Главная / Классному руководителю / презентация к МО учителей инклюзивного образования на тему

презентация к МО учителей инклюзивного образования на тему

Тема «Принципы и методы работы с умственно – отсталыми детьми в (коррекционно...
Приоритеты государственной политики Образование Воспитание обеспечение максим...
Работа Островской СОШ Воспитательная создают условия для воспитания, развития...
Направления коррекционно-развивающей среды создание системы позитивно действу...
Руководством деятельности школы осуществляется: директором школы координаторо...
Классный руководитель и учитель 7-9 класса – комплекта Баскакова И.Г. состави...
Цель: вовлечение учащихся в значимую и полезную деятельность, способствование...
Задачи: • способствование повышения качества образования в школе; • поддержан...
Что делаю: Планирую на каждый день учебно-воспитательную работу, отслеживаю р...
Принципы работы с умственно-отсталыми детьми 1. Принцип развивающего обучения...
Виды классификаций методов обучения 2. Классификация И.Я. Лернера и М.Н. Скат...
Словесные методы Рассказ Объяснение Беседа Работа с учебником Метод демонстра...
1 из 12

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Тема «Принципы и методы работы с умственно – отсталыми детьми в (коррекционной)
Описание слайда:

Тема «Принципы и методы работы с умственно – отсталыми детьми в (коррекционной) общеобразовательной школе» Подготовила : учитель МКОУ Островской СОШ Баскакова Ирина Геннадьевна. 2014 год

№ слайда 2 Приоритеты государственной политики Образование Воспитание обеспечение максималь
Описание слайда:

Приоритеты государственной политики Образование Воспитание обеспечение максимально возможного, всестороннего и гармоничного развития, физического, социального и психологического благополучия каждого ребенка

№ слайда 3 Работа Островской СОШ Воспитательная создают условия для воспитания, развития и
Описание слайда:

Работа Островской СОШ Воспитательная создают условия для воспитания, развития и реализации личности каждого ребенка Образовательная

№ слайда 4 Направления коррекционно-развивающей среды создание системы позитивно действующи
Описание слайда:

Направления коррекционно-развивающей среды создание системы позитивно действующих факторов разработка разновариантных моделей коррекционно-развивающих занятий организация досуговой деятельности включение ребенка в разнообразные виды деятельности ведение «Портфолио» учащегося

№ слайда 5 Руководством деятельности школы осуществляется: директором школы координатором и
Описание слайда:

Руководством деятельности школы осуществляется: директором школы координатором инклюзивного образования обращают особое внимание на воспитание сегодня: ради чего и как воспитывать; на оздоровительные стороны обучения и воспитание детей с психосоматическим состоянием; на технологию организации коррекционного сопровождения учебно - воспитательной работы.

№ слайда 6 Классный руководитель и учитель 7-9 класса – комплекта Баскакова И.Г. составила
Описание слайда:

Классный руководитель и учитель 7-9 класса – комплекта Баскакова И.Г. составила тематическое планирование на основе программы Воронковой. Выбрала темы для самообразования как учитель и классный руководитель "Дифференцированный подход в обучении и воспитании учащихся с проблемами в развитии" и «Индивидуальный подход к формированию личности учащегося». Поставила перед собой цель и задачи в учебно-воспитательной работе с умственно-отсталыми детьми.

№ слайда 7 Цель: вовлечение учащихся в значимую и полезную деятельность, способствование фо
Описание слайда:

Цель: вовлечение учащихся в значимую и полезную деятельность, способствование формированию необходимых социальных навыков и установок. Учиться жить осознанно, в социуме, получать знания, выражать и проявлять свои стремления, способности и интересы, которые помогут в выборе профессии, адаптации к условиям современного общества, способствование созданий благоприятных условий для самореализации, самоопределения, для укрепления нравственного и физического здоровья.

№ слайда 8 Задачи: • способствование повышения качества образования в школе; • поддержание
Описание слайда:

Задачи: • способствование повышения качества образования в школе; • поддержание и поощрение учебной мотивации обучающегося, его активности и самостоятельности; • Развитие навыков рефлексивно и оценочной (само оценочной) деятельности школьника; • способствование формированию у учащегося умения учиться – ставить цели, планировать, организовывать свою учебную и досуговую деятельность; • способствование создания ситуации успеха для каждого ученика; • содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося

№ слайда 9 Что делаю: Планирую на каждый день учебно-воспитательную работу, отслеживаю резу
Описание слайда:

Что делаю: Планирую на каждый день учебно-воспитательную работу, отслеживаю результаты учебной и воспитательной деятельности учащихся, обращаю на использование проблемных ситуаций, соблюдаю охранительный режим, изучаю психологические особенности каждого ребенка, их семейное положение, поддерживаю постоянную связь с родителями учащихся, социальным педагогом, психологом, школьным медицинским работником.

№ слайда 10 Принципы работы с умственно-отсталыми детьми 1. Принцип развивающего обучения 2.
Описание слайда:

Принципы работы с умственно-отсталыми детьми 1. Принцип развивающего обучения 2. Принцип воспитывающего обучения 3. Принцип систематичности и системности в обучении 4. Принцип научности в обучении 5. Принцип доступности 6. Принцип наглядности обучения 7. Принцип активности и сознательности 8. Принцип прочности усвоения знаний 9. Принцип индивидуализации обучения 10. Принцип дифференцированного подхода в обучении

№ слайда 11 Виды классификаций методов обучения 2. Классификация И.Я. Лернера и М.Н. Скаткин
Описание слайда:

Виды классификаций методов обучения 2. Классификация И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина 1. Классификация по методам работы учащегося и педагога 3. Классификация Б.П. Есипова 4. Подразделяющаяся по характеру познавательной деятельности словесные методы наглядные методы практические методы

№ слайда 12 Словесные методы Рассказ Объяснение Беседа Работа с учебником Метод демонстрации
Описание слайда:

Словесные методы Рассказ Объяснение Беседа Работа с учебником Метод демонстрации Лабораторные опыты Экскурсия Наглядные методы Практические методы

презентация к МО учителей инклюзивного образования на тему
  • Классному руководителю
Описание:

Тема «Принципы и методы работы с умственно – отсталыми детьми в (коррекционной) общеобразовательной школе»

Подготовила учитель МКОУ Островской СОШ Баскакова Ирина Геннадьевна. Декабрь 2014 год

Развитие образования — один из приоритетов государственной политики. В последнее время инновации в образовании приобретают всё более системный и масштабный характер. Реализуя комплексный проект модернизации и все новшества, не только достаточно существенно меняют сами организационные основы системы образования с целью повышения ее общедоступности и достижения современного качества, но и, с неизбежностью, сопровождаются теми или иными инновационными рисками. Очевидно, что психологическая безопасность тех или иных новшеств может рассматриваться как один из критериев их целесообразности, исходя из принципа природосообразности образования. Психологическое благополучие и здоровье детей, подростков и всех участников образовательного процесса — та очевидная задача, которая не может оспариваться ни сторонниками, ни противниками любых инноваций.

Воспитание – творческий целенаправленный процесс взаимодействия учителя с учащимися по созданию коррекционно-развивающей среды, которая стимулирует деятельность детей к освоению социально-культурных ценностей общества и развитию механизмов продуктивной обработки информации, способствующих самоактуализации и социальной реабилитации личности. Воспитание – это процесс, т.е. постоянно меняющаяся, динамически развивающаяся система взаимодействия учителя и ребенка. Она меняется в зависимости и от личности педагога, и от личности учащегося. Любой ребенок, имеющий нарушения речи, задержку психического развития, нервно-психические расстройства, комплексные нарушения, не должен быть социальным инвалидом  он должен стать оптимально-развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду на каждом этапе возрастного становления.

 Миссия Островской (коррекционной) общеобразовательной школы для детей с ограниченными возможностями в развитии – это обеспечение максимально возможного, всестороннего и гармоничного развития, физического, социального и психологического благополучия каждого ребенка с особым учетом его личностных особенностей и резервных возможностей при коррекционно-развивающей работе. Создание условий для воспитания социально-адаптивной личности и интеграции детей с ограниченными возможностями в социуме.

В нашей школе дети проводят большую часть времени, и воспитательная работа строится таким образом, чтобы школа была для детей родным домом, второй семьёй, в которой дают не только образование, но и создают условия для воспитания, развития и реализации личности. Учитель в школе является организатором ситуаций, в которых раскрываются положительные черты учащихся, создает ситуацию успеха в результате самостоятельного поиска, т.е. коррекционно-развивающую среду.

Основными направлениями создания коррекционно-развивающей среды являются:
– создание системы позитивно действующих факторов: оформление школы, кабинетов, включение и приобщение учащихся к этой деятельности;
– разработка разновариантных моделей коррекционно-развивающих занятий, бесед, экскурсий;
– организация досуговой деятельности, ориентированной на коррекцию недостатков развития и формирование механизмов компенсации;
– включение ребенка в разнообразные виды деятельности, опора на сохранные стороны, вовлечение различных анализаторов, разных сторон личности;
- ведение «Портфолио» учащегося.
Руководством деятельности школы осуществляется директором школы и координатором инклюзивного образования. Руководство данной школы обращает особое внимание на воспитание сегодня: ради чего и как воспитывать; на оздоровительные стороны обучения и воспитание детей с психосоматическим состоянием; на технологию организации коррекционного сопровождения учебно - воспитательной работы.

Являюсь классным руководителем и учителем  7-9 класса – комплекта.  В данный момент в классе обучается 9 учащихся с 12 до 15 лет. В начале учебного года составила тематическое планирование на основе программы Воронковой. Выбрала темы для самообразования как учитель и классный руководитель "Дифференцированный подход в обучении и воспитании учащихся с проблемами в развитии" и   «Индивидуальный подход к формированию личности учащегося». Поставила перед собой цель и задачи в учебно-воспитательной работе с умственно-отсталыми детьми.

Цель: вовлечение учащихся в значимую и полезную деятельность, способствование формированию необходимых социальных навыков и установок. Учиться жить осознанно, в социуме, получать знания, выражать и проявлять свои стремления, способности и интересы, которые помогут в выборе профессии, адаптации к условиям современного общества, способствование созданий благоприятных условий для самореализации, самоопределения, для укрепления нравственного и физического здоровья.
Основными задачам являются:
способствование повышения качества образования в школе;
поддержание и поощрение учебной мотивации обучающегося, его активности и самостоятельности;
• Развитие навыков рефлексивно и оценочной (само оценочной) деятельности школьника;
способствование формированию у учащегося умения учиться – ставить цели, планировать, организовывать свою учебную и досуговую деятельность;
способствование создания ситуации успеха для каждого ученика;
• содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося.

Планирую на каждый день учебно-воспитательную работу, отслеживаю результаты учебной и воспитательной деятельности учащихся. Особое внимание обращаю на использование проблемных ситуаций. На уроках соблюдаю охранительный режим. Изучила психологические особенности каждого ребенка, их семейное положение. Поддерживаю постоянную связь с родителями учащихся, социальным педагогом, психологом, школьным медицинским работником,  не оставляю без внимания ни один случай девиантного поведения детей.

Хочу рассказать о принципах работы с умственно-отсталыми детьми.

Принципы обучения в коррекционной школе практически не отличаются от обычных дидактических принципов, но специфика обучения детей с умственным недоразвитием вносит в них свои коррективы.

 Обучение — двусторонний процесс, состоящий из преподавания (т.е. активной деятельности педагога) и учения (активного познавательного процесса, в котором проявляются и формируются умственные качества учащегося).

Классификация принципов:

1. Принцип развивающего обучения направлен на развитие личности ребенка, то есть на развитие потенциальных физических и умственных возможностей в специально созданных педагогических условиях.

Школа создает следующие условия:
- обеспечивает длительный пропедевтический период, то есть подготовку учащихся к усвоению системы профессионально-трудовых и общеобразовательных навыков. У детей воспитываются навыки поведения в коллективе, навыки самообслуживания;
- трудовое обучение и воспитание — предметная ручная деятельность более доступна для понимания умственно отсталого ребенка, а следовательно, она позволяет постепенно приготовить ребенка к усвоению более сложных понятий, знаний.

2. Принцип воспитывающего обучения способствует воспитанию в умственно отсталом ребенке необходимых моральных и волевых качеств, что в итоге приводит к формированию характера.

К этому принципу относятся следующие направления обучения:
- формирование научного понимания мира, законов мирового устройства, мировоззрения;
- воспитание положительно направленных нравственных качеств ребенка — упорства, трудолюбия, дисциплинированности;
- коррекция умственного развития включает в себя связь содержания обучения со склонностями, потребностями и интересами, то есть обучение является личностно ориентированным.

- каждый урок включается в коррекционно-воспитательную работу, то есть не существует уроков, направленных лишь на объяснение общеобразовательного материала. Обучение идет в тесной взаимосвязи с личностным развитием.

3. Принцип систематичности и системности в обучении. В коррекционной школе объем общеобразовательных предметов меньше. Тем не менее, программа обучения представляет собой систему естественных и гуманитарных знаний, а трудовое обучение позволяет применять полученные знания на практике. Преподавание ряда предметов построено на концентрическом принципе, то есть дети изучают тему или раздел последовательно в нескольких классах, с постепенным расширением и углублением предлагаемого материала.

4. Принцип научности в обучении. Научное познание — это переход от внешнего описания явления или предмета к характеристике их сущности (внутреннего строения). В результате научных знаний формируется теория. Главным звеном школьных знаний являются основные исходные положения науки, которые должны усвоить учащиеся. Особенность коррекционной школы заключается в оптимальном усвоении доступного детям минимума школьных предметов. При этом важно не допустить примитивизма в преподнесении учебного материала.

5. Принцип доступности тесно связан с принципом научности. Процесс преподавания знаний в коррекционной школе тесно связан с особенностями интеллектуального развития учащихся. Доступность обучения вплотную зависит от связи новых знаний с особенностями мышления детей. Реализация этого принципа в коррекционной школе требует особого внимания, излишнее упрощение научных знаний может привести к примитивизации процесса обучения, тогда как усложнение учебного материала — к неуспеваемости учащихся и, как следствие, к отрицательной мотивации. В коррекционной школе важна связь новых знаний с уже усвоенными, потому как новое содержание требует новых операций мышления и непривычных для ученика рассуждений, практических действий. А по причине умственных дефектов этот процесс у детей затруднен.

6. Принцип наглядности обучения является одним из важнейших в коррекционной школе. Абстрактное мышление умственно отсталого ребенка слабо развито, как следствие, ему необходимо связывать полученные в звуковой форме знания с представлением о реальной жизни в образной форме. Чувственные образы способствуют усвоению понятий, знаний, правил, теории. Одним из главных условий обучения детей является именно опора на чувственное познание детей, на их личный опыт. Важнейшей стороной организации чувственного познания и является наглядность обучения.

Наглядные пособия подразделяются на несколько групп:
- I группа — реальные предметы или явления (растения, животные, минералы, насекомые), использование их позволяет сблизить теоретические знания и реальную жизнь;
- II группа — изображения и модели предметов, явлений, которые могут заменить реальные предметы (крупных или вымерших животных, исторические эпизоды, природные явления);
- III группа — символические и схематические наглядные пособия (схемы, чертежи, карты) используются для лучшего усвоения и понимания закономерностей истории, математики и других предметов.

7. Принцип активности и сознательности предполагает формирование у учащихся сознательного понимания учебного материала, сознательного отношения к учебным занятиям, познавательной активности. Механическое усвоение приводит к быстрому забыванию полученных знаний, к неспособности применить их в реальности. Прежде всего сознательное отношение к обучению предполагает развитие познавательных интересов у детей. В коррекционной школе, особенно на ранних ступенях, активность и сознательность формируются исключительно благодаря профессиональным навыкам педагога. В старших классах сознательность проявляется обычно на уроках трудового обучения, что связано с осознанием учащимися необходимости получения профессии для дальнейшей адаптации в обществе.

8. Принцип прочности усвоения знаний является одним из важнейших. Минимум полученных в специальной школе знаний должен стать базой для дальнейшего формирования и углубления профессиональных навыков, необходимых для адаптации в самостоятельной жизни. Главное в усвоении знаний — это повторение. Повторение имеет свои особенности в связи с особенностями памяти детей. Прежде всего, повторение должно быть разнообразным по форме. Можно сформулировать следующие требования, предъявляемые к учебному процессу в плане прочности усвоения знаний:

- необходимо выделить главную мысль в том или ином учебном материале, которая определит весь путь объяснения и усвоения знаний. Понимание главной мысли способствует лучшему усвоению всего материала урока. Для усвоения материала используются объяснение на уроке, закрепление и повторение материала, практические работы;
- помимо главной мысли, учащийся должен хорошо усвоить все зависимые положения того или иного предмета. Главная мысль того или иного урока должна занимать определенное место в системе уже полученных знаний, обретенных умений и навыков;
- связь знания, умения и навыков с практикой обеспечивает их длительное сохранение в памяти и хорошее воспроизведение. Необходимо достичь понимания учащимися практического значения полученных знаний.

9. Принцип индивидуализации обучения имеет особое значение в коррекционной школе. Помимо коллективной учебной деятельности, каждый учащийся нуждается в индивидуальном подходе, зависящем от его психофизических характеристик.

10. Принцип дифференцированного подхода в обучении.

Реализуется в следующих направлениях:
- дифференцированный подход к содержанию образования зависит от социально-географических, экономических и пр. условий региона;
- разделение класса на группы по способностям и степени обучаемости.

Совокупность методов обучения представляет собой путь познания окружающей действительности, который и предлагается учащимся коррекционной школы.

Существует несколько видов классификаций методов обучения:
1. Классификация по методам работы учащегося и педагога:
- способы преподавания: рассказ, беседа, объяснение, то есть приемы, в которых основная роль принадлежит учителю. Задача ученика сводится к пониманию, запоминанию и воспроизведению преподаваемого материала;
- способы учения: упражнения, самостоятельные и практические работы, то есть приемы, главная роль в которых принадлежит ученикам, учитель же контролирует усвоение знаний, помогает и поправляет учащегося.
2. Классификация И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина основана на внутренней характеристике мыслительной деятельности учащихся.
3. Классификация Б.П. Есипова основана на выполняемой учебной задаче на определенных типах уроков. То есть та или иная учебная задача требует определенного метода.
4. Подразделяющаяся по характеру познавательной деятельности на 3 группы по методам обучения – это наиболее распространена в настоящее время классификация:

vсловесные методы являются основной формой общения учителя с учениками. К ним относятся описание, рассказ, объяснение, беседа;

vнаглядные методы;

vпрактические методы.

Рассмотрим словесные методы подробнее. Словесные методы изложения учебного материала являются наиболее важными в процессе преподавания в коррекционной школе. Именно словесные методы способствуют установлению контакта педагога и учащегося, что, в свою очередь, приводит к оптимизации процесса усвоения знаний. Помимо этого, слово учителя является образцом устной речи для учащихся, углубляет понимание речи окружающих, расширяет словарный запас детей. Так как значение учительской речи в процессе обучения очень высоко, к устному изложению учителем учебного материала предъявляются некоторые требования:

- научная достоверность учебного материала, излагаемого учителем, является необходимым условием успешного обучения
- системное и последовательное изложение материала особенно важно для преподавателей коррекционной школы, о чем говорилось выше;
- доступность и понятность учебного материала — эти факторы также зависят от личности педагога и его способности связно, ясно и четко излагать новый материал, терпеливо объяснять непонятные моменты учащимся.

Дети испытывают определенные сложности даже с усвоением ограниченного количества знаний;
- излагаемый материал должен быть интересным для учащихся; сознательный интерес способствует лучшему пониманию и усвоению знаний. Урок становится более интересным, а следовательно, и более эффективным в том случае, если учитель приводит примеры из окружающей жизни, трудовой деятельности, близкие учащимся;
- устное изложение материала необходимо сочетать с наглядными и практическими занятиями, то есть на уроках нужно пользоваться наглядными пособиями, графическими и иллюстративными работами, материал нужно закреплять с помощью самостоятельных работ и упражнений;
- целостность, завершенность и познавательная ценность — необходимые требования к содержанию излагаемого учителем материала.

Рассказ является одним из основных методов обучения в коррекционной школе. Рассказом называется форма изложения учебного материала, которая представляет собой словесное описание событий, явлений, фактов. Как метод, рассказ может быть использован на различных этапах урока. Рассказ используется для сообщения новых знаний, если материал не требует теоретических доказательств; для сообщения дополнительных знаний. Рассказ может занимать самостоятельное место на уроке или включаться в процесс объяснения на различных этапах. В начале урока рассказ подготавливает учащихся к усвоению нового материала, в конце — обобщает изученное, если ученики не могут этого сделать самостоятельно. В коррекционной школе к рассказу предъявляются некоторые требования. Прежде всего, рассказ должен быть четко определен по теме и содержанию. Рассказ запоминается и усваивается значительно легче, если все сведения объединены единой задачей. Изложение рассказа должно быть последовательным и систематичным. Эмоциональность также важна для рассказа. Рассказ учителя всегда должен быть адекватен конкретной ситуации, недавним событиям и психологическим особенностям учащихся. Четкость структуры обязательна для рассказа в коррекционной школе.

Объяснением называется метод овладения теоретическим учебным материалом. Для пояснения важно получение обратной связи. То есть неотъемлемой частью данного метода является постановка вопросов, помогающих понять затруднения учащихся и устранить их; самостоятельные задания также помогают уяснить непонятные места излагаемого материала. Обратная связь помогает учителю совершенствовать объяснение, вносить корректировку объяснений непосредственно по ходу урока.

Особенностью этого метода являются теоретические доказательства, то есть:
- постановка познавательной задачи, адекватной уровню знаний и развития учащихся;
- строгий подбор фактического материала;
- определенная форма рассуждений (аналитическое и синтетическое объяснение, наблюдения и выводы, индукция или дедукция);
- использование иллюстративного материала (схем, рисунков, картин);
- формулировка выводов;
- дополнительные разъяснения, если они необходимы в связи с конкретной ситуацией обучения. Например, для слабых учащихся придется изложить часть материала на более доступном уровне.

Беседа представляет собой вопросно-ответную форму овладения материалом. Главным требованием метода беседы является система продуманных вопросов и предполагаемых ответов учащихся. Вопросы должны быть взаимосвязаны, подчинены идее урока, поставлены на доступном учащимся уровне. То есть для более слабых учеников следует задавать конкретные вопросы, требующие односложного, краткого ответа или ответа в форме картинки, рисунка и пр. Вопрос, заданный более сильному учащемуся, предполагает развернутый ответ. Предполагая строить урок в форме беседы, учитель должен продумать вопросы и возможные ответы учащихся, а также ряд уточняющих, вспомогательных вопросов на тот случай, если ответ будет неверным. Вопрос должен ставиться перед всем классом, тогда учащиеся будут более активно включаться в работу на уроке. Использование на уроке вопросно-ответного метода имеет ряд преимуществ:

- беседа способствует развитию речи и понимания учащихся;
- использование различных формулировок вопросов позволяет углублять знания ученика;
- различная степень трудности задаваемых вопросов способствует индивидуализации обучения;
- беседа способствует развитию связной речи у детей, способности излагать свои мысли.

Вопросы могут быть заданы как в устной, так и в письменной форме. Последняя форма беседы позволяет работать не только над устной, но и над письменной речью учащихся. Письменные вопросы также помогают учителю понять глубину и степень усвоения учениками материала, умение логически построить свой ответ.

Работа с учебником — один из действенных методов овладения учебным материалом. Основные требования по работе с учебниками и книгами:
- каждый учащийся должен иметь учебник, уметь находить изучаемое место;
- учитель должен провести краткий инструктаж по выполнению задания (указать тему урока, найти абзац или параграф, правило и др.), после чего проверяется, правильно ли усвоены инструкции. Учащиеся должны четко представлять характер работы: какова последовательность учебных операций, какой материал необходимо воспроизвести;
- учащиеся должны научиться находить главное, опорные пункты в процессе работы с учебником, не отвлекаясь на попутную информацию.

Метод демонстрации позволяет развивать элементарные представления учащихся, учит детей наблюдать предмет, явление, выделять в них основные черты, сравнивать и пр.

К демонстрации предъявляются следующие требования:
- демонстрируемый объект должен быть хорошо виден всем учащимся;
- нельзя допускать предварительный осмотр демонстрируемого учащимися.

 В связи с их особенностями восприятия и внимания необходимое пособие нужно показывать только в момент объяснения;
- каждый учащийся должен действовать в соответствии с поставленной задачей и обращать внимание на те части демонстрируемого объекта, которые связаны с изучаемой на уроке темой;
- учащимся необходимо давать задание описать объект словесно, это способствует развитию наблюдательности и формированию правильной, логичной речи;
- дети должны формулировать итоги наблюдений на максимально доступном для них уровне.

Демонстрировать объект можно перед или после объяснения учебного материала. Демонстрации натуральных объектов способствуют развитию представлений учащихся об окружающем мире. Исследование объектов способствует развитию круга элементарных представлений, обогащает чувственный опыт умственно отсталых детей, дает конкретный материал для развития и коррекции речи учащихся. Демонстрация моделей на начальном уровне проводится одновременно с демонстрацией натуральных объектов. Первоначально берутся уменьшенные копии натуральных вещей. Таким образом можно развить у ребенка умение сравнивать и соотносить натуральный объект с его моделью. На следующем этапе следует перейти от работы с отдельными предметами к работе с группами предметов.

Лабораторные опыты также важны в работе с умственно отсталыми детьми. Они помогают развить навыки самостоятельной работы и наблюдательность. Первые лабораторные работы должны проводиться как работы-наблюдения, в процессе которых постепенно накапливается фактический материал. На основании этого материала школьники могут сделать обоснованный вывод. И еще один вид лабораторных работ применяется в обучении детей — работы-подтверждения сформулированных педагогом правил, выводов.

Экскурсия как метод обучения получила достаточно широкое распространение в специальной школе. Экскурсии могут быть общеобразовательной направленности или иметь специальное учебное назначение. Любой вид экскурсии требует тщательной организационной подготовки. В процессе экскурсий дети учатся наблюдать объекты в реальных условиях.

Применение наглядных методов в обучении умственно отсталых детей создает условия для более полного усвоения ими учебного материала. Использование наглядных методов позволяет подготовить учащихся к изучению более сложной техники в профессиональном обучении. Зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются и дольше сохраняются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения; именно этим объясняется эффективность применения наглядных средств. Применяя наглядные средства, необходимо учесть особенности восприятия детей:

- неполнота формируемого образа (мелкие детали опускаются, пропорции, размеры деталей нарушаются);
- связь восприятия с предыдущим опытом неполноценна;
- связь между формируемым предметным образом и функциональным назначением предмета недостаточно осознана;
- мысленное воссоздание образа объемного предмета вызывает трудности;
- свойства предмета неполно отражаются в речи учащегося;
- предметные образы с трудом удерживаются в долговременной и оперативной памяти.

Особенно важны наглядные пособия в преподавании предметов природоведческого цикла, направленных на формирование естественнонаучных знаний. Тем более, что знания об окружающем мире и природе у школьников с нарушениями интеллектуального развития ограничены по сравнению с учащимися других типов школ. Получаемые детьми сведения значительно меньше в объеме, ограничиваются в глубине раскрытия причинно-следственных связей, упрощены по структуре и содержанию предлагаемой информации. Дети с нарушениями интеллектуального развития не изучают такие предметы, как физика и химия, хотя исследования показали возможность усвоения учащимися элементов физики. Знания по естественным наукам в коррекционной школе  в основном формируются на материале биологии и географии. Но даже по этим предметам объем знаний в специальной школе ограничен, количество специальных терминов значительно уменьшено.

Каждый из предметов имеет свои специальные методы и приемы обучения, учитывающие содержание предмета и возможности школьников с нарушениями интеллекта. Содержание предусматривает усвоение элементарных естественнонаучных понятий и формирование умений оперировать ими в повседневной деятельности. Преподавание предметов направлено не только на формирование естественнонаучных знаний, но и на коррекцию недостатков умственного и психического развития. При знакомстве с живой и неживой природой у учащихся развиваются наблюдательность, внимание, память. Наблюдения за объектами и явлениями природы, обобщение полученных материалов способствует коррекции мышления учащихся.

 

 

 

 

Автор Баскакова Ирина Геннадьевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 711
Номер материала 35014
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓