Главная / Русский язык и литература / Презентация к интегрированному уроку русского языка, риторики по теме "Частное письмо - один из видов эпистолярного жанра" (8, 10 классы)

Презентация к интегрированному уроку русского языка, риторики по теме "Частное письмо - один из видов эпистолярного жанра" (8, 10 классы)

 СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ
РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ «ЧТО ЕСТЬ ЧТО» (найдите соответствия)
* САМОПРОВЕРКА Лицо, которому адресовано письмо, телеграмма (получатель)	Адре...
* САМОПРОВЕРКА Главное почтовое учреждение города	Почтамт Разносчик почты по ...
ГРУППЫ ПИСЕМ ЧАСТНЫЕ ПИСЬМА ОФИЦИАЛЬНЫЕ ПИСЬМА
РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ ОТЛИЧИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ОТ УСТНОЙ
ПИСЬМО	УСТНАЯ РЕЧЬ ОБЩЕЕ	Передача информации 	 РАЗЛИЧИЯ	1.Зафиксировано на б...
 «РОЛЬ ПИСЕМ В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ»
ТЕЗИСЫ: Роль писем в век бурного развития информации и информационных техноло...
Частное письмо – это особая форма письменного общения, которая служит для пе...
Эпистолярный жанр – это совокупность текстов, объединенных общностью компози...
Письмо – это диалог, откровенный, глубоко заинтересованный. Это интимный хар...
Ориентация на отношения адресата и адресанта.
СТРУКТУРА ПИСЕМ: Стандартизированное композиционное построение (зачин, информ...
* ЭТИКЕТНЫЕ НОРМЫ В СТРУКТУРЕ ПИСЕМ Письмо 	Письмо - ответ Обращение Комплиме...
ПИСЬМО – это искусство.
Анализ письма М.Ю. Лермонтова к А.И. Бибикову (Петербург, вторая половина фе...
Письмо А.И. Бибикову (Петербург, вторя половина февраля 1841 г.)   Милый Биби...
Что делать? Кабы знал, где упасть, соломки бы подостлал; обществом зато я бы...
Я был намедни у твоих, и они все жалуются, что ты не пишешь; и, взяв это в р...
Анализ письма И.С. Тургенева к Л.Н. Толстому (Буживаль, 1882 г.) (схема)
Письмо Л.Н. Толстому (Буживаль, 1882 г.) Милый Лев Николаевич, Я получил Ваше...
Сердиться же – совсем немыслимо; сердятся только молодые люди, которые вообр...
* СХЕМА АНАЛИЗА ЧАСТНОГО ПИСЬМА (ПАМЯТКА) I. Функции: Информативная; Контактн...
* СХЕМА АНАЛИЗА ЧАСТНОГО ПИСЬМА (ПАМЯТКА) III. Монолого-диалогичный характер ...
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Напишите письмо выпускнику школы №14. 2. Напишите письмо буд...
 Спасибо за внимание!
1 из 30

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1  СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ
Описание слайда:

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

№ слайда 2
Описание слайда:

№ слайда 3 РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ «ЧТО ЕСТЬ ЧТО» (найдите соответствия)
Описание слайда:

РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ «ЧТО ЕСТЬ ЧТО» (найдите соответствия)

№ слайда 4 * САМОПРОВЕРКА Лицо, которому адресовано письмо, телеграмма (получатель)	Адресат
Описание слайда:

* САМОПРОВЕРКА Лицо, которому адресовано письмо, телеграмма (получатель) Адресат Обмен письмами, переписка Корреспонденция Сообщение, переданное по телеграфу Телеграмма Эпистолярный жанр Пакетик из бумаги для закладывания в него письма Конверт Учреждение для пересылки писем, легких грузов Почта Любезные, приятные слова Комплимент

№ слайда 5 * САМОПРОВЕРКА Главное почтовое учреждение города	Почтамт Разносчик почты по адр
Описание слайда:

* САМОПРОВЕРКА Главное почтовое учреждение города Почтамт Разносчик почты по адресам Почтальон Специальная почтовая карточка для открытого письма Открытка Тот, кто отсылает письмо кому-либо Адресант Приписка в письме после подписи Постскриптум (обозначались буквами P.S.) Письменное обращение государственного деятеля Послание Собрание писем, кем-то написанных и полученных Переписка Бумажная обертка широкой лентой Бандероль Надпись на письме, указывающая кому оно адресовано (получатель и место назначения) Адрес

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7 ГРУППЫ ПИСЕМ ЧАСТНЫЕ ПИСЬМА ОФИЦИАЛЬНЫЕ ПИСЬМА
Описание слайда:

ГРУППЫ ПИСЕМ ЧАСТНЫЕ ПИСЬМА ОФИЦИАЛЬНЫЕ ПИСЬМА

№ слайда 8
Описание слайда:

№ слайда 9 РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ ОТЛИЧИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ОТ УСТНОЙ
Описание слайда:

РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ ОТЛИЧИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ОТ УСТНОЙ

№ слайда 10 ПИСЬМО	УСТНАЯ РЕЧЬ ОБЩЕЕ	Передача информации 	 РАЗЛИЧИЯ	1.Зафиксировано на бума
Описание слайда:

ПИСЬМО УСТНАЯ РЕЧЬ ОБЩЕЕ Передача информации РАЗЛИЧИЯ 1.Зафиксировано на бумаге. 2.Стремится к сохранению. 3.Назначение: отбор и сохранение ценностей – это основной принцип культуры. 4.Долговечное. 5.Требует подготовки. 1.Эфомерная. 2.Недолговечная. 3.Она умирает, едва родившись (и какую же силу воздействия она должна иметь, чтобы закрепить в памяти человека).

№ слайда 11  «РОЛЬ ПИСЕМ В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ»
Описание слайда:

«РОЛЬ ПИСЕМ В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ»

№ слайда 12 ТЕЗИСЫ: Роль писем в век бурного развития информации и информационных технологий
Описание слайда:

ТЕЗИСЫ: Роль писем в век бурного развития информации и информационных технологий. История письма как жанра в России. Где можно обучиться написанию писем (образцы у Л.Н. Толстого в романе «Война и мир» и др.). Семейные архивы. В чем их ценность и особенность? Основной принцип культуры – отбор и сохранение ценностей. Отличие писем от переписки в сети Интернет.

№ слайда 13 Частное письмо – это особая форма письменного общения, которая служит для перед
Описание слайда:

Частное письмо – это особая форма письменного общения, которая служит для передачи информации на расстоянии.

№ слайда 14 Эпистолярный жанр – это совокупность текстов, объединенных общностью композицио
Описание слайда:

Эпистолярный жанр – это совокупность текстов, объединенных общностью композиционной структуры, на стыке различных функциональных стилей, в то же время с соблюдением экстралингвистических факторов, важнейшими из которых являются: Общность функций: информативной, контактноустанавливающей, коммуникативной и побочных функций: эмотивной, волюнтативной (воздействие на адресата), поэтической и др. Дистантность общения собеседников. Письменная форма общения. Адресованность конкретному объекту речи.

№ слайда 15 Письмо – это диалог, откровенный, глубоко заинтересованный. Это интимный характ
Описание слайда:

Письмо – это диалог, откровенный, глубоко заинтересованный. Это интимный характер общения (вот почему непозволительно читать чужое письмо, так как оно адресовано конкретному лицу).

№ слайда 16 Ориентация на отношения адресата и адресанта.
Описание слайда:

Ориентация на отношения адресата и адресанта.

№ слайда 17 СТРУКТУРА ПИСЕМ: Стандартизированное композиционное построение (зачин, информати
Описание слайда:

СТРУКТУРА ПИСЕМ: Стандартизированное композиционное построение (зачин, информативная часть, концовка), использование в отдельных частях речевых этикетных формул (приветствие, обращение – в зачине; прощание, пожелание, подпись (самоименование) – в концовке; совет, благодарность, просьба - в информативной части); Монолого-диалогичный характер повествования (вопросительные предложения, ответы на вопросы и т.д.); Стиль, в большей мере, разговорный. Фрагментарная мозаичность содержания информативной части.

№ слайда 18 * ЭТИКЕТНЫЕ НОРМЫ В СТРУКТУРЕ ПИСЕМ Письмо 	Письмо - ответ Обращение Комплимент
Описание слайда:

* ЭТИКЕТНЫЕ НОРМЫ В СТРУКТУРЕ ПИСЕМ Письмо Письмо - ответ Обращение Комплимент Сообщение новостей Просьба – совет Передача привета родным и близким Прощание Подпись Постскриптум Обращение Благодарность, извинение (если с ответом задержался адресат) Ответ на сообщение, просьбу Прощание, пожелание Подпись

№ слайда 19 ПИСЬМО – это искусство.
Описание слайда:

ПИСЬМО – это искусство.

№ слайда 20 Анализ письма М.Ю. Лермонтова к А.И. Бибикову (Петербург, вторая половина февра
Описание слайда:

Анализ письма М.Ю. Лермонтова к А.И. Бибикову (Петербург, вторая половина февраля 1841 г.) (схема)

№ слайда 21 Письмо А.И. Бибикову (Петербург, вторя половина февраля 1841 г.)   Милый Биби. Н
Описание слайда:

Письмо А.И. Бибикову (Петербург, вторя половина февраля 1841 г.)   Милый Биби. Насилу собрался писать к тебе; начну с того, что объясняю тайну моего отпуска: бабушка моя просила о прощении моем, а мне дали отпуск; но я скоро еду опять к вам, и здесь остаться у меня нет никакой надежды, ибо я сделал вот какие беды: приехав сюда, в Петербург, на половине масленицы, я на другой же день отправился на бал к г-же Воронцовой, и это нашли неприличным и дерзким.

№ слайда 22 Что делать? Кабы знал, где упасть, соломки бы подостлал; обществом зато я был п
Описание слайда:

Что делать? Кабы знал, где упасть, соломки бы подостлал; обществом зато я был принят очень хорошо, но у меня началась новая драма, которой завязка очень замечательная, зато развязки, вероятно не будет, ибо 9-го марта отсюда уезжаю заслуживать себе на Кавказе отставку; из Валерикского представления меня здесь вычеркнули, так что даже я не буду иметь утешения носить красной ленточки, когда надену штатский сюртук.

№ слайда 23 Я был намедни у твоих, и они все жалуются, что ты не пишешь; и, взяв это в расс
Описание слайда:

Я был намедни у твоих, и они все жалуются, что ты не пишешь; и, взяв это в рассмотрение, я уже не смогу тебя упрекать. Мещеринов, верно, прежде меня приедет в Ставрополь, ибо я не намерен очень торопиться; итак, не продавай удивительного лова, ни кровати, ни седел; верно, отряд не выступит прежде 20 апреля, а я к тому времени непременно буду. Покупаю для общего нашего обихода Лафатера и Галя и множество других книг. Прощай, мой милый, будь здоров. Твой Лермонтов.

№ слайда 24 Анализ письма И.С. Тургенева к Л.Н. Толстому (Буживаль, 1882 г.) (схема)
Описание слайда:

Анализ письма И.С. Тургенева к Л.Н. Толстому (Буживаль, 1882 г.) (схема)

№ слайда 25 Письмо Л.Н. Толстому (Буживаль, 1882 г.) Милый Лев Николаевич, Я получил Ваше пи
Описание слайда:

Письмо Л.Н. Толстому (Буживаль, 1882 г.) Милый Лев Николаевич, Я получил Ваше письмо и благодарю за обещание прислать статью («Исповедь». – М.Л.). Я буду ждать приезда г-жи Олсуфьевой, с которой, впрочем, я уже, кажется, знаком… А что я прочту Вашу статью именно так, как Вы желаете, - об этом и речи быть не может. Я знаю, что ее писал человек очень умный, очень талантливый и очень искренний; я могу с ним не соглашаться, - но прежде всего я постараюсь понять его, стать вполне на его место. Это будет для меня и поучительней, и интересней, чем примеривать его на свой аршин или отыскивать, в чем состоят разногласия со мною.

№ слайда 26 Сердиться же – совсем немыслимо; сердятся только молодые люди, которые вообража
Описание слайда:

Сердиться же – совсем немыслимо; сердятся только молодые люди, которые воображают, что только и света, что в их окошко… а мне на днях минет 64 года. Долгая жизнь научает – не сомневаться во всем (потому что сомневаться во всем, значит: в себя верить), а сомневаться в самом себе – это если верить в другое – даже нуждаться в нем. Вот в каком духе я буду читать Вас. Очень рад, что Вы свили себе гнездо в Москве и что Вам и всем Вашим там хорошо. Но когда я Вас там увижу – Бог весть!.. Кланяюсь дружески всем Вашим и крепко жму Вашу руку. Искренне Ваш любящий Ив. Тургенев.

№ слайда 27 * СХЕМА АНАЛИЗА ЧАСТНОГО ПИСЬМА (ПАМЯТКА) I. Функции: Информативная; Контактнооб
Описание слайда:

* СХЕМА АНАЛИЗА ЧАСТНОГО ПИСЬМА (ПАМЯТКА) I. Функции: Информативная; Контактнообразующая; Эмотивность; Коммуникативность; Воздействие на адресата. Дистантность общения. II. Особенности композиционного построения: зачин; информативная часть; концовка. Во всех частях - использование речевых этикетных формул.

№ слайда 28 * СХЕМА АНАЛИЗА ЧАСТНОГО ПИСЬМА (ПАМЯТКА) III. Монолого-диалогичный характер общ
Описание слайда:

* СХЕМА АНАЛИЗА ЧАСТНОГО ПИСЬМА (ПАМЯТКА) III. Монолого-диалогичный характер общения. IV. Стиль речи. V. Фрагментарная мозаичность содержания основной части.

№ слайда 29 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Напишите письмо выпускнику школы №14. 2. Напишите письмо будуще
Описание слайда:

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Напишите письмо выпускнику школы №14. 2. Напишите письмо будущему.

№ слайда 30  Спасибо за внимание!
Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Презентация к интегрированному уроку русского языка, риторики по теме "Частное письмо - один из видов эпистолярного жанра" (8, 10 классы)
  • Русский язык и литература
Описание:

     Наш урок интегрированный, в нем нашли свое отражение и знания по русскому языку, и по риторике, общему этикету.

     Чтобы научить школьника писать письма, считаем необходимым вначале обучить его композиции письма (его структуре), обратить внимание на этикетные нормы, которые желательно использовать во всей структуре письма, обратить внимание на особенности стиля. Без этого теоретического ракурса традициям эпистолярного жанра обучить невозможно.

     Значительное место в нашем уроке, помимо теории, отведено пополнению словарного запаса, вопросам грамотности, анализу образцов писем, расширению общего кругозора.

     Безусловно, время меняет многое, в том числе и отношение к традициям прошлого.     Требования к письму изменились, стали более демократичными (и в стиле, и в композиции), но неизменным остаются требования к грамотности и культуре речи, к самой личности адресанта.

 

     Наш урок посвящен теме частного письма. Официальные, деловые письма – это уже тема для другого разговора…

Автор Шатунова Анастасия Владимировна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 419
Номер материала 51514
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓