Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыПрезентация к уроку-практикуму в 11 классе на тему "Художественная речь: изобразительно-выразительные средства"

Презентация к уроку-практикуму в 11 классе на тему "Художественная речь: изобразительно-выразительные средства"

Скачать материал
Скачать материал "Презентация к уроку-практикуму в 11 классе на тему "Художественная речь: изобразительно-выразительные средства""

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Управляющий рестораном

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Интегрированный урок -  - практикум в 11 классе.Тема: «Художественная речь:...

    1 слайд

    Интегрированный урок - - практикум в 11 классе.
    Тема: «Художественная речь:
    изобразительно - выразительные средства»
    Цели:
    1) идентификация изобразительно-выразительных средств языка;
    2)развитие исследовательских и коммуникативных навыков;
    3)воспитание чувства литературной нормы;
    4)подготовка к выполнению заданий ЕГЭ.

  • Ход урока.I.   Слово об А.И.Куприне: « Почему он большой писатель? Да потому,...

    2 слайд

    Ход урока.
    I. Слово об А.И.Куприне: « Почему он большой писатель? Да потому, что он живой… в каждой мелочи живой»( Д.Н. Мамин – Сибиряк).
    Заповеди А.И.Куприна: «всегда живописуй».
    От ключевых слов к формулированию темы и целей урока.

    II. Актуализация и диагностирование знания классификации изобразительно-выразительных средств. (Тест: назови термин по его объяснению.)

    II. Аналитическая деятельность с фрагментом текста из повести «Олеся».
    1. Дотекстовой этап.
    Задача: настроиться на адекватное восприятие текста.






  • 2. Текстовой этап.
    Задача – организация и осуществление аналитического чт...

    3 слайд

    2. Текстовой этап.
    Задача – организация и осуществление аналитического чтения текста.
    2.1. Интерпретация текста.
    2.2. Составление плана.
    2.3. Определение типа речи.
    2.4. Работа в группах.
    Задача: исследование текста с позиций характерных для него особенностей языка и речи.
    2.5. Отчёты о проделанной работе.

    IY. Сочинение – миниатюра « Что бы вы почувствовали, если бы находились на месте героя?»

    Y. Подведение итогов. Обобщающее оценивание.
    Кого из русских классиков напоминает А.Куприн своей стилевой манерой, в том числе языковой и речевой?

  • Словарная статья: «Заповедь –1. Изречение, содержащее религиозно-нравственн...

    4 слайд

    Словарная статья:
    «Заповедь –
    1. Изречение, содержащее религиозно-нравственное предписание.
    Евангельская заповедь.
    2.перен. Правило. Положение, служащее руководящим указанием для кого-чего-нибудь. (высок.)
    Первая заповедь (самое непреложное правило)».

    С.И.Ожегов.

  • Заповеди А.И. Куприна.   1.« Если хочешь что-нибудь изобразить…найди образные...

    5 слайд

    Заповеди А.И. Куприна.
    1.« Если хочешь что-нибудь изобразить…найди образные, незатасканные слова, лучше всего неожиданные.»
    2.« В описаниях помни, что так называемые «картины природы» видит действующее лицо…Если описываешь от своего лица, покажи это своё лицо…Мы не знаем природы самой по себе, без человека.»
    3.« Изгони шаблонные выражения…Всегда живописуй, а не веди полицейского протокола».
    4. « Красочные сравнения должны быть точны…Изображай гром, как Чехов, - словно кто прошёл босыми ногами по крыше…»

  • Изобразительно-выразительные  средстваЯзыковые средстваХудожественные тропыСт...

    6 слайд

    Изобразительно-выразительные средства
    Языковые средства
    Художественные тропы
    Стилистические фигуры

  • 7 слайд

  • 8 слайд

  • Фрагмент из II главы повести «Олеся».    Ветер за стенами дома бесился, как с...

    9 слайд

    Фрагмент из II главы повести «Олеся».
    Ветер за стенами дома бесился, как старый, озябший голый дьявол. В его рёве слышались стоны, визг и дикий смех. Метель к вечеру расходилась ещё сильнее. Снаружи кто-то яростно бросал в стёкла окон горсти мелкого сухого снега. Недалёкий лес роптал и гудел с непрерывной, затаённой, глухой угрозой…
    Ветер забирался в пустые комнаты и в печные воющие трубы, и старый дом, весь расшатанный, дырявый, полуразвалившийся, вдруг оживлялся странными звуками, к которым я прислушивался с невольной тревогой. Вот точно вздохнуло что-то в белой зале, вздохнуло глубоко, прерывисто, печально. Вот заходили и заскрипели где-то далеко высохшие гнилые половицы под чьими-то тяжёлыми и бесшумными шагами. Чудится мне затем, что рядом с моей комнатой, в коридоре, кто-то осторожно и настойчиво нажимает на дверную ручку и потом , внезапно разъярившись, мчится по всему дому, бешено потрясая всеми ставнями и дверьми, или, забравшись в трубу, скулит так жалобно, скучно и непрерывно, то поднимая всё выше, всё тоньше свой голос до жалобного визга , то опуская его вниз, до звериного рычанья.

  • Порою бог весть откуда врывался этот страшный гость и в мою комнату, про...

    10 слайд

    Порою бог весть откуда врывался этот страшный гость и в мою комнату, пробегал внезапным холодом у меня по спине и колебал пламя лампы, тускло светившей под зелёным бумажным, обгоревшим сверху абажуром.
    На меня нашло странное, неопределённое беспокойство. Вот, думалось мне, сижу я глухой и ненастной зимней ночью в ветхом доме, среди деревни, затерявшейся в лесах и сугробах, в сотнях вёрст от городской жизни, от общества, от женского смеха, от человеческого разговора… И начинало мне представляться, что годы и десятки лет будет тянуться этот ненастный вечер, будет тянуться вплоть до моей смерти, и так же будет реветь за окнами ветер, так же тускло будет гореть лампа под убогим зелёным абажуром, так же тревожно буду ходить я взад и вперёд по моей комнате, так же будет сидеть около печки молчаливый, сосредоточенный Ярмола, - странное, чуждое мне существо, равнодушное ко всему на свете: и к тому, что у него дома в семье есть нечего, и к бушеванию ветра, и к моей неопределённой, разъедающей тоске.

  • «Дьявол – злой, неистовый, дух, бес, чёрт, сатана; демон, облом, некошный, лу...

    11 слайд

    «Дьявол – злой, неистовый, дух, бес, чёрт, сатана; демон, облом, некошный, лукавый.»(В.И.Даль)
    (ключевое слово первого предложения)
    «Дьявол – в религиозной мифологии: злой дух, противостоящий богу, сатана, употребляется как бранное слово.»
    (С.И.Ожегов.)

  • План текста.1. « Метель расходилась».2. « Страшный гость» в доме.3. «На ме...

    12 слайд

    План текста.
    1. « Метель расходилась».
    2. « Страшный гость» в доме.
    3. «На меня нашло странное, неопределённое
    беспокойство».

  • Задания для исследований.1-ая группа: языковые средства на лексическом уровн...

    13 слайд

    Задания для исследований.
    1-ая группа: языковые средства на лексическом уровне.
    2-ая группа: языковые средства на морфологическом уровне.
    3-ья группа: синтаксическая организация текста.
    4-ая группа: художественные тропы.
    5-ая группа: стилистические фигуры.

    *Сформулировать вопрос или задание классу в логике подготовки к ЕГЭ.

  • 1-ая группа: языковые средства на лексическом уровне. Слайд-исследование.Пла...

    14 слайд

    1-ая группа: языковые средства на лексическом уровне. Слайд-исследование.
    План.
    Ключевые слова.
    (ветер: кто-то, что-то, страшный гость)
    ( ветер бесился, бросал, скулит, врывался, пробегал, колебал, будет реветь…; лес роптал, гудел; метель расходилась)
    В каком значении употреблены слова, рисующие жизнь природы?
    ( в переносном значении, значит, они образны, т.е. имеют стилистическую окраску)

  • Какие из слов имеют эмоционально-оценочную окраску?(указать, если есть, сти...

    15 слайд


    Какие из слов имеют эмоционально-оценочную окраску?
    (указать, если есть, стилевую помету)
     
    Убогий (жалкий на вид) – разг.
    Бесился, бешено (разг.)
    Яростно (высок.)
    Озябший (простор.)
    Рычание (перен.) – простор.
    Чуждое (существо) – книжн.
    Будет тянуться (перен.) – разг.
    (В белой) зале – устар.
    Роптал – книжн.
    Откуда ни возьмись (идиома) – разг.
     
    Реветь; яростно (разъярившись), жалобно, тревожно, скучно; врывался; скулит; визг.


     

  • Какие из слов имеют экспрессивную окраску?бесился, дьявол;    печаль – тоска...

    16 слайд

    Какие из слов имеют экспрессивную окраску?
    бесился, дьявол; печаль – тоска, тревога – беспокойство; страшный гость; рычание

    Повторы в тексте и их роль.
    Визг – визга, смех (ветра) – смех (женский), странные (звуки) – странное (беспокойство) – странное (существо – Ярмола), неопределённое (беспокойство) – неопределённая (тоска), глухая(угроза) – глухая(ночь), вздохнуло(2), будет тянуться(2), тревога – тревожно, яростно – разъярившийся, непрерывный - непрерывно – прерывистый, жалобный – жалобно, (вздохнуло) печально – (разъедающая) тоска.

  • Задание классу (1).Поразмышляйте над целью троекратного повтора  слова «стран...

    17 слайд

    Задание классу (1).
    Поразмышляйте над целью троекратного повтора слова «странный». (4-5предложений)

    « Странный и странний – сторонний, посторонний; побочный; нездешний, нетутошний, чужой, иноземный, или из другого города, селенья; путник, прохожий. Странные на монастырь собирают, греки, не то болгары.» ( В.И. Даль.)
    «Странный – необычный, непонятный, вызывающий недоумение. Странный характер.» (С.И.Ожегов.)

  • 2-ая группа: языковые средства на морфологическом уровне. Слайд-исследовани...

    18 слайд


    2-ая группа:
    языковые средства на морфологическом уровне. Слайд-исследование.

    План.
    Предмет описания:
    (ветер-существительное; кто-то, что-то – неопределённые местоимения; страшный гость - образное выражение)
    Какие части речи активно сопровождают эти грамматические предметы?
    (глаголы: бесился, бросал, скулит, врывался, пробегал, колебал, будет реветь…)

  • Какие части речи в свою очередь являются «приближёнными»  глаголов?
дееприч...

    19 слайд



    Какие части речи в свою очередь являются «приближёнными» глаголов?
    деепричастия, наречия
    бросал яростно
    вздохнуло глубоко, прерывисто, печально
    внезапно разъярившись, мчится, бешено потрясая всеми ставнями и дверьми
    забравшись в трубу, скулит так жалобно, скучно и непрерывно, то поднимая всё выше, всё тоньше свой голос до жалобного визга, то опуская его вниз, до звериного рычания

    Какие части речи дополняют эмоциональную картину динамизма?
    отглагольные существительные: в рёве, стоны, визг, рычание, бушевание

  • Задание классу (2).Выполнить словообразовательный 
разбор отглагольных сущест...

    20 слайд

    Задание классу (2).
    Выполнить словообразовательный
    разбор отглагольных существительных




  • 3-ья группа: синтаксическая организация текста. Слайд-исследование.План.Ск...

    21 слайд

    3-ья группа: синтаксическая организация текста.
    Слайд-исследование.
    План.
    Сколько предложений в тексте, из них простых и сложных,
    однородные члены предложения и их роль (идти от ключевых слов)
    Выводы:
    1.Текст состоит из 13 предложений (поабзацно: 5+5+3), из них всего три сложных, но одно из них – составляет 1/4 текста, это – период – синтаксическая фигура, заключающая логически оправданный смысловой повтор.

    2.Куприн активно использует однородные члены предложения (8 рядов однородных определений, 7 – обстоятельств, 4 – сказуемых, 2 – подлежащих), что усиливает экспрессию в создании живописной картины: возникает впечатление объёмности описания, а также динамичности и напряженности речи.

  • Задание классу (3).
По словам А.П.Чехова, 

«периоды производят...

    22 слайд

    Задание классу (3).

    По словам А.П.Чехова,

    «периоды производят
    впечатление силы».


    Прокомментируйте эти слова.

  • 4-ая группа: художественные тропы. Слайд-исследование.План.1.Определение по...

    23 слайд

    4-ая группа: художественные тропы. Слайд-исследование.
    План.
    1.Определение понятия «тропы». Классификация.
    2.Простейшие тропы (сравнение, эпитет).
    3.Сложные тропы (метафора, олицетворение, метафорический эпитет…..)
    Олицетворения: ветер бесился (бросал, скулит, врывался, пробегал, колебал, будет реветь); лес роптал и гудел, метель расходилась, заходили половицы
    Сравнение: ветер за стенами дома бесился, как старый, озябший голый дьявол
    Эпитеты: дикий смех, глухая угроза, тяжёлыми и бесшумными шагами, жалобный визг, странные звуки, дом дырявый, неопределённая тоска, убогий абажур
    Метафоры: скулит жалобно, скучно; вздохнуло печально, бешено потрясая; ветер, яростно разъярившийся, дом оживлялся; дом, весь расшатанный
    Метафорические эпитеты: воющие трубы, разъедающая тоска, звериное рычание; деревня, затерявшаяся в лесах; затаённая угроза.

  • Задание классу (4).1.Подберите контекстные синонимы слову  «убогий».

2.Соста...

    24 слайд

    Задание классу (4).
    1.Подберите контекстные синонимы слову «убогий».

    2.Составьте словосочетания, в которых это слово будет иметь разные значения.

    3. Знаете ли вы, как толкует его В.И.Даль?

  • « Убогий (дом) – скудельня, скудельница, куда встарь свозили тела погибших с...

    25 слайд


    « Убогий (дом) – скудельня, скудельница, куда встарь свозили тела погибших странников, утопленников, убитых на пути и пр.»
    (В.И.Даль)


    « Убогий –
    1.Крайне бедный, нищенский. Убогое настроение. (перен.)
    2.Немощный, увечный, жалкий на вид.
    Убогая старуха. (разг.)
    ( Большой академический словарь.)

  • 5-ая группа: стилистические фигуры. Слайд-исследование.План.1.Определение п...

    26 слайд

    5-ая группа: стилистические фигуры. Слайд-исследование.
    План.
    1.Определение понятия. Классификация.
    2.Анализ расстановки слов в предложении (инверсия, синтаксический параллелизм…)
    Инверсия:
    слышались стоны, визг и дикий смех
    вздохнуло что-то
    заскрипели и заходили половицы
    врывался страшный гость
    нашло беспокойство
    сижу я
    будет тянуться вечер
    будет реветь ветер
    будет гореть лампа
    буду ходить я
    будет сидеть Ярмола
    дом, весь расшатанный
    Анафора:
    Вот точно вздохнуло…, Вот заходили и заскрипели
    Градация:
    Слышались стоны, визг, дикий смех
    Дом расшатанный, дырявый, полуразвалившийся
    Антитеза
    Жалобный визг – звериное рычание
    Синтаксический параллелизм:
    «…так же будет реветь за окнами ветер, так же тускло будет гореть лампа под убогим зелёным абажуром, так же тревожно буду ходить я взад и вперёд по моей комнате, так же будет сидеть около печки молчаливый, сосредоточенный Ярмола…»

  • Задание классу (5). Объясните,
 в чём состоит главное различие 
стилистически...

    27 слайд

    Задание классу (5).
    Объясните,
    в чём состоит главное различие
    стилистических фигур и тропов.

  • Слайд-рефлексия.Мне понравилось на уроке…Я ощущал себя на уроке…После уро...

    28 слайд

    Слайд-рефлексия.

    Мне понравилось на уроке…
    Я ощущал себя на уроке…
    После урока я задумаюсь…

  • Домашнее задание.1.Обязательное:Языковой анализ одного из предложенных отры...

    29 слайд

    Домашнее задание.
    1.Обязательное:
    Языковой анализ одного из предложенных отрывков повести « Олеся» (по аналогии) Цель: установление закономерности, определяющей языковую манеру Куприна.
    2. Альтернативное:
    Языковой анализ одного из предложенных отрывков повести « Олеся» и задания для КАТ (занятия элективного курса, подготовка к ЕГЭ)
    3.Для добровольного выполнения:
    1.Сочинение-эссе: ваши личные впечатления от текста, над которым работали дома.
    2.* Стилизация текста.

  • Спасибо за урок.

    30 слайд

    Спасибо за урок.

  • Учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №...

    31 слайд

    Учитель русского языка и литературы
    МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6»
    Синикова Валентина Ивановна.


    Город Луга, Ленинградская область.

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Интегрированный урок-практикум в 11 классе, основной целью которого является успешная идентификация обучающимися изобразительно-выразительных средств языка, предполагает большую поисковую работу в группах. Организация этой работы, обеспечение её плотности, возможность оперативного контроля и оценки результатов деятельности каждой группы, а также необходимость фиксации обучающимися материала в ходе его собирания для выполнения последующих дигностических и творческих работ продиктовали целесообразность создания презентации хода урока, рассчитанного на 2 академических часа.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 983 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация по теме "Словообразование и орфография. Словообразовательный разбор"
  • Учебник: «Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.
  • Тема: Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор
Рейтинг: 5 из 5
  • 01.10.2020
  • 1091
  • 36
«Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.
“Морфемика. Словообразование”. (Сборник упражнений для самостоятельной работы студентов педагогического колледжа).
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.
  • Тема: Морфемика и словообразование
  • 01.10.2020
  • 10722
  • 219
«Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 926
    • PPTX 1.7 мбайт
    • 17 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Синикова Валентина Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Синикова Валентина Ивановна
    Синикова Валентина Ивановна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 6378
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 484 человека

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Курс повышения квалификации

Проектирование и проведение современного урока русского языка с учетом реализации ФГОС основного и среднего общего образования нового поколения

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 316 человек из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 367 человек

Мини-курс

Развитие мотивации к обучению

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 156 человек из 49 регионов
  • Этот курс уже прошли 160 человек

Мини-курс

Психологические основы профессиональной деятельности педагога-психолога

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методические навыки и эффективность обучения школьников на уроках литературы

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе