Главная / Школьному психологу / Презентация к психолого - педагогическому семинару "Конфликты в межличностном общении"

Презентация к психолого - педагогическому семинару "Конфликты в межличностном общении"

“НИЧТО ТАК НЕ ПОКАЗЫВАЕТ ПРЕВОСХОДСТВО ХАРАКТЕРА, КАК ХОРОШЕЕ ПОВЕДЕНИЕ В ССО...
Тема семинара : "Конфликты в межличностном общении"
Разминка: «В чём ваша проблема»
ПЕРВАЯ ПАРА ФИГУР ЭТО ВАШИ МЫСЛИ, СКЛОННОСТЬ К РЕФЛЕКСИИ И СПОСОБНОСТЬ К САМО...
ВТОРАЯ ПАРА ФИГУР – ЭТО ВАШИ ЧУВСТВА, ЭМОЦИИ, ДРУЖЕСКИЕ И ЛЮБОВНЫЕ ПРИВЯЗАННО...
ТРЕТЬЯ ПАРА ФИГУР — ЭТО ВАШИ ЖЕЛАНИЯ И ПОТРЕБНОСТИ. Если вы ВЫДЕЛИЛИ ФИГУРУ С...
ЧЕТВЕРТАЯ ПАРА – ЭТО ВАШИ ДЕЙСТВИЯ. Если вы ЗАКРАСИЛИ ФИГУРУ СЛЕВА, то это з...
Конфликт (от лат. сonflictus – столкновение) – это столкновение несовместимы...
Конфликтогены – слова, действия или бездействия, способствующие возникновению...
КОНФЛИКТЫ КОНСТРУКТИВНЫЕ ДЕСТРУКТИВНЫЕ конфликты стимулируют развитие взаимо...
ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ ограниченность ресурсов, которые нужно делить(стимулирован...
Конкуренция - люди стремятся к одной цели, но находятся в ситуации конкуренци...
Конфликтный человек
Динамика конфликта 1. Предконфликтная ситуация   натянутость отношений; раско...
Правила предупреждения конфликта: Не говорите сразу с возбужденным («взвинчен...
Стили поведения в конфликте Напористость внимание к своим интересам Коопераци...
Способы выхода из конфликтной ситуации (по К. Томасу) Конкуренция предполагае...
Способы конструктивного разрешения конфликтов В конфликте не бывает победител...
Упражнение “Другими словами”  Задание: перефразировать неконструктивные раздр...
Упражнение “Другими словами”  “Вы должны предоставить мне документы”. “Вы обя...
Будьте терпеливы, и терпимы к другим людям, принимайте человека таким, какой ...
«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА» действует на неосознанном уровне, являются средство...
ЗАЩИТНЫЕ СТРАТЕГИИ ВЫТЕСНЕНИЕ (удаление из сознания мыслей и чувств, причиняю...
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ Сохранять самоконтроль и сдержанность. Предоста...
НЕ СЛЕДУЕТ В КОНФЛИКТЕ: Смотреть на партнёра враждебно или излишне критично П...
Упражнение «Достойный ответ». Как обойти конфликт Ответить улыбкой ( не с сар...
ПРАВИЛА ДЕЛОВОГО ЭТИКЕТА Правило 1. В деловой сфере больше всего ценится чест...
СПАСИБО ЗА РАБОТУ!!! ВСЕГО ХОРОШЕГО!!!
1 из 28

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 “НИЧТО ТАК НЕ ПОКАЗЫВАЕТ ПРЕВОСХОДСТВО ХАРАКТЕРА, КАК ХОРОШЕЕ ПОВЕДЕНИЕ В ССОРЕ,
Описание слайда:

“НИЧТО ТАК НЕ ПОКАЗЫВАЕТ ПРЕВОСХОДСТВО ХАРАКТЕРА, КАК ХОРОШЕЕ ПОВЕДЕНИЕ В ССОРЕ, КОТОРОЙ НЕЛЬЗЯ ИЗБЕЖАТЬ” Тейлор, английский поэт. Составила: Ю.Д.Вагина педагог – психолог МБОУ НОШ №3

№ слайда 2 Тема семинара : "Конфликты в межличностном общении"
Описание слайда:

Тема семинара : "Конфликты в межличностном общении"

№ слайда 3 Разминка: «В чём ваша проблема»
Описание слайда:

Разминка: «В чём ваша проблема»

№ слайда 4 ПЕРВАЯ ПАРА ФИГУР ЭТО ВАШИ МЫСЛИ, СКЛОННОСТЬ К РЕФЛЕКСИИ И СПОСОБНОСТЬ К САМОАНА
Описание слайда:

ПЕРВАЯ ПАРА ФИГУР ЭТО ВАШИ МЫСЛИ, СКЛОННОСТЬ К РЕФЛЕКСИИ И СПОСОБНОСТЬ К САМОАНАЛИЗУ, АДЕКВАТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ МИРА. Если вы ЗАКРАСИЛИ ФИГУРУ СЛЕВА, то это значит, что мыслями вы постоянно возвращаетесь к своему прошлому, снова и снова переживаете свои ошибки, критикуете себя и занимаетесь самоедством. Если вы ЗАКРАСИЛИ ФИГУРУ СПРАВА, то это означает, что вы способны извлекать уроки из своих ошибок не зацикливаясь на них, стремитесь вперед, к своей цели.

№ слайда 5 ВТОРАЯ ПАРА ФИГУР – ЭТО ВАШИ ЧУВСТВА, ЭМОЦИИ, ДРУЖЕСКИЕ И ЛЮБОВНЫЕ ПРИВЯЗАННОСТИ
Описание слайда:

ВТОРАЯ ПАРА ФИГУР – ЭТО ВАШИ ЧУВСТВА, ЭМОЦИИ, ДРУЖЕСКИЕ И ЛЮБОВНЫЕ ПРИВЯЗАННОСТИ. Если вы ЗА­КРАСИЛИ ФИГУРУ СЛЕВА, то это говорит о том, что вы живете прошлым, вы не способны самовольно отказаться даже от обременительных отношений, освободиться от гнета и груза проблем. Зачастую вы становитесь пленником своих же чувств, от которых не можете избавиться. Если же вы ЗАКРАСИЛИ ФИГУРУ СПРАВА, то можно предположить, что вы свободно распоряжаетесь своими чувствами и никто и ничто не заставит вас цепляться за отношения, отжив­шие свой срок.

№ слайда 6 ТРЕТЬЯ ПАРА ФИГУР — ЭТО ВАШИ ЖЕЛАНИЯ И ПОТРЕБНОСТИ. Если вы ВЫДЕЛИЛИ ФИГУРУ СЛЕВ
Описание слайда:

ТРЕТЬЯ ПАРА ФИГУР — ЭТО ВАШИ ЖЕЛАНИЯ И ПОТРЕБНОСТИ. Если вы ВЫДЕЛИЛИ ФИГУРУ СЛЕВА, то это говорит о том, что вы не развиваетесь как личность, все ваши установки незыблемы, ваши желания и потребности не меняются или меняются еле заметно. Вы просто не задумываетесь над тем, что пора бы что-то изменить в себе и своей жизни, вы довольствуетесь тем, что у вас есть. Если вы ЗАКРАСИЛИ ФИГУРУ СПРАВА то это признак вашего постоянного развития. А вместе с вами изменяются и ваши жизненные установки.

№ слайда 7 ЧЕТВЕРТАЯ ПАРА – ЭТО ВАШИ ДЕЙСТВИЯ. Если вы ЗАКРАСИЛИ ФИГУРУ СЛЕВА, то это знач
Описание слайда:

ЧЕТВЕРТАЯ ПАРА – ЭТО ВАШИ ДЕЙСТВИЯ. Если вы ЗАКРАСИЛИ ФИГУРУ СЛЕВА, то это значит, что вы боитесь действовать самостоятельно, вы нуждаетесь в руководителе. Если же вы ВЫДЕЛИЛИ ФИГУРУ СПРАВА, то это говорит о том, что вы самостоятельный и уверенный в себе человек.

№ слайда 8 Конфликт (от лат. сonflictus – столкновение) – это столкновение несовместимых в
Описание слайда:

Конфликт (от лат. сonflictus – столкновение) – это столкновение несовместимых взглядов, позиций, интересов двух или более людей, отсутствие согласия между ними

№ слайда 9 Конфликтогены – слова, действия или бездействия, способствующие возникновению и
Описание слайда:

Конфликтогены – слова, действия или бездействия, способствующие возникновению и развитию конфликта незаслуженные или унизительные упрёки, неуместная ирония, сарказм, мимолётная ухмылка, равнодушный взгляд, язвительное замечание, ругательства, проклятия, и прочее…

№ слайда 10 КОНФЛИКТЫ КОНСТРУКТИВНЫЕ ДЕСТРУКТИВНЫЕ конфликты стимулируют развитие взаимодей
Описание слайда:

КОНФЛИКТЫ КОНСТРУКТИВНЫЕ ДЕСТРУКТИВНЫЕ конфликты стимулируют развитие взаимодействия людей конфликты препятствующие эффективному взаимодействию

№ слайда 11 ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ ограниченность ресурсов, которые нужно делить(стимулирование
Описание слайда:

ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ ограниченность ресурсов, которые нужно делить(стимулирование педагогов), взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в представленных ценностях, различия в манере поведения, в уровне образования, плохая коммуникация, несбалансированность рабочих мест, недостаточная мотивация и т. д.

№ слайда 12 Конкуренция - люди стремятся к одной цели, но находятся в ситуации конкуренции (
Описание слайда:

Конкуренция - люди стремятся к одной цели, но находятся в ситуации конкуренции (борьба за первенство) Столкновение разных жизненных принципов ( Кот Леопольд - гуманист, и мелкие пакостники - мыши) Психологическая несовместимость  (неуживчивость темперамента и характера) Из-за взаимного непонимания (смысла высказываний, просьб, приказов, объяснений). От скуки ( Том и Джерри, Ну, погоди)

№ слайда 13 Конфликтный человек
Описание слайда:

Конфликтный человек

№ слайда 14 Динамика конфликта 1. Предконфликтная ситуация   натянутость отношений; раскол г
Описание слайда:

Динамика конфликта 1. Предконфликтная ситуация   натянутость отношений; раскол группы; возникновение дискомфорта; рост напряженности в отношениях; недостойное поведение окружающих. 2. Конфликтное взаимодействие, где и возникает формальный повод, случай для начала столкновения сторон, т. е. инцидент. ИНЦИДЕНТ - это действие или совокупность действий участников конфликта, провоцирующие резкое обострение противоречия и начало борьбы между ними.  Кульминация столкновения – верхняя точка накала конфликтной борьбы. 3. Логическое завершение, разрешение  инцидента, нахождение взаимоприемлемого решения проблемы, имеющего общую значимость для участников конфликта, гармонизация отношений

№ слайда 15 Правила предупреждения конфликта: Не говорите сразу с возбужденным («взвинченным
Описание слайда:

Правила предупреждения конфликта: Не говорите сразу с возбужденным («взвинченным») человеком. Прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела. Постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, «встать на его место». Не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение, не скупитесь на похвалу.

№ слайда 16 Стили поведения в конфликте Напористость внимание к своим интересам Кооперация –
Описание слайда:

Стили поведения в конфликте Напористость внимание к своим интересам Кооперация – внимание к интересам других

№ слайда 17 Способы выхода из конфликтной ситуации (по К. Томасу) Конкуренция предполагает с
Описание слайда:

Способы выхода из конфликтной ситуации (по К. Томасу) Конкуренция предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера. Избегание характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера. Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны. Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным. Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон

№ слайда 18 Способы конструктивного разрешения конфликтов В конфликте не бывает победителей:
Описание слайда:

Способы конструктивного разрешения конфликтов В конфликте не бывает победителей: всегда проигрывают две стороны, поэтому нет смысла высчитывать, кто виноват больше, или меньше.  Расскажите своему оппоненту о своих чувствах, мыслях, переживаниях без оскорбления или осуждения , в форме «Я – высказывания» Меня раздражает, когда люди ведут себя подобным образом Меня раздражает, когда вы Виктория Сергеевна, ведёте себя подобным образом…

№ слайда 19 Упражнение “Другими словами”  Задание: перефразировать неконструктивные раздража
Описание слайда:

Упражнение “Другими словами”  Задание: перефразировать неконструктивные раздражающие и обидные высказывания «Вы должны…», «Это Ваша обязанность…», «С Вами невозможно разговаривать..», «Вы безответственный человек.. » на конструктивные: Я БЫЛА БЫ РАДА… МНЕ БЫ ХОТЕЛОСЬ…

№ слайда 20 Упражнение “Другими словами”  “Вы должны предоставить мне документы”. “Вы обязан
Описание слайда:

Упражнение “Другими словами”  “Вы должны предоставить мне документы”. “Вы обязаны прийти на открытый урок”. “Вы никогда не здороваетесь со мной первым!” “Вы должны были предвидеть возможные трудности”. “Вы меня обидели!” “Вы меня заставили!” “Вы – упрямый осёл”. “Вы меня унизили перед посторонними!» “Прекратите меня злить!” “Ты должна мне дать программу”

№ слайда 21 Будьте терпеливы, и терпимы к другим людям, принимайте человека таким, какой он
Описание слайда:

Будьте терпеливы, и терпимы к другим людям, принимайте человека таким, какой он есть. Нетерпеливость означает неудержимое желание потребовать что-то немедленно, не считаясь с потребностями партнёра, что равносильно оказанию давления. Отказ от концентрации на защите себя, своего «Я» Защитные действия мешают «нормальному» общению, препятствует правильному пониманию своего оппонента и самого себя. Способы конструктивного разрешения конфликтов

№ слайда 22 «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА» действует на неосознанном уровне, являются средством с
Описание слайда:

«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА» действует на неосознанном уровне, являются средством самообмана; искажает восприятие реальности; мешает личностному росту и развитию человека. Вместо того, что бы самому меняться, человек «приспосабливает» окружающий мир под себя, под своё «Я», сохраняя внутренний комфорт даже при несоответствии желаемого поведения и реальных поступков.

№ слайда 23 ЗАЩИТНЫЕ СТРАТЕГИИ ВЫТЕСНЕНИЕ (удаление из сознания мыслей и чувств, причиняющих
Описание слайда:

ЗАЩИТНЫЕ СТРАТЕГИИ ВЫТЕСНЕНИЕ (удаление из сознания мыслей и чувств, причиняющих страдания) ПРОЕКЦИЯ (часто человек приписывает собственные неприемлемые мысли, чувства и поведение другим людям) ЗАМЕЩЕНИЕ (это переадресация чувств, эмоций и поступков с истинного объекта враждебности на менее угрожающий, срывание зла на другого). РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ (искажение реальности посредством ложной аргументации) ОТРИЦАНИЕ (стремление избежать неприятной информации, не желание принять очевидные факты и поверить им.).

№ слайда 24 ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ Сохранять самоконтроль и сдержанность. Предоставит
Описание слайда:

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ Сохранять самоконтроль и сдержанность. Предоставить партнёру возможность выпустить пар. Не подливать масла в огонь, не вступать в конфликтный диалог, не увязать в критических замечаниях, не переходить на личности. Попросить партнёра сформулировать суть его претензий и конечный результат, к которому он стремится. Стараться держаться на равных Признавать свою ошибку, но без самоунижения, спокойно и с достоинством Оговорить взаимоотношения на будущее, что конкретно не стоит делать дальше, чтобы избежать повторения конфликта Стараться поддерживать деловые отношения в тех границах, которые являются конструктивными и способствуют достижению общего успеха

№ слайда 25 НЕ СЛЕДУЕТ В КОНФЛИКТЕ: Смотреть на партнёра враждебно или излишне критично Прип
Описание слайда:

НЕ СЛЕДУЕТ В КОНФЛИКТЕ: Смотреть на партнёра враждебно или излишне критично Приписывать ему отрицательные черты характера и низменные намерения Демонстрировать своё превосходство Обвинять Позволять себе видеть ситуацию только со своей стороны Уменьшать имеющиеся заслуги партнёров и преувеличивать свои собственные заслуги Игнорировать интересы деловых партнёров 

№ слайда 26 Упражнение «Достойный ответ». Как обойти конфликт Ответить улыбкой ( не с сарказ
Описание слайда:

Упражнение «Достойный ответ». Как обойти конфликт Ответить улыбкой ( не с сарказмом и иронией) Использовать «Я –утверждение» Уметь прощать, «отпустить» свой гнев и не мстить. Найти в словах партнера ЧТО-ТО с чем можно согласиться. «Прекратите разговаривать со мной в таком тоне!»- «Бывает, что мой тон, кажется обидным»

№ слайда 27 ПРАВИЛА ДЕЛОВОГО ЭТИКЕТА Правило 1. В деловой сфере больше всего ценится честнос
Описание слайда:

ПРАВИЛА ДЕЛОВОГО ЭТИКЕТА Правило 1. В деловой сфере больше всего ценится честность и надёжность, это проявление их внутренней установки на стабильность и поддержание с партнёром долгосрочных, а не сиюминутных отношений. Правило 2. Обязательность. Деловая репутация создаётся годами, а утратить её можно в считанные минуты без права на реабилитацию. Правило 3. Важной этической проблемой деловых отношений является проблема поиска золотой середины между необходимостью соперничества (конкуренции) и пониманием значения сотрудничества. Правило 4. Придерживаться норм служебной субординации основанной на обязательном подчинении младших старшим, правилам трудовой дисциплины и разграничений профессиональных полномочий. Правило 5. Преданность сотрудников своему учреждению.

№ слайда 28 СПАСИБО ЗА РАБОТУ!!! ВСЕГО ХОРОШЕГО!!!
Описание слайда:

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!!! ВСЕГО ХОРОШЕГО!!!

Презентация к психолого - педагогическому семинару "Конфликты в межличностном общении"
  • Школьному психологу
Описание:

Презентация к психолого - педагогическому семинару "Конфликты в межличностном общении"

 

 Психолого – педагогический семинар по теме:

 "Конфликты в межличностном общении"

Цели:  познакомить с понятием "конфликт" и  причинами его возникновения;  определить  пути и способы решения конфликтов, возникающих в процессе межличностного общения и  меры по улучшению межличностного взаимодействия в педагогическом коллективе.

 Здравствуйте, уважаемые педагоги! Рада приветствовать вас на нашем ППС…

Эпиграфом нашего семинара будет утверждение английского поэта…прочитайте и объясните, как вы его понимаете, и сформулируйте тему нашего семинара….

Презентация (слайд 1): 

“НИЧТО ТАК НЕ ПОКАЗЫВАЕТ ПРЕВОСХОДСТВО ХАРАКТЕРА, КАК ХОРОШЕЕ ПОВЕДЕНИЕ В ССОРЕ, КОТОРОЙ НЕЛЬЗЯ ИЗБЕЖАТЬ”                                                                                 Тейлор, английский поэт.

Тема нашего ППС: "Конфликты в межличностном общении"

 

«Раз пошел богатырь к быстрой реченьке. А на берегу той реки – дракон лежит. И стал биться богатырь с драконом. День бился, два бился, три. Наконец, обессиленные, упали они и, чуть дыша, дракон спрашивает:

- Чего ж тебе было надобно, Иванушка?

- Да, водицы испить.

- Да, пил бы! Чего ж драться-то стал?»

Так и в нашей жизни бывает: не разобравшись, порой, в чем дело  люди ссорятся, вступают в конфликты специально или неосознанно, тем самым усложняют свою жизнь и жизнь других. Поэтому и тема семинара очень актуальна.

Цель нашей встречи  выяснить, что такое конфликт, определить причины его возникновения, найти пути и способы решения, а так же выявить меры по улучшению межличностного взаимодействия в коллективе.

Разминка: «В чём ваша проблема» 

Перед вами таблица, в которой вашему вниманию пред¬ставлены четыре пары фигур. Рассмотрите их и закрасьте ту из фигур о паре, которая покажется вам наиболее сим¬патичной. В результате ваших действий в таблице должно оказаться четыре светлые фигуры и четыре (парные им) закрашенные.

КЛЮЧ К ТЕСТУ

Смысл этого теста заключается в том, что он наглядно демонстрирует вашу готовность и умение размышлять над вашими жизненными проблемами, анализировать их и действовать сообразно обстоятельствам.

Сразу надо отметить, что все ФИГУРЫ СЛЕВА (1, 3, 5, 7) — это ваше прошлое и настоящее.

ФИГУРЫ СПРАВА (2, 4, 6, 8) - ваше будущее. То есть в каждой паре фигур представлено и прошлое и будущее, и это очень важно учитывать при трактовке полученных значений.

Начнем собственно расшифровку теста.

• ПЕРВАЯ ПАРА ФИГУР - это ваши мысли, склонность к рефлексии и способность к самоанализу, адекватное восприятие мира. Если вы ЗАКРАСИЛИ ФИГУРУ СЛЕВА, то это значит, что мыслями вы постоянно возвращаетесь к своему прошлому, снова и снова переживаете свои ошибки, критикуете себя и занимаетесь самоедством. Если вы ЗАКРАСИЛИ ФИГУРУ СПРАВА, то это означает, что вы способны извлекать уроки из своих ошибок и, не зацикливаясь на них, стремитесь вперед, к своей цели.

• ВТОРАЯ ПАРА ФИГУР - это ваши чувства, эмоции, дружеские и любовные привязанности. Если вы ЗА-КРАСИЛИ ФИГУРУ СЛЕВА, то это говорит о том, что вы живете прошлым, вы не способны самовольно отказаться даже от обременительных отношений, освободиться от гнета и груза проблем. Зачастую вы становитесь пленником своих же чувств, от которых не можете избавиться. Если же вы ЗАКРАСИЛИ ФИГУРУ СПРАВА, то можно предположить, что вы свободно распоряжаетесь своими чувствами и никто и ничто не заставит вас цепляться за отношения, отжив¬шие свой срок.

• ТРЕТЬЯ ПАРА ФИГУР — это ваши желания и потребности. Если вы ВЫДЕЛИЛИ ФИГУРУ СЛЕВА, то это говорит о том, что вы не развиваетесь как личность, все ваши установки незыблемы, ваши желания и потребности не меняются или меняются еле заметно. Вы просто не задумываетесь над тем, что пора бы что-то изменить в себе и своей жизни, вы довольствуетесь тем, что у вас есть. Если вы ЗАКРАСИЛИ ФИГУРУ СПРАВА то это признак вашего постоянного развития. А вместе с вами изменяются и ваши жизненные установки.

• ЧЕТВЕРТАЯ ПАРА - это ваши действия. Если вы ЗАКРАСИЛИ ФИГУРУ СЛЕВА, то это значит, что вы боитесь действовать самостоятельно, вы нуждаетесь в руководителе. Если же вы ВЫДЕЛИЛИ ФИГУРУ СПРАВА, то это говорит о том, что вы самостоятель¬ный и уверенный в себе человек.

 

Упр. «Яблочко и червячок»:

Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда ни возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!». Что бы вы ответили червяку? 

 

Ваша первая реакция: дать отпор, показать фигу, поставить нахала на место, т.е. защитить свои права… Как можно среагировать в подобной ситуации по другому, вы узнаете сегодня на нашем занятии…

За последние годы проблема общения,  стала одной из популярных. 

 Все проблемы человеческих отношений происходят от простого непонимания друг друга. А непонимание идет от незнания – незнания души другого, незнания его проблем. В повседневной жизни мы с вами сталкиваемся  с чьими – то интересами, и далеко не всегда готовы поступится своими… Как бы ни старался человек он не может постоянно поддерживать идеальное бесконфликтное состояние, ведь ничего идеального, как известно, нет. Конфликты возникают,  и будут возникать – такова уж человеческая природа.

С какими словами у вас ассоциируется слово «конфликт» …

Воспоминания о конфликтах, как правило, вызывают неприятные ассоциации: в воображении всплывают угрозы, враждебность, непонимание, обиды, попытки доказать свою правоту. 

Самое страшное в конфликте – это чувства, которые испытывают люди друг к другу. Страх, злоба, обида, ненависть – главные чувства конфликтов. В результате сложилось мнение, что конфликт – нежелательное явление и его по возможности следует избегать. Действительно, конфликт может оказать негативное влияние на человека, разрушая или деформируя его личность и жизнь. Но бывает и наоборот: успешное преодоление конфликтной ситуации становится источником личностного роста, развития большей личностной зрелости и, в конечном счёте, фактором удовлетворённости жизнью.

Слово конфликт происходит от латинского глагола, который в 

переводе на русский означает противостоять, противоборствовать. 

Слайд : Конфликт (от лат. Conflictus – столкновение) – это столкновение несовместимых взглядов, позиций, интересов двух или более людей, отсутствие согласия между ними

Конфликты происходят практически во всех сферах нашей жизни. Наблюдения показывают, что 80% из них возникают помимо желания их участников, стихийно. Главную роль в них играют так называемые конфликтогены – слова, действия или бездействия, способствующие возникновению и развитию конфликта. Они могут выражать стремление к превосходству, агрессивность или свидетельствовать об эгоизме одного или обоих партнёров по общению. К их числу можно отнести: 

(слайд) незаслуженные или унизительные упрёки, неуместную иронию, сарказм, мимолётную ухмылку, равнодушный взгляд, язвительное замечание, ругательства, проклятия,  и прочее…  выбить человека из колеи, превратить его из союзника во врага можно очень быстро, позволив себе неосторожные слова и поступки. 

Что бы избежать появления конфликтогенов в процессе общения с другими людьми, необходимо твёрдо помнить, что всякое наше неосторожное высказывание может привести к конфликту и проявлять эмпатию к собеседнику (представьте, как отзовутся в душе ваши слова и  действия)

По мнению психологов, конфликты могут быть конструктивными, деструктивными.

Как вы это понимаете? Чем, по-вашему, они различаются? Попробуйте вспомнить примеры из своей жизни.

Если конфликты стимулируют развитие взаимодействия людей, их называют конструктивными, конфликты препятствующие эффективному взаимодействию, называют деструктивными

Причины конфликтов  (слайд)

У всех конфликтов есть несколько причин. Основными из них  являются ограниченность ресурсов, которые нужно делить (стимулирование педагогов), взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в представленных ценностях, различия в манере поведения, в уровне образования, а также плохие коммуникации, несбалансированность рабочих мест, недостаточная мотивация и т. д. 

 

Конкуренция - люди стремятся к одной цели, но находятся в ситуации конкуренции (борьба за первенство)

Столкновение разных жизненных принципов ( Кот Леопольд - гуманист, и мелкие пакостники - мыши)

Психологическая несовместимость (неуживчивость темперамента и характера)

Из-за взаимного непонимания (смысла высказываний, просьб, приказов, объяснений).

От скуки ( Том и Джерри, Ну, погоди)

А сейчас давайте разберемся, какая личность наиболее конфликтная? У всех свой темперамент!!!  (слайд)

• Холерик - обладает повышенной возбудимостью, легко вовлекается в конфликт, но и быстро “остывает”.

• Флегматик - трудно доступен для убеждения, трудно втянуть в конфликт, но и вывести из конфликта.

• Меланхолик - долго помнит и переживает обиду.

• Сангвиник - легко успокаивается, но ему нелегко бывает сдерживать свои чувства, поэтому он нередко провоцирует начало конфликта.

 

 

Динамика конфликта:

1. Предконфликтная ситуация характеризуется  

• натянутостью отношений;

• расколом группы;

• возникновением дискомфорта;

• ростом напряженности в отношениях; 

• недостойным поведением окружающих.

2. Конфликтное взаимодействие, где и возникает формальный повод, случай для начала столкновения сторон, т. е. инцидент.

ИНЦИДЕНТ - это действие или совокупность действий участников конфликта, провоцирующие резкое обострение противоречия и начало борьбы между ними. 

На этой же стадии развития происходит кульминация столкновения – верхняя точка накала конфликтной борьбы.

3. Логическое завершение, разрешение  инцидента, нахождение взаимоприемлемого решения проблемы, имеющего общую значимость для участников конфликта, гармонизация отношений.

                                     

 Таким образом, мы выяснили, что динамика конфликта складывается из трех основных стадий: нарастания, реализации и затухания.

        Следует помнить, что успешно «блокировать» развитие конфликтной ситуации вы можете на стадии ее возникновения. 

Правила предупреждения конфликта:

• Не говорите сразу с возбужденным («взвинченным») человеком.

• Прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела.

• Постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, «встать на его место».

• Не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение, не скупитесь на похвалу.

Стили поведения в конфликтах.

Психологи выяснили, что существуют 5 распространенных стилей поведения при разрешении конфликта. В конфликтной ситуации люди, сознательно или подсознательно обычно выбирают какой – то определенный стиль поведения. В конкретном конфликте стиль поведения определяется тем, насколько важно для вас удовлетворить собственные интересы. 

Психолог К.Томас для поведения людей во время конфликтов предложил двумерную модель, в которой основными измерениями являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт. И напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. И в этих измерениях К.Томас выделяет 5 способов управления конфликтами.

  

Работа в группах… Каждая группа получает определённый стиль поведения.

Определите достоинства и недостатки каждого из стилей поведения в конфликте… 

Соперничество (соревнование, конкуренция) это стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому; вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию, во что бы то ни стало вы стремитесь выиграть, это тип человека, который всегда прав. Те, кто выбрали стратегию соревнования, реализуют ее, если:

- стремитесь доказать, что другой человек не прав;

- дуетесь, пока они не передумают;

- перекрикиваете их; применяете физическое насилие;

- требуете безоговорочного послушания;

- не принимаете явного отказа;

- призываете на помощь союзников для поддержки;

- требуете, чтобы ваш оппонент согласился с вами ради сохранения отношений.

Стиль конкуренции, соперничества может использовать педагог, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с детьми и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы. Его можно использовать, если:

- исход конфликта очень важен для вас, и вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы;

- обладаете достаточной властью и авторитетом, и представляется очевидным, что предлагаемое вами решение – наилучшее;

- чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять;

- должны принять непопулярное решение и у вас достаточно полномочий для выбора этого шага.

Однако следует иметь в виду, что этот стиль, кроме чувства отчуждения, ничего больше не может вызвать.

Компромисс означает, что с самого начала вы готовы уступить, хотя бы и в чем-то малом. Суть этого стиля заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. В этом плане он несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу. Примеры реализации стратегии компромисса:

- поддерживаете дружеские отношения;   

- ищите справедливого решения;  

- делите предмет желаний поровну; 

- избегаете самовластия и напоминаний о вашем первенстве; 

- получаете что-то и для себя;  

- избегаете столкновения в лоб;  

- уступаете немного ради поддержания отношений.

Этот стиль наиболее эффективен, если обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это не выполнимо. При использовании этого стиля акцент делается не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте, который можно выразить словами: “Мы не можем полностью выполнить свои желания, следовательно, необходимо прийти к решению, с которым каждый из нас мог бы согласиться”.

Такой подход к разрешению конфликта можно использовать в следующих ситуациях:

- обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы;

- удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение;

- вас может устроить временное решение, так как нет времени для выработки другого или же другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными.

Приспособление означает в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого; своего противника вы “уничтожаете добротой”, с готовностью встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.

Формы стратегии приспособления (уступчивости) заключаются в следующем: 

- вы делаете вид, что все в порядке;

- продолжаете действовать, будто ничего не произошло;

- миритесь с происходящим, чтобы не нарушать покой;

- пользуетесь вашим обаянием для достижения нужной цели;

- молчите, а потом начинаете вынашивать планы мести;

- подавляете ваши негативные эмоции.

Стиль приспособления может быть применен в следующих наиболее характерных ситуациях:

- важнейшая задача – восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта;

- предмет разногласия не важен для вас, или вас не особенно волнует случившееся;

- считаете, что лучше сохранить добрые отношения с другими людьми, чем отстаивать собственную точку зрения;

- осознаете, что правда не на вашей стороне;

- чувствуете, что у вас недостаточно власти или шансов победить.

 

Для стратегии избегания характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей; ваше кредо – “вовремя уйти”, вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.  Формами стратегии избегания (ухода от конфликтов) являются:

- молчание;

- демонстративное удаление;

- обиженный уход;

- игнорирование обидчика;

- переход на “чисто деловые отношения”;

- полный отказ от дружеских или деловых отношений с провинившейся стороной. 

Стиль уклонения реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения, не хотите тратить время и силы на ее решение. Этот стиль можно рекомендовать к применению в следующих ситуациях:

- источник разногласий несуществен для вас по сравнению с другими более важными задачами, а потому вы считаете, что не стоит тратить на него силы;

- знаете, что не можете или даже не хотите решить вопрос в свою пользу;

- у вас мало власти для решения проблемы желательным для вас способом;

- хотите выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию, прежде чем принять какое-либо решение;

- пытаться решить проблему немедленно опасно, так как вскрытие и открытое обсуждение конфликта могут только ухудшить ситуацию;

- у вас был трудный день, а решение этой проблемы может принести дополнительные неприятности.

Не следует думать, что этот стиль является бегством от проблемы или уклонением от ответственности. В действительности уход или отсрочка может быть вполне подходящей реакцией на конфликтную ситуацию, так как за это время она может разрешиться сама собой или вы сможете заняться ею позже, когда будете обладать достаточной информацией и желанием разрешить ее. 

Мало кто из взрослых (и никто из детей) реализуют стратегию сотрудничества. Стиль сотрудничества можно использовать, если отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, так как он требует более продолжительной работы. Цель его применения – разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного из этих факторов делает этот стиль неэффективным.

Для разрешения конфликта этот стиль можно использовать в следующих ситуациях:

- необходимо найти общее решение, 

- если каждый из подходов к проблеме важен и не допускает компромиссных решений;

- у вас длительные, прочные и взаимозависимые отношения с другой стороной;

- основной целью является приобретение совместного опыта работы;

- стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов.

Преимущества подхода “выиграть-выиграть” заключаются в том, что вы находите приемлемое решение и тем самым укрепляете взаимоотношения. Когда выигрывают обе стороны, они будут более склонны поддерживать принятое решение.

Сотрудничество как стиль поведения в конфликте

 

 Вы начинаете с работы над собственными эмоциями и берёте их под контроль.

 Затем внимательно выслушиваете другую сторону, её интерес и даёте понять, что её слова понятны.

 Затем вы излагаете собственные желания и интересы (описывая их очень конкретно).

 Наконец вы переходите к стадии сбора интуитивно найденных решений (количество их не ограничивается).

 Затем рассматриваются ВСЕ возможные варианты, выбирая оптимальный (удовлетворяющий обоих).

Конфликт будет решён, и все будут в выигрыше.

 

Слайд… Подытожим всё сказанное…

Способы выхода из конфликтной ситуации (по К. Томасу)

Конкуренция предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.

Избегание характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера.

Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.

Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.

Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон

 

Стиль поведения Сущность стратегии Условия применения Недостатки

Конкуренция

(соревнование)

«Акула» Стремление добиться своего в ущерб другому.

 

Заинтересованность в победе. Обладание определенной властью. Необходимость срочного разрешения конфликта. Стремление настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы, занятие жесткой позиции непримиримости и антагонизма в случае сопротивления. Конфликтная ситуация и особенно ее разрешение воспринимаются как вопрос победы или поражения. Такая стратегия обычно применяется, когда направленность на собственные интересы значительно превышает интересы соперничающей (конкурирующей) стороны. Однако недостатком этой стратегии является возможность повторных вспышек конфликта из-за ухудшения взаимоотношений.Испытывание чувства неудовлетворенности при поражении и чувства вины при победе. Большая вероятность повторных вспышек конфликта из-за ухудшения взаимоотношений

Уклонение (избегание)

«Черепаха» Уход от ответственности за принятие решений. Уклонение предполагает стремление не брать на себя ответственность за принятие решения, не видеть разногласий, отрицать конфликт, считать его безопасным. Наблюдается стремление выйти из ситуации, не уступая и не настаивая на своем, воздерживаясь от споров, дискуссий и возражений противоборствующей стороне. Большая вероятность перехода конфликта в скрытую форму.

Однако такое поведение уместно, если предмет разногласий не представляет для человека большой ценности, а сам он ориентируется на разрешение ситуации само собой.

Приспособление

«Страус» Сглаживание разногласий за счет ущемления собственных интересов. Предмет разногласия более важен для другого участника конфликта. Желание сохранить мир путём сглаживания разногласий. При этом наблюдается готовность уступить, пренебрегая собственными интересами. Это выражается в уклонении от обсуждения спорных вопросов, в согласии с требованиями и претензиями. Нерешенность конфликта. Однако эта стратегия может быть признана рациональной, если предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с соперником.

Компромисс        

«Плюшевый мишка» Поиск решений за счет взаимных уступок. Одинаковая власть. Наличие взаимоисключающих интересов.

Необходимость срочного разрешения конфликта при неэффективности других стилей. Получение только половины ожидаемого. Лишь частичное устранение причин конфликта.

Сотрудничество

«Сова» Поиск решения, удовлетворяющего всех участников. Наличие времени, необходимого для разрешения конфликта. Заинтересованность обеих сторон. Четкое понимание точки зрения противника. Желание обеих сторон сохранить отношения.         Временные и энергетические затраты. Однако только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.

 

В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными способами выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной, поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.

А теперь, когда вам известны способы выхода из конфликтной ситуации, вернёмся к упражнению  «Яблоко и червячок».  Как можно среагировать, используя стили рассмотренные ранее…

 

Примеры ответов участников семинара:

Конкуренция: «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю!»

Избегание: «Вон, посмотри, какая там симпатичная груша!»

Компромисс: «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам!»

Приспособление: Такая, видимо, у меня доля тяжкая!»

Сотрудничество: «Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!»

 

Способы конструктивного разрешения конфликтов

Как считают специалисты конфликтологи, конфликты управляемы, и их можно успешно разрешать, для этого нужно формировать и развивать навыки эффективного поведения.

 

Для конструктивного разрешения конфликтов нужно придерживаться следующих рекомендаций:

 

1. В конфликте не бывает победителей: всегда проигрывают две стороны. Будда сказал «Истинная победа та, когда никто не чувствует себя побеждённым» 

Поэтому нет смысла высчитывать, кто виноват больше, или меньше.

Конфликтующие люди часто производят чрезвычайно неприятное впечатление: искажённое лицо, сверкающие глаза, жёсткие интонации в голосе.  Они тратят здоровье и время на взаимные упрёки, унижения и оскорбления. Как говорят японцы, они «теряют лицо», проявляя злость, гнев и раздражение.  Отважиться  на первый шаг к примирению и не занимать позу «оскорблённого самолюбия» – значит  показать силу своего характера и самоуважения (вспомните эпиграф нашего занятия)

 

2. Расскажите своему оппоненту, что вы чувствуете в данной ситуации. Немало конфликтов между людьми осложняются наличием невысказанных мыслей и чувств. Необходимо лишь сделать это в форме «Я – высказывания», когда вы говорите о ваших чувствах, мыслях, переживаниях без оскорбления или осуждения того, к кому вы обращаетесь. С помощью «Я- высказывания» вы отстаиваете свои интересы, но при этом не оказываете давления на другого человека, таким образом он не осуждается и не обвиняется, он не будет чувствовать себя припёртым к стенке и у него не будет необходимости обострять конфликт.

 

Слайд    Сравните, какое утверждение более обидно…

- меня раздражает, когда люди ведут себя подобным образом;

- меня раздражает, когда вы Виктория Сергеевна, ведёте себя подобным образом…

 

Используя «Ты – высказывание» - мы сообщаем человеку информацию о нём самом, о его поведении, чертах характера, при этом создаётся впечатление вашей правоты и неправоты другого. Такой способ может вызвать раздражение или защитную реакцию у человека, к которому оно обращено, часто в таких случаях конфликт обостряется  

 

Упражнение “Другими словами” 

В этом упражнении вам предлагается поработать над неконструктивными установками в общении с другими людьми, которые зачастую приводят к возникновению или еще большему усугублению конфликта. Обычно нас раздражает, а порой и просто выводит из себя, когда другой человек говорит нам фразы типа: “Ты должен...”, “Это твоя обязанность...”, “С тобой невозможно разговаривать...”, “Ты безответственный человек” и т.п.

Эти и подобные высказывания приводят к возникновению барьеров общения, увеличению напряжения. Поэтому очень важно, особенно в конфликтной ситуации, отслеживать неконструктивные установки в общении.

Перед вами ряд неконструктивных утверждений, которые нужно перефразировать в конструктивные.

Слайд.   Например, “Вы должны принести мне книгу, которую я вам давала”. (Я была бы рада, если бы вы принесли мне книгу).

• “Вы должны предоставить мне документы”. (“Мне хотелось бы, чтобы вы принесли документы”);

• “Вы обязаны прийти на открытый урок”. (“Я бы предпочел, чтобы вы посетили открытый урок”);

• “Вы никогда не здороваетесь со мной первым!” (“Мне не хватает вашего внимания!”);

• “Вы должны были  предвидеть возможные трудности”. (“Мне хотелось, чтоб вы предвидели возможные трудности”); 

• “Вы меня обидели!” (“Мне очень обидно!”);

• “Вы меня заставили!” (“Я не сумела отказаться”);

• “Вы  – упрямый осёл”. (“Я понимаю, что не могу убедить вас”);

• “Вы  меня унизили перед посторонними!»  (“Мне было неприятно”);

• “Прекратите меня злить!” (“Я начинаю злиться”);

• “Ты должна мне дать программу” (“Мне хотелось бы, чтоб вы дали мне программу”). 

3. Будьте терпеливы, принимайте человека таким, какой он есть, будьте терпимы к другим людям. Нетерпеливость означает неудержимое желание потребовать что-то немедленно, не считаясь с потребностями партнёра и не желая ничего слушать, что равносильно оказанию давления, которое всегда воспринимается отрицательно. 

4. Отказ от концентрации на защите себя, своего «Я», поскольку увлечение защитными действиями  обычно мешают «нормальному» общению, препятствует правильному пониманию своего оппонента и самого себя. Человек любое слово принимает в штыки (даже казалось бы безобидное)

Психологическая защита проявляется в стремлении человека сохранять привычное мнение о себе, отторгая и искажая неблагоприятную информацию. Понятие «психологическая защита» было введено австрийским врачом З Фрейдом, по его мнению, все защитные механизмы обладают общими характеристиками: 

- они действуют на неосознанном уровне и поэтому являются самообмана;

- они искажают восприятие реальности.

Действие психологических защит мешает личностному росту и развитию человека, т.к. вместо того, что бы самому меняться, он «приспосабливает» окружающий мир под себя, под своё «Я», сохраняя внутренний комфорт даже при несоответствии желаемого поведения и реальных поступков. 

 

Наиболее распространённые защитные стратегии:

- ВЫТЕСНЕНИЕ  (удаление из сознания мыслей и чувств, причиняющих страдания. Например, человека оскорбил кто-то из близких, человек чувствует обиду,  но что бы сохранить хорошие отношения, эта обида вытесняется – о ней  как бы забывают. Но чаще вытесняется и забывается человеком не то плохое, что ему сделали люди, а то, что он причинил себе и другим. Зависть, неблагодарность, все наши комплексы, вытесняются с огромной силой).

 

- ПРОЕКЦИЯ (часто человек приписывает собственные  неприемлемые мысли, чувства и поведение другим людям. Проекция позволяет возлагать вину за свои недостатки или промахи на кого-нибудь другого. Это явление отражено во многих пословицах: «Вор каждого подозревает», «Клятвопреступник не верит клятвам»)

Понимать действие механизма проекции необходимо для того, что бы было ясно, почему вам говорят оскорбительные слова, которых вы не заслуживаете. Это знание поможет не обострять конфликт. Известно, что с наибольшей готовностью люди клеймят в других именно собственные недостатки, тем самым как бы говоря «Ко мне это не относится, я не такой!»  согласитесь, мы особенно раздражаемся, когда чувствуем себя не совсем правыми… 

Например, ученица говорит отличнице: «всё за учебниками сидишь, как тупица!», при этом известно, что эта ученица сама учится плохо, о ком она говорит?  О себе, конечно не осознавая это! 

В одной из мудрых притч Будда говорит жителям деревни, встретившим его насмешками и оскорблениями: «В вашей воле пытаться оскорбить и унизить меня, но только в моей воле принять или не принять это на себя. Я не принимаю эти оскорбления, забирайте и несите к себе домой!»

Как же научиться «не принимать»? Прежде всего,  отвлечься в трудный момент от мыслей о себе (например, «Я не заслуживаю этих упрёков, как он может так со мной разговаривать, что он себе позволяет!»)  лучше задумайтесь, почему человек нападает, не о себе ли он сейчас говорит?  Но надо понимать и то, что не только на нас могут проецировать свои проблемы, мы тоже приписываем другим собственные отрицательные качества, которые не хотим видеть в себе. Недаром существует пословица: (слайд) 

«В ЧУЖОМ ГЛАЗУ СОРИНКУ ВИДИМ, А В СВОЁМ БРЕВНА НЕ ЗАМЕЧАЕМ». 

                 Запомните, нас очень раздражает в других то, что есть в нас самих. И первый вопрос о появившемся раздражении должен быть задан самому себе, например, вас жутко возмущает чья-то неорганизованность, задумайтесь, нет ли у вас самих этого качества… 

Что бы осознать истинное положение, необходимо немалое мужество. Но результат того стоит, вы будете лучше понимать своё поведение и поведение других людей. 

 

- ЗАМЕЩЕНИЕ (это переадресация чувств, эмоций и поступков с истинного объекта враждебности на менее угрожающий, срывание зла на другого человека. Часто, когда действительность нас разочаровывает или угрожает нам, мы уходим в страну фантазий, где можно без труда достичь всего, а мечты и фантазии совсем не безобидны, человек тратит на них так много энергии, что начинает ощущать их как полноценную реальность)

 

- РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ (искажение реальности посредством ложной аргументации, попытка создать гармонию между желаемым и реальным положением вещей, понижение значимости не доступного, смягчение горечи неудачи самоутешением. Например, не выиграл в конкурсе и сказал «Да не очень то и хотелось!» Басня Эзопа «Лиса и виноград», когда лиса не могла дотянуться до виноградной кисти, поэтому решила для себя, что ягоды ещё не созрели)

 

- ОТРИЦАНИЕ (стремление избежать неприятной информации, не желание принять очевидные факты и поверить им. Отрицание имеет место, когда люди говорят или настаивают «Так не может быть!», «Этого со мной просто не может случиться!»)

 

5. Важным правилом конструктивного разрешения конфликта является умение человека догадываться относительно чувств и мыслей другого человека, умение понять смысл того, что имеет ввиду партнёр, обращаясь к вам с агрессивным выпадом. Если не реагировать на такой выпад, а понять, что за ним стоит, можно разрешить конфликтную ситуацию довольно быстро. Убедиться в правильности своих догадок легче всего, если спросить насколько они  верны у самого собеседника, просто задав вопрос… для того, что бы не отвечать агрессивностью на агрессивность, нужно попытаться понять, что заставляет человека высказываться таким образом. 

 

Слайд. 

Давайте ознакомимся с  правилами поведения в конфликте…

В конфликтной ситуации следует:

 Сохранять самоконтроль и сдержанность.

 Предоставить партнёру возможность выпустить пар.

 Не подливать масла в огонь, не вступать в конфликтный диалог, не увязать в критических замечаниях, не переходить на личности.

 Попросить партнёра сформулировать суть его претензий и конечный результат, к которому он стремится.

 Стараться держаться на равных

 Признавать свою ошибку, но без самоунижения, спокойно и с достоинством

 Оговорить взаимоотношения на будущее, что конкретно не стоит делать дальше, чтобы избежать повторения конфликта

 Стараться поддерживать деловые отношения в тех границах, которые являются конструктивными и способствуют достижению общего успеха

 НЕ СЛЕДУЕТ В КОНФЛИКТЕ:

 Смотреть на партнёра враждебно или излишне критично

 Приписывать ему отрицательные черты характера и низменные намерения

 Демонстрировать своё превосходство

 Обвинять

 Позволять себе видеть ситуацию только со своей стороны

 Уменьшать имеющиеся заслуги партнёров и преувеличивать свои собственные заслуги

 Игнорировать интересы деловых партнёров

 

Упражнение «Достойный ответ».

 

А теперь, используя рекомендации по разрешению конфликтов, попробуйте конструктивно ответить на обидные слова обращённые к вам, и провоцирующие вас на конфликт…

Цель задания – выйти достойно из конфликтной ситуации не задев чувств человека, вызывающих вас на конфликт… ведь, как правило, человек хочет с вами поссориться, наша задача, не доставить ему такого удовольствия…

 Группа получает карточки, зачитываются утверждения, даются ответы…

 

 Вы ведёте себя так, как будто вы здесь самый главный! 

 Вы слишком высокого мнения о себе!

 Вы никогда никому не помогаете!

 Когда я вас встречаю, мне хочется перейти на другую сторону улицы!

 Вы совсем не умеете красиво одеваться!

 Почему вы на всех смотрите свысока?

 С вами нельзя иметь никаких деловых отношений!

 Вы как не от мира сего…

 У вас такой страшный взгляд!

 С вами бесполезно договариваться о чём-либо! Вы всё равно забудете!

 У вас такой скрипучий смех, он действует мне на нервы!

 Вы слишком болтливы!

 У вас полностью отсутствует чувство юмора!

 Вы плохо воспитаны!

 Вы считаете себя лучше других!

 Вы думаете только о себе!

 Вечно вы всем недовольны!

 Вы совершенно не умеете разговаривать с людьми!

 Вы занесли мне на компьютер вирус! Я не знаю как, но что бы завтра его на моём компьютере не было!

 При оценке тестов вы подтасовывали результаты!!! 

 

Легко ли было выполнить это задание?  Принимали ли вы близко к сердцу грубые высказывания? 

Англичане в подобных ситуациях поступают проще, они не выясняют, кто виноват, извиняются обе стороны! Например, в магазине, кто-то нечаянно задел кого-то и попросил извинения, другой в это время тоже просит прощения… «Извините, я вас задел!» говорит один. «Простите, я встал на дороге, когда вы проходили!» - отвечает другой. 

 

Часто мы недооцениваем такие условия общения, как вежливость и деликатность, не придаём значения манерам поведения.

Каждый культурный человек должен не только знать, но и понимать необходимость определённых правил и взаимоотношений.

 

Деловой этикет, или профессиональный регулирует поведение и манеру держать себя в учреждении, организации фирме и т.д.

 Правило 1.

В деловой сфере больше всего ценится честность и надёжность, это проявление их внутренней установки на стабильность и поддержание с партнёром долгосрочных, а не сиюминутных отношений.

Правило 2.

Обязательность. Деловая репутация создаётся годами, а утратить её можно в считанные минуты без права на реабилитацию.

Правило 3.

Важной этической проблемой деловых отношений является проблема поиска золотой середины между необходимостью соперничества (конкуренции) и пониманием  значения сотрудничества. 

Правило 4.

Придерживаться норм служебной субординации основанной на обязательном подчинении младших старшим, правилам трудовой дисциплины и разграничений профессиональных полномочий. 

Правило 5.

Преданность сотрудников своему учреждению.

Деловой этикет позволяет сохранить правила приличия и не нарушать «границ разумного» даже при наличии делового конфликта или противостояния, это культура, к которой мы все должны стремиться, потому что так живёт и работает весь цивилизованный мир.

 

Просмотр мультфильма «Семья – команда».

 

Закончить наш ППС  я хочу притчей… 

Однажды солнце и ветер поспорили, кто из них сильнее. Вдруг они увидели путешественника, что шагает по дороге, и решили: кто быстрее снимет его плащ, тот сильнее.

Начал ветер. Он стал дуть, что есть силы, стараясь сорвать плащ с человека. Он задувал ему под ворот, в рукава, но у него ничего не выходило. Тогда ветер собрал последние силы и дул на человека сильным порывом, но человек только лучше застегнул плащ, съежился и пошел быстрее.

Тогда за дело взялось солнце. “Смотри, - сказало оно ветру. - Я буду действовать по-иному, ласково”. И действительно, солнце начало нежно пригревать путешествующему спину, руки. Человек расслабился и подставил солнцу свое лицо. Он расстегнул плащ, а потом, когда ему стало жарко, то и совсем его снял.

Так солнце победило, действуя по-доброму, с любовью.

Мне очень хочется надеяться, что также и Вы будете побеждать в любых конфликтных ситуациях, действуя по-доброму и с любовью, и у вас обязательно все получится!

Спасибо за работу, всего хорошего!

 

Автор Вагина Юлия Дмитриевна
Дата добавления 18.02.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел Презентации
Просмотров 726
Номер материала 56628
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓