визг визжать бессуффиксный рычание рычать суффиксальный бушевание бушевать суффиксальный

№ слайда 21 3-ья группа: синтаксическая организация текста. Слайд-исследование. План. Скольк
Описание слайда:

3-ья группа: синтаксическая организация текста. Слайд-исследование. План. Сколько предложений в тексте, из них простых и сложных, однородные члены предложения и их роль (идти от ключевых слов) Выводы: 1.Текст состоит из 13 предложений (поабзацно: 5+5+3), из них всего три сложных, но одно из них – составляет 1/4 текста, это – период – синтаксическая фигура, заключающая логически оправданный смысловой повтор. 2.Куприн активно использует однородные члены предложения (8 рядов однородных определений, 7 – обстоятельств, 4 – сказуемых, 2 – подлежащих), что усиливает экспрессию в создании живописной картины: возникает впечатление объёмности описания, а также динамичности и напряженности речи.

№ слайда 22 Задание классу (3). По словам А.П.Чехова, «периоды производят впечатление силы».
Описание слайда:

Задание классу (3). По словам А.П.Чехова, «периоды производят впечатление силы». Прокомментируйте эти слова.

№ слайда 23 4-ая группа: художественные тропы. Слайд-исследование. План. 1.Определение понят
Описание слайда:

4-ая группа: художественные тропы. Слайд-исследование. План. 1.Определение понятия «тропы». Классификация. 2.Простейшие тропы (сравнение, эпитет). 3.Сложные тропы (метафора, олицетворение, метафорический эпитет…..) Олицетворения: ветер бесился (бросал, скулит, врывался, пробегал, колебал, будет реветь); лес роптал и гудел, метель расходилась, заходили половицы Сравнение: ветер за стенами дома бесился, как старый, озябший голый дьявол Эпитеты: дикий смех, глухая угроза, тяжёлыми и бесшумными шагами, жалобный визг, странные звуки, дом дырявый, неопределённая тоска, убогий абажур Метафоры: скулит жалобно, скучно; вздохнуло печально, бешено потрясая; ветер, яростно разъярившийся, дом оживлялся; дом, весь расшатанный Метафорические эпитеты: воющие трубы, разъедающая тоска, звериное рычание; деревня, затерявшаяся в лесах; затаённая угроза.

№ слайда 24 Задание классу (4). 1.Подберите контекстные синонимы слову «убогий». 2.Составьте
Описание слайда:

Задание классу (4). 1.Подберите контекстные синонимы слову «убогий». 2.Составьте словосочетания, в которых это слово будет иметь разные значения. 3. Знаете ли вы, как толкует его В.И.Даль?

№ слайда 25 « Убогий (дом) – скудельня, скудельница, куда встарь свозили тела погибших стра
Описание слайда:

« Убогий (дом) – скудельня, скудельница, куда встарь свозили тела погибших странников, утопленников, убитых на пути и пр.» (В.И.Даль) « Убогий – 1.Крайне бедный, нищенский. Убогое настроение. (перен.) 2.Немощный, увечный, жалкий на вид. Убогая старуха. (разг.) ( Большой академический словарь.)

№ слайда 26 5-ая группа: стилистические фигуры. Слайд-исследование. План. 1.Определение поня
Описание слайда:

5-ая группа: стилистические фигуры. Слайд-исследование. План. 1.Определение понятия. Классификация. 2.Анализ расстановки слов в предложении (инверсия, синтаксический параллелизм…) Инверсия: слышались стоны, визг и дикий смех вздохнуло что-то заскрипели и заходили половицы врывался страшный гость нашло беспокойство сижу я будет тянуться вечер будет реветь ветер будет гореть лампа буду ходить я будет сидеть Ярмола дом, весь расшатанный Анафора: Вот точно вздохнуло…, Вот заходили и заскрипели Градация: Слышались стоны, визг, дикий смех Дом расшатанный, дырявый, полуразвалившийся Антитеза Жалобный визг – звериное рычание Синтаксический параллелизм: «…так же будет реветь за окнами ветер, так же тускло будет гореть лампа под убогим зелёным абажуром, так же тревожно буду ходить я взад и вперёд по моей комнате, так же будет сидеть около печки молчаливый, сосредоточенный Ярмола…»

№ слайда 27 Задание классу (5). Объясните, в чём состоит главное различие стилистических фиг
Описание слайда:

Задание классу (5). Объясните, в чём состоит главное различие стилистических фигур и тропов.

№ слайда 28 Слайд-рефлексия. Мне понравилось на уроке… Я ощущал себя на уроке… После урока я
Описание слайда:

Слайд-рефлексия. Мне понравилось на уроке… Я ощущал себя на уроке… После урока я задумаюсь…

№ слайда 29 Домашнее задание. 1.Обязательное: Языковой анализ одного из предложенных отрывко
Описание слайда:

Домашнее задание. 1.Обязательное: Языковой анализ одного из предложенных отрывков повести « Олеся» (по аналогии) Цель: установление закономерности, определяющей языковую манеру Куприна. 2. Альтернативное: Языковой анализ одного из предложенных отрывков повести « Олеся» и задания для КАТ (занятия элективного курса, подготовка к ЕГЭ) 3.Для добровольного выполнения: 1.Сочинение-эссе: ваши личные впечатления от текста, над которым работали дома. 2.* Стилизация текста.

№ слайда 30 Спасибо за урок.
Описание слайда:

Спасибо за урок.

№ слайда 31 Учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» С
Описание слайда:

Учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» Синикова Валентина Ивановна. Город Луга, Ленинградская область.

Презентация к уроку-практикуму в 11 классе на тему "Художественная речь: изобразительно-выразительные средства"
  • Русский язык и литература
Описание:

Интегрированный урок-практикум в 11 классе, основной целью которого является успешная идентификация обучающимися изобразительно-выразительных средств языка, предполагает большую поисковую работу в группах. Организация этой работы, обеспечение её плотности, возможность оперативного контроля и оценки результатов деятельности каждой группы, а также необходимость фиксации обучающимися материала в ходе его собирания для выполнения последующих дигностических и творческих работ продиктовали целесообразность создания презентации хода урока, рассчитанного на 2 академических часа.

Автор Синикова Валентина Ивановна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 644
Номер материала 44603
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓